1 0 в пользу детей
Вашему чаду уже исполнилось шесть? Поздравляем — на горизонте призывно блещет огнями школа. А вы уже решили, куда пойдет ваш сын или дочь: в нулевой класс или сразу в первый? Считаете, проблема выеденного яйца не стоит? Да и в самом деле! Ведь если в свои шесть ребенок уже читает, считает и даже пишет печатными буквами, что ему делать в подготовительном классе? Он и так готов к школе! А вот наши эксперты считают по-другому. И к ним, думаю, стоит прислушаться. Сегодняшний выпуск рубрики «Родительский комитет» мы посвящаем очень важным вопросам: как понять, что ребенок уже «созрел» для школы и что лучше для шестилетки — первый класс или «нулевка»?
«Это не аргументы»
— Что обычно говорят родители шестилетних детей, отправляя их в первый класс? «Мой ребенок уже умеет читать, считать и даже писать». «У моих родственников (или знакомых) ребенок пошел в шесть лет — и ничего». «Пусть сын школу раньше закончит, чтобы успел поступить (иначе — армия)». «А куда деваться, если из садика «выгнали»?». И в конце концов: «А чего дома сидеть?» — перечисляет педагог дошкольного образования с большим стажем Наталья Масленникова. — Но все это — не аргументы.
Наталья Анатольевна убеждена: шестилетнему ребенку нечего делать в первом классе.
— Я говорю об этом и как педагог, и как мать троих детей, которые пошли в школу в семь с половиной лет. При этом я также опираюсь на опыт моей сестры, которая уже 19 лет работает в начальной школе, и мамы — логопеда-дефектолога. Это люди, чей авторитет для меня важен, чьему мнению я доверяю. И я, исходя из накопленного опыта, стараюсь удерживать родителей, которые стремятся рано отдать ребенка в школу. К сожалению, не все прислушиваются. А когда уже поздно, стесняются согласиться с тем, что ошиблись. Иногда приходится буквально «биться» с родителями. Причем чаще требуется убеждать отцов. Многие папы почему-то думают: если ребенок читает, считает и отвечает на пару заданных вопросов, то он готов к школе. А что там его ждет, не задумываются. И когда у ребенка не складывается учеба во 2-3-м классе, папы сбрасывают ответственность на мам. И ни один не скажет: «Да, это я виноват, я не прислушался, не уделил внимания».
Заместитель директора по лечебной части областного детского психоневрологического диспансера детский врач-психиатр высшей категории Ирина Брико констатирует: часто родители просто не представляют, что требуется знать будущему первокласснику и что он должен уметь.
— Многие родители, когда приходят на медосмотр, говорят: «Наш ребенок все знает». Ведь он уже читает, считает и пишет, — рассказывает Ирина Владимировна. — Но сейчас мы частенько шестилетним детям пишем в направлении, чтобы они шли только в «нулевку». А потом родителям на приеме долго объясняем почему. Не из-за того, что мы не хотим отправлять их в первый класс. Просто есть дети абсолютно неготовые.
Проблемы с речью и скудный лексикон
Постойте, но что плохого в том, что дошкольник бойко читает и считает? Разве это не большой «плюс» в будущей учебе?
— Да, ребенок хорошо читает, считает и печатает буквы, — говорит педагог Наталья Масленникова. — Но стоит помнить, что осознанное чтение приходит к ребенку в возрасте от шести до семи лет. Это уже не просто прочитанные слоги и слова, это прочитанный и пересказанный текст. В этом случае дети умеют полно ответить на поставленный вопрос. Если ребенок умеет печатать буквы, то это еще не показатель, что его мелкая моторика развита. Она обычно устанавливается у детей к семи годам. Это заложено природой и от этого никуда не деться. Редко, когда у ребенка в шесть лет хорошо идет чистописание.
Детский психиатр Ирина Брико объясняет, что не всегда «паспортный» возраст ребенка совпадает с биологическим. На приеме специалисты проверяют в том числе и это совпадение (или несовпадение).
— Есть физические пробы. Например, по легкой моторике. Мы просим повторить своеобразные движения пальцами и смотрим, может ребенок повторить или нет, — говорит Ирина Владимировна. — Также проверяется сила мышц пальцев и кисти, чтобы определить, может ребенок писать или нет, хватит ли у него сил держать ручку. Если видим, что рука слабая, нет никакой тонкой моторики — то извините…
Проверяя уровень готовности ребенка, специалисты опираются на определенный стандарт знаний, которые обязательно должны быть у идущего в школу ребенка.
— Некоторые родители при этом возмущаются: «Почему мой ребенок должен все это знать?!» — рассказывает Ирина Владимировна. — Но ведь это стандарт — знание оттенков цвета, геометрических фигур, времен года, названий месяцев. При этом мы не просто спрашиваем, но и задаем уточняющие вопросы.
Доктор сетует: все чаще на предшкольный медосмотр приходят дети с серьезными речевыми проблемами, не выговаривающие по два-три звука.
— С речевой патологией — каждый второй, — разводит руками специалист. — Родители почему-то считают, что нет ничего страшного в том, что ребенок не произносит какие-то звуки. Но, к сожалению, если ребенок не произносит эти звуки, то он их потом и не пишет. И когда начинаются проблемы при письме, родители винят детей. А винить нужно себя. За то, что в свое время не отвели ребенка к логопеду.
Скудный словарный запас — и это у нынешних шестилеток практически «норма».
— Очень много интеллектуально сохранных детей сегодня не говорят. К нам приходят пяти-шестилетние дети со словарным запасом уровня «киса-мяу». У меня недавно был случай. Мальчику шесть лет. Спрашиваю у него: «У лисы малыш — лисенок, а у коровы?». Ребенок не смог ответить. Потом все-таки сообразил и выкрутился: «Сын коровы».
Ирина Владимировна считает, что во многом этот «языковой барьер» появляется «благодаря» телевизорам и компьютерам, у которых дети готовы сидеть (и сидят) часами напролет. Родители, как правило, не возражают: ведь ребенок смотрит не только мультики, но и познавательные передачи, играет в развивающие игры. А это полезно!
— Сидение перед телеэкраном — это монолог, — возражает детский психиатр. — Ребенок просто впитывает информацию, но при этом ничего не говорит в ответ. К этому добавляется еще одна проблема — нарушение осанки. А это уже приводит к ухудшению памяти, внимания. И родители потом переживают: как же так, ребенок невнимательный, тяжело учит стихотворения и так далее. Очень радует, что в последние полгода-год родители все-таки стали понимать, что детям нельзя подолгу сидеть за тем же компьютером. С детьми надо больше разговаривать, общаться.
Неумение слушать, слышать и общаться
Родители будущих первоклашек не должны упускать из вида еще один важный момент — психологическую готовность своего чада к школе.
— Ребенок может быть просто не готов высидеть подряд четыре урока по 45 минут, — говорит педагог Наталья Масленникова. — Есть дети, которые обладают чувством страха. Они переживают: а почему нет мамы? почему нас держат в классе так долго? почему нас не выпускают? почему нельзя просто выйти и встать? Поверьте, таких шестилетних детей — достаточное количество.
Психолог высшей категории Ирина Селихова сравнивает психологическую готовность ребенка с фундаментом здания. Чем крепче и надежнее эта опора, тем выше будет качество будущей постройки (читай — тем легче ваш школьник адаптируется к новой для него жизни).
— Психологическая готовность складывается из двух компонентов, — объясняет Ирина Александровна. — Это, во-первых, интеллектуальные предпосылки — особенности развития памяти, внимания, речи, восприятия. Во-вторых, это развитие эмоционально-волевой сферы — мы говорим, что ребенок должен быть достаточно зрелым. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности — игра. В школе — учеба. Это уже серьезно, ответственно. И детей еще в дошкольном возрасте нужно готовить к тому, что их ждет переход от игры к учению.
Психолог напоминает: дети, приходя в первый класс, обязательно должны уметь слушать и слышать учителя. Должны уметь подчиняться определенным правилам и действовать по образцу. — Неумение соблюдать то, что предлагает учитель, — тоже признак неготовности к учебному процессу, — отмечает специалист.
Не стоит упускать из виду и социальную зрелость будущего школьника. В первом классе ребенок должен уметь общаться со сверстниками, соблюдать дистанцию со взрослыми и в том числе с учителем (никакого панибратства, обращение на «Вы» и по имени-отчеству). Если у вашего чада есть какие-то пробелы в этой сфере, в школе он может столкнуться с большими проблемами.
— Родители часто не думают об эмоциональной, социальной зрелости. Не думают о том, насколько ребенок умеет контактировать, общаться, может ли находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, не обращаясь к помощи взрослых, — подытоживает психолог. — В итоге даже при высоком уровне интеллекта и хороших адаптивных возможностях ребенок может очень трудно уживаться с коллективом.
— К тому же у нас родители очень любят грозить: «Вот ты пойдешь в школу, там тебе учительница покажет!» — добавляет психиатр Ирина Брико. — Так в ребенка заранее вкладывается состояние страха. Он еще не знает, что там за учительница такая, но уже идет в школу в страхе. А если учительница ему что-то строго или громко сказала — вот и готова причина для развития невроза. В первом классе очень часто встречаются тики. Может развиться заикание, энурезы, которые очень долго скрывают, потому что «стыдно». Плюс к этому — психосоматические расстройства. Ребенок начинает часто болеть. А ведь он не просто болеет, он таким способом защищается, чтобы не идти в школу.
— Психоневрологи, психологи, невропатологи не одну статью написали о том, что возраст от шести до семи лет — основной для подготовки к школе, — говорит педагог Наталья Масленникова. — В этом возрасте даже два месяца имеют большое значение. На этот год можно найти для ребенка центр развития. Если есть возможность отдать его в нулевой класс, где педагог действительно занимается с детьми, значит, надо отдавать. Здесь будут учить концентрировать внимание, выслушивать, четко и правильно отвечать на вопросы и так далее.
Сама Наталья Анатольевна шесть лет ведет группы дошкольной подготовки в центре развития языка и перевода «Биг Бен».
— У меня был уже не один выпуск, и я не раз убеждалась в том, что многим родителям дала правильный совет, удержав их от желания пораньше отдать ребенка в школу. Позже я не единожды встречалась с этими родителями и слышала от них слова благодарности. И я успокаиваюсь тем, что мы в очередной раз не загубили чью-то жизнь.
Послесловие
«Мы все-таки поспешили…»
(Из письма мамы шестилетней первоклассницы):
«В последнее время много общаюсь с родителями будущих первоклассников (или «нулевичков», многие еще никак не могут определиться). И часто вспоминаю себя образца лета 2009-го. Дочке ровно шесть. Читает, считает, пишет (словом, присутствует весь «джентльменский набор»). Долго терзались выбором. Решили все же пойти сразу в первый: «Что там делать, в этой подготовке? Будет неинтересно ». Из дополнительных «бонусов» — в нашей школе шестилеток набралось сразу на целый класс (так что возможной «дедовщины» семилетних однокашников не предвиделось). Была у нас, кстати, даже одна пятилетняя(!) первоклассница (ей исполнялось шесть только в ноябре).
Честно признаться самой себе в том, что мы все-таки поспешили, я смогла примерно к середине второго учебного года. Всевозможные «звоночки» слились, наконец, в один отчетливый сигнал: шесть лет для первого класса — это рано!
У дочери почти сразу появились серьезные проблемы с письмом. Она часто не успевала за классом. Учительнице приходилось останавливать работу и подгонять дочку и еще пару таких же «копуш». В результате — комплексы и чудовищный почерк, который мы так и не смогли исправить.
Мы не учли и того, что школьная программа сейчас совсем не такая, как во времена нашего детства. Детям сегодня приходится усваивать кучу информации, которая к тому же в нынешних не очень складных учебниках не всегда понятно изложена.
Школьные оценки в глазах нашего ребенка очень долго не имели никакой ценности: подумаешь, «пятерка», ну и что, что «тройка». Сначала мы даже решили, что она у нас просто не тщеславная. Как бы не так! К семи годам (аккурат к началу второго класса) дочка «проснулась» и «распробовала», как приятно получать хорошие оценки. К слову, она все эти годы занималась очень даже неплохо, на твердые «четверки» и «пятерки». Однако желания учиться у нее по-прежнему нет. Как четыре года назад пришла в школу без интереса, так до сих пор этим интересом и не «заразилась». Несмотря на все усилия, которые мы прикладывали.
Сейчас я виню себя за то, что мы украли у дочери год детства. Знаете, как грустно становится от того, что мы так поспешили…»
Почему ребенок не может остаться в детском саду до семи лет?
— По новому дошкольному стандарту от 2008 года дошкольное образование осуществляется в возрасте от 3 до 6 лет, — объясняет руководитель отдела среднего общего образования управления образования Карагандинской области Светлана Чжао. — Дети как «домашние», так и закончившие детсад, в шесть лет могут идти в школу. Дети, родившиеся в октябре, ноябре, декабре и не достигшие к 1 сентября шести лет, еще на один год остаются в детском саду. Единственное, родителей сразу предупреждают, что ребенок остается на повторный курс обучения. Многие родители с этим не соглашаются. Они хотят развития, поэтому забирают детей и ведут их в предшкольные классы. На выходе из сада психологи делают тест на психологическую готовность к школе, составляют психологическую характеристику. Если психолог пишет, что ребенок готов к обучению в школе, можно смело отдавать его в первый класс. Каждый родитель имеет право подойти к психологу и спросить, насколько ребенок готов психологически к обучению в школе.
Можно ли выбирать нулевой класс?
— В нулевые классы — правильнее называть их классами предшкольной подготовки — дети идут в соответствии с местом проживания, — говорит Светлана Чжао. — Весь город поделен на микроучастки, прикрепленные к каждой общеобразовательной школе. Родителям следует прийти в ближайшую школу и уточнить, относятся ли они к данной школе. Можно обратиться в городской отдел образования и выяснить, к какому микроучастку вы относитесь.
Новые единовременные выплаты в размере 10 тысяч рублей на детей от 3 до 16 лет смогут возобновиться в России. В Госдуме ФС РФ рассказали, что поддержка граждан в период пандемии коронавируса должна быть продолжена. Соответствующий вопрос поднял депутат Госдумы РФ, член комитета по бюджету и налогам Евгений Федоров. Парламентарий уверен, что федеральный бюджет способен справиться с этой задачей.
Выплаты детских путинских за декабрь 2020 по 10000 на детей до 16 лет: отменили или нет, когда заплатят и в каких регионах — новости
По словам Федорова, новые ограничительные меры из-за коронавируса могут сильно ударить по материальному благосостоянию российских семей. Поэтому ряд «детских» выплат должен осуществляться на постоянной основе. И хотя введенные весной выплаты для населения и бизнеса стали серьезной ношей для федерального бюджета, депутат уверен, что деньги на новые пособия можно найти.
«Возможности федерального бюджета позволяют реализовать эту программу. Если по какой-то причине средств не хватит, мы может использовать кубышку правительства. Ее размер превысил отметку в 7 трлн рублей, и составляет сейчас больше 11 трлн рублей. Соответственно, ее тоже можно использовать. Важно, чтобы это было не разовое, годовое или месячное решение, а постоянно действующая мера», – цитирует Федорова портал sibkray.ru со ссылкой на Primpress.
Какие конкретно выплаты ждать в ноябре и декабре 2020 года?
Во-первых, почти 95 миллиардов рублей выделят на увеличение пособия для детей от 3 до 7 лет семьям, среднедушевой доход в которых не вырастет до прожиточного минимума при выплате пособия в половину прожиточного минимума на ребенка, сообщила пресс-служба Минтруда РИА Новости. В министерстве напомнили, что в 2020 году была установлена ежемесячная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет. На нее в бюджетах всех уровней предусмотрено около 170 миллиардов рублей.
Выплаты уже получают семьи, в которых воспитываются свыше 3,8 миллиона детей.» Со следующего года планируется увеличить размер ежемесячной выплаты до регионального прожиточного минимума на ребенка, если среднедушевой доход семьи при выплате пособия в половину регионального прожиточного минимума на ребенка не позволяет среднедушевому доходу вырасти до прожиточного минимума. Такой шаг потребует дополнительно почти 95 млрд рублей», — сообщили в Минтруде.
Во-вторых, депутаты Госдумы предложили ввести ежемесячную выплату пособий для всех семей с детьми школьного возраста. Идея принадлежит лидеру партии «Справедливая России» Сергею Миронову, сообщает портал sib.fm. Он также добавил, что справедливороссы уже предлагали продлить летние путинские выплаты в размере 10.000 рублей детям до 16 лет, но отклика в правительстве инициатива так и не получила.
«Как видите, в трудную минуту государство смогло найти деньги на поддержку граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию, но россияне столкнулись с продолжением эпидемии коронавируса. Многие люди до сих пор не смогли оправиться после весеннего карантина и удалённого обучения школьников, и вот новая напасть», – продолжил политик.
Читать: Названа дата начала вакцинации от коронавируса (COVID-19) в России
*использован источник https://www.markint.ru/
Доброго здоровьица Вам и
До новых встреч на сайте 9111. ру!
Полтора миллиона за жизнь
О Саше Курамшиной ProUfu.ru впервые написал в июле этого года. По воспоминаниям ее папы, через несколько часов после рождения Саши врачи отправили ребенка в реанимацию с подозрением на кишечную непроходимость, но через пару недель девочку выписали, заявив, что диагноз снят.
Родители Саши рассказывают, что боли в животе у нее практически не проходили, а в медицинской карточке регулярно появлялись новые диагнозы и новые рецепты на лекарства. Летом 2009 года ребенка госпитализировали с подозрением на аппендицит. После четырехчасовой операции врачи сообщили родителям, что у Саши случился заворот тонкой кишки, которую пришлось удалить практически полностью. Гарантий на то, что девочка выживет, доктора не давали.
Саша пережила восемь операции по увеличению кишечника – врачам удалось «растянуть» его только до 35 сантиметров. Девочке нельзя есть обычную пищу, у нее жесткая диета, а необходимые для поддержания жизни микроэлементы ей ежедневно вводят через капельницу. Месячный набор специального питания обходится семье Курамшиных в 200 тысяч рублей или 1,5 миллиона рублей ежегодно. Без него и без лекарств, список которых с трудом умещается на четырех листах формата А4, девушка просто не выживет.
Нет в перечне – нет и в бюджете
Синдром короткой кишки (или СКК), по некоторым оценкам, встречается в двух случаях на миллион. Из-за того, что он не внесен в перечень жизнеугрожающих и хронических редких заболеваний, государственная поддержка людям с СКК не полагается.
В течение восьми лет родители Саши пытались добиться включения заболевания в официальный перечень орфанных, но сделать этого не смогли.
– Я обращался куда только мог. Знаю уже всех министров в лицо, – рассказывал Валерий, папа девочки. – Заместитель министра здравоохранения Рамиль Хамитов говорил мне: “Как вам не стыдно просить у меня такие деньги?”,а министр просто отмахнулся и сказал, что никак не может помочь, посоветовал пройти в какую-нибудь другую дверь. Обращался я и к детскому омбудсмену Милане Скоробогатовой. Она меня внимательно выслушала, посмотрела в глаза, пообещала помочь, а потом прислала такую же обезличенную чиновничью отписку, мол, помощи не ждите.
В Минздраве республики поясняли, что помощь пациентам с орфанными заболеваниями оказывается регулярно – на это в бюджете прописывается специальная графа расходов. Но раз СКК в перечень редких болезней не включен, то помощи от государства можно не ждать.
Пока Сашу поддерживают благотворительные фонды. Один из них – крупный региональный Благотворительный фонд «Изгелек». В этом году с помощью фонда для Саши было приобретено специальное питание на сумму более 250 тысяч рублей. Но возможности фондов ограничены. Теперь, по решению суда, обеспечивать семью Курамшиных лекарствами и расходными материалами обязан Минздрав республики. Такое решение было вынесено 25 октября.
«Это только очередной этап…»
Права Саши на госпомощь в суде отстаивали юристы судебного агентства «Барристер».
– Проблема в том, что государство «забыло» включить Сашину болезнь в перечень орфанных. На этом основании родителям девочки отказывают в предоставлении питания и лекарств за счет бюджета. За восемь лет от государства вместо лекарств смогли получить пачку отписок, – говорит управляющий партнер агентства Айдар Муллануров. – Мы решили помочь Саше на условиях pro bonо – подать в суд на Минздрав РБ и обязать их предоставлять необходимые препараты. Мы часто судимся из-за бизнеса; земля, деньги, акции, здания, долги – привычные для нас категории, а вот подобное дело для нас первое.
При этом, как отмечают юристы, на успех дела в большей степени повлияла вовлеченность прокуратуры Калининского района Уфы. Иск по этому делу в суд подала именно прокуратура, что, разумеется, сказалось на сроках рассмотрения дела: без ее участия решение могло затянуться на долгий срок.
Впрочем, радость от победы в этом деле несколько омрачает вероятная апелляция. По словам Валерия Курамшина, папы Александры, Минздрав наверняка будет обжаловать решение суда.
– Радоваться пока рано. Для нас пока ничего не кончилось, это только очередной этап. В ходе заседания представитель Минздрава постоянно подчеркивал, что ведомство не согласно с доводами юристов и прокурора, выступавших на стороне Саши. Прокурор сказала нам, что министерство с вероятностью 99 % будет подавать апелляцию.
В Минздраве РБ оперативно прокомментировать ситуацию не смогли. В пресс-службе министерства нам заявили, что никакой информации по Саше у них пока нет.
– Мы искренне благодарны юристам, которые взялись за дело Саши и решили восстановить справедливость. В нашем фонде двое подопечных с таким диагнозом, еще одно заявление об оказании помощи на рассмотрении. Этим детям ежегодно требуются медикаменты и специальное питание на сумму более 2 млн рублей, ни один региональный благотворительный фонд не может оказать эту помощь в полном объеме, у болезней нет перерывов и выходных, нет времени искать деньги и обивать пороги. Папа Саши Курамшиной пришел в наш фонд с огромной кипой отписок из всевозможных ведомств и министерств, жестокость чиновников по отношению к его ребенку просто поражала. Мы надеемся на то, что решение суда вступит в силу, что в республике удастся создать прецедент и в будущем государство полностью возьмет на себя обеспечение не только детей с синдромом короткой кишки, но и больных с легочной гипертензией, также оставшихся без лекарств из-за бюрократических механизмов. Сегодня наш и другие благотворительные фонды, по сути, выполняют государственную задачу, заботясь о людях, которые попали в беду, но оказались за порогом бюджетных программ оказания помощи. В этом году нам с помощью депутата Госдумы Павла Качкаева удалось добиться обеспечения башкирских детей, больных сахарным диабетом первого типа, инсулиновыми помпами за счет государства. Но есть еще много нерешенных вопросов и случаев, когда люди вынуждены один на один бороться с болезнью, еще очень много предстоит работы, чтобы каждый человек смог получить от государства достойную помощь, – говорит руководитель попечительского совета фонда «Изгелек» Рауфа Рахимова.
ProUfu.ru будет следить за развитием событий.