1 информация и ее польза
Информация — просьба, подававшаяся малороссийскими гетманами царю московскому или польскому.
Русский энциклопедический словарь (1873 г.)
Информация — основная валюта демократии.
Ралф Неймер, американский юрист
Если информация нам не нравится, эго пропаганда. Если информация нам нравится, эго информация.
Марвин Клаб, американский журналист Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами.
Гилберт Честертон
Бывает информация из первых рук, высосанная из пальца.
Роберт Карпач, польский литератор Чем менее точна информация, тем более бурно мы на нее реагируем.
«Замечание Уэдервакса»
Комментарии дешевы, но факты обходятся дорого.
Том Стоппарду английский драматург Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения.
Петр Капица, русский физик
В XX в. подъему авторитета информации как важнейшего цивилизационного элемента в немалой степени способствовало появление науки кибернетики. Ее основоположник Ноберт Винер предлагал следующий взгляд на сущность информации: «Человек погружен в мир, который он воспринимает своими органами чувств. Информация — обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде. Действительно жить — это значит жить, располагая правильной информацией»[1].
Выделим следующие концептуальные подходы к определению информации:
- • традиционный (обыденный). В таком случае информация — это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью пяти органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
- • вероятностный. Он используется в теории об информации. Здесь информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их характеристиках, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности и неполноты знаний.
Заметим, что в обоих случаях речь может идти об одной и той же информации, касающейся, например, повседневной жизни. Например, по радио можно услышать следующую фразу: «Сейчас температура воздуха в Санкт-Петербурге — минус пять градусов ниже нуля. К концу дня ожидается похолодание до минус семи градусов». Первая часть фразы «отвечает» за традиционный подход. Вторая — за вероятностный. Но речь идет об одном и том же — температуре воздуха на улице.
Обычно «информацией» называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.н. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». По информируют при этом именно людей. Они — объекты информационного воздействия тех, кто данную информацию распространяет, т.е. СМИ и журналистов. Информацией может быть все: от сведений об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы, до сведений о состоянии здоровья того или иного человека.
Стоит принять во внимание, что сама форма подачи информации зависит от того, на кого она направлена. Давно замечено, что одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на китайском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоииформативным для человека, владеющего им. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.
В теории и практике информационной деятельности важно место отводится такому понятию, как «сигнал». Чаще всего оно связано непосредственно с процессом коммуникации, т.е. передачи информации во времени и пространстве. Сигнал или последовательность сигналов образуют сообщение, которое может быть воспринято получателем в том или ином виде, а также в том или ином объеме. Информация есть термин, качественно обобщающий понятия «сигнал» и «сообщение». Если сигналы и сообщения можно исчислять количественно, то применительно к информации можно сказать, что сигналы и сообщения являются единицами измерения объема информации.
Стоит также понимать, что информация сама по себе обладает рядом неотчуждаемых свойств и особенностей. Их можно определить как универсальные. Именно их необходимо знать журналисту и уметь использовать их в каждой конкретной творческой ситуации.
К универсальным свойствам информации относятся следующие свойства:
- • обмен информацией происходит непрерывно в единстве материального и социального начал;
- • любая информация независимо от характера носителя дискретна, т.е. ее можно прервать, ограничить, завершить ее изложение в любой момент времени;
- • движение потоков информации в современном обществе непрерывно, т.е. вокруг нас существует гигантское, необозримое море информации, которое ни на мгновение не прекращает свое движение во времени и пространстве;
- • информация только тогда становится реальным предметом обмена, когда включается в процесс коммуникации, то есть, проще говоря, поступает в обращение.
Приведем пример из повседневной медийной практики. Например, в декабре 2015 г. холдинг ВГТРК реализовывал проект непрерывного чтения текста романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Информация об этом постоянно распространялась по всем возможным каналам коммуникации. Для большинства такие сообщения так и оставались лишь частью общего информационного потока. Однако для тех, кто решил принять участие в проекте, информация о нем стала значимой и заинтересованные лица, естественно, выделили ее, использовав описанный выше фактор дискретности информации.
Мы уже отмечали ранее, что информация может храниться, передаваться и обрабатываться. Для этого в человеческой цивилизации выработаны символические (знаковые) формы. Однако заметим, что одна и та же информация может быть представлена в различной форме:
- • знаковой письменной, состоящей из различных знаков среди которых выделяют символьную в виде текста, чисел, специальных символов; графическую; табличную и т.д.;
- • в виде жестов или сигналов;
- • в устной словесной форме (человеческая речь).
Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозможных инструкциях. Это, несомненно, стоит учитывать журналисту при изложении вполне конкретной информации. Понятно, что информационное сообщение о прибытии официальной делегации иностранного государства вряд ли будет носить развернутый характер. В то же время в этой информации должны содержаться основные сведения о делегации, ее составе, целях прибытия и т.и. Но в кратком радиосообщении об этом прибытии вовсе не обязательно сообщать о территории данного государства, его населении, столице, политическом устройстве.
Носители информации — среда или физическое тело для передачи, хранения и воспроизведения информации. Это электрические, световые, тепловые, звуковые, радиосигналы, магнитные и лазерные диски, печатные издания, фотографии и т.д. О том, как и что хранить и каким способом распространять информацию, рассказывает иная дисциплина — «Техника и технология СМИ». Пока же мы заметим лишь то, что технические характеристики носителей информации зачастую в журналистской практике не только предопределяют стадии и характер работы над полученными сведениями, но и фактически «намечают» варианты и форматы их использования и распространения по имеющимся в распоряжении журналиста и СМИ каналам коммуникации. Если журналист берет, например, интервью у главы Департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ Марии Захаровой, то ему вряд ли так уж необходимо снимать свой разговор с ней на телекамеру.
Журналисту также стоит учитывать и то обстоятельство, что информация может существовать в конкретном виде в зависимости от собственного «характера», г.е. в виде:
- • текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
- • световых или звуковых сигналов;
- • радиоволн;
- • электрических и нервных импульсов;
- • магнитных и цифровых записей;
- • жестов и мимики;
- • запахов и вкусовых ощущений;
- • хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.
Отметим, что не все виды информации имеют непосредственное отношение к реальной профессиональной деятельности журналиста. Часть из упомянутых видов может носить научный и специальный характер. Кроме того, в современной журналистской практике большое значение имеет личная информация о человеке, т.е. его возраст, пол, состояние здоровья, образование, национальность, вероисповедание, место рождения и жительства, состав родственников и многое другое. Именно в работе с этими личными сведениями чаще всего в журналистской практике допускаются нарушения юридических и этических норм. Например, в таблоидной прессе принято сообщать о заболеваниях и самочувствии знаменитостей. Не остается без пристального внимания бульварной журналистики и личная жизнь подобных персон. В ход идет любой факт: от усыновления и написания завещания до неадекватного поведения на светской вечеринке.
Разрыв между теоретической идеальной моделью функционирования информации в современной шоу-цивилизации и реальной медиапрактикой не является фатальным и непреодолимым. Поэтому для современной журналистской практики крайне важны свойства информации, как реально существующие, так и желаемые, т.е. те, которые должен определять сам профессионал, собирая сведения, цифры и факты.
Принято считать, что информация должна обладать следующими свойствами:
- • достоверность,
- • точность,
- • краткость,
- • своевременность,
- • понятность,
- • доступность,
- • полнота,
- • ценность.
Свойства информации расположены в порядке убывания их ценности в ежедневной практике журналиста. Но стоит обратить внимание на то, что каждое из этих свойств предопределяет появление последующих характеристик информации. Можно сказать, что между ними существует крепкая диалектическая связь. Например, понятно, что для информационного сообщения в радиоэфире достаточно краткой и точной информации о случившемся ДТП. И понятно, что журналист первым делом назовет время и место события, затем — «участников» происшествия, т.е. количество и марки машин. И, если не дай Бог такое случится, — количество пострадавших людей. А далее последует процесс уточнения и расширения объема информации о ДТП (если оно действительно является серьезным), которое на повестку дня поставит вопрос о полноте имеющихся сведении о последствиях ликвидации ДТП и его влиянии на общую дорожную обстановку в районе происшествия.
Понятно, что перед нами — идеальная модель сочетания свойств информации, которые крайне желаемы на практике. И достичь сочетания и наличия всех упомянутых выше характеристик в одном-единственном репортаже о прорыве магистрального водопровода в районе городских новостроек в суровые зимние холода вряд ли возможно, но никто не отрицает и того, что к подобному сочетанию стоит стремиться постоянно.
Попробуем пояснить каждое из упомянутых желаемых свойств информации, к которой имеет отношение журналист в своей профессиональной деятельности.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т.е. перестает отражать истинное положение дел. Вспомним еще раз ситуации с террористическими актами в Лондоне, случившимися в июле 2005 г. Это произошло буквально на следующее утро после того, как МОК объявил о том, что летние олимпийские игры 2012 г. состоятся в столице Великобритании. Все радио- и телеканалы, входящие в состав ВВС, придерживались в течение всего дня информации о количестве жертв терактов, поступавших из официальных источников. Оно было несравнимо меньшим по отношению к числу реально погибших пассажиров метро и омнибуса. И понятно, что к концу дня эта информация уже не выглядела недостоверной и неактуальной. Однако реальную подтвержденную цифру погибших ВВС озвучила лишь после того, как ее огласили официальные представители властей.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Яркий пример — история с аргументацией властями США относительно наличия у Ирака химического оружия массового уничтожения. В 2003 г. на заседании Совета Безопасности ООН Колин Пауэлл, тогдашний госсекретарь США, продемонстрировал склянку с белым порошком, утверждая, что внутри как раз и находится отравляющее вещество. Это «доказательство» стало едва ли не решающим аргументом при объяснении Белым домом причин вторжения войск коалиции в Ирак в марте 2003 г. Теперь весь мир знает, что показанное было наглой подтасовкой, а отсутствие реальной информации о том, что есть, а чего нет у Ирака, ввело весь мир в необратимое заблуждение, политически оправдало агрессию США и их союзников. За этим последовал полный распад Ирака как суверенного государства, что в значительной степени создало условия для создания И ГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) и появлению очевидного очага международной напряженности.
Здесь самое время упомянуть о принципиальной важности точности информации в работе журналиста. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Неточная информация — это неправдивая, недостоверная информация. И здесь для тех, кто посвятил и посвящает свою жизнь журналистскому труду, нет и не должно быть никаких иллюзий. Чаще всего неточности «сопровождают» деятельность начинающих журналистов, когда они путают названия топонимических объектов, должности, имена и фамилии тех, к кому они обращаются за комментариями, а также — цифры, связанные с характеристиками дат и времени. Как говорил персонаж одного известного советского телефильма: «Маленькая ложь рождает большое недоверие». Наиболее наглядные примеры в нынешней практике молодых журналистов мы можем наблюдать в деятельности петербургского телеканала Life78y который выходит в эфир на частоте прежнего канала «100ТВ», входившего в состав Балтийской медиагруппы (БМГ), владельцем которой был О. К. Руднов. Однако после его скоропостижной кончины в январе 2015 г. право на владение активами БМГ перешло к А. А. Габрелянову. Он и осуществил политику переформатирования прежнего вещателя, что обернулось в итоге процессом полной депрофессионализации журналистской деятельности тех, кто был приглашен на работу в штат нового канала вместо уволенных сотрудников прежнего. А поскольку были приняты молодые, неквалифицированные юноши и девушки, большинство из которых оказались приезжими, ограниченность их знаний Санкт-Петербурга, его топографии и расположения различных объектов сразу начала негативно сказываться в репортерской деятельности, продуцируя множество неточностей, ошибок, оговорок.
Точность информации, добываемой журналистом, автоматически повышает ее ценность. А ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.
Источник
В свое время я задумался над тем, что же такое знание и пришел к выводу, что знание – это, прежде всего информация, из которой, при наличии определенной технологии, извлекается знание. Все вокруг нас информация. Даже свет от далекой звезды – это информация. Как шахтер извлекает из груды породы алмаз, так и человек, наделенный умением учиться (читай технологией работы с информацией), извлекает из информации бриллианты-знания. Ниже я привожу высказывания великих людей, которые в совершенстве научились извлекать из информации алмазы в буквальном смысле слова.
Коносуке Мацусите – основатель брендов Panasonic, National и Technics, не только самый богатый японский бизнесмен, но и самый почитаемый бизнес-лидер, человек-легенда: «Информация тянется к подходящему человеку: «Ты можешь думать, что это свойство человека, но на самом деле это информация тянется к подходящему человеку. Информация – это жизнь. Она быстро находит людей, которые признают её важность и действительно хотят ею обладать. Информация обходит тех, кто только праздно собирает данные и не может пустить их в дело. Будет использоваться информация или нет – зависит от человека».
Уинстон Черчилль – британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании, военный, журналист, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, один из самых выдающихся британцев в истории говорил, что «тот, кто владеет информацией, владеет миром».
Билл Гейтс – основатель компании «Майкрософт»: «Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете».
Протоколы Собраний Сионских Мудрецов (https://lib.ru/POLITOLOG/AE/protokoly.txt): «Информация – это святая святых! Деньги, кадры и информация – три кита, на которых зиждется наше благополучие!»
Питер Ф. Друкер – американский учёный австрийского происхождения, экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века. (Задачи менеджмента в XXI веке, М., «Вильямс», 2001 г.): «….мы собираем информацию не для того, чтобы накапливать знания, а для того, чтобы предпринимать правильные действия».
Источник https://www.budzdorvum.ru/index.php/dengi/255-vfd.html Как известно уже давно информация – это деньги. Это правила действует в Интернете еще больше. Если вы умеете писать хорошие статьи вы всегда можете гарантированно заработать или на продаже статей или на своем сайте. Если вы знаете методики поднятия тица сайтов до 30-60 вы почти уже миллионер. Если вы знаете, как легко выйти на первые места по НЧ и СЧ запросам вы сможете заработать на контекстной рекламе. Важно найти правильные и актуальные источники информации.
Альтшуллер Г.С.
Источник https://www.altshuller.ru/triz/triz10.asp> “…для уверенного решения задач изобретателю нужна колоссальная информация. Заранее неизвестно, какой именно технический прием или физический эффект понадобится. Поэтому в принципе нужно иметь под рукой информацию о всей технике и всей физике”. Аналогично и в других сферах жизни, профессиях мы заранее не знаем какая и сколько информации нам понадобится. Поэтому необходимо собирать информацию не только по той теме, которая вас интересует, но и по смежным направлениям…
***
Поэтому нужно собирать информационные тематические портфолио. Тем более портфолио позволяют не просто заучить, а пережить, потому что правильно сделанное портфолио – это, скорее книга, фильм и т.п. Как известно переживания вызывают более сильные эмоции, что позволяет легче переваривать информацию в знания.
Э. Тоффлер – американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества (Монография “Метаморфозы власти”) “Знание – самый демократичный источник власти. В быстро изменяющемся информационном мире борьба за власть и доминирование все больше превращается в борьбу за распределение и доступ к информации и знаниям. В итоге контроль за распределением и доступом к информации и знаниями – основа битвы за власть во всех институтах человечества и человеческого общества.
Источник https://giasiu.narod.ru/p6aa1.html Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира. В ходе своего развития человеческое общество прошло через пять информационных революций. Первая из них была связана с введением языка, вторая – письменности, третья – книгопечатания, четвертая – телесвязи, и, наконец, пятая – компьютеров (а также магнитных и оптических носителей хранения информации). Каждый раз новые информационные технологии поднимали информированность общества на несколько порядков, радикально меняя объем на глубину знания, а вместе с этим и уровень культуры в целом. Абсолютное использование информации для достижения определенного результата, является ЗНАНИЕМ.
Знание – это результат специфических интеллектуальных усилий. Они могут быть извлечены или сформированы из информации только посредством логического вывода, совершаемого человеком или компьютером.
Знания – сочетание практического опыта, индивидуальных ценностей, контекстной информации, интуиции человека, обеспечивающая базовую структуру для оценки и объединения нового опыта и новой информации. Знания появляются и обретают практический смысл в сознании человека.
Знание – это власть и чем больше информации одна сторона в состоянии накопить о другой, тем больше шансов одержать победу.
Знания, которые не стали умением, а потом не перешли в устойчивый навык, так и остаются просто информацией. Невостребованной. Такая информация на самых дальних полках памяти хранится, а то и вовсе выбрасывается, за ненадобностью.
Чем концентрированнее поток информации, тем активнее работает мозг. Чем активнее работает мозг, тем больше шансов сгенерировать что-то интересное. Не все идеи появляются сразу – наш мозг умеет и любит работать в фоновом режиме. Мы всосали информацию, продолжаем заниматься своими делами, а мозг незаметно для нас что-то там переваривает. В один прекрасный вечер мы засыпаем, а во сне нам является таблица Менделеева, Гугл или теория относительности (основано на реальных событиях). Вот почему нужно собирать портфолио (информационный тематический блок) информации.
* еще касательно информационных портфолио
Нельзя развиваться всей системой сразу. Надо иметь сегментирование: сделать каждый кусочек автономным и пробивать разные программы. И только тогда появится надежда развиваться.
Выдающийся учёный нашего времени, господин Масару Эмото. Его книги пользуются в мире большой популярностью.
Масару Эмото изготовил уникальный микроскоп, который позволил ему мгновенно замораживать воду и получать фотографии снежинок. Исследованию влияния информации на свойства воды Эмото посвятил всю свою жизнь. И вот что обнаружил наш друг: если на сосуде с водой написать негативные слова: «Смерть», «Болезнь», «Зло», то после резкой заморозки снежинки получаются уродливыми! А если написать слова позитивные, светлые — «Любовь», «Счастье», «Вера» — то снежинки получаются божественно красивыми!
Самый смертельно опасный яд это негативная информация, она нас поджидает везде! Она наносит Вам и человечеству максимальный вред! Помните что мысль – материальна и негатив, попавший в наши мысли, дурно влияет на нас.
Поэтому не будем последними идиотами, жестко и решительно вырубаем все телеканалы, «зомбоящики», мудро и смело блокируем сайты, из которых гнойным, ядовитым потоком прёт негативная информация.
Наглядный пример:
Маленькие дети тащат в рот всё подряд. Это природный механизм самообучения. Вдруг что-то съедобное окажется. Но у этого метода есть недостаток – постоянно приходится жрать всякую дрянь. С возрастом появляется умение выбирать для еды нечто более подходящее.
Аналогично с информацией. Многие взрослые так и не научились различать лживую, недоброкачественную информацию и «все тянут ее в рот»…
Известный эксперимент с фотонами …
Квантовая физика радикально изменила наши представления о мире. Согласно квантовой физике мы можем влиять своим сознанием . https://econet.ru/articles/65310-kak-soznanie-upravlyaet-materiey#
Все в мире наполнено энергией. Вселенная реагирует на мысль. Энергия следует за вниманием. То, на чем ты фокусируешь свое внимание, начинает изменяться. Специалисты NASA определили, что наши мысли могут распространяться на расстояния до 400 000 километров (это 10 раз вокруг Земли по экватору!).
Умение работать с информацией является одним из главных навыков, позволяющих существенно облегчить процессы работы и учебы. Грамотная работа с различными типами данных позволяет существенно сократить временные затраты. https://blog.repetit.ru/2015/06/26/kak-nauchit-rebenka-pravilno-rabotat-s-informaziej/
Стив Джобс заметил, что креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют.
***
Почему так происходит, да потому что у творческих людей всегда под рукой портфолио по нужной им теме, которое они постоянно пополняют.
Технологии работы с информацией позволяют вам обрести цифровое бессмертие (фильмы, книги, фотографии…) https://apparat.cc/news/augmented-eternity-ai/
Мишель де Монтень французский писатель и философ 1533 – 1592
„Лучший способ запомнить что-нибудь – постараться это забыть.”
*** Я забываю с программой по управлению знаниями PVP LS и в тоже время все помню https://www.pvpcenter.org/r3/4/mybooks.htm
***
Пишите мне на адрес pvpcenter@yandex.kz , WhatsApp +77052012013 и посетите сайт www.pvpcenter.org
Напишите мне, предлагайте свои идеи для рассылки и веб-сайта. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своих успехах в обращении с информацией.
Пишите!
Не забывайте оценить статью!
Удачи Вам, Ваш Владимир Проскурин
(С) Vladimir Proskurin, 2019
Источник