21 секрет феноменальной пользы шахмат
• «Мне плохо».
• «У меня мало денег».
• «Меня никто не любит».
Однако это никак не решает проблему, только усугубляет. Но самое интересное происходит, когда человек начинает развивать данную тему глобально:
• «Мир несправедлив».
• «Так жить нельзя».
• «Мы рождены для страдания».
Такие фразы вообще ничего человеку не дают – они могут лишь превратить его в овоща из психлечебницы. Хотя в то же самое время он может думать о конкретном желании… и добиться его исполнения.
Если поменять подсознательную реакцию с жалобы на включение мышления, то есть шанс решить любую проблему. Согласитесь, это намного умнее.
Поэтому запомните правило:
Никогда и ни на что не жалуйтесь, потому что это глупо.
В любой ситуации начинайте думать о том, как исполнить свое желание.
Если прямо сейчас вы не знаете, как решить проблему, это значит, что вам нужно научиться ее решать. Слово «научиться» состоит из «научить» и «ся», то есть «научить себя». Следовательно, вам нужно обратить внимание на себя и научить себя тому, как решить эту проблему.
Здесь я обычно слышу еще одно типовое возражение: «Я человек взрослый, все знаю, все понимаю, поэтому я считаю, что ничего сделать нельзя». Ответить тут можно только одно: «Да, на вашем уровне вы считаете, что знаете все, но есть более высокие уровни».
Возьмем для примера футболиста, который играл в дворовой команде, а потом его взяли в школу олимпийского резерва. Этот юный спортсмен знает про футбол все. Он хорошо знает правила. Он умеет финтить и пасовать.
Но, как ни странно, выясняется, что в новом окружении он пока не умеет играть в футбол – в профессиональный футбол. Чтобы добиться успеха в новых условиях, ему надо стать футболистом другого уровня. Физической подготовки мало.
Ему нужно познакомиться с теорией футбола. Понять свои сильные и слабые стороны. Отказаться от тех приемов, которые уместны в дворовой команде, и перейти к приемам профи.
Но с футболом все проще. Там есть тренер – он подскажет. А как быть, если вы хотите достичь совсем новых целей: сделать открытие, изобретение, что-нибудь, чего до вас никто не делал?
В жизни принцип тот же самый, что и в спорте. Если вы считаете, что ничего сделать нельзя, то вы еще новичок. Становитесь профи. Становитесь исследователем. Вы сами начинаете добывать знания и использовать их для достижения цели. Для интеллекта нет вообще никаких границ. Хоть к звездам летите. Только сообразите как, а дальше – дело техники.
Ловушка блуждания в абстракциях
Универсальный алгоритм работы интеллекта содержит западню. Когда человек только начинает размышлять, то переход к абстрактному мышлению – это правильно. Например, в физике вводится понятие «абсолютно черное тело»: объект, который поглощает любое падающее на него электромагнитное излучение.
Это полезная абстракция, но она полезна ровно до той степени, пока идет абстрактное рассуждение и выдвигается некоторая гипотеза. После выдвижения гипотезы необходим физический опыт. Только после его проведения можно считать, что мышление дало результат.
Но есть соблазн остановиться на абстрактном размышлении и на этом основании счесть свою мысль истиной.
Возьмем, к примеру, книгу Эндрю Соломона «Демон полуденный. Анатомия депрессии». Эта книга принесла автору 11 национальных книжных наград, включая американскую Национальную книжную премию 2001 года, и была переведена более чем на 20 языков мира.
Книга очень популярна, потому что очень многие читатели и критики думают так же, как и автор. Рассмотрим здесь одну цитату:
«Жизнь полна скорби. Что бы мы ни делали, все мы в конце концов умрем; каждый из нас заключен в одиночную камеру автономного тела; время идет, и прошедшее не вернется никогда. Страдание – наш первый опыт не желающего приходить на помощь мира, и оно никогда нас не оставляет. Нам трудно, когда нас вырывают из уюта материнской утробы, а когда эта боль утихает, на смену ей приходит физическое страдание. Даже те, кому их вера обещает, что в ином мире все будет по-другому, не могут избежать мук мира сего»[2].
На первый взгляд это хорошее размышление о жизни. Но если посмотреть с точки зрения эффективного мышления, то мы увидим набор абстракций, которые не имеют практического смысла. Этот текст не несет ни пользы, ни радости. Это просто блуждания в очень обтекаемых фразах.
Каждое предложение выглядит осмысленным, но если вы попытаетесь проанализировать текст, то с удивлением увидите, что любое из утверждений автора мы можем поменять на противоположное, и отрывок сохранит смысл!
Жизнь полна радости. Что бы мы ни делали, все мы в конце концов все-таки живем; каждый из нас может соприкоснуться с любым другим; время идет, но радость остается с нами, мы всегда можем вспомнить что-то приятное из прошедшей жизни. Радость – наш первый опыт, который мы получаем с молоком матери, и она никогда нас не оставляет. Нам радостно, когда мы рождаемся, а на смену детским радостям приходит глубокое наслаждение жизнью. Даже те, кому их вера обещает, что в ином мире все будет по-другому, могут наслаждаться радостями жизни прямо сейчас.
Возможно, вы захотите спросить, какой же из этих текстов содержит истину? Никакой.
Оба текста – это просто игра ума. Кстати, проверка на противоположные высказывания – хороший критерий абстрактности текста. Потому что фразу «женщины рожают детей» нельзя просто так поменять на «мужчины рожают детей». Сразу видна ошибочность последнего высказывания.
Ищите истину в вашей повседневной жизни, в том, что вас окружает: сколько денег у вас в кошельке, какие блюда стоят на вашем столе, во что вы одеты, с кем вы общаетесь и так далее.
Чем конкретнее вы воспринимаете жизнь, тем больше в ней наслаждения. Это может быть бескрайнее небо над головой, дуновение ветерка, журчание реки или аромат розы. Жизнь полна разнообразными удовольствиями. Живи и радуйся.
Заблудившись в абстракциях, человек теряет контакт с живой жизнью и начинает жить «головой», то есть не опираться на реальность, а постоянно размышлять о ней. В результате он выстраивает цепочки надуманных и далеких от реальности мыслей.
Мне постоянно приходят письма от таких горе-философов – в них содержатся немыслимые логические построения, объясняющие все и вся. Хотя на самом деле это просто рассуждения ни о чем. Они никак не привязаны к реальности и их невозможно применить в повседневной жизни.
Такие тексты наполнены чрезвычайно абстрактными понятиями: «бог», «любовь», «добро», «зло», «материя», «наука», «душа», «вещество», «сущность», «энергия». Как правило, все эти рассуждения чрезвычайно многословны и внутренне противоречивы. При этом даже по тексту письма уже видно, что человек совершенно не умеет общаться. И это реальная проблема, над которой стоит подумать, а не крутить бесконечные абстракции.
Как же выходить из блуждания в абстракциях?
Выход из этой ловушки можно проиллюстрировать игрой в шахматы. Шахматное искусство тоже имеет абстракции: «позиционный перевес», «борьба за центр». Но в любом случае шахматист должен сделать следующий ход.
Поэтому, как бы далеко вы ни углубились в абстрактные рассуждения, необходимо возвращаться из них с помощью вопросов:
• Какое все это имеет практическое значение?
• Что нужно сделать?
• Каков первый шаг?
Выключение мышления
Как ни странно, но выключать мышление тоже надо учиться. Мышление – это нагрузка для мозга, а мозг тоже требует отдыха. Отключение мышления – это чистое наблюдение.
Существует игра с древнейшей историей, которая на протяжении тысячелетий все также востребована в интеллектуальной среде, несмотря на восхождение на трон века IT-технологий. Она имеет огромнейшее количество фанатов, численность которых не уступает числу пользователей Инстаграмм, а то и превышая ее. Шахматы! Конечно, только такая игра способна развить ваш айкью, заставляя трудиться одновременно два мозговых полушария, обеспечивая их стойкое развитие. Игра элиты – именно такая характеристика применима к этой игре. Первые упоминания о шахматах приходятся на исследование документальных источников древнего происхождения. Играя в шахматы – мы питаем свой мозг, заставляя его совершенствоваться.
Ранее мы писали о известности блокчейна в России
Чем полезны шахматы?
Играя партию, мы сразу задействует в работе свое логическое и абстрактное мышление. Логика, за которую отвечает наше левое полушарие мозга, позволяет рассчитать конечный итог игры, придумать очередность ходов. Абстракция, ответственность за которую несет наша правая часть – разрешает мысленно воссоздать возможное развитие событий, изучая и понимая поведение соперника, моделирую цепь событий.
Анемический процесс в человеческом мозге во время игры является следствием активации оперативной и долговременной памяти. Это все происходит как в компьютере. Нагружая свой мозг, мы развиваем свою интеллектуальность.
Грамотный игрок способен осуществить достоверный прогноз, предвидеть тактику противника. Скорость в принятии решений обеспечивает их результат и требует дополнительного учета всех мелочей.
Если с раннего детства обучать вашего ребенка шахматной игре – это благоприятно отразится на умственном развитии, помогая грамотно формировать личность и мотивировать к лидерству в среде своих сверстников. Научите ребенка тому, что проигрывать не страшно, пусть он сам проводит анализ допущенных ошибок. Таким образом, накапливается опыт. Способность не сломаться при поражении, подводя своеобразный итог – достойная черта, которая дана не каждому человеку.
Получайте удовольствие от игры в шахматы
Конечно, как и в каждой игре, шахматы устанавливают свои четкие правила. Большинство людей считают, что играть в эту игру несложно. Но знать правила движения фигур недостаточно. Спешим вас расстроить – это обычное перетаскивание фигур по шахматному полю.
Ежегодно в мире проводятся десятки тысяч шахматных турниров разного масштаба. Это также полноценный вид спорта, требующий регулярных тренировок в умении выстраивать необходимую комбинацию или стратегию. Действовать, опираясь на разработанную во время игры тактику, будучи крайне внимательным и терпеливым.
Обучиться этой игре можно используя несколько способов. Кому-то будет достаточной только книжного или интернет-пособия, кто-то не сможет сделать свой старт без надзора опытного наставника. Не стоит торопить события, тренируя себя в игре в шахматы. Оттачивайте свое мастерство и вживайтесь в ход игры, как в единое целое.
После окончания изучения теоретических основ, из которых состоит игра – начинайте практическую тренировку. Лучше всего, если противник будет реальным и значительно опытнее вас. Так вы сразу станете тянуться за его мастерством, учитывая ошибки, на которые он вам укажет в ходе игры.
Человек не всегда имеет возможность посещать заведения, в которых можно обучиться этой игре. Если вы один из таких людей – превратите шахматы в свое увлечение, не выходя из дома. Огромное количество специально разработанных программ, которые сегодня доступны для установки в наших телефонах и компьютерах, позволяют играть в любимую игру в любое свободное время, подсказывают и делают процесс обучения не таким сложным, как казалось изначально.
Некоторые сдаются еще в самом начале обучения. При знакомстве с игрой, им кажется, что она скучна. Но каждый должен опираться на свое мнение и не попадать под чужое. Проведите себе своеобразный аутотренинг, объясняя ситуацию таким образом, что подобные тренировки важны для вашего мозга, так же как и чистка зубов, утром и вечером ежедневно. Вскоре ваши старания будут оправданы первыми победами. И вкус подобной эйфории, будет требовать регулярного возвращения к шахматам.
Получайте эстетическое наслаждение от игры в шахматы. Вы откроете для себя новый мир и возможности.
Чувство меры и ложка дегтя
Не стоит усердствовать настолько, чтобы игра стала вашим врагом. Многочасовые партии могут истощить ваши физические и моральные ресурсы. Отрицательное воздействие на здоровье обусловлено также малой подвижностью. Также не все способны адекватно воспринимать свои поражения, находясь в состоянии постоянного стресса и самокопания, особенно если поражение повторилось не один раз.
Чтобы ваш ребенок не слишком увлекался игрой, заинтересуйте его другими окружающими вещами. Ломайте стереотипы о том, что шахматисты – типичные ботаники в очках, которые с трудом могут за себя постоять, а то и вовсе на это не способны. Чувство меры и физическая активность еще никому не навредили.
Шахматы – это одна из самых известных логических игр в мире. Ни для кого не секрет, что они развивают логику, тактику, стратегию и многие другие свойства интеллектуальной личности.
IFO решили провести специальную параллель, чтобы понять, как шахматы влияют на развитие личности и формирование тех или иных положительных навыков в жизни каждого из нас.
Интуиция
Умение выбирать требуется от нас каждый день. С утра и до вечера мы постоянно сталкиваемся с мелкими и незначительными, а также крупными и чрезвычайно важными ситуациями, когда нужно делать конкретный выбор.
Шахматы развивают интуицию, так как из двух одинаковых по силе ходов, вам нужно избирать только один.
Интересный факт: в шахматах самым очевидным ходом пользуются не 90% игроков, а всего лишь 50%.
Терпение
Если у вас нет терпения – вряд ли вы сможете победить своего соперника. Тщательный анализ расстановки сил на доске, терпеливое выжидание хода соперника и длительная сосредоточенность на своей стратегии – все это развивает в шахматисте терпение. А это одно из ключевых качеств успешного человека.
Аналитическое мышление
Играя в шахматы, вы развиваете аналитическое мышление. И речь идет далеко не только о том, чтобы продумывать свои ходы. Взгляд со стороны – это то, чего так часто не хватает человеку.
Мы очень часто субъективно оцениваем то или иное дело. А исследуя тактику соперника, пытаясь проникнуть в его логику и замыслы, вы будете развивать объективное аналитическое мышление, что наверняка очень сильно пригодится в жизни.
Мышление победителя
Как это ни удивительно, но умение мыслить, как победитель имеет колоссальное значение в любой сфере деятельности. Для успешного достижения поставленной цели верить в победу просто жизненно необходимо.
Трудно себе представить развитую личность, которая не верит в свои силы. Психологическая установка победителя тренируется, как и любое другое интеллектуальное качество.
Шахматы – идеальное для этого средство. Кстати, вас может заинтересовать статья о том, как повысить самооценку.
Интересный факт: автор данной статьи является любителем шахмат, хоть и играет далеко не профессионально. Однажды он поспорил со своим другом, который был страстным любителем этой игры (но тоже не профессионалом), что из 10 партий он не проиграет ни одной.
Друг засомневался в такой самоуверенности, и они начали серию партий, продолжавшуюся несколько дней. В конечном счете, из 10 партий автор выиграл 9, а одну почти проиграл, но сумел (умышленно, а не случайно) довести дело до пата (закончил вничью).
С полной уверенностью можно сказать, что это произошло исключительно благодаря соответствующему внутреннему настроению.
Умение проигрывать
На первый взгляд может показаться, что это утверждение противоречит предыдущему. На самом же деле нет. Умение проигрывать также является чрезвычайно важным свойством развитой личности.
Поражения, как и победы, влияют на нас удивительным образом. Мы делаем выводы, о которых раньше не задумывались, воспитываем в себе стойкость, чтобы не опускать рук.
На самом деле, мировая история наглядно демонстрирует, что рано или поздно проигрывают все, но только сильные умеют проигрывать. Они принимают неожиданный для себя поворот спокойно и достойно.
Слабые же наоборот, впадают в ярость, обвиняют всех вокруг себя, одним словом – рвут и мечут. Регулярная игра в шахматы поможет вам развить в себе это качество сильной личности.
В конце лишь добавим, что шахматы – это еще и необыкновенное удовольствие. Любой интеллектуал согласится с этим. Ведь вы решаете сложнейшие вопросы, понимая, что это всего лишь игра, и в случае неудачи вы проиграете только конкретную партию.
Так почему бы не воспользоваться этим делом в целях саморазвития?
Если вы знаете, как шахматы влияют на развитие личности с неосвещенных в статье сторон – пишите об этом в комментариях. Мы не претендуем на полноту и точность отмеченных тут нюансов, просто нам они кажутся важными.
Нравятся интересные факты? – подписывайтесь на канал IFO.
Поделюсь математическим результатом, поразившим меня в своё время до глубины души. Заодно затронем олимпиадную математику. Но начнём издалека.
Большинство читателей, наверное, помнят старый формат игры “Форт Боярд” (её перезапускали какое-то нереальное количество раз, может, она и до сих пор идёт). Если команда в течение дня не добывала нужного количества ключей, то ночью игроки спускались в тёмное подземелье, где люди в масках тигров пафосно играли с ними в простенькие игры. Большинство этих игр были не особо интеллектуальными: не утопи стаканчик, кинув туда очередную монетку, и т.п. Однако была игра вполне себе математического характера. Перед двумя игроками лежало 20 палочек. Каждый игрок в свой ход мог убрать со стола 1, 2 или 3 палочки. Проигравшим считался тот, кто вынужден был забрать себе последнюю палочку. Первым ходил игрок без маски (то есть один из главных героев передачи), и, будь это соревнование команд математиков, в этой игре люди-тигры проигрывали бы абсолютно всегда. Но увы.
На примере такой простенькой игры очень удобно смотреть на определённый тип математических игр, к которым относятся и шахматы (просто шахматы обладают намного менее тривиальным набором правил). Давайте научим первого игрока всегда выигрывать в игру с палочками.
В этой простой игре есть всего 21 возможная ситуация или, как принято говорить, позиция на доске. В начале хода игрока перед ним может лежать от 0 до 20 палочек. Разберёмся, что ему стоит делать в каждом конкретном случае.
Если перед игроком лежит 0 палочек и наступил его ход, то нужно праздновать победу, ибо последнюю палочку забрал противник. Математики говорят в таком случае, что 0 – выигрышная позиция.
Если перед игроком лежит одна палочка и наступил его ход, то нужно опечалиться, ибо по правилам игры он проиграл. Говорят, что 1 – проигрышная позиция.
Если перед игроком лежат две, три или четыре палочки, то правила игры уже не подсказывают ему, выиграл он или проиграл. А вот логика – подсказывает. Если он уберёт со стола 1, 2 или 3 палочки соответственно, то его противник окажется в проигрышной позиции с одной палочкой. А поскольку проигрыш противника означает выигрыш самого игрока, то мы можем уверенно констатировать, что 2, 3 и 4 – выигрышные позиции.
Пусть перед игроком лежат 5 палочек и наступил его ход. Рассмотрим варианты его действий. Он может забрать 1 палочку и оставить противнику выигрышную позицию 4. Может забрать 2 палочки и оставить противнику выигрышную позицию 3. Может забрать 3 палочки и оставить противника выигрышную позицию 2. А больше игрок ничего сделать не может. Обратите внимание, что после этого хода противник игрока окажется в выигрышной позиции в любом случае и помешать этому никак нельзя! А значит,5 – проигрышная позиция. Если противник оставил Вам 5 палочек после своего хода, то дальше можно не играть! Всё равно он уже выиграл.
Едем дальше. Если на столе перед игроком лежит 6, 7 или 8 палочек, то он уже выиграл. Потому что может оставить своему противнику 5 палочек, а это будет означать проигрыш противника и выигрыш самого игрока. Позиции 6, 7 и 8 – выигрышные. Если же перед игроком лежат 9 палочек, то все его возможные ходы приведут к тому, что его противник окажется в выигрыше. А значит, 9 – проигрышная позиция. Если Вам оставили 9 палочек, дальше можно не играть.
Продолжая рассуждения аналогично, легко получить, что проигрышными позициями также являются 13 и 17. Позиция 20, которая является первоначальной позицией на доске, в свою очередь, является выигрышной, потому что взяв три палочки, первый игрок может загнать противника в заведомо проигрышную позицию с 17 палочками. Причём, обратите внимание, это важно: первый игрок может выиграть совершенно вне зависимости от действий второго! Если первый игрок сначала оставит противнику 17 палочек, затем 13, затем 9, затем 5, а затем 1, то второй никак не сможет ему помешать, как бы хорошо он ни играл. Всё что нужно сделать первому: определить, какие позиции являются выигрышными, а какие – проигрышными.
Заметим, кстати, что если бы люди-тигры любили своих игроков чуть меньше, то могли бы играть в эту игру не 20, а 21 палочкой. И тогда первый игрок заведомо находился бы в проигрышной позиции, а тигры могли бы все ключи оставлять себе. Однако ж вот какие они великодушные.
Постойте, скажет внимательный читатель. Одно дело – вытягивать палочки, это детская забава, которая действительно легко просчитывается. И совсем другое – шахматы, игра мудрых, сопровождающая человечество вот уже много лет! Разве можно их сравнивать?
Можно.Отличия между шахматами и игрой в палочки являются количественными, а не качественными.
В шахматах тоже есть позиции фигур на доске. И этих позиций конечное число! Да, безусловно, это число намного больше 21. Но оно всё равно конечное. А значит, теоретически мы можем выписать все эти позиции и для удобства соединить стрелочками те из них, которые переводятся друг в друга одним ходом.
Важное замечание состоит в том, что в понятие “позиция на доске” в случае шахмат включает в себя также пункты “чей ход” и “были ли сделаны рокировки”. Но даже эти замечания не меняют того, что позиций конечное число. Просто это число ещё больше, чем могло показаться на первый взгляд.
Как же нам определить, какие из этих позиций являются выигрышными, а какие – нет? Заметим, что некоторая часть возможных в шахматах позиций представляют собой конец игры: кому-то в них поставлен мат или объявляется ничья. Для каждой из этих позиций очевидно, является она выигрышной, проигрышной или позицией ничьи для игрока, которому она досталась в начале хода.
А теперь сделаем вот что: посмотрим на все позиции, соединённые стрелочками с “конечными”. При этом очевидно, что некоторые позиции могут переходить сразу в несколько конечных, их мы рассмотрим тоже. А вот позиции, стрелочки из которых ведут куда-то кроме конечных (даже если такая “неконечная” стрелочка всего одна!) пока рассматривать не будем. Какие есть варианты для таких “предпоследних” позиций?
Во-первых, хотя бы одна стрелочка в “предпоследней” позиции может вести в проигрышную конечную. И поскольку проигрыш противника означает выигрыш игрока, такие позиции мы смело объявляем выигрышными.
Во-вторых, стрелочек в “проигрыши” может не быть, однако присутствовать стрелочки в “ничьи”. Тогда получается, что заставить противника проиграть игрок не может, но может всё свести в ничью. Такие позиции объявим ничейными.
И, наконец, в-третьих, все стрелочки “предпоследней” позиции могут вести исключительно к выигрышным позициям. В этом случае любой ход игрока приведёт к выигрышу его противника, то есть к проигрышу самого игрока. Такие позиции объявляем проигрышными.
И таким образом, мы разобрались с предпоследними позициями. Переходим к “пред-предпоследним” позициям, стрелочки из которых ведут только в уже подписанные ситуации. По алгоритму выше определяем и для них, какие являются проигрышными, какие выигрышными, а какие ничейными.
Продолжаем этот процесс, пока не переберём все позиции вообще и не дойдём до начальной. Если начальная позиция является выигрышной, то по-хорошему в шахматы должны всегда выигрывать белые. Если начальная позиция ничейная, то любая шахматная партия должна сводиться к ничьей. Если начальная позиция проигрышная, то в любой шахматной партии должны выигрывать чёрные.
Возникает закономерный вопрос: но почему тогда на практике бывает по-разному? Почему гроссмейстеры до сих пор не просчитали все позиции?
Ответ прост: позиций СЛИШКОМ много. Наш маленький человеческий мозг не может работать с такими большими числами. И даже наши супер-компьютеры всё ещё не могут работать с настолько большими числами. Поэтому все эти вычисления можно сделать теоретически, а на практике – пока нет. Пока мы ещё можем играть в шахматы. Хотя – совершенно объективно! – смысла в этом не больше, чем в перекладывании палочек.