5 аргументов в пользу школы
Фотография гимназиста из открытых источников
Вот прошел месяц нового учебного года. И в сети затихает очередной всплеск коричневых волн по поводу школьной формы. Нужна ли она?
Конечно, нужна, заявляют одни, разве можно в школе позволять выпендриваться модными шмотками, провоцировать комплекс неполноценности у детей из бедных семей и конфликты между учащимися?
Естественно, не нужна, кричат другие, потому что
1) мне неприятно видеть своего ребенка в дешевой плохой одежде, я хочу и могу одеть его нормально и красиво – что в этом плохого?
2) если будет введена школьная форма, то этим просто дадут некоторым дельцам возможность заработать на гражданах, поскольку те, кто шьет эту форму будут получать всевозможные преференции, шить будут плохую форму, а платить за нее бешеные деньги будут родители,
3) школьная форма подавляет индивидуальность, делает детей серыми и унылыми, приучает быть как все, пассивным, и не высовываться.
Звучат и другие аргументы обеих сторон, перемежаясь личными выпадами и взаимными обвинениями. Можно даже сказать, что это один из холиваров, неутихающих много лет подряд.
Лично мне всегда нравилась школьная форма, но как разумный человек, я готов свою точку зрения обосновать аргументами. Поскольку я понимаю, что симпатии одного человека ничего не значат абсолютно, даже если они совпадают с симпатиями других людей. Личная позиция должна быть обоснована логически. Поэтому я готов высказать четыре аргумента в пользу школьной формы.
1. Школьная форма дисциплинирует учащихся.
Фотография советских школьников из открытых источников
А) Настраивает их на учебу, помогает сосредоточиться как символ, как звонок, как вся обстановка. Выделение особого пространства для каждого дела очень важно – это знают все работающие люди, об этом говорит такая наука как эргономика. Для детей и подростков, которые сами еще плохо умеют контролировать свое внимание, особенно важны такие внешние знаки выделения особого пространства.
Б) Школьная форма приучает ребенка заботиться о себе – поддерживать в чистоте свою одежду, ухаживать за ней (даже если сначала это делает мама). Точно также как спортом мы занимаемся в спортивной форме, лепкой, гончарными и столярными работами – в рабочей одежде, так и для школьных занятий нужна особая одежда, которая приучает ребенка к порядку и самостоятельности.
В) Форма отвлекает людей от посторонних моментов, задает им более удобные условия для тематического общения, ведь они не просто дети, все разные, но они все здесь – учащиеся, а значит, такие же как ты, что облегчает возможность подойти и задать вопрос. Кроме того, форма задает дистанцию: учитель – ученики, подчеркивая ведущую роль педагога и его авторитет.
2. Школьная форма облегчает социализацию.
Фото школьников СССР из открытых источников
Школа – это вторая модель общества для человека, после семьи. И форма подчеркивает здесь с одной стороны иерархичность общества (есть одинаковая масса с одной стороны и руководитель с другой), но в то же время своеобразный демократизм (все учащиеся выглядят одинаково, они все равны перед учителем). Здесь выдерживается идеальный баланс между иерархическим расслоением общества и демократическими механизмами самоуправления. Ребенок приходит в школу уже со сложившимися образцами поведения, стереотипами восприятия окружающего мира – но все это типично для семьи и может помешать ребенку органично влиться в большой коллектив. И вот школьная форма как бы снимает все эти ограничения, позволяя ребенку заново формировать свой образ, опираясь только на свои личные качества. Это дает возможность скрыть свои недостатки и продвинуться за счет своих достоинств – это своеобразный шанс начать все сначала. Дети это не осознают, но это и неважно. В школьном классе они заново начинают строить свои отношения и первичным здесь выступают личные качества каждого. С одним я дружу потому что он веселый и открытый, а с другим не дружу потому что он задавака. Уже потом (в старших классах) дети понимают, что социальное положение родителей ставит на них часто несмываемое клеймо: с одними вечно носятся потому что они дети Самого-Сам-Самыча, а других вечно оттирают потому что они дети Этих-как-их-там. И страдают от этого. А вот первый раз в первый класс дает им возможность уйти от этого. Но этот шанс дает именно школьная форма.
3. Школьная форма выявляет подлинную индивидуальность. Родители, которые говорят, что форма скрывает индивидуальность и приучает детей быть как все – неправы. Они связывают индивидуальность с социальным статусом, не осознавая этого. А ведь именно внешняя одинаковость дает возможность выдвинуться и завоевать авторитет на основе своих личных качеств. Да, в школе очень быстро становится ясно, у кого какие родители, но в тому моменту как это осознают сами ученики у них уже будет сформировано отношение к однокласснику как к своеобразной личности.
4. Школьная форма подчеркивает особый статус учащихся в обществе. Это проекция отношения к государственному управлению, научной и административной работе как к службе. В старых обществах на чиновников спроектировалось военное отношение к службе и поэтому возникла идея, что чиновники – это своеобразные штатские солдаты на службе у государства. Эта идея противоположна распространенному ныне мнению, что чиновники – сами по себе, что их должность – это их бизнес, целью которого является извлечение прибыли. И вот школьная форма противодействует такому убеждению с самого начала, вселяя в учащихся мысль, что они – особенные, избранные, те, кто должен служить своему народу и государству, каждый на своем месте.
Ну а если мы все без формы, каждый в чем хочет и на что денег хватило, то мы все – идеальные потребители, считающие себя центрами вселенной. И в дальнейшем это становится источником неисчислимых страданий.
Те, кто выдвигает аргументом против школьной формы систему откатов и договоренностей, позволяющую обогащаться некоторым дельцам за счет госзаказов и продажи школьной формы, просто не понимают, что технические проблемы не могут быть аргументом против идеи. Если школьная форма позволяет кому-то незаконно обогащаться за счет сговора и задирания цен на некачественный товар – то надо бороться именно с этим, а не со школьной формой. Ведь если у вас болит голова, вы покупаете обезболивающее, а не топор.
И еще одно: по поводу т.н. «офисного стиля». С одной стороны, фасон школьной формы много раз менялся – и никто не запрещает разработать новую школьную форму – одновременно простую, удобную и стильную. С другой стороны, «офисный стиль» – это половинчатое решение и произвол. Вот в этом корень зла – отсутствие утвержденной государством школьной формы отдает вопрос об одежде учащихся на произвол отдельных школ – и они сами на свой вкус и кошелек утверждают для своих заведений «дресс-код». Но, согласитесь, одно дело – подчиняться ограничениям государства, установленным для всех. И другое дело – подчиняться ограничениям своего соседа, которого судьба поставила на такое место, где он может тиранить окружающих в свое удовольствие.
Я за порядок, и против хаоса и произвола. Именно поэтому я – за школьную форму.
Источник
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
В нашей предыдущей статье мы подробно разобралиаргументы сторонников раздельного обученияи научные исследования, приводимые ими в поддержку своей позиции.
Однако многие исследователи и общественные активисты кардинальным образом не приемлют подобные взгляды. Поэтому мы проанализируем доводы противоположного лагеря и рассмотрим, в чём же состоят аргументы сторонников совместной системы обучения:
1. Она способствует социализации и готовит к взрослой жизни.
Людям, которые не обучались в общеобразовательных школах зачастую бывает трудно общаться с противоположным полом, поскольку они попросту не привыкли даже разговаривать с его представителями. И наоборот, те, кто обучался в смешанных классах намного легче вступают в социальное взаимодействие и сосуществуют с людьми обоих полов.
Совместное обучение хорошо подготавливает к тому, что людям придётся иметь дело с самыми разными индивидами. Это особенно помогает при трудоустройстве и взаимодействии в рабочем коллективе.
2. Совместное обучение помогает развитию здоровой конкуренции.
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Конкуренция является неотъемлемой частью многих жизненных обстоятельств, не важно личных или профессиональных. Особенно этот тезис актуален для образования, где необходимо иметь здоровую конкуренцию среди сверстников. Она позволяет научиться справляться со своими неудачами уже в раннем возрасте, независимо от того, кто победитель.
Конкуренция не только со своим, но и с противоположных полом задевает эго школьника. Следовательно, это один из эффективных способов улучшить личные стандарты, помогая человеку достойно принимать как победы, так и поражения, сохраняя собственное достоинство и извлекая уроки из жизненного опыта.
3. Совместная система обучения поощряет сотрудничество.
Успешная реализация представителя любого пола в современном обществе может произойти только в случае, если он умеет сосуществовать с самыми разными личностями. Всё – от совместной работы до успешного заключения брака – это командная работа и обоюдные усилия мужчин и женщин. Шаги по формированию командного взаимодействия на ранних стадиях развития индивида необходимы, ведь они помогают обоим полам научиться сосуществовать.
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Обеспечить подобные шаги учителя могут только в системе совместного обучения, подталкивая мальчиков и девочек к совместному выполнению учебных заданий.
4. Совместная система обучения гораздо эффективнее развивает личностные качества.
Не столь давние исследования Свободного университета Берлина продемонстрировали, что дети, как правило, ведут себя намного приличнее и цивилизованнее в присутствии другого пола. Это очень важный навык, так как он имеет огромное влияние на личную жизнь человека, обеспечивая эффективное взаимодействие с окружающими. Следовательно, совместное обучение играет важную роль в формировании характера.
5. Совместная система обучения экономически целесообразна.
У экономик многих стран попросту недостаточно ресурсов, чтобы чрезмерно расходовать свой бюджет на образование. Если эти страны решат отменить смешанную систему образования, им придётся создавать отдельные школы только для мальчиков и девочек.
Таким образом, совместное обучение предоставляет возможность содержать меньше школ, но при этом расходовать больше денег на непосредственное качество образования.
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Кроме того, система совместного обучения позволяет более эффективно распределять нагрузку на педагогов, поскольку в ней меньше классов для обучения.
6. Доказательств лучшей успеваемости учеников в школах с раздельной системой образования слишком мало.
Более того, успехи именно школьников из однополых классов обеспечиваются не самой системой образования, а тем, что учебные заведения, практикующие её, в большинстве случаев являются элитными, располагают лучшими педагогическими коллективами и проводят строгий отбор.
Таким образом, статистика сравнивает тех, кто обладает изначально лучшими способностями и возможностями, с основной массой учащихся, в том числе, из неблагополучных районов.
Следовательно, такой метод сравнения можно считать некорректным и его пропаганда в общественном сознании таит в себе опасность всё большего роста социального неравенства, начиная со школьной скамьи.
Как видите, аргументы сторон вполне убедительны и у обеих образовательных систем есть свои преимущества и недостатки. В какую школу отдать своих детей, решать вам!
Источник
Выпускник уфимского лицея — о том, как учёба в строго мужском коллективе сделала его лучше
Спор о пользе и вреде раздельного обучения ведётся уже несколько веков и до сих пор остаётся актуальным. В царской России мальчики и девочки учились строго раздельно, в советской — строго совместно. А сейчас снова появляются образовательные учреждения с гендерным обучением, открытые в рамках педагогического эксперимента. Кто-то видит в этом попытку отката в прошлое и насаждение мракобесия, кто-то всячески поддерживает эксперимент. Выпускник уфимского лицея с раздельным обучением Тагир Нурахметов рассказывает, почему раздельное обучение раскрепощает детей и делает учёбу в разы эффективнее.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Я поступил в Республиканский экономический лицей-интернат в Уфе после шестого класса, до этого учился в обычной школе. Лицей был открыт в 1996 году Министерством образования Башкортостана как экспериментальный — с экономическим уклоном и гендерным обучением. Лицей состоит из двух учебных корпусов — женского и мужского. Между ними — пять автобусных остановок.
Когда я упоминаю этот факт моей биографии в разговоре с новыми знакомыми, они заметно удивляются. Меня в свою очередь удивляет их реакция — я давно не воспринимаю гендерный подход как нечто необычное.
Обычно меня сразу спрашивают, как часто мы, парни, виделись с девушками. Конечно, реже, чем остальные, но и чаще, чем вы могли подумать — после уроков, на общих мероприятиях, выходных. Оттого, что мы виделись нечасто, ценили друг друга больше.
Плюсы раздельного обучения
1. При раздельном обучении гораздо выше концентрация на уроках. По крайней мере, статья расходов внимания «пообщаться с девушками» исключена. Есть и другие отвлекающие вещи, но они же есть и в обычных школах. Во время пубертатного периода многие подростки зациклены на общении с противоположным полом, но раздельное обучение позволяет разграничить работу и досуг.
Картина Филиппа Мерсье «Школа для мальчиков»
2. Человек в компании людей одного с ним пола обычно менее стеснителен. Это очень важно при обучении в школе. Никто в нашем классе не боялся задавать учителям глупые вопросы или нескладно отвечать. Если над тобой посмеются, то только такие же парни, как и ты. Когда же парня высмеивает девушка, это может стать по-настоящему травмирующим опытом.
3. Ещё одно преимущество раздельного обучения я заметил на уроках биологии, когда учитель рассказывал нам о половой системе человека, венерических заболеваниях и СПИДе. В обычных школах такие темы одних учеников вгоняют в краску, других подталкивают перешёптываться и хихикать. У нас эти беседы прошли спокойно, с академическим флёром. В итоге и мы, и девушки из нашего лицея получили надлежащее сексуальное воспитание отдельно друг от друга.
Советские школьники на уроке труда
4. В моём лицее раздельной статистики по корпусам, к сожалению, не ведётся, а она могла бы стать важной информацией в изучении гендерного подхода. Могу назвать некоторые общие факты: больше 95% наших выпускников — как мальчиков, так и девушек — ежегодно поступают в вузы (в среднем по России этот показатель на уровне 65-70%). Результаты ЕГЭ по математике, физике, информатике, обществознанию обычно выше городского и федерального уровня, особенно в профильных классах. Победителей и призёров предметных олимпиад больше, чем в других городских школах.
5. Говоря о раздельном обучении, как его противники, так и сторонники акцентируют внимание на воспитании у учащихся гендерных ролей. Странно, но я этого совершенно не заметил. Я не припомню, чтобы кто-то из педагогов нам говорил о том, каким должен быть настоящий мужчина и чем он должен заниматься. Девушек не убеждали, что лучшая профессия для них — домохозяйка. Разговоров о ролях мужчины и женщины просто не было — нам давали полную свободу в определении своего будущего. И учебные программы составлены для всех одинаково, без оглядки на пол учащихся. Интересно, что в мой год выпуска девушки сдали ЕГЭ по математике, информатике и физике лучше парней. И многие поступили в технические вузы.
Индикатор эффективности гендерного подхода — часто ли ученики обращают внимание, что учатся отдельно от противоположного пола. Дети не фиксируются на этом факте, если будут сконцентрированы на уроке, а педагог не будет воспитывать в них гендерные роли. В такой ситуации и вкупе с достаточным общением мальчиков и девочек во внеурочное время раздельное обучение пойдёт только на пользу. Недостатки есть не в методике, а в практике её применения.
Фото: iStockphoto / Kuzmichstudio
Нынешний директор лицея, объясняя пользу дифференцированного обучения, отсылает к традициям и истории. «Исторически всегда основателен и крепок был семейный уклад башкир, который в значительной степени сохранился и по сей день. […] К браку детей готовили с малых лет психологически и практически. У башкир всегда воспитание было дифференцированным по отношению к мальчикам и девочкам. Девочек готовили к роли домохозяйки, а мальчика — к роли добытчика материальных благ», — рассказывает Айгуль Хабибуллина. Подкрепляет свои слова глава лицея исследованиями нейропсихологов и нейрофизиологов полушарий мозга, которые, по её словам, «убедительно доказывают различие в умственных способностях мальчиков и девочек».
Кто умнее: мальчики или девочки
Позиция директора отличается от моей, но и учился я при другой администрации. Будет ли в лицее подход к обучению действительно основываться на национальных традициях и биологических половых различиях и насколько это будет полезно в современном мире — покажет время. Всё-таки не зря РЭЛИ — экспериментальная школа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как Китай, Россия и США возвращают раздельное обучение в школах
6 детских писателей, которые не любили детей
Как традиционные ценности вредят воспитанию ребёнка
Источник
Тамила Егорова
Школа давно перестала ассоциироваться со скучными уроками, зубрежкой и страхом перед контрольными. Теперь в школах формируют обучение, которое нравится самим детям, где они чувствуют себя свободно, могут самовыражаться, расти и совершенствоваться.
Одна из таких современных школ – Midgard School. Это отдельная вселенная в эко-зоне ВДНХ, развивающими занятиями и даже с собственным конным клубом и мини фермой.
Ценности
В Midgard готовят детей к жизни, а не к экзаменам. Поэтому в школе ставят акцент на психологическом развитии детей, помогают им развить свои интересы, дают возможность заниматься теми активностями, которые отзываются.
В школе развивают личность, формируют качества, которые соответствуют современной парадигме образования и необходимы человеку в ХХI веке. Так что, каждый ребенок может получить поддержку и дать развитие своим собственным начинаниям. Здесь ценится честность и индивидуальность ребенка. Поэтому дети не боятся самовыражаться и пробовать себя в разных направлениях.
Расположение
Midgard School находится в эко-зоне ВДНХ. А это настоящее удовольствие для активных детей! Тут множество возможностей для активностей на свежем воздухе: йога на траве, ролики, велосипед, спортивное ориентирование, футбол, возможность проведения многих уроков на улице. И, в целом, на протяжение всего дня дети дышат кислородом, а не городской пылью. Но только территорией школы тут тоже не ограничиваются. В этом учебном году уже организовали поход с выездом на остров.
Психологическая поддержка учеников
Одно из главных отличий школы – регулярная психологическая поддержка учеников. В школе работает психологическая служба, состоящая из шести психологов, у каждого из которых есть своя зона ответственности.
Они находятся в отдельном здании от школы, чтобы у детей было ощущение safe place. Во-первых, такой подход развивает в детях доверие к психологам, они знают, что всегда могут получить поддержку и совет. Во-вторых, это здорово работает с эмоциональным интеллектом, когда дети могут говорить о своих чувствах и эмоциях. Для этого в Midgard даже есть психологический кемп, который проводят на каникулах.
Комфорт для родителей
Midgard – школа полного дня, в которой оптимально сочетаются учебная и внеучебная сферы деятельности. До 15:00 расписание состоит из учебных предметов, отвечающих образовательной программе МОН.
Во второй половине дня предлагается комплекс спортивно-развивающих занятий на выбор ученика. После 18:00 можно посещать дополнительные секции на любой вкус.
Также в школе есть собственный американский school bus, который ездит в разных направлениях по Киеву. Восторг детей обеспечен! Так что, если родители не успевают утром завести ребенка или забрать его после учебы, то школа организует этот процесс.
Внеурочная деятельность
Развитие детей не ограничивается только уроками. Поэтому очень важно, чтобы вне учебы они также были заняты чем-то интересным. В связи с этим в Midgard есть свой конный клуб, где дети занимаются профессиональной верховой ездой с тренерами.
Также в школе есть рок-студия, где дети создают музыку, ездят в студию звукозаписи, а также на рок-фестивали. Во внеурочное время работает образовательный центр Midgard Ed Space, который обеспечивает занятия после 18:00, на выходных и каникулах, такие как черлидерство, гимнастика, карате, фехтование, футбол, современные и бальные танцы, различные направления арт-искусства и много других развивающих секций. Все это организовано с целью, чтобы еще в школе дети попробовали себя в разных сферах, а после выпуска четко понимали, в каком направлении хотят двигаться дальше.
Адрес: пр-т. Академика Глушкова 1, корп. 17
Телефон: +380 (68) 999 08 88
Email: midgard.kiev@gmail.com
Сайт: midgard.school
Фейсбук: midgardschool.kiev
Фото: Midgard
Читайте также
Источник