Аят аль курси и польза его чтения
Одним из наиболее часто повторяемых и известных аятов Заключительного Откровения Всевышнего является «Аятуль-Курси» (или аят «аль-Курси» – «Аят Трона»). Он приводится во второй суре Книги Аллаха – «Аль-Бакара» («Корова») под номером 255.
От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Посланник Господа Мухаммад (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Воистину, у всего есть вершина, и сура «Бакара» – вершина Корана. И в этой суре есть аят, который является господином всех аятов Корана – Аятуль-Курси» (передаётся в сборниках Хакима и ат-Тирмизи).
На арабском языке текст «Аята Трона» выглядит так:
اللّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاء وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَلاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ
Транскрипция: Аллаху ля иляха иЛляху, аль-хаййуль-Каййум. Ля та-хузуху сина-туу-уа ля наум. Ляху ма фис-самауати уа ма филь-ард. Манзаллязи йашфа-’у ‘индаху илля би-изних? Йа’ляму ма байна айдихим уа ма халфахум. Уа ля йу-хитуна би-шайим-мин ‘иль-михи илля бима ша! Уа-си-’а Курсиййухус-Самауа-ти уаль-ард; уа ля йа-уду-ху хифзу-хума уа Хууаль-’алиййуль-’азыйм.
Перевод смысла: Аллах – нет божества, кроме Него, и только Ему мы должны поклоняться. Аллах – Живой, Сущий и хранит существование всех людей. Его не объемлет ни дремота, ни сон; Он один владеет тем, что в небесах и на земле; и нет Ему равных. Кто заступится за другого перед Ним без Его дозволения? Аллах – слава Ему Всевышнему! – знает всё, что было и что будет. Никто не может постигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит. Трон Аллаха, Его знания и Его власть обширнее небес и земли, и не тяготит Его охрана их. Поистине, Он – Всевышний, Единый и Великий!
Значимости и величию этого аята посвящено множество хадисов. Часть из них достоверна, но есть и слабые (другими словами, в цепочке передатчиков имеется утеря или сомнительные передатчики).
Например, передаётся, что если верующий проговорит про себя аят «аль-Курси» после завершения обязательных намазов перед произнесением зикров тасбиха (по 33 раза «СубханАллах», «АльхамдулиЛлях» и «Аллаху Акбар!»), то ему после смерти ничто не помешает попасть в Рай.
Известно также, что четвёртый праведный халиф Али (р.а.) говорил: «Я не понимаю тех, кто, ложась спать, не читает «Аят Трона». По его словам, если бы человек осознавал степень величия данного аята, он бы никогда не пренебрегал его чтением, ведь этот фрагмент Благородного Корана был ниспослан Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.) из самого Арша.
Считается, что чтение «Аят аль-Курси» помогает побороть шайтана и избавить от него жилище. Вы можете выучить это дуа, повторяя за Коран-хафизом на нашем видео, на котором приводится также транскрипция русскими буквами:
Сомнений и разногласий в важности постоянного цитирования «Аятуль-Курси» ни у кого не возникает. Причина проста: здесь очень часто упоминаются имена Всевышнего и присущие только Ему высшие качества: Хайю (Вечно живой, Тот, у кого нет ни начала, ни конца); Кайюм (Сущий, Независимый ни от кого и ни от чего, не нуждающийся ни в ком и ни в чём); Алийю (Высочайший, Высокочтимый); Азыйму (Величайший).
Кроме того, в аяте «аль-Курси» приводятся такие признаки Творца, как:
- Вахъданият (Единство): «Аллах – нет божества, кроме Него…»;
- Гыйльм (Обладание знанием): «…знает всё, что было и что будет. Никто не может постигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит»;
- Малик (владычество): «Он один владеет тем, что в небесах и на земле; и нет Ему равных…»;
- Кудрат (Могущество): «Трон Аллаха, Его знания и Его власть обширнее небес и земли, и не тяготит Его охрана их»;
- Ирада (Воля): «Его не объемлет ни дремота, ни сон», «никто не может постигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит» (2:255).
Этот отрывок из суры «Бакара» имеет такое наименование из-за упомянутого в нём слова «Курси». Богословы давали ему различную трактовку. Хасан Басри считал, что здесь имеется ввиду Арш (Трон) Господа миров. Ибн Касир же уверял – «курси» не обозначает просто Арш, а это нечто большее, чем трон. Абдуллах ибн Аббас (р.а.), в свою очередь, подчёркивал: «Курси» означает гыйльм (знание) нашего Создателя.
Хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит:
سئل النبيّ (صلى الله عليه وآله): أيّ آية أنزلها الله عليك أعظم؟ قال : آية الكرسيّ
Когда у Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Какой аят, ниспосланный Аллахом тебе, является самым великим?». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Аят “аль-Курсий”».
Вероятно, абсолютное большинство мусульман слышало про этот аят. Поистине, это великий и самый ценный аят из священного Корана. Достоинств этого аята просто невозможно привести в одной статье. Вот этот аят:
اللَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِندَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاء وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَلاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ
Толкование аята:
الله لاَ إله إِلاَّ هُوَ الحي } الذي لا يموت { القيوم } القائم الذي لا بدء له { لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ } نعاس { وَلاَ نَوْمٌ } ثقيل فيشغله عن تدبيره وأمره { لَّهُ مَا فِي السماوات } من الملائكة { وَمَا فِي الأرض } من الخلق { مَن ذَا الذي يَشْفَعُ عِنْدَهُ } من أهل السموات والأرض يوم القيامة { إِلاَّ بِإِذْنِهِ } بأمره { يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ } بين أيدي الملائكة من أمر الآخرة لمن تكون الشفاعة { وَمَا خَلْفَهُمْ } من أمر الدنيا { وَلاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَآءَ } يقول لا تعلم الملائكة شيئاً من أمر الدنيا والآخرة إلا ما علمهم الله { وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السماوات والأرض } يقول كرسيه أوسع من السموات والأرض { وَلاَ يَئُودُهُ حِفْظُهُمَا } لا يثقل عليه حفظ العرش والكرسي بغير الملائكة { وَهُوَ العلي } أعلى من كل شيء { العظيم } أعظم من كل شيء
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллаха) так толкует этот благородный аят: «Аллах, кроме которого нет божества, Живой [который не умирает], извечно Существующий [у которого нет начала], не овладевают им дремота [сонливость] и сон [тяжесть, которая бы отвлекала Его от контролирования и дел]; Ему принадлежит то, что на небесах [ангелы] и то, что на земле [из творений]; кто тот, который заступится возле Него [из обитателей небес и земли в День Суда], кроме как по Его разрешению [повелению]?!; Он знает то, что перед ними [то, что перед ангелами из дел вечной жизни, и кому будет даровано право на заступничество], а также то, что позади них [из дел мирских], и не объемлют они ничего из Его знаний, кроме как то, что Он пожелает [Он говорит, что ничего ангелы не знают из дел мирских и ахирата, кроме того, что Аллах дал им знать] и Его престол объемлет небеса и землю [Он говорит, что престол Его шире, чем небеса и земля] и не отягощает Его сохранение их обоих [не отягощает Его сохранение престола и трона без помощи ангелов], Он – Всевышний [над всеми], Великий [самый великий над всеми]» (сура «аль-Бакара», аят 255).
Причина ниспослания аята «аль-Курси»
Однажды израильтяне спросили Пророка Мусу (мир ему): «Спит ли твой Господь?», на что Муса (мир ему) ответил: «Побойтесь Аллаха!». И тогда Аллах через откровение обратился к Мусе (мир ему): «Они спросили Тебя, спит ли твой Господь?! Так возьми два куска стекла и всю ночь стоя держи их, не ложась спать!» Пророк (мир ему) так и сделал, и когда уже треть ночи прошла, он сильно задремал и упал на колени. Всё-таки он сильно держал эти стекла, а к концу ночи он заснул и выронил их, вследствие чего они разбились.
Тогда Аллаха через откровение сказал Ему: «О, Муса! Если бы Я заснул, то небеса упали бы на землю, и всё бы погибло, как разбились эти два стекла».
Некоторые учёные сказали, что, возможно, этот аят ниспослался, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) рассказывал именно эту историю. А имам ас-Суюты в книге «аль-Иткан» пишет, что эта сура ниспослалась ночью, но не упомянул эту историю.
Достоинство аята «аль-Курси»
Когда у Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Какой аят, ниспосланный Аллахом тебе, является самым великим?». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Аят “аль-Курсий”».
Также Пророк (мир ему и благословение) отмечал:
مَن قرأ أربع آيات من أوّل البقرة وآية الكرسيّ وآيتين بعدها، وثلاث آيات من آخرها، لم يرَ في نفسه وماله شيئاً يكرهه، ولا يقربه الشيطان، ولا ينسى القرآن
«Тот, кто прочитает первые четыре аята суры “аль-Бакара”, аят “аль-Курсий”, и два аята после него (“аль-Курсий”) и три аята с её конца (суры “аль-Бакара”), не увидит в себе и своём имуществе что-либо нежеланное ему, к нему не приблизится сатана, и он не забудет Коран».
Чтение аята «аль-Курси» после обязательных молитв
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал:
من قرأ آية الكرسي في دبر كل صلاة مكتوبة، لم يمنعه من دخول الجنة إلا الموت، ولا يواظب عليها إلا صدّيق أو عابد
«Тому, кто прочтёт аят “аль-Курсий” после обязательных молитв, ничего не воспрепят-ствует войти в Рай кроме смерти, и не будет постоянно придерживаться его чтения кроме праведника и служителя Аллаху».
Чтение перед сном
Желательно читать аят «аль-Курсий» и перед сном, чтобы отдалить от себя сатану. Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал делать это, как передала Аиша (да будет доволен ею Аллах).
Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поручил мне хранить закят, собранный в месяце Рамазан. Позже ко мне пришёл какой-то человек, который начал набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня большая семья, и я — в крайней нужде!». Тогда я отпустил его, а утром Пророк (мир ему и благословение) спросил меня: «О! Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О, посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что у него большая семья, а я пожалел его и отпустил». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он ещё вернётся». Таким образом, я узнал, что он вернётся, так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, он вернётся», и я стал поджидать его. Вскоре он пришёл и стал пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: «Поистине, я отведу тебя к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)!» Он сказал: «Отпусти меня, ведь я нуждаюсь, и у меня (много) детей, и я больше не вернусь!» Тогда я пожалел его и отпустил, а утром Посланник Аллаха спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), он жаловался на крайнюю нужду и на то, что у него много детей, а я пожалел его и отпустил». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он ещё вернётся». И я стал поджидать его прихода, а когда он пришёл и снова принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сказал: “Поистине, (теперь-то) я отведу тебя к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потому что ты в третий раз говоришь, что не вернёшься, а потом возвращаешься!”. Тот тогда сказал: “Отпусти меня, а я научу тебя словам, которые Аллах сделает полезными для тебя”. Я спросил: “Какие слова?” Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, читай аят аль-Курси (от начала и) до конца, и с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!» — и я отпустил его, а утром посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланника Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его». Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Что же (это за слова)?» Я ответил: «Он сказал мне: “Когда будешь ложиться спать, прочитай от начала и до конца аят аль-Курси”, и ещё он сказал мне: “C тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!”»
Далее Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Он действительно сказал тебе правду, хотя он — отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты разговаривал этими тремя ночами, о Абу Хурайра?” Я сказал: “Нет”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Это — сатана» (имам аль-Бухари, №2311).
Множество хадисов свидетельствует о величии этого аята, но мы ограничимся тем, что привели. Вся хвала Аллаху.
Ибн Мухаммад
Сегодня речь пойдет о чтении Салавата Пророку Мухаммаду, мир Ему.
Салават – просьба даровать еще больше почета и величия Нашему Пророку, мир Ему. В этом есть связь между верующим и Пророком Аллаха.
О пользе чтения Салават сказано в Священном Коране, изречениях Пророка, мир Ему, а также на эту тему писали ученые Ислама.
Сказано в Суре «Аль-Ахзаб», Аяте 56:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً
Это означает: «О, верующие! Читайте Салават и приветствия Пророку Мухаммаду, мир Ему».
Видов Салават существует множество, некоторые принято читать определенное количество раз. Другие же Салават имеют отличительные особенности и секреты. Перечислить их все в одной статье не представляется возможным, поэтому достаточно указать некоторые.
Если мусульманин выберет для себя какой-либо Салават и будет ежедневно читать его с искренним намерением и правильным произношением – он почувствует особый свет и силу в сердце. Следует знать, что правильное произношение букв в Салават – условие получения вознаграждения за его чтение. Также необходимым условием является правильное произнесение слов «Аллаhумма съалли». Недопустимо произносить «салли-и», удлиняя звук «и». Теологи Ислама говорили, что если человек при чтении «Ташаhhуда» (Ат-Тахийят) говорит «Аллаhумма салли-и», то это произнесение не будет принято Аллахом, даже если он не знал об этом или же забыл. Если же он, зная значение слов на арабском языке, сознательно произнес так, тогда попадает в неверие, так как он обращается к Аллаху Всевышнему словно к лицу женского рода.
Особенно рекомендуется читать Салават в ночь с четверга на пятницу, а также в пятницу. Сказано в Хадисе, переданном Абу Даудом и Ан-Наса`ий, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
إِنَّ مِنْ أَفْضَلِ أَيَّامِكُمْ يَوْمَ الْجُمُعَةِ فَأَكْثِرُوا عَلَيَّ مِنَ الصَّلاةِ فِيهِ، فَإِنَّ صَلاتَكَمْ مَعْرُوضَةٌ عَلَيَّ
Значение: «Наилучший ваш день недели – пятница. Старайтесь в этот день больше читать Салават. Воистину, ваши Салаваты будут переданы мне»
О вознаграждении за чтение Салават Пророк, мир Ему, говорил:
مَنْ صَلَّى عَلَيَّ مَرَّةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرًا، وَمَنْ صَلَّى عَلَيَّ عَشْرًا صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ بِهَا مِائَةً
Это означает: «Кто прочтет Салават один раз, тому Аллах воздает десятикратным вознаграждением, а кто прочтет Салават десять раз, тому воздастся стократно»
Также Пророк, мир Ему, сказал:
مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَكْتَالَ بِالْمِكْيَالِ الأَوْفَى إِذَا صَلَّى عَلَيْنَا أَهْلَ الْبَيْتِ فَلْيَقُلْ: اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ النَّبِيِّ وَأَزْوَاجِهِ أُمَّهَاتِ الْمُؤْمِنِينَ وَذُرِّيَتِهِ وَأَهْلِ بَيْتِهِ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى ءَالِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ
Значение: «Кто хочет быть радостным на Том Свете, а также хочет иметь большую награду, пусть читает Салават Пророку Мухаммаду и Его семейству такими словами:
Аллаhумма съалли ‘аля Мухаммадинин-Набий уа азуаджиhи уммаhатиль-му`минина, уа зуррийятиhи, уа аhли байтиhи кама съалляйта ‘аля али Ибраhима. Иннака хамидум-маджид».
Значение этого Салавата: «О, Аллах! Даруй наилучшее почтение Мухаммаду – нашему Пророку, мир Ему, Его женам – матерям верующих, а также Его потомкам, как даровал это Пророку Ибрагиму и Его семейству. Воистину, Ты – Восхваляемый, и нет никого равного Тебе в Твоем Величии».
Восхваление Пророка, мир Ему, в уединении, а также коллективно при проведении Мавлида, является благим делом, которое принимается Аллахом, ведь сказано в Коране в Суре 7 «Аль-А‘раф», Аяте 157:
فَالَّذِينَ ءَامَنُوا بِهِ وَعَزَّرُوهُ
Это означает: «Те, которые веровали в Пророка, мир Ему, восхваляли и возвеличивали Его».
Поэтому, дорогие мусульмане, почаще повторяйте Салават в адрес Посланника Аллаха, мир Ему, особенно – в ночь с четверга на пятницу и в пятницу.
Один из наиболее известных среди мусульман Салаватов:
اللّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ
[Аллаhумма салли ‘аля Мухаммад]
Это означает: «О, Аллах! Даруй Пророку Мухаммаду, мир Ему, Его роду и благочестивым мусульманам больше почета и величия».
Этот Салават обязательно произносится в Намазе (при чтении «Ташахуда»).
- Аят аль Курси текст на арабском
- Аят “Аль-Курси” транскрипция на русском
- Аят “Аль-Курси” перевод текста и смыслов
- Когда лучше читать аятуль Курси
- Хадисы об аятуль Курси
- Достоинства Аятуль Курси
- Аят аль-Курси аудио
Аят 225 «Аль-Курси», название которого в переводе означает «Престол», был ниспослан в суре «Аль-Бакара», название которой переводится как «Корова». Слово «курси» названии аята, то есть «престол»,– это олицетворение могущества и абсолютной власти Всевышнего Аллаха над своими творениями.
Аятуль Курси является самыми известным аятом из Священной Книги Коран. С помощью аят аль-Курси можно защитить от шайтана свой дом и себя самого. Для любого праведного мусульманина очевидны достоинства и важность этого аята, ведь в нем часто упоминаются имена и атрибуты Всевышнего Аллаха, и каждый праведный мусульманин старается произносить этот аят как можно чаще в подходящее время.
Аят аль Курси текст на арабском
اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لَا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِندَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَاءَ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَلَا يَئُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ
слушать на арабском (читает Мишари Рашид):
Аят “Аль-Курси” транскрипция на русском
“Аллаху ля иляха илля хуаль хаййюль къайюм, ля тахузуху синнатун ва ля наум. Ляху ма фий ссаммавати ва ма филь ардъ, ман заллязий яшфа’у индаху илля биизнихи, я’аляму ма байна айдихим ва ма хъальфахум, ва ля юхийтуна бишейин мин ‘ильмихи илля бима шаа васи’а курсийюху ссаммвати валь ард, ва ля йаудуху хифзухума ва хуаль ‘алиюль ‘азъыйм”
Аят “Аль-Курси” перевод текста и смыслов
Перевод текста аят аль курси из суры Бакара на русском звучит так:
“Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий“.
Мусульманин должен знать содержание и транскрипцию Аят аль Курси Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, это – величайший из коранических аятов, потому что он содержит в себе свидетельства единобожия, а также величия и безграничности качеств Всевышнего Создателя. Аллах обладает всеми божественные качества и является Единственным, Кто заслуживает обожествления и поклонения, и поэтому обожествление других существ несправедливо и бесполезно.
Живой – одно из прекрасных имен Аллаха. Оно означает, что Аллах объединяет в Себе самые прекрасные признаки жизни, среди которых – слух, зрение, могущество, воля и другие качества, связанные с Его сущностью. Поддерживающий жизнь – еще одно прекрасное имя Аллаха. Оно означает, что Он совершает самые совершенные дела.
Он является Самодостаточным Властелином и не нуждается в творениях, но создает их, поддерживает их существование и обеспечивает их всем необходимым. Совершенная жизнь и самодостаточность Аллаха проявляются в том, что Его никогда не одолевают ни дремота, ни сон. Эти явления свойственны творениям – им присущи усталость, слабость и бессилие. Однако они совершенно чужды Аллаху, обладающему величием, могуществом и великолепием.
Аллах сообщил, что Ему принадлежит власть над небесами и землей. Все творения – рабы Аллаха, и никто из них не способен избавиться от этой зависимости. Всевышний сказал: «Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» (19:93). Аллах владеет Своими рабами и обладает властью, могуществом, величием и другими качествами Властелина и Правителя. Совершенство Его власти проявляется в том, что никто не способен ходатайствовать перед Ним без Его позволения.
Все славные творения и заступники являются Его рабами и не могут заступиться за других, пока Аллах не позволит им сделать это. Всевышний сказал: «Скажи: “Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены”» (39:44).
Аллах позволяет ходатайствовать только за тех, кем Он доволен, а доволен Он только теми, кто исповедует единобожие и следует путем Его посланников, и если человек не обладает этими качествами, то для него нет никакой доли в заступничестве. Затем Аллах поведал о Своем безграничном и всеобъемлющем знании, благодаря которому Ему известно обо всем, что ожидает творения в будущем, каким бы далеким оно не представлялось, и обо всем, что произошло с творениями в прошлом, каким бы далеким оно не было.
Ничто нельзя утаить от Аллаха, Которому известно даже то, что украдкой подсматривают взоры, и то, что сокрыто в сердцах. Что же касается творений, то они способны постичь из недр Божьего знания только то, что пожелает Аллах. Он научил их религиозным предписаниям и вселенским законам, однако эти познания – всего лишь крошечная частица, которая буквально исчезает в океане божественного знания Великого Творца. Именно поэтому посланники и ангелы, которые лучше всех остальных творений осведомлены об Аллахе, говорили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый» (2:32).
Затем Аллах возвестил о Своем могуществе и величии, свидетельством которого является Престол, объемлющий небеса и землю. Аллах оберегает небеса и землю, а также населяющие их творения благодаря установленному вселенскому порядку и определенным законам, по которым живут творения. Однако это совершенно не обременяет Его, поскольку Его могущество совершенно, власть безгранична, а предписания преисполнены мудрости. Одним из Его прекрасных имен является имя Возвышенный. Своей сущностью Он находится над творениями, Его качества преисполнены величия, Его могуществу покорны все создания и существа, Ему подвластны и послушны все рабы.
Еще одним Его именем является имя Великий. Он объединяет в себе все качества величия, почета, великолепия и славы, благодаря чему сердца проникаются к Нему любовью, а души – почтением. Обладающие истинным знанием прекрасно знают, что величие любого творения, пусть даже самого прославленного и великого, ничтожно по сравнению с величием Возвышенного и Великого Господа.
Этот аят действительно обладает славным и восхитительным смыслом и заслуживает называться самым великим из коранических аятов. И если человек читает его, размышляя над его значением и постигая его смысл, то его сердце наполняется убежденностью, знанием и верой, благодаря чему он защищает себя от злых происков сатаны и колдовства.
В данном видео вы можете послушать чтение аят аль-курси в исполнении чтецов Корана:
Когда лучше читать аятуль Курси
Если мусульманин прочитает после того, как будет совершен обязательный намаз, и перед тем, как произнести зикры тасбиха, то есть по тридцать три раза сказать слова «СубханАллах», «АльхамдулиЛлях» и «Аллаху Акбар!», аят аль-Курси, то он до совершения следующего обязательного намаза будет защищен.
Также чтение аят аль курси после каждого намаза является одной из причин благодаря которой мусульманин может попасть в Рай, как сообщается в хадисе, в котором Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тому, кто читал аят аль-Курси после каждой молитвы, только смерть препятствует попасть в Рай» (ан-Насаи в «‘Амалюль-яуми ва-ллейля» 100, и Ибн ас-Сунни в «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» 124).
Мусульманин, прочитавший утром аят аль-Курси, будет до вечера в безопасности, а мусульманин, который прочитал аят аль-Курси вечером, будет до самого утра в безопасности.
Аят аль-Курси – в числе рекомендованных к чтению перед сном аятов и сур, помимо этого аята в это число входят суры 112, сура 113 и сура 114.
По словам четвертого праведного халифа Али, не в состоянии он понять тех верующих мусульман, которые не читают аят Трона или аятуль Курси, когда ложатся спать, поскольку, если бы они осознавали всю степень того, каким величием обладает данный аят, то его чтением они никогда бы не пренебрегали, ведь из самого Арша был ниспослан этот аят Священного Корана Посланнику Аллаха ﷺ.
Хадисы об аятуль Курси
Об аяте аль-Курси (аяте Трона, аяте Престола) упоминается в нескольких хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.
От Абу Зарра аль-Гъифари Мухаммад ибн Абу Шейба передает с его слов в «Китаб аль-Арш», что он, направляясь в один из дней в Масджидуль харам или Заповедную мечеть, встретил там Посланника Аллаха ﷺ, который сидел в одиночестве, и присел к нему с вопросом о том, какой из тех аятов, что были ниспосланы Пророку ﷺ, он ﷺ считает наилучшим. И тогда Пророк Мухаммад ﷺ ответил, что считает таким аят аль-Курси, отметив, что все семь небес в сравнении с Престолом Всевышнего – всего лишь кольцо, которое брошено в пустыне – настолько же Трон Всевышнего Аллаха превосходит Престол Его, насколько пустыня превосходит это брошенное кольцо. Данный хадис считал достоверным шейх аль-Албани.
Также передают со слов Убайй ибн Каба, что Пророк Мухаммад ﷺ задал ему однажды вопрос о том, знает ли он, какой аят в Священном Коране является величайшим. На это Убайй ибн Каба ответил, что считает таким аят, в котором сказано, что «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Живого, Вечносущего…», и тогда Пророк Мухаммад ﷺ обрадовался, хлопнул по груди его и произнес: “Да будешь ты счастлив в знании, о Абу-ль-Мунзир!”. Об этом рассказано в хадисе, переданном Муслимом.
Есть еще один хадис, в котором переданы слова Пророка Мухаммада ﷺ со слов Абу Умамы: он повествует, что Посланник Аллаха ﷺ сказал, что тем мусульманам, которые после того, как закончат обязательный намаз, будут читать аят Трона или аят аль-Курси, попасть в Рай не помешает ничего, помимо смерти. Данный хадис привел в «Амаль аль-йаум ва-л-лейля» ан-Насаи, а также в «аль-Муджам аль-Аусат» и «аль-Муджам аль-Кабир» ат-Табарани, его также привел Ибн Хиббан, а достоверность данного хадиса подтвердили ад-Димьяты, Хафизы аль-Мунзири, шейх Ахмад Шакир и ас-Суюты и шейх аль-Албани.
Ат-Табарани привел хадис, в котором Пророку Мухаммаду ﷺ принадлежат слова о том, что человек, который прочитает аят аль Курси после того, как совершит обязательную молитву, будет до следующей молитвы находиться под защитой Всевышнего, но относительно достоверности этого хадиса существуют разногласия.
Достоинства Аятуль Курси
Относительно аль-Курси приводят хадис, в котором рассказывается, как Абу Хурайра поймал вора, охраняя собранный закят, и вор попросил отпустить его и пообещал научить Абу Хурайру таким словам, которые Аллах сделает для него полезными. И посоветовал перед тем, как лечь спать, читать аль-Курси, и тогда Ангел-хранитель будет всегда находиться рядом, а шайтан не посмеет приблизиться до самого утра. Когда же Абу Хурайра рассказал об этом Пророку Мухаммаду ﷺ, Посланник Аллаха ﷺ подтвердил, что человек этот сказал правду, хотя сам является лжецом, поскольку в облике этого человека скрывался шайтан.
В связи с аятуль Курси приводится история со слов Убаййи ибн Каба, который решил посторожить ночью запасы своих фиников, когда понял, что количество их уменьшается. Он заметил юношу, поздоровался с ним и спросил, является ли он человеком или джином, и когда юноша ответил, что он – джин, Убай попросил протянуть ему руку и увидел, что рука его подобна собачьей лапе, вся покрытая шерстью. Юноша сообщил, что джины узнали, что Убай делает садакъа, и послали одного, чтобы взять еды. И тогда Убай спросил у джина, что защищает людей от джинов, и джин ответил: “Аят аль-Курсий из суры «аль-Бакъара». Джин также сказал, что тот мусульманин, который прочитает аят аль-Курси утром, будет до вечера защищен от джинов, а тот, кто прочитает аятуль Курси вечером, будет защищен от джинов до утра. Утром же Пророк Мухаммад ﷺ подтвердил, что джин этот, хоть и нечистый, сказал правду.
По словам Али ибн Абу Талиба, он не видел ни одного верующего мусульманина «кто обладал разумом», который бы не читал аятуль Курси, засыпая.
Аят аль-Курси аудио
Слушать аятуль Курси в исполнении чтецов Корана:
Абу Бакр Шатри:
Абдуллах аль-Матруд:
Нассир аль Катами:
Саад аль Гамиди:
Абдурахман ас-Судейс: