Айзенк польза и вред смысл и бессмыслица
Что мы знаем об авторе? Даже те, кто далек от психологии, наверняка слышали про знаменитый тест Айзенка на уровень интеллекта или про его тест на выявление темперамента. В анализируемом большом труде, который включает в себя сразу три книги, предпринята попытка систематизировать научные психологические знания по самым разным направлениям: с позиций психоанализа, гештальт-подхода, бихевиоризма, гуманистических теорий. Своей задачей автор видел отделение зерен от плевел: он старался оставаться максимально объективным, обосновывал собственные критические высказывания, подробно изучал всевозможные психологические эксперименты и «продлевал» их, давая собственное видение гипотетического, умозрительного «продолжения» эксперимента. Так, говоря об обусловливании, открытом И. Павловым, он доказывал, что, если продолжить эксперимент и искусственно подавить у собаки условный рефлекс, он с новой силой будет возникать вновь и вновь по прошествии времени, и это связано с законами возбуждения и торможения, которые русский физиолог Павлов, возможно, и сам недооценил.
Труд Айзенка называют неоднозначным и противоречивым, и это действительно так. Однако сам автор считал, что цель этой книги – не убеждение, и даже не систематизация имеющегося знания, но стимул к диалогу с читателем, активизация его размышлений. Эта книга доставит интеллектуальное удовольствие любому, кто так или иначе связан с психологией.
Чем полезна психология?
В первой части этой большой работы Айзенк анализирует психологию как объект многих споров и дискуссий. Почему политики скептически относятся к психологии? Почему не выделяются достаточные средства на проведение научных исследований в этой области? Потому что психология выглядит не всегда убедительно, недооценивается ее значимость, в конце концов, итоги исследований могут вызывать опасения у заинтересованных в манипуляции политиков.
Степень объективности данных проверяется, например, на основе тестов интеллектуального потенциала человека. Можно ли доверять тестам умственных способностей, как они составлены, что поддается конкретному измерению в столь многогранном феномене, как личность? Кстати, будучи автором тестов на уровень интеллекта, Айзенк утверждает: «Правильно составленные тесты измеряют скорость умственных действий, которые являются основой их эффективности» [1, С. 42]. Интересно учесть, что умственные способности не есть величина постоянная, поэтому тесты условны в том смысле, что измеряют лишь актуальный уровень, а с годами он изменяется. Но тогда возникает еще один закономерный вопрос: можно ли говорить о падении интеллекта в рамках нации? А научно подтвержденных данных на этот счет нет, притом что система образования в ряде стран находится просто в плачевном состоянии, и многие сетуют на падение уровня интеллекта молодежи.
Полезность психологии сказывается и на области труда. Интересны размышления Айзенка о методах отбора персонала. Он критикует собеседование как изживший себя метод, подтвердивший свою неэффективность, но повсеместно используемый и сейчас. На этот счет есть научные доказательства: исследования Бине, Холлингворта убедительно доказали ложность прогнозов на основе собеседования. Что же тогда делать? Айзенк предлагает – проводить психологические тесты (например, способности и темперамент, если работа идет в экстремальных условиях, или специальный тест на вождение для отбора водителей). А при отборе будущих студентов важно учитывать не просто компетенции, но и тип личности, и характер. Такой подход к социальным сферам действительно может оправдать себя. Но сколько времени пройдет, прежде чем мы будем готовы отказаться от устаревших моделей социального поведения?
Отклонение от нормы
Айзенк ставит еще одну проблему: нарастание психических заболеваний в обществе в геометрической прогрессии. И решает ли психотерапия в таком случае свои задачи? После проведенных исследований оказалось, что 2/3 пациентов-невротиков выздоравливают как после курса психотерапии, так и находясь в психиатрических стационарах (проходя медикаментозное лечение). Говорит ли это в пользу психотерапии? Нет. Хотя и недооценивать ее тоже не стоит.
В этой части работы особенно интересна критика психоанализа Айзенком. Нет, он не склонен полностью отказываться от достижений З. Фрейда – все-таки открытие сферы бессознательного, работа с детскими травмами, защитными механизмами, подавленными желаниями – все это имеет рациональное зерно и оказало большое влияние на развитие психологии как науки. «Мне бы не хотелось, чтобы читатель подумал, будто я являюсь ярым противником психоанализа во всех его проявлениях. Как и многие другие психологи, я ценю тот свежий глоток воздуха, который Фрейд вдохнул в затхлую, сухую атмосферу академической психологии XIX века. Гениальность его ума открыла нам двери в новый мир, а его необычная проницательность подарила множество интересных теорий и гипотез, над которыми ещё долго будут размышлять исследователи. Безусловно, многие идеи Фрейда являются важными, но это вовсе не значит, что мы должны соглашаться с ним во всём и воспринимать его теорию как некое откровение свыше» [1, С. 230-231]. Психоанализ как раз и занимался первоначально отклонениями от нормы – Фрейд исследовал, в первую очередь, невротических пациентов.
Однако он считал, что корень пессимистичности личности – в том, что произошло слишком раннее отлучение от груди. Как показывает Айзенк, корреляция есть, но можно предположить, что у депрессивной матери рождаются депрессивные дети, и такие матери рано отлучают детей от груди. Что превалирует: наследственность либо окружающая среда – остается открытым вопросом.
В чем же, по Айзенку, недостатки психоанализа?
- Ненаучный подход. «Психоанализ пытается, скорее, понять, чем объяснить, а значит, он не является научным и к нему следует подходить с позиций веры, а не с позиций доказательств и научного обоснования» [1, С. 215].
- Уровень аргументации. «Доказательства – в основном, клинические, а не экспериментальные» [1, С. 218]. И если в клинических случаях какие-то проявления закономерны, носит ли это характер типизации? И справедливо ли для нормальных индивидов, без патологий? При этом аргументация не имеет системного характера, что тоже важный недостаток. Отсутствие контрольной группы влечет за собой субъективность выводов, нередко в угоду терапевту.
- Сильная эмоциональная связь клиента и терапевта. Это приводит к неизбежным искажениям и привносит много субъективного.
- Размытость гипотез Фрейда. А потому – их неуязвимость перед критикой. «Психоаналитики слишком обобщают свои заключения» [1, С. 226].
- Претензия на универсальность. «Психоаналитики применяют свои принципы к социальным явлениям в целом, хотя факт их применимости в данном случае не доказан» [1, С. 226].
- Искусственность аргументов. «Психоаналитики подстраивают факты под свои аргументы» [1, С. 228].
Вывод Айзенка: «Вместо экспериментально проверенных выводов из чётко сформулированных гипотез мы обнаруживаем всего лишь анекдотичные свидетельства, собранные довольно случайным образом из индивидуальных историй болезни. Этот недостаток достоверных доказательств часто скрывается от читателя превосходными писательскими способностями Фрейда, за что в Германии ему заслуженно была присуждена премия Гёте за достижения в области литературы. Однако в науке убеждение не должно подменять доказательств, и нам следует более тщательно исследовать доказательные попытки Фрейда, прежде чем сделать вывод о достоверности его гипотез» [1].
Социальные установки
Это тоже важный вопрос, который затрагивает развитие общества в самом широком понимании. Стереотипы – это то, с чем мы встречаемся ежедневно. И их модальность (положительная или отрицательная) связана с устоявшимися субъективными отношениями. Так, говоря об антисемитизме, Айзенк приводит тест на отношение к евреям и попутно доказывает, что в основе любого стереотипа лежит эмоция – а значит, никакие доказательства и апелляции к уму не работают. Так и опросы общественного мнения – важны и востребованы, особенно сейчас, но методика и корректность их составления оставляют желать лучшего: выявляются погрешности формулировок ответов, факторов, влияющих на ответы. То есть, вопрос валидности опроса очень важен (интересно, что и самого Айзенка критиковали за размытость, а то и неверность ответов и формулировок в его тестах на уровень интеллекта).
Пограничные зоны науки: гипноз и внушаемость
Во второй части своего труда Айзенк рассматривает феномен гипноза. Как и в случае психоанализа, многие пациенты утверждают о наступлении улучшений после сеансов, однако проверить эти результаты не представляется возможным (эксперименты Месмера, Брейда, Бернхейма, Либо, Шарко). Закономерность такова: «чем проще задача, тем больше улучшение, и наоборот, чем сложнее задача, тем меньшим будет улучшение» [1, С. 335]. Если обратиться к Фрейду, то сам он считал, что степень погружения в гипнотическое состояние напрямую связана со степенью переноса. Понятие «перенос» трактуется в книге Айзенка в более широком смысле, нежели это понимал сам Фрейд.
Детекторы лжи
Анализируя феномен детектора лжи, Айзенк приходит к выводу: «чтобы быть признанным в качестве доказательства лжи, физиологический отклик на релевантный вопрос должен полностью отличаться от физиологического отклика на нерелевантный вопрос» [1, С. 373]. Учет этого аспекта позволит избежать погрешностей при проверке на детекторе лжи.
Телепатия и ясновидение
В части работы, анализирующей данные феномены, рассматриваются работы Райна, Тиррела, Соула, Карингтон, которые «оставляют, кажется, очень небольшую возможность для отрицания того, что «предвидение» существует» [1, С. 425]. Причем когда индивид обладает чем-то одним, есть большая вероятность наличия и способностей ко второму.
Толкование сновидений
Эта глава буквально повторяет название работы Фрейда. «Согласно теории Фрейда и многих других…сновидения ничего не открывают о будущем» [1, С. 438]. А посвящены исключительно прошлому и настоящему, в символической форме. Здесь тоже не обходится без критического подхода к психоанализу: Фрейд считал, что в сновидении все имеет смысл (но эта мысль существовала в культуре давно, а он лишь ее популяризировал), все связано с удовлетворением желания (и это тоже не оригинально), причем сознательно подавленного (и только эта мысль – действительно открытие Фрейда (см.: [1, С. 439]). Да и метод словесных ассоциаций, как доказывает Айзенк, скорее, открытие Ф. Гальтона. Кроме того, не доказана правомерность символического толкования снов (так, Холл доказывал, что одно и то же действие у разных людей вызывает разные реакции и ассоциации).
Измерение отдельных сторон личности: парадокс или реальность?
Человек – это существо биологическое и социальное одновременно, а потому «…изучение только сегментарных процессов в полной изоляции мало что скажет о поведении всего организма» [1, С. 467]. Работы И. Павлова, русского физиолога, заслуживают уважения, с точки зрения Айзенка, хотя русский ученый снисходительно относился к психологии. Важным итогом экспериментов Павлова стало не только открытие обусловливания, но и тезис о том, что «торможение рассеивается быстрее, чем возбуждение» [1, С. 534] – а это важно для психотерапии. Вот почему искусственное погашение реакции собаки на стимул в виде звоночка кратковременно (гипотетически): собака рано или поздно «вспоминает» реакцию слюноотделения в ответ на звонок и продолжает ее выдавать даже после погашения этой реакции. То же касается и травматического опыта: искусственно погашенный, вытесненный, «забытый», он вновь и вновь будет напоминать о себе, пока не окажется полностью проработанным в сопровождении профессионального психолога. «Обусловливание – неотъемлемая основа социализации» [1, С. 549], – считает Айзенк.
«Аналогично этому, там, где Фрейд приписывает бескорыстность и духовную деятельность супер-эго, происходящему от родительского обучения и примера, психолог будет рассматривать обусловливание по теории Павлова как средство достижения этой цели» [1, С. 550]. Но в первом случае это не доказано точным методом, во втором – доказано. Здесь вновь столкнулись «биологический» и «социальный» аспекты трактовки личности.
Личность во всей ее сложности
В последней части книги речь идет о личности, в том числе, в контексте политики, и приводятся интересные исследования о том, что люди среднего класса – более покладисты, а из рабочей среды – более склонны проявлять непримиримость. Рассматривается фашизм, коммунизм, с общими допущениями о том, какие именно личности поддержали эти массовые движения. Вопрос экстраверсии/интроверсии, эмоциональности/рациональности является одним из базовых, когда речь о специфике характера.
И наконец, ученый вновь возвращается к категории научности/ненаучности. Можно ли исследовать ум, душу психику? Нет. А вот поведение – да, и именно этим занимается психология. Поведение – следствие активности ума, психики и души.
«На протяжении тысячелетий человечество пыталось управлять поведением людей, не прибегая к помощи научного подхода и лабораторных исследований, и потерпело явную неудачу. Возможно, и научно-лабораторный подход тоже не справится с этой задачей» [1, С. 674].
Что ж, согласимся с Айзенком – этому авторитету в психологии точно можно доверять, судя по той основательности, с которой он подошел к объему накопленного за столетие с небольшим психологического знания. Однако уже то, что психологи пытаются честно и с большим интересом анализировать и прогнозировать, на первый взгляд, непредсказуемое поведение человека, вторгаются в неисследованные зоны, преодолевая скепсис и насмешки, дают мощный стимул развитию человеческой цивилизации – безусловно, заслуживает уважения. И вызывает большой интерес.
Источник: Айзенк Г. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, Харвест, 2003, 729. Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.klex.ru/nbo. Дата доступа: 24.05.2018.
Автор: Павловская Гражина, психолог.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Источник
Ганс Юрген Айзенк
Минск: Харвест, 2003
Минское издательство «Харвест»,
похоже, небогато и не может позволить себе
покупку прав на публикацию зарубежных
психологических новинок. Правда, по закону,
который СССР в свое время согласился соблюдать,
книги, вышедшие за рубежом до 1974 г., можно
печатать и бесплатно. Но за последние годы урожай
на этой ниве уже собран, и «Харвесту» приходится
подбирать последние колоски. Иногда это
получается очень неуклюже, когда большим тиражом
зачем-то переиздается работа столетней давности,
сегодня представляющая интерес лишь для узкого
круга специалистов. Но случаются и редкие удачи,
к которым можно отнести данную книгу.
Фактически это сборник, объединяющий три
научно-популярные книги, написанные Гансом
Айзенком в период с 1953 по 1965 г. и ранее в нашей
стране не издававшиеся. Бывшие в свое время
всемирными бестселлерами, эти книги и сегодня
читаются с огромным интересом, словно
подтверждая давний тезис: «Качество никогда не
выходит из моды». По прошествии полувека работы
Айзенка отнюдь не устарели и продолжают
оставаться непревзойденными образцами
научно-популярной литературы по психологии.
50–60-е годы ХХ столетия можно назвать золотым
веком психологии. В ту пору едва ли не ежедневно
публиковались результаты ярких психологических
экспериментов, в полемике выдающихся ученых
зарождались блестящие научные концепции и школы.
Но, как часто бывает, на гребне волны было поднято
и немало пены. Айзенк поставил перед собой задачу
продемонстрировать широкой общественности
подлинные достижения научной мысли в их
противопоставлении «мыльным пузырям» —
переливающимся, но пустым. Об этом говорят сами
названия его книг, в которых разводятся факты и
вымысел, смысл и бессмыслица, польза и вред.
Измерение умственных способностей и трудовой
мотивации, политические убеждения и
национальные стереотипы, формирование
общественного мнения и лечение невротических
расстройств — по этим и многим другим проблемам
подлинный ученый и блестящий эрудит Айзенк
выносит обоснованные суждения, демонстрируя
преимущества научного подхода над наивными
псевдонаучными фантазиями. В частности, пожалуй,
впервые на русском языке публикуются его трезвые
суждения о психоанализе, с которыми совсем
нелишне познакомиться нашим новообращенным
фрейдистам.
Нет, Айзенк не пытается дискредитировать Фрейда
и его детище, напротив — подчеркивает свое
глубокое уважение к великому венскому мыслителю.
Но одно дело факт, другое — вымысел, и автор
указывает на это недвусмысленно и прямо, с опорой
на серьезные научные аргументы.
В отличие от других книг, изданных «Харвестом» в
той же серии, здесь мы встречаем и интересный
биографический очерк об авторе, правда —
неподписанный. Ситуация понятная: про Макса
Дессуара или Вильяма Стерна даже Яндекс ничего
не подскажет. Зато про Айзенка на том же сайте
«Школьного психолога» в рубрике «Мэтры» есть
подробный очерк, который без лишней
щепетильности можно и перепечатать, добавив
несколько строк. Вот только тексты Айзенка
пришлось самим переводить. Что ж, получилось
очень неплохо. Читатели «Школьного психолога»
наверняка оценят!
Сергей СТЕПАНОВ
Источник
Детство
Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — британский ученый-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта, основатель клинической психологии в Британии, идеи генетической предопределенности.
Его мать, — Рут Вернер, — блистала на экранах немого кино под псевдонимом Хельга Моландер, а отец, — Антон Эдвард Айзенк, — совмещал пение и актерское мастерство. В три года остался на попечение бабушки по линии матери, потому как родители его разошлись. В то время у него была полная свобода действий, а к шалостям относились снисходительно. Таким образом, еще с детства Ганс славился бунтарским поведением, которое и привело его в конечном итоге к успеху.
В юности увлекался астрологией, исследовал астрологические карты в поисках закономерности, способствующей развитию таланта. Он переписывался со многими знаменитыми астрологами и даже составил карты для некоторых представителей Рейхстага, отправив их по почте. В этих письмах он предупреждал о полном крахе, однако же ответа не получил.
Учеба
Образование получил в европейских частных школах. Часто любивший демонстрировать свое превосходство знаний над учителями, окончившими военные университеты, он превосходил многих еще и в физическом плане. Так, после высказанного им неодобрения фашизма и Гитлера в частности, коллектив школы избил его чуть ли не всем составом. Впрочем, его ответ обидчикам тоже не заставил себя ждать. Учителя с трудом замяли скандал, грозивший превратиться в побоище.
После окончания средней школы его приняли в Берлинской университет, на факультет философии. Однако же, там ему упорно намекали на необходимость вступить в СС, так что мать с отчимом (еврейским режиссером) решили, что лучше будет покинуть страну. В Дижонском университете, что во Франции, изучал историю и литературу, а на следующий год уже поступил в Лондонский университет, в Англии. Там Айзенк попросился на факультет физики, но после курса истории и философии его могли принять только на психологию. Согласиться-то он согласился, но и поскандалил при этом изрядно.
Больше благодаря умению разговаривать на любую тему и самоуверенности, чем действительным знаниям, окончил университет с отличием и получил красный диплом. Профессора окрестили его «надеждой будущей науки» и дали хорошие рекомендации, а несколько частных колледжей даже пригласили выступить с лекциями.
Деятельность
«Когда я только начал заниматься психологией, она была совершенно дефективной. Сейчас ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена», — Ганс Айзенк.
Вернувшись в Германию, сильно заинтересовался опытами фашистов в области генетики и даже задался мыслью измерить человеческий интеллект. На лекциях часто можно было видеть его в окружении множества разнообразных измерительных приборов, а самого Айзенка коллеги прозвали «человеком-термометром». Как аргумент, приводил рассуждения о белых древесных сверчках, прибавив к числу стрекотаний которых за 15 секунд число 40, можно получить температуру воздуха в Фаренгейтах.
«Белые древесные сверчки редки, их трудно поймать, они слабо встраиваются в общую систему физических законов, на которой зиждется наша система измерений. Поэтому изобретение термометра было признано всеми как значительное достижение. И для измерения интеллекта мы придумаем свой термометр«, — говорил он.
Снова отправившись в Англию, он написал целую серию статей, пропитанных фашистским духом, а его отношение к демократии было ничем иным, как презрением. Вполне закономерно, что за это его возненавидели, а порою попросту считали сумасшедшим.
Когда началась Вторая мировая война, его отправили в военный психиатрический госпиталь Милл Хилл, где он работал психологом-экспериментатором, работая с военными, перенесшими тяжелые стрессы и травмы. Не имея какой-либо практики в этом вопросе, он при этом все же считал неудовлетворительными критерии и категории клинической диагностики того времени и начал применять разрабатываемые им в то время факторные теории личности. Именно работа в том госпитале позволила ему написать свою книгу «Измерения личности».
Оставаясь работать в госпитале и после войны, в 1946 году он основал отделение психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, заведующим которого и оставался вплоть до 1955 года. В то же время в Лондонском университете он читал лекции по психологии, а консультирующим профессором так вообще был не в одном университете Соединенных Штатов. Легко заработавшего популярность уничтожающей критикой уже умершего на тот момент общего кумира Зигмунда Фрейда, работы его в то время уже активно печатались.
«Психотерапия — это просто чушь. Вот пришел ко мне больной с половым расстройством, я порекомендовал ему посмотреть один фильм — и все у него прошло. Больные с неврозами со временем выздоравливают сами по себе«, — заявлял Айзенк.
Не будучи высокого мнения о традиционных видах психотерапии, пациентам своим он прописывал электрошок и психотропные препараты, вызывающие удушье, а истеричных детей советовал запирать на 10 минут одних в комнате. Несмотря на эффективность, его упрекали в жестокости и фашистских методах лечения.
В 1955 году Айзенк при Лондонском университете получил место профессора Института психологии, а в 1983, став уже почетным профессором, ушел в отставку. Переработав тесты для детей, созданные французским психологом А. Бине, применил их к взрослым — на выходе получив методику определения коэффициента интеллекта (IQ). Его методика обрела большую популярность и использовалась всюду, а сам Айзенк много путешествовал и стал состоятельным человеком.
Опубликовав в 1971 году статью «Раса, интеллект и образование», он представил мысль, что негроиды, в сравнении с европеоидами, имеют уровень интеллекта на 15 пунктов ниже из-за их генетического кода. Его статья вызвала бурную реакцию, в том числе: его книгу «Спор о коэффициенте интеллекта» отказались распространять в Америке, т.к. книготорговцам угрожали насилием и поджогами, а газеты отказалить публиковать на нее рецензии. Сам же Айзенк в 1973 году был избит толпой студентов, не успев даже начать свою лекцию в Сорбонне. Впрочем, никаких обвинений он им не выдвинул.
В 1970-х годах выпустил ряд статей о связи различных заболеваний с типами личности. В них он заявил, что рак легких провоцирует не курение, а расстройства личности, характеризующиеся неправильной реакцией на стресс или же вообще неспособностью выражать эмоции. Заболевания же сердца характерны людям злобным, агрессивным и враждебным. А вот к выздоровлению наиболее склонны, по его мнению, скандалисты и люди с неуживчивым характером.
В 1980 году основал журнал «Personality and Individual Differences», а в течение 1983-1985 годов занимал пост президента Международного общества исследователей индивидуальных различий. В начале же 1990-х годов американский табачный промышленник профинансировал исследование Айзенка, подтвердившее его гипотезы. В связи с нежеланием ученой общественности воспринимать результаты его исследования, он поставил на себе этот эксперимент. Протестированный при помощи электродов, Айзек не проявил какой-либо реакции — ни страха, ни депрессии, ни ярости. На какой-то момент даже решили, что все дело в неисправном оборудовании.
Вызванная раком мозга смерть Айзенка 4 сентября 1997 года в полной мере подтвердила его теорию о происхождении заболеваний.
Работы
Тесты
Тест на определение интроверта и экстраверта
Наверняка многие слышали про то, что люди в зависимости от общительности, переживаний и склада характера бывают интровертами и экстравертами, отличия при этом между ними колоссальные:
- интроверт – спокоен, сдержан, имеет малый круг друзей, но довольно близких, педантичен, держит под контролем свои эмоции и чувства, направлен на свой внутренний мир, а не на социальное взаимодействие;
- экстраверт – общителен, импульсивен, с большим количеством знакомых и направленностью на внешний мир.
Тест Ганса Айзенка PEN
Тест Айзенка был разработан автором в 1963 году и приобрел популярность, как опросник «EPI».Он способен определить нейропсихическую лабильность, экстраверсию – интроверсию. В 1968 г к нему была добавлена шкала психотизма. С тех пор адаптированный тест Айзенка известен миру, как опросник «PEN» и состоит из 101 вопроса.
Книги
«Личностный опросник Айзенка»
Серия из нескольких авторских опросников, по заявлению Айзенка, направленных на диагностику личности, хотя на самом деле опросник выявляет темпераментные характеристики. По классификации Q-L-T относятся к Q-данным.
«Как измерить личность»
«Познай самого себя» – любили повторять древнегреческие философы. Этот совет не утратил своей актуальности и сегодня. Действительно, если человек не сумел достаточно хорошо разобраться в самом себе, то ему будет очень трудно найти свое место в жизни, свое призвание, трудно подобрать себе подходящее занятие, его ожидают большие сложности в семейной жизни и т. д. Иначе говоря, принимая то или иное жизненно важное решение, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой выбора, и в этой ситуации верная самооценка имеет первостепенное значение.
«Психология: польза и вред», «Психология: смысл и бессмыслица», «Психология: факты и вымысел»
Автор знакомит читателя с широким кругом проблем психологии и возможными путями их решения, исследует подходы к созданию психологической модели личности на основе двух ортогональных континуумов: экстраверсия — интроверсия, нейротизм — стабильность; изложены основные принципы тестирования умственных способностей человека (IQ), описана методика конструирования опросников, в том числе и личностного опросника Айзенка (ЕРО).
«Преступление и личность»
В этой книге нет и намека на знаменитую теорию Ломброзо. По версии Айзенка, личности с высокими показателями экстраверсии, нейротизма и психизма, как следствие издержек социализации, могут стать преступниками. Также выдвинута гипотеза о наличии «преступного класса».
«Психология паранормального»
В данной книге Айзенк и его соавтор, — парапсихолог Карл Сарджент, — исследуют необычные человеческие способности, доказывая, что они являются неотъемлемой, хотя и трудноуловимой частью личности и интеллекта человека. Проверить, насколько сильны ваши экстрасенсорные способности, можно с помощью тестов, представленных в книге.
«Парадоксы психологии»
Чем может психологическая наука помочь в решении проблем повседневной жизни? Как психологический склад человека влияет на его успехи и неудачи? Как возникают душевные расстройства и как от них избавиться? Что общего у любителей порнографии и политических экстремистов? Можно ли перевоспитать закоренелого преступника или вырастить из заурядного ребенка гения? На эти и многие другие вопросы автор дает спорные, но научно обоснованные ответы, помогая нам лучше разобраться в себе и понять окружающих нас людей.
«Проверьте свои способности»
Книга представляет собой сборник психологических тестов, позволяющих читателю не только определить свои способности, но и развить навыки в угадывании скрытых закономерностей в построении логических схем наблюдаемых явлений и совершенствовании индуктивного мышления. Книга рассчитана на самые широкие читательские круги, ее могут использовать в своей работе и специалисты-психологи, и социологи.
«Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности»
Интеллект — это одна из важнейших характеристик человека. Но что такое интеллект? Как он формируется? Как наиболее эффективно его развить, может ли он передаваться по наследству, связан ли он с социальной средой или формируется в зависимости от личных качеств? Все эти интереснейшие вопросы нашли разрешение в яркой и динамичной книге всемирно известных психологов Ганса Айзенка и Леона Кэмина. Книга написана в жанре оживленной, а подчас ожесточенной полемики, поскольку ее авторы придерживаются почти противоположных точек зрения и подчас вступают в словесный рукопашный бой, трактуя одни и те же факты совершенно по-разному.
«Упадок и конец психоанализа»
Айзенк доказывает, что творчество Фрейда и результаты его трудов своеобразным образом связаны с обстоятельствами жизни самого исследователя. Айзенк хоть и не претендует на полное научное новаторство – его размышления основываются на работах его видных коллег, но ему удается в понятной форме объяснить теорию Фрейда даже тем читателям, которые совсем мало знают о психоанализе. Так он информирует читателя о том, что узнала современная наука о правде и лжи фрейдистского учения. Он делает доступным материал, затрагивающий широкий круг тем: толкование снов, психопатологию обыденной жизни, фрейдистский психогенез, экспериментальное изучение психоаналитических теорий и другие аспекты.
«Исследования человеческой психики»
Почему мы ведем себя именно так в критические моменты нашей жизни, почему подчас испытываем сильнейшие эмоции, а иной раз в подобной же ситуации являемся лишь сторонними наблюдателями происходящего? В чем кроется загадка человеческой психики, что заставляет нас чувствовать и поступать именно таким образом? Всемирно известные психологи Ганс Айзенк и Майкл Айзенк попытались дать ответы на эти непростые вопросы.
А также такие книги как «Секс, жестокость и средства массовой информации» и «Использование психологии и злоупотребления в ней».
Теоретические работы
- «Измерение личности» (1947).
- «Научное исследование личности» (1952).
- «Структура человеческой личности» (1970).
- «Личность и индивидуальные различия» (в соавторстве с сыном, Майклом Айзенком, 1985).
Наследие
«Я обычно был против истеблишмента в угоду мятежникам. Я склонен думать, что по этим пунктам большинство ошибалось, а я прав», — Ганс Юрген Айзенк.
Сыграл центральную роль в научных дискуссиях на тему наследуемости интеллекта и эффективности психотерапии, подчеркнул роль нейрофизиологических и генетических факторов относительно индивидуальных различий в поведении. Внес большой вклад в область криминологии, образования, психопатологии и изменения поведения.
Айзенк — чрезвычайно плодовитый автор: им опубликовано около 45 книг и 600 научных статей, также основал журналы «Personality and Individual Differences», «Behaviour Research and Therapy» и работал их редактором. Также он очень любил сам продавать свои книги, по-хозяйски восседая в книжных магазинах, раздавая автографы своим поклонникам, и до хрипоты споря с покупателями.
Пройдите тесты Айзенка прямо сейчас!
Пройти один из тестов Ганса Айзенка вы можете прямо на нашем сайте! Может быть, тест на определение интроверта и экстраверта? Или сразу опросник «PEN»?
Изображение в шапке — Gem Lauris RK, Unsplash.
Источник
Имя Начало Окончание Цена +доставка Ставки |
---|
Айзенк Г.Ю. Психология:Польза и вред.Смысл и бессмыслица.Факты и вымысел. 900.00 р. |
Айзенк Г.Ю. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел. 500.00 р. |
Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности 90.00 р. |
Айзенк Г. Ю., Вильсон Г. Как измерить личность 350.00 р. |
Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности 230.00 р. |
Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. 150.00 р. |
Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. 200.00 р. |
Польза и вред лекарств, 1968г. 60.00 р. |
Польза и вред лекарств_Огрызков Н_1965 год 50.00 р. 60.00 р. |
«Польза и вред лекарств» Огрызков Н. И. Издательство: Медицина. 1965 г. 100.00 р. |
Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. 350.00 р. |
Факты или вымысел: Герои и злодеи. Рыцари, Пираты, Тайные общества, Бандиты и Разбойники 190.00 р. |
О пользе и вреде истории для жизни ● Сумерки кумиров ● Утренняя заря ● Фридрих Ницше ● 1998 200.00 р. Торг уместен |
Ю. В. Никулин Э. Рязанов С. Кичигин Антология мирового анекдота. Тютелька в тютельку 309.00 р. |
Ю. Борев КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ХХ ВЕКА в анекдотах, байках, легендах, частушках, мемуарах -1995-Сохр 419.00 р. 429.00 р. |
#61176 Айзенк Ганс Психология политики 2016 640.00 р. |
П.Кашкин «Антибиотики» (их польза и вред). Медгиз. 1961 год 350.00 р. |
Книга «Польза и вред лекарств» Огрызков Н. И. Издательство: Медицина. 1965 г. 100.00 р. |
Огрызков. Польза и вред лекарств (чм) 90.00 р. |
Смирнова Л. Овощи. Польза или вред? 190.00 р. |
Уточните поиск: анекдоты букинистика Гагарин живопись книга СССР книги СССР коллекционирование космонавт космос литература психология отношений СССР Еще… |
До 1917 г. Наглядная иллюстрированная стенная таблица Польза и вред наших птиц 70*106 см 1200.00 р. |
М. Я. Жолондз Вегетарианство. Загадки и уроки, польза и вред 100.00 р. |
Книга-Н, Огрызков «Польза и вред лекарств». Изд «Медицина» Москва 1968 г. 50.00 р. |
Кашкин П. Н. Антибиотики (их польза и вред) 150.00 р. |
Таблица плакат Коротнев Польза и вред наших птиц Москва Ступин 1904г 72 на 108см 5.00$ |
Огрызков Н. И. Польза и вред лекарств 90.00 р. |
Н.И.Огрызков «Польза и вред лекарств»,Москва,Медицина,1965 70.00 р. |
Книга Григоренко Р |