Андрея ильича покойного сынок не служит то есть в том он пользы не находит
Чацкий, Фамусов, Скалозуб.
Фамусов
Сергей Сергеич, к нам сюда-с.
Прошу покорно, здесь теплее;
Прозябли вы, согреем вас;
Отдушничек отвернем поскорее.
Скалозуб
(густым басом)
Зачем же лазить, например,
Самим!… Мне совестно, как честный офицер.
Фамусов
Неужто для друзей не делать мне ни шагу,
Сергей Сергеич дорогой!
Кладите шляпу, сденьте шпагу;
Вот вам софа, раскиньтесь на покой.
Скалозуб
Куда прикажете, лишь только бы усесться.
(Садятся все трое. Чацкий поодаль.)
Фамусов
Ах! батюшка, сказать, чтоб не забыть:
Позвольте нам своими счесться,
Хоть дальними, — наследства не делить;
Не знали вы, а я подавно,
Спасибо научил двоюродный ваш брат,
Как вам доводится Настасья Николавна?
Скалозуб
Не знаю-с, виноват;
Мы с нею вместе не служили.
Фамусов
Сергей Сергеич, это вы ли!
Нет! я перед родней, где встретится, ползком;
Сыщу ее на дне морском.
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли,
к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..
Однако братец ваш мне друг и говорил,
Что вами выгод тьму по службе получил.
Скалозуб
В тринадцатом году мы отличались с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.
Фамусов
Да, счастье у кого есть эдакий сынок;
Имеет, кажется, в петличке орденок?
Скалозуб
За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.
Фамусов
Любезный человек, и посмотреть — так хват;
Прекрасный человек двоюродный ваш брат.
Скалозуб
Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
Фамусов
Вот молодость!.. читать!.. а после — хвать!..
Вы повели себя исправно,
Давно полковники, а служите недавно.
Скалозуб
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Фамусов
Да, чем кого господь поищет, вознесет!
Скалозуб
Бывает, моего счастливее везет,
У нас в пятнадцатой дивизии, не дале,
Об нашем хоть сказать бригадном генерале.
Фамусов
Помилуйте, а вам чего недостает?
Скалозуб
Не жалуюсь, не обходили,
Однако за полком два года поводили.
Фамусов
В погонь ли за полком?
Зато, конечно, в чем другом
За вами далеко тянуться.
Скалозуб
Нет-с, ста́рее меня по корпусу найдутся,
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.
Фамусов
И славно судите, дай бог здоровье вам
И генеральский чин; а там
Зачем откладывать бы дальше,
Речь завести об генеральше?
Скалозуб
Жениться? Я ничуть не прочь.
Фамусов
Что ж? у кого сестра, племянница есть, дочь;
В Москве ведь нет невестам перевода;
Чего? плодятся год от года;
А батюшка, признайтесь, что едва
Где сыщется столица, как Москва.
Скалозуб
Дистанции огромного размера.
Фамусов
Вкус, батюшка, отменная манера;
На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохинький, да если наберется
Душ тысячки две родовых—
Тот и жених.
Другой хоть прытче будь, надутый всяким
чванством,
Пускай себе разумником слыви,
А в се́мью не включат. На нас не подиви.
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.
Возьмите вы от головы до пяток,
На всех московских есть особый отпечаток.
Извольте посмотреть на нашу молодежь,
На юношей — сынков и вну́чат,
Журим мы их, а если разберешь,—
В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? — Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово — приговор,—
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их… беда!
Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят, и… разойдутся.
Прямые канцлеры в отставке — по уму!
Я вам скажу, знать время не приспело,
Но что без них не обойдется дело.—
А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей;
>
Судьи́ всему, везде, над ними нет судей;
За картами когда восстанут общим бунтом,
Дай бог терпение, ведь сам я был женат.
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
А дочек кто видал, всяк голову повесь,
Его величество король был прусский здесь;
Дивился не путем московским от девицам,
Их благонравью, а не лицам,
И точно, можно ли воспитаннее быть!
Умеют же себя принарядить
Тафтицей, бархатцем и дымкой,
Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;
Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут,
А потому, что патриотки.
Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица как Москва.
Скалозуб
По моему сужденью,
Пожар способствовал ей много к украшенью.
Фамусов
Не поминайте нам, уж мало ли крехтят:
С тех пор дороги, тротуары,
Дома и все на новый лад.
Чацкий
Дома новы́, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
Фамусов
(Чацкому)
Эй, завяжи на память узелок;
Просил я помолчать, не велика услуга.
(Скалозубу)
Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…
Чацкий
Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?
И похвалы мне ваши досаждают.
Фамусов
Не я один, все также осуждают.
Чацкий
[— начало монолога Чацкого —]
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!—
Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали,—
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
[— конец монолога Чацкого —]
Фамусов
(про себя)
Уж втянет он меня в беду.
(Громко.)
Сергей Сергеич, я пойду,
И буду ждать вас в кабинете.
(Уходит.)
Источник
Скалозуб
По моему сужденью,
Пожар способствовал ей много к украшенью.
Фамусов
Не поминайте нам, уж мало ли крехтят!
С тех пор дороги, тротуары,
Дома и всё на новый лад.
Чацкий
Дома новы́, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
Эй, завяжи на память узелок;
Просил я помолчать, не велика услуга.
Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…
Чацкий
Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?
И похвалы мне ваши досаждают.
Фамусов
Не я один, все также осуждают.
Чацкий
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забыты́х газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;[18]
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,[19]
Толпою окружённый слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
Или вон тот ещё, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружён умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в жёнах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
Уж втянет он меня в беду.
Сергей Сергеич, я пойду
И буду ждать вас в кабинете.
(Уходит.)
Явление 6
Скалозуб, Чацкий.
Скалозуб
Мне нравится, при этой смете
Искусно как коснулись вы
Предубеждения Москвы
К любимцам, к гвардии, к гвардейским, к гвардионцам;
Их золоту, шитью дивятся, будто солнцам!
А в Первой армии когда отстали? в чём?
Всё так прилажено, и тальи все так узки,
И офицеров вам начтём,
Что даже говорят, иные, по-французски.
Явление 7
Скалозуб, Чацкий, Софья, Лиза.
Ах! боже мой! упал, убился! —
Чацкий
Она мертва со страху!
Скалозуб
Да кто? откудова?
вернуться
18
Времён Очаковских и покоренья Крыма… — Взятие турецкой крепости Очаков и присоединение Крыма к России произошли в 1783 году.
вернуться
19
…Нестор негодяев знатных… — Нестор — имя полководца, упомянутого в «Илиаде» Гомера; в нарицательном смысле — советчик, руководитель.
Источник
×àöêèé ìîëîäîé ñâîáîäíûé ÷åëîâåê; ìîæíî ñêàçàòü, ïóòåøåñòâåííèê, èñêàòåëü íîâîãî. Íå áîãàò, íèêàêîãî ÷èíà íå èìååò, äà è íå íóæåí îí åìó íè ê ÷åìó: «Ñëóæèòü áû ðàä, ïðèñëóæèâàòüñÿ òîøíî», ãîâîðèò îí Ôàìóñîâó, êîãäà òîò ïðèçûâàåò ïîñëóæèòü ×àöêîãî, åñëè æåëàåò æåíèòüñÿ íà Ñîôüå. ×àöêèé óìåí, îñòðîóìåí, ãîâîðèò ëèøü òî, ÷òî ó íåãî â ñåðäöå è ýòî åãî îòëè÷èòåëüíàÿ ÷åðòà. Äåðçíó äàæå ñðàâíèòü åãî ñ Õëåñòàêîâûì: «×òî íà óìå, òî è íà ÿçûêå».
×àöêèé ýòî ÷åëîâåê íîâîãî âðåìåíè, ïåðåäîâûõ âçãëÿäîâ, ÷åëîâåê èíîãî ïîøèáà:
«Âàø âåê áðàíèë ÿ áåñïîùàäíî!»
Îí èçîáëè÷àåò íûíåøíèé âåê, òî âðåìÿ, â êîòîðîå îí æèâåò è, ñàìîå ãëàâíîå, íå áîèòñÿ ýòîãî äåëàòü.  ñâÿçè ñ ýòèì âîçíèêàåò âîïðîñ: «Êòî æå åùå, åñëè íå îí?». «Îäèí â ïîëå íå âîèí» ãëàñèò íàðîäíàÿ ìóäðîñòü. Íî â ýòîì ñëó÷àå âîèí âîèí, åñëè îí ×àöêèé!
Òàê è åñòü; îí ëåêàðü, ëåêàðü ñâîáîäû. Îí ïûòàåòñÿ äîáèòüñÿ òîãî, ÷òîáû åãî ïîíÿëè îí íå ïðèåìëåò íûíåøíèé ñòðîé, êàê ÿ óæå ãîâîðèë. Íî äåëî â òîì, ÷òî åãî íèêòî íå ïîíèìàåò, è íå ìîæåò ïîíÿòü, è ïðèíèìàþò åãî çà ñóìàñøåäøåãî. Ñàì æå ×àöêèé ãîâîðèò Ôàìóñîâó è Ñêàëîçóáó:
«Äîìà íîâû, íî ïðåäðàññóäêè ñòàðû;
Ïîðàäóéòåñü, íå èñòðåáÿò
Íè ãîäû èõ, íè ìîäû, íè ïîæàðû»
Âîò îíà, ïðîáëåìà! Íî ïîíèìàåò ëè ñàì ×àöêèé, ÷òî âñå åãî ïðèçûâû, âñå óâåùåâàíèÿ, âñå ñèëû, âåñü òîò ÿçâèòåëüíûé óì, êîé îí âëîæèë â ñâîè ñëîâà, ïîíèìàåò ëè îí, ÷òî âñå ýòî êàê áû çðÿ? Îí çíàåò, ÷òî íå çðÿ, èáî åãî ïîéìóò íå íûíåøíèé âåê, íå ýòè ëþäè, íî ïîéìóò îáÿçàòåëüíî äðóãèå.
 êîìåäèè ×àöêèé íàèáîëåå çíà÷èìûé ïî ñâîåé ôóíêöèè ïåðñîíàæ, èáî áåç íåãî íè÷åãî áû è íå áûëî: ôàìóñîâñêîå îáùåñòâî òàê áû è îñòàëîñü ôàìóñîâñêèì, èëè æå íåçíà÷èòåëüíî èçìåíèëîñü â ñâÿçè ñ íîâûìè âåÿíüÿìè, êàê ýòî îáû÷íî áûâàåò.
Íà ïðîòÿæåíèè âñåé êîìåäèè ×àöêèé çàñëóæèë ìíîæåñòâî õàðàêòåðèñòèê î ñåáå. Âîò íåêîòîðûå èç íèõ.
I. Ëèçà î ×àöêîì:
1) «Êòî òàê ÷óâñòâèòåëåí, è âåñåë, è îñòåð,
Êàê Àëåêñàíäð Àíäðåè÷ ×àöêèé!»
II. Ñîôüÿ Ïàâëîâíà î ×àöêîì:
1) (Ä. I, ß. 5)
«
Îí ñëàâíî
Ïåðåñìåÿòü óìååò âñåõ;
Áîëòàåò, øóòèò, ìíå çàáàâíî;
Äåëèòü ñî âñÿêèì ìîæåò ñìåõ».
2) (Òîæå Ä., òîæå ÿ.)
«Îñòåð, óìåí, êðàñíîðå÷èâ.
 äðóçüÿõ îñîáåííî ñ÷àñòëèâ».
3) (Òîæå Ä., ß 6) Ñîôüÿ, ðàçãíåâàííàÿ ñëîâàìè ×àöêîãî î Ìîë÷àëèíå:
«Íå ÷åëîâåê, çìåÿ!»
4) (Ä. II, ß. 8)
«Óáèéñòâåííû õîëîäíîñòüþ ñâîåþ!
Ñìîòðåòü íà âàñ, âàñ ñëóøàòü íåòó ñèë».
5) (Òîæå Ä., òîæå ß.)
«Íà ÷òî âû ìíå?
Äà, ïðàâäà, íå ñâîè áåäÛ äëÿ âàñ çàáàâû,
Îòåö ðîäíîé óáåéñÿ âñå ðàâíî».
6) (Òîæå Ä., ß. 9)
«Àõ, Àëåêñàíäð Àíäðåè÷, âîò,
ßâÈòåñü âû âïîëíå âåëèêîäóøíû:
Ê íåñ÷àñòüþ áëèæíåãî âû òàê íåðàâíîäóøíû».
7) (Òîæå Ä., ß. 11)
«
Áîþñü, ÷òî âûäåðæàòü ïðèòâîðñòâà íå ñóìåþ.
Çà÷åì ñþäà áîã ×àöêîãî ïðèíåñ!»
8) Îñíîâàòåëüíóþ õàðàêòåðèñòèêó îò Ñîôüè ×àöêèé ïîëó÷àåò â III Ä., 1 ÿâëåíèè:
«Âåñåëîñòü âàøà íå ñêðîìíà,
Ó âàñ òîò÷àñ óæ îñòðîòà ãîòîâà,
À ñàìè âû
»
«
ãðîçíûé âçãëÿä è ðåçêèé òîí,
È ýòèõ â âàñ îñîáåííîñòåé áåçäíà,
À íàä ñîáîé ãðîçà êóäà íå áåñïîëåçíà»
Ýòèì Ñîôüÿ óïðåêàåò ×àöêîãî â èçëèøíåé îòêðîâåííîñòè. Îíà, áûòü ìîæåò, ñ÷èòàåò, ÷òî ×àöêèé ñàì íå âèäèò ýòèõ «îñîáåííîñòåé áåçäíó» ýòèõ, ïî ìíåíèþ Ñîôüè, ñèëüíåéøèõ íåäîñòàòêîâ. Îíà ïðèçûâàåò ×àöêîãî ñ íèìè áîðîòüñÿ. Íî ðàçâå æå ýòî íåäîñòàòêè? Òîëüêî ïî ìíåíèþ ôàìóñîâñêîãî îáùåñòâà, íî íå ïî ìíåíèþ ×àöêîãî.
«Çàìåòíî, ÷òî âû æåë÷ü íà âñåõ èçëèòü ãîòîâû;
À ÿ, ÷òîá íå ìåøàòü, îòñþäà óêëîíþñü».
«Çà÷åì æå áûòü, ñêàæó âàì íàïðÿìèê,
Òàê íåâîçäåðæíó íà ÿçûê,
 ïðåçðåíüè ê ëþäÿì òàê íåñêðûòó,
×òî è ñìèðíåéøåìó ïîùàäû íåò!.. ×åãî?
Ñëó÷èñü êîìó íàçâàòü åãî:
Ãðàä êîëêîñòåé è øóòîê âàøèõ ãðÿíåò.
Øóòèòü! è âåê øóòèòü! êàê âàñ íà ýòî ñòàíåò!»
Íàìåêàÿ íà ×àöêîãî:
«Êîíå÷íî, íåò â íåì ýòîãî óìà
×òî ãåíèé äëÿ èíûõ, à äëÿ èíûõ ÷óìà,
Êîòîðûé ñêîð, áëåñòÿù è ñêîðî îïðîòèâèò,
Êîòîðûé ñâåò ðóãàåò íàïîâàë,
×òîá ñâåò îá íåì õîòü ÷òî-íèáóäü ñêàçàë,
Äà ýäàêèé ëè óì ñåìåéñòâî îñ÷àñòëèâèò?»
9) (Ä. III, ß. 14)
«Àõ, ýòîò ÷åëîâåê âñåãäà
Ïðè÷èíîé ìíå óæàñíîãî ðàññòðîéñòâà!
Óíèçèòü ðàä, êîëüíóòü; çàâèñòëèâ, ãîðä è çîë!»
«Îí íå â ñâîåì óìå»
«Íå òî, ÷òîá óæ ñîâñåì »
«À! ×àöêèé, ëþáèòå âû âñåõ â øóòû ðÿäèòü,
Óãîäíî ëü íà ñåáå ïðèìåðèòü?»
III. ×àöêèé î ñåáå ñàìîì:
1) (Ä. I, ß. 7)
«Ïîñëóøàéòå, óæëè ñëîâà ìîè âñå êîëêè?
È êëîíÿòñÿ ê ÷üåìó-íèáóäü âðåäó?
Íî åñëè òàê, óì ñ ñåðäöåì íå â ëàäó.
ß â ÷óäàêàõ èíîìó ÷óäó
Ðàç ïîñìåþñü, ïîòîì çàáóäó
»
2) (Òîæå Ä., ß. 9)
«Àõ! íåò, íàäåæäàìè ÿ ìàëî èçáàëîâàí»
«ß íå îòãàä÷èê ñíîâ»
«ß âåðþ ñîáñòâåííûì ãëàçàì»
3) (Ä. II, ß. 7)
«Äëèòü ñïîðû íå ìîå æåëàíüå »
4) (Ä. III, ß. 1)
«ß ñàì? íå ïðàâäà ëè, ñìåøîí?»
«ß ñòðàíåí, à íå ñòðàíåí êòî æ?
Òîò, êòî íà âñåõ ãëóïöîâ ïîõîæ
»
«Íî åñòü ëè â íåì *(â Ìîë÷àëèíå)* òà ñòðàñòü,
Òî ÷óâñòâî, ïûëêîñòü òà,
×òîá êðîìå âàñ åìó ìèð öåëûé
Êàçàëñÿ ïðàõ è ñóåòà?
×òîá ñåðäöà êàæäîå áèåíüå
Ëþáîâüþ óñêîðÿëîñü ê âàì?
×òîá ìûñëÿì áûëè âñåì è âñåì åãî äåëàì
Äóøîþ âû, âàì óãîæäåíüå?..»
«Àõ! áîæå ìîé! íåóæëè ÿ èç òåõ,
Êîòîðûì öåëü âñåé æèçíè ñìåõ?
Ìíå âåñåëî, êîãäà ñìåøíûõ âñòðå÷àþ,
À ÷àùå ñ íèìè ÿ ñêó÷àþ».
5) (Ä. IV, ß. 10)
«Íå âïðÿìü ëè ÿ ñîøåë ñ óìà?»
6) (Òîæå Ä., ß. 14)
«Ñëåïåö! ß â êîì èñêàë íàãðàäó âñåõ òðóäîâ!»
IV. Ôàìóñîâ î ×àöêîì
1) (Ä. I, ß. 10)
«
ýòîò ôðàíò-ïðèÿòåëü;
Îòúÿâëåí ìîòîì, ñîðâàíöîì;
×òî çà êîìèññèÿ, ñîçäàòåëü
Áûòü âçðîñëîé äî÷åðè îòöîì!»
2) (Ä. II, ß. 2)
«Âîò òî-òî, âñå âû ãîðäåöû!
Ñïðîñèëè áû, êàê äåëàëè îòöû?
Ó÷èëèñü áû, íà ñòàðøèõ ãëÿäÿ
»
«Àõ! áîæå ìîé! îí êàðáîíàðè!»
«Îïàñíûé ÷åëîâåê!»
«×òî ãîâîðèò! è ãîâîðèò, êàê ïèøåò!»
«Îí âîëüíîñòü õî÷åò ïðîïîâåäàòü!»
«Äà îí âëàñòåé íå ïðèçíàåò!»
«È çíàòü âàñ íå õî÷ó, ðàçâðàòà íå òåðïëþ».
«Âîò ðûñêàþò ïî ñâåòó, áüþò áàêëóøè,
Âîðîòÿòñÿ, îò íèõ ïîðÿäêà æäè».
3) (Ä. II, ß. 3)
«Òåáÿ óæ óïåêóò
Ïîä ñóä, êàê ïèòü äàäóò».
4) (Ä. II, ß. 4)
«
Àíäðåÿ Èëüè÷à ïîêîéíîãî ñûíîê:
Íå ñëóæèò, òî åñòü â òîì îí ïîëüçû íå íàõîäèò,
Æàëü, î÷åíü æàëü, îí ìàëûé ñ ãîëîâîé,
È ñëàâíî ïèøåò, ïåðåâîäèò».
5) (Ä. III, ß. 21)
«Äàâíî äèâëþñü ÿ, êàê íèêòî åãî íå ñâÿæåò!
Ïîïðîáóé î âëàñòÿõ, è íÈ âåñòü ÷òî íàñêàæåò!
×óòü íèçêî ïîêëîíèñü, ñîãíèñü-êà êòî êîëüöîì,
Õîòü ïðåä ìîíàøåñêèì ëèöîì,
Òàê íàçîâåò îí ïîäëåöîì!..»
«Ïî ìàòåðè ïîøåë, ïî Àííå Àëåêñåâíå:
Ïîêîéíèöà ñ óìà ñõîäèëà âîñåìü ðàç».
6) (Ä. IV, ß. 15)
«Áåçóìíûé! ÷òî îí òóò çà ÷åïóõó ìîëîë!
Íèçêîïîêëîííèê! òåñòü! è ïðî Ìîñêâó òàê ãðîçíî!»
V. Ïðî÷èå ëèöà î ×àöêîì:
1) (Ä. III, ß. 10), Õëåñòîâà:
«
×åìó îí ðàä? Êàêîé òóò ñìåõ?
Íàä ñòàðîñòüþ ñìåÿòüñÿ ãðåõ
»
«ß çà óøè åãî äèðàëà, òîëüêî ìàëî».
2) (Ä. III, ß. 15 è 16), Ã. N. è Ã. D.:
«Ñ óìà ñîøåë!»
3) (Ä. III, ß. 16), Çàãîðåöêèé:
«
Åãî â áåçóìíûå óïðÿòàë äÿäÿ-ïëóò
Ñõâàòèëè, â æåëòûé äîì, è íà öåïü ïîñàäèëè.
Òàê ñ öåïè, ñòàëî áûòü, ñïóñòèëè»,
(ß. 17)
«Îí ñóìàñøåäøèé»
Ãðàôèíÿ âíó÷êà:
«Ïðåäñòàâüòå, ÿ çàìåòèëà ñàìà;
È õîòü ïàðè äåðæàòü, ñî ìíîé â îäíî âû ñëîâî».
(ß. 19) Çàãîðåöêèé:
«Â ãîðàõ èçðàíåí â ëîá, ñîøåë ñ óìà îò ðàíû».
(ß. 20) Ãðàôèíÿ áàáóøêà:
«Äà!.. â ïóñóðìàíàõ îí!
Àõ! îêàÿííûé âîëüòåðüÿíåö!»
(ß. 21) Õëåñòîâà:
«Øàìïàíñêîå ñòàêàíàìè òÿíóë».
Ôàìóñîâ:
«Ó÷åíüå âîò ÷óìà, ó÷åíîñòü âîò ïðè÷èíà »
4) (Ä. IV, ß. 7), Êíÿãèíÿ:
«
ñ íèìè ãîâîðèòü îïàñíî,
Äàâíî áû çàïðåòèòü ïîðà
ß äóìàþ, îí ïðîñòî ÿêîáèíåö
»
Ïî ìíåíèþ Ôàìóñîâà, äà è, äóìàþ, ïî ìíåíèþ âñåãî ôàìóñîâñêîãî îáùåñòâà, ×àöêèé èçâðàùåííàÿ íàòóðà; è èçâðàùåííîñòü åãî â òîì è âûðàæàåòñÿ: â ðå÷è, â äåéñòâèÿõ âî âñåì, è òåì îí èçâðàùåí, ÷òî âèäèò âñþ íåñïðàâåäëèâîñòü, íåïðàâåäíîñòü, èìåííî ñàìîå èçâðàùåííîñòü ôàìóñîâñêîãî îáùåñòâà. ×òî ñìååò, ê òîìó æå, âûðàçèòü ñâîå ìíåíèå. «Îí êàðáîíàðè!» âîñêëèöàåò Ôàìóñîâ. «Îí ÿêîáèíåö» ãîâîðèò êíÿãèíÿ. È êàê åùå òîëüêî íå íàçûâàþò ×àöêîãî, íî âñå ïðèõîäÿò ê âûâîäó òî÷íåå, ê âûâîäó ïðèøëà Ñîôüÿ, è òî â øóòêó, â ìåñòü, à îñòàëüíîå îáùåñòâî ñîãëàñèëîñü ñ ýòèì âûâîäîì â îáùåì, ×àöêèé ñîøåë ñ óìà. Íî ýòî íå òàê è ìû ýòî ïðåêðàñíî çíàåì. Îí áûë ïðîñòî-íàïðîñòî óìíåå ñâîåãî âðåìåíè, îí îïåðåäèë åãî è âîåâàë ñî ñòàðûìè ïîðÿäêàìè, èçîùðåííî è õèòðîóìíî èõ èçîáëè÷àÿ Îí ïðîòèâîïîñòàâèë ñåáÿ öåëîìó îáùåñòâó; îí âîåâàë ñ íèì â êîíöå êîíöîâ, îí ïðèõîäèò ê âûâîäó, ÷òî òîëüêî âðåìÿ èçìåíèò ýòèõ ëþäåé. Äàëåå îí óåçæàåò ñòðàíñòâîâàòü âíîâü:
«Âîí èç Ìîñêâû! ñþäà ÿ áîëüøå íå åçäîê.
Áåãó, íå îãëÿíóñü, ïîéäó èñêàòü ïî ñâåòó,
Ãäå îñêîðáëåííîìó åñòü ÷óâñòâó óãîëîê!
Êàðåòó ìíå, êàðåòó!»
Íî ÷òî îñòàâèë ïîñëå ñåáÿ ×àöêèé, ÷òî èçìåíèë? Âåäü ôàìóñîâñêîå îáùåñòâî òàê è îñòàëîñü ôàìóñîâñêèì! Èëè æå îí çàðîíèë ñåìÿ, ñåìÿ ñâîáîäû, êîòîðîå âñêîðå ïðèíåñåò ñâîè ïëîäû?
×àöêèé, áóäó÷è ÷óâñòâèòåëüíûì è, ê òîìó æå, îñòðîóìíûì ÷åëîâåêîì, íàãîâîðèë âñÿêèõ «êîëêîñòåé», îáâèíèë ôàìóñîâñêîå îáùåñòâî çà òî, ÷òî îíî íå ñìîãëî ïîíÿòü åãî, ÷òî íå çàõîòåëî ìåíÿòüñÿ, è ÷òî îíî íàäñìåÿëîñü íàä íèì. Îí ïðèìåðèë íà ñåáÿ îñîáóþ ðîëü ðîëü ñóäüè, èçîáëè÷èòåëÿ ïîðîêîâ, âñåé ýòîé íåñïðàâåäëèâîñòè, ãðîìîçäÿùåéñÿ è îêðóæàþùåé âñå ýòî îáùåñòâî. Òàê ðàçâå ÷òî-òî èçìåíèëîñü? Îòâåòèòü íà ñåé âîïðîñ íåëüçÿ, òàê æå êàê è íåëüçÿ îòâåòèòü íà âîïðîñ: «À áóäåò ëè ýòîò ÷åëîâåê òàëàíòëèâûì ïîýòîì? à ÷åëîâåê-òî åùå è íå ðîäèëñÿ; åùå íå âûðîñ îí åùå òîëüêî â çàðîäûøå
Источник