Аргументы в пользу познаваемости мира
Предельный вопрос познания. Доступно ли человеку истинное знание о мире или он должен довольствоваться относительным и иллюзорным знанием?
На этот вопрос возможен лишь антиномичный ответ.
Тезис. У нас есть основания утверждать, что мир познаваем, что человек способен иметь истинное знание о мире.
Антитезис. У нас нет достаточных оснований полагать, что мир познаваем. Человек обладает не истинным, абсолютным, а иллюзорным, относительным знанием о мире.
Рассмотрим основные аргументы в пользу той и иной позиции
Мир познаваем в силу закона тождества мышления и бытия. «Одно и то же – мыслить и быть» (Парменид).
В истории философии закон тождества мышления и бытия как основание и гарант познаваемости мира принимал различные выражения:
• единосушее человека и природы, мышления и бытия (христианский тип философии);
• единство субъективного духа (мышления) и отчужденного духа (природы) как моментов самопознания абсолютной идеи (Гегель);
• предустановленная гармония между духом и природой, мышлением и бытием (Лейбниц);
• гносеологическая координация между субъектом и объектом (Лосский);
• взаимопринадлежность мышления и бытия (Хайдеггер);
• единство теории (мышления) и практики (изменения мира человеком на основе знаний о мире); практика как критерий истины (марксистская философия).
Мир непознаваем в силу несоответствия между мышлением и бытием, субъектом и объектом. Мышление способно создавать только относительный, условный, символический, идеальный образ реального мира. Человек не способен познать мир «в подлиннике». Его знание о мире это всегда субъективно преломленный образ мира.
Такая позиция ведет либо к агностицизму, т. е. отрицанию познаваемости мира, либо к скептицизму в познании – сомнению в возможности истинного знания о мире, воздержанию от каких-либо утверждений как в пользу познаваемости, так и в пользу непознаваемости.
Последовательную систему аргументов«десять троп», доказывающих невозможность истинного знания о мире у античного скептика Секста Эмпирика.
Свои десять аргументов, «троп», Секст Эмпирик разделяет на три рода.
Первый род – аргументы «от субъекта»:
1) разнообразие живых существ (человеческий глаз воспринимает мир иначе, чем глаз пчелы);
2) различие между людьми (эскимос и бушмен видят мир по разному);
3) различное устройство органов чувств у людей (для одних мед более сладок, чем для других);
4) различие состояний субъекта (в радости и горе, усталости и болезни, сытости и голоде мир воспринимается по-разному).
Второй род – аргументы «от объекта»:
5) различие между целым и частью объекта (например, цвет и форма слитка серебра и серебряных опилок);
6) различие в обычаях и законах народов (то, что считается нормой и истиной у одних, рассматривается как беззаконие и ложь у других);
Третий род – аргументы «от субъекта и объекта»:
7) зависимость познания от местоположения субъекта и объекта, от расстояния между ними, от среды пребывания и т.д. (звезды, кажущиеся рядом в силу определенного угла зрения; палка, кажущаяся преломленной в воде);
8) зависимость познания от примесей и условий среды: ни один объект не проявляется в чистом виде (например, звук в узком коридоре и широкой зале);
9) взаимозависимость вещей: невозможно судить о вещи самой по себе: она может быть больше или меньше, светлее или темнее, красивее или безобразнее, полезнее или вреднее в сравнении с другой вещью;
10) зависимость познания от постоянства или редкости встречаемой вещи (так, солнце – гораздо более поразительное явление, чем комета, но в силу постоянства первого и редкости второго эти объекты воспринимаются и познаются в различных отношениях и закономерностях).
Антиномия познаваемости или непознаваемости мира не разрешена в рамках противопоставленности мышления бытию, субъекта – объекту. Для того чтобы действительно «познать» мир, необходимо слиться с ним.
Определение понятия науки. Характерные черты и отличительные признаки науки. Метафизические корни науки.
Наука – это и итог познания мира. система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.
Цель науки – получение знаний об объективном и субъективном мире и получение объективной истины.
Функии науки – культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.
Особенности науки:
1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА — в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
2. Наука ФРАГМЕНТАРНА — в том смысле, что изучает небытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины.
3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА — в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык — однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самыхразных уголках планеты.
4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА — в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
5. Наука СИСТЕМАТИЧНА—в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА — в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.
7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА — в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.
8. Наука КРИТИЧНА—в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.
9. Наука ДОСТОВЕРНА—в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.
10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА — в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.
11. Наука РАЦИОНАЛЬНА—в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
12. Наука ЧУВСТВЕННА — в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.
Эти свойства науки образуют шести диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность —- фрагментарность, общезначимость — обезличенность, систематичность — незавершенность, преемственность — критичность, достоверность — вне-моральность, рациональность — чувственность.
Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.
Метафизическое начало науки.
Наука по словам Хайдеггера-это способ, каким для нас предстает все, т. Е. Сущее в целом. Наука уходит своими корнями в определенный способ восприятия сущего и понимания истины.
В основе античной философии лежит философское истолкование сущего через человека. На основании этого символом античной науки можно считать логику в самом широком смысле этого слова, как искусство выражения сущего, природы в слове. Нет смысла исследовать природу-она и так открыта человеку.
В средневековой “доктрине” сущее воспринимается как сотворенное Богом. Исследовать природу поэтому здесь также нет необходимости.
Истина сущего дана в откровении Священного Писания. Наука-это свод знаний учителей церкви и все, что связано с разъяснением и толкованием этих учений.
Эпоха возрождения ставит человека в центр сущего. Отныне человек становится точкой отсчета для сущего в целом.
Новое время превращает человека в субъект, а сущее-в объект.
У Р. Декарта сущее впервые определяется как предметность представления, а истина-как
достоверность представления
Источник
Предельный вопрос познания. Доступно ли человеку истинное знание о мире или он должен довольствоваться относительным и иллюзорным знанием?
На этот вопрос возможен лишь антиномичный ответ.
Тезис. У нас есть основания утверждать, что мир познаваем, что человек способен иметь истинное знание о мире.
Антитезис. У нас нет достаточных оснований полагать, что мир познаваем. Человек обладает не истинным, абсолютным, а иллюзорным, относительным знанием о мире.
Рассмотрим основные аргументы в пользу той и иной позиции
Мир познаваем в силу закона тождества мышления и бытия. «Одно и то же – мыслить и быть» (Парменид).
В истории философии закон тождества мышления и бытия как основание и гарант познаваемости мира принимал различные выражения:
• единосушее человека и природы, мышления и бытия (христианский тип философии);
• единство субъективного духа (мышления) и отчужденного духа (природы) как моментов самопознания абсолютной идеи (Гегель);
• предустановленная гармония между духом и природой, мышлением и бытием (Лейбниц);
• гносеологическая координация между субъектом и объектом (Лосский);
• взаимопринадлежность мышления и бытия (Хайдеггер);
• единство теории (мышления) и практики (изменения мира человеком на основе знаний о мире); практика как критерий истины (марксистская философия).
Мир непознаваем в силу несоответствия между мышлением и бытием, субъектом и объектом. Мышление способно создавать только относительный, условный, символический, идеальный образ реального мира. Человек не способен познать мир «в подлиннике». Его знание о мире это всегда субъективно преломленный образ мира.
Такая позиция ведет либо к агностицизму, т. е. отрицанию познаваемости мира, либо к скептицизму в познании – сомнению в возможности истинного знания о мире, воздержанию от каких-либо утверждений как в пользу познаваемости, так и в пользу непознаваемости.
Последовательную систему аргументов «десять троп», доказывающих невозможность истинного знания о мире у античного скептика Секста Эмпирика.
Свои десять аргументов, «троп», Секст Эмпирик разделяет на три рода.
Первый род – аргументы «от субъекта»:
1) разнообразие живых существ (человеческий глаз воспринимает мир иначе, чем глаз пчелы);
2) различие между людьми (эскимос и бушмен видят мир по разному);
3) различное устройство органов чувств у людей (для одних мед более сладок, чем для других);
4) различие состояний субъекта (в радости и горе, усталости и болезни, сытости и голоде мир воспринимается по-разному).
Второй род – аргументы «от объекта»:
5) различие между целым и частью объекта (например, цвет и форма слитка серебра и серебряных опилок);
6) различие в обычаях и законах народов (то, что считается нормой и истиной у одних, рассматривается как беззаконие и ложь у других);
Третий род – аргументы «от субъекта и объекта»:
7) зависимость познания от местоположения субъекта и объекта, от расстояния между ними, от среды пребывания и т.д. (звезды, кажущиеся рядом в силу определенного угла зрения; палка, кажущаяся преломленной в воде);
8) зависимость познания от примесей и условий среды: ни один объект не проявляется в чистом виде (например, звук в узком коридоре и широкой зале);
9) взаимозависимость вещей: невозможно судить о вещи самой по себе: она может быть больше или меньше, светлее или темнее, красивее или безобразнее, полезнее или вреднее в сравнении с другой вещью;
10) зависимость познания от постоянства или редкости встречаемой вещи (так, солнце – гораздо более поразительное явление, чем комета, но в силу постоянства первого и редкости второго эти объекты воспринимаются и познаются в различных отношениях и закономерностях).
Антиномия познаваемости или непознаваемости мира не разрешена в рамках противопоставленности мышления бытию, субъекта – объекту. Для того чтобы действительно «познать» мир, необходимо слиться с ним.
Определение понятия науки. Характерные черты и отличительные признаки науки. Метафизические корни науки.
Наука – это и итог познания мира. система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.
Цель науки – получение знаний об объективном и субъективном мире и получение объективной истины.
Функии науки – культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.
Особенности науки:
1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА — в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
2. Наука ФРАГМЕНТАРНА — в том смысле, что изучает небытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины.
3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА — в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык — однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.
4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА — в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
5. Наука СИСТЕМАТИЧНА—в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА — в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.
7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА — в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.
8. Наука КРИТИЧНА—в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.
9. Наука ДОСТОВЕРНА—в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.
10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА — в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.
11. Наука РАЦИОНАЛЬНА—в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
12. Наука ЧУВСТВЕННА — в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.
Эти свойства науки образуют шести диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность —- фрагментарность, общезначимость — обезличенность, систематичность — незавершенность, преемственность — критичность, достоверность — вне-моральность, рациональность — чувственность.
Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник
Предельный
вопрос познания. Доступно ли человеку
истинное знание о мире или он должен
довольствоваться относительным и
иллюзорным знанием?
На
этот вопрос возможен лишь антиномичный
ответ.
Тезис.
У нас есть основания утверждать, что
мир познаваем, что человек способен
иметь истинное знание о мире.
Антитезис.
У нас нет достаточных оснований полагать,
что мир познаваем. Человек обладает не
истинным, абсолютным, а иллюзорным,
относительным знанием о мире.
Рассмотрим
основные аргументы в пользу той и иной
позиции
1. Мир познаваем в силу закона тождества мышления и бытия. «Одно и то же – мыслить и быть» (Парменид).
В
истории философии закон тождества
мышления и бытия как основание и гарант
познаваемости мира принимал различные
выражения:
единосушее
человека и природы, мышления и бытия
(христианский тип философии);единство
субъективного духа (мышления) и
отчужденного духа (природы) как моментов
самопознания абсолютной идеи (Гегель);предустановленная
гармония между духом и природой,
мышлением и бытием (Лейбниц);гносеологическая
координация между субъектом и объектом
(Лосский);взаимопринадлежность
мышления и бытия (Хайдеггер);единство
теории (мышления) и практики (изменения
мира человеком на основе знаний о мире);
практика как критерий истины (марксистская
философия).
2.
Мир непознаваем в силу несоответствия
между мышлением и бытием, субъектом и
объектом. Мышление способно создавать
только относительный, условный,
символический, идеальный образ реального
мира. Человек не способен познать мир
«в подлиннике». Его знание о мире это
всегда субъективно преломленный образ
мира.
Такая
позиция ведет либо к агностицизму, т.
е. отрицанию познаваемости мира, либо
к скептицизму в познании – сомнению в
возможности истинного знания о мире,
воздержанию от каких-либо утверждений
как в пользу познаваемости, так и в
пользу непознаваемости.
Последовательную
систему аргументов «десять троп»,
доказывающих невозможность истинного
знания о мире у античного скептика
Секста Эмпирика.
Свои
десять аргументов, «троп», Секст Эмпирик
разделяет на три рода.
Первый
род – аргументы «от субъекта»:
1)
разнообразие живых существ (человеческий
глаз воспринимает мир иначе, чем глаз
пчелы);
2)
различие между людьми (эскимос и бушмен
видят мир по разному);
3)
различное устройство органов чувств у
людей (для одних мед более сладок, чем
для других);
4)
различие состояний субъекта (в радости
и горе, усталости и болезни, сытости и
голоде мир воспринимается по-разному).
Второй
род – аргументы «от объекта»:
5)
различие между целым и частью объекта
(например, цвет и форма слитка серебра
и серебряных опилок);
6)
различие в обычаях и законах народов
(то, что считается нормой и истиной у
одних, рассматривается как беззаконие
и ложь у других);
Третий
род – аргументы «от субъекта и объекта»:
7)
зависимость познания от местоположения
субъекта и объекта, от расстояния между
ними, от среды пребывания и т.д. (звезды,
кажущиеся рядом в силу определенного
угла зрения; палка, кажущаяся преломленной
в воде);
8)
зависимость познания от примесей и
условий среды: ни один объект не
проявляется в чистом виде (например,
звук в узком коридоре и широкой зале);
9)
взаимозависимость вещей: невозможно
судить о вещи самой по себе: она может
быть больше или меньше, светлее или
темнее, красивее или безобразнее,
полезнее или вреднее в сравнении с
другой вещью;
10)
зависимость познания от постоянства
или редкости встречаемой вещи (так,
солнце – гораздо более поразительное
явление, чем комета, но в силу постоянства
первого и редкости второго эти объекты
воспринимаются и познаются в различных
отношениях и закономерностях).
Антиномия
познаваемости или непознаваемости мира
не разрешена в рамках противопоставленности
мышления бытию, субъекта – объекту. Для
того чтобы действительно «познать»
мир, необходимо слиться с ним.
Соседние файлы в предмете Философия
- #
- #
- #
Источник