Аргументы в пользу принятия русью христианства на
Принятие христианства на Руси одно из важнейших событий. Но так ли это нужно было? Давайте разбираться….
5 причин почему православие это хорошо!
1) Грамотность
С православием в Русь пришлаписьменность. С начала она использовалась лишь в церковных целях, но позже стала попадала и в простой народ. Знаменитые берестяные грамоты в Новгороде были своего рода первыми свидетельствами переписки на Руси на повседневные темы.
Жалоба Жены, на то что муж ее прогнал. Перевод : ‘От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость’
2) Единство
Единый бог – единый князь, единый царь. Власть князя божественна, в эпоху раздробленности государств это как нельзя кстати. Теперь пойти и зарезать свои братьев ради трона считается греховным (это конечно не значит что так перестали делать), но христианство хотя бы стало осуждать резню между правителями и способствовало становлению единения государства. Язычество способствовало организацию людей в общины и племена (в страхе перед богами), монотеизм (в частности христианство) образует государство.
3)Единство культуры
Православный – значит русский. Именно такое понятие будет сохраняться чуть ли не до начала 20 века. Крестить значит не только обратить в веру, но и все равно что дать гражданство сейчас. Когда покорялась Сибирь, Петр 1 активно крестил местное население, хотя был не большим любителем церкви,он он понимал, что интегрировать людей и сделать полноценными гражданами страны можно лишь через веру.
4)Просвещение
Церковь берет на себя образование, первые школы это церковные школы. Начинают писать первые летописи, благодаря церкви, сейчас вы сейчас читаете вот это.
5)Способность пережить монголо-татарское иго, войну 1812 года, смутное время
Быть православным это означает быть частью Руси наверно до 20 века. Именно православие дает нам понять кто свой, а кто чужой. По большому счету зачем русским людям вставать против монголов, Наполеона, Поляков и других нашествий на Россию. Все они ведь не лучше нашей царей и князей, которые в основном все ублюдки и убийцы. А потому что они чужие, не православные!
5 причин почему это плохо!
1) Церковь – монополист.
Церковь взяла под себя огромные земли, в пользу церкви взимались налоги с населения. При этом сама церковь никаких налогов не платила.
2) Лоббирование своих интересов на государственном уровне
Церковь лоббирует свои интересы (даже сейчас продолжает это делать). Церковь это фактически вторая власть, а иногда становилась даже первой, и решения ее всегда мягко говоря ни к чему хорошему не вели, да и вообще любое двоевластие ни к чему хорошему не ведет, язычество к слову, так сильно в управление государством не лезло.
3) Кровопролития
Естественно от новой веры на Руси мало кто был в восторге. Это все равно что к вам придти и сказать, что физики и химии не существует, все молимся богу дождя. Вы наверно подумаете, что власти спятили, а когда они вас еще и резать будут за отрицание, вы точно довольны не будете. Это я все написал, чтобы вы просто понимали, что значит для славянина 10 века принятие православия.
Сжигание староверов, после реформы Никона
Помимо кровавого принятие христианства, за христианские отсупления от культа всяких еретиков и староверов в нашей стране резали и жгли очень обильно во все времена, хотя конечно до западной Европы далеко.
4) Потеря исконной культуры
Я, кстати, ни вижу в этом ничего плохого, но об этом трубят все советские источники. В принципе окончательно все культы язычества не ушли и перемешались с христианством (масленица, каледование и тд), но многое и потеряли. Конечно я напишу это здесь чтобы было ровно 5 причин, но вообще лично мне кажется резкая смена культур с остающимися в ней от прошлого (принятие христианства, петровская европеизация, СССР) делает нас уникальными. Мы христиане по византийскому образцу с языческими обычаями, приобщенные к европейской культуре, а потом резко к атеизму и все это кровавыми путями…. Интересно))
5) Научное и культурное отставание в долгосрочной перспективе
Так как мы были частью византийской ветви христианства, то связь с западом, была проблематична, а ведь именно западная Европа, после падения Византии становиться центром развития науки и культуры.
Это 5 причин за православие и 5 причин против, но одно я могу сказать точно – монотеистическая религия была закономерной сменной язычества. Это также закономерно, как переход государства от религиозного к светскому. Поэтому, если не православие, мы должны были принять какую то другую религию, единую религию.
Подписывайтесь на наш молодой канал и ставьте палец вверх, пишите, как вы относитесь к принятию христианства!
Источник
Написать это статью меня натолкнул малопродуктивный разговор с одним достаточно умным в плане богословия человеком. Наш спор о крещении Руси, по сути, сводился к богословскому диспуту, на мои конкретные вопросы, он отвечал примерно так: «Русь приобщилась к Богу и без него она была обречена на погибель! И это очевидно!». Итак, рассмотрим основные доводы в пользу крещения Руси, но перед этим, кратко опишу охват и длительность процесса для лучшего понимая.
Картина «Крещение Руси», работы художника Николая Мартынова
События 988 года называемые «крещением Руси» – это термин, не нужно его связывать со всей Русью, крестился князь Владимир, часть его дружины, часть киевлян, плюс небольшое количество христиан, которые уже были до «крещения Руси» – все это «капля в море». Подавляющая часть населения Руси еще сотни лет была языческой, и знать не знала про «крещение». Христианизация в основном касалась княжеской династии, людей приближенным к ним, части горожан. Но и в городах процесс шел медленно, так Муром и Ростов окрестили только в 12 веке. В деревнях и селах языческие традиции сохранялись очень долго, так немецкий путешественник Вундерера в 1590 году пишет о кумирах Перуна и прочих богах все еще стоящих в окрестностях Пскова – это 16 век! Христианство смогло полностью поглотить языческую традицию славян лишь к концу 19 века.
1. Принятие христианства стало толчком к объединению русских земель и укреплению государевой власти.
В Византийской традиции церковь имела огромное влияние на государство, ни одно важное решение не принималось без патриарха. И здесь сразу вопрос, как христианство могло укрепить русскую государственную власть, если митрополита присылал Константинополь? Более того, все высокопоставленные священнослужители были греки, напомню, первый митрополит русского происхождения Иларион появился только в 11 веке! Какую и чью политику продвигали греческие церковники, расставленные по русским приходам из Византии?
А вот для Византии результат был сразу, регулярные военные походы на Царьград полностью прекратились (исключение, в 1043 году был поход флота Ярослава Мудрого). Русь начала медленно слабеть (за исключением периода Ярослава Мудрого) и погружаться в междоусобицу, которая к середине 11 века просто захлестнула все русские земли. И вот странно, ведь княжеская династия была крещенной, в отличие от подавляющего большинства населения, и именно она ввергла русские земли в междоусобицу и раздробленность. Но, это, наверно, совпадение? А может греческие церковники науськивали? Разве Византия не была заинтересована в ослаблении Руси?
Кирилл и Мефодий, картина. Письменность у славян была до ее «создания» Кириллом и Мефодием. Как писал Константин (Кирилл) в путешествие в Херсон, у русских была своя письменность: «Евангелие и Псалтирь роусьскыми письмены писана»
2. В результате крещения Руси возник русский язык, и распространилась письменность.
Про возникновение языка – это просто мракобесие, древнерусский язык начал формироваться до крещения с 9 по 14 век. Первые несколько веков после «крещения» христиане составляли мизер в общем населении Руси. Проповеди шли на греческом, в силу того что церковнослужители были в основном греки. Более того, если следовать данной логике, то Западная Европа сегодня должна поголовно разговаривать на латинском языке, раз у них церковь ведет проповедь на латинице, как минимум с 5 века и по сей день.
Что касается распространения письменности, есть интересный факт, профессор Зализняк, исследуя берестяные грамоты, отмечает, значительное падение грамотности к 15 веку. Писать стали значительно меньше, почти полностью перестают писать женщины. Изменяется и характер письма, например, обращения к властям становятся подобострастным, слово «господин» употребляют чуть ли не через слово. Думаю, это не случайно и это напрямую связано с распространением христианства. Для церкви вообще характерно подавление знаний и установление контроля над образованием, ибо только монополия на информацию дает ей власть над умами людей. Темные века в Западной Европе не зря пришлись на расцвет западной церкви, которая насаждала невежество и мракобесие.
В этом смысле, письменность на Руси была поставлена под контроль, а распространение грамотности шло дозированно в зависимости от нужд церкви. Как итог, до нас дошли только церковные памятники древнерусской письменности. Выхолощенные и отредактированные, так, как это нужно было церкви. А древние первоисточники, видимо, просто уничтожались.
3. Русь приобщилась к европейской культуре и христианской цивилизации.
Вот это меня вообще коробит. К европейкой культуре? Мы приобщились к этим грязным, вонючим и вшивым европейцам, которые не мылись годами, которые были поголовно безграмотны – это нам было необходимо? Европейцы, которые считали славян людьми второго сорта. Европейцы, для которых нажива является смыслом жизни – разве это нам нужно? Западная христианская цивилизация, которая «за веру» уничтожала миллионы, пытала, вешала и жгла – нам нужна такая приобщенность?
Античное наследие Европы
Или, что понимается под фразой: «европейская культура» – античное наследие, Микеланджело, Байрон и т.д.? Но к этому можно было приобщиться и без принятия христианства.
Таковы мои разборы общеизвестных фактов, я сделаю опрос в комментариях и приглашаю всех неравнодушных проголосовать, кто как считает нужным.
Друзья! Понравилась статья, поделитесь в соц. сетях
Буду благодарен за ПОДПИСКУ и ЛАЙК
Источник
Все знают, что крещение Руси произошло в 988 году. Так Киев променял веру во множество богов на веру в единого христианского Бога и принял христианство византийского образца.
Принятие новой веры было обусловлено множеством факторов, главным из которых было сплочением народов под единой верой и лояльность Византии.
Крещение Руси. Источник фото: https://clck.ru/SKe7n
Однако, принятие византийского христианства было далеко не единой альтернативой для Руси. Ещё до его принятия князь Владимир переговаривался со служителями других вероучений и мог бы принять другую веру на Руси.
Какую же веру могла принять Русь и почему выбор всё-таки пал на византийское христианство?
По летописи выбор веры датируется 986 годом. К киевскому князю явились представители ислама, иудаизма, византийского и римского христианства. А затем представители князя побывали на службе у этих религий.
Некоторые историки полагают, что само понятие «испытание вер», являлось вымыслом. Однако, не отрицают, что князь Владимир правда рассматривал возможность принятия иной веры.
Стоит заметить, что к тому времени христианство ещё было едино и не было православия и католичества. Но уже были различия в обрядах и понимании веры между Византией и Римом.
Представителями иудаизма стали хазары, которые сами приняли веру буквально пару столетий назад. Согласно летописи, Владимир спросил у хазар: «А где же земля ваша?» На это ему ответили, что земли у них нет.
Владимир этому удивился и ответил: «Такая вера не для нашего народа».
Хазарский каганат (государство) был уничтожен Святославом, отцом Владимира, потому принятие веры от более слабого народа без собственного государства Владимир даже не рассматривал.
Представителями ислама были волжские булгары. Как говорится в «Повести временных лет», что как только киевский князь услышал о запрете на питьё вина, возразил, сказав, что на Руси есть веселие пить.
Сам же князь Владимир любил устраивать пиршества, а его дружина не могла бы обойтись без алкоголя.
Однако есть более веские причины, из-за которых Владимир отказал мусульманам. Принятие ислама потребовало бы полной перестройки общественной жизни на Руси, что было бы крайне сложно. Также главная книга ислама Коран была написана на трудном, далёком арабском языке, не доступном славянскому населению.
Что же касается римского христианства, то князь им ответил: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого!»
Этот возглас отсылает нас во времена правления княгини Ольги. Именно её считают первой, принявшей христианство на Руси. Ещё тогда Ольга пригласила к себе наместника из Рима, однако по неопределённым обстоятельствам наместник бежал из Киева и заявил, что его изгнали.
Крещение княгини Ольги. Источник фото: https://clck.ru/SKe9L
Принятие византийского христианства было обусловлено многими факторами, как чисто эмоциональными, так и геополитическими. Как уже говорилось выше в летописи, речь идёт об испытании верой. Посланники Владимира вернулись на Родину, описали греческие обряды, как нечто невероятное.
Слова же «испытание верой», возможно, являются фикцией, тем не менее, греческие обряды, производили невероятное впечатление на фоне других религий.
Нужно ещё сказать, что по факту выбор веры был предопределён ещё до правления князя Владимира, когда кягиня Ольга была крещена по византийскому обряду и стала первой христианкой на Руси.
Поэтому, опираясь на такой опыт, византийская вера была самой предпочтительной.
Что же касается геополитического значения, на то время Византия была одним из самых мощнейших и многовековых государств, известных русским и была по соседству от киевской Руси.
Те же хазары вообще не имели собственных земель, а европейские государства испытывали не лучшие времена после падения Западного Рима.
А вы что думаете, почему князь Владимир из всех религий выбрал именно христианство!
Если статья понравилась, ставьте лайк, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал. Спасибо за прочтение!
Источник
Выбор веры князем Владимиром
Как известно, в древности именно религия играла важнейшую роль в формировании культуры той или иной страны, была одним из рычагов государственной власти и влияла на все сферы жизни. Для Древней Руси такой религией стало православное христианство, принятое в 988 году. В этой статье я попытаюсь ответить на данный вопрос.
Почему языческой Руси понадобилось принимать монотеистическую (с единым Богом) веру? Дело в том, что князь Владимир Святославич продолжал дело своих предшественников по объединению Древней Руси. Однако было важное препятствие к этому – каждое племя, поклоняющееся языческим богам, имело разные социальные нормы и идеологию, а жрецы-язычники практически не подчинялись князю.
Так выглядело языческое капище
Нужна была единая религия для всего государства, которая стала бы мощным объединяющим фактором и сделала бы церковь опорой княжеской власти.
Согласно «Повести Временных лет», в 986 году князь Владимир провёл «испытание вер». Прибыли послы, предлагающие Киевской Руси принять разные религии:
1) Послы из Волжской Булгарии предлагали принять ислам. Владимир отказался, поскольку его не устраивали отказ от алкоголя и церемония обрезания.
2) Хазарские иудеи убеждали князя перейти в иудаизм. Поскольку хазары в тот момент не имели собственной земли, князь счёл, что их оставил Бог и отверг предложенную ими религию.
3) Посланники Папы Римского хотели, чтобы Русь приняла католицизм. Однако князь Владимир был против, сославшись на то, что его предки отказались от этой религии (имеется в виду безуспешный визит католического миссионера Адальберта на Русь в 961 году).
4) Византийский посол выступал за переход древнерусских племён в православное христианство.
Почему же из всех вариантов Владимир Святославич выбрал именно православную веру? Можно назвать следующие причины:
- Военный, политический и экономический союз с Византией был выгоден для Киевской Руси. Поскольку при Святославе русско-византийские отношения ухудшились и были неравноправными, нужно было их восстанавливать. В 987 году сложилась удачная ситуация – Константинополь просил у Киева о помощи в подавлении восстания Варды Фоки. Взамен Владимир попросил руки царевны Анны, но получил встречное условие – он должен был принять христианство.
Крещение князя Владимира (картина В.Васнецова)
- В 957 году первой из русских правителей приняла крещение княгиня Ольга (она приходилась Владимиру бабушкой). Более того, в то время в Киеве уже существовала небольшая христианская община. Принимали православие многие русские торговцы (купцам-христианам византийцы предоставляли более выгодные условия), а также русские дружинники, служившие у византийского императора. Соответственно, христианство к 988 году было уже не чуждой для Руси религией.
- Православные обычаи и культурные нормы были ближе Киевской Руси, чем нормы других предложенных религий. К тому же, католиков, мусульман и иудеев среди русских в тот момент практически не было.
Крещение Руси
На мой взгляд, все дороги вели Древнюю Русь к принятию христианства, а другие варианты фактически не являлись достойной альтернативой. Не все были довольны свержением языческих богов с их пьедестала – неслучайно у нас сохранились некоторые языческие праздники и обычаи (к примеру, Масленица). Тем не менее, дальнейшая история России показала, что Владимир Святославич сделал правильный выбор, который благотворно сказался на развитии русской государственности и культуры.
Источник
Ничто не поражает так, как чудо, – разве только наивность, с которой его принимают на веру.
Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.
Причины принятия христианства на Руси
Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.
Бесспорный факт – князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он покланялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ покланяться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:
- Род
- Лада
- Сварог
- Жив и Жива
- ….
- Перун (14-ый в общем списке).
Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.
Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».
Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.
«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года
Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.
Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.
Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.
Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.
Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:
- На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
- Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю. Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
- «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.
Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.
Православные или правоверные?
Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка – христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…
Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.
Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.
Значение принятия христианства на Руси
Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:
- Сплочение народа вокруг единой религии
- Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
- Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
- Укрепление власти князя в стране
Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…
Предпосылки принятия христианства
Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…
Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.
В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.
Источники и дополнительный материал по теме:
- “Утверждение христианства на Руси” – Брайчевский М.Ю. 1989
- “Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества” – Клейн Л.С. Санкт-Петербург, 2004
- “Крещение Киевской Руси” – Кузьмин А.Г. Москва, 2012
Источник