Аргументы в пользу того что деньги экономическая а не юридическая категория
Деньги – это сложная категория, которая имеет экономический и правовой аспект своего понимания. Так, с одной стороны, деньги выступают в качестве инструмента организации товарообменных операций в обществе (в чем проявляется их экономическая сущность), а с другой – они являются объектом правового регулирования различных отраслей российского права и в первую очередь финансового и гражданского права.
Как экономическая категория деньги представляют собой особый товар, выполняющий функции:
- 1) меры стоимости, т.е. деньги, являются универсальным измерителем стоимости товаров;
- 2) средства обращения, выполняя которую деньги становятся средством обмена одного товара на другой по схеме «Т овар-Деньги-Т овар»;
- 3) средства накопления. Поскольку деньги обладают абсолютной ликвидностью, т.е. могут быть в любой момент обменены на товары, с течением времени они сохраняют свою стоимость, а, следовательно, они могут быть скоплены для дальнейшего расширения производства;
- 4) средства платежа. Деньги могут использоваться не только для приобретения товаров, но и для осуществления платежей не предполагающих получение встречного предоставления, например, для уплаты налогов;
- 5) мировых денег, которую деньги выполняют при расчетах с иностранными контрагентами;
- 6) информационную функцию, т.е. становятся носителем информации о стоимости товаров.
Как правовая категория деньги выступают объектом правового регулирования различных отраслей российского права: финансового, банковского, гражданского, административного и даже уголовного права. В то же время приоритет в правовом регулировании денежного обращения все же принадлежит нормам гражданского и финансового права. При этом в указанных отраслях понимание денег и выполняемых ими функций существенно разнится. Например, профессор К.С. Бельский отмечает, что деньги являются «юридической категорией и без участия государства они не могут находиться в обращении»[1].
В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации[2] (далее также ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги. Таким образом, для теории гражданского права деньги – это в первую очередь вещь, т.е. предмет материального мира. Главное назначение вещи заключается в удовлетворении потребностей субъектов гражданского права[3]. В соответствии с гражданско-правовой концепцией деньги относятся к:
- 1) движимым вещам. На основании п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе;
- 2) потребляемым вещам. Потребление денег во многом условно и не означает их немедленного уничтожения в процессе такого потребления. Оно заключается в преобразовании денег в иную вещь, что обусловлено выполняемой деньгами функцией средства обращения;
- 3) родовым вещам, то есть они характеризуются признаками, общими для всех вещей своего рода. В то же время в некоторых случаях, выступая в качестве объекта гражданского оборота, деньги могут быть индивидуально определены. Это может случиться, например, при заключении гражданско-правового договора купли- продажи редких денежных знаков в целях коллекционирования. В этом случае деньги могут быть индивидуализированы путем указания их номера, года выпуска и иных признаков, отличающих этот денежный знак от иных.
- 4) являясь родовыми, потребляемыми вещами, деньги обладают свойством заменимости. Так, например, если денежное обязательство заключается в иностранной валюте, то его можно погасить в валюте РФ;
- 5) делимым вещам – деньги могут быть разделены без имущественного ущерба и при этом сохраняют свою платежную силу. Понятно, что при делении наличных денег делится не сам физический носитель (хотя раньше, в период существования товарных денег существовала и такая практика), а их числовое значение.
Таким образом, с точки зрения гражданского права, деньги есть движимые, потребляемые, родовые, заменяемые, делимые вещи. Подобное понимание денег основывается в первую очередь на их функции средства обращения – деньги выступают в качестве универсального орудия обращения, что проявляется в их способности обмениваться на любые другие товары. Следовательно, гражданское право исходит из товарной природы денег.
Как категория финансового права, деньги характеризуются рядом признаков[4]:
- 1) деньгами является только то, что признано таковыми государством. Только государство определяет, какие знаки являются законным платежным средством на его территории, посредством нормативного закрепления наименования и видов денег.
- 2) платежная сила денег устанавливается государством. Платежная сила товарных денег в большей степени определялась стоимостью использовавшегося для их изготовления драгоценного металла, то есть это было их внутреннее свойство. Современные деньги, утратив свою товарную природу, более не обладают внутренней платежной силой. Она, с одной стороны, гарантируется государством, которое ручается за платежеспособность национальной валюты, а с другой – закрепляется (обозначается) им с помощью финансово-правовых норм на денежных знаках. Таким образом, поскольку современные деньги не обладают внутренней стоимостью, обязательность их приема в качестве средства платежа гарантируется государственным властным велением.
Платежная сила обозначается в количестве национальных денежных единиц, которые в данном случае выполняют функцию счетной единицы. Таким образом, с помощью денежной единицы можно легко и быстро измерить стоимость любого товара или услуги, то есть узнать их цену. Для того чтобы количественно сравнить цены различных по своей природе товаров, работ, услуг, они должны быть выражены в одинаковых денежных единицах.
- 3) государство обладает монопольным право на эмиссию денег. Выпуск денег иными субъектами запрещается, а подделка официальных денежных знаков влечет за собой уголовную ответственность.
- 4) деньги реализуют свои экономические функции только с помощью юридических и в первую очередь, финансово-правовых норм. Следовательно, вне права современные деньги не способны выполнять свои экономические функции.
- 5) государство определяет порядок обращения и обмена иностранных денег на своей территории. Деньги выступают посредником в процессе внешнеэкономической деятельности различных субъектов права. В процессе осуществления взаимных расчетов контрагенты должны учитывать валютные ограничения, установленные в государствах, резидентами которых они являются.
Следовательно, с точки зрения финансового права, деньги могут быть определены как особые знаки, чье наименование закреплено в нормативно-правовых актах, в соответствии с которыми таким знакам придается платежная сила, выраженная в количестве денежных единиц, а также определяется порядок эмиссии и обращения с тем, чтобы они служили законным платежным средством на всей территории данного государства.
Выступая в качестве правовой категории, деньги характеризуются рядом признаков, выявляющих их юридическую природу[4].
Во-первых, деньги – это особые знаки, выраженные в форме, установленной законом. Именно государство определяет, какие знаки являются законным платежным средством на его территории. Также законодательством определяются виды денежных знаков. Классификация денег может быть проведена по различным основаниям.
В зависимости от материального выражения, деньги делят на:
- 1) наличные деньги – денежные знаки, существующие в реальном мире, выраженные в материальной форме банкнот либо металлической монеты;
- 2) безналичные деньги, представляющие собой записи по счетам в кредитных организациях, из чего следует, что они не находят своего материального выражения во вне.
В зависимости от органа, осуществляющего эмиссию, выделяют:
- 1) казначейские денежные знаки, то есть деньги, выпускаемые казначейством;
- 2) денежные знаки, выпускаемые эмиссионным банком.
Кроме того, в зависимости от национальной принадлежности
деньги делятся на:
- 1) национальную валюту – денежные знаки государства, выпускаемые им и признаваемые законным платежным средством на всей его территории;
- 2) иностранную валюту – деньги, выпускаемые иностранным государством.
В зависимости от конвертируемости, то есть от способности валюты обмениваться на иностранную валюту, выделяют:
- 1) неконвертируемую валюту, под которой понимается валюта, не подлежащая обмену;
- 2) частично (ограниченно) конвертируемую валюту – существует в странах, в которых установлена система валютных ограничений. К частично конвертируемой валюте относится и российский рубль;
- 3) свободно конвертируемую валюту, обмен которой на другие валюты происходит без каких бы то ни было ограничений. Такая валюта свободно обращается на мировом валютном рынке.
Во-вторых, государство устанавливает платежную силу денежных знаков. Платежная сила товарных денег в большей степени определялась стоимостью использовавшегося для их изготовления драгоценного металла, то есть это было их внутреннее свойство. Современные деньги, утратив свою товарную природу, более не обладают внутренней платежной силой. Она, с одной стороны, гарантируется государством, которое ручается за платежеспособность национальной валюты, а с другой – закрепляется (обозначается) им с помощью финансово-правовых норм на денежных знаках. Таким образом, поскольку современные деньги не обладают внутренней стоимостью, обязательность их приема в качестве средства платежа гарантируется государственным властным велением.
Платежная сила обозначается в количестве национальных денежных единиц, которые в данном случае выполняют функцию счетной единицы. Таким образом, с помощью денежной единицы можно легко и быстро измерить стоимость любого товара или услуги, то есть узнать их цену. Для того чтобы количественно сравнить цены различных по своей природе товаров, работ, услуг, они должны быть выражены в одинаковых денежных единицах.
В-третьих, важным признаком, характеризующим деньги как правовую категорию, является монопольное право государства на эмиссию денежных знаков.
В-четвертых, деньги реализуют свои экономические функции только с помощью юридических норм. Следовательно, вне права современные деньги не способны выполнять свои экономические функции.
Таким образом, с точки зрения права, деньги могут быть определены как особые знаки, чье наименование закреплено в нормативноправовых актах, в соответствии с которыми таким знакам придается платежная сила, выраженная в количестве денежных единиц, а также определяется порядок эмиссии и обращения с тем, чтобы они служили законным платежным средством на всей территории данного государства.
Характеризуя деньги, А. Смит называл их «великим колесом обращения»[6]. Действительно, обладая свойством абсолютной ликвидности, они в любой момент времени могут быть обменены на иной товар. Однако сами по себе деньги не несут в себе какой бы то ни было ценности. Ценность представляет то количество товаров, работ и услуг, которые можно купить за эти деньги. Следовательно, для того чтобы приносить пользу, они должны находится в движении, постоянно обмениваться на иные блага. Процесс такого непрерывного движения денег в качестве средства обращения и средства платежа принято называть денежным обращением.
В свою очередь денежная система – это законодательно закрепленная модель организации денежного обращения. В настоящее время правовое регулирование денежного обращения осуществляется исключительно государством, которое закрепляет в финансово-правовых актах основные элементы денежной системы, определяя тем самым порядок организации движения денежных средств, выраженных в национальной или иностранной валюте в наличной и безналичной форме.
Иные субъекты права обязаны безоговорочно соблюдать установленный порядок денежного обращения, то есть в таких отношениях отсутствует диспозитивность. Как отмечал П.М. Годме, «государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частных собственников, распоряжающихся своими финансами»[7].
В процессе своего функционирования денежная система выполняет:
- 1) регулирующую функцию, заключающуюся в том, что государство, посредством установления элементов денежной системы, упорядочивает общественные отношения, складывающиеся в процессе эмиссии, обращения и изъятия из обращения денежных средств;
- 2) эмиссионную функцию, которая проявляется в том, что именно в рамках денежной системы действует механизм, обеспечивающий надлежащий и своевременный выпуск денежных средств в обращение;
- 3) накопительную функцию – устанавливая правила организации денежного обращения, государство создает тем самым в рамках денежной системы механизм, обеспечивающий накопление денежных средств в различных централизованных и децентрализованных денежных фондах;
- 4) распределительную (перераспределительную) функцию- денежная система создает основные каналы, по которым происходит перемещение денежных средств, а следовательно, и их распределение (перераспределение);
- 5) контрольную функцию – в частности, для контроля за исполнением субъектами денежных отношений законодательства Российской Федерации государством создается система контролирующих органов, к которым относятся: Счетная палата, Министерство финансов РФ, Банк России и другие.
Данные функции составляют организационно-функциональное содержание денежной системы.
С организационно-институциональной точки зрения, денежная система состоит из совокупности субъектов, регулирующих денежное обращение, а также иных субъектов, вступающих в денежные отношения.
Кроме того, денежная система может быть определена с материальной точки зрения. В этом смысле она, по сути, представляет собой совокупность всех денежных знаков, находящихся в обращении.
С организационно-структурной точки зрения денежная система состоит из определенных элементов, которые находятся в упорядоченном и взаимозависимом состоянии. К таким элементам денежной системы можно отнести:
- 1) официальную денежную единицу. В Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции денежной единицей является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек;
- 2) виды денежных знаков, которые выделяются в зависимости от материального носителя (банкноты, монета), их обеспечения, а также субъекта, уполномоченного выпускать денежные знаки в обращение;
- 3) порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечения.Порядок эмиссии денежных знаков – это установленные законодательно правила выпуска и изъятия денег из обращения. Полномочия по осуществлению эмиссии могут быть возложены либо на эмиссионный банк, либо на казначейство.
В России в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ денежная эмиссия находится в исключительном ведении Российской Федерации, – субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права на выпуск своих денежных знаков. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ);
порядок установления официального курса, представляющий собой совокупность правил определения соотношения цены национальной валюты к цене иных иностранных валют. Поскольку разные валюты имеют разную покупательную способность, они не могут стоить одинаково. Таким образом, для осуществления расчетов с использованием иностранной валюты необходимо определить ее цену в национальной валюте. Валютные курсы также помогают сопоставить цены на мировых рынках.
Определение валютного курса может происходить как стихийно, то есть рыночным путем, так и централизовано. В последнем случае валютный курс определяется центральным банком страны. Рыночный курс определяется по результатам биржевых торгов и осуществления внебиржевых операций.
4) масштаб цен определяет, какое количество валютного металла содержится в денежной единице. Отметим, что современные деньги не подлежат золотому обеспечению. В Российской Федерации, например, официальное соотношение между рублем и золотом, а также иными драгоценными металлами не устанавливается, начиная с 1992 года. Как правило, устойчивость национальной денежной единицы обеспечивается активами эмиссионного банка.
Выводы по параграфу.
Во-первых, именно деньги приводят в движение систему финансов страны, понимаемую как совокупность централизованных и децентрализованных; публичных и частных фондов денежных средств (в материальном смысле).
Одновременно финансовая система, понимаемая как комплекс перераспределительных отношений, не может реализовываться без отношений в сфере денежного обращения. Эти отношения непременно сопутствуют отношениям по аккумулированию, распределению и использованию любых фондов денежных средств. Мы определяем такие отношения, как сопутствующие основным (перераспределительным).
Такова непосредственная связь межу категориями «финансы», «система финансов», «финансовая система» и «деньги», «денежная система», «денежное обращение».
Во-вторых, денежная система, представляющая собой сложную совокупность взаимосвязанных процессов в экономике страны (производство денег, выпуск денег в обращение, их обеспечение и применение, регулирование и выведение из оборота) как форма организации денежного обращения в стране, непременно закрепляется нормами национального законодательства. В современном обществе денежное обращение не возможно вне рамок правового поля государства.
Источник
В современной науке финансового права при характеристике денег указывается на то, что они являются экономической категорией <*>. Но такой взгляд на деньги следует признать односторонним. Представляется, что деньги имеют, как и все наиболее важные финансово-правовые явления, двойственную природу. Несомненно, что деньги являются в первую очередь экономической категорией, и анализ функций денег это очень хорошо показывает. Но также несомненно, что деньги являются юридической категорией и без участия государства они не могут находиться в обращении <**>.
<*> См. : Грачева Б. Ю. Правовые основы денежной системы. В кн. : Финансовое право. Учебник. М., 2004. С. 357; Крохина Ю. А. Финансовое право России. Учебник для вузов. М., 2004. С. 641.
<**> См. : Бельский К. С. О юридической природе денег. В сб. : Теоретические вопросы административного и финансового права в условиях перестройки управления экономикой. М., 1989. С. 118 – 122.
В советской финансовой науке еще в 20-е гг. XX в. было наложено табу на попытки рассмотреть деньги как юридическую категорию, как явление, возникающее при непосредственном участии государства. Известный ученый Каценеленбаум писал в 1926 г. : «Мы знаем теперь очень хорошо, что, вопреки мнению Аристотеля, деньги возникли не по постановлению закона, не по договору, а «из природы», «в результате естественного процесса товарообмена» <*>.
<*>Каценеленбаум З. С. Очерки по теории и практике денежного обращения. Вып. 1. Н. – М., 1922. С. 45.
Думается, что идея Аристотеля о государственно-правовом характере денег понята была Каценеленбаумом довольно просто. Эту идею Аристотель высказал в «Политике», где он специально останавливается на роли государства в экономической жизни. Его положение в общей форме таково: государство не стоит в стороне от функционирования денег, но берет это дело в свои руки <*>. Аристотель, таким образом, указал в пунктирной форме на два элемента, которые содержат в себе деньги: естественный, корень которого находится в обмене одного товара на другой; и рациональный, юридически приобретаемый, который находится в государстве, в стремлении последнего взять под непосредственный контроль этот жизненно важный для общества и для него самого экономический феномен. Ведь само государство с первых дней своего существования выступает хозяйствующим субъектом: имеет подати, создает запасы и фонды, делает расходы на охрану и армию, строительство общественных зданий, т. е. производит хозяйственные действия, осуществлять которые наиболее удобно с помощью денег.
<*> См. : Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1984. С. 136.
На государственно-правовой характер денег указывали и другие мыслители, в частности, в России экономист петровской эпохи И. Т. Посошков и историк Н. М. Карамзин. Весьма обстоятельно о юридических свойствах денег писал в 70-х гг. XIX в. известный русский цивилист П. Н. Цитович <*>.
<*> См. : Цитович П. П. Деньги в области гражданского права. Харьков, 1973. С. 1 – 25.
Но убедительнее других подчеркнул юридический характер денег немецкий политэконом Г. Ф. Кнапп в начале ХХ в. Если А. Смит определял деньги как товар, способный обмениваться на все другие товары, и, таким образом, объяснил деньги как экономическую категорию, то Кнапп полагал, что без юридического обоснования нельзя понять сути денег, что только с санкции государства денежные знаки становятся деньгами. Государство, создавая денежную систему, устанавливает денежную единицу (денежный знак), определяет наименование денежной единицы, соответствующую внешность денег. По Кнаппу, деньги – это «хартальное платежное средство» (от слова charta – знак), которое по велению государства имеет платежную силу и опосредствует обмен товаров <*>.
<*>Кнапп Г. Ф. Очерки государственной теории денег. Одесса, 1913. С. 4 – 5, 43.
Какие же признаки характеризуют юридическую природу денег?
Первый признак характеризует деньги как особые знаки, имеющие форму, которая устанавливается законом. Предписывая, что определенно оформленные предметы с конкретными знаками только на них допускаются в качестве денег, закон устанавливает наименование денежной единицы. Законодательство также устанавливает виды денежных знаков. На основе монетного законодательства определяется материал, из которого делаются монеты, их вес, размеры, их внешние отличительные признаки.
С помощью финансово-правовых норм государство устанавливает платежную силу денежных знаков. Это другой признак, характеризующий деньги как юридическую категорию. Указание на платежную силу денежных знаков государство осуществляет путем обозначения на каждом денежном знаке числа денежных единиц. Подобное обозначение помогает легко и быстро измерить стоимость любого товара и любой услуги, т. е. определить их цену, количественно сравнивать цены различных товаров и услуг между собой.
Третьим признаком, характеризующим деньги как юридическую категорию, является монопольное право государства на выпуск денежных знаков. В Российской Федерации право на эмиссию (выпуск) денег, обращающихся на территории всей страны, осуществляется Центральным банком РФ. Другие государственные органы, тем более частные структуры, не имеют права выпускать денежные знаки. Подделка или сбыт поддельных денег влекут за собой уголовную ответственность, о чем прямо указывается на денежных (бумажных) знаках.
Денежные знаки, как бумажные, так и металлические, имеют в Российской Федерации обязательный курс. В литературе по финансовому праву такой курс в отдельных случаях называют принудительным. Данный признак важен для понимания денег как юридической категории. Достаточно сказать, что фактически две статьи Федерального закона «О Центральном банке РФ», а именно ст. 29 и ст. 30, указывают на обязательный курс банковских билетов и монеты Банка России.
Деньги, как было сказано выше, выполняют важные экономические функции: измерителя стоимости товаров и услуг; средства обращения; платежного средства; накопления и образования денежных фондов. Но любая из названных функций может быть реализована в экономической деятельности только с помощью юридических норм, и главным образом норм финансового права. В этом заключается еще один признак, характеризующий деньги как юридическую категорию. Например, деньги являются средством накопления стоимости в ее всеобщей форме и образования государственных и муниципальных фондов – бюджетных и внебюджетных, а также вкладов граждан в сбербанк и коммерческие банки. Эти процессы в области финансовой деятельности государства регулируются нормами финансового (бюджетного) и гражданского права.
Характеризуя юридическую природу денег, следует несколько слов сказать о бумажных денежных знаках. Бумажные деньги наиболее отчетливо свидетельствуют о двойственной природе денег, о том, что рассматриваемая категория является не только особым экономическим явлением, но и творением государственной власти. Бумажные деньги получили широкое распространение, т. к они обладают многими удобствами как средство обмена и обращения: они не тяжелы, хороши для переноса и хранения. Бумажные деньги совершенно теряют свое товарное качество и становятся, как удачно выразился русский писатель С. Ф. Шарапов, «абсолютными деньгами» <*>, своеобразными государственными знаками, на которые государство указывает и гарантирует их платежную силу.
<*> Шарапов С. Ф. Бумажный рубль. СПб., 1895. С. 18 – 19.
С учетом изложенного можно сформулировать следующие определения денег и денежной системы.
- 1. Деньги – это установленные законом денежные знаки с определенным наименованием (рубль, копейка), отпечатанные или отчеканенные в соответствующей форме с обозначениями на них денежных единиц, прием которых в качестве платежного средства обязателен внутри Российской Федерации.
- 2. Денежная система Российской Федерации – это установленная финансовым законодательством форма организации денежного обращения, исторически сложившаяся в стране и включающая в свой состав денежную единицу со своим наименованием, виды денежных знаков, порядок выпуска (эмиссии) денежных знаков и организацию обращения посредством наличных и безналичных денег.
Источник