Аргументы в пользу того что современная культура деградирует
Масскульт ругают все, кому не лень, а он будто питается критикой — только раздувается, грозя похоронить под собой традиционные для России культурные ценности. А может быть не стоит цепляться за старое, дать дорогу новым течениям, а скучным интеллигентам просто оставить небольшой заказник в виде телеканала”Культура”? Да и можно ли повлиять на эти процессы?
После развала СССР слом всего старого произошел не только в экономической жизни России, кардинальные перемены настигли и культурную сферу. Те проявления массовой культуры западных стран, которые 20 лет назад были объектом насмешек со стороны советской пропаганды, пришли к нам и стали новой культурной парадигмой российской действительности.
Телевизионный эфир заполонили деградационные реалити-шоу, примитивные сериалы, передачи, посвященные спекуляции на самых низменных инстинктах, или оперирующие абсолютно антинаучной ахинеей — бесконечные сюжеты про инопланетян, экстрасенсов, карликов и великанов…
Под напором примитивной, простой масс-культуры, академическая культура оказалась вытеснена в резервации чопорного телеканала “Культура” или в ночные эфиры центральных каналов. В прайм-тайм предпочитают показывать пластмассовые штамповки сериалов про Кармелиту или базарные шоу Андрея Малахова.
Читайте также: Четверть века назад СССР подсадили на “мыло”
Российский кинематограф разделился на два течения: авторское кино “не для всех”, хорошее, безусловно, но склонное так глубоко запрятывать смысл, использовать столь изощренные способы выражения, что обнаружить их порой способно лишь высоколобое жюри Канского кинофестиваля.
И массовое кино, кино Фёдора Бондарчука и Никиты Михалкова. Да, в последние годы российский массовый кинематограф пытается выжать из себя “блокбастеры”. Однако, выходящие один за другим дорогостоящие эпопеи все равно не способны сравниться по своей психологической глубине со многими советскими картинами. И хотя они снимаются на важные темы исторического патриотизма, как, к примеру, последний фильм Бондарчука “Сталинград”, но почему-то получаются очень поверхностными, целлулоидными.
Можно предположить, что это обусловлено тем, что режиссеры пытаются механически перенести стандарты голливудского, “оскаровского” кинематографа на отечественный культурно-исторический базис. “Не верю, — сказал бы Станиславский. “Не верю”, — говорит каждый второй зритель, выходя из кинотеатра.
Не только режиссеры, музыканты тоже склонны к банальному перениманию зарубежной стилистики. То, что хорошо для Америки или Англии — музыкальные стили, сформировавшиеся непосредственно в этих странах, перенесенные на нашу почву смотрятся чахло. В принципе, можно сказать, что тотальное распространение музыкальных стилей англосаксонской и американской культур — часть общей экспансии, которую эти нации давно и успешно реализуют, или же побочный эффект ее.
Читайте также: Музыканту, обманувшему слушателя, анафема!
Российская поп-музыка, создаваемая по западным калькам, заведомо должна проигрывать и проигрывает. Однако альтернатив данной стилистике нет, потому что русская культура просто не сумела выработать собственных, аутентичных аналогов. Русские народные мелодии не легли в основу ни одного популярного музыкального стиля, оставшись уделом маленьких школьных хоров. Вот и приходится русской эстраде приспосабливаться к культурным кодам негритянской субкультуры, к примеру. Получается плохо, и это понятно.
Если говорить о популярной музыке, то можно сказать, что ее в России почти нет. То, что транслируют российские радиостанции — это по большей части не имеет ни малейшего отношения к музыкальному искусству. Если в 90-е попадались еще небольшие вкрапления поп-исполнителей, которых можно было назвать певцами и музыкантами, обладающими хотя бы минимальными вокальными данными, то на данный момент можно констатировать окончательную деградацию массовой музыки. Просто шум, бессмысленные колебания воздуха: “Ты меня не отпускай, я вот-вот закрою двери, ты поделись своей постелью, в мои объятия влетай” — поет популярнейший исполнитель Стас Михайлов. Поэтичность, глубина, сюжет….
Поп-музыка тоже делится на два основных течения: так называемый “шансон” и стандартная “попса” подростковых дискотек. Они делят народные пристрастия примерно поровну, но схожи в одном: абсолютном отсутствии музыкального вкуса. Почему “блатная” тематика столь прочно завоевала сердца русского слушателя — тема для отдельного разговора. Но, что невозможно не заметить, даже испытывая неприязнь к подобной “эстетике”, это то, что в данном направлении тоже налицо чудовищная деградация. На смену Дине Верни и Владимиру Высоцкому пришли вечно ноющие дядьки, занудно причитающие в эфире радиостанции “Шансон”.
Причем многие поп-певцы на самом деле обладают прекрасными вокальными данными, Дима Билан, к примеру, способен исполнять даже оперные арии, о чем трудно догадаться, если познакомиться с его творчеством лишь по поп-песням, принесшим ему славу.
Дело в том, что хороший вокал просто-напросто не востребован, хорошая музыка не нужна радиостанциям и телеканалам. Главенствует принцип: чем примитивней, тем лучше.
“Не позволяй душе лениться” — писал Николай Заболоцкий. И то, что происходит сейчас в культуре, можно охарактеризовать как тотальную душевную лень. Телеканалы, радиостанции эксплуатируют именно это свойство человеческой натуры, разжигая его и потворствуя.
Читайте также: “Мы перестали спотыкаться о совесть”
Почему так происходит, почему духовность, интеллектуальность, профессионализм оказались на обочине? “Правда.Ру” попросила поделиться своим мнением народную артистку России, заслуженную артистку РСФСР Людмилу Сенчину:
“Я считаю, что песни — это самое мощное оружие в хорошем смысле слова. Но у каждого времени оно свое — во время Великой Отечественной войны были написаны совершенно гениальные песни, но мы же не будем говорить, чтобы была, не дай Бог, война? Музыка диктуется обстоятельствами, идет в ногу с жизнью, отражает ее. Поэтому, авторов винить трудно. Просто сегодня другое время. Я думаю, что хороший вкус способны воспитать только родители — больше никто и ничто. Надо читать книги не по айпаду, а живые книги со страницами, маленьким детям показывать какие-то старые мультфильмы, милые, добрые. Воспитание культуры, вкуса — это все зависит от семьи.”
…Значит, во всем виновато время, его вызовы. Какая же сейчас цель почитается главной? Если во время войны основной идеей, витающей в атмосфере, была мысль о победе, о спасении страны, то сейчас какая? К сожалению, это идея финансового обогащения — вот что самое главное. Капитализм, придя на совершенно чуждую ему почву, деформировал и духовную сферу. Это искажение и лежит в основе культурных проблем — бизнес вытеснил творчество.
Данное явление можно наблюдать и в области изобразительного искусства — многие профессиональные художники, получившие академическое образование оказались вынуждены пойти на поводу мейнстрима, искусственно созданного дельцами от искусства. Вместо того, чтобы писать прекрасные полотна, художники принялись крутить несообразные инсталляции из проволоки — потому что это разрекламировано, это легче продать. Кто посмеет крикнуть, что король-то голый? Покупателям, вложившим деньги в покупку суррогатного искусства, это, по понятным причинам, не выгодно. Владельцам галерей — тоже.
Свой комментарий на тему культурной деградации “Правде.Ру” согласился дать Петр Толстой, телеведущий, член Общественной палаты Российской Федерации:
“Массовая культура — это продукт, который рассчитан на широкие ряды потребителей. И в принципе, понятно, почему это все существует и имеет успех, все эти реалити-шоу, поп-хиты — эта как фаст-фуд в гастрономии, который могут есть все. А качество фаст-фуда — оно, конечно, невысокое, в Америке, кстати, гораздо выше. А почему не возникает чего-то достойного? Я думаю, что все возникает, просто мы этого не видим, потому что все собой заслоняет массовая культура.”
Как обратить внимание зрителя на высокую культуру? Хотя бы не на академическое искусство, для начала просто добиться того, чтобы массовое стало менее пошлым, простецким, низкопробным?
Это очень сложный вопрос — может быть должно вмешаться государство, вынудив телеканалы скорректировать свою сетку передач… Может быть, нужна культурная цензура. Но культура — это очень тонкая, сложная материя, в которой легко “нарубить дров”. Поэтому адекватных путей решения пока не видно.
А пока, российские подростки усердно учатся восторженно повизгивать за кадром телевизионных ток-шоу. Полезная наука, не правда ли?
Читайте самое интересное в рубрике “Общество”
Источник
Oткуда все наши беды? Что есть корень всех зол?
По-моему, ответ очевиден: это уж точно не коррупция, не экономическая зависимость, – это вообще не что-либо материальное.
Главная наша проблема – это деградация культуры. И не в широком смысле, нет, но в самом базовом и примитивном. Потеряна культура общения, культура взаимодействия, культура поведения, да даже культура столового этикета утеряна. Тут возможно многие воскликнут: “Да у нас тут всё в дерьме же! Денег нет! Свободы нет! Здоровья нет! Жизни нет, счастья нет… Одни заботы! О каком этикете ты говоришь?! Хватило бы денег на продукты нормальные.”
И все же я глубоко убежден, что для того чтобы СТАТЬ здоровым – нужно начать вести себя КАК ЗДОРОВЫЙ человек.
Понимаете, ну не может свинья, жадно сгорбившаяся над тарелкой с супом, не способная чисто донести ложку до рта – выбирать светлое будущее целой страны!
Не может человек, объезжающий очередь на светофоре и залезающий впереди всех, не замечающий стоп-линии – отличить придурковатого кандидата от адекватного. Просто потому, что мерка к ним такая же, как и к себе.
Не будет никогда эгоист, в упор не видящий поднимающуюся из подземного перехода женщину с тяжелыми сумками, ответственно подходить к своим обязанностям перед обществом!
И люди эти могут быть с высшим образованием и совершенно разных возрастов.
Культура. Базовая культура, вот что нам нужно сейчас прежде всего. Как воздух!
Дикарь, кидающий бутылку мимо урны и спешащий по своим делам, никогда не заметит проблем дальше своего носа!
Дегенерат, ссущий в тамбуре электрички, плевал на всех окружающих!
Кретины, брызжущие своими матными оборотами и не замечающие рядом стоящих детей, безо всякого стыда требуют к себе уважительного отношения!
Уникальность нашей страны состоит в том, что совершенно невозможно выделить какой-то определенный слой людей, подверженных подобным “дефектам”.
Бескультурье размазано по всем. От садиков и до университетов. От алкашей на детских площадках и до государственной думы. От журнальных киосков и до главных телевизионных каналов страны. От объявлений в электричках на английском языке и до “лет ми спик фром май харт”.
И кто же виноват? Я виноват! Я позволил им материться при детях и чувствовать себя как дома. Это я позволил свиньям кидать мусор и делать вид, что не замечаю. Это я так зачитался последними новостями в телефоне, что решил, что бабушке будет полезно потренироваться в поднимании тяжестей по ступенькам.
Это я струхнул перед двумя пьяными телами, которые орали и курили в тамбуре, от которых воротили нос женщины в вагоне, а “мужчины” постыдно опускали глаза! И я ничем не лучше, чем они. Такая же позорная свинья! Но иногда я вижу это существо в зеркале и мне становится омерзительно. Настолько омерзительно, что готов умереть в попытке измениться.
Из презрения к своей слабости, из осознания своей в одиночку никчемности – рождаются сильные духом и чистые сердцем люди.
Это тяжелый путь и искать его долго, а идти по нему страшно. Но я смотрю вокруг, и сердце закипает в порыве праведного гнева, и прежде всего к самому себе. За то, что труслив; за то, что безволен; за то, что эгоистичен…
И что остаётся человеку под тяжестью такой ноши? Или упасть в грязь, – не сразу, постепенно, сначала на одно колено, потом на другое, потом животом, а потом и головой, упиваясь осознанием того, что дальше уже и некуда падать. Или начать подниматься, – дальше от грязи, выше, от земли к цели, которая больше чем я, которая наполнит смыслом… И работать над собой, менять себя. К лучшему, к идеалу. К идеалу в душе, в семье, в стране, в государстве.
“Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? […] Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.”
Источник
Дмитрий Александрович
12 октября 2017 · 64,7 K
Неожиданно поддержу автора вопроса. Да, считаю, что массовая культура действительно деградирует в последнее время.
Здесь важно понимать, что спрос всегда рождает предложения.
Если появляются подобные (раннее перечисленные автором вопроса) исполнители и их эпигоны, значит, основная масса слушателей нуждается в подобном «музыкальном продукте».
Именно в музыкальном продукте, поскольку есть сыр, а есть «сырный продукт». Думаю, вы понимаете о чем я.
Часто стоя в очереди супермаркета я наблюдаю как людям на кассе пробивает кассир алкогольную продукцию, сигареты, энергетики, жвачки и прочую, мягко сказать, нехорошую продукцию.
Т. е. люди голосуют за это рублем, а производитель и бизнес всегда будет ориентироваться на спрос покупателей.
Так же и в музыке. Мастодонты музыкальной индустрии (лейблы, продюсерские центры, творческие объединения) уже давно монополизировали музыкальный рынок (именно рынок, поскольку музыка перестает быть искусством или творчеством) и перешли из разряда простых производителей в разряд тех, кто формируют вкусы.
Сначала эти самые вкусы агрессивно насаждались, но сегодня это стало стихийным, но управляемым трендом.
Независимому музыканту создающему хорошую музыку трудно сделать так, чтобы большое количество людей хотя бы просто её услышали.
Сложившаяся музыкальная конъюнктура ему как бы намекает: «Эй, посмотри на этих успешных ребят, пользующихся успехом и хорошим спросом. Делай как они. Возможно, тебе повезет и ты вольешься в их элитарные ряды!»
Но возвращаемся к супермаркету. Если бы люди перестали поддерживать рублем алкоголь и прочие наркотики, а вместо этого покупали овощи, фрукты, рыбу и молочные продукты, то в этом случае уже они бы стали формировать вкусы и производственный вектор.
Поэтому популярность перечисленных “артистов” является показателем того, какие музыкальные потребности превалируют в обществе (по крайней мере среди молодежи).
При объективном анализе музыки и текстов современных исполнителей можно прийти к выводу, что большинство из них не имеет ни музыкальной, ни художественной ценности.
Но что же тогда заставляет слушать людей такую музыку, спросите вы?
- «Качёвость» (или как еще говорят крутость).
- Развязность текстового содержания (отмечу, что перечисленные исполнители намеренно делают темы секса, наркотиков, смерти сладкими).
- Современные технические приемы.
Но разве эти технические моменты являются важнейшими критериями для оценки их музыкальной ценности?
Да и слышали ли вы такое исполнение вживую без украшений?
Куда подевались критерии гармонической особенности композиции; характера влияния её на слушателя; точности отображения художественного образа; высоты поэтической и музыкальной мысли и т. д.
Теперь давайте подумаем, останется ли такая музыка в истории и пройдет ли она через столетия/тысячелетия?
Думаю, нет. Если не дай бог кто-либо из наших разумных потомков это услышит, то он будет оценивать сии творения примерно также, как и мы оцениваем творения канибалистических племен.
Я как-то спросил одну молодую маму, хотела ли бы она чтобы её ребенок слушал то же, что и она, и она ответила нет. И это о многом говорит.
Но музыка Шопена, картины Ван Гога, стихотворения Пушкина и другие мировые шедевры классиков будут и дальше сопровождать человека через века. Влиять на мировые процессы и ход истории.
Посему да, подобные тенденции действительно подтверждают деградацию музыкальной массовой культуры. Но еще более они подтверждают деградацию слушательской культуры. Большинство отдает свое предпочтение «музыкальному продукту», нежели настоящей музыке.
P/S
Немного скажу пару слов и о том, как данные исполнители относятся к своим слушателям. А точнее приведу всего пару строк одной из песен:
«Эй, биомусор, как тебе туса?
А я просто прививаю таким, как ты чувство вкуса».
Так что делаем выводы, дамы и господа!
Здравствуйте Семен, случайно наткнулся на ваш ответ. По мере прочтения создалось ощущения того что вы абсолютно не… Читать дальше
Меня всё ещё не вырезали.
Я не знаю, с какого хуя ЛСП внезапно стали антимузыкой, несмотря на лирику, тексты, исполнение.
Судя по всему, автор вопроса и не слушал никогда ЛСП.
FACE – это стёбный рэп. Он сделан специально для того, чтобы порофлить. Доебаться до него – как добеаться до клоуна, что он смешной.
Фараон – довольно специфичен, какие-то треки хорошие, а какие-то даже… Читать далее
>Доебаться до него – как добеаться до клоуна, что он смешной
Ведь даже не смешно нихуя.Добеаться до него-как… Читать дальше
Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель
Можно ответить на вопрос одной картинкой
Но я еще добавлю немного.
1. Фараох, на самом деле, весьма талантлив. Не скажу, что мне нравится его творчество, но что-то в нем есть, что не дает права называть его треки говном.
2. Антимузыкой занимались довольно известные и значимые люди: Карлхайнц Штокгаузен, Луиджи Руссоло, многие другие и даже советский… Читать далее
Ааа… так дело вовсе не в том, что Фейс дегенерат и его песни говно, а в том, что новое не может быть хуже… Читать дальше
Нет, так считать нельзя. Всегда были такие. Вспомните, когда пришла популярность к Тимати? Уже очень давно, и по началу он выдавал ужасный кал (в прочем, сейчас не сильно-то и лучше). А в начале 90х была абсолютно адовая евродэнс-попса, что опять же ничем не лучше условного Фараона. Кстати, Фараон во всяком случае гораздо лучше чем Фейс, и в первую… Читать далее
Царь Эпатажа, Король Кошмаров, Повелитель Декаданса, препод английского в…
Очень странно, что деградацию массовой культуры свели всего к трём исполнителям, один другого краше. Абсолютно в любом жанре и культурной прослойке есть свои дегенераты и действительно талантливые и мощные музыканты.
Как сказал один мудрый дяденька из Краснодара – на каждое говно найдётся свой слушатель.
Если бы слушатели были образованными – они бы после первого же просоушивания никогда бы больше не притрагивались… Читать дальше
всегда на месте, если в интернете кто-то не прав
Никого из перечисленных не слушаю и никогда подобным не интересовалась, но судить целое поколение музыкантов по 3 не самым качественным артистам – идея сомнительная. А вообще, у filthy frank есть хорошее видео на тему “скатившейся музыки” и того, что “раньше было лучше”
www.youtube.com/embed/JcmylxQ0ma4?wmode=opaque
Когда раньше было лучше – лучше признать, что было лучше, а не обманывать себя.
деградирую, говоря маме, что развиваюсь
Любое творчество имеет право на жизнь. Напримере FACE’а да, он делал такую музыку, чтобы она просто зашла массовому потребителю ТАКОГО, но а массовым потребителем ТАКОГО можно назвать детей, а для них главное клевое звучание. Вот при чем здесь ЛСП и Фараон я несовсем понимаю, видимо автор вопроса слышал только “Монетку” и “Cold Siemens”.
Но если… Читать далее
Оператор ПВЗ, немножечко лентяй, немножечко фанат Властелина Колец и жанра…
Интересно, почему автор взял только жанр Рэпа? Мне на работе приходится слушать “Русское радио”, там сплошная Попсня, в ее не лучшей форме. Постоянно крутя то, за что за заплатили бабосики, у людей формируется мнение, что это прям ТОП, а по факту, что музыка, что текст и его смысл – днище полное.
Если же брать зарубежное радио и интернет ТОП, то там… Читать далее
Бля, откуда тут Фараон и ЛСП? ЛСП вполне сильный музыкант, Димка ты хоть слышал его голос? Послушай песню “Тело”. Он очень хорош вокально.
Фараон очень сильный исполнитель, слышно, что он тщательно работает над тем что делает, есть конечно где он орёт, но это стиль такой, он делает, что его душе угодно, а не что зайдёт публике, и этим покупает лично… Читать далее
Массовая культура по определению творение дегенератов.
С другой стороны, я этих человеков знать не знаю и вроде они мне совсем не мешают. Может потому, что не фанат радио, не знаю, как с этим дела обстоят.
Источник