Архитектуру этого стиля отличает отказ от прямых линий и углов в пользу
У многих людей вызывают сложности архитектурные стили. Из школы большая часть людей запомнила только барокко (архитектура, похожая на “тортик” – так обычно говорят учителя в школах) и готику, в лучшем случае ещё классицизм.
Думаю, моя статья будет полезной для тех, кто путается в архитектурных стилях и хотел бы научиться быстро их различать. Прошу заметить, что в моей статье будут отличительные черты самых популярных в России стилей, но если вам понравится эта статья, то я выпущу вторую часть, в которой расскажу про более редкие стили.
Барокко
Зданиям в стиле барокко характерны торжественность и богатство. Отличительные черты барокко – пышность и “воздушность”. Такой эффект создается с помощью криволинейных фигур здания – округлые элементы перетекают в прямоугольные. Поэтому здания в этом стиле называют “тортиками” – торты точно также стараются максимально украсить различными деталями и придать им пышную форму.
Строгановский дворец в Санкт-Петербурге. Здесь присутствуют и округлые формы (карнизы), и огромное количество разного рода украшений.
Фасады зданий, построенных в стиле барокко, наполнены различными архитектурными деталями. Если перед вами дом, буквально переполненный украшениями (лепниной, резными панелями, скульптурами и т.д.), то скорее всего – это барокко.
Павильон Эрмитаж в Петергофе, построенный Бартоломео Растрелли – одним из главных представителей барокко в России.
Классицизм
Если вы видите строгое здание, у которого имеются элементы античной архитектуры, оно обладает большим количеством колонн или пилястров (выступы здания, визуально похожие на колонны), а также здание обладает идеальной симметрией и имеет четкий ритм (чаще всего из-за колоннады), то перед вами – классицизм.
Ярким примером классицизма является здание мэрии Москвы, построенное архитектором Казаковым в 1782 году. У него есть гигантский ордер (ряд пилястров(полуколонн), проходящих через несколько этажей) и массивный треугольный фронтон (завершение ряда пилястров).
Объяснить без архитектурных терминов, что такое классицизм, очень сложно. Но если говорить совсем просто, то чаще всего – это строгие симметричные здания, в центре фасада у которых расположены ряды колонн.
Адмиралтейство – один из главных символов Петербурга, построенный в стиле классицизм
Адмиралтейство – один из главных символов Петербурга, построенный в стиле классицизм
Классицизм был популярен в архитектуре 17-19 веков, поэтому вы можете встретить множество построек в данном стиле в Москве и, в особенности, в Петербурге.
Ампир
Ампир считается “поздним” классицизмом. Если представить классицизм без колонн ещё можно, то в ампире это обязательная и необходимая черта. Помимо этого, ампир обладает театральностью и торжественностью – это и отличает его от более строгого классицизма.
Казанский собор. Здесь видна массивная колоннада и общая торжественность постройки – отличительные черты ампира.
Особенно часто ампир использовался при строительстве триумфальных арок – примером могут быть и Нарвские и Московские ворота в Петербурге, и триумфальная арка в Москве.
Нарвские триумфальные ворота – типичный представитель ампира (собственно, как и любые другие триумфальные арки и ворота)
Но стоит отметить, что порой тяжело провести грань между классицизмом и ампиром – на эту тему бывают даже споры. Но ампир – это продолжение классицизма, более торжественное и монументальное, но при этом и более декоративное.
На фото – Троице-Измайловский собор в Петербурге. Ещё один яркий представитель ампира.
Модерн
Модерн – это архитектурный стиль, в котором декоративная составляющая архитектуры играла очень важную роль. Главной идеей модерна был отказ от норм классической архитектуры прошлого. Одной из отличительных черт модерна является отказ от прямых линий (как, к примеру, было в классицизме) в пользу более естественных, природных форм. Ну и конечно же, важной чертой модерна стало использование таких материалов, как железо и стекло (также в то время появлялся и железобетон). Однако, в отделке старались использовать натуральные материалы.
Так что если вы видите окна необычной формы, несимметричные эркеры и округлые формы – скорее всего, это модерн.
Одна из самых красивых построек в стиле модерн – дом Зингера на Невском проспекте в Санкт-Петербурге
В стиле модерн построена подавляющая часть доходных домов Петербурга и Москвы в период 1890-1917-х годов. Причём Московский модерн отличается от Петербургского – вот такой вот сложный и запутанный стиль (но об этом подробнее я расскажу в другой раз)!
Особняк Листа в Москве построен в стиле модерн. Фото взято с сайта fotokto.ru, автор фото Алексей Стерх
Псевдорусский (неорусский) стиль
Если перед вами здание, напоминающее внешне старинный русский терем, пародирующий черты деревянного русского зодчества, то перед вами неорусский, или псевдорусский стиль.
Самое известное псевдорусское здание – Исторический музей на Красной площади
Данный стиль зародился во второй половине 19 века и ставил перед собой цель – вернуть в архитектуру нашей страны народные черты, которые на тот момент находились в тени стилей, взятых из Европы (барокко, классицизм и т.д.)
Конструктивизм
Ну тут всё достаточно просто. Если здание ассиметрично, состоит из правильных геометрических фигур, у него есть ленточные окна и у него есть округлые формы – это конструктивизм.
Ленточные окна, дом состоит из идеальных геометрических фигур: несимметрично расположенный цилиндр и протяженный параллелепипед . Этот имеет все черты конструктивизма.
Данный стиль уникален и существовал только в нашей стране, причём очень короткое время: с 1920 года до середины 30-х годов того же века. Суть данного стиля заключается в том, что с образованием новой страны с новой идеологией, жизнь в которой должна кардинально измениться для любого её жителя, также кардинально должна измениться и архитектура. Теперь она лишена украшений, строго выполняет свою функцию, и нарушает старые “заповеди” архитектуры (например, симметричность).
Мой любимый пример конструктивизма – Кировский райсовет в Петербурге. Эллипс сбоку здания, прямоугольный длинный корпус с ленточным остеклением и башня-доминанта, намеренно несимметрично встроенная в основной корпус – все черты конструктивизма, о которых я говорил ранее
Часто люди не обращают внимание на конструктивизм и не видят в нём красоты. Думаю, что для того, чтобы полюбить конструктивизм, нужно уделить ему побольше внимания и попытаться разобраться в его сути (собственно, с авангардным искусством вроде Малевича, это работает точно также)
Сталинский ампир (Сталинский неоклассицизм)
Ещё один уникальный стиль – его вы можете встретить только на территории СНГ и, за редким исключением, в странах восточной Европы.
Главное здание МГУ – самая известная постройка в стиле сталинского ампира. Фото взято с сайта unsplash.com, автор фото Alexander Smagin
Отличительными чертами сталинского ампира являются типичные для “тоталитарной” архитектуры черты: монументальность, большое количество идеологической советской символики и отсылки на архитектуру Древнего Рима. Здания в сталинском ампире строили из мрамора и гранита.
Самые яркие представители сталинского ампира – сталинские высотки и павильоны ВДНХ в Москве. Однако, в данном стиле строили и жилые дома, в период 1930-1950-х годов.
Колоннада главного павильона ВДНХ отлично демонстрирует нам отличительные черты стиля – богатство и праздность, скульптуры и отсылки на античную архитектуру.
Брутализм
Если вы видите монолитный и тяжеловесный бетонный дом с необычными формами, напоминающие нам футуристические рисунки, а также полное отсутствие отделки (только голый бетон) – то перед вами здание в стиле Брутализм.
Гостиница Русь в Петербурге – тяжеловестное здание с необычными
Брутализм – это стиль, который многие ненавидят. Для таких людей он кажется массивным и невзрачным, однако в этом и есть вся его “изюминка”!
Дома “на курьих ножках” на Смоленской набережной в Петербурге – пример использования брутализма при строительстве жилых домов
Спасибо, что прочитали статью! Пишите в комментариях своё мнение о рассмотренных в статье архитектурных стилях. Если вам понравится статья, то я выпущу вторую часть про другие стили!
Минимализм в дизайне интерьера, вопреки распространенному мнению, — это не когда мало. Минимализм — это когда достаточно. А ещё комфортно, функционально и красиво. Звучит заманчиво, правда? Давайте познакомимся с направлением поближе.
История минимализма в архитектуре и дизайне интерьера
Минимализм как течение окончательно сформировался во второй половине XX века. Он пришёл на смену излишне декоративному стилю модерн, который после Второй мировой войны вызывал негативные ассоциации с буржуазным обществом. Изменились также темп и стиль жизни — люди устремились к простоте и надежности.
У истоков минимализма стоит японский стиль, проникший в Западную культуру после войны. Немаловажно влияние конструктивизма. Главные принципы этих течений — строгость, геометризм и соответствие внешнего облика здания его функциям.
Работа Пита Мондриана, одного из основателей голландского движения «De Stijl» («Стиль»)
Большую роль в возникновении и формировании минимализма сыграл «Стиль» — зародившееся в Нидерландах общество художников. Оно заложило основы будущего течения.
Людвиг Мис ван дер Роэ — один из самых влиятельных архитекторов ХХ века. Его работы и мировоззрение повлияли на то, как выглядят современные города
Говоря об истории минимализма в дизайне и архитектуре, нельзя не упомянуть немца Людвига Мис ван дер Роэ. Он стремился максимально упростить внешний облик здания, освободить пространство. Главным девизом его творчества было «меньше — лучше».
Минимализм: основные черты стиля
- использование натуральных материалов
- много свободного пространства
- функциональная мебель
- геометричность форм
- закрытые системы хранения
- монохромная цветовая гамма
- большие окна
- скрытые источники света
- отказ от лишнего декора
Материалы
В минимализме предпочтение отдается натуральным материалам: камень, дерево, кожа, ткани из льна и др. Зачастую их не обрабатывают, делая акцент на грубой фактуре (кирпич, бетон, штукатурка). Использование металла делает интерьер более современным — выгодно смотрятся металлические ножки стульев, столешницы, стойки стеллажей.
Не исключено соседство натуральных материалов с искусственными. Главное — найти между ними баланс. Особое внимание уделяется сочетанию глянцевых поверхностей с полированными, а деревянных — с пластиковыми
Оформление потолков, стен и полов в минимализме
Потолок в стиле минимализм не предполагает никаких сложных конструкций. Самое простое решение — покрыть его краской.
При отделке стен используют бетон, стекло, натуральный камень с ярко выраженным рельефом. Можно облицевать их фактурной штукатуркой или оклеить однотонными обоями без рисунка. Несмотря на красноречивое название стиля, вариантов много.
Пол оформляют с помощью ламината, паркета или керамогранитной плитки. Правила те же: отсутствие рисунков и орнамента, нейтральные оттенки, однотонные материалы.
Мебель
В идеальном интерьере в стиле минимализм мебель занимает лишь 20% пространства. Её главные особенности — геометричность форм, простые натуральные материалы и функциональность. Сочетание в одном предмете мебели нескольких функций (диван-кровать, стол-трансформер) помогает не захламлять пространство. С этой же целью помещение часто оборудуют встраиваемой техникой.
Большое внимание уделяется системам хранения. Лучше всего, если они скрыты — на виду остаются лишь несколько действительно стоящих вещей, отражающих индивидуальность хозяина. Например, идеальным решением для спальни будет просторный шкаф-купе, незаметно вмонтированный в стену.
Цветовая гамма
Ранее мы отметили, что у истоков минимализма стоит японский стиль. Поэтому их цветовая палитра схожа. Преимущественно используются белый, светло-серый, бежевый и коричневый оттенки: они наполняют пространство светом.
Для создания гармоничного интерьера в стиле минимализм дизайнеры используют только два или три основных оттенка. Излюбленным цветом остается белый. Его можно эффектно разбавить с помощью чёрных поверхностей, графического серого цвета или ярких акцентов.
Освещение
Много внимания уделяется естественному освещению. Большие незашторенные окна — отличный способ создать просторное воздушное пространство. В крайнем случае используют горизонтальные или вертикальные жалюзи.
Что касается искусственного освещения, желательно, чтобы источники света были скрыты. На помощь придут софиты, многоуровневые потолки с подсветкой и т.д. Возможно использование лаконичных светильников, торшеров или люстр простой геометрической формы.
Декор
Отказ от лишнего декора — одна из главных черт стиля. В нём нет места статуэткам, подушкам и другим милым безделушкам, на которых невольно останавливается взгляд. Исключение составляют два-три лаконичных предмета и картины соответствующего стиля в простых рамках.
Текстиль
Текстиль почти не используют. Это касается даже оконных штор. В крайнем случае окна прикрывают жалюзи, римскими шторами или японскими панелями. Исключением остается спальня: в ней можно разложить однотонные покрывала и подушки, а на пол постелить мягкий ковер с длинным ворсом.
Японский минимализм
Чтобы создать интерьер в стиле японского минимализма, освободите пространство по максимуму, а для зонирования используйте легкие перегородки и ширмы. Мебель в таком интерьере должна быть невысокой и без лишнего декора
Как мы уже отметили, идеи минимализма пришли в Европу из далекой и загадочной Японии. В этой стране с особой созерцательной философией и частыми землетрясениями люди придумали легкие и мобильные жилища, фактически созданные из бамбука и бумаги. Их было легко переносить и восстанавливать. Плюс, таким конструкциям не угрожали подземные толчки. Высокая плотность населения заставила стремиться к открытым пространствам, а любовь к природе и солнечным лучам помогла создать в доме мягкое, рассеянное освещение без ярких акцентов.
Скандинавский минимализм
На возникновение ещё одной вариации стиля минимализм повлияли северный климат и нехватка солнечного света. Суровые шведы, финны и датчане уже в XIX веке начали отдавать предпочтение просторным помещениям в светлой цветовой гамме. Скандинавский минимализм, пожалуй, самая уютная разновидность этого стиля. Здесь будут уместны комнатные цветы, мягкие пледы и подушки.
Минимализм = хай-тек?
Если вы хотите соединить минимализм и хай-тек, в качестве декора используйте технические элементы: всевозможные крепежи, трубы, металлические детали и заклепки. Все последние достижения техники также выставляйте напоказ
Стиль хай-тек — ультрасовременное проявление идей минимализма. Он возник в 1970-х годах в Великобритании, когда оформление производственных помещений с выставляемым напоказ промышленным оборудованием переросло в самостоятельное течение. Главное отличие от стиля минимализм — дизайнерское переосмысление передовых технологий и использование только современных материалов. Функциональность — вот что стоит здесь на первом месте.
Минимализм сегодня
Сегодня минимализм — скорее философия, мировоззрение. Спасаясь от ускоряющегося темпа жизни, современный человек стремится создать незахламленное светлое пространство, полное спокойствия и гармонии. Интерьер в стиле минимализм справляется с этой задачей на отлично.
Презентация на тему: ” Модерн Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл,” — Транскрипт:
1
Модерн
2
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса.
3
В стремлении преодолеть классические формы культуры 19 века, мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий. Все элементы зданий подчинялись единому замыслу: фасады построек модерна обладают динамичностью и текучестью форм. Одним из основных средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения.
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Дом принадлежал в свое время заводчику Рябушинскому. Этот особняк был построен в годах по проекту крупного архитектора того времени Ф. Шехтеля. По своим внешним формам, как и по декоративным элементам внешнего и внутреннего убранства, это здание наиболее полно отражает все, что было свойственно стилю модерн на этом этапе. Архитектор создал дом, асимметричные объемы которого расположены в живописном сочетании. По большим окнам, занимающим видное место на гладких облицованных глазированными кирпичами стенах, трудно определить количество этажей. Неясность поэтажного членения вносит в архитектуру дома известное своеобразие. Не менее оригинальны рамы, воспроизводящие переплетающиеся ветви деревьев. Широкий мозаичный фриз, изображающий излюбленные модерном орхидеи, венчает дом. Далеко вынесенный карниз-полочка не только оттеняет фриз, но и демонстрирует свойства новых материалов, примененных при его постройке (металл, бетон). Кованая решетка ограды в виде ритмично бегущих спиралей – законченный образец того же стиля модерн. Не менее оригинально были отделаны внутренние помещения. Так, перила лестницы, расположенной в вестибюле и ведущей в верхний этаж, представляют собой некое подобие поднимающейся из морских глубин гигантской медузы. При известном лаконизме общего построения все здесь полно движения. Архитектурные линии не столько очерчивают те или иные формы, сколько бегут, скользят, изгибаются.
18
19
20
21
22
Петер Беренс 1868, Гамбург один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна.
23
чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».
24
25
26
27
Густав Климт поцелуй
28
29