Аристотель от философии не нужно ждать практической пользы
решения
частных, прикладных задач. Мы могли бы
сказать так: философия – это не
тактика,
а стратегия человеческой жизни, она
есть удел свободного человека, она есть
взгляд
в вечность. Поясните суть высказывания.
Согласны ли Вы с такой оценкой роли
философии.
Аргументируйте свой ответ.
С
точки зрения Аристотеля мудрость
означает — знание общего в различных
вещах, знание первопричин действительности,
всеобщих свойств, всеобщих законов,
всеобщих форм и структур действительности.
Философия есть наука о всеобщем. Т.о.
объектом философии (объект есть то, что
изучается наукой) является мир в целом,
как единое целое. Объектом философии
являются основные системы действительности
в целом, например общество в целом
(цивилизация или человек вообще или
природа) и связи между этими системами.
Я не согласна с данным рассуждением.
Функции философии огромны. Это
методологическая, мировоззренческая,
познавательная, воспитательная.
Философские методы будучи универсальными,
являются необходимым условием решения
разнообразных конкретных задач, но не
подменяют собой специальных частнонаучных
методов, а конкретизируются ими. В силу
этого Философия выполняет методологическую
функцию для всего научного познания.
Выполняя познавательную функцию,
Философия выявляет наиболее общие идеи,
представления, формы опыта, на которых
базируется та или иная конкретная
культура или общественно-историческая
жизнь людей в целом. Формируя представление
об устройстве мира и месте в нем человека,
обосновывая ценности и цели человеческой
жизни, вырабатывая принципы практического
взаимодействия с миром и т. д., Философия
выполняет мировоззренческую функцию.
Философия как наука имеет большую
практическую значимость. Она помогает
личности ясно судить о том, что происходит
вокруг в природе, в обществе и в сознании
людей и поступать согласно этим суждениям.
35. «Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже
свою
гордость в том, чтобы стать выше
предъявляемых ему социальных требований.
Философия
не социальная, она персональная» (Н.
Бердяев) Дайте оценку данному
рассуждению
философа. Согласны ли Вы с ним.
Аргументируйте свой ответ
Я
согласна с данным рассуждением философа.
Оно строится на расплывчивости философии,
на ее плюралистическом (множественном)
характере, на обилие приемов, путей,
методов рассуждения и познания, на
отсутствии четко сформулированного
предмета, определения. Философия – -то
наука о всеобщем, о жизни, об общих
существенных характеристиках и
фундаментальных принципах реальности
(бытия) и
познания, бытия человека, отношения
человека и мира. Она является результатом
человеческого восприятия окружающего.
Не имея общепринятых четких законов,
формул, в каждом человеке она развивается
о своему, сливаясь с его особенностями,
наклонностями, предрасположенностями,
формируя новый абсолютно неповторимый
взгляд на мир. Стать выше социальных
требований, значит увидеть по-своему,
рассудить по-новому, значит не испытывать
на себе огромное влияние общественно
принятых догм, мыслить независимо.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ТОП 10:
Философия – общая теория мира и человека в нем. Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями.
Всеобщность – это признак, который выражает закономерную форму связи вещей, явлений и процессов, в составе целого. Отдельные науки исследуют специфически определенную систему закономерностей. Да, военная наука анализирует закономерности войн, способы их ведения, но не изучает, например, возникновение, развитие и решение противоречий, какие характерные и для природы, и для развития общества, и для человеческого познания. Эти закономерности исследуются философией.
В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.
Философия обладает всеобщностью и предельной абстрактностью; философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и её предельным основанием; обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем.
Аристотель подчеркивал, «что от философии не нужно ждать практической «пользы» т.е.
Решения частных, прикладных задач. Мы могли бы сказать так: философия – это не
Тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека, она есть
Взгляд в вечность.
Философия нужна такому обществу, в котором ценят свободу, в котором люди осознанно берут на себя груз ответственности за свой выбор, за свои решения. Я согласна с этим высказыванием. Философию можно считать “естественной склонностью души”. Так как “не хлебом единым” живет человек: он стремится иногда и посмотреть на звезды, приподняться над обыденностью, взглянуть на мир и на себя как бы со стороны, задуматься о смысле, о конечных целях происходящего. Каждый человек “немножко” философ, как и “немножко” поэт, “немножко” музыкант — что-то про себя сочиняет, что-то сам себе напевает. И если бы это было не так, не было бы ни стихов Пушкина, ни звуков Моцарта.
Человеку умственно, нравственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. “Мыслю, — следовательно, существую”, — говорит великий философ и ученый Декарт . Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими благами мира говорили многие философы.
Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным в нем является переживание времени, т. е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни — а это и есть философствование. Философия – это ответ человека на вызов судьбы, поставившей его – смертное, но единственное в мире мыслящее существо – в положение “один на один” с бесконечной, безразличной по отношению к нему вселенной. Философия есть стратегия свободной человеческой жизнедеятельности. Она обосновывает и оправдывает выбор — и личности, и общества в целом. Но такое общество должно быть открытым, демократическим.
Существует множество наук, которые изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной деятельности, история, социология и т.д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективную реальность. (Например, психология, психопатология и т.д.). Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность “живет” в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии – это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос – что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.
Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже
свою гордость в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований.
Я согласна с высказыванием автора и считаю, что философия не социальная, а персональная. Философия социально беззащитна, за ней не стоят никакие коллективы. Философ должен в своем разуме, а не в разуме других раскрыть истину, раскрыть сверхчеловеческое и божественное. Он познает не через коллектив.
Сфера “общего”, враждебного личному и индивидуальному, есть сфера объективированного, социализированного обыденного мира, который не есть мир подлинный, божественный и существующий. Мы увидим, что “общее” имеет прежде всего социальный источник и подлежит социологическому объяснению. В “общем” человек одинок, одинок и философ. Личная философия есть прорыв через мир “общего” к подлинному существованию. Конечно, не “общее” имел в виду Спиноза, когда в amor Dei intellectualis хотел выйти из одиночества и достигнуть блаженства. “Личная” философия всегда хочет выйти в познании из одиночества за пределы личности.
Н.А. Бердяев называл трагическим положением философа. Н.А. Бердяев писал: «Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон» . По его мнению, философ есть «существо всегда угрожаемое, не обеспеченное в своем самостоятельном существовании»
«Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ даже видит свое достоинство в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований. Философия не социальна, философия персональна. Религия и наука, столь разные по своей природе и столь часто враждующие, социально защищены, они выполняют социальный заказ, за ними стоят коллективы, готовые их защищать. Философия социально беззащитна, за ней не стоят никакие коллективы. Философа никто не станет защищать. Даже экономическое положение его самое беззащитное».
Здесь же Н.А. Бердяев признавал: «Академическая философия есть уже социальный феномен и может пользоваться социальной защитой» . В Академии философы становятся сплоченным коллективом, готовым не только защищать себя, но и притязать на государственную власть.
Таким образом, философы, создавая свой собственный коллектив, создают свою социальную среду, т.е. это противоречит первоначальному высказыванию автора.
Источник
ТОП 10:
Философия — общая теория мира и человека в нем. Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями.
Всеобщность — это признак, который выражает закономерную форму связи вещей, явлений и процессов, в составе целого. Отдельные науки исследуют специфически определенную систему закономерностей. Да, военная наука анализирует закономерности войн, способы их ведения, но не изучает, например, возникновение, развитие и решение противоречий, какие характерные и для природы, и для развития общества, и для человеческого познания. Эти закономерности исследуются философией.
В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.
Философия обладает всеобщностью и предельной абстрактностью; философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и её предельным основанием; обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем.
Аристотель подчеркивал, «что от философии не нужно ждать практической «пользы» т.е.
Решения частных, прикладных задач. Мы могли бы сказать так: философия – это не
Тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека, она есть
Взгляд в вечность.
Философия нужна такому обществу, в котором ценят свободу, в котором люди осознанно берут на себя груз ответственности за свой выбор, за свои решения. Я согласна с этим высказыванием. Философию можно считать “естественной склонностью души”. Так как “не хлебом единым” живет человек: он стремится иногда и посмотреть на звезды, приподняться над обыденностью, взглянуть на мир и на себя как бы со стороны, задуматься о смысле, о конечных целях происходящего. Каждый человек “немножко” философ, как и “немножко” поэт, “немножко” музыкант — что-то про себя сочиняет, что-то сам себе напевает. И если бы это было не так, не было бы ни стихов Пушкина, ни звуков Моцарта.
Человеку умственно, нравственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. “Мыслю, — следовательно, существую”, — говорит великий философ и ученый Декарт . Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими благами мира говорили многие философы.
Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным в нем является переживание времени, т. е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни — а это и есть философствование. Философия – это ответ человека на вызов судьбы, поставившей его – смертное, но единственное в мире мыслящее существо – в положение “один на один” с бесконечной, безразличной по отношению к нему вселенной. Философия есть стратегия свободной человеческой жизнедеятельности. Она обосновывает и оправдывает выбор — и личности, и общества в целом. Но такое общество должно быть открытым, демократическим.
Существует множество наук, которые изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной деятельности, история, социология и т.д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективную реальность. (Например, психология, психопатология и т.д.). Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии — это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос — что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.
Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже
свою гордость в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований.
Я согласна с высказыванием автора и считаю, что философия не социальная, а персональная. Философия социально беззащитна, за ней не стоят никакие коллективы. Философ должен в своем разуме, а не в разуме других раскрыть истину, раскрыть сверхчеловеческое и божественное. Он познает не через коллектив.
Сфера «общего», враждебного личному и индивидуальному, есть сфера объективированного, социализированного обыденного мира, который не есть мир подлинный, божественный и существующий. Мы увидим, что «общее» имеет прежде всего социальный источник и подлежит социологическому объяснению. В «общем» человек одинок, одинок и философ. Личная философия есть прорыв через мир «общего» к подлинному существованию. Конечно, не «общее» имел в виду Спиноза, когда в amor Dei intellectualis хотел выйти из одиночества и достигнуть блаженства. «Личная» философия всегда хочет выйти в познании из одиночества за пределы личности.
Н.А. Бердяев называл трагическим положением философа. Н.А. Бердяев писал: «Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон» . По его мнению, философ есть «существо всегда угрожаемое, не обеспеченное в своем самостоятельном существовании»
«Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ даже видит свое достоинство в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований. Философия не социальна, философия персональна. Религия и наука, столь разные по своей природе и столь часто враждующие, социально защищены, они выполняют социальный заказ, за ними стоят коллективы, готовые их защищать. Философия социально беззащитна, за ней не стоят никакие коллективы. Философа никто не станет защищать. Даже экономическое положение его самое беззащитное».
Здесь же Н.А. Бердяев признавал: «Академическая философия есть уже социальный феномен и может пользоваться социальной защитой» . В Академии философы становятся сплоченным коллективом, готовым не только защищать себя, но и притязать на государственную власть.
Таким образом, философы, создавая свой собственный коллектив, создают свою социальную среду, т.е. это противоречит первоначальному высказыванию автора.
Источник