Атлетическая гимнастика польза для здоровья
Гимнастика – это комплекс физических упражнений, которые улучшают физическую форму и укрепляют здоровье.
Гимнастика положительно влияет на работу сердца, формирует правильное дыхание, мышцы укрепляются, ускоряется обмен веществ. Упражнения помогают созданию правильной осанки. В результате занятий развивается гибкость, координация становится более четкой, организм привыкает к различным спортивным нагрузкам.
Поскольку существует возможность подбора индивидуальных упражнений, имеются методы воздействия на различные группы мышц избирательно, количество и сила нагрузок легко корректируются, гимнастикой можно заниматься людям самого различного возраста, с разным состоянием здоровья и физической подготовкой. Очень полезна ежедневная гимнастика.
В этом возрасте регулярные занятия положительно влияют на физическое развитие ребенка, а также улучшают психологическое состояние. Тренировка помогает детям сформировать правильные движения. Например, для грудных детей – это ползание, способность тянуться, садиться, поворачиваться, что в дальнейшем облегчит начало ходьбы. Дети старше года получают навыки прыжков, бега, что улучшает осанку, развивает координацию, стимулирует мозговую деятельность.
Комплекс упражнений обычно носит игровой характер и не должен чрезмерно утомлять ребенка.
Подростки подвержены утомляемости и стрессам. Причина этого – и большие нагрузки в школе, и перестройка организма. В школе большая часть занятий проходит, сидя в одном положении, что оказывает негативное влияние на мышечный тонус. Именно поэтому так важно в этом возрасте уделять время тренировкам. Занятия спортом помогают правильному развитию всех систем организма, усиливается циркуляция крови к мозгу, что повышает внимание, способствует лучшей успеваемости. Уровень стресса при этом снижается, поскольку регулярные упражнения снимают напряжение с нервной системы. А самый очевидный положительный фактор – это улучшение внешности, даже простые, но регулярные тренировки помогают сформировать красивую осанку, развивают силу, ловкость, формируют мышечный рельеф.
Активные люди в расцвете сил зачастую вынуждены большую часть дня проводить на работе в малоподвижном положении. Даже если человек уделят время спортивным тренировкам в нерабочее время, в период рабочего дня мышцы затекают от однообразной работы и редкой смены положения. Небольшие перерывы на гимнастику в течение дня значительно повысят производительность, снимут утомление. Упражнения улучшают кровообращение, активизируют мышцы, придают бодрость.
Известная поговорка гласит, что движение – это жизнь. Это самый основной фактор в пользу того, зачем пожилым людям нужна гимнастика. С возрастом физическая активность все больше снижается, сидячий образ жизни становится привычкой. Мышцы недополучают движения, уменьшается подвижность суставов, что приводит к развитию заболеваний. Небольшие спортивные нагрузки позволяют замедлить старение организма, поддерживать его функционирование в активном режиме, избежать проблем с сосудами, суставами, поддержать позвоночник за счет мышечного каркаса. А значит, как можно дольше поддерживать здоровье.
Гимнастика полезна для всех. При этом комплекс упражнений может быть любым. Спортивным людям можно ежедневно работать над определенными группами мышц для получения необходимого результата, усиления эффекта от более серьезных тренировок. Людям, мало уделяющим внимание спорту, достаточно нескольких упражнений на разные группы мышц. Тем, кто как можно дольше хочет сохранить молодость и здоровье, поддерживать свой организм в активном состоянии, обязательно нужно включить в привычку занятия гимнастикой.
Источник
“Влияние занятий гимнастикой на организм занимающихся и развитие их двигательных способностей”
Цель: формирование разносторонней развитой личности, способной активно использовать ценности гимнастики для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи:
– выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности;
– воспитание сознательное отношение к сохранению своего здоровья;
– сохранение и укрепления здоровья дошкольников.
Влияние занятий спортивно-оздоровительной гимнастикой на организм занимающихся.
Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, постоянное присутствие в окружающей среде агрессивных микроорганизмов ослабляют здоровье школьника. Вот почему так важно укреплять защитные силы организма всеми доступными способами – сбалансированным питанием, своевременным лечением различных недугов, профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности.
В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь школьника, физическая активность школьника резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием.
Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей школьника, ослаблению его скелетно-мышечного аппарата, изменениям в работе внутренних органов – изменениях, к сожалению, в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приводит к сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний. Вот почему столь важным оказывается влияние спорта на здоровье школьника. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность школьника к движению и нагрузкам.
Влияние движения на системы и органы.
Итак, спортивно-оздоровительная гимнастика влияет на здоровье школьника по следующим причинам:
1.Укрепляется опорно-двигательный аппарат: увеличивается объём и силовые показатели мускулов, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам. В процессе тренировок или при занятиях гимнастикой улучшается кислородное питание мышц, включаются в работу кровеносные капилляры, которые в покое не задействованы – больше того, образуются новые кровеносные сосуды. Под влиянием регулярных тренировок изменяется химический состав мышечных тканей: в них увеличивается содержание энергетических веществ, что приводит к интенсивным обменным процессам, синтезу протеинов и образованию новых мускульных клеток. Систематические занятия препятствует развитию таких заболеваний органов опоры и движения, как остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, артроз, атеросклероз, остеопороз.
2.Укрепляется и развивается нервная система. Это происходит за счёт увеличения ловкости, быстроты и улучшения координации движений. Занятия гимнастикой способствуют постоянному формированию новых условных рефлексов, которые закрепляются и складываются в последовательные ряды. Организм обретает способность приспосабливаться к более сложным нагрузкам и совершать упражнения более эффективным и экономным образом для достижения нужных результатов. Скорость нервных процессов увеличивается: мозг учится быстрее реагировать на раздражители и принимать верные решения.
3.Улучшается работа сердца и сосудов. Влияние гимнастики на организм школьника делает сердце и сосуды более выносливыми. Тренировки заставляют все органы работать в интенсивном режиме. Мышцы при нагрузках нуждаются в повышенном кровоснабжении, что заставляет сосуды и сердце перекачивать больший объём насыщенной кислородом крови за единицу времени. В покое сердце выталкивает в аорту примерно 5 л крови за одну минуту: при тренингах это количество увеличивается до 10 и 20 л. Сердце и сосуды у занимающегося гимнастикой школьника быстро привыкают к нагрузкам и так же быстро восстанавливаются после них.
4.Улучшается работа органов дыхания. При физических нагрузках ввиду увеличения потребности тканей и органов в кислороде, дыхание становится более глубоким и интенсивным. Количество воздуха, проходящего через органы дыхания за минуту, увеличивается с 8 л в состоянии покоя до 100 л при занятиях спортивно-оздоровительной гимнастикой. Увеличивается и жизненная ёмкость лёгких.
5.Повышаются иммунитет и улучшается состав крови. У регулярно тренирующихся школьников количество эритроцитов увеличивает с 5 млн в одном кубическом мм до 6 млн. Повышается также уровень лимфоцитов (белых телец крови), задача которых – нейтрализация вредоносных факторов, поступающих в организм. Это прямое доказательство того, что спорт укрепляет защитные силы – способность противостоять неблагоприятным условиям среды. Физически активные школьники болеют реже, и если подвергаются агрессии бактерий или вирусов, то справляются с нею гораздо быстрее.
6.Улучшается метаболизм. Тренированный организм лучше регулирует содержание сахара и прочих веществ в крови.
7.Меняется отношение к жизни. Физически активные школьники более жизнерадостны, менее подвержены резким сменам настроения, раздражительности, депрессиям и неврозам.
Развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста.
В ходе обучения движениям дети накапливают определенный двигательный опыт, что облегчает процесс овладения новыми, более сложными умениями и навыками. Развитие физических качеств – одна из важнейших задач, стоящих перед физическим воспитанием в младшем школьном возрасте. В наибольшей мере это касается быстроты и ловкости, так как обучение у младших школьников совпадает с периодом, наиболее благоприятным для интенсивного развития именно этих качеств. В развитии выносливости главной задачей является способствовать повышению аэробных возможностей организма детей и на этой основе обеспечить рост общей выносливости. Задачи в развитии силы связаны прежде всего с формированием осанки и укреплением отстающих в развитии мышечных групп. Гибкость у младших школьников следует поддерживать в оптимальных пределах с тем, чтобы ее показатели не снижались по мере естественного возрастного уменьшения эластичности тканей и увеличения мышечной массы.
Пробуждение интереса к спортивно-оздоровительной гимнастике – задача, которую следует решать уже в начальной школе, так как привычки, заложенные в детстве, весьма прочны. Стойкий интерес к физическим упражнениям у детей может быть вызван только тогда, когда занятия будут приносить им радость. Упражнения гимнастики призваны обогатить двигательный опыт детей и способствовать развитию физических качеств.
Элементы акробатики, упражнения в равновесии, разнообразные прыжки, упражнения в равновесии – далеко не полный перечень средств для развития силы, ловкости, быстроты и обучения умениям и навыкам, предусмотренным программой. Подвижные игры представляют собой очень важный раздел в ряду средств физического воспитания младших школьников. Подвижные игры должны способствовать закреплению и совершенствованию изученных упражнений или решать самостоятельные задачи по развитию физических качеств.
При воспитании скоростных качеств следует стремиться развивать у детей способность к высокому темпу движений, что сделать в старшем возрасте будет уже чрезвычайно трудно. Игровой и соревновательный методы как нельзя лучше способствуют решению этой задачи. Следует отдавать предпочтение целостным двигательным действиям и избегать узкоспециальных упражнений.
В развитии силы у младших школьников основным следует считать метод повторных усилий. Когда упражнение повторяется многократно (8–12 раз), то это способствует утолщению мышечных волокон и росту мышечной массы. Большое внимание необходимо уделить мышечным группам, которые формируют осанку. Здесь приемлемы и кратковременные статические упражнения.
Воспитание ловкости через увеличение запаса двигательных умений и навыков и путем приобретения способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой — процесс довольно продолжительный. В этой связи к развитию ловкости у детей следует приступать как можно раньше: желательно с приходом их в школу.
Воспитывать ловкость следует в подготовительной и в начале основной части урока. При выполнении сложных по координации упражнений сериями интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления. Из числа методических приемов, которыми пользуются для развития ловкости в процессе физического воспитания младших школьников, можно рекомендовать: а) применение необычных исходных и конечных положений при выполнении упражнений; б) «зеркальное» выполнение упражнений; в) выполнение упражнений в равновесии.
Воспитание гибкости у младших школьников, как правило, не составляет проблемы в связи с высокой степенью эластичности тканей, отсутствием мощной мускулатуры и другими факторами. Упражнения для развития гибкости следует применять после разогрева (разминки); они могут чередоваться с силовыми упражнениями, производиться на фоне утомления. Критерием достаточности этих упражнений служит ощущение боли в момент выполнения.
Выносливость у младших школьников развивается как в результате суммарного эффекта от нагрузок, связанных с воспитанием других качеств, так и в специально направленных занятиях. Поскольку воспитание выносливости сопряжено с выполнением упражнений на фоне наступившего утомления, то ими следует заниматься в конце тренировки после обучения новому материалу или после выполнения упражнений на быстроту и ловкость. Многократное, однообразное повторение упражнения с целью воспитания выносливости не привлекает младших школьников.
Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка.
Заключение
Гимнастика является эффективным средством гармонического развития личности школьников, их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности средствами физических упражнений. Оказывая существенное воздействие на функционирование различных систем организма человека, комплексы спортивно-оздоровительной гимнастики оказывают влияние на улучшение физического и эмоционального состояния занимающихся.
Сегодня приоритетным направлением обучения и развития младшего школьника должно стать физкультурно-оздоровительное, целью которого является повышение ресурсов здоровья и физическое совершенствование воспитанников. Прежде всего, это усиление работы оздоровительной направленности во время занятий гимнастикой.
Педагоги считают, что приобщение к физической культуре – это творческий процесс, поэтому во время выполнения циклических упражнений стимулируется творческая активность детей. На занятиях дети получают представления о разнообразном мире движений. Игровая форма занятий помогает преодолеть неуверенность в себе, застенчивость, робость, повышает самооценку, позволяет свободно раскрывать свои достоинства, возможности и способности.
Источник
Гимнастика – это многообразие различных упражнений, направленных на улучшение здоровья человека, повышение гибкости и пластичности тела, увеличения показателей силы и выносливости. Современные гимнастические направления и стили дают возможность заниматься любому человеку, независимо от его возраста и спортивной подготовки.
Общеразвивающие фитнес-упражнения в гимнастике
Наиболее распространенный вид гимнастики – общеразвивающий. Ее основное назначение заключается в развитии физического здоровья тела, повышении тонуса мышц и поддержании подтянутого внешнего вида. В ее основе используются несложные фитнес-упражнения, которые при правильной технике не могут причинить вреда здоровью, и оказывают легкое оздоровительное воздействие на организм.
Гимнастика рекомендована людям с болезнями сердца, сосудов или опорно-двигательной системы. Общеразвивающие упражнения способствуют укреплению здоровья и помогают в реабилитационных мероприятиях. Элементы гимнастики используют для утренней зарядки, которая помогает пробудить организм ото сна и обеспечивает заряд бодрости на день.
Легкая физическая нагрузка используется перед сложными тренировками в качестве разогревающей части. Она помогает подготовить системы организма к более сложным силовым нагрузкам, разрабатывает суставы и разогревает мышцы, ускоряет циркуляцию крови. Многие элементы используются в школьных программах для детей, позволяя поддерживать двигательную активность школьников.
Спортивная гимнастика как вариант физической нагрузки для взрослых
Многие фитнес-элементы спортивной гимнастики становятся популярными из-за их зрелищности – они как никакие другие эффектно демонстрируют способности тренированного человеческого тела. К спортивным вариантам причисляют такие виды, как акробатика и художественная гимнастика, так как их объединяют общие принципы. Но следует отметить, что каждый из этих вариантов имеет свои особенности:
- Спортивная гимнастика в мужском исполнении включает в себя упражнения на параллельных и разноуровневых брусьях, элементы на перекладине и гимнастических кольцах, занятия на коне и других спортивных конструкциях для прыжков. В женском варианте используют различные виды брусьев, бревен и снарядов для прыжков. Допустимо использование некоторых элементов из акробатики или художественного фитнес-направления.
- Акробатическая гимнастика предполагает исполнение сложных технических элементов, которые требуют тщательной подготовки спортсмена. В нее включаются фитнес-упражнения, требующие сохранения баланса и равновесия: различные виды стоек, шпагаты и растяжки, мостики. Упражнения, предполагающие повышенную физическую активность: кувырки, перекатывания, колесо, сальто. Кроме того, сюда включают бросковые упражнения и различные прыжки на батутах.
- Художественную гимнастику называют женским вариантом спорта, так как она требует изящных и грациозных движений, выполняемых в виде танца под легкую музыку. В реальности, это достаточно тяжелая физическая нагрузка, которая требует серьезной спортивной подготовки. В качестве дополнительного спортивного инвентаря используют мяч, гимнастический обруч, булаву или ленту. Также могут использоваться шарфы и скакалки.
Наиболее востребованным направлением среди взрослых женщин является художественная гимнастика, так как благодаря выполнению гимнастических упражнений можно развить природную гибкость и грацию, сделать движения более легкими и пластичными.
Польза занятий фитнесом для взрослых в стиле художественной гимнастики
Следует отдавать себе отчет в том, что занятия художественной гимнастикой во взрослом возрасте будут сильно ограничены в амплитуде движений, поэтому равняться на профессиональных спортсменов, посвятивших этому жизнь, не стоит. Выполнение фитнес-упражнений, взятых из арсенала художественной гимнастики, поможет улучшить работу двигательного аппарата, расширить физические возможности тела и усилить природную гибкость.
Регулярные физические нагрузки помогут развить чувство ритма и усилить женственность. Благодаря занятиям улучшится осанка, укрепятся мышцы тела, сделав фигуру более подтянутой и стройной.
Художественная гимнастика требует сосредоточенности и нацеленности на результат. Регулярное преодоление физических трудностей и рост силовых показателей помогут закалить характер и воспитать в себе настойчивость и сильную волю. Многие из элементов художественной гимнастики требуют крепких мышц, которые укрепляются систематичным выполнением силовых упражнений. Регулярная физическая активность способствует выработке серотонина, который улучшает самочувствие и обеспечивает радостное настроение.
Возможные недостатки упражнений
Помимо положительных моментов, занятия гимнастикой, как и любым другим видом фитнеса, могут нанести вред. Художественная гимнастика имеет большое количество противопоказаний к занятиям, а также ограничений и вероятностей причинения вреда здоровью. Перед тем, как записываться на занятия, рекомендуется ознакомиться со списком сопутствующих правил:
- Регулярное соблюдение диеты.
Занятия гимнастикой предполагают легкое тело и грациозность движений. Люди, имеющие избыточный вес, могут оказаться не в состоянии выполнить нужные движения в элементе, поэтому придется строго следить за своим рационом, соблюдая постоянные ограничения в еде. Надо категорически забыть о фаст-фуде, сладких и газированных напитках, жирной еде и выпечке.
- Постоянные тренировки.
Чтобы добиться успехов в художественной гимнастике, придется заниматься постоянно и систематично. Тем, кто рискнет попробовать себя в профессиональном спорте, следует понимать, что тренировки не ограничатся 2-3 занятиями в неделю.
- Заболевания спины.
Это частый спутник взрослых гимнастов, так как регулярное усиленное воздействие на позвоночник приводит к повреждениям позвонков. Кроме того, следует помнить о травмах: переломах позвонков, межпозвонковых грыжах и смещениях. Для тех, кто осваивает гимнастику с детства, это редко является проблемой, но для взрослых спортсменов – это распространенное явление.
- Растяжения.
Выполнение упражнений гимнастики нередко сталкивает спортсменов с проблемой растянутых или, что гораздо хуже, порвавшихся связок и мышц. Гибкость взрослого человека в разы хуже детской, поэтому на освоение многих элементов, требующих повышенной пластичности, затрачивается много времени, ведь начинать тренинги приходится с малой амплитуды.
Художественная гимнастика – это, безусловно, красивый и грациозный спорт, но, перед тем как осваивать его, взрослому человеку необходимо обдумать все последствия своего решения, чтобы в дальнейшем не разочароваться в своем выборе.
Источник