Беседа 22 к юношам о том как получать пользу из языческих сочинений

Но чему уподобив каждое из сих учений, можем составить себе их образ? Конечно, собственное превосходство дерева – изобиловать зрелыми плодами; но оно носит на себе и некоторое украшeниe – лиcты, колеблющиеся на ветвях: так и в душе истина есть преимущественный плод, но не лишено приятности и то, если облечена душа внешнею мудpocтию, как листьями, которые служат покровом плоду и производят не неприличный вид. Почему говорится, что и тот славный Моисей, котораго имя за мудрость у всех людей было весьма велико, сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию Сущаго. А подобно ему, и в позднейшия времена о премудром Данииле повествуется, что он в Вавилоне изучил халдейскую мудрость, и тогда уже коснулся Божественных уроков. Но достаточно говорено о том, что сии внешния науки небесполезны для душ; теперь следует сказать, в какой мере должно вам изучать их. Во-первых, у стихотворцев (начну с них), поелику они в сочинениях своих не одинаковы, не на всем по порядку надобно останавливаться умом, но, когда пересказывают вам деяния или изречения мужей добрых, надобно их любить, соревновать им и, как можно, стараться быть такими же. А когда доходит у них речь до людей злонравных, должно избегать подражания сему, так же затыкая уши, как Одиссей, по словам их, заградил слух от песней сирен. Ибо привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Посему со всяким охранением надобно оберегать душу, чтоб, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь худаго, как иные с медом глотают ядовитыя вещества. Поэтому не будем хвалить стихотворцев, когда злословят, насмехаются, представляют влюбленных и упивающихся, или когда ограничивают блаженство раздольным столом и разгульными песнями. Всего же менее будем внимать им, когда говорят что-нибудь о многих богах, и притом разномыслящих. У них брат в раздоре с братом, отец – с детьми, и у детей опять скрытная война с родителями. А прелюбодеяния богов их, любовныя похождения и явныя студодеяния, особенно же главы и правителя всех Дия, каким сами они называют его, как такия дела, которыя и о скотах без стыда не стал бы рассказывать иный, предоставим лицедеям. To же самое могу сказать и об историках, особенно, когда пишут они историю для развлечения слушателей. И ораторам не будем подражать в искусстве лгать. Ибо ни в судах, ни других делах не прилична ложь нам, избравшим прямый и истинный путь жизни, – нам, которым предписано законом даже и не судиться.

Читайте также:  Кукуруза польза и вред для собак

Напротив того займем лучше у них те места, где они восхваляли добродетель и порицали порок. Ибо как для других наслаждение цветами ограничивается благовонием и пестротою красок, a пчелы сбирают с них и мед: так и здесь, кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может из них запастись в душе некоторою пользою. Поэтому, во всем уподобляясь пчелам, должны вы изучать сии сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений, что нам свойственно и сродно с истиною, остальное будем проходить мимо. И как срывая цветы с розоваго куста, избегаем шипов, так и в сих сочинениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вреднаго.

Поэтому в самом начале нужно рассмотреть каждую из наук и приспособить се к цели, по дорической пословице: водя мелом по снурку. И поелику до нашей жизни надобно достигать с помощию добродетели, а в похвалу ей многое сказано стихотворцами, многое историками, и еще гораздо более мужами любoмудpыми: то на такия особенно сочинения должно обращать внимание. Ибо не малая польза, если души юношей освоиваются и свыкаются с добродетелию; потому что наставления такого рода, по нежности душ, напечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми. Ужели предположим, что Гезиод с другою какою мыслию, а не в поощрение юношей к добродетели, написал следующие, всеми повторяемые стихи? “Негладок и не приступен в начале, крут и с многим потом и трудом удобовосходим путь, ведущий к добродетели. Поэтому не всякий может вступить на него, по иричине крутизны, а вступив, не легко дойти до вершины. Но кто стал вверху, тот видит, что путь гладок и прекрасен, легок и удобен, и приятнее другаго пути, ведущаго к пороку, на который не долго вступить, по причине его близости”, как говорит тот же самый стихотворец. Ибо мне кажется, что написал он сие не с другим намерением, но поощряя нас к добродетели и всех убеждая быть добрыми, чтобы мы, разслабев для трудов, не отказались идти к цели. Так, если бы и другой кто восхвалял подобным образом добродетель, приимем его слова, как руководствующия нас к тому же.

Читайте также:  О пользе прогулок на лыжах

Источник

Перечень вопросов

1. Церковная письменность эпохи Вселенских Соборов. «Золотой век» святоотеческой письменности. Арианство в IV веке: краткий историко-концептуальный обзор. Свв. отцы-Каппадокийцы. Краткий обзор их жизни, деятельности и значения для Церкви.

10. Свт. Василий Великий. Жизнь, личность, произведения.

11. Учение о Святой Троице. Учение свт. Василия о Святом Духе.

12. Аномейство и полемика против него свт. Василия Великого.

13. Свт. Василий Великий о сотворении мира и критика заблуждений античной космологии. Критика астрологии.

14. Свт. Василий Великий о сотворении и устроении человека. Нравственно-аскетическое учение свт. Василия Великого.

15. Учение о посте.

16. Проблема зла.

17. Отношение к эллинской философии в «К юношам, о том как пользоваться языческими произведениями».

18. Экклезиология свт. Василия и отношение к Римской церкви.

19. Свт. Григорий Богослов. Жизнь, личность, произведения.

20. Учение о богословии и богопознании в 5 Словах о богословии.

21. Триадология и учение о Святом Духе.

22. Христология и полемика против христологических ересей.

23. Учение об Искуплении.

24. Учение о спасении и обожении.

25. Свт. Григорий Богослов как христианский поэт.

26. Экклезиология и критика недостатков церковной жизни.

27. Учение о священстве и пастырское богословие в 3 Слове.

ЦЕРКОВНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ПЕРИОДА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

Золотой век святоотеческой письменности. Арианство и борьба Церкви с ним. «Староникейцы» и «новоникейцы».

Лекция

1. Обзор церковной письменности периода Вселенских Соборов, ее тематики, направлений и групп авторов. Понятие о «золотом веке» святоотеческой письменности (IV – нач. V вв.) и его представителях на Востоке (свв. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст) и на Западе (свв. Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Иппонский, Иероним Стридонский).

2. Арианство IV века, его идейные предпосылки и положения. История арианства и его главные представители. Многообразие внутрицерковных догматических направлений (строгие никейцы, омии, омиусиане, аномеи).

3. Осуждение арианства на I и II Вселенских Соборах и православная догматическая позиция по отношению к затронутым арианами вопросам.

Свв. отцы-Каппадокийцы.

Лекция №1

1. Понятие о свв. отцах-Каппадокийцах, общности и различиях между ними.

2. Житие свт. Василия Великого и его усилия на преодоление арианской смуты в Церкви. Творения.

Читайте также:  Заваренная луковая шелуха польза и вред

3. Триадология св. Василия (троичная терминология и различение сущности и ипостасей в Боге в 38-м письме, полемика против аномейства в трактате «Против Евномия», православное учение о божестве Сына и Святого Духа в трактате «О Святом Духе», различение сущности и энергий в Боге в письмах 234 – 235).

4. Космология в «Беседах на Шестоднев» и антропология в «Беседах о сотворении человека по образу Божию».

5. Учение о происхождении зла.

План семинарского занятия № 1

Свт. Василий Великий.

1) Жизнь, личность, произведения свт. Василия Великого.

Письмо 38 Григорию брату

2) Употребление терминов «сущность» и «ипостась» применительно ко Святой Троице у т.н. «староникейцев».

3) Учение св. Василия об «общем» и «частном».

4) Человеческие аналогии – доказательства данного учения.

5) Свойства сущности Божией.

6) Ипостасные свойства Лиц Святой Троицы.

Правила нравственные.

1) Время написания, жанр и тематика данного произведения.

2) Учение о служении Богу и его условия:

А) покаяние

Б) чистота

В) исполнение воли Божией и должное намерение при этом

Г) Уподобление Богу и святым.

Д) Перенесение страданий и скорбей за Христа.

3) Любовь к Богу и ближним.

4) Вера в Бога и ее исповедание.

5) Суд Божий

6) Крещение, Евхавристия и молитва.

7) Учение о грехе вообще, лжи, празднословии и соблазне других.

8) Необходимость обращения к Св. Писанию в жизни христианина.

9) Священное Писание: что в нем запрещается и что одобряется? Различие Ветхого и Нового Заветов.

10) Милосердие.

11) Каким должен быть «предстоятель слова» Божиего? Различение учителей истинных от ложных.

12) Учение о христианских браке и семье.

13) Христианские принципы жизни государства и общества.

14) Итог: каким должен быть христианин?

План семинарского занятия № 2

Беседа 22. К юношам, о том как получать пользу из языческих сочинений.

1) К кому обращается св. Василий в данном произведении?

2) Почему вообще христианские юноши должны были пользоваться языческими произведениями?

3) В чем главная проблема для христианских юношей при изучении языческой литературы?

4) Практическая и мировоззренческая суть христианства по св. Василию в данном произведении. Понятие подвига.

5) Подготовительная функция языческих произведений.

6) Что брать христианину из языческих произведений и что оставлять, и каков критерий различения?

7) Добродетель и ее значение.

8) Отношение к телу.

План семинарского занятия № 3

Источник