Беседа для детей средней группы о пользе дневного сна
Светлана Понкратова
Конспект проведения беседы на тему: «Зачем человеку сон?»
Цель: расширять знания детей с ограниченными возможностями об организме и его функциях, формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Материал: тематические слайды «Сон и человек», памятка «Здоровый сон».
Ход:
– Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
– А как вы думаете, что такое сон?
– Сон – это состояние человека, при котором всё его тело отдыхает.
(рассказ воспитателя сопровождается показом тематических слайдов)
– Как вы думаете, зачем человек должен спать?
– Во время сна тело работает в спокойном замедленном ритме. Человек отдыхает и набирается сил.
– Сон позволяет мозгу развиваться, а телу расти.
– Глаза слипаются, мы зеваем, пришло время спокойно лечь, чтобы поспать.
-Мы не остаёмся в своей любимой позе всю ночь, а бессознательно ворочаемся.
– Маленьким детям нужно спать и днём и ночью, чтобы лучше расти и не болеть.
– А чтобы сон был крепким и спокойным, надо перед сном выпивать стакан тёплого молока. Ещё можно лечь в кровать со своей любимой мягкой игрушкой.
– Сколько же надо спать?
– В среднем взрослый человек должен спать 8 часов. Детям рекомендуется спать 9-10 часов. Свежий воздух, прогулки, спокойные игры, водные процедуры и чистая постель ускоряют наступление сна, увеличивают его продолжительность. Мешают спать плотный ужин перед сном, крепкий чай или кофе, шумные игры и поздний просмотр телепередач.
– Если вы мало спите, то ухудшается настроение, вы хуже работаете на занятиях.
– Ложиться спать лучше в одно и то же время. Перед сном нужно проветрить спальное помещение. Свежий воздух поможет быстрее заснуть, и сон будет крепким
– Очень часто многие дети не хотят отдыхать, пораньше ложиться спать. Так полезен и нужен сон? Так давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Внимательно послушайте одну историю. – Один мальчик,решил понаблюдать: что произойдёт, если он один вечер ляжет спать вовремя, а в другой вечер ляжет поздно. Свои наблюдения он записывал в личный дневник. Вот его записи. 1 день. Вечером лёг спать в 9 часов. Утром проснулся в 7 часов, сделал зарядку и с хорошим настроением пошёл в школу. На уроках активно работал. 2 день. Смотрел фильм по телевизору, который закончился в 11 часов вечера. Сразу заснуть не удалось. Утром не хотел просыпаться и идти в школу, болела голова, было плохое настроение. На уроках хотелось спать. Слипались глаза. 3 день. Сегодня решил спать лечь вовремя, то есть в 9 часов вечера. Утром проснулся бодрым, весёлым и отправился в школу. На уроках было очень интересно.
– Ребята, как вы считаете, почему такое могло произойти? Зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя? (дети высказывают своё мнение, доказывают)
– А после, какой детской передачи вы обычно ложитесь спать? («Спокойной ночи, малыши!»)
– Назовите имена главных героев этой передачи.
– Главные герои это – Хрюша, Филя, Степашка, Каркуша (демонстрация слайдов).
– Какие слова говорят, когда человек ложится спать? (Спокойной ночи, приятных снов)
«Спать ложатся все:
И бычок, и хомячок, и светлячок.
Спать ложатся пятачки
Прячут хвостики – крючки
И не жалко добрых слов
Всем сказать: «Приятных снов». Е. Еремеев.
Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Это пальчик уж заснул.
«Тише, пальчик не шуми,
Братиков не разбуди».
Встали пальчики – «Ура!»
В школу им идти пора!
-Когда мы спим, нам иногда снятся сны. Однако мы не всегда вспоминаем свои сновидения!
-Бывают сны добрые, хорошие и нам не хочется просыпаться. (демонстрация слайда)
-А бывают страшные сны, в которых отражаются неприятности и страхи, пережитые в настоящей жизни. (демонстрация слайда) – Когда человек спит, то видит сны. Некоторые люди спят так крепко, что на утро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать свои сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений – сонники. (демонстрация слайда) Например,если во сне увидел:
• Огоньки – к встрече с друзьями.
• Пожар – к радости.
• Собаку – к дружбе
• Число 7 – к счастью.
• Мочалку – к ссоре.
• Речка – разговор
• Мясо – болезнь
• Змея – неприятность
• Кровь – жди родственников
– Итак, подошла к концу наша беседа. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить веселей и жить будет легче. – Ребята, сегодня мне хочется похвалить вас всех. Вы хорошо работали! Спасибо!
Источник
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Консультация для родителей
«О пользе дневного сна!»
Подготовила:
воспитатель Хасанова И.В.
Сон – это здоровье!
«Спать или не спать днем?»- этот вопрос становится главным в каждой семье, где есть 3 -7 -летний ребенок. Днем дети совершенно не желают спать, и многие родители идут у них на поводу. Правильно ли это?
Что такое сон?
Сон – сложное и активное состояние организма. Вот некоторые аспекты физиологии нормального сна, важные для понимания его структуры. Исследование электроэнцефалограммы мозга спящего малыша показали, что даже у младенца движение нервных импульсов по отросткам нейронов мозга идет почти так же активно, как и у взрослого. Чем старше ребенок, тем большую массу информации он получает ежедневно, которую его мозг должен переработать и разложить по «полочкам», подключая память. Мозг малыша работает во сне и наяву, не зная покоя и отдыха, поэтому помимо ночного сна, дневной не только полезен, но и необходим ребенку. Дети, спящие днем, ведут себя активнее, по интеллектуальному уровню они зачастую опережают сверстников, легче запоминают и усваивают новую информацию. Как правило, они выше и крупнее ровесников. И ночью они спят крепче тех, кто отказывается от «тихого часа». Во время сна наш мозг вырабатывает специальный защитный белок, помогающий организму адаптироваться к повышенным нагрузкам, в том числе и экологическим.
Биоритмы дневного сна
Биоритмы сна и бодрствования – главные в нашем организме. По ним природа выверяет все другие – от многолетних циклов до микро ритмов, действующих на уровне клетки и занимающих буквально доли секунды. Освободив ребенка от дневного сна, вы создадите почву для рассогласования биоритмов – десинхроноза. Следствием этого чаще становятся повышенная возбудимость и быстрое утомление ребенка, задержка его нервно-психического и физического развития.
Укладывать ребенка необходимо в одно и то же время, в привычной для него обстановке. Подготовка ко сну должна быть стереотипна. Необходимо помнить, что детям дошкольного возраста нужно определенное время на засыпание. И если ребенок провалялся с книжкой или игрушкой в кровати и не уснул, не спешите отменять дневной сон. Полчаса и даже час – нормальное время для засыпания 3 – летнего малыша. В 4-7 лет это время немного сокращается. Ребенку, который неважно себя чувствует, требуется больше времени, чтобы отойти ко сну. Некоторые дети не желают спать днем, потому что не хотят быть «как маленькие». Лучший способ убедить строптивца послушаться – прилечь вместе с ним в одной комнате. Нет правил без исключений – раз в месяц, если на то есть веские причины, малыш может и не поспать днем. Не стоит отменять долгожданный поход в зоопарк только потому, что это собьет ребенку привычный график. Изредка, отступая от режима, мы тренируем биоритмы. Организму нечастые встряски даже на пользу – что-то вроде исключений, подтверждающих правила.
Сон в жизни человека:
– обеспечивает отдых организма;
– играет важную роль в процессе метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон восстанавливает пластичность нейронов и обогащает их кислородом;
– способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий;
– обеспечивает приспособление организма к изменению освещенности (день-ночь);
– восстанавливает иммунитет, активизируя Т- лимфоциты, борющиеся с простудными и вирусными заболеваниями.
Рекомендации, способствующие здоровому сну:
– принимать пищу надо не менее чем за 2-4 часа до сна (нужно иметь ввиду, что белковая пища дает заряд бодрости, заряжает энергией, обладает стимулирующим действием; богатая углеводами еда, наоборот, расслабляюще действует на организм, снимает нервное напряжение, стресс и вызывает сонливость);
– нельзя употреблять перед сном напитки, способствующие повышению тонуса (газированные напитки, кофе, крепкий чай);
– следует гулять перед сном на свежем воздухе за 2-3 часа;
– сократить пребывание за компьютером или экраном телевизора перед сном;
– перед сном обязательно проветрить спальню, выключить яркий свет;
– правильно подобранные матрас и подушка сделают сон комфортным, помогут сохранить здоровье на долгие годы.
Нужен ли детям дневной сон?
Результаты исследования показали, что дети в возрасте 4-5 лет, которых родители не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие спать 1-2 часа в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен в качестве передышки для организма энергичного ребенка.
Дневной сон – чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Большое значение для режима ребенка имеют и время, и продолжительность дневного сна. Слишком поздний или долгий дневной сон способен доставить вам хлопоты, когда придется укладывать ребенка вечером.
Часто получается, что посещающие детский сад дошколята в выходные дни отдыхают от режима, а «домашние» и подавно отказываются от дневного сна. Родителям так даже удобнее: не надо тратить времени и сил на бесконечные уговоры и укладывания. Педиатры и детские невропатологи настоятельно рекомендуют детям до 7 лет отдыхать по 1-2 часа днем. Ведь лишь к 7 годам детский организм перестраивается на монофазный (только ночной) сон. Однако, если ребенок старше 7 лет плохо спал ночью, переутомился на занятиях в школе, подхватил простуду или почувствовал легкое недомогание, надо постараться уложить его днем отдохнуть – так силы восстановятся быстрее.
Дневной сон принципиально важен для каждого, даже отвыкшего от него дошкольника. Во-первых, чтобы быть здоровым. Во-вторых, чтобы ребенок лучше усваивал новые знания. В-третьих, чтобы лучше спать ночью. В-четвертых, чтобы сгладить воздействие на организм ребенка неблагоприятного состояния окружающей среды и прочих издержек городской жизни. Доводов «за» дневной сон вполне достаточно.
Продолжительность и время сна зависят от индивидуальности человека. Каждому из нас присущи свои личностные особенности, черты характера и темперамент. Все эти особенности сказываются на всех сторонах жизни, в том числе и на продолжительность сна и бодрствования. При анализе темперамента детские психологи выделяют три основных типа детей – покладистые, трудные и медлительные.
У покладистого ребенка есть постоянный распорядок сна и бодрствования. Время и продолжительность как дневного, так и ночного сна остаются неизменными изо дня в день. Уложенный в кровать, он постепенно погружается в сон, подолгу и крепко спит.
Трудные дети отличаются склонностью к негативному настроению и замыканию в себе, неупорядоченностью режима, интенсивностью реакций, высоким уровнем активности. Для установления режима таким детям требуется помощь окружающих. Им требуется больше времени, чтобы уснуть, но при наличии внешних стимулов этот переход совершается легче. Однако при этом нужно помнить, что, поскольку ребенок привыкает к подобной помощи, впоследствии ему потребуется больше времени, чтобы научиться засыпать самостоятельно. Трудный ребенок спит на 2 часа меньше ночью и на час – днем. У таких детей отмечается преобладание быстрого сна, в большей степени зависящего от внешних раздражителей. Поэтому у них чаще наблюдаются периоды пробуждения и беспокойства.
У детей с медлительным темпераментом обычно отмечается низкий уровень активности и склонность замыкаться в себе при возникновении непривычной ситуации. Они с трудом адаптируются к новой обстановке и во время адаптации им необходима дополнительная поддержка взрослых (например, в период привыкания к новой кровати). Темперамент достается малышу от природы и не зависит от внимания к нему родителей. Это особенно полезно знать родителям, склонным к стрессам и угрызениям совести по поводу неадекватного, с их точки зрения, поведения ребенка.
Так как привычки в отношении сна формируются быстро, и ребенок может очень скоро привыкнуть спать только в «идеальных» условиях, что значительно усложнит существование семьи и в дальнейшем пребывание его в дошкольном учреждении, незачем ходить на цыпочках, отключать телефон или запрещать старшим детям играть поблизости. Не стоит также сильно затенять комнату, когда малыш спит днем.
Около трети жизни мы проводим во сне, поэтому важно сохранить его естественный природный ритм. И родителям следует помнить, что даже если дети устали и у них слипаются глаза, они могут упорно этому сопротивляться, боясь пропустить что-нибудь интересное. Прежде чем уложить ребенка спать, уделите ему немного времени и сделайте так, чтобы вам никто не мешал. Это поможет малышу полнее ощутить вашу любовь и заботу. Ваш ребенок с нетерпением ждет момента, когда он сможет провести несколько счастливых минут, получая от вас теплоту и внимание. Для взрослых это тоже будут приятные и радостные минуты, когда можно посекретничать и выразить свои чувства.
Используемая литература:
- Авторская переработка исходного материала: Параничева Т.М. Научно-практический журнал «Медработник ДОУ» № 2, 2010 г.
Источник
Людмила Кирюхова
Беседа «Сон-лучшее лекарство»
Цели мероприятия:
-Учиться быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, выяснить значение сна в жизни человека, вспомнить правила подготовки ко сну;
Познакомить с профессиями людей, занятых ночью и их важностью для людей,
с особенностями жизни ночных животных.
-Расширять кругозор и словарный запас, понимание необходимости соблюдения режима дня.
– Воспитывать мотивацию на здоровый образ жизни, уважение к людям ночных профессий.
Оборудование:
Плакаты: «Правила здорового сна», «Режим дня школьника», пословицы о сне;
Фонограммы колыбельных песен «Спят усталые игрушки», «Спи, моя радость, усни»;
Ход занятия :
I. Вступительное слово.
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о сне. Не удивляйтесь! Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил.
Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее».В одном из стихотворений русского поэта Федора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи…» Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук». Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем заменить нельзя, он ничем не компенсируется.
II. Загадки о сне.
Народ составил много загадок о сне. Вот некоторые из них, давайте почитаем их вместе.
(слайд № 3)
Загадки
1. Что слаще сладкого?
2. Вроде нету, вроде есть, слаще мёда, а не съесть?
3. Что слаще мёда и сильнее льва?
4. На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его.
5. Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдёт.
6. Что можно увидеть с закрытыми глазами?
III. Что такое сон?
Подумайте и ответьте: что же такое сон? Как вы понимаете?
А теперь прочитаем определение в толковом словаре:
(слайд № 4)
СОН
1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. (Здоровый сон. Спать крепким сном. Погрузиться в сон.)
2. То, что снится, грезится спящему человеку, сновидение. (Снятся сны. Видеть сон. Приснился страшный сон.)
IV. Правила здорового сна.
Еще с древних времен люди задумывались над этим вопросом. Но, как ни странно, даже в настоящее время ученые не могут дать точного определения сну.Зато каждый из вас знает: если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведенного дня устают не только мышцы,но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать. Вспомните, как трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда вы очень устали. Порой вы можете, сами того не желая, задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что ваш мозг утомился и хочет отдохнуть. Когда вы спите, отдыхают также и ваши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорится, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек регулярно недосыпает. Например, дети, когда не выспятся, становятся капризными и раздражительными. Кроме того, в школе они гораздо хуже, чем могли бы, отвечают на вопросы учителя и выполняют задания.От недосыпания даже желудок начинает плохо работать: уставший ребенок теряет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.
Некоторые мальчики и девочки начинают спорить и капризничать, когда родители велят им идти спать. Это очень глупо. И вы теперь знаете, почему? Когда вас отправляют спать, не надо воспринимать это как наказание. Напротив, мамы и папы очень вас любят и охотно посидели бы с вами подольше. Но родители знают, что ребенку надо много спать и отдыхать, чтобы он рос здоро-вым. Поэтому они и следят, чтобы вы ложились вовремя в постель. А еще родители знают, что дети, которые мало спят, чаще простужаются и болеют. А все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок рос сильным и крепким.
Правила здорового сна
Учитель. Ученые, изучающие влияние сна на здоровье человека, разработали девять правил, которых следует придерживаться. (Читает и комментирует правила.)
(слайд № 5)
Правило первое. Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время. А время подъема и время сна у нас записано в «Режиме дня». Давайте на модели часов покажем, в котором часу вы должны вечером ложиться спать. Теперь покажем время подъема утром. Высчитаем, сколько времени вы должны спать. (Дети выполняют задания.) Ученые и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 10 лет- не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.
(слайд № 6)
Правило второе. Перед сном надо совершить прогулку, принять теплый душ. Если нет душа – умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.
(слайд № 7)
Правило третье. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. Все это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему, бедняжке, заснуть,если его переполняют страшные картины: стрельба, убийства, визг тормозов, вой сирен.
(слайд № 8)
Правило четвертое. Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за один-два часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придется изо всех сил трудиться, переваривая то, что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок довольно трудно. Ребята, покажите на модели часов время ужина. (Дети выполняют задание.)
(слайд № 9)
Правило пятое. Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете, Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.
(слайд № 10)
Правило шестое. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне – 20°С.
(слайд № 11)
Правило седьмое. Спать на ровной постели.Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.
Правило восьмое. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.
(слайд № 12)
Правило девятое. Не принимать снотворного. Систематический прием снотворного со временем поражает нервную систему.
V. Колыбельные
Учитель.
Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям и другим членам семьи, когда идете спать? А что слышите в ответ? Что означают эти слова?
(Ответы детей: «Спокойной ночи!», «Доброго сна!» и другие.)
Когда вы были маленькими, а возможно и сейчас, мамы и бабушки пели вам песенки перед сном. Как называются эти песенки? (Колыбельные.) Как их поют? Почему? (Тихо, спокойно, задушевно, протяжно, чтобы песенки успокоили ребенка и глазки сами собой закрывались.)
А сейчас мы послушаем колыбельные мелодии.
(Прослушивание фонограмм)
VI. Беседа «Кто ночью не спит?»
А ведь не всем людям удаётся увидеть сны. Есть люди, которые ночью не спят, а работают. Кто они?
1. У этой машины
Особенный цвет:
Как будто халат белоснежный Надет.
Эта машина
И ночью не спит,
Эта машина к больному спешит.
2. Дым увидел – не зевай,
Нас скорее вызывай.
При пожаре не сидим, Набираем.
3. Посмотри,силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
– Операторы, пекари. Работа этих людей трудна, но в то же время необходима для всех нас.
VII. Игра «Собери пословицу»
Учитель. А теперь проверим, как вы усвоили материал. Попробуйте собрать пословицы.
Учащиеся читают пословицы и поговорки, пытаются объяснить их смысл.
1. Сон – лучшее лекарство.
2. Выспишься – помолодеешь.
3. Сон лучше всякого богатства.
4. Подушка – лучшая подружка.
5. Нет такого силача, которого сон не поборет.
6. Силен слон, да посильнее его сон.
7. После обеда полежи, после ужина походи.
8. Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
Учитель. Какой можем сделать вывод? (Ответы детей.)
(слайд № 13)
Сон необходим человеку, ничем его заменить нельзя!
VII. «Из мира животных»
Сон нужен не только детям и взрослым, но и всем зверям, рыбам, птицам.
(слайд № 14)
Некоторые животные, например, медведи или сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спячкой. Во время долгих месяцев зимней спячки медведи и сурки накапливают энергию для активной жизни, которая начнется у них с приходом весны. Многие считают, что белки тоже впадают в зимнюю спячку. Они и в самом деле спят зимой гораздо больше, чем в другое время года, но спячкой это все же назвать нельзя.
– Многие животные спят в весьма причудливых позах.
(слайд № 15)
Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят вниз головой, уцепившись за ветку или выступ скалы.
(слайд № 16)
-Львы, панды и медведи любят спать на спине. Лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает их под голову, а у мишек они болтаются как попало.
(слайд № 17)
Похожие на белочек сони во время зимовки тоже спят на спине, прикрыв при этом животик своим пушистым хвостиком, словно одеялом, и сложив ушки (видимо, чтобы не надуло). На спине спят и морские выдры – каланы. Но не на земле, а лежа на воде. При этом они обматывают свое тело длинными водорослями, чтобы во время сна течение не унесло их в открытый океан.
(слайд № 18)
Слоны спят стоя или лежа на животе, упираясь бивнями в землю. Самцы козерогов спят, закинув голову назад. Эта поза позволяет им опереться своими огромными рогами о землю и хоть на время сна избавиться от постоянного бремени.
Большинство птиц спит, сидя на ветке.
(слайд № 19)
Фламинго и некоторые другие птицы спят, стоя на одной ноге, засунув голову под крыло, а страусы – сидя, распластав по земле вытянутую вперед шею.
Некоторые рыбы спят, лежа на дне или на «матрасе» из водорослей.
•Загадки про ночных животных:
А теперь отгадайте загадки и узнайте, какие животные ночью не спят.
Всю ночь летает
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
Что вы о ней знаете?
У совы большая круглая голова и небольшой как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц.
Смотрит сова пристально, не мигая. Наверное, за её большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.
У совы отличное зрение. В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку.
Днём сова тоже видит, но охотится только ночью.
Сова летает бесшумно. У неё замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши.
Совы очень любят купаться под мелким тёплым дождём.
Гнездо сова не строит. Если найдёт чьё-то готовое, подправит немного и займёт его. В её гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуху.
Совята появляются не все сразу, а друг за другом. Когда появятся первые птенцы, сова улетает на охоту, а пока её нет, остальные яйца согревают старшие братья.
В гнезде совята сидят тесно прижавшись друг к другу.
Едва оперившись, птенцы вылезают из гнезда. Летать и охотиться они ещё не могут, но в гнездо больше не возвращаются. Бегают неподалёку, писком сообщают родителям о себе и ждут корма.
Мудрейшая птица на свете – сова.
Всё слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит,
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
А это кто?
Днём спит
Вниз головой висит,
Ночью летает,
Птицу на лету добывает. (Летучая мышь.)
Летучая мышь – это зверёк, который умеет летать и бегать по земле. Летать он даже больше любит, и пищу себе добывает на лету.
Как только стемнеет, летучие мыши просыпаются и вылетают на охоту за ночными насекомыми – мотыльками, майскими жуками, комарами.
Зрение у летучих мышей плохое, зато у них очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые люди могут услышать только с помощью специальных приборов. Такие звуки называются ультразвуками.
Днём летучие мыши спят на чердаках и деревьях, повиснув вниз головой и прикрывшись крыльями как плащом.
Летучие мыши рождаются слепыми и беспомощными. Первые два месяца малютки живут, крепко вцепившись в мать и ни на секунду не отрываются от неё: ночью летят вместе с ней на охоту, а днём спят укрытые материнским крылом – плащом.
Врагов у летучих мышей немного: ночью их могут схватить совы или хищные птицы.
Зимовать эти зверьки улетают в тёплые края, как птицы. Плотно прижавшись друг к другу, они спят в пещере, зацепившись лапками за стены и выступы, повиснув вниз головой.
А ещё ночью не спит.
Целый день он спать не прочь,
Но едва настанет ночь,
Запоёт его смычок
Музыканта звать. (Сверчок.)
То погаснет,
То зажжётся
Ночью в роще огонёк
Угадай, как он зовётся?
Ну, конечно. (Светлячок.)
VIII.Сонники и сновидения
Учитель. Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Как видите,сон нужен всем: и людям, и животным. И на протяжении всего времени, пока мы спим, мы видим сны. Некоторые люди спят так крепко, что наутро, проснувшись, все забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений – сонники. (Обращает внимание детей на книжную выставку, на которой представлены и сонники.) И если вам интересно, вспомните свой сон, а мы в книге найдем ему объяснение. (По желанию дети рассказывают свои сны.)
А знаете, откуда стало известно, что мы, когда спим, постоянно видим сны? Врачам удалось это выяснить с помощью прибора, который называется электроэнцефалограф. Это прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество маленьких проводков – электродов (человеку при этом ничуть не больно). Другим концом каждый проводочек соединен с устройством, которое принимает сигналы мозга. Рассматривая запись этих сигналов, врач может определить, когда мозг активно работает, когда бездействует. Таким образом, было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает.
Видят сны не только люди. Вы можете привести примеры, доказывающие, что и животные тоже видят сны? (Дети делятся своими наблюдениями за кошками и собаками.) Если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дергает во сне лапой,издает звуки: мяукает или поскуливает. Это означает, что животному снится сон и его мозг во сне продолжает работать.
XI. Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты!
Учитель. Хотите узнать о том, о чем не знает почти никто? Если вы думаете, что ваш характер, весельчак вы или молчун, добрый вы или злой, можно определить только по вашему поведению в школе или дома, то вы глубоко ошибаетесь! Это очень легко и просто – определить ваши достоинства и недостатки, зная лишь то, как вы спите. Не верите? Тогда предлагаю проверить на себе, а потом на своих родных, друзьях, знакомых.
Людям, которые любят спать калачиком, то есть, свернувшись, как кошечка, хочется, чтобы их опекал кто-то, кто сильнее их. Эти люди способны сделать что-то хорошее, доброе, но вместе с тем они склонны и к проступкам. А вот отвечать за свои поступки они побаиваются. Ведь их поступками руководит только личное настроение, они не думают о последствиях.
Люди, которые любят спать на боку, слегка поджав колени, спокойные и послушные. Они никогда не будут вам лишний раз возражать, спорить с вами. Одним словом, ссориться они не любят.Такие люди легко приспосабливаются к разным условиям: им одинаково удобно спать и на мягкой перине и на металлической кровати, есть жареную утку или только картофель. Правда, они не очень смелы и решительны, зато находчивы, хотя и не выставляют себя напоказ, а стараются быть «такими как все».
Люди, которые спят на спине, заложив при этом руки за голову, отличаются веселым нравом. И хотя они прекрасно знают о своих недостатках, тем не менее, не спешат исправлять их, Правда, и других людей они воспринимают такими, какие они есть. С такими людьми очень легко общаться и дружить, ведь с ними почти невозможно поссориться.
Теперь, дорогие друзья, расспросив, кто как спит, вы будете иметь определенное представление о том человеке, мальчике или девочке, с которым вы уже подружились или только собираетесь это сделать.
X. Подведение итогов
(слайд № 20)
Вопросы для итоговой беседы:
1. Каково же значение сна для детского организма?
2. Какие правила здорового сна вы запомнили?
3. Что интересного о сне узнали на уроке?
4.Объясните значения этих слов и выражений: сон, бессонная ночь, бессонница, сонник, сновидения, недосыпание, электроэнцефалограф.
Учитель. Когда мы спим, наши органы продолжают работать. Мы дышим, и легкие снабжают кислородом усталые ткани нашего организма. Наши мышцы, в том числе и сердечная мышца (сердце, отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тканям поступают питательные вещества, накопленные в печени и других органах. Вот почему после ночного сна, если он, конечно, полноценен, мы встаем полные сил и готовы активно приняться за дела.
Источник