Беседа для родителей дошкольников о пользе чтения
Беседа «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»
Здравствуйте, уважаемые воспитатели! Я очень рада встречи с вами. Каждого ребёнка можно осчастливить читающим детством, чтобы оно было умным, содержательным, весёлым и гарантировало каждодневную потребность в общении с книгой на всю жизнь. Ведь дошкольник ещё не читатель, а только слушатель книг, и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям.
Цитатой к своему выступлению я взяла слова «Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются», и привычка эта должна появиться у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми – родители, воспитатели, библиотекари.
Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми. Достичь этого можно, читая детям вслух.
Чтение вслух детям
Помогает установить контакт между детьми и взрослыми;
Обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;
Учит видеть красоту и понимать прекрасное;
Обогащает словарный запас, развивает память и воображение;
Учит думать, концентрирует внимание;
Способствует развитию самоуважения;
Расширяет знания;
Облегчает процесс учебы, улучшает успеваемость в школе;
Помогает воспитанию моральных ценностей;
Отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;
Нейтрализует негативное влияние массовой культуры;
Нацеливает на получение новых знаний.
Читайте ребенку ежедневно не менее 20 минут!
Чтение малышам вслух стимулирует их умственное развитие;
Чтение вслух помогает детям познать мир и себя самих;
Совместное чтение с подростками помогает справиться с проблемами подросткового периода.
Теоретически все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению и любовь к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Читалочки» Валентина Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Семейное чтение – это не только чтение для детей и с детьми, но и сам круг чтения, составленный из произведений классических, любимых несколькими поколениями читателей, проверенных временем.
С художественным словом дети встречаются почти с самых первых дней жизни. Семейное чтение обычно начинается с живого общения с маленькими детьми. Забавляя малыша, родители вспоминают песенки и потешки, которые сохранились в их памяти с детства. Знакомство ребенка с литературой начинается с фольклора. Сначала песенки (в том числе колыбельные), потешки, потом сказки. Произведения устного народного творчества по-прежнему, как и много веков назад, передаются из уст в уста.
Первые стихи и сказки должны РАССКАЗЫВАТЬСЯ. Незаменимым окажется сборник «Ладушки» – классическое собрание фольклора для детей. Сила, меткость и емкость народного слова поможет малышу освоить родную речь, научиться говорить, двигаясь от звука к слову, от слова к фразе. Ребенок делает первые шаги на пути к пониманию красоты родного языка. В 2-х летнем возрасте дети слышат и первые сказки «Курочка- ряба», «Репка», «Теремок» и др. Постепенно от рассказывания нужно переходить к чтению. Книга становится постоянным спутником: ее рассматривают, читают вслух, по ней и учатся читать. Происходит это, конечно в семье.
Когда ребенок освоил буквы (3-4 года) – он пытается читать сам. Есть дети, которые сосредоточены на слове, есть и те, которые любят рассматривать картинки. Важно, чтобы книга стала для маленького читателя произведением искусства, т.е., чтобы воспринималась как единство текста и иллюстраций. С самых первых книг, рассматривая картинки вместе с ребенком, родители должны задавать ему простые вопросы, вроде: «Кто здесь нарисован?», «Что герои делают?», «Во что одеты герои?» и т.д. Это будет первым шагом к последующим обсуждениям книг, к пробуждению эмоционального отношения к прочитанному.
Возраст от 2-х до 5-ти лет – это период словотворчества. Пафосом этого возраста является удивление, которое возникает у ребенка, познающего мир. Ребенок, хоть еще и маленький, но нуждается в большом списке литературы для чтения. Сказки и стихи занимают в этом возрасте ведущее место.
Для детей от 3-х до 5-ти лет в наш список включены следующие книги:
Каждая из этих книг – классика, и в особом представлении не нуждается.
Но все-таки обратите внимание на книжку Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашково». Сказка, как и все творчество этого автора, отличается тонким лиризмом, подчеркнуто бережным отношением к маленькому существу, порой совершенно беззащитному. Добросердечие и душевную красоту надо постараться в детях воспитать и сохранить, а взрослым возродить в себе.
С 3-х лет можно читать короткие рассказы Н. Носова. Они состоят из простых предложений, обладают своеобразной ритмичностью и прекрасно запоминаются. Многие дети выучивают их наизусть. Носов остается среди любимых писателей и в старшем дошкольном, и в младшем школьном возрасте. Один из самых выдающихся юмористов в отечественной детской литературе.
Отдельные книги Бориса Заходера также можно порекомендовать самым маленьким читателям. Его забавные стихи, дают первое представление о сравнениях.
Большинство книг – книги веселые. Юмор – одно из непременных условий общения с детьми этого возраста! Но и с юмором, как и со всем остальным, не следует перегибать палку. Всему должно быть время и место.
Выбор книги для чтения зависит от времени суток и от времени года, от погоды, от настроения и самочувствия ребенка. Очень часто книга, что называется «не идет» только потому, что выбрано неудачное время, или место, или состояние.
Нельзя читать детям на ночь страшные сказки, к которым относится, например, «Колобок».
При чтении отмечайте, в каких местах ребенок смеялся, а где ему, может быть, было скучно (возможно потому, что кое-чего он не понял). Читать надо выразительно, подчеркивая важные слова, думая о том, что вы читаете, проникая в текст.
Брошюры составляют первую библиотечку начинающего читателя. Более тонкие книжки удобны для рассматривания, легкие, подходящего формата в них легко перелистывать страницы и находить любимые стихи или любимые картинки.
Когда ребенок прочитал тонкую книжку, он получает удовольствие еще и от эффекта законченного действия, он гордится собой: как же, ведь он прочитал целую книгу!
Читатели в возрасте от 5-ти до 7-ми лет – гораздо более активны. Дети помладше целиком подчинялись воле родителей, которые выбирали и книги, и время для их чтения. Теперь сами дети, уже научившиеся читать, могут выбрать в домашней библиотеке то, что им нравится. Но расширение круга чтения остается обязанностью родителей.
В этом возрасте дети наиболее активные слушатели. Вместо «расскажи сказку» они уже чаще просят: «почитай книжку». Книги становятся более сложными.
Никогда не читайте детям того, что вы не прочли сами или того, что вам не нравится!
В списке представлено разнообразие детской литературы, каждый автор – неповторим.
К лирической ветви относятся сборники стихов Якова Акима, Елены Благининой, Михаила Пляцковского, рассказы Валентины Осеевой. Игровая поэзия представлена книгами Андрея Усачева и Эдуарда Успенского, Тима Собакина и Михаила Яснова.
Среди авторов сказок – Г.Х. Андерсен, Р. Киплинг, А. Линдгрен, А. Пушкин… Не обойдите своим вниманием советскую классику: сказка «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева написана стилистически безупречно, с таким пониманием детской психологии, что нисколько не устарела и не потеряла актуальности.
Не меньше радости принесет читателям – и детям, и взрослым – сборник рассказов Л. Пантелеева. Они написаны о взаимоотношениях детей и взрослых, обращены к самым маленьким читателям. Общение со взрослыми учит детей пониманию таких вещей, которому никакое прямое назидание не научит. Писатель учит терпению, снисходительности, вниманию к детям, умению увлечь их выдумкой, игрой.
При чтении больших по объему книг очень важно вовремя «затормозить», не поддаваясь на уговоры детей читать дальше, необходимо дать им возможность «переварить» ровно столько, сколько им по силам;
Продолжить чтение надо обязательно с «повторения пройденного», задавая вопрос: «На чем мы остановились в прошлый раз?»;
Эти правила относятся и к чтению больших по объему книг с детьми постарше. Отвечая на этот вопрос, дети пробуждают свою эмоциональную память, настраиваются на определенную, заданную авторами волну, учатся улавливать событийную логику произведения.
Философские, нравоучительные и поэтические истории Льва Толстого необходимы в чтении дошкольников, т.к. в доступной форме дают представление об основных этических нормах.
Также постепенно должна осваиваться классическая поэзия. Начните со стихов о природе. Читая лирические стихотворения Блока, Есенина, Майкова, Фета и др. великих поэтов, дети прекрасно улавливают тонкие оттенки чувств.
Нельзя обойти вниманием и познавательную литературу. Книг о природе и животных для детей этого возраста существует немало. Среди них произведения блестящих мастеров – Виталия Бианки, Георгия Скребицкого и Николая Сладкова. Сложные вещи эти писатели умеют объяснить детям простыми словами, их рассказы и сказки говорят о сущности жизни: о родстве всего живого, об извечных законах мира природы, об ответственности человека, иногда забывающего, что он – равный среди равных. А также – о доброте и любви, делающей людей людьми.
Конечно, нам порой не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей. Предлагаю вам несколько полезных советов по возрождению традиции семейного чтения.
Выделяйте время для чтения каждый день. Дети обожают регулярное чтение (а не от случая к случаю) чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Всё время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.
Выбирайте книги с осторожностью. Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Вашего ребёнка просто может вдохновить пример других читающих детей.
Окружите ребёнка материалами для чтения. Не только книги из библиотеки должны быть у ребёнка. Должны быть обязательно и свои собственные. Помогайте своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, ровно, как и чтение его «собственных» книг, всем членам семьи.
Читайте медленно и с удовольствием. Важно не только, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами, пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравиться.
Читайте снова… снова. Как известно, дети любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. Не лишайте его этого. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книг.
Читайте везде и всегда. Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, обязательно лежит книга.
Не заставляйте ребёнка читать. Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из девственных способов убить у него интерес к чтению и книге. Чтение из-под палки — путь к не чтению вообще. Старайтесь выбирать самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.
Все эти советы не сложны. И если вы последуете нашим советам, то не заметно для себя воспитаете Настоящего Читателя.
В заключение хотелось бы сказать, что совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. У большинства детей проявляется устойчивый интерес к книге, дошкольники внимательно и заинтересованно слушают воспитателя и библиотекаря, проявляют бережное отношение к книге. Дети используют книгу в общении и игре, а главное, что малыши после посещения познавательных занятий и литературных мероприятий, взяв родителей за руку, с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями. Это наш общий успех взаимодействия: «ребенок – семья – детский сад – библиотека». Будем расти вместе!
Памятка для родителей.
1. Чаще читайте своим детям вслух. Не прекращайте чтения вслух даже когда ребёнок начинает читать сам. Помните, что чтение – это, прежде всего, общение с родителями.
2. Дарите ребёнку книги. Приучайте бережно относиться к книге.
3. Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту и содержательные книги, чтобы они были понятны и интересны ребёнку. Не спешите с приобретение новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже есть у ребёнка.
4. Разрешайте ребёнку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.
5. Сделайте процесс начального приобщения к чтению занимательным, игровым. Сочиняйте с ребёнком собственные истории и сказки, мастерите по ним маленькие книжки с рисунками – иллюстрациями.
6. Выбирая между телевизором, компьютером и книгой отдавайте предпочтение книге.
7. Читайте сами, показывая ребёнку пример. Если вы любите читать, то возможно, однажды и ваш ребёнок возьмёт в руки книгу сам.
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
несколько книжных полок;
книжный шкаф;
стеллажи с книгами; другое.
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
да;
нет.
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
каждый день;
каждый вечер перед сном; когда попросит;
иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
__________________________________________________________________
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений: __________________________________________________________________
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
да;
нет;
иногда.
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
да;
нет;
не знаю.
8. Фамилии, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?____________________________________
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
да;
нет;
не знаю.
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
_________________________________________________________________
11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? _____________________
12. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?
да;
нет.
13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?
да; нет.
Благодарим за сотрудничество!
Самарская детская библиотека.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНИКОВ.
Предлагаем выборочный список литературы . Материал расположен по возрастным группам.
Расширить список можно другими произведениями указанных авторов.
Подготовила
Зав. Самарской ДБ
И.П. Новак.
Самарское
2015
Детям от 0 до 3 лет
● Барто А. Стихи детям.
Бианки В. Лис и мышонок.
Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка». «Курочка- Ряба», «Теремок» и др.)
● Ладушки – ладушки: Русские народные песенки, потешки, загадки, пословицы и скороговорки.
● Малышам: Сказки в картинках.
● Маршак С.Я. Тихая сказка.
● Пляцковский М. Умка хочет летать: Сказки.
● Потягушеньки, порастушеньки: Частушки, потешки, прибаутки, игровые и колыбельные песенки, сказки и присказки для малышей.
● Сутеев В.Г. Сказки в картинках…
● Цыферов Г.М. История про поросенка: Сказка.
Ушинский «Любимые сказки малышей»
● Чуковский К.И. Телефон: Стихи.
Дополнительные сборники:
Лучшие произведения для детей. 1-2 года.- М.: Изд-во Оникс, 2009.- 256 с.: ил. (Библиотека домашнего чтения).
Лучшие произведения для детей. 2- 3года.- М.: Изд-во Оникс, 2009.- 256 с.: ил. (Библиотека домашнего чтения).
Детям от 3 до 5 лет
● Аким Я. Песенка в лесу: Стихи.
● Берестов В. Кошкин щенок: Стихи.
● Благинина Е. Журавушка: Стихи.
● Веселая семейка: Сказки.
● Веселые истории: Сказки.
● Вместе весело шагать: Песни для детей.
● Иванов А.А. Как Хома звезды спасал: Сказка.
● Коваль Ю.И. Сказка про Зеленую Лошадь.
● Козлов С.И. Я на солнышке лежу: Песенки, стихи, сказки и
поэмы для детей.
● Мамин-Сибиряк Д.Н. Аленушкины сказки.
● Маршак С.Я. Про все на свете: Стихи.
● Медвежонок-невежа: Стихи.
● Михалков С. А что у вас?: Стихи.
Рус. нар. потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.
● Сутеев В. Мы ищем Кляксу: Сказка.
● Ушинский К.Д. Рассказы и сказки.
● Чарушин В. Что за зверь: Рассказы.
● Чуковский К.И. Путаница: Стихи, сказки.
Дополнительные сборники:
✦ Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева. — М.:Планета детства, 2002. — 688 с.: ил.
✦ Хрестоматия для детского сада.
Детям от 5 до 7 лет
● Александрова Т.А. Кузька: Сказка.
● Барто А. Перед сном: Стихи.
● Драгунский В. Он живой и светится: Рассказы.
● Заходер Б. Кто ходит в гости по утрам: Стихи.
● Коваль Ю. Бабочки: Рассказы.
● Козлов С.Г. Ежик в тумане: Сказки.
● Кургузов О. Солнце на потолке: Стихи.
● Маршак С.Я. Дремота и Зевота: Стихи.
● Остер Г. Котенок по имени Гав: Сказки.
● Пляцковский М. Сказки.
● Пришвин М.М. Беличья память: Рассказы из жизни леса.
● Прокофьева С. Лоскутик и облако: Сказка.
● Соколов-Микитов И.С. В лесу: Рассказы о животных.
● Токмакова И. Стихи.
● Усачев А. Оранжевый верблюд: Сказки.
● Успенский Э. Вниз по Волшебной реке; Про Веру и Анфису; Поучительные рассказы про мальчика Яшу: Сказки.
● Хогарт Э. Мафин и его веселые друзья: Сказки.
● Цыферов Г.М. Разноцветный жираф: Сказки.
● Чарушин Е.И. Томкины сны: Рассказы. Чей хвост лучше: Сказки.
● Чуковский К.И. Телефон: Стихи.
Дополнительные сборники
✦ Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Г. Кружков. — М.: Просвещение, 1992. — 190 с.
✦ Лучшая книга для чтения. — М.: РОСМЭН, 2000. — 271 с.: цв. ил.
✦ Нашим малышам: Произведения для детей 6—7 лет.
✦ Русская поэзия детям.
✦ Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
«РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».
Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи? Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.
Отношение к книге и чтению зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.
В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?
Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития – в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.
Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.
Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:
– интеллектуальное и эмоциональное развитие;
– развитие языка;
– социальное и образовательное развитие;
– влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это – первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.
Анкетирование родителей.
Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
Сколько времени он проводит за книгой?
Какие книги он предпочитает?
Как Вы поощряете его читательские стремления?
Дарите ли Вы своему ребёнку книги?
Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанное?
Считаете ли Вы себя активным читателем?
Являетесь ли ВЫ примером для своего ребёнка в чтении книг?
У Вас есть домашняя библиотека?
Как Вы считаете, может ли человек жить без книги?
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге.
Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.