Беседа какая польза от птиц
Лексическая тема «Домашние птицы»
Методическая разработка
воспитателя группы №1
Редько Е. В.
Ейск
2018 г.
Беседа с презентацией «О пользе домашних птиц»
Цель: закрепить знания детей о видовом разнообразии домашних птиц; учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут рядом с человеком, приносят пользу, человек о них заботится.
Ход беседы
1. Угадайте, из какой сказки слова: «Дед бил-бил, не разбил…»
2. Правильно, «Курочка Ряба». А кто это – курочка? (Домашняя птица.)
3. Как (по каким характерным признакам) вы определили, что это птица? (У неё есть перья, крылья и ноги, клюв. Она снесла яичко.)Правильно.Все птицы (самки) откладывают яйца, из которых потом появляются на свет птенцы.
4. Каких ещё домашних птиц вы знаете? (Дети перечисляют названия известных им домашних птиц.) Молодцы.
5. Для чего птицам нужны перья? (Перья помогают хранить тепло и придают птицам различную окраску.) Да. Птицы ухаживают за своими перьями, чистят их, втирают свой жир, смазывают пёрышки, выщипывают старые.
6. А для чего нужен клюв? (Клюв необходим для питания.) Конечно. И по клюву можно определить, чем питается домашняя птица: курица, петух, индюшка имеют короткий острый клюв, им они клюют зёрнышки, пшено, семена, травку щиплют; утки, гуси имеют клюв больше и тупее, таким клювом удобно в воде ловить рыбу и лягушек, травку щипать. У всех домашних птиц по две ноги, на пальцах петуха, курицы, индюка есть когти. Они помогают им разгребать землю, искать червяков, жуков, семена.
У уток, гусей между пальцами имеются перепонки, необходимые им для плавания.
7. Почему их называют «Домашние птицы»? (Живут в сарае, курятнике, рядом с домом человека; человек их кормит, ухаживает, помогает растить малышей, строит для них жилище.) Правильно. Давным-давно человек стал одомашнивать диких птиц.
8. Как вы думаете, что значит слово одомашнивать? (Приручать, разводить, делать домашними.)
9. А для чего же люди разводят домашних птиц? (Птицы приносят пользу: от них люди получают продукты питания: мясо, яйца, пух.) Какие вы молодцы! Много интересного знаете и правильно отвечаете. А сейчас мы с вами посмотрим, какие бывают домашние птицы и для чего они нам нужны.
Показ презентации «Домашние птицы»:
Слайд № 1«Домашние птицы»
Слайд № 2 «Куры»
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы ребёнок,
А зовут меня – … (цыплёнок.)
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица-наседка.)
Явился в жёлтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок.)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт. (Петух.)
Слайд № 3 «Утки»
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утёнок.)
Слайд № 4 «Гуси»
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея словно знак вопроса.
Гусь идёт гулять в луга
И гогочет: «Га-га-га!»
Слайд № 5 «Индюки»
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг –
Удивительный индюк.
Слайд № 6 «Перепела»
На лугу она живёт,
И всё время спать зовёт!
– Пить – пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепёлка.)
Слайд № 7 «Страусы»
Это что ещё за птица?
Крылья есть, а не летает.
Почему он не летает?
Он и сам того не знает.
Но зато как побежит,
Всех подряд опередит! (Страус.)
Слайд № 8 «Для чего нам домашние птицы»
Слайд № 9 «Блюда из яиц»
Слайд № 10 «На птичьем дворе»
Игра «Четвертый лишний»
- гусь, утка, петух, ВОРОНА
- индюк, курица, утка, ЗАЯЦ
- ЛАСТОЧКА, индюк, петух, утка
- ГУСЬ, петух, курица, индюк.
Игра с мячом «Вот это птица, а зовут её…»
Дети стоят в кругу, воспитатель держит мяч в руках и говорит такие слова: «Мяч в руках повернись, в птицу превратись». Передаёт мяч ребёнку и говорит: «Это птица, её зовут…» Ребёнок даёт название птице, берёт в руки мяч и со словами «Это птица, её зовут…» передаёт следующему ребёнку. В игре можно называть домашних, зимующих, перелётных птиц, повторять названных – нельзя.
Игра «Назови правильно»
- У курицы….цыплята
- У утки…..утята
- У индюшки…..индюшата
- У петуха….цыплята
- У селезня…..утята
- У индюка…индюшата.
Подведение итогов.
Источник
Конспект НОД по познавательному развитию «Чем полезны птицы» старшая группа.
Цель: формировать знания о полезности птиц в природе и для человека.
Задачи:
- Образовательная:
- Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность;
- Закрепить знания о перелетных птицах;
- Расширят словарь детей;
- Развивающие:
- Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
- Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: презентация, картинки, картина «Грачи прилетели»;
Предварительная работа:
- Чтение В. Бианки «Грачи открыли весну»;
- Беседа «Чем полезны птицы»;
- Рассматривание картины «Граи прилетели»
Ход:
Вводная часть:
Ребята, какое сейчас время года? Что происходит весной? Правильно, прилетают птицы, а как называют птиц, которые на зиму улетают на юг? Молодцы, перелетные, а птиц, которые остаются на зиму как называют? Умницы, зимующие. А перечислите мне перелетных птиц (жаворонок, утка, грач, журавли, кукушка, ласточка, лебедь, скворец, соловей, цапли). А скажите мне, почему птицы улетают на юг? (Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное – голод). Сейчас мы поиграем в игру «Найди лишнего» внимательно посмотрите на картинки, хорошо подумайте и назовите, кто здесь лишний, и объясните, почему.
Основная часть:
А вы знаете, чем полезны птицы для природы? Как вы думаете? В среду вы с Татьяной Александровной об этом говорили.
Птицы играют большую роль в пищевой цепи. Скажите, кто питается птицами?
Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они едят насекомых, которые поедают растения в огороде, дома и тем самым спасают труды садоводов и огородников. Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний. К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки. Мухоловки, кроме мух, уничтожают малярийных комаров и многих других мелких насекомых. Ласточка за лето поедает около миллиона всевозможных мошек. К этой же категории птиц относятся чайки, зимородки. Поедая преимущественно больную и снулую рыбу, они оберегают водоемы от загрязнения и заражения. Розовый скворец – большой любитель вредной саранчи. Соловей умеет не только великолепно петь, он ещё и «служит санитаром» леса. Соловей очищает наши леса, сады, луга от слизней, различных мелких жучков, личинок, куколок, тлей. Важно и то, что многие птицы — серые куропатки, перепелки, жаворонки, овсянки, голуби — истребляют семена сорняков, помогают человеку бороться за чистоту полей. Полезны для человека и хищные птицы, во множестве поедающие мелких грызунов – вредителей полевых растений и распространителей многих инфекционных заболеваний (например, чумы, желтухи).
Давайте сейчас встанем и разомнемся.
Физкультминутка Перелетные птицы
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Помет птиц служит хорошим удобрением для сада и огорода. А ну-ка вспомните чем раньше писали? Правильно, перьями, а как вы думаете перья каких птиц использовали? (ястреба, пеликана, лебедя, ворона, утки, гуся). Также перья птиц используют для набивания подушек, одеял, матрасов. Велико значение птиц в распространении семян. Склевывая сочные плоды рябины, бузины, брусники, черемухи, черники и многих других растений, они перелетают с места на место и выбрасывают вместе с пометом неповрежденные семена. Именно благодаря деятельности птиц тяжелые плоды дуба – желуди – оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Сойки и другие птицы, питающиеся желудями, уносят их на большое расстояние и часто теряют. Некоторые птицы опыляют цветы, а вы знаете хоть одну такую птичку? (колибри, нектарницы,).
Заключительная часть:
Давайте повторим, чем полезны птицы для природы и для человека.
В природе:
1. Ограничивают рост растений.
2. Птицы – одно из важных компонентов живой природы.
3. Их роль в круговороте веществ велика.
4. Содействует опылению цветковых растений.
5. Способствует распространению плодов и семян, а следовательно, и расселению растений.
6. Являются санитарами планеты – истребляют больных и ослабленных животных
7. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов)
8. Служат кормами для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих).
Для человека:
1. Ограничивают численность насекомых-вредитилей и мышевид-ных грызунов (насекомоядные и хищные птицы).
2. Привлечение птиц к реализации биологического способа защиты культурных растений.
3. Промысловые и домашние птицы – поставщики мяса, пуха, яиц.
4. Птичий помет – ценное органическое удобрение.
Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что вы узнали о полезности птиц для природы и человека? Каких новых птиц вы сегодня увидели? Молодцы, как вы внимательно меня слушали и все запомнили!
Источник
Татьяна Макридова
Беседа о птицах
Беседа о птицах
Цели: расширить кругозор обучающихся, рассказать о пользе птиц, об их охране, прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.
Задачи: развивать интерес, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Оборудование: фото птиц, кроссворд.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Ежегодно по всей стране в марте празднуется «День птиц». Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Птицы украшают землю, их весёлая, звонкая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
1. Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.
2. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
3. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
4. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.
5. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
6. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
7. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок.
8. Пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов.
9. Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы – склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.
Ведущий: Польза птиц в природе огромна. (Они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства.)
Ведущий: Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Какая самая крупная птица в мире? (Самая крупная птица мира – африканский страус, его рост достигает 2, 75 м, масса 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.)
Ведущий: А самая маленькая? (Самые маленькие птицы в мире – колибри.)
С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы. Каких перелётных птиц вы знаете?
И кажется, весна в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.
А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, – вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей.
В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет вид мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений – ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнедо при помощи крепких волокон крапивы, конопли.
Нелегко строить гнездо камышёвке, как правило, оно висит на трёх стеблях тростника. А все дятлы – настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов.
Ведущий: А мы продолжаем наше путешествие по птичьему царству.Предлагаю вам выполнить следующее задание: за три минуты найти и зачеркнуть названия птиц (кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь). Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. (В квадрате «спряталась» ласточка.)
с к в о л к у к
о р р е ц а с у
я т л е а п л ш
д е л ц е й я к
с о л о в т г а
п а в г у с р к
п о л и н ь а ч
о п у г а й ч а
Ведущий: Молодцы, кроссворд вы отгадали. А теперь я предлагаю вам послушать одну поучительную сказку о волшебных птицах.
Сказка о волшебных птицах
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была боярская семья. У них был большой сад.В саду росли деревья: яблони, груши, сливы, абрикосы.
Однажды семья вышла в сад и увидела множество красивых птиц. Сын Елисей взял палку и стал отгонять птиц от деревьев. Отец сказал сыну, что птицы их друзья и что он зря обидел их. На следующий день сад загрустил. Все плоды в этом саду стали опадать, а деревья сохнуть. Мать вышла в сад, сорвала одно яблоко, надкусила его, и упала замертво. Яблоко оказалось заколдованное птицами.Сын увидел лежащую мать в саду и закричал: «Лекаря, лекаря!».Мимо проходил старец и сказал:
– Её могут поднять на ноги птицы, которых ты прогнал вчера.
– Где мне их отыскать старче? – спросил Елисей.
– Иди в лес, который находится на окраине города. Когда пойдёшь по тропе, не оглядывайся, чтобы ты не слышал. Тебя будут подстерегать леший и кикимора, не оборачивайся, как бы они тебя не звали. Если обернёшься, ты пропал. В конце тропы увидишь три холма, там они и живут эти птицы. Ты обидел волшебных птиц, ты и извинись перед ними и попроси их вернуться. Может быть они простят тебя, запоют своими сказочными голосами и оживят деревья в вашем саду и заодно вашу матушку.
Мальчик тут же собрался и отправился в путь. Шёл он, шёл, пока не дошёл до леса. Он был страшен и дремуч, но мальчик не отступил. Входя в лес, он увидел эту таинственную и загадочную тропу. Уже смеркалось. Но мальчик не отступил, быстро побежал по ней, пока еще было видно. Елисей бежал и слышал странные шорохи, сзади кто-то смеялся и дергал за одежду. И тут он услышал голос мамы. Она звала его по имени, на миг он остановился и хотел обернуться. Раздался смех,и Елисей вспомнил слова старца: «Не оборачивайся!». Еще несколько шагов и уткнулся в холмы. Упав перед ними, уставший Елисей уснул. Утром его разбудило яркое солнышко и чудесное пение птиц. Елисей, встав на колени, просил прощение у чудесных птиц. Но они делали вид, что не слышат его. Тогда он горько заплакал от бессилия, что не может спасти матушку. Одна из птиц сжалилась и, спустившись,сказала:
– Твое сердце доброе, ты пришёл, чтобы спасти мать. Беги же домой и обними матушку.
Елисей побежал домой и не заметил, как уже стоял у порога в объятьях матушки. Вокруг пели красивые птицы и, сад на глазах приобретал прежний вид. И зажили долго и счастливо.
Ведущий: Ребята, вам понравилась сказка? Чему она учит?
Правильно, птиц надо беречь и охранять, быть добрыми. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.
Ведущий: Вот и заканчивается наш разговор о наших друзьях – птицах. Что нового и интересного для себя вы открыли?
Источник
Валентина Шомникова
Конспект занятия «Беседа о птицах»
ЦЕЛЬ:
Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц.
ЗАДАЧИ
Образовательная:
Расширять знания о мире птиц, их внешнем виде, о роли птиц в природе и жизни человека ; углублять представление о причинах перелета птиц ; находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев.
Развивающая:
Упражнять в словообразовании, умении выделять существенные различия птиц, учить анализировать и делать выводы на основе опытно – исследовательской деятельности ; развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.
СОДЕРЖАНИЕ
Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птицы смогли расселиться по всему земному шару. Разновидностей птиц очень много. Они делятся по среде обитания, по способу добывания пищи, на диких и домашних, перелетных и зимующих. Но всех их объединяет один общий признак – это то, что они имеют оперение. Зачем оно птицам?
Материалы к занятию: картины с изображением осени, картины с изображением зимующих и перелетных птиц, математические карточки на каждого ребенка, схема строения пера,макет кормушки и макеты птиц на каждого ребенка для проведения игры «Мы кормушку смастерили»,по два листа бумаги на каждого ребенка для проведения опыта, набор перьев для каждого ребенка (маховое и пуховое) и лупы для проведения исследовательской деятельности, две кормушки для вывешивания на площадке и корм для птиц (пшено, крошки хлеба).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Наблюдения: за сезонными изменениями в природе и установление причинно-следственных связей, проведение цикла наблюдений за птицами на участке,рассматривание иллюстраций, ознакомление со схемой-моделью птицы.
Словарная работа: обогащение словаря прилагательными и новыми терминами (стержень – предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего-либо, опахало – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня, орнитолог – человек, изучающий птиц).
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир проды. Он очень красив и разнообразен. А чтобы понять, о чем мы будем говорить,отгадайте загадки:
1. Кто на елке на суку счет ведет ку-ку,ку-ку?
2. В красной шапке расшитой, в черненьком кофтане,знаменит в семье лесной песенкой смешной. Что за песня-красота тук-тук-тук да тра-та-та?
3. Зимой на ветке яблоки,скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это.. . (Ответы детей).
О ком были загадки? Вы догадались, о ком мы будем говорить? Мы поговорим о птицах. На время нашего путешествия нам необходимо стать оргитологами. Вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей). Правильно орнитолог – человек, изучающий птиц. Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете!
ИГРА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ».
Воспитатель: Я буду читать вам стихотворение, а вы, как только услышите что я называю не птицу, хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы:голуби,синицы,мухи и стрижи,
Комары,кукушки,чибисы,чижи,
Аисты,лягушки,совы и ватрушки.
Ой,как много в мире птиц:пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,попугаев и дроздов.
Есть фламинго,воробьи,есть колибри,соловьи.
Голуби,кукушки,пеночки-простушки,
Дятел,сокол и сова (днем в дупле сидит она).
В поле перепел кричит.
Знаешь,их так много есть,что и всех не перечесть.
Нас сражают пением и буйным оперением!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
БЕСЕДА О ПЕРЕЛЕТНЫХ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ.
Воспитатель. Каких птиц вы видели на нашем участке? Каких птиц еще вы знаете?Чем птицы питаются в природе?Почему улетают зимовать в теплые страны? (Ответы детей). Правильно. Зимой замерзают водоемы, исчезают насекомые,и птицам нечем питаться. Они вынуждены улетать в теплые страны, где нет зимы и морозов,чтобы удовлетворять потребность в пище. Как называются птицы,которые улетают в теплые страны?Как называются птицы,которые остаются зимовать (Ответы детей). Назовите перелетных птиц (Ответы детей). Назовите зимующих птиц (Ответы детей).
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».
Все иллюстрации птиц обозначены цифрами от 1 до 4.
Воспитатель. Я буду задавать вопросы,а вы с помощью математических карточек должны показать цифру,обозначающую правильный ответ.
1. Найдите лишнюю птицу по среде обитания (дятел,клест,глухарь,воробей).
2. Каким номером обозначена птица,не являющаяся водоплавающей?
(лебедь,пингвин,гусь,цапля).
3. Назовите номер птицы,которая не является домашней (курица,индюк,
утка,павлин).
4. Каким номером обозначена перелетная птица? (воробей,ворона,сорока,
ласточка).
5. Каким номером обозначена зимующая птица? (лебедь,синица,журавль,
аист).
Молодцы! А теперь давайте мы превратимся в птиц. Раз,два,три,повернись в птицу быстро превратись!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения
согласно тексту:
Птица крыльями взмахнула,птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо – влево,удивилась: «Что за дело?
Нет тут птицы ни одной,полечу-ка я домой».
Полетела,полетела,в гнездышко свое присела.
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
Воспитатель: В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц. Как вы думаете каких? (Ответы детей). Правильно, птицы умеют летать. А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей).
Ребята,давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? Возьмите другой лист и так же осторожно выпустите из рук. Что вы увидели?Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей). Правильно, не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Почему же птицы летают? (Дети высказывают свои предположения). Птицы самые крупные, быстрые и выносливые из ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха,а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья у птиц легкие,сильные и гибкие.
Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? (Ответы детей). Оперение птицы состоит из огромного количества перьев (рассматриваем картины). Длинные перья крыльев называются маховые. Они предназначены для полета,поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти перья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворота в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птицу.
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Воспитатель. Давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. (Рассматриваем схемы строения пера). У пера есть проходящий посередине упругий стержень и плоское опахало. Стержень у пера внутри пустой. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Правильно, чтобы птица была легкой и могла лететь. Теперь сядьте на свои рабочие места, найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него? (Ответы детей). Правильно, оно плотное, жесткое, большое по размеру. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Какой стержень у махового пера? (Ответы детей). Да, он плотный и пустой. Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите? Оно падает медленно, плавно кружась. Почему? Перо легкое, так как внутри стержня пустота. Помашите пером, понаблюдайте, что с ним происходит? Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите? (Ответы детей). На бороздках пера есть выступы и крючочки,которые прочно и легко соединяются,как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой-то причине крючочки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом. А теперь выберете и рассмотрите те, которые обогревают птицу. Какие они? (Ответы детей). Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, меленькие по размеру. Сравните стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? (Ответы детей). На каких местах растут пуховые перья? (Ответы детей). Перья не только украшают птицу, помогают им взлетать и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ».
Воробьи – воробышки – (хлопки руками по бокам)
Серенькие перышки – (махи вверх-вниз перед собой)
Клюйте, клюйте крошки – (стук кулачком об кулачок)
У меня с ладошки – (дуем на раскрытые ладошки)
Нет, с ладошки не клюют – (руки в стороны,пожали плеч.)
И погладить не дают – (руки на поясе,наклоны в стор)
Как же нам поладить – (хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить
УПРАЖНЕНИЕ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Дети стоят в кругу. Игра в мяч.
Воспитатель. Я буду каждому из вас бросать мяч и говорить приметы птицы,а вы должны из двух слов образовать прилагательное:
Если у птицы красная грудка,то она какая? –желтая грудка,-черная головка,-белый бок,-длинные крылья,-большие глаза,-тонкий клюв,-длинные ноги, -черные крылья,-длинный хвост и т. д.
БЕСЕДА ОБ ОХРАНЕ ПТИЦ.
Ребята! Птицы,как и люди, -живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя!Что вы можете предложить для охраны птиц? (Ответы детей). Не разорять гнезда. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда,развешивать кормушки,скворечники и дуплянки.
ИГРА «МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ».
У каждого ребенка изображение определенной птицы.
Воспитатель. Я буду читать стихотворение,а вы сажаете на кормушку свою птицу,как только услышите ее название.
Мы кормушку смастерили,мы столовую открыли.
В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.
А во вторник,посмотри,прилетели снегири,
Три вороны были в среду,мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог прилетали семь сорок.
В воскресенье,в воскресенье было общее веселье!
Молодцы! Накормили всех птиц, никто не остался голодным. Но это была игра.
Ребята! У нас тоже есть настоящая кормушка. Сегодня на прогулке мы повесим ее и всю зиму будем подкармливать птиц. И может быть спасем от голода не одну птицу. А летом птицы помогут нам,они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять парки,сады и скверы и радовать нас своим веселым щебетанием.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. Сегодня мы с вами совершили путешествие в удивительный мир природы и узнали много нового о птицах. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей).
Источник