Беседа о пользе дидактических играх
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №31 п. Мирской МО Кавказский район
Консультация для родителей «Значение дидактической игры в жизни детей»
Составил: воспитатель Шилова Алла Викторовна
“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей – помочь ему сохранить о стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума” – В.П.Новикова.
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?
Игра – это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Дидактическая игра – находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти ,мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.
В дидактических играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий – это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д…
Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.
Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов ; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.).
В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).
Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.
В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно – ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…) цвета”, “Кто, как кричит” и другой тематики), направлены на уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.
С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.
Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему- либо в лёгкой непринуждённой обстановке.
Развивающие или “умные” игры (книжки – раскраски, шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы), которые развивают мелкую моторику рук,, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.
Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях, речи и активного словаря.
Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие взрослых.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе.
В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они – нас.
Доклад
«Польза дидактических игр в дошкольных учреждениях»
Дидактические игры для дошкольников – это по сути игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия.
Из чего состоят дидактические игры для дошкольников?(структура дидактической игры).
Структура дидактических игр содержит тризадачи. Первая задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, или внимание, или мышление и т.д.). Вторая задача дидактической игры – собственно игровая, которая излагается ребёнку в правилах, т.е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать. Третья задача игровые действия – методы проявления активности ребёнка.
Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.
Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Это структура дидактической игры.
Очень важно, чтобы дидактические игры для дошкольников содержали наборы игрушек, картинок, предметов или просто набора слов, которые позволяют ребёнку действовать. Именно в зависимости от этого выделяются виды дидактических игр.
Первый вид дидактических игр – игры с предметами. Эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие жёлуди, шишки, семена, листья и т.д.); реальные предметы (предметы быта, орудия труда и т.д.).
Применяя одни и те же предметы для разных возрастов можно решать разные обучающие задачи. Например, игра «Чудесный мешочек» — дети младшего дошкольного возраста учатся просто называть слова, расширяя свой словарный запас, а дети старшего дошкольного возраста учатся составлять связный рассказ по предметам, развивая свою связную речь.
Второй вид дидактических игр – настольно-печатные игры. Настольно-печатные дидактические игры идеальны для умственного воспитания детей, они расширяют и систематизируют представления дошкольников об окружающем, способствуют развитию памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка. К настольно-печатным дидактическим играм относятся: лото, домино, вкладыши, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики.
И третий вид дидактических игр – словесные игры. Они отличаются от всех остальных игр тем, что в них нет опоры на наглядность, все игровые и
обучающие задачи осуществляются в мыслительном плане. Именно поэтому эти игры больше подходят для детей, начиная с 4–х лет. Среди словесных игр много народных, в которых используются потешки, прибаутки, загадки и др. произведения устного народного творчества. Но многие ошибаются, предполагая, что словесные игры применяются с целью только развития речи. Словесные игры решают такие задачи: формирование слухового внимания и развитие фонематического слуха, активизация словарного запаса развитие и совершенствование мыслительных операций ребёнка, выработка быстроты реакции, воспитание чувства юмора.
Для того чтобы руководить детской дидактической игрой, правильно познакомить ребёнка с этой игрой и самому ориентироваться в обучающих играх, необходимо соблюдать структуру дидактической игры.
На основании всего изложенного, хочу пояснить, как можно из созданных вами дидактических игр, изменять задачу и цель игры, а значит и обучение можно использовать по 5 областям.
На примере 3 дидактических игр, как это можно сделать.
Теперь понятно, что дидактическая игра – это не подвижная игра и не пальчиковая гимнастика. Важно понять, что иллюстрации, которые есть в каждой группе это ещё не дидактика. Я предлагаю рассмотреть игры , где используются карточки. В играх с карточками, обращайте внимание на то, что бы карточки были одного формата, для того, чтобы не рассеивать внимание детей. Прочитав детям сказку В.П.Катаева «Светик- семицветик», можно создать дидактическую игру, которая так и будет называться «Светик – семицветик». Вырезайте из цветного картона все 7 листков и отдельно серединку. Вложите вашу игру в конверт и обязательно укажите её название, цель игры и ход игры. Начинай те играть в эту игру с младшего возраста, постепенно усложняя игру. В эту игру могут быть задействованы все дети например, на занятии, когда вы изучаете цвета, счёт, счёт на разных языках, запоминаете с помощью игры цвета, дни недели ( например: красный – понедельник, жёлтый – вторник и.т.д). Затем учите детей фантазировать, используя слова: «Лети, лети лепесток ….». Можно эту игру использовать, как сюрпризный момент. В этой игре закрепляется сразу несколько областей –познание, коммуникация, творчество, социум. Развивая свою фантазию и детей, в эту игру можно играть до бесконечности.
Точно также создайте игру «Кто, как кричит?». Подберите цветные иллюстрации одного формата. Важно понять, что игра называется «Кто, как кричит» – не мычит, не рычит, не квакает. Значит нужно подобрать соответственно карточки.
Сложили их в конверт и указали также цель, ход, действия игры. Ваша игра готова теперь с каждым возрастом её усложняйте. Кто изображён, как кричит, строение тела, сколько всего? Ребенок смотрит на карточку и узнает, что изображено и издаёт звук, другие дети отгадывают.
В старшем возрасте дети сами описывают, что изображено, другие по описанию узнают изображенное, если дети затрудняются ответить, то ребёнок голосом даёт подсказку ( например – изображён петух ку-ка-ри-ку).
Эта игра тоже может стать многогранной. Используйте ее на развитии речи, на художественной литературе, на ознакомлении с окружающим мире.
Третья игра для детей от 4-6 лет. Сделайте карточки на пол листа А4, Нанесите трафарет цифр от 1-10, не повторяясь в разбросанном виде по карточке. Дети быстро в играх запоминают цифры и счет. Всегда эту игру можно создать в наших условиях. Так же эту игру можно использовать не только по математике. В свободное время закрепляя те счет, просто просите найти нужную цифру. Развивая моторику рук, зарисовывай те нужную цифру, развивая внимание, закрепляя цвет. Создайте такие карточки в цветном виде, а для закрепления их можно отксерить и заинтересовать детей. Например – найди и закрась цифру 5 синим цветом. Вопрос – сколько цифр на твоей карточке? И т.д.
Самое главное, к чему следует Вам стремиться, предлагая ребёнку дидактическую игру, чтобы он в дальнейшем играл самостоятельно и самостоятельно мог организовать игру со своими друзьями.
Спасибо за внимание, буду рада, если эта информация кому-то стала интересной и полезной. Создавайте дидактические игры, они помогают детям быстрей развиваться.
«Использование дидактических игр в жизни детей» Консультация для родителей
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. В этих играх у детейразвивается не только психические процессы: мышление, речь, память, произвольное внимание, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинять свое поведение определенным правилам, и такие социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба и др.
Целью дидактических игр является развитие у детей слухового восприятия, внимания, памяти, ритмического чувства, умение использовать выразительность речи, т. е. правильно пользоваться речевым дыханием; менять, ритм, темп и силу голоса; изменять интонацию; применять выразительные средства мимики, жестов, а также умение изображать эмоциональное состояние мимическими средствами и понимать настроение собеседника.
Дидактические игры для детей разного возраста отличаются разным содержанием и обучающими задачами.
При организации дидактических игр для детей от 3 до 4 лет необходимо хорошо знать их возрастные особенности: внимание малышей пока еще не устойчиво, они быстро отвлекаются. Но в то же время дети в этом возрасте становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: “Я сам!”. Учитывая это, нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям и, конечно, к игрушке, которая может привлечь ребенка своей яркостью, интересным содержанием. Важно, чтобы в игре сочетались активные движения и действия с умственной задачей.
При проведении дидактической игры с детьми четвертого года жизни взрослый объясняет правила по ходу игры. Например, в игре “Собери пирамидку” ребенку сначала дается задание снять все кольца со стержня, затем найти самое большое кольцо и надеть его на палочку и т. д.
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому рекомендуется повторять игры в разнообразных вариантах, с постепенным их усложнением. Дидактические игры учат детей сравнивать предметы, находить их связи, анализировать, наблюдать и узнавать о внешнем мире. К тому же ребенок усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость. Ребенок в возрасте 2-3 лет становится самостоятельным человечком. У него уже с каждым днем совершенствуется речь, поведение, мышление, развиваются умения и навыки. Но появление самостоятельности, не мешает игре продолжать занимать одну из главных ролей в жизни ребенка. Игра – это определенный процесс, в котором с предметами происходят действия, приближенные к реальной жизни. При помощи дидактическойигры ребенка можно обучать определению цветов, изучению букв, цифр, запоминанию названия продуктов, животных и многому другому.
Как в саду, так и играют дома, дети любят играть в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если взрослые будут прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры. Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон родителейвселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Вот несколько вариантов игр, в которые родители смогут вовлечь своих детей, одновременно что-то приготавливая на кухне:
Помогаю маме»
Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь, потренирует свои пальчики, запомнит названия крупы.
«Давай искать на кухне слова»
А вот и коробочка (мешочек, в которую мы будем их складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
«Красивые узоры»
Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры, называя цвет и форму.
«Волшебные палочки»
Дайте ребенку счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы или узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
«Чьи эти вещи?»
Научить различать принадлежность вещей для взрослых и детей. Взрослый показывает предмет задает вопросы, а ребенок старается дать правильный ответ. Взрослому нужно узнать, чьи эти вещи: мамины, папины, дедушкины, бабушкины, Колины, Машины и т. д. Например: «Чье это платье?» – мамино и т. д.
По дороге в садик или домой, можно организовать словесные игры с ребёнком:
– Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот дерево – оно высокое. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
– Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.
– Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. Ну а вечером, когда семья будет вместе, можно применить дидактические игры с предметами (игрушками) или настольно-печатные игры: «Кто где живёт?», «Что где растёт?», «Лото», «Чудесный мешочек»
Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. Такие игры способствуют накоплению и расширению словаря, развитию артикуляционной моторики. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.