Беседа о пользе и вреде грибов
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад № 294 города Донецка»
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной школе группе компенсирующего типа № 7
Подготовили и провели:
воспитатели: Криштопа С.П.
Середа А.В.
учитель-логопед Мелешко Н.Н.
2018г
Тема занятия: «Вред и польза крохотных грибов».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социализация», «Физическое развитие», «Художественно эстетическое развитие».
Цель: продолжать формировать представления о мире грибов.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат); узнать о их вреде и пользе.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление; обогащать словарь детей новыми совами: плесень, споры, дрожжи, пенициллин.
Воспитательные: воспитывать культурно-гигиенические навыки; воспитывать бережное отношение к продуктам питания; интерес к экспериментальной деятельности; воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Предварительная работа:
Дидактическая игра «Полезно-вредно».
Рассматривание альбома «Грибы.
Сюжетно-ролевая игра «В грибном лесу».
Выращивание плесени на сыре и хлебе.
Беседа с детьми о грибах их строении (шляпка, ножка, грибница).
Оборудование: лупа, кусочки хлеба и сыра с плесенью и без неё, планшет, презентация на тему «Плесень», пластилин, дощечки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы уже знакомы со съедобными и несъедобными грибами. Назовите съедобные грибы (ответы детей)
Воспитатель: Назовите несъедобные грибы (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, знаете очень много грибов, а я хочу вас познакомить ещё с микроскопическими грибами.
Воспитатель предлагает детям подойти к кукольной кроватке. Дети подходят.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша кукла заболела, у неё очень большая температура. Чем можно вылечить нашу куклу (ответы детей).
Воспитатель показывает детям баночку с пенициллином.
Воспитатель: Ребята, это лекарство пенициллин, в его состав входят микроскопические грибы – плесень. Пенициллин помогает бороться со многими болезнями. Он входит в состав лекарственных препаратов, снижающих температуру, улучшающих самочувствие. В 1928 г. Александр Флеминг-учёный биолог проводя эксперимент обнаружил, что плесень вырабатывает вещество убивающее бактерии. Впоследствии он выделил молекулу, известную как «пенициллин».
Воспитатель: Наша кукла скоро пойдёт на поправку, с ней всё будет хорошо.
Воспитатель: А сейчас давайте подойдём к нашим столам, где я вас познакомлю с ещё одними микроскопическими грибами – дрожжами.
Воспитатель показывает детям дрожжи.
Воспитатель: Ребята, все грибы любят расти в тёплом и влажном месте. Сейчас мы зальём наши дрожжи тёплой водой, добавим немножко сахара, муки, накроем полотенцем и поставим в тёплое место. В конце занятия мы посмотрим, что получиться с нашими микроскопическими грибами.
Воспитатель: Плесень – это особые микроорганизмы, микроскопические грибы. А давайте теперь вместе с вами попробуем с помощью пластилина вырастить микробов. Возьмите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Это «микроб», попавший в человека или на предметы. Через некоторое время он начинает питаться и расти. Когда микроб достигает нужного размера, он просто делится пополам. (Разделите шарик на две части.)
Сколько «микробов» стало? Эти маленькие микробы питаются и растут (дети катают шарики по доске с мелко нарубленным пластилином). Микробы становятся большими и опять делятся надвое. И так это может продолжаться бесконечно. Я предлагаю вам сделать паузу и в игре изобразить как растут микроорганизмы.
Малоподвижная игра «Микроша».
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, что мы с вами делали с хлебом и сыром на прошлой неделе.
Дети: Мы положили хлеб и сыр в два контейнера. Первый контейнер оставили открытым, поставили в хорошо проветриваемое место на подоконник. Во второй контейнер положили намоченный в воде хлеб и сыр, плотно накрыли крышкой.
Воспитатель: Давайте рассмотрим хлеб в первом контейнере, который находился на открытом воздухе. Для этого возьмём лупу.
Дети внимательно рассматривают кусочки хлеба с помощью лупы.
Воспитатель: Что вы можете сказать, как выглядит хлеб, как он изменился?
Дети: Хлеб выглядит сухим (испарилась влага).
Воспитатель: Теперь рассмотрим хлеб, который находился во втором контейнере, во влажных условиях, и стоял в тёплом месте. Посмотрите, как хлеб покрылся плесенью.
Дети рассматривают плесень через лупу.
Воспитатель: На что похоже?
Дети высказываются.
Воспитатель: Плесневые грибы размножаются спорами (в школе вы узнаете, что такое спора). Их можно рассмотреть только под микроскопом.
Воспитатель: Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических частиц. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Плесень способна выделять такие вещества, которые могут нанести вред организму людей и животных. Продукты, покрытые плесенью, не задумываясь следует выбросить, так как плесень, попадая в организм, разрушает все на своем пути. У человека может быть аллергия, появиться тошнота, головная боль. Это значит, кушать плесневые продукты, даже если срезать корочку, нельзя! Такие продукты ядовиты (показать фотографии на экране).
Для того чтобы плесень не появлялась на посуде и продуктах, нужно следить за чистотой посуды, употреблять в пищу только свежие продукты. А чтобы в воздухе не было спор плесени, необходимо регулярно проветривать помещение.
Воспитатель: Но бывает плесень не только вредная, но полезная. Определенные виды плесени разводят для придания вкуса продуктам. Такую плесень называют пищевой. Бывает она разных цветов: синяя, зеленая, голубая, белая (показывает фотографии на экране).
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим с вами на наши дрожжи, что же с ними произошло?
Дети: Они выросли в тарелке.
Воспитатель: Правильно, дети. Мы с вами знаем грибы, которые растут в лесу, а плесень – это микроскопические грибы. Они живые (дышат, растут, питаются, двигаются и размножаются). Мы это сейчас наглядно увидели на примере дрожжей.
Воспитатель: Итак, ребята, о каких грибах вы сегодня узнали?
Дети: Мы узнали о микроскопических грибах.
Воспитатель: А что общего у обычных и микроскопических грибов?
Дети: У них одинаковое строение. И те и другие грибы бывают полезные и ядовитые.
Воспитатель: Можно ли кушать продукты покрытые плесенью?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они содержат яд.
Воспитатель: Спасибо ребята за занятие. С вами было приятно и интересно общаться.
Беседа с медсестрой по ОБЖ,
«Съедобные и несъедобные грибы»
для детей подготовительной группы
Холодняк Л.В. Воспитатель
МБОУ «Червоновская СОШДС
Цель: Научить детей различать грибы съедобные и несъедобные по внешнему виду, уметь собирать грибы.
Задачи:
Закрепить представление детей об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, волнушки, мухомор).
Развивать чувство формы и композиции.
Воспитывать интерес к природе.
Материалы и оборудование:
Плакат «Грибная полянка», «Березовая роща, муляжи, рисунки грибов, фланелеграф, пластилин, стеки, зубочистки, салфетки, корзиночки, деревья.
Методы и приемы:
Загадки
Вопросы к детям
Чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»
Сюрпризный момент – приход Лунтика
Загадки от Лунтика
Игра
Напоминание основных правил грибника
Пальчиковая гимнастика
Лепка грибов
Потешка «Грибочки»
Предварительная работа:
Беседа о грибах, загадки о грибах, рисование грибов, разучивание правил грибника.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. А куда, попробуйте отгадать сами:
Здесь растет деревьев много:
Лип, осин, берез и кленов,
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже за год.
Место то полно чудес,
А зовем его мы…..(лес)
Дети: Лес!
В.- Кто из вас был в лесу?
Д.-
В.- Вам понравилось в лесу? Почему?
Д.- Да! В лесу свежий воздух, красиво, много деревьев, пахнет грибами.
В.- Кто живет в лесу?
Д.- Животные: медведи, волки, лисы, белка, птицы, бобры.
В.- Что люди собирают в лесу?
Д.- Грибы, ягоды, лекарственную траву.
В.- Ребята, послушайте К.Бальмонта «За грибами»
Вот мы дружною семьей-
За грибами в лес.
Я да он, да ты со мной,
Старый лес воскрес.
Был он тихий -темный бор,
Пасмурно глядел.
А как наш раздался хор,
Весь он загудел.
Белка слушала в сосне,
И с размаху – прыг!
Там сорока в вышине
Подняла свой крик.
Ну, товарищи, вперед,
Врассыпную вдруг.
Тот, кто первый гриб найдет,
Он мой лучший друг.
Только, братцы, примечай,
Вот вам уговор:
Чтоб этот гриб, пускай
Был не мухомор.
В.- Ребята, мы возьмем лукошки, по тропинке в лес пойдем и грибочков наберем. Пока до грибочков доберемся, отлично прогуляемся на свежем воздухе. А сколько раз нагнешься, пока по лесу ходишь! Вот тебе и гимнастика! Как же радостно, когда гриб найдешь!
Входит Лунтик с корзинкой грибов.
Лунтик: Я давно в лесу гуляю,
От росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
Про березу и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой за ежат
Все иголочки дрожат.
Лунтик: Здравствуйте, ребята!
Д.- Здравствуй, Лунтик!
В.- Ну-ка, посмотрим, что за грибы ты насобирал.
Л.- Сейчас достану. А вы, ребята, отгадайте мои загадки про грибы:
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладкий, красивый,
С ножкой толстой и прямой. ( Подосиновик)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это… (сыроежка)
Рыжие лисички
Ростом невелички. (Лисички)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый….(мухомор)
В.- Стой, Лунтик. Ребята, разве можно употреблять в пищу мухоморы?
Д.- Нет!
В.- Давай-ка, Лунтик, мы поможем тебе собрать только съедобные грибы. Поиграй с нами в игру «Собери съедобные грибы в корзинку».
На полу расставляют грибы съедобные и несъедобные. Дети собирают только съедобные грибы, называют их и показывают Лунтику, и затем складывают в корзинку.
Л.- Спасибо вам, ребята!
В.- Помните, ребята и Лунтик, никогда не собирайте незнакомые грибы. Они могут оказаться ядовитыми. «Не всякому грибу место в лукошке». Всего в нашей стране растет более 2500 разных видов съедобных и несъедобных грибов. Есть среди них и очень ядовитые, которые и в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если ты, по забывчивости, возьмешь этими руками хлеб, то и отравиться можешь. Почти все ядовитые грибы похожи на съедобные. Помни об этом и будь осторожен. Самые опасные грибы – мухомор и бледная поганка.
В.- Ребята, а вы ходили в лес за грибами?
Д.- Да!
В.- А с кем вы ходили?
Д.- С папой, мамой, дедом, бабулей.
В.- А вы видели, как старшие собирают грибы?
Д.- Да! Они срезают их ножом.
В.- Да, ребята, гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом, и не в коем случае не вырывают из земли вместе с корнем. Почему? Как вы думаете?
Д.- Чтобы не повредить грибницу.
В.- Ребята, слушайте внимательно и смотрите. Вот такими мы видим грибы в лесу (показ картины).А вот такими, на самом деле, вы видите под травой, в земле паутинку или сеточку. Это грибница. Если вы аккуратно срежете гриб, то на следующий год на этом месте вырастет еще гриб, и даже не один. А если вы вырвете гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше никогда не вырастут.
В.- Ребята, давайте вспомним основные правила грибника.
Дети по очереди называют:
Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу на поляне.
Ядовитые грибы не губи, ими лечатся животные.
Не разрывай палкой мох и листву около грибов – можно повредить грибницу.
Гриб осторожно срежь ножом или осторожно, придерживая ножку гриба, отломи шляпку.
Не бери старые грибы, оставь их насекомым.
В.- Ребята, запомните, что нельзя собирать грибы около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержаться в выхлопных газах автомобилей.
В.- Ну что, ребята и Лунтик, вы запомнили правила хорошего грибника? Научились отличать съедобные от несъедобных? Вот и хорошо! А теперь, ребята, давайте немножко поиграем с пальчиками, перед тем как мы начнем лепить грибы.
Пальчиковая игра «Грибы»
Топ-топ – пять шагов Идут на месте.
В туесочке пять грибов Переплетают пальцы «корзиночкой»
Мухомор красный- Показывают пять пальцев, поочередно
Гриб опасный. массируя каждый палец,
А второй лисичка- начиная с большого.
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб- белый,
Ешь его смело.
Дети садятся за столы.
В.- Ребята, я предлагаю слепить грибное лукошко и наполнить его разными грибами, только съедобными и подарить Лунтику.
Дети сначала лепят грибное лукошко, а затем грибы.
В.- Молодцы! Слепили только съедобные грибы, красивые получились они у вас.
Л.- Спасибо вам, ребята. Я корзиночку с грибами подарю бабе капе. Она приготовит вкусный пирог с грибами. До свидания, ребята!
Д.- До свидания, Лунтик!
В.- Я по лесу по осеннему бреду
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березнячку – подберезовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб – боровик.
В.- Ребята, понравилось вам занятие?
Д.- Да! Было интересно. Приходил Лунтик, мы ему помогли собрать съедобные грибы.
В.- А что нового сегодня вы узнали? О чем вы расскажите своим близким, друзьям?
Д.- Что грибы бывают съедобные и несъедобные, что у них есть грибница, собирать их нужно осторожно, чтобы не повредить.
В.- Ребята, будьте внимательны и осторожны. И помните правила хорошего грибника «НЕ всякому грибу место в лукошке»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеёк»
Конспект беседы в средней группе на тему:
«Грибы – съедобные и не съедобные».
Воспитатель:
Сметанина И.Н.
г.о.г. Выкса 2017г
Цель: формировать знания детей о грибах.
Задачи:
Образовательные задачи:
Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и роста грибов.
Дать детям представления о правилах сбора грибов.
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, память, воображение, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать экологическую культуру, умение правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, сюжетных картин на тему «Грибы», загадывание загадок, разучивание пальчиковых игр.
Планируемый результат:
Дети должны знать:
– какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;
– основные виды съедобных и несъедобных грибов;
– правила поведения при сборе грибов в лесу;
– использовать активный словарь по теме.
Ход беседы.
Дети занимаются игровой деятельностью. Слышатся звуки в дверь.
Дети подходят к воспитателю и говорят, что к нам кто-то стучится.
– Ребята, как вы думаете, кто это может быть? (предположения детей).
В группу вносится корзинка с муляжами грибов и письмо от старичка – лесовика. Так кто же оставил нам эту корзину?
(это дедушка Лесовик).
В письме загадка:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листья у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
Ребята, эти грибы собрал для нас старик Лесовик
– Ребята, так о чём сегодня пойдёт речь? Правильно о грибах. А вы знаете, кто это такие? (ответы детей). Мы все любим собирать грибы, а они бывают съедобные и несъедобные.
Грибы – это не растения, и не животные, поэтому их и называют загадочными созданиями. Их можно встретить везде. Как вы думаете где? (ответы детей).
Грибы можно встретить: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в лесу
– А где встречали их вы? (в лесу).
Давайте вспомним, как это было.
Дети рассказывают:
В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Пальчиковая игра «Грибы».
– Каких только грибов нет в лесу. Лесные красавцы – эти грибочки!
Воспитатель: Многие думают, что грибы растут сами по себе. Но это не так. Грибница спрятана в почве. Состоит она из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Грибы поодиночке не растут.
– Ребята, а вы знали раньше об этом? Так почему же грибы не растут поодиночке?
Предложить детям рассмотреть плакат (грибница, тонкие нити, изображение грибов). Многие лесные грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
Из корзинки воспитатель достаёт гриб.
– Ребята, посмотрите, кто знает этот гриб? Как он называется? (белый). Белый гриб растёт только в лесу. Его ещё называют боровиком, растёт он на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, но может быть и желтоватая или бурая. Низ шляпки, как губка – губчатый, желтоватого цвета с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб, действительно, на изломе белый.
Достаёт из корзины грибы один за другим.
– А как называются эти грибы? Рыжики растут под соснами и елями.
А этих красавцев знаете? Ну, конечно, это подосиновики. А где они растут, уже догадались? Правильно, под осиной, поэтому, так и называются.
А вот этот удивительный гриб узнали?. Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей). Правильно, за сходство его окраски с цветом лисьего меха. (Рассматривают гриб). Шляпка у лисички не отделяется от ножки, как у других грибов. Есть у лисички очень ценная для грибников особенность. Ребята, может вы, знаете какая? (ответы детей). Они никогда не бывают червивыми. Старые лисички высыхают или загнивают, но в них никогда не поселяются другие насекомые. Ребята, так какие съедобные грибы вы знаете? (ответы детей).
Эти грибы очень питательные и вкусные. Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы.
– Дети, кто знает, какие? (ответы детей). Правильно, бледная поганка и мухомор. Но самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Съешь её, и умрёшь. Шляпка у неё в центре как шар, а по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью, обычно в лиственных лесах, реже в хвойных.
На самом дне корзины лежит мухомор.
– А этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, – он опасный.
Дети: мухомор.
Мухомор – самый нарядный гриб. Его вы ни с чем не спутаете Шляпка у него…ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. А знаете что? Мухомор – гриб не такой простой. Людям его можно есть? (нет, он ядовитый и опасен). А вот многим лесным жителям без него не обойтись. Почему? (размышления детей).
– Ребята, как вы думаете, кто из животных может, есть мухомор? Правильно, белочки иногда сушат их на зиму. А ещё и и сороки. А лоси проглатывают их целиком, иногда несколько штук за один раз. Зачем? (ответы детей). Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то!
– Ребята, так о каких грибах вы сегодня узнали? Какие из них съедобные, а какие ядовитые – несъедобные? (ответы детей).
– Что общего между мухомором и бледной поганкой? (это ядовитые, несъедобные грибы).
– Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор: пройдёте мимо или собьёте ногой? Почему? (мухомор нужен животным).
– Ребята, а почему говорят, что маленький и старый гриб не надо срывать? (маленький должен вырасти, а старый в пищу не годится – пусть им лесные жители полакомятся).
– А вы любите собирать грибы вместе папами и мамами? (да, очень любим…)
– А теперь, подумайте и скажите, как правильно собирать грибы в лесу? (ответы детей).
Воспитатель: Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет, ногами не собьёт. Они нужны лесу. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется, как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не забывайте об этом.
– Ребята, давайте напишем Лесовику письмо, поблагодарим его за грибы, а корзину с мухомором вернём в лес. Лесным зверям мухомор ещё пригодится. Я тоже надеюсь, что Вы, ребята, запомнили, как нужно собирать грибы и будете стараться не навредить лесу.
Воспитатель предлагает детям поиграть игру «Собери грибы в лукошко». На полу разложены разные картинки с грибами: съедобные и несъедобные. Звучит музыкальный фон, дети собирают в корзинки грибы. В конце игры дети объясняют, почему они собрали именно эти грибы. Проверяет, правильно ли дети запомнили съедобные грибы. Делает акцент на то, что дети не трогали ногами несъедобные грибы, потому что они пригодятся диким животным. Благодарит детей за их знания, и желания научиться правильно вести себя в лесу при сборе грибов.