Беседа о пользе сна в средней группе
Светлана Понкратова
Конспект проведения беседы на тему: «Зачем человеку сон?»
Цель: расширять знания детей с ограниченными возможностями об организме и его функциях, формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Материал: тематические слайды «Сон и человек», памятка «Здоровый сон».
Ход:
– Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
– А как вы думаете, что такое сон?
– Сон – это состояние человека, при котором всё его тело отдыхает.
(рассказ воспитателя сопровождается показом тематических слайдов)
– Как вы думаете, зачем человек должен спать?
– Во время сна тело работает в спокойном замедленном ритме. Человек отдыхает и набирается сил.
– Сон позволяет мозгу развиваться, а телу расти.
– Глаза слипаются, мы зеваем, пришло время спокойно лечь, чтобы поспать.
-Мы не остаёмся в своей любимой позе всю ночь, а бессознательно ворочаемся.
– Маленьким детям нужно спать и днём и ночью, чтобы лучше расти и не болеть.
– А чтобы сон был крепким и спокойным, надо перед сном выпивать стакан тёплого молока. Ещё можно лечь в кровать со своей любимой мягкой игрушкой.
– Сколько же надо спать?
– В среднем взрослый человек должен спать 8 часов. Детям рекомендуется спать 9-10 часов. Свежий воздух, прогулки, спокойные игры, водные процедуры и чистая постель ускоряют наступление сна, увеличивают его продолжительность. Мешают спать плотный ужин перед сном, крепкий чай или кофе, шумные игры и поздний просмотр телепередач.
– Если вы мало спите, то ухудшается настроение, вы хуже работаете на занятиях.
– Ложиться спать лучше в одно и то же время. Перед сном нужно проветрить спальное помещение. Свежий воздух поможет быстрее заснуть, и сон будет крепким
– Очень часто многие дети не хотят отдыхать, пораньше ложиться спать. Так полезен и нужен сон? Так давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Внимательно послушайте одну историю. – Один мальчик,решил понаблюдать: что произойдёт, если он один вечер ляжет спать вовремя, а в другой вечер ляжет поздно. Свои наблюдения он записывал в личный дневник. Вот его записи. 1 день. Вечером лёг спать в 9 часов. Утром проснулся в 7 часов, сделал зарядку и с хорошим настроением пошёл в школу. На уроках активно работал. 2 день. Смотрел фильм по телевизору, который закончился в 11 часов вечера. Сразу заснуть не удалось. Утром не хотел просыпаться и идти в школу, болела голова, было плохое настроение. На уроках хотелось спать. Слипались глаза. 3 день. Сегодня решил спать лечь вовремя, то есть в 9 часов вечера. Утром проснулся бодрым, весёлым и отправился в школу. На уроках было очень интересно.
– Ребята, как вы считаете, почему такое могло произойти? Зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя? (дети высказывают своё мнение, доказывают)
– А после, какой детской передачи вы обычно ложитесь спать? («Спокойной ночи, малыши!»)
– Назовите имена главных героев этой передачи.
– Главные герои это – Хрюша, Филя, Степашка, Каркуша (демонстрация слайдов).
– Какие слова говорят, когда человек ложится спать? (Спокойной ночи, приятных снов)
«Спать ложатся все:
И бычок, и хомячок, и светлячок.
Спать ложатся пятачки
Прячут хвостики – крючки
И не жалко добрых слов
Всем сказать: «Приятных снов». Е. Еремеев.
Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Это пальчик уж заснул.
«Тише, пальчик не шуми,
Братиков не разбуди».
Встали пальчики – «Ура!»
В школу им идти пора!
-Когда мы спим, нам иногда снятся сны. Однако мы не всегда вспоминаем свои сновидения!
-Бывают сны добрые, хорошие и нам не хочется просыпаться. (демонстрация слайда)
-А бывают страшные сны, в которых отражаются неприятности и страхи, пережитые в настоящей жизни. (демонстрация слайда) – Когда человек спит, то видит сны. Некоторые люди спят так крепко, что на утро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать свои сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений – сонники. (демонстрация слайда) Например,если во сне увидел:
• Огоньки – к встрече с друзьями.
• Пожар – к радости.
• Собаку – к дружбе
• Число 7 – к счастью.
• Мочалку – к ссоре.
• Речка – разговор
• Мясо – болезнь
• Змея – неприятность
• Кровь – жди родственников
– Итак, подошла к концу наша беседа. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить веселей и жить будет легче. – Ребята, сегодня мне хочется похвалить вас всех. Вы хорошо работали! Спасибо!
Источник
Конспект занятия
по валеологии
в средней группе
Тема: «Если сладко спиться, сон хороший снится»
Воспитатель Гладкова Любовь Ивановна
Программное содержание:
1. Дать детям понятие о сне;
2. Показать значение сна в жизни человека;
3. Объяснить детям физиологию сна;
4. Ознакомить с основными гигиеническими правилами сна.
5. Развивать гигиенические навыки и умения детей.
6. Воспитывать в себе чувство ответственности, чтоб не нарушать режим дня.
7. Активизация словаря: Дремушка, прищепки, кувшин.
Предварительная работа:
1. Знакомство с постельными принадлежностями.
2. Посещение прачечной в детском саду.
3. Выставка детских рисунков “Волшебные сны”.
4. Игры детей с куклами.
5. Подбор народных колыбельных песен: “Спят усталые игрушки” ( сл. З.Петровой, муз. А.Островского)
Оборудования:
1. Опорные схемы “Гигиена сна”,
2. иллюстрированные картинки с туалетными принадлежностями,
3. детские кровати,
4. куклы,
5. пастельные принадлежности,
6. аудиокассеты,
7. художественные книжки.
Методические приёмы:
1. Сюрпризный момент;
2. Выставка гигиенических принадлежностей;
3. Стихи; ( С. Маршак “Вот тебе под спинку”, “Колыбельная”, В. Нестерёнок “Хитрая подушка”, Ф. Пестряков “За окном шумят метели”
4. Проблемная ситуация “Гигиена сна”
5. Физминутка;
6. Игры;
7. Отгадывания загадок;
8. Итог.
Ход занятия
В комнате стоят кукольные кроватки, на которых лежат постельные принадлежности, сшитые руками родителей. Звучит спокойная мелодия, дети с игрушками заходят в зал.
Ведущий:
Он на цыпочках приходит и на цыпочках уходит.
У кого закрыты глазки, тем рассказывает сказки.
Ребята, как вы думаете, о ком эта загадка? (Сон)
Правильно, это загадка о сне.
В комнату заходит Дремушка. (идет на цепочках, осторожно)
Ведущий:
Тихо – тихо, в наши двери входит – Дрёмушка,
Не аукать, не кричать, а баюкать и качать.
Тихон песенку поет, сны ребятам раздает:
Дремушка:
“В этом сне – воздушный шарик, в этом сне – собака Шарик.
В этом – голуби летят, в этом – дети спать хотят”.
Дремушка:
Здравствуйте, мои милые друзья! Я каждый вечер прихожу в ваши дома, неслышно, не видно. Но в некоторых домах мне не хочется долго задерживаться.
Как вы думаете, почему? (громко играет музыка, члены семьи по телевизору смотрят страшные фильмы, капризничают и громко разговаривают дети и т.д.)
Дремушка:
Как вы думаете, в каких квартирах по вечерам перед сном мне комфортно и уютно?
Ребенок:
Я умею на кроватке простыню расправить гладко.
И у скомканной подушки кулачком задвинуть ушки.
(Подходит к кроватке и согласно тексту выполняет движения, кладет в кроватку “спать” свою игрушку)
Ребенок:
(с игрушечной кошкой, читает строчки стихотворения и выполняет действия, согласно тексту)
Вот тебе под спинку, мягкую перинку…
Сверху на перинку – чистую простынку.
Вот тебе под ушки – белые подушки,
Одеяло на пуху и платочек наверху….. С. Маршак
Звучит песня “Спят усталые игрушки”, дети подпевают, покачивая свои игрушки.
Ребенок:
Так привыкли мы к порядку: ровно девять!
Все в кроватку. На бочок и молчок.
(Дети укладывают спать в кроватки свои игрушки)
Ребенок:
Наши детки, наши детки, крепко спят.
Наши детки, наши детки, потихонечку сопят.
Дремушка:
Ребята, расскажите и покажите, что вы делаете каждый вечер перед сном.
Дети по очереди показывают имитирующие движения, остальные повторяют:
чистят зубы; полощут рот; моют ноги; одевают пижаму.
Дремушка:
Ребята, перед сном обязательно нужно проветрить комнату, где вы будите
спать, нужно, чтобы к вам в комнату залетел свежий ветерок.
Дремушка проводит с детьми физминутку:
С бугорка на бугорок ловко прыгал ветерок – прыжки на мете то на правой ноге, то на левой
По дорожке он бежал – бег по кругу ( на месте).
В лужу весело упал – лечь на спину, упражнение “жуки”
Только вовсе не намок этот ловкий ветерок. – хлопки в ладоши.
Игры
1. “Кто быстрее наденет на подушку наволочку”
2. “Готовимся ко сну” – с одного столика на другой переносим только те предметы, которые нам нужны перед сном (зубная паста, карандаши, пижама, банты, расческа, кувшин с водой, мыло, полотенце, прищепки, ложка и т.д.)
3. Стихи и ситуации.
Темы
1 часть стихотворения
1 половина задания
2 часть стихотворения
2 половина задания
Гигиена сна
Всем пора ложиться спать, ждет уютная кровать.
Мама с папою зевают,
рот ладошкой прикрывают.
Выключают верхний свет, мне причин бояться нет!
Прочитать строчки стихотворения.
Как дети готовятся ко сну?
Бывает ли им страшно оставаться одним в сальной комнате?
Посажу в дверях щенка, вход пусть стережет пока.
Мишка, зайка на ночь спать
улеглись в мою кровать.
Спят уже все, лишь я не сплю, темноту я стерегу.
Что можно посоветовать детям, которые боятся темноты?
Дети читают стихи:
“Колыбельная”
Стали звездочки ясней – засыпай-ка поскорей!
Может быть, тебе приснится яркое перо жар-птицы,
Или аленький цветочек, иль конечек-горбунок.
В темном небе месяц светит, словно цветик-семицветик,
Звездный хор поет: “Бай-бай! Спи, Танюша, засыпай!”
“Хитрая подушка”
Просит вечером подушка: – Положи меня под ушко.
Очень хочется, Антон, посмотреть твой первый сон. В. Нестеренок
“За окном шумят метели”
За окном шумят метели…
За окном шумят метели, горы снега намело.
А в кроватке, на постели, так уютно, так тепло. Ф. Пестряков
Звучит спокойная музыка, детям предлагают закрыть глаза и послушать музыку.
Через некоторое время дети открывают глаза.
Ведущий: к сожалению, наша встреча подошла к концу.
Источник
Конспект проведения беседы на тему: «Зачем человеку сон?»
Цель: расширять знания детей с ограниченными возможностями об организме и его функциях, формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Материал: тематические слайды «Сон и человек», памятка «Здоровый сон».
Ход:
– Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
– А как вы думаете, что такое сон?
– Сон – это состояние человека, при котором всё его тело отдыхает.
(рассказ воспитателя сопровождается показом тематических слайдов)
– Как вы думаете, зачем человек должен спать?
– Во время сна тело работает в спокойном замедленном ритме. Человек отдыхает и набирается сил.
– Сон позволяет мозгу развиваться, а телу расти.
– Глаза слипаются, мы зеваем, пришло время спокойно лечь, чтобы поспать.
-Мы не остаёмся в своей любимой позе всю ночь, а бессознательно ворочаемся.
– Маленьким детям нужно спать и днём и ночью, чтобы лучше расти и не болеть.
– А чтобы сон был крепким и спокойным, надо перед сном выпивать стакан тёплого молока. Ещё можно лечь в кровать со своей любимой мягкой игрушкой.
– Сколько же надо спать?
– В среднем взрослый человек должен спать 8 часов. Детям рекомендуется спать 9-10 часов. Свежий воздух, прогулки, спокойные игры, водные процедуры и чистая постель ускоряют наступление сна, увеличивают его продолжительность. Мешают спать плотный ужин перед сном, крепкий чай или кофе, шумные игры и поздний просмотр телепередач.
– Если вы мало спите, то ухудшается настроение, вы хуже работаете на занятиях.
– Ложиться спать лучше в одно и то же время. Перед сном нужно проветрить спальное помещение. Свежий воздух поможет быстрее заснуть, и сон будет крепким
– Очень часто многие дети не хотят отдыхать, пораньше ложиться спать. Так полезен и нужен сон? Так давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Внимательно послушайте одну историю. – Один мальчик, решил понаблюдать: что произойдёт, если он один вечер ляжет спать вовремя, а в другой вечер ляжет поздно. Свои наблюдения он записывал в личный дневник. Вот его записи. 1 день. Вечером лёг спать в 9 часов. Утром проснулся в 7 часов, сделал зарядку и с хорошим настроением пошёл в школу. На уроках активно работал. 2 день. Смотрел фильм по телевизору, который закончился в 11 часов вечера. Сразу заснуть не удалось. Утром не хотел просыпаться и идти в школу, болела голова, было плохое настроение. На уроках хотелось спать. Слипались глаза. 3 день. Сегодня решил спать лечь вовремя, то есть в 9 часов вечера. Утром проснулся бодрым, весёлым и отправился в школу. На уроках было очень интересно.
– Ребята, как вы считаете, почему такое могло произойти? Зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя? (дети высказывают своё мнение, доказывают)
– А после, какой детской передачи вы обычно ложитесь спать? («Спокойной ночи, малыши!»)
– Назовите имена главных героев этой передачи.
– Главные герои это – Хрюша, Филя, Степашка, Каркуша (демонстрация слайдов).
– Какие слова говорят, когда человек ложится спать? (Спокойной ночи, приятных снов)
«Спать ложатся все:
И бычок, и хомячок, и светлячок.
Спать ложатся пятачки
Прячут хвостики – крючки
И не жалко добрых слов
Всем сказать: «Приятных снов». Е. Еремеев.
Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Это пальчик уж заснул.
«Тише, пальчик не шуми,
Братиков не разбуди».
Встали пальчики – «Ура!»
В школу им идти пора!
-Когда мы спим, нам иногда снятся сны. Однако мы не всегда вспоминаем свои сновидения!
-Бывают сны добрые, хорошие и нам не хочется просыпаться. (демонстрация слайда)
-А бывают страшные сны, в которых отражаются неприятности и страхи, пережитые в настоящей жизни. (демонстрация слайда) – Когда человек спит, то видит сны. Некоторые люди спят так крепко, что на утро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать свои сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений – сонники. (демонстрация слайда) Например, если во сне увидел:
• Огоньки – к встрече с друзьями.
• Пожар – к радости.
• Собаку – к дружбе
• Число 7 – к счастью.
• Мочалку – к ссоре.
• Речка – разговор
• Мясо – болезнь
• Змея – неприятность
• Кровь – жди родственников
– Итак, подошла к концу наша беседа. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить веселей и жить будет легче. – Ребята, сегодня мне хочется похвалить вас всех. Вы хорошо работали! Спасибо!
Источник
Конспект НОД
«Сон – лучшее лекарство»
с использованием коммуникативных игр
для детей старшего дошкольного возраста
Предварительная работа с детьми:
1.Разучивание стихов.
2.Чтение и разбор стихотворения С.Михалкова «Не спать!»
3.Отгадывание загадок.
4.Прослушивание колыбельных.
5.Разучивание оздоровительных минуток, пальчиковой гимнастики.
6.Игра «Хорошо – плохо», «Полезно – вредно».
7.Заправка постелей, наволочек.
8.Сюжетно-ролевые игры «Стоматология», «Дочки-матери».
9.Рассматривание энциклопедий.
Необходимое оборудование:
1.TV, DVD, магнитофон, аудио кассета.
2.Опорные схемы «Гигиена сна».
3.Мольберт.
4.Магнитики.
5.Карточки с числами.
6.Рисунки с изображением людей разного возраста.
7 Набор разных предметов для игры «Готовимся ко сну».
8. Загадки в рисунках.
9. Картинка человеческого мозга.
Методические приёмы:
1.Отгадывание загадок.
2.Просмотр картинок спящих животных по DVD.
3.Проблемная ситуация: «Продолжительность сна».
4.Оздоровительная минутка «Зёрнышко».
5. Пальчиковая гимнастика «Спал цветок волшебным сном».
6. Игры «Хорошо – плохо», «Готовимся ко сну», «Кто быстрее наденет на подушку наволочку».
7. Итог.
Задачи:
1.Дать детям понятие о хорошем сне.
2.Показать значение сна в жизни человека.
3.Ознакомить с основными гигиеническими правилами сна.
4.Развивать умение рассуждать, делать выводы.
5.Учить заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью.
6.Воспитывать дружеское отношение к сверстникам.
7.Развивать внимание, мелкую моторику.
8.Активизация словаря: полноценный здоровый сон, гипноз, мозг.
Ход занятия:
– Здравствуйте (здороваются с гостями).
– Ребята, я знаю, что вы любите загадки. Я приготовила вам ещё одну. (Показывается картинка: слон, очки, ножницы. Дети отгадывают зашифрованное слово – сон)
– Как вы догадались? (ответы детей)
(По первым буквам этих слов : слон – , буква С
очки – , буква О
ножницы – буква Н
– Человек и любое животное не может жить не только без кислорода, воды, пищи, но и без сна! Мы с вами уже говорили, что осенью вся природа засыпает. Давайте посмотрим, как спят животные.
( Показываются на DVD спящие животные, а дети по возможности комментируют)
– А летучие мыши спят днём, причём так, как никто – вниз головой!
Интересно, для чего же необходим сон? (дети отвечают).
(Сон необходим человеку для отдыха, чтобы отдохнули мышцы и связки,
желудок и кишечник, сердце и лёгкие).
– Очень нужен отдых нашему мозгу (показывается картинка).
– Мозг – важный орган. Он управляет всем нашим организмом.
София (или Никита), что будет, если ты не выспишься? (ответы детей).
( Если человек не высыпается, то он становится рассеянным, у него плохое настроение, появляется усталость, раздражительность).
– Организм ослабевает и к такому человеку «липнут» все болячки. Недаром в народе говорят: «Сон – лучшее лекарство». После полноценного здорового сна
человек просыпается абсолютно здоровым, бодрым и весёлым. Древние греки
настолько ценили здоровый, полноценный сон, что придумали даже божество
сна. Звали этого бога – ГИПНОС.
(Показывается картинка, дети рассматривают и комментируют).
Дополнительная информация для детей:
Юный бог сна – Гипнос. Вместо ушей – крылья.
Он беззвучно носится на своих крыльях над землёй с головками мака в руках
и льёт из рога снотворный напиток.
– А теперь я превращаю вас всех в маленькие зёрнышки (сели все: исходное положение – стоя, ноги согнуты в коленях, руки собраны в замок над головой,
параллельно полу). Это зёрнышко посадили в землю, дождик его полил,
солнышко пригрело его своими лучиками и зёрнышко стало расти.
(Под музыку Э. Грига «Утро»: медленно выпрямляем ноги, затем туловище,
руки через стороны поднимаем вверх, соединяем над головой ладонями в середину. Тянемся всем телом за руками).
– Молодцы! Какие вы стройные, высокие и красивые. А теперь поиграем с пальчиками.
( Пальчиковая гимнастика «Волшебный цветок»).
Спал цветок волшебным сном (кулачки крепко сжаты)
Был закрытым, но потом…
Показался лепесток, (распрямить большой палец)
А за ним его дружок, (распрямить указательный палец)
Вот и третий не проспал, (распрямить средний палец)
И четвёртый не отстал, (распрямить безымянный палец)
Вот и пятый лепесток (мизинец)
И раскрылся весь цветок!
Садитесь, пожалуйста.
– Как вы думаете, сколько часов должен спать человек?
(ответы детей)
– Все ли должны спать одинаковое количество времени?
(Показываются карточки 3-х разных возрастов: младенца, дошкольника,
взрослого человека).
– Кто хочет расставить карточки для младенца? Дошкольника? Взрослого?
Младенец Дошкольник Взрослый
15 6 7
18 10 8
– А теперь давайте сравним с правильными ответами (дети сами исправляют)
– Посмотрите внимательно, какую закономерность вы заметили?
( Ответы детей. Делаем вывод: чем старше человек, тем сон короче).
– Каждый дошкольник должен спать 10 часов ночного сна и 1.5 часа – дневного:
в тихий час.
– Скажите, пожалуйста, во сколько вы ложитесь спать вечером дома?
( Ответы детей).
– Вы должны ложиться спать в 9 часов вечера и вставать примерно в 7 часов утра,
чтобы получить полноценный сон.
– А теперь давайте подумаем, что хорошо, а что плохо делать перед сном.
Возьмите карточки на столе. Внимательно их рассмотрите и положите на стол
в нужное место.
Игра «Хорошо – плохо» (по гигиене сна).
(Дети кладут карточки, комментируя).
- Чистить зубы.
- Мыть ноги.
- Принимать душ.
- Проветривать комнату.
- Спать на прогибающейся кровати.
- Смотреть страшные фильмы.
- Поднимать тяжесть.
- Наедаться перед сном.
– Молодцы! Правильно!
– Вот у меня есть 2 подушки, а к ним 2 наволочки. Что мы будем делать?
(Ответы детей).
– Сейчас посмотрим, кто у нас ловкий.
(Выбирается одна девочка и один мальчик, они надевают наволочки на
подушки).
– Молодцы! Здорово!
– Вы уже узнали много нового и полезного про сон. Предлагаю вам ещё одну
игру.
Игра «Готовимся ко сну»
Описание игры: на столе лежат разные предметы: подушка, тазик, полотенце, расчёска, зубная паста и щётка, пижама, мягкая игрушка, книжка, мяч,
скакалка, бантик, муз. инструменты, ложка, конструктор, диск со страшилками,
и др.
Задача: перенести с одного стола на другой предметы, нужные для сна.
Ф/м «Про жучка» (Стоят в кругу).
Под листочком жук уснул
Он проснулся, улыбнулся, потянулся.
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
– О чём мы сегодня говорили?
(Ответы детей).
– Почему же считают, что сон – лучшее лекарство?
(Ответы детей).
– Правильно, умнички! Вы заслужили самые приятные слова, давайте
подарим их друг другу, передавая в руки цветок.
Пожелания детей: самый (самая) сильный, ловкий, добрый, красивый, ласковый, весёлый, скромный, смелый, мужественный, хороший.
– Спасибо всем за то, что вы так активно работали! Я надеюсь, что вы будете всегда соблюдать правила здорового сна!
Пусть вам приснится в тихий час сладкий волшебный сон, а потом мы его нарисуем.
Источник