Беседа о вреде и пользе солнца в средней группе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
в средней группе
Тема: “Солнце – польза и вред”
Выполнила: Тиликайнен М.С.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 п. Калевала»
Цели:
Обобщать и расширять знания детей о пользе и вреде солнца в летний период. Формировать умение правильно использовать природно – оздоровительные ресурсы в летний период.
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей, любознательность в процессе игр – экспериментов с зеркалами и солнцем.
Учить детей в речи отражать свои результаты своих наблюдений.
Оборудование: кукла Незнайка, маленькие зеркальца по количеству детей
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Я сегодня к вам пришла не одна, а с другом Незнайкой! Вы ведь знаете, что Незнайка живет в Солнечном городе, и я хотела его попросить рассказать вам о пользе и вреде солнечных лучей, но оказалось, что даже Незнайка, живя в таком прекрасном городе с таким названием никогда не задумывался, чем же полезно для нас солнце.
А вы, как думаете ребята? (ответы детей)
Ну, тогда слушайте мой рассказ.
Жил Незнайка в своем Солнечном городе и никогда не задумывался, почему ему так хорошо, когда светит солнце, хочется сделать много разных дел, хочется улыбаться, веселиться и наоборот, когда его нет становиться очень грустно.
Так вот ребята, солнечный свет очень полезен для нашего организма. Влияние солнечных лучей на все живое трудно переоценить. Без солнца нет жизни, благодаря солнышку цветут цветы, растут растения и на планете есть жизнь.
Полезность солнечных лучей мы с вами ощущаем в виде тепла и света. Дело в том, что солнце излучает целый спектр волн, начиная от цветных и заканчивая невидимыми.
К невидимым, относятся ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Видеть мы их не можем, но зато ощущаем в виде тепла. Невидимые лучи оказывают на наш организм большое влияние.
Гуляя на солнышке, мы с вами получаем огромный заряд энергии и здоровья.
Солнышко полезно для нас еще тем, что вырабатывает гормон радости, его еще называют “серотонином”, поэтому у нас с вами такое прекрасное настроение, когда оно ярко светит.
А еще под действием солнца наш организм вырабатывает витамин “Д”, так называемый “солнечный витамин”, который укрепляет наши кости, способствует укреплению иммунитета, что бы мы реже болели.
Поэтому живя с вами на севере, где совсем мало светит солнце, ваши родители везут вас в теплые края – на море, где тепло и ярко светит солнышко. Не зря ведь есть такая поговорка: “Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!”
Как вы думаете, ребята, раз солнце такое полезное нужно как можно больше загорать и находиться на солнышке? (ответы детей)
Нет, это не совсем верно, ведь солнце может нанести не только пользу нашему организму, но и вред нашему здоровью.
Я думаю, все вы знаете, что нельзя на солнышке долго находиться и загорать.
Незнайка ты помнишь, что с тобой приключилось, когда ты долго загорал на солнышке?
Мы на солнце полежали
и друг друга не узнали,
кто же мы ребятки
или шоколадки?
Загорать ребятки нужно постепенно, сперва это будут несколько минут, потом чуть больше и так далее, но не в коем случае не следует находиться на жарком солнце целый день, что бы не получить солнечные ожоги.
Необходимо так же помнить о защите головы, обязательно надо носить головной убор, Незнайке нашему повезло, ведь он никогда не расстается со своей красивой шапочкой, поэтому ему не страшен солнечный удар.
Не стоит забывать и о защите наших глаз от ярких солнечных лучей.
Все мы с вами помним, как приходя с улицы в здание, мы ощущаем, как будто мы с вами ничего не видим. Глазки можно защитить с помощью солнечных очков.
Вот теперь Незнайка ты сможешь рассказать своим друзьям о пользе и вреде солнца. Правильно принимая “солнечные ванны” мы укрепим свой организм: будем крепкими, здоровыми и сильными.
А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть с Незнайкой в игру “Солнечный зайчик”, давайте возьмем с вами маленькие зеркала, направим их на солнышко и посмотрим, чей же солнечный зайчик убежит быстрей.
Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики,
Мы зовём их – не идут,
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там – и нет их там.
Были там – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли!
Мы нигде их не нашли.
Молодцы ребята, какие у вас быстрые солнечные зайчики.
Ребята скажите, а как появляется солнечный зайчик? Кто догадался?
( ответы детей)
Правильно, солнышко, попадая на наше зеркальце отражается в нем и попадает на стену или в пол. Если мы будем двигать зеркало, то и этот лучик будет двигаться.
Ребята, а какого цвета солнечный зайчик? (ответы детей)
Оказывается, солнечный зайчик — это солнечный луч, и он вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Наш солнечный луч многоцветный, только это можно увидеть через специальное стеклышко призму.
Ребята, давайте проводим Незнайку в Солнечный город и подарим для его друзей наши зеркальца, что бы они тоже поиграли с солнечными зайчиками.
Скажите, что полезного вы узнали о солнце? Как вы посоветуете себе и Незнайке укрепить свое здоровье летом? (ответы детей)
Молодцы! Теперь вы знаете как себя правильно вести на улице в летний период, чтобы не навредить своему здоровью, а получить только пользу.
Источник
Конспект занятия
по познавательно – исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет
«ЗДРАВСТВУЙ, СОЛНЫШКО!»
Воспитатель: Федоровых Маргарита Геннадьевна
Цель:
Формирование познавательной активности у детей о СОЛНЦЕ, как источнике света
Задачи:
- Совершенствовать элементарные представления у детей о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир;
- Развивать наблюдательность, любознательность;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость
План:
1. Беседа «Что такое Солнце?..»
2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
3. Опыт «Солнечные зайчики»
4. Рисование «Веселое солнышко»
5. Игра «День- ночь»
6. Просмотр мультфильма «Петушок и солнышко»
7. Чтение сказки Алябьева Е. А. «Как солнышко заболело»
Ход занятия:
УТРО
1. БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ СОЛНЦЕ?..»
Воспитатель:
Колокольчик синенький прозвенел букашке:
– Ты скажи мне, милая, что там за ромашка
Выросла над облаком жёлтая такая,
Яркая, лучистая, очень уж большая?
– Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется,
– Это крупное светило под названьем…
(ответы детей)
– Правильно! Сегодня мы поговорим о солнце.
– Солнце — что это?
(ответы детей)
Солнце – это большая звезда в Солнечной системе, вокруг которой осуществляют вращение другие объекты системы.
Люди издавна поклонялись Солнцу как божеству и устраивали в его честь различные праздники. На Руси такими праздниками являлись Масленица. В честь Солнца сочинялись заклинания, песни, устраивались игры.
Солнце имеет магнитное поле. Есть люди, которые чувствительны к магнитным бурям, происходящим на Солнце. У них эти процессы вызывают ухудшение самочувствия и головную боль.
Современные ученые располагают большим количеством оборудования и знаний для всестороннего изучения Солнца. Сегодня наблюдения за солнцем и его съёмки проводят с аэростатов, спутников, ракет и космическим станций.
2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «СОЛНЫШКО»
– Посмотрите, какое яркое солнышко! От его света нам становится веселее. Протяните ладони к солнышку, погрейте их.
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(шевелят пальцами обеих рук)
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(делают хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем
(круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем.
(поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
3. ОПЫТ «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
Цель:
Формирование интереса к изучению окружающего мира
Задачи:
- Научить детей находить отражение «солнечного зайчика» и следить за его перемещением;
учить соблюдать правила игры; - Развивать умение ориентироваться в пространстве;
Условие: солнце
Дети берут зеркала, можно металлические предметы и направляют на стену отражение света.
4. РИСОВАНИЕ «ВЕСЕЛОЕ СОЛНЫШКО»
5. ИГРА «ДЕНЬ- НОЧЬ»
Цель:
Развивать ловкость, внимание, умение быстро бегать
Ход игры:
Участники делятся на две команды: «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.
Воспитатель говорит:
«Приготовиться!» – а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой домик, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, только до границы дома убегающих.
Подсчитывается количество пойманных детей, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.
Игра повторяется 4-6 раз.
Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.
6. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «Петушок и Солнышко
ВЕЧЕР:
7. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Е.А. Алябьева «Как Солнышко заболело»
Высоко на Небе, куда и рукой не достать, и птице не долететь, жило в великолепном золотом дворце Солнце. Оно было таким огромным, что могло своим теплом обогревать всю Землю. Телом оно походило на Колобок — такое же круглое, поэтому могло катиться по небу с Востока на Запад.
Солнце видело абсолютно все, что происходило днем на Земле. Однако посплетничать об этом ни с кем не могло, потому что никто не смел приблизиться к нему из-за страха сгореть. Такое оно было огненное. А кричать издали неудобно. Да и Ветер все время мешал своим шуршанием. Грустно и скучно, когда никому ничего нельзя сказать, поделиться своими мыслями, впечатлениями. Но что поделаешь, короли часто бывают одинокими. А Солнце на небе было настоящим королем! Если бы его величество однажды погасло, перестало светить и греть, то все живое на Земле погибло бы.
Характер у Солнца был и мужской и женский, потому что имя «Солнце» среднего рода — оно.
Когда оно было добрым и нежным, все живое на Земле радовалось, ликовало, росло, благоухало, нежилось под ласковыми лучами. Когда же Солнце сердилось, злилось, на земле выгорала вся растительность, высыхали реки и озера, мелели даже моря, земля становилась похожей на треснувшую корку.
Когда настроение у Солнца менялось, оно само выбирало, где ему греть сильнее, а где совсем не греть. Поэтому в Африке было так жарко, что даже кожа у людей стала коричневого цвета, а земля похожей на красную пыль, а на севере несколько месяцев Солнца не видели вообще, господствовала полярная ночь. На юге оно светило и грело круглый год, а на востоке и западе согревало людей, животных и растения только весной и летом, а зимой было почти холодным.
Когда у Солнца болела голова или живот, а это было похоже на ураган, на Земле все живое и разные приборы чувствовали это. У людей тоже начинала болеть голова, а приборы отказывались работать правильно.
Утром, когда Солнышко вставало, оно не нежилось в постели, как все мы. Из-за множества дел ему некогда было залеживаться. Оно умывалось капельками, взятыми из облаков, расчесывало свои длинные волосы-лучи золотым гребнем, выпивало из золотого кубка золотой напиток, доставало свою подзорную трубу и начинало рассматривать Землю, продумывать, что нужно сделать сегодня.
— Так, так, так, — записывало в свою солнечную книжечку Солнышко, — здесь люди что-то замерзли из-за холодных дождей, надо погреть; а в этом районе плохо растут растения, надо добавить света и тепла; а в море уже пора купаться, надо воду подогреть да песок на пляже; в этой части Земли я, пожалуй, убавлю свой пыл, а то и так все высохло, дам место ветру и дождю; ну а здесь пора будить животных, весну начинать.
Солнце видело весь земной шар, поэтому работы у него было очень много. За день оно так уставало, что, скатываясь вниз по небосклону поздно вечером, не умываясь и не раздеваясь, сразу закатывалось на кровать и засыпало крепким сном до утра. И так каждый день.
Однажды Солнце заболело от такого изнурительного труда. Оно не встало утром как обычно и не стало обходить свои владения. Первыми забили тревогу животные и люди. Они очень испугались, что Солнце не появится на небосклоне, ведь от него зависит их жизнь. Стали взрослые люди выходить из домов и просить Солнышко скорее выйти. Издавна народ придумал много закличек, песенок про Солнце. Но оно не слышало людей, так как крепко спало. Тогда взрослые позвали детей. Дети стали так громко звать Солнышко, петь про него песни, водить хороводы, что Солнце проснулось, открыло глаза и посмотрело вниз.
«Почему все животные и люди так громко кричат?! — подумало Солнце. — Надо послушать, что они хотят». Оно прислушалось.
— Да это они меня зовут! — воскликнуло Солнце. — Я же проспало свой восход! Как же я так могло сделать! Ведь все живое так меня любит, так во мне нуждается! За такую любовь не жалко и себя отдать. Хватит хандрить. Надо приниматься за дело!
И Солнышко начало потихоньку всходить и освещать своими лучами все вокруг. А люди, животные и растения заулыбались, захлопали в ладоши от радости и закричали, кто как мог: «Спасибо тебе, Солнышко, что согреваешь нас! Мы все тебя любим! Мы желаем тебе здоровья! Никогда не болей!»
От таких слов Солнце окончательно выздоровело и принялось за свой нелегкий труд.
Вопросы и задания:
— Опишите место, где жило Солнце.
— Как настроение Солнца влияло на жизнь на Земле?
— Почему Солнце заболело?
— Какие дела себе намечало сделать Солнышко?
— Как люди вылечили Солнышко?
— Какими цветами окрашивает Солнце небо, когда восходит и заходит?
— Как вы думаете, что будет на Земле, если Солнце остынет?
Используемый материал:
https://детский-сад-12.рф/?p=9976
https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-solnce/
https://ds166.centerstart.ru/node/478
https://svetlyachok40.blogspot.ru/
https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/skazki-dlja-detei/skazka-pro-solnyshko-dlja-detei-5-7-let.html
Источник
Формирование здорового образа жизни в процессе воспитательной работы.
Влияние солнечных лучей на организм.
1.Формирование здорового образа жизни в процессе воспитательной работы, дать преставление о солнце как о звезде, помочь детям почувствовать роль света в жизни человека.
2.Развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, диалогической речи.
3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Материалы: Картины, компьютер, словарные слова( солнце, меланин, тонус, рахит, притча.)
1.Орг. мамент. Давайте отгадаем кроссворд.
2. «белогривая лошадка», на котором катались герои мультфильма «здравствуйте».( облака)
4.Наше крыша…голубое, наше счастье жить такой судьбою. песня(небо)
Молодцы ребята, беседа пойдет о солнышке.
Прочитай на оборот.
ЕИНЯИЛВ ХЫНЧЕНЛОС ЙЕЧУЛ АН МЗИНАГРО.
Влияние солнечных лучей на организм.
Стихотворение Солнце. О ласковом, теплом солнце…
Солнышко ласково нас обнимает,
Теплым лучом беспокойно шалит,
Солнышко чувствует, солнышко знает,
Как его лучик утрами бодрит…
Как его зайчик, ну тот, что на стенке,
Радость приносит с собой иногда,
В солнечном свете любые оттенки
Смотрятся ярче и лучше всегда!
Что же тогда, если солнышко скрылось?
Как без тепла его? Как без лучей?
Нужно лишь, чтобы оно отразилось
В каждой открытой душе у людей!
2.Осн. часть. Показ иллюстрации о солнце. Работа по иллюстрации.
Что нарисовано на этой иллюстрации.?
Какое время года? Какое солнышко?
Показ притчи о солнце.
Притча древнегреческого мудреца Эзопа
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
О чем учет эта причта?
Восстановите последовательности действий Солнца.
а) выглянуло; в)улыбнулось; в) осушило; г) обогрело.
Ветер каким был?
«сердитый северный ветер, ветер сердился, свирепел, злой, недружелюбный.»
Рассказ о солнце.
Ребята кто хочет мне рассказать что такое солнце?(ответ детей).
Воспитатель
Солнце – источник света на земле – Солнце очень большое и горячее.
Солнце – это такая же звезда, как и другие, но оно находится намного ближе других звезд к земле, поэтому его лучи согревают нашу планету и освещает её.
Показ иллюстрации о солнце.
Мы на солнце загораем,
Организм свой закаляем,
Лучи солнце шлют тепло,
И свое лечебное добро
К скажет какую пользу приносит солнце, нашему организму?(ответ детей)
Воспитатель. Люди с давних пор относятся к солнцу с любовью и особым уважением, они поняли, что без солнца не прожить ни человеку , ни зверю, ни растению.
Регулярно принятие солнечных ванн оказывает положительное воздействие на наш организм. Они способствуют улучшению обмена веществ и состава кров
И, повышают общий тонус.
Позитивное влияние Солнца на организм человека было замечено уже в глубокой древности.
Больным и ослабленным людям прописывали прогулки на открытом воздухе и солнечные ванны. Это способствовало улучшению состояния их здоровья.
Когда мы принимаем солнечные ванны или просто находимся на солнце, в кровь выбрасывается огромное количество –гормона радости, который способствует улучшению на строения. Помимо этого, под воздействием ультрафиолетовых лучей, улучшается обмен веществ, состав крови, а мы получаем ударную дозу витамин D( он влияет на развитие костей и зубов) и , конечно же, запасаемся силами на долгую осень и зиму.
Самое ценное, что дает солнечный свет человеку, это ультрафиолет. Он заставляет работать наш организм но, как раз в осеннее- зимний период многие и начинают болеть, когда света мало. В эти темные сезоны года многие люди набирают лишний вес, поскольку недостатка ультрафиолета негативным образом сказывается, на нашем обмене веществ.
В зимнее время люди более сонные и равнодушные, а летом наоборот.
Как вы думаете?
Потому что яркий солнечный свет повышает работоспособность, а его недостатки понижает.
Наверняка многим приходилось себя плохо осенью только потому, что в это время также очень не хватает солнца. И это неудивительно. Дело в том, что при солнечном свете организм человека производит – гормон активности. Он вырабатывается в светлое время. Этот гормон регулирует наш сон и заставляет нас быть бодрыми. Поэтому многие специалисты предполагают, что причинами большинства депрессий являются не личностные проблемы человека, а простой недостаток солнечный свет.
Нехватка ультрафиолета сказывается также и на нашей коже. Например зимой при малой
освещенности, кожа может зудиться и шелушиться. Происходит это из за нарушения или прекращения образования в организме витаминаD.
Зимой чаще, чем кого либо начинают образованию дырки в зубах.
Физкультминутка: СОЛНЦЕ СПИТ, НЕБО СПИТ
Солнце спит, небо спит (кладут голову на руки).
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало (встают, поднимают руки вверх с растопыренными пальцами).
Вдруг повеял ветерок (машут руками из стороны в сторону).
Небо тучей заволок (круговые движения руками).
Дождь по крышам застучал (топают ногами).
Барабанит дождь по крыше (барабанят пальцами по столу).
Солнце клонится все ниже,
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик (постепенно садятся и кладут голову на руки. Упражнение повторяется 1–2 раза).
А кто может сказать какой вред, может произойти от избытка солнечных лучей?(ответ детей)
Воспитатель. Перегревание головы на солнце может привести солнечному удару. Вначале появляются головная боль, шум в ушах, тошнота, рвота затем потеря сознания. В этом случае пострадавшего нужно уложить в тени на свежем воздухе
Если пострадавший самостоятельно не дышит не обходимо сделать искусственное дыхание. А также Солнце влияет на наше зрения, потому желательно носить солнце защитные очки. При не хватке витамина D, у детей возникает рахит.
На что ещё влияют солнечные лучи?(ответ детей)
Если перегреется на солнце можно получить ожог. Кожа покрывается волдырями, затем начинается шелушиться и облазить.
Знаете вы что такое загар? ответ детей.
Воспитатель. Когда мы загораем , мы находимся под воздействием очень вредных коротких ультрафиолетовых лучей. Эти лучи вызывают покраснение – это всего лишь защитная реакция кожи, которая возникает, когда усиленно начинается выделение пигмента меланина, который потом накапливается в нижних слоях кожи.
Загар бывает:1. Светло – золотистый. 2. Коричневый.
Загар это вред или польза?
Чрезмерное загорание развивает раковые клетки. Загорать полезно, если соблюдать правила безопасности.
Загорать в утренние часы с10 до 12часов не более 15-20 минут.
Не следует проводить на открытом солнце больше 40-50 минут.
Загорать на солнце от его количества. Чтобы уберечь кожу и весь организм от неприятностей, не загорайте в период сильного солнечной активности: с
12до 17 часов. Нужно пользоваться солнце защитными кремам и лосьонами, одеваться в солнечную погоду в легкую одежду, пропускающую воздух.
Закрывать голову кепкой или панамкой, лучше белого цвета. Нельзя есть в больших количествах мороженого и пить ледяные напитки. Загорая на солнце, время времени отдыхать в тени, почаще обтираться холодной водой и пить воду не большими глотками.
Показ иллюстрации.
Как восполнить не хватки солнечного света для человека?(ответ детей).
Воспитатель. Больше гулять на свежем воздухе. Но помните: пользу приносит только прогулки в светлое время суток. Чтобы набрать «солнечную» норму, необходимую для нормального существования, достаточно пару раз в неделю на 10-15 минут подставить солнцу лицо и руки. Кстати, загорать в солярии с целью пополнить запасы ультрафиолета бесполезно. Искусственное солнце не заменит настоящее.
Ребята мы уже знаем ,что такое солнце, как правильно загорать, какой вред или пользу приносит солнышко. Давайте бережно относиться к своему здоровью.
А сейчас я вам дам листочки и вы напишете, на каждом листочке какой плюс и какой минус от солнечных лучей на нашем организме. Одна сторона пишет какую пользу ,другая какой вред.
Итог:
Назови тему нашей беседы?
Что нового узнали для себя?
Стихотворение.
Солнце куксится слегка —
Скрыли солнце облака.
Мне бедняжку очень жаль:
До него такая даль!
Я космически здоров
И помочь ему готов,
Только с транспортом беда,
А пешком я — никуда!
Источник