Бруно беттельгейм о пользе волшебных сказок

Бруно беттельгейм о пользе волшебных сказок thumbnail

Бруно Беттельхейм — американский психолог ХХ века. Он родился в Вене в 1903 году, в 1938 году из-за своего еврейского происхождения около года провел в концлагерях, а после освобождения бежал в США. История жизни и работы Бруно Беттельхейма очень сложная и интересная. Считается, что не сойти с ума в концлагере ему помогла его работа по изучению поведения людей. Причем эту работу он писал у себя в уме, заучивая каждую строчку.

Самой известной его книгой является «The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales» — в ней с точки зрения учения Фрейда автор анализирует старые сказки и их влияние на подсознание детей. Эта книга стала лауреатом «Премии Национального круга книжных критиков» и «Национальной книжной премии» в категории «Современная мысль». Не уверена, что она когда-либо издавалась на русском языке, я не нашла об этом никакой информации. Как и не нашла единого варианта перевода названия — встречаются три варианта перевода: «Польза от волшебства», «О пользе волшебных сказок», «Психоанализ волшебной сказки».

О книге я узнала из «Дневника книготорговца» (о котором писала здесь) — оказалось, что она легла в основу мюзикла «Чем дальше в лес». А у меня слабость к мюзиклам. И к книгам. В общем, сомнений о том, какую книгу читать следующей у меня не было. Для простоты дальше по тексту буду называть ее «Польза от волшебства» (мне кажется это самое красивое и подходящее название).

В первой части книги Бруно Беттельхейм объясняет, почему сказки для детей очень важны. Почему не стоит их заменять мифами, и почему лучше именно рассказывать сказки, а не читать их вслух ребенку. Но рассказывать нужно именно старые сказки. Хотя слово «старые» наверное не совсем правильно характеризует эти полезные сказки, потому что в большинстве случаев Беттельхейм предпочитает версии сказок Братьев Гримм версиям Шарля Перро (хотя сказки Шарля Перро старше сказок Братьев Гримм больше чем на сто лет).

Многим родителям старые сказки кажутся очень жестокими и мрачными, а ведь долг родителя — огородить ребенка от зла и окружить его только добром. То есть они считают, что если в сказке и должны быть животные — то пусть это будут диснеевские добрые животные, а не злые огры и монстры. Бруно Беттельхейм убежден, что в подсознании каждого ребенка живет «монстр», и даже окруженный любовью ребенок иногда чувствует гнев и ненависть. Утаивание (в том числе в сказках) зла делает ребенка беззащитным и лишает его возможности побороть своего внутреннего монстра.

Дети невинны и любят справедливость, тогда как мы в большинстве своем порочны и, естественно, предпочитаем милосердие.

Г.К. Честертон

Что касается жестоких, а порой и кровавых концовок — детское подсознание очень гибкое. Ребенок понимает, что сказки и реальная жизнь — это два абсолютно разных мира (ведь не просто так в сказках говорится о тридевятых царствах и тридесятых государствах). Детям очень важно, чтобы зло было наказано, и не просто наказано — наказание должно соответствовать проступку. Все эти жуткие концовки — это часть необходимой справедливости, которая влияет не на внешнее поведение ребенка, а на его внутренний подсознательный мир.

Во второй части книги автор проводит подробный психоанализ популярных сказок («Гензель и Гретель», «Красная шапочка», «Джек и бобовый стебель», «Белоснежка», «Златовласка (у нас это Маша) и три медведя», «Спящая красавица», «Золушка» и цикл сказок, в которых присутствует «жених-животное»). Бруно Беттельхейм также рассказывает о разных версиях одной и той же сказки и поясняет как от внесенных изменений меняется смысл. Он объясняет почему в сказках чаще встречаются злые мачехи, а не злые отчимы, и как это связано с эдиповым комплексом и переходным возрастом.

Научно-популярную литературу я воспринимаю как диалог с автором. Я заранее настраиваюсь на то, что автор пытается донести свои мысли и в чем-то меня убедить. В первой части книги Бруно Беттельхейм говорит о том, что сказка влияет на разные (по глубине) уровни подсознания ребенка. И заранее нельзя предугадать какая именно сказка и на каком этапе жизни поможет ребенку (или уже взрослому) справиться с трудностями. И вот эта вот уверенность, что поможет, но без какой либо конкретики, меня не устраивает. Мне в таких книгах хочется не просто размышлений, а хотя бы больше реальных примеров, чтобы статистическими данными можно было убедить. Ведь иначе это все неточно и неправда (хотя и не ложь). И как тогда верить?

Вторая часть книги выглядит более убедительно, потому что она дает конкретные значения конкретных действий в сказках. Для меня, как для человека, у которого в техническом университете был только один сомнительный семестр психологии, во второй части книги было очень много странных, а порой абсурдных открытий. Я бы никогда не догадалась, что символизирует растущий бобовый стебль в сказке о Джеке или золотая (хрустальная) туфелька Золушки.

После прочтения книги я начала искать в интернете информацию о Бруно Беттельхейме. Помимо очень интересной биографии я обнаружила, что все его работы по изучению детей с аутизмом были дискредитированы, потому что оказалось, что у него на самом деле не было докторской степени по психологии (считалось, что он ее получил в Австро-Венгрии до войны). Во многих англоязычных источниках Бруно Беттельхейм представлен как обманщик и самозванец. Некоторые ключевые мысли и наблюдения из книги «Польза от волшебства» были скопированы им из работы другого менее известного психолога. Этот психолог, правда, никаких претензий не имел, да и вообще «вся правда» о Беттельхейме обнаружилась только после его смерти.

Но тут возникает множество вопросов. Если для изучения аутизма Бруно Беттельхейм оказался недостаточно образованным, то почему он достаточно образован для изучения поведения людей в концлагере? Почему не была дискредитирована «Польза от волшебства»? Не потому ли, что очень неловко признавать непрофессиональным, то чему вы уже вручили несколько наград? И почему при жизни Бруно Беттельхейма его коллеги полностью его признавали? Разве достаточно факта отсутствия научной степени, для того чтобы сказать, что вся многолетняя работа человека была непрофессиональной?

Читайте также:  Синий цвет польза и вред

В общем, не понимаю я психологию.

Кей

Источник

Обзор

Зачем детям и их родителям нужны волшебные сказки? Бруно Беттельгейм, знаменитый американский психоаналитик и психиатр, рассматривает эту проблему с позиций психоанализа. На материале сказок, как широко известных («Золушка», «Белоснежка», «Три медведя»), так и менее популярных («Рыбак и Джинн», «Джек и бобовый стебель»), он демонстрирует, как сказка помогает ребенку и его близким исподволь осмыслить, прожить и преодолеть важнейшие проблемы общения в семье и взросления – такие, как сепарационная тревога, страхи, Эдипов конфликт, соперничество между братьями и сестрами.

Для психологов, психотерапевтов, специалистов по работе с детьми, а также для всех, кто любит сказки, интересуется психоанализом и детской психологией.

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ……………………………………………………………5
ВВЕДЕНИЕ. БОРЬБА ЗА СМЫСЛ………………………………………………………………6
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОЛНЫЙ КАРМАН ЧУДЕС
«ЖИЗНЬ, ПРЕДСКАЗАННАЯ ИЗНУТРИ»……………………………………………………..31
РЫБАК И  ДЖИНН……………………………………………………………………………39
СКАЗКА И МИФ………………………………………………………………………………49
«ТРИ ПОРОСЕНКА»………………………………………………………………………….60
ДЕТЯМ НУЖНО ВОЛШЕБСТВО,…………………………………………………….66
ЗАМЕЩАЮЩЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПРОТИВ ОСОЗНАНИЯ…………………………..79
КАК ВАЖНО ОВНЕШНЯТЬ…………………………………………………….90
ПРЕВРАЩЕНИЯ………………………………………………………………………….99
УПОРЯДОЧИВАНИЕ ХАОСА………………………………………..11О
«ПЧЕЛИНАЯ МАТКА»………………………………………………………………114
«БРАТЕЦ И СЕСТРИЦА»…………………………………………………………………118
«СИНДБАД-МОРЕХОД И СИНДБАД-НОСИЛЬЩИК»…………………………………………..126
ОБРАМЛЕНИЕ ЦИКЛА «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ»:
ИСТОРИЯ ШАХРИЯРА И ШЕХЕРЕЗАДЫ…………………….131
СКАЗКИ О ДВУХ БРАТЬЯХ………………………………………………137
«ТРИ ЯЗЫКА»………………………………………………………..147
«ТРИ ПЕРЫШКА»………………………………………………………………………..156
ЭДИПОВ КОНФЛИКТ И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ…………………………………………….169
СТРАХ ПЕРЕД ФАНТАЗИЕЙ…………………………„………………………………..177
КАК ВЫЙТИ ИЗ МЛАДЕНЧЕСТВА? – ФАНТАЗИЯ ПОМОЖЕТ!……………………….188
«ГУСЯТНИЦА»…………………………………………………………………………………….206
ФАНТАЗИЯ, ИСЦЕЛЕНИЕ, ПОБЕГ И УТЕШЕНИЕ…………………………………………….217
КАК РАССКАЗЫВАТЬ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ…………………………………………227
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ
«ГЕНЗЕЛЬ И ГРЕТЕЛЬ»……………………………………………………236
«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»………………………………………………………………….247
«ДЖЕК И БОБОВЫЙ СТЕБЕЛЬ»………………………………………………………272
«БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ»: ЗАВИСТЛИВАЯ КОРОЛЕВА
И МИФ ОБ ЭДИПЕ………………………………………………………………288
«БЕЛОСНЕЖКА»……………………………………………………………………..296
«ЗЛАТОВЛАСКА И ТРИ МЕДВЕДЯ»………………………………….319
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»………………………………………………..334
«ЗОЛУШКА»………………………………………………………………….351
ЦИКЛ СКАЗОК О ЖЕНИХЕ-ЖИВОТНОМ………………………………413

Характеристики

Автор Беттельгейм Бруно
Издательство ИОИ
Тип обложки Твердый переплет

Источник

Беттельхейм Бруно

Бруно Беттельхейм (Bruno Bettelheim) (28 августа 1903 года, Вена, Австрия — 13 марта 1990 года, Силвер Спринг, штат Мериленд, США) — немецко-американский психоаналитик. Специалист в области лечения и обучения детей с нарушениями эмоциональной сферы, главным образом страдающих аутизмом. Также известен пионерскими работами по изучению поведения людей в экстремальных условиях концлагеря, мужского взросления и его ритуалов, психологической роли волшебных сказок и чтения вообще в воспитании детей.

Родился в 1903 году в Вене, по образованию — детский врач, тот, кого мы теперь назвали бы «детский психотерапевт». Беттельхейм — представитель венской школы психоанализа. Поначалу — последователь Фрейда, позже разрабатывал свою собственную тему, суть которой — влияние среды на становление и поведение человека. Всю жизнь Беттельхейм лечил детей и написал про них много замечательных книг. Получил степень доктора Венского университета в 1938 году.

Переломными для него стали два года — 1938 и 1939, которые он просидел в концлагере, сначала в Дахау, а затем в Бухенвальде. Там Беттельхейм принял решение, которое и сделало его Беттельхеймом. Чтобы не сойти с ума, он как профессиональный психолог занялся изучением, несомненно болезненного, поведения человека в концлагере. Так родилась книга «Просвещенное сердце». Книга, которую Беттельхейм «писал» в лагере, спасла ему жизнь — защитила от лагеря, позволила остаться человеком.

После освобождения в 1939 году эмигрировал в США, где получил должность научного сотрудника в Обществе развития образования при Чикагском университете. В 1942-1944 Беттельгейм работал старшим преподавателем в Рокфорд Колледж.

В 1944 Бруно Беттельхейм получил место ассистента по кафедре психологии в Чикагском университете и одновременно был назначен директором Реабилитационной школы-клиники имени Сони Шенкман. В этом интернате для детей от 6 до 14 лет с глубокими нарушениями эмоциальной сферы была сосредоточена в дальнейшем его работа с аутичными детьми.

Старший преподаватель в 1947 и профессор с 1952 года, Беттельхейм посвятил свою работу применению психоаналитического подхода к социальным вопросам, и прежде всего в воспитании детей. Это отражено в книгах: «Не только любовь» (1950), «Сбежавшие от жизни» (1954).

В 1973 Беттельхейм ушел в отставку. В своих печатных трудах и в исследовательской деятельности Бруно стремился найти методы терапии эмоциональных расстройств у детей, которые бы позволили не только облегчить их страдания, но и помочь стать активными членами общества. Его труды содержат идеи, полезные и для работы со здоровыми детьми. Также Беттельхейм является автором книг: «Пустая крепость» (1967) — об аутичных детях; «Дети мечты» (1967) — о роли социума в воспитании детей в израильских киббуцах, — опыт, на основании которого Бруно Беттельхейм призывал к пересмотру традиционных методов семейного воспитания; «О пользе волшебных сказок» (1976). После смерти жены в 1984 году и перенесенного в 1987 году инсульта Бруно Беттельхейм в 1990 г. покончил с собой.

Книги (4)

Любим ли я… Диалог с матерью

Бруно Беттельгейм — всемирно известный психотерапевт. С любовью и мудростью он отвечает на трудные и мучительные вопросы, которые встают перед любыми родителями.

Для всех, интересующихся вопросами воспитания.

Бруно беттельгейм о пользе волшебных сказокЛюди в концлагере

В 1938–1939 годах Беттельхейм был узником концлагера, сначала в Дахау, а затем в Бухенвальде. Там, чтобы не сойти с ума, он как профессиональный психолог занялся изучением поведения человека в экстремальных условиях — условиях концлагеря. Так родилась книга «Просвещённое сердце», Беттельхейм «писал» её, заучивая наизусть. Она не только спасла ему жизнь — защитила от лагеря, позволила остаться человеком, но и позднее, будучи опубликованной, сделала Беттельхейма знаменитым.

Эта книга — попытка уяснения вины и преодоления неудобства, которое испытывают последующие поколения. Отправной точкой является слово «преодоление». Борьба, рефлексия, стремление к очищению, к свободе. Всё это можно найти и в фундаментальном труде Бруно Беттельхей.

Психологические методы подавления личности, показанные в этой книге часто используют и в настоящее время в крупных корпоративных структурах, армейской среде и семейных отношениях…

Просвещенное сердце

Мы стремимся получать из внешнего мира, не считая важным общаться с теми, кто рядом с нами. Нас больше не волнует страх болезни или голода, скрытые ужасы в темноте или колдовство ведьм. Бремя тяжкого труда над нами не довлеет, и машины, а не труд наших рук обеспечивает нас всем необходимым, и даже сверх того.

Мы достигли свобод, за которые люди боролись столетиями. И в силу этого нам бы следовало жить на заре великих свершений.

Но теперь, когда мы с легкостью можем наслаждаться жизнью, нас все глубже поражает разочарование в том, что свобода и комфорт, так долго и пламенно искомые, не дают цели и смысла нашей жизни.

Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я

Книга «Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я» известного немецко-американского психоаналитика Бруно Беттельхейма посвящена проблеме детского аутизма, многолетней психотерапевтической практике излечения этого тяжелого психического расстройства.

Автор подробно излагает существующие теоретические и практические подходы к пониманию истоков болезни и ее лечению, излагает собственные взгляды на аутизм.

Книга получила широкое признание среди специалистов и стала классической монографией по проблеме аутизма.

Добавить отзыв

Читайте также:  Топленое масло для детей польза и вред

Источник

Аннотация:

Зачем детям и их родителям нужны волшебные сказки? Бруно Беттельгейм, знаменитый американский психоаналитик и психиатр, рассматривает эту проблему с позиций психоанализа. На материале сказок, как широко известных («Золушка», «Белоснежка», «Три медведя»), так и менее популярных («Рыбак и Джинн», «Джек и бобовый стебель»), он демонстрирует, как сказка помогает ребенку и его близким исподволь осмыслить, прожить и преодолеть важнейшие проблемы общения в семье и взросления – такие, как сепарационная тревога, страхи, Эдипов конфликт, соперничество между братьями и сестрами.

Для психологов, психотерапевтов, специалистов по работе с детьми, а также для всех, кто любит сказки, интересуется психоанализом и детской психологией.

Содержание

Предуведомление 

Введение. Борьба за смысл 

Часть первая. Полный карман чудес

«Жизнь, предсказанная изнутри» 
Рыбак и Джинн 
Сказка и миф
«Три поросенка»
Детям нужно волшебство
Замещающее удовлетворение против осознания 
Как важно Ð¾Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½ÑÑ‚ÑŒ 
Превращения 
Упорядочивание хаоса
«Пчелиная матка»
«Братец и сестрица» 
«Синдбад-Мореход и Синдбад-Носильщик». 
Обрамление цикла «Тысяча и одна ночь»: история Шахрияра и Шехерезады 
Сказки о двух братьях 
«Три языка»
«Три перышка» 
Эдипов конфликт и его разрешение 
Страх перед фантазией 
Как выйти из младенчества? – фантазия поможет! 
«Гусятница» 
Фантазия, исцеление, побеги утешение
Как рассказывать волшебные сказки 

 Ð§Ð°ÑÑ‚ÑŒ вторая. В волшебной стране

«Гензель и Гретель» 
«Красная Шапочка»» 
«Жжек и бобовый стебель»
«Белоснежка и семь гномов»: завистливая королева и миф об Эдипе 
«Белоснежка»
«Златовласка и три медведя» 
«Спящая красавицa» 
«Золушка» 
Цикл сказок о женихе-животном

Источник

Психолог Бруно Беттельгейм известен как основоположник теорий, изучающих поведение людей в экстремальных условиях. Его труды по исследованию роли чтения в воспитании ребенка, об аутизме и мужском взрослении стали всемирными бестселлерами. Из 14 его работ на русский язык переведены несколько, о них и пойдет речь в этой статье.

Об авторе

Бруно Беттельгейм родился в 1903 году в Вене. Сын лесоторговца, он изучал историю искусства и литературы, в 1938 году получил степень доктора. В этом же году, после нацистской оккупации, был отправлен в концлагерь. В 1939 году был освобожден и эмигрировал в США. Работал преподавателем в колледже Рокфорда.

беттельгейм бруно о пользе волшебных сказок

В 1943 году опубликовал статью о существовании в фашистских лагерях, которая тут же стала знаменитой. После этого чуть ли не каждая опубликованная работа ученого становится общественным событием. В 1944 году получил место на кафедре психологии и одновременно был приглашен на место директора реабилитационной школы.

Работы ученого

Беттельгейм применил психоаналитический подход в воспитании детей. Свои исследования он отразил в книгах «Сбежавшие от жизни», «Не только любовь». Ученый искал методы терапии детских расстройств, которые позволили бы помочь ребенку с отклонениями стать активным членом общества. В его работах содержится много идей и для работы со здоровыми детьми.

бруно беттельгейм просвещенное сердце

Перу ученого принадлежат книги «Просвещенное сердце», «Дети мечты», «О пользе волшебных сказок», «Любим ли я», «Пустая крепость». Бруно Беттельгейм в буквальном смысле создал одну из своих книг, заучивая строчку за строчкой, в концлагере. Так была написана работа «Просвещенное сердце».

Книга по памяти

Два года Б. Беттельгейм провел в фашистских лагерях – в Дахау и Бухенвальде. Как свидетельствовал ученый, целью концлагерей была «ампутация личности» – формирование в человеке «идеального заключенного», который бы не рассуждал, а автоматически, не раздумывая, выполнял все команды надсмотрщика.

В течение двух лет Беттельгейм анализировал состояние и поведение окружающих его в лагере людей и сочинял в уме книгу, заучивая строчку за строчкой. Эта книга, со слов автора, защитила его от ужасов лагеря, помогла остаться человеком и спасла жизнь. Вышла она в 1960 году под названием «Просвещенное сердце».

Бруно Беттельгейм в своей работе изложил методологию превращения здорового человека в существо, лишенное личности. «Идеальные заключенные» очень похожи, ими легко управлять, тысячами таких существ может повелевать один человек.

Идеальный заключенный

Как утверждает Беттельгейм, по мере продвижения к этому состоянию у человека появляется амнезия. Реально для него только то, что происходит в лагере, а за пределами колючей проволоки мир не существует. Он начинает забывать имена родителей, родной город. Самое ужасное то, что он чувствует, что с ним что-то происходит, и это ускоряет разрушительный процесс. Обобщив основные стратегии подавления личности, Бруно Беттельгейм сформулировал и выделил ключевые стратегии, которые универсальны и, в общем-то, повторяются на различных уровнях жизни: от семьи до государства. В единый концентрат ужаса и насилия их собрали нацисты в концлагерях:

  • Бессмысленная работа. Заставлять людей совершать бессмысленную работу, таскать с места на место камни, рыть голыми руками ямы, – любимое занятие гитлеровцев.
  • Взаимоисключающие правила, нарушение которых неизбежно. Эти правила создают атмосферу постоянного страха и вынуждают людей договариваться с надзирателями в обмен на те или иные услуги.
  • Коллективная ответственность. В условиях, когда цена ошибки высока, все члены группы становятся друг другу надзирателями.
Читайте также:  Существенные условия договора в пользу третьего лица

психоанализ волшебной сказки бруно беттельгейм

Последняя черта

Бруно Беттельхейм утверждал, что сначала человек переставал делать что-либо по своей воле. Выполнял приказы автоматически, без какой-либо избирательности. Заключенных, которые прекратили внутреннее сопротивление, видно сразу: они ходили, не поднимая при ходьбе ног, характерно шаркая. Затем человек смотрел только перед собой, и вскоре неизбежно наступала смерть. Задачи нацистов состояли в следующем:

  • Заставить человека поверить в то, что от него ничего не зависит – создание непредсказуемой обстановки, в которой невозможно что-либо планировать, заставляя жить по инструкции и пресекая любую инициативу.
  • Заставить делать вид, что люди ничего не видят и не слышат. Читая «Просвещенное сердце» Бруно Беттельгейма, понимаешь, что такие ситуации нередки и сейчас. Например, автор описывает, как эсэсовец избивает заключенного, а мимо проходящая колонна резко ускоряется. Все дружно отвернули головы в сторону и ускорились, показывая всем свои видом, что не заметили происходящего. Это происходит также и в семьях, где есть насилие. Кто-либо из родственников все понимает и видит, но делает вид, что ничего не знает.
  • Заставить людей переступить последнюю черту. У каждого человека есть внутренняя черта, из-за которой нет возврата. Необходимо сознавать, где она проходит, и даже под страхом смерти не преступать ее. Иначе дальнейшая жизнь становится бессмысленной.

пустая крепость бруно беттельгейм

Выживали лишь те, кто оставил за собой право выбирать. Собственное отношение к происходящему – последняя, в условиях лагеря, но самая важная человеческая свобода. То есть человек живет только до тех пор, пока хочет жить.

О пользе волшебства

Новым значительным успехом стала книга Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки», опубликованная в 1973 году, и «Сносные родители», вышедшая в печать в 1987-м. Работа «Психоанализ сказки» была включена в 25 лучших книг по психоанализу. Эта замечательная и очень важная работа. Здесь ученый пишет, что детские книги предназначены либо для развлечения, либо для того, чтобы научить детей читать.

«Ничто не обогащает и не удовлетворяет детей так, как волшебные сказки», – пишет Бруно Беттельгейм о пользе волшебства. Сказки возбуждают любопытство, стимулируют воображение, притягивают внимание, и такая литература развивает умственные способности, помогает лучше разбираться в собственных эмоциях и навести порядок в своем внутреннем доме.

бруно беттельгейм

Сказки позволяют ребенку понять, что у его психологических затруднений есть решения. Их предлагает любой сказочный персонаж: Золушка, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка. Они полны уверенности и решаются на опасные дела, не зная, что их ждет впереди. Им не знакомо чувство разлуки, тревоги. Сказки способствуют развитию ребенка, он может перенести свои чувства на любого из героев, например выплеснуть агрессивность на злую мачеху, уверен доктор Бруно Беттельгейм.

Польза волшебных сказок заключается в том, что они заставляют малышей переживать незамысловатые приключения героев, дети создают реальность, с которой потом могут справиться. С помощью чудесного сказки восстанавливают душевное равновесие, а иногда и исправляют нарушения в поведении.

Диалоги с матерями

Книга «Любим ли я», опубликованная в 1962 году, написана в формате вопрос-ответ. В этой замечательной книге собраны беседы с родителями на семинарах доктора Беттельгейма. Автор обращается в равной степени и к отцам, и к матерям.

Все родители хотят, чтобы ребенок вырос свободной, сильной личностью, и в то же время навязывают ему свое мнение. Зачастую случается так, что родители не сходятся в том, что они хотят от ребенка, и тогда все их усилия в воспитании напрасны. На основе опыта работы с подростками и как отец троих детей, доктор Беттельгейм подробно объясняет, как действовать в той или иной ситуации, с которой родители сталкиваются ежедневно.

Универсальные теории, приведенные в других работах, слишком общие либо допускают такое количество вариантов решения проблемы, что родители теряются и не знают, как действовать в том или ином случае. Автор приводит конкретные примеры и дает советы, как родителям вести себя.

беттельгейм бруно книги

Зачастую за поведением ребенка кроется что-то большее. Как найти причину такого поведения? В пособии для родителей доктора Беттельгейма можно найти ответы на самые различные вопросы, шаг за шагом, вопрос за вопросом он помогает родителям добраться до «корня проблемы», тогда правильное решение приходит спонтанно.

В 1944 году Б. Беттельгейм возглавил клинику для детей с нервными расстройствами и психологическими травмами. Если разрушительные условия жизни дезинтегрируют личность, то благоприятная среда делает обратное. Воплощая свои идеи, Беттельгейм превратил школу в одно из образцовых учреждений коррекционной направленности.

Природа аутизма

Наибольшую известность доктору Беттельгейму принесла книга «Пустая крепость» о лечении детей, страдающих аутизмом. Вышла она в 1967 году, получила широкое признание среди специалистов. Хотя сама теория считается устаревшей и ошибочной, но будет интересна специалистам как пример определенного этапа в истории изучения аутизма.

Критика и отзывы

Доктор Беттельгейм ушел из жизни в 1990 году как непревзойденный врачеватель человеческих душ. Прошло немного времени, и в «Нью-Йорк Таймс» вышла разгромная статья психоаналитика Р. Экстайна, что Беттельгейм превратил детскую школу чуть ли не в концлагерь. Обвинение казалось немыслимым, но на издание обрушились свидетельства бывших пациентов клиники и их родителей. Неизвестно только, почему они столько лет молчали?

польза от волшебства бруно беттельгейма

Другие, напротив, утверждали, что доктор Беттельгейм – образец добропорядочности и профессионализма. Волна критики заставила специалистов внимательнее присмотреться к трудам доктора Беттельгейма. Результаты оказались плачевными. Он утверждал, что достиг 85 % излечения аутизма, но на самом деле таких результатов не удавалось достичь ни до него, ни после.

Внимательный анализ школы показал, что диагноз «аутизм» доктор Беттельгейм ставил сам, по критериям, известным только ему, и во многих случаях речь шла о детях, страдающих эмоциональными расстройствами. Критически ученые, конечно, отнеслись к книге «Пустая крепость». Справедлива эта критика или нет, судить специалистам. Но, несмотря на противоречивые факты из биографии доктора, книги Бруно Беттельгейма достойны прочтения, потому что его опыт как ученого бесценен.

Источник