Будем пользу причинять да ласкам подвергать
У психиатрии непростые отношения с религией. С одной стороны, психиатрии как дисциплине научной пристало на веру ничего не принимать, посему откровения пророков рассматриваются лишь как материал для ознакомления и с целью повышения общеобразовательного уровня, а относительно самих пророков и мессий было выдвинуто немало предположений, особенно по части психопатологии. С другой стороны, предмет, являющийся объектом внимания психиатров, сам не поддаётся измерению и не может быть представлен к столь же тщательному осмотру и анатомированию, что и бренное человеческое тело. Посему на многие вопросы ответ «Бог его знает» остаётся преобладающим.
Сейчас между психиатрией и РПЦ установилось некое подобие негласного перемирия. Психиатры не щурятся пристально на заявления пациентов о том, что они блюдут пост и ходят на литургии, а священники убеждают прихожан из числа наших больных, что господь одобряет не только горячую, от сердца, молитву, но и регулярный, от участкового психиатра, приём лекарств. Более того, у нас при дневном стационаре открыт храм Святого Пантелеймона. Чтобы без отрыва от процесса лечения.
Мне приходилось общаться с разными священниками. Одного даже приходилось лечить. Более же всего запомнилась мне беседа с одним батюшкой. Вы знаете, есть такой тип людей, о которых говорят — породистый. Так вот, батюшка был таков. Высокий, статный, плотно сбитый, крест отклоняется от вертикали на должный солидный градус, борода лопатой, густющая, но главное — взгляд. Такой добрый-добрый. И с лукавой искоркой. И бас. Таким не то что бокалы — чугунки крошить можно! И степенные, экономные движения. Перекрестил — что душу заштопал. Не идёт — шествует. Сразу видно — божий человек. Такому на исповеди и не захочешь, а поведаешь, с кем, когда и сколько раз, не считая размеров взятки, данной-взятой намедни.
Речь зашла о том, какова, с точки зрения церкви вообще и батюшки в частности, причина психических расстройств.
Ну, сын мой, с неврастенией всё более-менее понятно. Сие страдание суть наказание души за грех гордыни. Не оценил человек истинного запаса своих душевных сил, возомнил о себе больше, нежели чем на самом деле из себя представляет — вот и растратил лишнего, вот тебе и страдания, и душа комком за грудиной сжалась, и члены затряслись, и сердечко бьётся трепетно, да и от любого звука-блика вздрагивает аки заяц под кустом.
А, положим, обсессивно-фобические явления?
Это, чадо моё, есть одержимость. Демонические мысли, –
брови святого отца чуть сдвинулись, и я почувствовал лёгкий дискомфорт. На месте демонических мыслей я бы поспешил убраться подальше в геенну огненную, от карающей пудовой десницы подалее.
А истерический невроз, батюшка?
Истерический невроз, равно как и кликушество, суть необузданный разгул страстей низменных, распущенность и отсутствие внутренней сокровенной строгости к себе. Ох, и беда с такими прихожанками! От иной не знаешь, чего и ожидать — то ли лоб расшибёт, молитву творя, то ли под рясу к тебе полезет — мол, проникся ли отче ея срамною красотищей, тьфу ты, господи прости!
А с ипохондриками что? Что по этому поводу думает святая церковь?
Церковь, сын мой, знает. Это вы, люди светские, думаете, в том удел души вашей незрячей, чтобы к истине наощупь брести, аки котята слепые, несмышлёные. Ипохондрия сиречь сотворение кумира из своего драгоценного здоровья. Помнишь, чадо, слова о том, что тело — храм? Так вот, храм-то храм, но только лишь как хоромы для души, не более. А до кого-то не дошло слово божье — ну да что ж поделаешь, видать, пока господь мудростью одаривал, эти охламоны в своей хоромине евроремонт делали. Или унитаз импортный ставили.
Отче, мы с вами всё о неврозах толковали. А психозы – это что? С бредом, галлюцинациями…
А вот это, сын мой, от лукавого. С этим биться и нам, и вам. Нам — молитвой и постом, вам — галоперидолом.
То есть, одной лишь молитвой — никак? –
решил я подначить батюшку. Он взглянул на меня очень терпеливо и понимающе — дескать, иной бы огрёб и за меньшее, да что с тебя, материалиста диалектического, возьмёшь, окромя анализа кала на гельминты…
Чадо, вот ежели б Богу было угодно чудеса творить направо и налево, да на оленях разъезжать, да каждому подарочек под ёлку ховать — он бы так и делал, да только мудрость его превелика, и чует спаситель — зело велика в народе страсть к халяве, дай вам поблажку — вы не то что Бога, вы как ходить и хлеб насущный добывать разучитесь, а будете только милостей клянчить да адвокатам жаловаться — мол, тут не по списку благодать снизошла да там вовремя елей с манной небесной недопоставили. Дудки! Только потом и кровью, трудом ежедневным да благодарностью превеликой за хлеб насущный. Аминь.
Я даже перекрестился, чем заслужил степенный наклон головы и одобряющий взгляд. Батюшка ушёл, оставив в душе невольное восхищение и белую зависть: бывают же люди!
Кого бы в 666-й раз
Спросить: зачем на свете
Никем я до сих пор не стал?
Марсель Пруст, а также Анатоль Франс
Про это сочинили, небось, по тысяче томов…
Да кто же их читал?!
© М. Щербаков
Теперь уже сложно в точности сказать, где же впервые появились изображения трёх буддистских обезьянок. Данные о стране их происхождения сильно разнятся: Индия, Китай, Тибет, Япония… Однако, в этой статье разговор пойдёт не о восстановлении исторической справедливости, а о том, что же эти три обезьянки символизируют. «Не вижу зла, не слышу зла и не говорю о зле».
С точки зрения подавляющего большинства современного делового сообщества — типичная позиция лоха и лузера. А как же бдительность? Ум гроссен фамилиен нихт клювен клац-клац, этому нас ещё с пелёнок учили! Будь всегда начеку, дружище, силы зла уже приготовили свои печеньки! Да что там — даже в сказках Ивана-дурачка сколько раз с носом оставляли по причине природной простодырости и отсутствия классового чутья? А то, что он всегда в итоге не только при своих, но ещё и с полцарством впридачу — так ведь везёт дуракам, везёт, этого не отнять…
Ну, в самом деле, что может быть плохого и, паче чаянья, нездорового в том, чтобы знать, что всё не так просто и хорошо, как кажется, что последний альтруист закончил свои дни на кресте больше двух тысяч лет назад (да и то вопрос, был ли он на самом деле альтруистом), что жизнь — сплошная прикладная мерфология и в перспективе – вовсе не бутерброды с чёрной икрой, а конечный продукт их взаимодействия с пищеварительным трактом, причём чужим, более успешным и расторопным? К чему эти розовые очки, этот нонсенс о том, что ты сам чего-то в этой жизни стоишь?
Не будем впадать в мистический экстаз приобщения к мудрости древних, но просто отдадим ей должное: общие принципы психогигиены они вывели предельно чётко и ясно ещё задолго до того, как сформировался сам термин и были успешно пропиты и проедены гранты на подтверждение некогда прописных истин.
Думать и говорить о плохом, во всём видеть и слышать только негативное — это основа того, что называют токсическим мышлением. Нередкое явление, правда? Если не преобладающее. Жизнь, говорите, такая? Помилуйте, а когда она была проще? В период мировых войн? Или раньше, когда были сплошь натуральные продукты и полное отсутствие информационного прессинга? Заодно с отсутствием антибиотиков, хороших стоматологов и мягкой туалетной бумаги? Проблемы перенаселённости, говорите, не было? Ну да, пара эпидемий чумы и чёрной оспы — и уже никто не толкается локтями.
Вопрос не в наличии или отсутствии проблем, вопрос в способности решать те, которые принципиально решаемы. В конструктивности. Так вот, токсическое мышление как раз эту конструктивность и способность рационально подойти к решению проблемы рубит на корню. Впрочем, давайте по пунктам. Токсическое мышление — это:
Токсические мысли. Снег пошёл? Знаю-знаю, опять дорожные службы опоздают с уборкой, будут пробки, надо поехать сегодня на маршрутке, а у водителя вечно нет мелочи, значит, надо будет разменять в магазине — да чтоб не какую-то бесполезную гадость купить (и чтоб не обсчитали), а по делу. И кошелёк, кошелёк потом подальше спрятать, чтоб не спёрли. Эх, а доставать-то будет долго! Вот ведь, везде проблемы… А ещё есть начальство, сослуживцы, соседи, семья, наконец! И такие многоходовки будут подкидываться мозгу целый день, ведь расслабляться нельзя ни на минуту! А ещё надо что-то делать с Апокалипсисом и ядерной угрозой! Да, в итоге будет ощущение, что ты молодец, всё предусмотрел и везде подстраховался — но какой ценой? Сколько времени, которое можно было потратить на что-то более полезное и уж точно более приятное, было занято занято попытками переплюнуть Макиавелли? Одна польза — он на том свете, наверное, от души посмеялся.
Псевдохорошие мысли. В некоторой степени, они являются истоками таких явлений, как ханжество и кверулянтство. Это их носители митингуют в очередях и присутственных местах, делая оные невыносимыми для пребывания неподготовленного человека. Механизм их возникновения прост. Как сделать так, чтобы быть хорошим, не совершая духовных и трудовых подвигов, не тратя усилий на самосовершенствование, интеллектуальный и духовный рост (это же трудно, затратно и бесполезно, всё равно никто в этом свинарнике не оценит)? Правильно, достаточно понять, что все вокруг либо глупцы и наивные овечки, либо подлецы и социопаты.
Первых нужно учить жизни, оберегать от ненужной и вредной информации (одно слишком рано, от другого ещё расстроятся, третье может показаться слишком соблазнительным, а это вредно) — и вообще, я знаю, как лучше! Я себя, можно сказать, приношу в жертву во имя счастья других, хотят они того или нет! Ну, как нимб смотрится?
Против вторых надо всячески дружить, искать и обнародовать компроматы (дезинформация тоже пойдёт, эти люди на самом деле ещё хуже, чем можно даже помыслить — просто так, по умолчанию), сплетни и слухи. Ой, столько времени отнимает эта война с подлецами, на себя совсем ничего не остаётся!
А ещё — всегда можно поставить условия самому мирозданию, желательно невыполнимые. Прекрасная возможность для того, чтобы не заниматься собственным ростом. Зарплата низкая? Низкая. Жилищные условия какие? Да никакие! Вокруг кто? Правильно, они самые, и целое стадо. Да что там — страна-то куда катится, а вы всё о духовном росте говорите! Свалить бы куда — но, опять же, денег нет, образование не подходит, с разнорабочего или посудомойки начинать оскорбительно для тонкой организации моей души, да и тупые они все там! В общем, вот виш-лист, и пока всё по пунктам не будет исполнено, я ни единой фимбрией души не шевельну в сторону личностного роста и духовного прогресса, так и знайте!
Что в итоге? Напряжённая, каждодневная и совершенно бессмысленная с точки зрения продуктивности работа мозга. Как у трансформатора, который не подключили к потребителю: стоит, гудит себе, а проку — ноль. Да, человек занят. Да, он в некотором роде получает моральное удовлетворение от своей предусмотрительности и своей особой роли. Вот только спустя некоторое время оказывается, что его память и жизненный опыт полны преимущественно схемами действий при пожаре, наводнении и техногенных катастрофах, тактикой и стратегией отношений с грабителями, ворами, недобросовестными продавцами и продажными чиновниками, а также сволочной и блядовитой (опять-таки, априори) второй половинкой, тупыми, ленивыми и лживыми (ну, вы в курсе) детьми, что только и мечтают поделить наследство, а носителя потёртого нимба отправить в интернат. А потом выясняется, что и мыслить-то удаётся только имеющимися схемами и стереотипами. И остаётся лишь гадать, что за пушистый зверь подкрадётся раньше: инфаркт, инсульт или деменция?
Так может, стоит всё же присмотреться к тем обезьянкам повнимательнее? Не зря же этот символ пережил не одно тысячелетие.
Что нужно делать, чтобы не поддаться соблазну мыслить токсически?
Прежде всего — дифференцировать входящую информацию. Безусловно, в происходящем вокруг немало поводов для расстройства и печали, но только ли их? Не стоит поддаваться искушению коллекционировать лишь чёрные вести. Это не сделает вас по-настоящему готовым к неприятной или экстремальной ситуации, если она всё же решит с вами приключиться. А вот накрутить и надумать себе с три короба можно легко, и как раз эта способность раздуть в своём воображении любую нештатную ситуацию до размеров катастрофы может сыграть злую шутку. Просчитывайте то, что можно просчитать, но без фанатизма. Львиная доля проблем решается по мере их поступления. И старайтесь уравновесить любую дурную или тревожную новость какой-нибудь хорошей. Или смешной. На худой конец, нейтральной.
Не поддавайтесь соблазну учить жизни одних и хаять других. Не бывает такого, чтобы положительным в человеке была лишь реакция Вассермана. Вы ведь тоже, если вдуматься, не эталон семи добродетелей. А раз так — вам точно есть чем заняться, и инвестиции в собственный личностный, профессиональный и духовный рост всяко окупаются лучше, нежели инкубация ханжества и нетерпимости.
И совсем не надо ждать, когда же удачно ляжет карта и счастливо сойдутся звёзды, чтобы начать расти над собой. Начинайте понемногу, продолжайте каждый день, только не ждите и не останавливайтесь. Тогда и время, и обстоятельства, и само мироздание окажутся на вашей стороне.
Денис Анатольевич тут
порадовал парой историй про делирий.
Вообще, надо сказать, содержание
галлюцинаций чаще всего так или иначе
соотносится с культурой народа и его
представлениями об удивительном и
необычном: так, в позапрошлом веке в
состоянии белой горячки на Руси гоняли
чертей, а братские нам народы Средней
Азии, будучи в состоянии каннабиноидного
психоза, всё больше привечали шурале,
шайтана да ифритов с джиннами за компанию,
а сейчас делириозный пандемониум
обогатился вполне интернациональными
зелёными человечками с других планет.
А уж чем непрошенные гости, явившись,
займутся — не в последнюю очередь
зависит от интеллекта и личностного
склада принимающей стороны. Во всяком
случае, дебилу устройство торсионного
движка рассказывать не будут, скорей
уж просто дебош с шабашем устроят.
Один случай произошёл
с товарищем, для которого слово «водка»
и фраза «лучше просто застрелись» – не
просто синонимы, а ещё и суровая правда
жизни. Он страдал паркинсонизмом,
постоянно принимал циклодол, который
при передозировке сам по себе является
галлюциногеном, и был неоднократно
попрекаем невропатологом за попытки
прибавить к послужному списку ещё и
алкогольную энцефалопатию. Но есть,
есть категория людей с неодолимой тягой
к запретному, особенно если оно ещё и
вставляет.
Закономерным итогом
очередного запоя стал визит зелёных
человечков из другой галактики, которые
засели в квартире у мужика на люстре и
на все предложения спуститься и разделить
последние три пузырька перцовой настойки
мерзко хихикали и неприлично так
показывали средними пальцами. Не смутили
их ни угрозы, ни метко брошенные тапки.
Расстроившись, товарищ занялся было
уборкой, благо пару лампочек он в ходе
зенитно-тапочного обстрела всё же
расколошматил, но тут его скрутило
похмелье, да и паркинсонический тремор
принял настолько угрожающие масштабы,
что конкурс на лучшее обхождение с
шейкером можно было выиграть заочно, и
было принято решение пять таблеток
циклодола (поскольку трясучка) запить
пузырьком перцовки (поскольку похмелье)…
Решение вызвать спецбригаду и сдаться
от греха подальше возникло быстро,
поскольку инопланетные гости не только
резво сменили уныло-зелёный цвет на
жизнеутверждающе-оранжевый, но и позвали
на подмогу четверых разноцветных
попугаев-матершинников, и уж они-то
оторвались за всю компанию. Спецбригаде
даже никого не пришлось уговаривать:
мужик был рад уехать, гости остаться, а
домочадцы отдохнуть.
Другой страдалец был
застигнут визитом инопланетных гостей,
когда изволил вкушать помидор. Разделить
трапезу зелёненькие отказались, только
помалкивали и поглядывали то на хозяина,
то на томат, чем малость его декомпенсировали.
Позвав жену, он попросил проводить их
в зал и включить им какие-нибудь мультики,
чтобы занялись делом и не мешали. Жена
предложила ему протереть зенки и не
гнать пургу, за что и огребла, но проблему
инопланетного вторжения это не решило,
они продолжали расхаживать по кухне,
сидели за столом и на подоконнике,
входили и выходили через форточку — не
иначе, за окном припарковали свою немытую
межпланетную посуду — да ещё и мерзко
ухмылялись и зазывно так делали глазками,
чтоб им их повышибало! Ещё и в животе
стало бурчать как-то подозрительно.
Глянув внимательно на помидор, товарищ
увидел, что жёлтые зёрна подозрительно
смахивают на икру. Картина сложилась
окончательно. Он оплодотворён и нашпигован
инопланетной икрой, и теперь в нём
зарождается жизнь! Словно поняв, что их
замысел раскрыт, инопланетяне гурьбой
набросились на похмельно-делириозный
инкубатор, стараясь каждый внести свой
посильный вклад в решение демографической
проблемы. Мужик храбро отбивался от
перспективы заработать миллион долларов
на факте беременности, в результате
чего кухонная утварь понесла тяжёлые
потери, но всё было тщетно. Поруганная
мужская честь требовала немедленной
сатисфакции, и визит спецбригады пришёлся
как нельзя вовремя, никто из домашних
сильно не пострадал. Трудно сказать,
заставит ли его этот эпизод пересмотреть
своё отношение к спиртному — уж слишком
много у нас любителей степа и чечётки
на складе грабель — но инопланетную
икру мужику теперь долго будут
припоминать, это точно. Спецбригада,
опять же, застолбила за собой право
первенца окрестить. Теперь придумывают
имя.
Помимо прочих несомненных
достоинств, вера в Бога обладает мощным
психотерапевтическим действием, ибо
не просто считают его утешителем
страждущих, пастырем и тихой гаванью.
Только не всем из наших пациентов
доступна истинная, чуждая перегибов и
крайностей, мудрость, которая гласит,
что одними молитвами психически здоров
не будешь. Или, словами арабских мудрецов,
«на Аллаха надейся, а верблюда привязывай».
Или, словами познавших дао большого
бизнеса, «плати и взятки, и налоги, и про
откаты не забывай». Ибо подобен пациент
в психозе, ищущий прибежища в храме
божьем, пылающему брандеру, посетившему
битком набитую гавань, тихую и спокойную
ДО его появления.
Наталья (назову её так)
наблюдается на моём участке уже больше
двадцати лет. Шизофрения, параноидная
форма. Инвалид второй группы, на данный
момент уже бессрочно. Вне обострения
вполне себе милый человек, занимается
домашним хозяйством, нянчит внуков,
ходит в православную церковь. В церкви
Наталью тоже знают, причём очень хорошо.
И очень давно. И как облупленную.
Собственно, православной она стала лет
десять-двенадцать назад, до этого была
католичкой. До одного прекрасного дня,
когда услыхала голос одного из архангелов,
который поведал ей много чего интересного
про местного пастора и она, кипя праведным
гневом, ринулась в крестовый поход за
чистоту веры и нравов. Битва состоялась
прямо посреди проповеди и могла бы
приобрести эпический размах, не вмешайся
в диалог Натальи с архангелом, происходящий
по ходу нарезания кругов вокруг алтаря
за пастором с крестом наперевес (добротный
такой, увесистый, из дома пёрла), демон
ада. Он объявил, что покушение даже на
не совсем уже святого отца всё же является
грехом из разряда тяжких. Даже смертных,
правда, Люци? И посему он уполномочен
вот прям сейчас забрать сию душу в тёплое
местечко с инфернально обходительным
персоналом, сковородки подогреты, масло
в чанах кипит, только вас и ждём, Вельзевул
и его хтоническая команда. Архангел
что-то возразил, демон привёл контраргумент
и упёрся рогом, и понеслась дискуссия
о законе божьем, преступивших его, мерах
пресечения и сроках отсидки. Пока, застыв
соляным столпом, Наталья внимала перлам
красноречия одного и многоэтажным с
коленцами конструкциям другого, подоспели
опомнившиеся прихожане с подручными
средствами транспортной иммобилизации.
Пройдя курс лечения, Наталья к католикам
охладела, но душа требовала веры. И
таковая была обретена, на сей раз в лоне
православной церкви.
Особенно подкупили её
сердобольные бабульки, которые слово
за слово прознали про Натальин недуг и
ахая и цокая языком, отсоветовали
принимать таблетки и делать ежемесячные
уколы — это ж химия голимая, наркотик
на наркотике, прости госсподи, у тебя
от них совсем мозг скукожится! И стала
Наталья лечиться исключительно молитвами
и постом. Хватило ненадолго, и вскоре
архангел заговорил с ней снова. Правда,
на сей раз он стал убеждать её сходить
на исповедь. Ну, исповедь — дело
богоугодное, и долго тянуть она не стала.
Пришла, начала рассказывать… Строго
говоря, Наталью винить не в чем. Кто ж
знал, что именно в этот момент припрется
демон и начнёт её, натальи, языком
рассказывать про неё такое, что красного
как рака батюшку спасли только проявленные
чудеса смиренномудрия и вовремя
скатавшиеся в трубочку уши, и только
глубокая врождённая интеллигентность
удержала его от греха сквернословия в
эпитетах к услышанной ереси и прихожанке
лично, свечку ей…в руки. Снова
госпитализация, снова курс лечения и
снова бабульки на страже Натальиного
мозга, желудка и печени. Снова молитвы
и пост. Собственно, архангел с демоном
не против. Они, судя по всему, успели
подружиться и ждут удобного момента,
чтобы поболтать, подискутировать. Иногда
от скуки берут на себя контроль за телом
подопечной, тогда весело становится
всем прихожанам и бабулькам в первую
очередь — бог не фраер, он шельму метит,
и гонки с препятствиями и напутствиями
время от времени разнообразят размеренный
церковный быт.
Правда, последнее
время, после того, как чуть не был похерен
то ли крестный ход, то ли ещё какое
массовое мероприятие, батюшка наложил
строгую епитимью: являться к участковому
психиатру не реже раза в месяц и все его
наказы выполнять резво и с огоньком, а
не то лично галоперидолом причащать
будет. Архангел с демоном прочухали,
что погорячились, и теперь встречаются
изредка и общаются шёпотом, чтобы снова
не погнали.