Буклет польза сенсорного развития в раннем возрасте

Буклет польза сенсорного развития в раннем возрасте thumbnail

Методические рекомендации

для воспитателей

по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста.

     Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей.

     Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни малыша.

  • Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
  • В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
  • Знакомство с предметом  должно осуществляться  с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.
  • Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают  обозначения качество предметов совместно с  их восприятием.
  • Необходимо поощрять  проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться  своими впечатлениями.
  • Чаще задавайте ребенку вопросы.
  • Учите детей  действовать  в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие  предметов и объектов  по заранее продуманному плану.
  • В процесс восприятия необходимо включать  движения обеих рук ( провести рукой по контуру, обрисовать его).
  • Закреплять  полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
  •  Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте  мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.
  • Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 120 г.Орска «Крепыш»

«Сенсорное развитие

детей раннего возраста»

Из опыта работы педагогического коллектива МДОАУ ЦРР- детский сад №120 г. Орска «Крепыш»

2017

г.Орск.

Сенсорное воспитание  означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

  • Формирование у детей систем перцептивных действий
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов
  • Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

      Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Что должен уметь ребёнок в полтора — два года?

 В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:

  • Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
  • Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
  • Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
  • Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).

В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.

•        Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.

•        Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).

•        Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.

•        Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.

•        Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».

•        Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.

Источник

Рекомендации по проведению игр – занятий

с детьми от 2лет 6 мес. до 3 лет по развитию сенсорной деятельности

 (продолжение)

№5. Занятие с предметами-«близнецами»

    Цель. Учить находить по просьбе взрослого идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаться при ее выполнении.

    Материал. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, шарики, кубики, кольца, ленты, грибки и т.п.).

    Ход занятия. Мама подбирает пары игрушек (предметов) абсолютно идентичных – «близнецов». Игрушки делятся пополам. Одна половина выставляется на детский столик (табурет, тумбочку, кресло и пр.), другая убирается в «чудесный мешочек» (красивую наволочку – 40×40 см²). Прежде, чем положить часть игрушек в мешочек, мама и малыш рассматривают каждый предмет, называют, отмечают особенности. Затем ребенок опускает ручку в мешочек и достает первый попавшийся предмет, называет. Мама, предлагает выбрать из всех лежащих на столике точно такой же. Пока малыш подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его игрушку, побуждая действовать по памяти. Если ребенок затрудняется, мама показывает игрушку издали, называет ее, тем самым, побуждая к действию. Когда ребенок принесет игрушку, взрослый говорит: «Давай посмотри, такую ли игрушку ты принес?» Предметы располагаются рядом. Точно так же поочередно подбираются пары всех других игрушек. Мама учит их сравнивать. В конце занятия малыш играет с подобранными предметами по своему замыслу. На последующих занятиях этого типа взрослый предлагает ребенку более усложненный выбор, в зависимости от индивидуальных показателей развития. Так, например, можно выбирать предметы не идентичные, а похожие, разной величины или цвета.

№6. Занятие с кольцами, чередующимися по цвету

   Цель. Учить собирать пирамидку из 4-5 колец, чередуя их по цвету.

   Материал. Две пирамидки красного и зеленого цветов с кольцами одного размера. Каждая пирамидка состоит из 4-5 колец. Высокий стержень для нанизывания колец (23-25 см).

Ход занятия. Мама предлагает малышу поиграть с красной и зеленой пирамидками. Ребенок снимает кольца с обеих пирамид. Мама смешивает кольца на середине стола. Затем предлагает собрать вначале красную пирамидку, потом – зеленую. Далее ребенку предлагается высокий стержень. «Мы сделаем с тобой из двух пирамидок одну, разноцветную. Посмотри, одно колечко красное, а другое зеленое опускаю на палочку, беру колечко то с красной, то с зеленой пирамидки. А ты так сумеешь?» – говорит взрослый, показывая как выполнить задание. Мама обращает внимание на высокую, разноцветную пирамиду, подчеркивает, что колечки собраны в порядке очередности, поэтому она получилась разноцветная. Затем взрослый учит малыша собирать высокую пирамиду, отбирая по очереди колечки двух цветов. Варианты. Ребенок вначале выкладывает детали, чередуя по цвету, а затем, последовательно беря их, нанизывает на стержень. Аналогично проводится занятие по составлению пирамид по принципу чередования с ориентировкой на величину и форму деталей (пирамиды из кубиков, шаров, колец и др.).

№7.Занятия с кубиками

Цель. Продолжать ознакомление с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Учить находить предметы по цвету. Запоминать названия не только основных цветов (красный, желтый, синий), но и их составляющих (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Развивать цветовое зрение при действий с предметами всех цветов спектра.

Материал. Кубики (сторона 5-6 см²) – 6 шт. Шесть сторон каждого кубика обклеиваются цветной бумагой, таким образом, чтобы каждая сторона фигуры была окрашена в один из цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Коробочка, вмещающая 6 кубиков, в два ряда по три.

Ход занятий. Взрослый показывает малышу вначале один кубик. «Этот кубик не простой, а забавный! Смотри, какие у него красивые стороны. Эта сторона – красная, эта – зеленая, эта – желтая!» -поясняет мама, поворачивая кубик. Затем показывается, что все шесть кубов обладают такими же особенностями. Далее занятие разворачивается в зависимости от поставленных задач. Игра с кубиками имеет много вариантов. 1) Взрослый обращает внимание ребенка на цвета спектра, называет их. Кубики выкладываются цепочкой, повернутые одной из сторон определенного цвета. Таким образом, малыш видит перед собой, глядя на кубы сверху, «полосочку» одного из цветок спектра. Например, мама и ребенок выстроили «полосочку» оранжевого цвета. Взрослый проводит рукой вдоль кубиков и говорит: «Оранжевый». Просит ребенка повторить. Ситуация обыгрывается чтением рифмовочек, сравнительными характеристиками, ответами на вопрос: «Что бывает такого же цвета?» (апельсин, лисичка и др.). Точно так же мама и малыш действуют с каждой «полосочкой» определенного цвета. Рифмовочки:

Красный. Красный цвет горит как жар,

У меня такой же шар! или

Ярко-красный гребешок,

Здравствуй, Петя-Петушок!

Оранжевый.  Этот цвет такой, как солнце,

Посмотри, малыш, в оконце! или

Этот цвет, морковки спелой,

 Угостим зайчаток смелых!

Желтый Желтые: цыплятки — Шустрые ребятки!  или Ярко-желтый Колобок,

Покажи румяный бок!

 Зеленый Какого цвета травка?

– Зеленая-муравка! или Вот зеленый огурец!

 Скажем, малый-удалец! 

Синий. Синяя птица в сказке живет,

Звонкие песенки детям поет! или

 Ярко-синие цветочки: Незабудки, василечки! 

Фиолетовый. Фиолетовой фиалке холодно в лесу,

Я солнечный луч в ладошках ей несу!

Варианты. Можно выстроить кубики по вертикали – «башенку», соблюдая те же условия игры. В этом случае желательно поставить ее на середину стола и вместе с ребенком обойти вокруг, отмечая цвет каждой стороны.

 Взрослый учит ребенка укладывать кубики в коробочку в два ряда по 3 штуки, ориентируясь на определенный цвет. Малыш делает «коврики» (красный, оранжевый, желтый и т.д.). На каждый коврик укладываются какие-то мозаичные украшения, расцвечивая коврик.

 Взрослый учит ребенка чередовать кубы по цвету. Выполняются коврики рисунком «в шашечку». Мама учит ребенка чередовать предметы, ориентируясь на их цвет, а также подбирать сочетания цветов теплых и холодных тонов. При этом развивается сенсорная память, умение удерживать в голове поставленную задачу от начала до конца.

 Взрослый учит ребенка выкладывать кубики цветными дорожками, чередуя их по цвету. Коврики рисунком «в полоску».

 Взрослый показывает, как можно сделать «коврик» разноцветный, подобрав все цвета спектра, заложенные в конструкций данного материала.

 Малыш играет с кубиками по своему замыслу. Взрослый называет цвета сторон, хвалит, если ребенок называет их сам.

Примечание: ребенок постепенно запоминает названия различных цветов, но это не является обязательной задачей.

№8. Занятие с плоскостными геометрическими фигурами «Кто-кто в домике живет?»

   Цель. Познакомить ребенка с плоскостными геометрическими фигурами: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник. Учить находить названный предмет, ориентируясь на его форму.          Материал. Картонные карточки (10×10 см) с фигурными вырезами и разными изображениями. Изготовление карточек. На каждой карточке аккуратно вырезаются фигурные «окошки». Например, на одной – в форме квадрата, на другой – круга, на третьей – треугольника, на четвертой – овала, на пятой – прямоугольника. Образовавшиеся «окошки» необходимо обклеить прозрачной бумагой (или скотчем) с обратной стороны. Вырезанные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник и т.д.), послужат «вкладышами», которые помещаются в получившиеся своего рода пазлы, но размер всех сторон фигуры должен быть примерно на 1,5-2 см меньше размера «окошка». На каждой фигуре рисуется или наклеивается зайчик, собачка, петушок и т.д. Геометрические фигуры вкладываются в соответствующие «окошки» изображением вниз.

Ход занятия. Мама знакомит малыша с пособием, показывает карточки с фигурными окошками: «За каждым окошком живут наши друзья!» Взрослый поворачивает карточку и за прозрачной поверхностью ребенок видит изображение одного из персонажей, например, зайчика на кружочке и т.д. Когда карточку переворачивают другой стороной, значит, собачка или зайчик «спрятались», «ушли в домик». Мама дает возможность ребенку рассмотреть карточки, фигурные «окошки»-пазлы и фигурные вкладыши. Подчеркивается, что каждый персонаж имеет свой домик, свое окошко. Затем взрослый разыгрывает сценку поездки в гости к зверюшкам. Мама спрашивает малыша, к кому они поедут и напоминает, что домик их избранника имеет, характерное окошечко. Малыш стучится в соответствующее окошко: «Тук-тук! Тут ли Мурка живет?” и если кроха выбрал окошко правильно, то персонаж отвечает звукоподражанием (выполняется взрослым), карточка поворачивается и ребенка «встречает» собачка, кошка, петушок и др. Далее занятие разворачивается ситуативно – малыш может прочитать стишок, спеть песенку, что-то рассказать. Взрослый включается в игру с ребенком, может использовать фольклор. Например, Зайка. Зайка беленький сидит и ушами шевелит. Собачка. Вот собачка Жучка -Хвостик закорючкой. Петушок. Петушок, петушок – Золотой Гребешок! Кошка. Кошка в окошке птичек стережет. Уточка. Уточка в сережках песенку поет: «Кря-кря!», завтра дождичек с утра… Когда малыш «пообщается» с каким-либо своим избранником, побывает «в гостях», карточка откладывается изображением вниз. Далее каждая карточка обыгрывается аналогично. Варианты. Все геометрические фигуры собраны вместе на середине стола. Взрослый просит малыша показать круг, квадрат, треугольник и пр. Затем все фигуры переворачивают изображением вверх: все зверушки вышли на прогулку, следует поговорить о каждом персонаже. В конце разыгрывается сценка возвращения «домой». Друзья забыли, кто в каком домике живет. Малыш самостоятельно или с помощью взрослого «разводит» зверюшек по «домикам». Если ребенок сделал правильный выбор, плоскостная геометрическая фигура плотно ложится в пазл, а на обратной стороне появляется четкое изображение. Если произошла ошибка, происходит все наоборот («Это не мой домик!»). Далее идет поиск с ориентировкой на одну из плоскостных геометрических фигур.

Учитель-дефектолог  ЦРВ

Карпенко О.Ю.

Рекомендации по проведению игр – занятий

с детьми от 2лет 6 мес. до 3 лет по развитию сенсорной деятельности

Источник

Слайд 1

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: ,, Чудесный мешочек,, ,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани) ,, Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру) ,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов) Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: ,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) ,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их) ,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки ) Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: ,,Сравни предметы по высоте,, ,,Самая длинная, самая короткая ,, ,,Разноцветные кружки ,, ( предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка) Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: ,, Какого цвета не стало?,, ,,Какого цвета предмет ?,, ,,Собери гирлянду ,, ,,Какие цвета использованы?,, ( показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки) ,,Уточним цвет ,,( учить различать и называть близкие цвета) Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет МБДОУ « Центр развития ребёнка Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка» Разработала воспитатель : С.Г. Алексеева

Слайд 2

Сенсорное развитие детей раннего возраста это : базовый фундамент для умственного развития ; развитие наблюдательности и внимания ; положительное влияние на эстетические чувства ; расширение воображения; возможность освоения новых способов познания предметов и мира ; приобретение сенсорных эталонов : постижение навыков учиться и изучать ; помощь в увеличении словарного запаса ; влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная, слуховая, образная и другие. Поэтапное формирование сенсорного восприятия. В полтора –два года к задачам сенсорного воспитания относятся : Ориентация в палитре цветов и способность различать не менее 3-4 основных. Сортировка предметов одного цвета. Строительство пирамидки из 4-5 элементов, по уменьшению их величины. Проведения анализа формы геометрической фигуры и соотношение её с полоской проекцией. В период с двух до трёх лет приобретённые ранее способности совершенствуются и дополняются. Задачи сенсорного восприятия в период с двух до трёх ле т: Различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определённому цветовому образцу. Определять величину согласно трём понятиям: большой, маленький, средний. С легкостью строить пирамидку из 5-8 колец. Собирать пазлы и картинки из разных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8. Определять форму предметов. Отличать объёмные фигуры: куб, шар или пямоугольный брус. Уметь сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам .

Источник

Сенсорное развитие — это метод формирования у детей раннего возраста представлений о свойствах предметов, начиная с размера и заканчивая запахами и положением в пространстве.

Детей нужно начинать развивать в раннем возрасте, иначе потом будет просто поздно. в Психологи утверждают, что основной багаж знаний малыш приобретает в возрасте до трех лет.

То есть сенсорное развитие необходимо активизировать именно в этот период, когда в голове малыша закладывается до 70% представлений об окружающем мире. Со временем эта информация будет пополняться, но не так значительно.

Сенсорные ощущения можно поделить на пять основных видов:

  • визуальные;

  • вкусовые;

  • обонятельные;

  • осязательные;

  • слуховые.

Именно они влияют на формирование у малыша таких понятий, как форма предметов, размер, цвет, а также вкус, запах и звук.

Учитывая возраст ребенка, сенсорное развитие может проходить в нескольких вариантах. Именно с 1 года до 4 лет дети усваивают наибольшее количество информации об окружающем мире.

Малыши от 1 до 2 лет:

  • Обучение навыку различать цвета и подбирать их по примеру

  • Обучение ориентироваться в размерах с упражнениями на матрешке

  • Тренировка навыка собирать пирамидку более чем из четырех колец разного размера

  • Умение соотносить конфигурацию плоских фигур с объемными (использование игрушек-вкладышей)

  • Обучение азам рисования (проведение линий разной толщины, направления, длины).

Для детей от 2 до 4 лет:

  • Развитие навыка различать основные 6 цветов и подбирать их по примеру

  • Ориентирование в основных величинах

  • Навыки сборки пирамидки из более чем 6 колец разного размера

  • Умение формировать фигуру из нескольких частей (крупные пазлы)

  • Навыки выделять форму предмета, как объемного, так и плоского

  • Развитие навыков рисования.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №111»

hello_html_72f3940e.jpg

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

Каюмова Г.М –

воспитатель первой квалификационной категории

Методические рекомендации для родителей по созданию развивающей среды в семье

  • Желательно чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п.

  • Необходимы игрушки контрастных размеров, цветов, различной формы

  • Развивающую среду следует пополнить разрезными картинками, кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками, формами-вкладышами, шнуровками и т.д.

  • Развивающие и обучающие книги для детей , которые помогают ребенку развиваться, приобретать новые знания в различных областях.

  • Развивающую среду необходимо пополнять занятиями по изодеятельности: аппликация, лепка, рисование.hello_html_m52c9f3be.png

Виды дидактических игр, способствующие сенсорному развитию:

  1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. hello_html_m66fa24f8.jpg

  2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

  3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».

  4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие в которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых или животных.

  5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть – «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».

  6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

Дети, воспитанию сенсорных способностей которых уделяли время с раннего возраста, повзрослев, чаще других достигают успеха, имеют хороший контакт с родителями и достойное место в обществе.

Список использованной литературы и интернет-источников:

1.Воспитание сенсорных способностей с раннего возраста. Интернет-ресурс:

https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/vospitanie-sensornyh-sposobnostej-s-rannego-vozrasta.html

2.Жужгина И.Н. Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

3. Владимирова С.В.Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр. Интернет-ресурс: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/603769/

Источник