Церковные крестьяне отправляли повинности в пользу государства
В 12-17вв огромные площади русских земель принадлежали монастырям. Целые деревни относились к их зоне управления, где жили подневольные люди, по положению сходные с римскими рабами. Посмотрим на неудобную праву религиозного рабовладения.
Как появились монастырские крепостные
Почти два миллиона монастырских крепостных встретили 18 век! Огромные массы населения находились под владычеством церковных иерархов. Самым большим землевладельцем был Трифонов монастырь, владения которого доходили аж до Нолинского уезда Вятской губернии.
В отличие от помещиков, церковь владела крестьянами коллективно, то есть без привязки к личности владельца. Любой назначенный патриархом церковный лидер мог управлять наделом и людьми, передавать их в пользование, миловать и карать.
Поимка беглых
Практика церковного рабовладения ( что вообще-то прямо запрещено в Библии) сложилась сама собой: монархи жаловали церкви земли, во искупление грехов или по более прозаическим причинам, а для их обслуживание отдавали и людей, для управления которыми, применялись привычные методы крепостничества.
В монгольский период, русская церковь стала столь могущественной, что площади ее земель и их население немногим уступал и государственным!
Как жилось крестьянам при монастырях
Монастыри выглядели внушительнее иных крепостей
Монастыри быстро стали не только религиозным учреждением, но и аналогом тюрьмы.
Когда было неудобно кого-то казнить или это могло иметь негативные последствия, такого отправляли в монастырь, якобы замаливать грехи, где тот жил под стражей до скончания века, обычно недолгого.
Атмосфера изоляции, религиозного фанатизма и навыки обращения с заключенными, формировало крайне агрессивную и эксплуататорскую практику к крестьянам.
Крестьяне в монастырях обязывались платить оброк (налог), отрабатывать барщину (обрабатывать церковные поля), предоставлять по первому требованию работников или охрану для церковных проектов, служивых людей для охраны границ, принимать на себя долги монастыря.
В итоге, они чрезвычайно облагались непосильной работой, зачастую придуманными долгами, выйти из которых им было не под силу.
продажа крестьян
Жестокая эксплуатация крестьян была такой беспощадной, что уже в 14 веке вспыхнуло первое крестьянское восстание, впрочем, быстро подавленное. Но восстания будут происходить едва ли не ежегодно…
На помощь монастырям приходили царевы слуги: опричники, стрельцы, а иногда и регулярные войска. А когда те были заняты войной, сами монахи брали в руки оружие
Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали». Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем.
Крестьяне, обнищавшие от поборов и проигравшие войну бежали в другое крепостное право – к дворянам! В 1605-1614 гг. из Троице-Сергиевого монастыря бежали 140 крестьян одного только Владимирского уезда – более четверти всех крестьян уезда. Как видно из «свозных книг» монастыря, около половины «беглых» ушло за «детей боярских», в дворянские имения
Крестьянское восстание
Наказания за побеги будут крайне жестокими: пытки, сажания в ледяной карцер, колесования, как впрочем и для гражданских бунтовщиков.
Надо сказать, что в самой церкви были противники такого подхода, считавшие, что негоже монастырям иметь рабов и монахи должны сами себя кормить. Движение “нестяжателей” было стихийным, но немногочисленным и быстро сошло на нет.
«Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами»
Скоро, крестьяне стали считать монастыри едва ли не кровными врагами.
Об этом пишут отечественные историки и сами монахи:
«разрастаются монастырские владения, и крестьяне, страшась своего порабощения, считают отшельников личными врагами и часто убивают”.
«с дрекольем пришли и не давали инокам копать землю для ограды и, противясь, говорили святому: «Почто на нашей земле поставил монастырь? Или хочешь землями и селами нашими обладать?». «Что и сбылось впоследствии», – добавляет монах-автор.
В 18 веке Екатерина Великая умерила монастырские аппетиты, отрезав у монахов земли в пользу государства.
После этого большинство монастырей прекратило свое существование. По видимому, без огромных земельных наделов и сотен крепостных, отцы духовные не смогли жить. Монастыри исчезли, но память об их крепостничестве сохранилась в названиях десятков населенных пунктов.
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Другие истории есть на нашем сайте
Источник
Церковные крестьяне
категория феодально-зависимых крестьян в России 11—18 вв., принадлежавших русской церкви. В более узком смысле это — зависимое сельское население во владениях соборов и городских приходских церквей. Ц. к. в 15—18 вв. владели патриаршая (с 1589), митрополичья, архиепископские и епископские кафедры, а также крупнейшие монастыри, у которых в 16—17 вв. было не менее 1/3 всех частновладельческих крестьян в стране (см. Монастырские крестьяне). Значительными собственниками Ц. к. в 15—18 вв. были главные храмы Москвы, Владимира и некоторых др. городов. Сельские приходские церкви обычно не имели Ц. к., но в 17 в. известны т. н. церковные бобыли, платившие бобыльский оброк в пользу причта церкви. В сев. районах в 16—17 вв. во владениях приходских церквей эксплуатировались Половники. В результате секуляризации 1764 Ц. к. вошли в состав экономических крестьян (См. Экономические крестьяне).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.
Смотреть что такое “Церковные крестьяне” в других словарях:
Церковные крестьяне — Церковные крестьяне категория феодально зависимых крестьян в России XI XVII вв., принадлежавших русской церкви. В более узком смысле это зависимое сельское население во владениях соборов и городских приходских церквей. Церковными … Википедия
ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — в России крестьяне, принадлежавшие церковным учреждениям. В 1764 г. превращены в экономических крестьян … Юридический словарь
ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — в России крестьяне, принадлежавшие церковным учреждениям. В 1764 превращены в экономических крестьян … Большой Энциклопедический словарь
ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, категория зависимых крестьян в 11 18 вв., принадлежавших Русской православной церкви. Церковными крестьянами в 15 18 вв. владели патриаршая (с 1589), митрополичья, архиепископские и епископские кафедры, а также крупнейшие… … Русская история
церковные крестьяне — в России крестьяне, принадлежавшие церковным учреждениям. В 1764 после секуляризации церковных имуществ превращены в экономических крестьян. * * * ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, категория зависимых крестьян в России 11 18 веков,… … Энциклопедический словарь
ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — крестьяне в феод. России, принадлежавшие церкви в широком смысле: митрополиту (позднее патриарху, а затем синоду), архиерейским домам, монастырям и церквам. В узком смысле феод. зависимое сел. население кафедральных и соборных храмов, а также… … Советская историческая энциклопедия
ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — в XI–XVIII вв. в России зависимые крестьяне, принадлежавшие церкви; с 1764 г. – экономические крестьяне … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
церковные крестьяне — в России крестьяне, принадлежавшие церковным учреждениям. В 1764 г. превращены в экономических крестьян … Большой юридический словарь
Крестьяне — … Википедия
Крестьяне — Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Источник
На первый взгляд может показаться, что положение крепостнык Однако, присмотревшись ближе, можно заметить, что Когда с разрушением феодальных отношений и развитием Поэтому неудивительно, что аграрный кризис конца XVI века Но чем больше редело крестьянское население в церковных Обладая огромными земельными богатствами, церковные С течением времени труд слуг и детенышей на церковных С этой последней земли взимались в пользу государства Тем не менее тяглые крестьяне преобладали в церковных владениях. Но вся беда для них заключалась в том, что надел их был Раскладкой занималась обычно община, но под наблюдением и На этой…почве часто происходили недоразумения, споры и Из последних слов архимандрита видно, что борьба крестьян Наделы были настолько незначительными, что приходилось За пользование этой землей церковные крестьяне-тяглецы Размер его всецело зависел от произвола церковных властей Обычно крестьяне, живущие на землях крупных церковных Первоначально оброк взимался исключительно натурой. Хлеб, Последние делились на „окладные” или постоянные и Натуральная часть оброка доходила в некоторых церковных С развитием денежного хозяйства натуральный оброк В вотчинах Кирилло-Белоозерского монастыря денежный оброк В конце XVI в. в большинстве вотчин Троице-Сергиевой лавры С развитием денежного оброка эксплуатация церковных Нередко ответственность за исправный взнос оброка Кроме оброка с церковных крестьян взималось еще так наз. За пользование усадебным местом бобыли также уплачивали Тяжело ложились на плечи церковных крестьян „почести” Расходы по угощению почетных гостей, приезжавших в Особенно дорого обходились взятки, которые раздавались Периодические выезды архиереев в столицу вызывали также На крестьян ложились также расходы по назначению и Наконец, каждый более или менее влиятельный владыка Одновременно с оброком, „пожилым” и др. поборами Эту издельную повинность церковные владельцы стали Яркую картину „иЗделья” более позднего происхождения „Изделье” обязаны были также отбывать |
Источник