Чтение до рождения и его польза

Научная сторона вопроса

Исследования по этой теме велись еще с 1988 года. Тогда ученые выяснили, что с 30 недели ребенок уже слышит маму. Последнее исследование провел университет Вашингтона совместно с Тихоокеанским лютеранским университетом штата Тахома и университетом Швеции.

Что они сделали?

Взяли выборку из 40 новорожденных мальчиков и девочек (не более 30 часов от роду) и исследовали реакцию мозга на гласные звуки их родного языка и иностранного.

Как они это выяснили?

Детям давали соску, которая подсоединяется к компьютеру и включали гласные звуки на родном и иностранном языке. Потом замеряли, как долго ребенок сосет соску, когда слышит гласные на иностранном и на родном языке.

В итоге

По результатам эксперимента, дети меньше сосали соску, когда слышали гласные родного языка, с иностранными гласными все наоборот. Ученые пришли к выводу, что ребенок в утробе матери хорошо различает звуки и после рождения узнает знакомые голоса.

Еще одно интересное исследование

Нейробиолог университета Хельсинки, Эйно Партанен провела эксперимент на группе беременных женщин.

Что они сделали?

Попросили будущих мам с 30 недели начать слушать несколько раз в неделю импровизированную музыку, в которой часто повторялось слово «Татата». К моменту рождения ребенок прослушивал эту мелодию 25 000 раз. Взяли контрольную группу мам, которые ничего не слушали.

Что было потом?

После рождения малышам из обеих групп давали послушать эту мелодию и в это время замеряли их мозговую активность.

В итоге

Младенцы из первой группы распознавали это слово. Исследовательская группа Эйно Партанен пришла к выводу, что ребенок в утробе способен воспринимать сравнительно сложную информацию и воспроизводить ее после рождения.

Читать можно

Итак, читать и разговаривать с ребенком можно и нужно, причем не только маме, но и папе. После рождения малыш будет быстрее узнавать голоса тех, кто с ним чаще говорил.

Но нужно запомнить, что на этом польза чтения и разговоров хоть на русском, хоть на любом другом языке заканчивается. То есть, если вы решите начать учить с малышом в утробе китайский – это бесполезная затея.

Детские книги, от которых вы не оторветесь

Ну и раз такое дело, и выбрать можно то, что нравится, я решила рассказать вам о детских книгах, которые будет интересно почитать и маме.

1. Удивительное путешествие кролика Эдварда

Автор: Кейт ДиКамилло

Удивительное путешествие кролика Эдварда

История про фарфорового, самовлюбленного кролика Эдварда. Его подарили маленькой девочке по имени Абилин. Она очень любила его, наряжала в специально сшитые костюмы, каждый день заводила маленькие золотые часы на цепочке, но кролик любил только себя. Однажды Абилин вместе с родителями отправилась в морское путешествие и взяла с собой Эдварда. В пути он случайно свалился за борт и с этого момента началось его путешествие.

2. Хронология

Автор: Петер Гюс

Хронология Автор: Петер Гюс

Эта книга – история мира в иллюстрациях. Все начинается с большого взрыва и так, страница за страницей, тянется черная лента времени. Она все тянется и превращается в бесконечный поток событий. Так как мы мало знаем о событиях давних времен, на первых разворотах много свободного места, но чем дальше, тем детальнее и сложнее становятся коллажи. Текст в книге тоже есть, но он тут не главный. Текст только помогает анализировать то, что нарисовано и рассуждать самому.

3. Как это построено

Автор: Дэвид Маколи

Как это построено Дэвид Маколи

Это не просто сборник с зданиями и историей их постройки. Дэвид Маколи рассказывает, как люди принимали решение строить это здание именно на этом месте и почему оно выглядит именно так, а не иначе. К каждому рассказу прилагаются подробные иллюстрации с детально прорисованными схемами построек. Если интересуетесь архитектурой, то эта и еще 6 книг Дэвида Маколи специально для вас.

4. Крокодил под кроватью

Автор: Мариасун Ланда

Крокодил под кроватью Мариасун Ланда

История об одиночестве, рассказанная с юмором. Эту книгу издавали уже десятки раз и перевели на несколько языков она получила Национальную испанскую премию в области детской и юношеской литературы.

Однажды Х.Х. обнаружил у себя под кроватью крокодила и решил обратиться к врачу, потому что не понимал реальность это или плод его воображения. Врач не задумываясь поставил диагноз – «Крокодилит». Вот так начинается эта история.

5. Как все устроено

Автор: Дэвид Маколи и Нил Ардли

Как все устроено Дэвид Маколи и Нил Ардли

Это обновленное издание энциклопедии. Дэвид Маколи и Нил Ардли собрали в этой книге всевозможные устройства и механизмы из разных областей человеческой деятельности и очень наглядно и хорошо проиллюстрировали каждое. Так что, если хотите узнать, что там внутри у дирижабля, как работает скрипка или кнопки на клавиатуре, тогда вам сюда.

6. История о поющих зонтиках

Автор: Аличе Умана, Агостино Лакурчи

История о поющих зонтиках

Это история о непокорных зонтиках. В долине Вуэналь дождь идет 6 месяцев в году. В этой долине живут поющие зонтики, они поют дни и ночи напролет и все звери укачивают своих детенышей под пение зонтиков. Однажды коварные могнайцы узнали о зонтиках и решили поработить их и заставить петь в своем городе.

7. Звездная ночь Ван Гога

Автор: Майкл Берд

Звездная ночь Ван Гога

В этой книге уместилось 40 000 лет истории изобразительного искусства. Вы наверное подумали, что это невозможно. Оказывается это реально. Майкл Берд решил рассказать о художниках и их великих творениях и сделать каждого художника своеобразным «окном в эпоху».

Через историю конкретного художника читатель узнаёт об особенностях и законах изобразительного искусства времени, в которое жил художник. В книге 68 рассказов – Андрей Рублев, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Кацусика Хокусай, Марк Шагал, Василий Кандинский, Фрида Кало и др.

8. Длинное долгое путешествие

Автор: Ян Бойер Валь

Длинное долгое путешествие

Эта книга с красивыми панорамными иллюстрациями рассказывает о реальных событиях. Это случилось в далеком 1825 году. Египетский паша решил сделать подарок королю Франции КарлуⅩ и отправил ему настоящую жирафу. Путь из Судана во Францию неблизкий, а если конкретно, то понадобилось 2 года, чтобы преодолеть 4 000 миль и доставить жирафу в Париж.

Вот об этом невероятном путешествии и решил рассказать нам Ян Бойер Валь, но только глазами жирафы, не забывайте, что книга детская.

9.

Карусель

Автор: Борис Пастернак

Карусель Автор: Борис Пастернак

Есть у Пастернака два стихотворения, «Карусель» и «Зверинец». Он написал для своего маленького сына, хотя детскими стихи можно назвать с натяжкой. Эти стихотворения печатались отдельно только один раз в 1920 году. Издательство «Махаон» в сотрудничестве с художником-иллюстратором Наной Тотибадзе выпустило вот такую замечательную книгу.

10. Мы и наша история

Автор: Иван Поммо, Кристоф Илла-Сомерс

Мы и наша история Иван Поммо, Кристоф Илла-Сомерс

Эта книга получила престижную литературную французскую премию Prix Sorcières.

Если в двух словах – это история мира от каменного века до наших дней глазами простых людей. Их имен никто не знает, они просто люди, которые когда-то жили, работали, веселились, грустили, любили. Яркие иллюстрации Ивана Поммо увлекают куда-то вглубь и помогают погрузится в описываемую эпоху.

11. Баллада о маленьком Буксире

Автор: Иосиф Бродский

Баллада о маленьком Буксире

Лиричное, очень трогательное стихотворение о маленьком трудолюбивом буксире, который всем помогал и мечтал уплыть в дальние страны. Книгу проиллюстрировал художник-мультипликатор Игорь Олейников и сделал стихотворение еще более очаровательным.

12. Метаморфозы

Автор: Фредерик Клеман

Метаморфозы Фредерик Клеман

Фредерик Клеман разглядел и показал чудеса в казалось бы обыденных вещах, которых мы не замечаем. Он придумал и проиллюстрировал книгу о метаморфозах, которые происходят каждый день: как гусеница превращается в бабочку, икринка в лягушку, почему кусается только самка комара, как живут шмели и еще много интересного. Обо всех превращениях рассказывает сказочный персонаж Веселый Горошек. Каждая метаморфоза – маленькая сказка.

И ещё, на случай, если вам не хочется читать

Мало ли, может настроения нет, а поговорить с малышом просто так не получается. В этом случае вам нужна вот эта книга и читать ее не нужно.

13. Маленький театр Ребекки

Автор: Ребекка Дотремер

Маленький театр Ребекки

Ребекка Дотремер – известный французский иллюстратор. Она создала замечательную книгу, каждая страница вырезана, на каждой свои сказочные герои и только вам решать, что с ними случится. Фантазируйте, сочиняйте истории, только не забудьте делать это вслух.

Ребекка Дотремер

Читайте то, что хочется

Никаких четких рекомендаций не может быть. Важно, чтобы малыш привыкал к вашему голосу и к голосу папы, поэтому, если нравится, можете читать сказки по ролям вместе с мужем.

Моя мама читала вслух «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, когда была беременна мной. Говорит, что читала медленно, растягивала удовольствие и старалась детально представлять каждую сцену, людей и предметы. Конечно же книги на 9 месяцев все равно не хватило и мама переключилась на его рассказы. Ничего другого она читать не хотела.

Главное, чтобы вы сами получали удовольствие от чтения, а жанр выбирайте любой. Ну в общем вы поняли, тут как и с беременными вкусовыми пристрастиями, хочется – ешь, а в этом случае хочется – читай.

Источник

В последнее время большой популярностью пользуется теория о положительном влиянии на ребёнка опосредованного чтения ещё в дородовой период: чем больше будущая мама читает вслух детских сказок, стихов, песенок, тем лучше будет развиваться малыш интеллектуально и творчески, тем быстрее научится читать.

Появление новой жизни – великое таинство природы. Каждый из нас прожил это чудо, родившись на свет, и ничего не помня о 9 месяцах, проведенных в материнской утробе. Вновь соприкоснуться с тайной рождения дано каждой женщине, решившей стать мамой.

Что чувствует и понимает малыш, еще не родившийся на свет? Ответ на этот вопрос всегда интересовал людей. Интуитивно многие будущие мамы уже с первых дней беременности относятся к своему малышу как к реально существующей и вполне самостоятельной личности. И это дает родителям возможность жить вместе с ребенком еще до его рождения, общаться с ним, помогая малышу расти, взрослеть, умнеть, то есть заниматься его пренатальным (дородовым) воспитанием.

Стоит ли воспитывать ребенка так рано, в то время, когда сама природа заботится о нем, преобразуя крохотную клеточку в человеческое существо? Современные научные исследования внутриутробного развития ребенка подтверждают, что дитя воспитывается уже в животе мамы. Именно там ребенок проживает начальные стадии не только физического, но и психического созревания.

Еще до рождения ребенок начинает познавать окружающий мир. Он живет не в беззвучном, темном пространстве, а воспринимает мир вокруг себя теми органами чувств, которые формируются у него очень рано. Уже на восьмой неделе внутриутробной жизни у малыша возникает тактильная чувствительность. Ребенок начинает ощущать температуру и прикосновения. К 14-й неделе вся кожная поверхность малыша готова к восприятию информации. Говоря об интуитивном, точном понимании, знании, люди используют выражение “чувствую кожей”, возможно так в нашем языке сохранилась память о первом опыте познания мира.

На 5-м месяце беременности движения ребенка становятся ощутимыми для мамы, и малыш встречается с первыми прикосновениями родных рук. Ребенок толкается, и мама гладит живот. Поглаживание поверхности живота – это первые нежные игры с младенцем, который еще не родился. Ребенок получает важный опыт общения – ответную реакцию на свои проявления.

Перестукиваясь с мамой, малыш учится диалогу. Общаясь с малышом во время беременности, родители устанавливают с ним крепкую эмоциональную связь. Ребенку такое общение дает ощущение безопасности и комфорта, необходимые для его успешного развития.

Помимо прикосновений ребенок нуждается и в словах, обращенных к нему. Многие будущие мамы мысленно разговаривают с ребенком с самого начала беременности. Малыш, конечно, чувствует, что вы говорите с ним. Любое ваше эмоциональное состояние ребенок ощущает на уровне гормонов, поступающих в кровь. Кроме того, малыш в утробе “слышит телом”, воспринимая звуки материнского голоса через вибрации околоплодных вод и мышечные ощущения. Поэтому маме нужно говорить с малышом не только мысленно, но и вслух. На седьмом месяце ухо ребенка начинает слышать и уже воспринимает звуки как внутри, так и вне материнского тела.

У детей, с которыми родители разговаривают до рождения, обычно раньше развивается речь. Помимо интонации дети способно безотчетно усваивать ряд звуковых сочетаний. Уже на 5-м месяце ваш будущий малыш различает речевые звуки, которые вы произносите, реагируя на каждый из них сокращением определенных мышц. Вместе с развитием слуха до рождения малыша начинается и подготовка его к речи. Как известно, что у любого человека, слушающего речь или музыку, совершенно незаметно сокращаются мышцы голосового аппарата, как бы беззвучно повторяя слышимые звуки. Для ребенка, который готовится к жизни в говорящем мире, хорошим тренингом будет слушание, как речи, так и музыки.

В музыке ребенку важны ритмы. Именно они организуют жизнь тела. Не случайно музыка лечит, помогая больным, аритмичным органам найти здоровый ритм. Прежде всего, речь идет о классической музыке. Благотворно влияет на ребенка музыка Моцарта, Вивальди, Баха, Чайковского. А вот произведения Вагнера противопоказаны маленьким слушателям. Прослушивайте вместе с ребенком ту музыку, которая приятна вам и наблюдайте за тем, как реагирует малыш. Если ребенок протестует, выключите музыку. Запомните реакции ребенка на различные произведения. Одна музыка успокаивает его, другая возбуждает. Зная это, вы всегда сможете помочь ребенку успокоиться или сможете побудить его к активным действиям, используя знакомые произведения как до рождения малыша., так и после. Дети, слушающие музыку внутриутробно, родившись узнают ее, улыбаются, гулят, двигаются в так знакомой мелодиии. Наблюдая это, вы убедитесь в том, что ваш кроха обладает памятью и многое знает, только появившись на свет. Те песни, которые вы ему поете, сказки и стихи, которые читаете, станут хорошим культурным приданым для дальнейшего образования малыша.

Бывает, что будущие мамы не поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальному слуху ребенка. А между тем именно пение мамы целительно для малыша. Особенно полезны ему колыбельные. Во время пения колыбельных у мамы снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. Ребенок поющей мамы получает больше кислорода, его сердцебиение гармонизируется, а колебания околоплодных вод нежно массируют тело малыша, помогая ему созревать. Кроме того, это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребенка. Колыбельные – первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Поющая мама растягивает слова, акцентируя гласные. Так дети лучше усваивают звуковой строй речи, быстрее развивают языковые навыки. Чтение ребенку поэзии оказывает подобный эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика и если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи.

Во время беременности в женщине часто просыпается желание заниматься давно забытыми или даже непривычными делами: рисовать, петь, танцевать, мастерить, читать иные книги, слушать иную музыку. Возможно, это малыш просит удовлетворить свои потребности, нуждается в творчестве. Очень часто будущие мамы, занимаясь рисованием, говорят, что картину нарисовал малыш, или, музицируя, выбирают инструмент, звучание которого понравилось ребенку. Главное, что родители и дети приобретают в совместном творчестве опыт эмоционального общения, гармоничного сосуществования друг с другом, который останется с ними в дальнейшей жизни.

Уже до рождения малыш нуждается в уединенном общении с мамой, когда она, касаясь ладонью живота, разговаривает с ним вслух ласково, нежно. Говорите с ребенком обо всем, что вам важно сказать ему. Познакомьтесь с ним, расскажите, как ждете его и любите. Важно быть искренней с малышом. Чувствуя беспокойство, не стоит маскировать его радостными интонациями. Ребенок чувствует вас телом, слышит биение сердца, а не только голос. В те моменты, когда вы испытываете эмоции, с которыми трудно справиться, обратитесь к малышу и объясните, что ваши переживания не касаются его, он любим вами по-прежнему. Этим вы обезопасите ребенка.

Познакомьте малыша с теми, кто вместе с вами ждет его появления на свет. Пусть ребенок услышит их голоса. Наблюдая за реакцией ребенка, вы уже во время беременности научитесь чутко реагировать на его желания, и это пригодится вам в дальнейшей жизни с малышом. Общаясь с малышом во время беременности, развивая его до рождения, всегда опирайтесь на свою интуицию. Занимаясь с ребенком, сохраняйте естественность и спонтанность общения. Не стоит превращать занятия в регулярную обязанность для отца ребенка, если он еще не готов к активным действиям. Иногда будущим папам для начала бывает достаточно рассказов о том, как ребенок барахтается, наблюдений за шевелением живота, любопытных прикосновений, а после появятся и слова для будущего ребенка, возникнут ритуалы приветствия, стихи и песни ему.

Ребенок, появившись на свет, не расскажет родителям о том, что он чувствовал, познавал в утробе матери, но будет помнить те несколько месяцев совместной жизни, которые вы подарите ему, общаясь с ним во время беременности. Как помнят любящие люди “самое начало” совместной жизни – первые прикосновения, звуки и запахи, первые слова, сказанные друг другу, так и малыш возьмет с собой в жизнь первый опыт любви, который подарят ему родители.

Источник

Польза чтения ребенку уже в младенчестве

Рейтинг

5

Результаты исследования, которые иллюстрируют значение чтения ребенку с самого раннего возраста

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Никогда не рано читать ребенку вслух. Многочисленные исследования подтверждают, что чтение детям с полугодовалого возраста приводит к тому, что через четыре года у них будут хорошо развиты словарный запас и грамотность. Имеет значение и то, насколько часто родители читают вместе с ребенком в дошкольном возрасте – это влияет на развитие навыков чтения и письма. Дети способны учиться даже тогда, когда они еще не умеют говорить.

Принято считать, что развитие грамотности ребенка в школе напрямую зависит от навыков чтения. Умение читать – основной критерий готовности ребенка к начальной школе. Однако в последнее время наблюдается тревожный симптом: у большинства детей даже к третьему классу навыки чтения развиты слабо.

Мнение психологов о пользе чтения детям

Психологами было проведено исследование с целью выяснить, насколько важно чтение в раннем возрасте. В исследовании приняли участие более 260-ти детей и их родителей, эксперимент длился от рождения ребенка до его поступления в школу. Когда ребенку исполнялось 6, 12 и 24 месяца, родители сообщали, как часто они читали вместе с ребенком и сколько книг было у них дома (это позволяло сделать вывод о том, сколько книг было прочитано). Также родители сообщали о так называемом «качестве чтения» – о том, обсуждали ли он вместе с ребенком прочитанное, рассматривали ли иллюстрации, говорили ли о главных героях и т. д.

В итоге ученые сделали вывод, что количество и качество чтения в раннем возрасте влияют на объем словарного запаса ребенка и раннее развитие навыков чтения (особенно важным было качество чтения). Как количество, так и качество чтения влияло на грамотность детей и навыки чтения.

Результаты исследования полностью подтверждают существующие теории развития речи у детей. Для детей младшего возраста чрезвычайно важно общение, а чтение вслух является одной из его форм. Согласно исследованиям, у детей, которые в первые три года своей жизни слышат больше слов, чем остальные, впоследствии лучше развиваются навыки чтения и они показывают лучшую успеваемость в школе.

Чтение вслух развивает память и словарный запас

Чтение ребенку с раннего возраста способствуют активному развитию у него нейронных связей в участках мозга, отвечающих за речь, а также высокой скорости мыслительных процессов. Это помогает ребенку обращать внимание на правильное написание слов в тексте и воспроизводить их в дальнейшем. У таких детей лучше развиты словарный запас, краткосрочная память, способность аргументировать и абстрагироваться.

Чтение – самый простой и очевидный способ обучить ребенка языку. Чтение увеличивает словарный запас, при этом вам не нужно идти с ребенком в зоопарк, чтобы поговорить с ним о слонах и верблюдах. Чтение всегда дает темы для разговоров с ребенком. Если вы стесняетесь или считаете глупым рассказывать ребенку, который еще не говорит, о повседневных вещах, которые вас окружают, почитайте ему книгу. Кроме того, ритм и мелодичность детских книг помогают успокоить нервную систему ребенка.

Вышеупомянутое исследование показало, что всего лишь 60 % родителей читают детям каждый день. Многие родители считают, что детям до одного года читать еще слишком рано. Однако ежедневное чтение вслух с самого раннего возраста, без преувеличения, может изменить сознание и жизнь вашего ребенка.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценки.

Развитие ребенка

30.05.2017

Источник