Что может принести пользу умершему
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
1. Важнейшим из того, что приносит пользу умершему, являются благие деяния, совершенные им самим!
Со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Трое последуют за покойным (на кладбище): члены его семьи, его имущество и его дела, назад же вернутся двое, а одно останется с ним. Вернутся назад члены его семьи и его имущество, а дела его останутся» аль-Бухари 6514, Муслим 2960.
2. Мольба за умершего.
Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них (сподвижников), говорят: „Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!“» (Сбор, 10).
Сюда же относится и молитва джаназа.
Наилучшей мольбой за умершего является мольба его праведных детей. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: „За что мне это?“ Ему ответят: „Твой ребенок испрашивал для тебя прощения“» Ахмад 2/509, Ибн Маджах 3660, ад-Дыйя 1/55. аль-Баусыри подтвердил достоверность хадиса.
3. Благодеяния праведного ребенка.
Благие деяния детей будут записываться и их родителям мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится, ибо дети являются тем, что приобрели родители, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, ребенок его из того, что он приобрел» Абу Дауд 2/108, ан-Насаи 2/211, ат-Тирмизи 2/287. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Абу Хатим, Абу Зур’а и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
4. Знание, которому умерший обучил людей или построение чего-либо полезного в качестве милостыни, чем будут пользоваться люди даже после его смерти.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя» (Йа син, 12).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни; знания, которыми могут пользоваться люди; или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» Муслим 3/1255.
Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, из числа деяний, которые принесут верующему пользу после его смерти являются: знание, которому он обучался и распространял; праведный сын, которого он оста-вил; Коран, который от него унаследовали, или мечеть, которую он построил, или дом, который он построил для путников, или река, которую он провел, или милостыня, которую он вычислил из своего имущества, будучи живым и здоровым, которая принесет ему пользу после его смерти!» Ибн Маджах 1/106, Ибн Хузайма 2490, аль-Байхакъи 3447. Хадис хороший.
5. Милостыня (садакъа) за умершего.
Сообщается, что отец ‘Амра, да будет доволен им Аллах, при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха, пойдет ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Если твой отец был мусульманином, то твое жертвоприношение и твой хадж за него принесли бы ему пользу» Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279, хадис хороший.
Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы твой отец был единобожником, то и твой пост, и твоя милостыня за него принесли бы ему пользу» Ахмад 2/182, хадис достоверный.
Лучшей милостыней за умершего является та, которая наиболее уместна и полезна. Сообщается, что когда умерла мать Са’да ибн ’Убады, да будет доволен им Аллах, он пришел к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О посланник Аллаха, мать Са’да умерла. Так, какая же садакъа будет наилучшей?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вода!» После этого Са’д выкопал колодец и сказал: «Это за мать Са’да» Абу Дауд 1681. Хадис хороший.
Люди, жившие в пустыни, больше всего нуждались в воде, и поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что наилучшей милостыней будет вода.
6. Также, если кто-либо из родных покойного выполнит обет за умершего, или возместит за него обязательные дни поста, или совершит за него хадж и ‘умру, то это пойдет ему на пользу.
Сообщается, что Са’д ибн ‘Убада сказал пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, моя мать умерла, а на ней невыполненный обет!» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выполни его за нее» аль-Бухари 5/440, Муслим 6/76.
Однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал, как один человек говорил во время хаджа: «О Аллах, вот я перед тобой от Шубрумы». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Кто такой Шубрума?» Он сказал: «Это мой брат». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «А совершил ли ты хадж за себя?» Он сказал: «Нет». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Сначала соверши хадж за себя, а затем за Шубруму» Абу Дауд 1811, Ибн Маджах 2903. Достоверный хадис.
Этот хадис указывает на то, что человек, желающий совершить хадж за кого-то, должен сначала совершить его за себя.
Сообщается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О посланник Аллаха! Моя мать, которая должна была поститься в течении месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за нее?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным» аль-Бухари 1953, Муслим 2/153.
Важные примечания:
- Главным условием того, чтобы все упомянутое выше, принесло умершему пользу, является исповедание им при жизни Ислама, т.е. он должен быть мусульманином, как об этот сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха, в выше приведенных хадисах: «Если твой отец был мусульманином [единобожником], то твое жертвоприношение за него, твой хадж, [пост и милостыня] за него, принесли бы ему пользу».
- Не любое благое деяние приносит пользу умершему, а только те, которые узаконены шариатом. Например, человек, совершивший добровольную молитву, не может сказать: «О Аллах, отдай награду за эту молитву такому-то моему умершему. Так же, как и прочитав Коран или же призвав людей к истине (за что, несомненно, мусульманин получает награду) нельзя сказать: «О Аллах, отдай эту награду такому-то моему умершему». Если бы любые благодеяния приносили пользу умершему, то не было бы необходимости сподвижникам пророка, мир ему и благословение Аллаха, постоянно спрашивать его, принесут ли пользу те или иные благодеяния их умершим, и не было бы необходимости выделять некоторые из благодеяний, а было бы просто указано на обобщенность этого принципа.
Уа-Ллаху а’лям.
И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров!
Мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от Его гнева и Его мучительного наказания,
просим Его о прощении и благополучии. И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада,
членов его семьи и его сподвижников!
Источник: Исламский форум
Источник
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
Ислам предписал нам посещать могилы усопших, приветствовать их, молиться за них и просить Аллаха простить их грехи. Покойный получает пользу от этих деяний, иначе они были бы напрасны, а Ислам ничего не предписывает напрасно. Поэтому многие учёные указали на дозволенность совершения благих дел для мёртвого и сказали, что воздаяние за них доходит до усопших.
К важнейшим благим деяниям из тех, что приносят пользу умершему, относятся те, что совершены им самим. Это может быть:
– знание, которому он обучил людей;
– вырытый колодец, который будут использовать люди;
– посаженное дерево;
– средства, потраченные на постройку мечети, медресе, издание книги;
– оставление Корана в наследство;
– оставление им наследства в качестве милостыни или строительство чего-либо полезного, чем будут пользоваться люди после его смерти.
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّا نَحْنُ نُحْيِي الْمَوْتَى وَنَكْتُبُ مَا قَدَّمُوا وَآثَارَهُمْ وَكُلَّ شَيْءٍ أَحْصَيْنَاهُ فِي إِمَامٍ مُّبِينٍ
«Воистину, Мы оживляем мёртвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя». (сура Ясин, аят 12)
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إذا مات ابن آدم انقطع عمله إلا من ثلاث : صدقة جارية ، أو علم يُنتفع به ، أو ولد صالح يدعو له
«Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни; знания, которым могут пользоваться другие люди; праведного ребёнка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него». (Муслим)
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إن مما يلحق المؤمن من عمله وحسناته بعد موته ، علماً علمه ونشره ، أو ولداً صالحاً تركه أو مصحفاً ورثه ، أو مسجداً بناه ، أو بيتاً بناه لابن السبيل أو نهراً أجراه أو صدقة أخرجها من ماله في صحته وحياته، تلحقه من بعد موته
«Поистине, к хорошим делам, которые не прекращаются после смерти верующего, относятся знания, которым он обучил людей и которые он распространил; праведный сын, которого он оставил после себя; Коран, что был оставлен им в наследство; мечеть или дом для путников, которые он построил; река, русло которой он проложил; милостыня, которую он раздал из своего имущества при жизни, будучи в полном здравии. Награда за всё это дойдёт до него и после смерти». (Ибн Маджа)
Другие люди также могут принести пользу умершему, ниже приведём список этих деяний.
1. Мольба (дуа) за умершего
Мольба о прощении грехов покойного и о милости Аллаха приносит пользу умершему.
Всевышний Аллах сказал:
وَالَّذِينَ جَاءُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ
«А те (верующие), что придут после них (поколения сподвижников), будут говорить: “Господи! Прости нас и наших братьев, уверовавших до нас! Пусть не будет в наших сердцах ненависти и зависти к верующим. Господи! Поистине, Ты — Снисходительный, Милующий (поэтому Ты примешь наши мольбы)”». (сура аль-Хашр, аят 10)
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إذا صليتم على الميت فأخلصوا له الدعاء
«Если вам придётся принимать участие в заупокойной молитве, проявляйте искренность, обращаясь к Аллаху с мольбами за покойного». (Абу Дауд)
В сборнике «Сунан» Ибн Маджи приводится достоверный хадис о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал дуа:
اللَّهُمَّ اعْفِرْ لِحَيِّنَا، وَمَيِّتِنَا، وَشَاهِدِنَا، وَغَائِبِنَا، وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا، وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى اْلإِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلإِيمَانْ، اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لاَ تُضِلَّنَا بَعْدَهُ
(Аллахумма-гъфир ли хайина, уа майитина, уа шахиди-на, уа гъа иби-на, уа сагъыри-на, уа кабири-на, уа-закари-на уа унса-на! Аллахумма, манн ахйайта-ху мин-на, фа ахъйи-хи ‘аляль-ислями, уа манн тауаффайта-ху минна, фа тауаффа-ху ‘аля-ль-имани. Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху уа ля тудылля-на ба’да-ху)
«О Аллах, прости наших живых и мёртвых, присутствующих и отсутствующих, малых и старых, мужчин и женщин! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой верующими! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него[1]!»
2. Благодеяния праведного ребёнка
Благие деяния детей будут записываться и их родителям-мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится.
В достоверном хадисе сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِذَا مَاتَ الإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его добрые дела прерываются, кроме трёх: непрерывной милостыни, полезного знания или праведного ребёнка, который будет молиться за него». (Муслим)
Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إن أطيب ما أكل الرجل من كسبه وإن ولده من كسبه
«Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, его ребёнок относится к тому, что он приобрёл». (Ибн Маджа)
Наилучший способ принести пользу способ своим родителям – это больше обращаться к Аллаху за них.
Всевышний Аллах сказал:
وَقُلْ رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا
«Скажи: “Господи! Помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким”». (сура аль-Исра, аят 24)
3. Милостыня (садака) за умершего
Са‘д ибн ‘Убада (да будет доволен им Аллах) рассказал, что его мать умерла, когда он отсутствовал, и тогда он сказал:
يا رسول الله إن أمي ماتت وأنا غائب فهل ينفعها إن تصدقت عنها فقال : نعم ، فقال : أشهدك أن حائطي المخراف صدقة عنها
«“О Посланник Аллаха, моя мать умерла, когда я отсутствовал. Пойдёт ли ей на пользу, если я раздам от её имени милостыню?” Он ответил: “Да”. Он сказал: “Я прошу вас засвидетельствовать, что мой плодоносящий сад отдаётся на благотворительность от её имени”». (аль-Бухари)
Шейх уль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
من أراد بر والديه فليتصدق عنهما فإن الصدقة تصل إلى الميت وينتفع بها بلا خلاف بين المسلمين وهذا هو الصواب وأما ما حكاه أقضى القضاة أبو الحسن الماوردي البصرى الفقيه الشافعي في كتابه الحاوي عن بعض أصحاب الكلام من أن الميت لا يلحقه بعد موته ثواب فهو مذهب باطل قطعا وخطأ بين مخالف لنصوص الكتاب والسنة وإجماع الأمة فلا التفات إليه ولا تعريج عليه
«Кто желает почтить своих родителей, пусть раздаёт милостыню от их имени, потому что (награда) за милостыню достигнет покойного и принесет ему пользу. Среди мусульман нет разногласий по этому поводу. И это верное мнение.
Что касается слов, которые учёный-факих шафиитского мазхаба, кади Абу аль-Хасан аль-Маварди аль-Басри передаёт в своей книге “Аль-Хави” от некоторых учёных мутакаллимов, согласно которым никакая награда не может достичь покойного после его смерти, то такая точка зрения однозначно ошибочна и явно противоречит текстам Корана, Сунны и единогласному мнению учёных. Поэтому не следует обращать на них внимание». («Шарх Сахих Муслим», 1/89-90)
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Тухфат аль-Мухтадж» (7/72):
(وينفع الميت صدقة) عنه ومنها وقف لمصحف وغيره وحفر بئر وغرس شجر منه في حياته أو من غيره عنه بعد موته
«Милостыня, которая дана от имени умершего, принесёт ему пользу. Это распространяется и на оставление мусхафа (экземпляра Корана) или иного имущества в качестве вакфа, и на рытьё колодца, и на посадку деревьев, независимо от того, сделал это сам умерший при жизни или кто-то другой от его имени после его смерти».
4. Пост за умершего
От Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл один человек и спросил:
يا رسولَ الله، إنَّ أمِّي ماتت وعليها صومُ شَهرٍ، أفأقضيه عنها؟ فقال: لو كان على أمِّكَ دينٌ، أكنْتَ قاضِيَه عنها؟ قال: نعم. قال: فدَينُ اللهِ أحَقُّ أن يُقضَى
«“О Посланник Аллаха, моя мать умерла, и она должна была поститься один месяц, разрешается ли мне возместить за неё пропущенный пост?” Пророк ответил ему: “Если бы на твоей матери был долг, ты расплатился бы за неё?”. Он ответил: “Да”. Тогда Пророк сказал ему: “Долг перед Аллахом (пропущенный пост) более достоин того, чтобы ты расплатился за него”». (аль-Бухари, Муслим)
5. Хадж и умра за неспособных престарелых или умерших родителей
Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришла женщина из Джухейны и сказала:
إِنَّ أُمِّي نَذَرَتْ أَنْ تَحُجَّ، فَلَمْ تَحُجَّ حَتَّى مَاتَتْ، أَفَأَحُجُّ عَنْهَا؟ قَالَ: نَعَمْ، حُجِّي عَنْهَا، أَرَأَيْتِ لَوْ كَانَ عَلَى أُمِّكِ دَيْنٌ، أَكُنْتِ قَاضِيَتَهُ؟ اقْضُوا اللَّهَ، فَاللَّهُ أَحَقُّ بِالْوَفَاءِ
«Моя мать дала обет совершить хадж. Однако она скончалась, так и не совершив паломничества. Могу ли я совершить хадж за неё?» Он сказал: «Конечно же, соверши хадж за неё. Скажи, если бы у твоей матери был долг, стала бы ты выплачивать его? Посему выполни её обязательство перед Аллахом, ведь долг перед Аллахом ещё более заслуживает того, чтобы его вернули». (аль-Бухари)
Однако перед тем, как совершать хадж за кого-то, следует совершить обязательный хадж за себя.
6. Чтение Корана за умершего
Учёные разделились во мнениях относительно того, доходит ли до умерших награда за чтение Корана. Большинство учёных считают, что воздаяние доходит до покойного независимо от того, читается Коран рядом с покойным или вдали от него.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وذهب أحمد بن حنبل وجماعة من العلماء وجماعة من أصحاب الشافعي إلى أنه يصل، والمختار أن يقول بعد القراءة: اللهم أوصل ثواب ما قرأته، والله أعلم اه وقال ابن النحوي في شرح المنهاج: لا يصل إلى الميت عندنا ثواب القراءة على المشهور. والمختار الوصول إذا سأل الله أيصال ثواب قراءته
«Ахмад ибн Ханбаль, группа ученых и последователей аш-Шафии склонились к тому, что награда за чтение Корана доходит до умершего, и согласно избранному мнению, после чтения человек должен произнести:
“Аллахумма авсиль саваба маа кара’туху” (О Аллах, пошли награду за прочитанное мной (такому-то)).
Ибн ан-Нахви сказал в труде “Шарх уль-Минхадж”: “Не доходит награда до мёртвого, согласно достоверному мнению (машхур)”. Но согласно избранному мнению, оно доходит, если попросить Аллаха об этом». («Аль-Маджму», 15/522)
Имам Джалялюддин ас-Суюти (849–911 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
إختلف في وصول ثواب القراءة للميت فجمهور السلف والأئمة الثلاثة على الوصول وخالف في ذلك إمامنا الشافعي مستدلا بقوله تعالى {وأن ليس للإنسان إلا ما سعى}
«Учёные впали в разногласия по поводу того, доходит ли до умершего награда за чтение Корана. Большинство саляфов и трое имамов высказались за то, что награда за чтение Корана доходит до умершего. Что же касается имама аш-Шафии, то он высказал противоположное мнение, приведя в качестве доказательства аят: “Человек получит лишь то, к чему приложил своё старание” (53:39)». («Шарх ус-Судур», стр. 302)
Имам Зайнуддин аль-Малибари аш-Шафии (умер в 987 г. х.) пишет в книге «Фатх уль-Муин» (стр. 432):
أما القراءة فقد قال النووي في شرح مسلم: المشهور من مذهب الشافعي أنه لا يصل ثوابها إلى الميت وقال بعض أصحابنا يصل ثوابها للميت بمجرد قصده بها، ولو بعدها، وعليه الائمة الثلاثة واختاره كثيرون من أئمتنا، واعتمده السبكي وغيره
«Что касается чтения Корана, то ан-Навави сказал в “Шархе” Муслима: “Согласно предпочтительному мнению в мазхабе аш-Шафии, награда не доходит до мёртвого, но часть наших учёных-шафиитов сказали, что мёртвый получает награду за чтение Корана, если у читающего имелась такая цель. На этом сошлись три имама (Абу Ханифа, Малик, Ахмад), и многие учёные нашего мазхаба выбрали это мнение, а ас-Субки и другие постановили, что это основополагающая позиция мазхаба”»[2].
Желательно также читать Коран возле могилы умершего.
Абдурахман ибн ‘Аля ибн Ляджлядж передаёт, что его отец ‘Аля ибн Ляджлядж, умирая, оставил следующее завещание:
إِنِّي إِذَا أَنَا مُتُّ، فَضَعْنِي فِي اللَّحْدِ، وَقُلْ: بِسْمِ اللَّهِ، وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللَّهِ، وَسُنَّ عَلَيَّ التُّرَابَ سَنًّا، وَاقْرَأْ عِنْدَ رَأْسِي بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ وَأَوَّلِ الْبَقَرَةِ وَخَاتِمَتِهَا، فَإِنِّي سَمِعْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ يَقُولُ ذَلِكَ
«Когда положите меня в могилу, скажите: “Бисмиллях, ва ‘аля суннати расулиЛлях”. После этого бросьте горсти земли. Потом у изголовья читайте начало cуры Аль-Бакара и её конец. Воистину, я слышал, что Абдуллах ибн Умар говорил так же».
(Аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра», 4/56. Аль-Байхаки в книге «Ад-Да’ават» (2/297) и ан-Навави в книге «Аль-Азкар» назвали иснад этого хадиса хорошим).
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Аль-Маджму»:
. يستحب أن يمكث على القبر بعد الدفن ساعة يدعو للميت ويستغفر له نص عليه الشافعي واتفق عليه الأصحاب ، قالوا : ويستحب أن يقرأ عنده شيء من القرآن وإن ختموا القرآن كان أفضل ،
«После завершения похорон рекомендуется задержаться на могиле на некоторое время и делать дуа для покойного и просить для него прощения. На это указал аш-Шафии, и с этим согласились его асхабы (ученики). Они сказали: “Желательно прочитать возле него (покойного) что-нибудь из Корана, а прочитать его до конца ещё лучше”». («Аль-Маджму», 5/185)
Учёный шафиитского мазхаба Сулейман аль-Джамаль (умер в 1204 г. х.) в субкомментариях к толкованию труда «Аль-Манхадж ут-Тулаб» пишет:
ثواب القراءة للقارئ ويحصل مثله أيضا للميت لكن إن كانت بحضرته، أو بنيته أو يجعل ثوابها له بعد فراغها على المعتمد في ذلك
«Награда за чтение принадлежит чтецу, но такая же награда будет дана покойному, если чтение происходило в его присутствии, или намерение чтеца было таковым, или если чтец отправит (посредством дуа) награду покойному после окончания чтения. Это согласно основному мнению». («Хашият аль-Джамаль ‘аля шарх аль-Манхадж ит-тулаб», 4/67)
Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал:
مَرَّ النبيُّ صَلّى اللهُ عليه وسلَّمَ بحائِطٍ مِن حِيطانِ المَدِينَةِ، أوْ مَكَّةَ، فَسَمِعَ صَوْتَ إنْسانَيْنِ يُعَذَّبانِ في قُبُورِهِما، فَقالَ النبيُّ صَلّى اللهُ عليه وسلَّمَ: يُعَذَّبانِ، وما يُعَذَّبانِ في كَبِيرٍ ثُمَّ قالَ: بَلى، كانَ أحَدُهُما لا يَسْتَتِرُ مِن بَوْلِهِ، وكانَ الآخَرُ يَمْشِي بالنَّمِيمَةِ. ثُمَّ دَعا بجَرِيدَةٍ، فَكَسَرَها كِسْرَتَيْنِ، فَوَضَعَ على كُلِّ قَبْرٍ منهما كِسْرَةً، فقِيلَ له: يا رَسولَ اللَّهِ، لِمَ فَعَلْتَ هذا؟ قالَ: لَعَلَّهُ أنْ يُخَفَّفَ عنْهما ما لَمْ تَيْبَسا أوْ: إلى أنْ يَيْبَسا.
«(Однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо одной из стен Медины или Мекки, услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Их подвергают мучениям, и не за большой грех”, [помолчал некоторое время], а потом воскликнул: “Да, [конечно, мучают, и за тяжкие грехи]! Один из них не берёгся от собственной мочи, а другой распространял слухи”.
Потом он велел принести себе голую пальмовую ветвь, разломал её на две половинки и воткнул их в могилы (этих людей). Его спросили: “О Посланник Аллаха, зачем ты сделал это?” — на что он ответил: “Возможно, это будет облегчать их мучения до тех пор, пока ветки не засохнут”». (аль-Бухари)
Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби (319–388 гг. х.), опираясь на упомянутый хадис, сказал:
فيه دليل على استحباب تلاوة القرآن على القبور، لأنه إذا كان يرجى أن يخفف عن الميت بتسبيح الشجر، فتلاوة القرآن أعظم رجاء وأكثر بركة والله أعلم
«Этот хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения Корана на могилах. Если от тасбиха дерева ожидается облегчение для умершего, то надежда и испрашивание у Всевышнего облегчения для покойного благодаря чтению Корана (над могилой) более благодатно и вероятнее к принятию. А Аллах знает лучше». («А’лям уль-Хадис», 1/274)
Однако мы должны понимать, что тут имеется в виду такое чтение, при котором строго соблюдаются правила произношения каждой буквы (махрадж). В противном случае нельзя ни читать Коран, ни брать плату за чтение.
Заключение
Не забывайте братьев и сестёр, которые покинули этот мир, они нуждаются сегодня в наших мольбах. Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он даровал нам благой конец, простил нам наши грехи и поселил нас в райских садах.
Хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто последовал по их пути!
[1] «Имеется ввиду награда мертвого, ибо верующий считается братом верующего, и его смерть является несчастьем для него, и он просит в мольбе награды для него. Об этом говорится в “Фатх уль-Вадуд”. И «и не сбивай нас с пути после него», т.е. не делай нас заблудшими после того как обрели веру». (Мухаммад Шамс уль-Хакк Аль-Азымабади, «‘Аунуль-Ма’буд», 8/346)
[2] «Мнение о том, что награда не доходит до мёртвого – слабое, а высказанное частью учёных мнение, что награда доходит мёртвого – фундаментальное (или основополагающее)». (Абу Бакр ад-Димьяты, «И’анат ут-Талибин», 3/258)
Источник