Что пользы человеку приобрести весь мир если он теряет собственную душу
Мф., 69 зач., 16, 24–28
Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
Заповедь Христова – взять крест свой – в сердце христианства. Те, кто отдает все, что у них есть, знают, как мала их потеря, выражаясь по-мирски, по сравнению со славой, которую они находят в Боге.
Мы часто так связаны земными заботами, что они заполняют собой нашу христианскую жизнь. Но разве существует какая-то реальная жизнь – вне Царства Христова? Если я, например, отправляюсь в дальнюю дорогу, я естественно занимаюсь сборами и хочу узнать, как можно больше о месте – в особенности, если еду навсегда. Не должны ли мы точно так же – только с удесятеренной ответственностью – относиться к той дороге, которая идет в Царство Небесное? Но обыкновенно мы ведем себя так, как будто мы вовсе не в пути.
Мы должны осознать, насколько опасна эта расслабленность. Мы должны бдеть и молиться, чтобы не пропустить Христа, проходящего мимо нас и предлагающего нам наш крест. «Да не внидете в напасть», – предупреждает нас Господь о ином пути, который означает смерть вторую – внутреннюю смерть. Отвергнуться себя не значит уничтожить себя, но – искоренить в себе все, что омрачает образ Божий в нас, все, что надмевает наше «я» в предпочтении нашей воли Божественной воле, в то время как нам предлагается иметь ум Христов.
Если мы потеряем все, что связывает нас с нашей плотяностью, с нашей смертностью и греховностью, мы будем увенчаны вечностью в той избыточествующей жизни, которую обрел для нас Христос Своею Крестною смертью. В той мере, в какой мы участвуем в Христовых страданиях, будем мы и причастниками Его славы.
«Какая польза человеку, – говорит Христос, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Наша душа дороже всего мира, она драгоценней, чем все богатства, слава и сладость нынешнего века, если бы мы имели их. Слишком часто приобретение всего этого совершается ценой потери души. Потеря души – столь великая потеря, что приобретение всего мира не перевесит ее и не восполнит ее. Кто теряет свою душу, даже если при этом он приобретает весь мир, заключает плохую сделку со своей совестью. Когда наступит время подводить итоги, он увидит, что крушение его – непоправимое. Ибо «какой выкуп даст человек за душу свою?» Только Кровью Христовой могут наши души быть искуплены от вечной смерти и нашей верностью Христу.
Приближается Второе Пришествие Господа, когда «придет Сын Человеческий» во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его». Близ Судия, Который будет судить не по тому, что мы приобрели в этом мире, а по тому, что сделали ради спасения своей души. Он даст венец жизни всем любящим Его. «Истинно говорю вам, – говорит Христос, – есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». С этими словами и ныне священник обращается к стоящим в храме, как тогда Христос к стоящим перед Ним. В этих словах Господа – Божественная правда. Из стоящих перед Ним многие увидели Христово пришествие в Его Царстве в день Пятидесятницы. И это Царство в силе – при их жизни перешло границы Малой Азии, Европы и достигло Рима.
Крест, который предлагает нам взять Христос, – по видимости бесславие. Но как после Креста Христова наступило Воскресение, и силой Духа Святого победная весть о нем пронеслась по всему миру, так непреложно обетование Господа Своим ученикам. Новую нетленную жизнь дается увидеть нам прежде смерти, и ничто не может воспрепятствовать распространению Царства Христова в человеческом роде.
Источник
Свт. Иоанн Златоуст
какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою
См. Толкование на Мф. 16:25
Свт. Кирилл Александрийский
какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою
Поскольку ученики, еще не обретшие силу свыше (Лк. 24:49), вполне могли впасть как-нибудь в человеческие немощи и, поразмыслив, сказать нечто подобное: «как кто-нибудь отвергнется себя», или: «как, погубив свою душу, обретет ее?» и «почему претерпевшим это равная почесть?», – поэтому, чтобы отвлечь их от таких помыслов и словно бы выковать в них мужество, внушив им стремление к будущей славе, Он говорит: Есть некоторые из стоящих здесь и далее, намекая на Петра и сыновей Зеведеевых. Ибо они были взяты [на гору] при преображении, которое Господь называет Царствием, поскольку оно явило неизреченность власти и неизменность родства с Отцом. Этим Он обнаружил и достоинство второго пришествия, и приводящее в трепет его преддверие, показав, что оно – словно бы подтверждение того [пришествия]. Ибо Господь приидет во славе Бога и Отца, а не в подобной нам ничтожности.
Фрагменты.
Свт. Тихон Задонский
какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою
«Что пользы человеку приобрести весь мир», и прочее, – что это значит?
Ответ. Если бы кто давал тебе превеликое богатство и царство земное, но притом бы сказал тебе, что, получив это, тотчас умрешь, то какая бы тебе польза была из того (богатства)? Нужно ли мертвому богатство, слава, честь и все сокровища мира сего? Мертвый как не чувствует, так и не требует ничего; все здесь с миром оставляет и ничего с собой не берет. В смерти все, богатые и нищие, благородные и безродные равными делаются. Если же временная жизнь нам дороже всего, что всякий познает при случае смертном, то насколько более предпочитать должно всем сокровищам мира и самой жизни временной – вечную жизнь, которая, однажды найденная, никогда не потеряется, и однажды потерянная, никогда не отыщется. Временную жизнь, как ни береги и ни защищай, надо оставить, и с ней все, а вечная жизнь и ее блаженство вовеки, без конца пребывает, потому и все богатство, славу и честь, и саму жизнь эту ради вечной жизни должно оставить, когда нужно будет.
Оставим худое, земное, тленное, обманчивое, но приобретем лучшее, небесное, нетленное, истинное. В этом вера укрепляет нас, и надежда поощряет. Бог обещал нам, слово Его истинно есть: что обещал, то подаст без сомнения верующим. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2:10). Он в слове Своем верен пребывает, пребудем и мы верны, и получим. Будем говорить не только языком, но и сердцем: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века».
Письма келейные. Письмо 119.
Прп. Макарий Великий
Кая бо польза человеку, аще мир весь обрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою
И таким образом единая душа драгоценнее и славнее всего мира и царства и его денег и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее (всего этого), но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, действом Духа, соединить Свое естество и истощить его (то есть снизойти до уровня твари): ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, — как только с человеком, любящим Его сверх всего.
Собрание рукописей типа I. Слово 60.
Прп. Иоанн Лествичник
Кая бо польза человеку, аще мир весь обрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою
Не повинуйся суетному тщеславию, получающему объявлять добродетели твои для пользы слышащих: кая польза человеку, если он принесет пользу всему миру, душу же свою отщетит. Ничто не может принести такой пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, смиренное и непритворное слово. Таким образом мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего?
Слово 22. О многообразном тщеславии.
Блж. Иероним Стридонский
какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою
См. Толкование на Мф. 16:24
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 26-27 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его
Предположим, говорит, что ты приобрел весь мир, но какая польза от того, что тело благоденствует, если душа находится в худом состоянии? Это подобно тому, что госпожа дома носит разорванные рубища, а служанка блестящие одежды. Ибо и в будущей жизни никто не может дать выкупа за душу свою. Здесь можно дать слезы, стенания, милостыни, там нет. Там придет Судья неподкупный, ибо Он судит каждого по делам, но и страшный, так как Он идет во славе Своей и со ангелами, а не уничиженный.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Ориген
какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою
Первое выражение двусмысленно, ибо одним способом можно понять его так: если кто-то жизнелюбивый и думающий, что настоящая жизнь – это благо, обратит свою душу к плотской жизни, боясь умереть и со смертью потерять ее, то он, желая таким образом спасти душу, потеряет ее, помещая ее вне пределов блаженства. А если кто, презирая настоящую жизнь благодаря Моему слову, [говорит Господь], убедившему подвизаться до смерти за истину вечной жизни, потеряет душу, предав ее ради благочестия тому, что обычно называется смертью, он, потеряв из-за Меня душу, скорее спасет ее и сбережет. А другим способом мы можем понять сказанное так: если кто-нибудь, поняв, что такое спасение, хочет дать спасение своей душе, то он, расставшись с этой жизнью, отвергнувшись себя, взяв свой крест и следуя за Мной, [говорит Господь], пусть потеряет для мира свою душу, ибо, лишившись ее ради Меня и всего Моего учения, в результате этой потери обретет спасение.
Слова: или какой выкуп даст человек за душу свою? – видимо, сказаны как вопрос, содержащий ответ, для обозначения человека, который дает выкуп за душу свою: того, кто после грехов отдал все имущество, чтобы раздать бедным и этим спастись. И в утвердительном смысле, я думаю, они обозначают, что у человека нет ничего, что он мог бы отдать как выкуп за свою душу, одержимую властью смерти, и что избавило бы ее из рук смерти. Действительно, человек не мог бы дать никакого выкупа за душу свою, а Бог в качестве выкупа за души всех нас отдал драгоценную кровь (1 Пет. 1:19) Иисуса, так что мы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6:20), не тленным серебром или золотом искупленные, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца (1 Пет. 1:18-19).
Комментарии на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою
кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит
Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим – временное, а наказание души – вечное. Далее еще усиливает страх; этим обыкновенно Он исправляет слушателей.
или что даст человек измену за душу свою
Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа. А чтобы показать нерадивым, что нерадение их не останется без наказания, и усердным, что усердие их не будет лишено награды, чтобы тех еще более устрашить, а этих ободрить, говорит: приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16:27).
Толкование Евангелия от Матфея.
Лопухин А.П.
какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою
(Мк. 8:36-37; Лк. 9:25). Слово “выкуп” (αντάλλαγμα) у LXX и в еврейском тексте обозначается разно (Руфь 4:7; 3 Цар. 21:2; Иов. 28:15; Иер. 15:13; Ам. 5:12; Сир. 6:15; 26:17). Смысл слов Христа понятен. Душа человеческая имеет такую ценность, что весь внешний мир ее не стоит. Если человек действительно, а не мнимо погубит душу свою или самого себя, то такое погубление для него невознаградимо ничем. Поэтому человек должен заботиться о том, чтобы спасти душу свою, а такое спасение находится в полной зависимости только от следования за Христом и подражания Ему.
Толковая Библия.
Троицкие листки
какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою
См. Толкование на Мф. 16:25
Источник
Материал из Викицитатника
Перейти к навигации
Перейти к поиску
«Портре́т Дориа́на Грея» (англ. The Picture of Dorian Gray) — единственный опубликованный роман Оскара Уайльда. Философский роман с элементами готики. Был много раз экранизирован.
Цитаты[править]
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё. — Предисловие |
Всякое искусство совершенно бесполезно. — Предисловие | |
All art is quite useless. |
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. — Предисловие | |
All art is at once surface and symbol. |
Молодость весела без причины, — в этом ее главное очарование. |
Есть грехи, которые вспоминать сладостнее, чем совершать, — своеобразные победы, которые утоляют не столько страсть, сколько гордость, и тешат душу сильнее, чем они когда-либо тешили и способны тешить чувства. |
Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу. — Это цитата из Евангелия от Марка гл.8 ст.36, эту фразу нельзя приписывать никому другому. |
Совесть и трусость, в сущности, одно и тоже. — глава I | |
Conscience and cowardice are really the same things… |
Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны. — глава I | |
You like every one; that is to say, you are indifferent to every one. |
В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели — людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных. — глава I |
Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас. — глава I |
Спорят только безнадежные кретины. — глава I |
Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей. — глава I |
Подлинная красота пропадает там, где появляется одухотворенность. |
Гений, несомненно, долговечнее Красоты. — глава I |
Величайшие грехи мира рождаются в мозгу. — глава II |
Между капризом и «вечной любовью» разница та, что каприз длится несколько дольше. |
Пунктуальность — вор времени. |
Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого. |
Единственный способ избавиться от искушения — уступить ему. |
Люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни. |
Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить. |
Быть хорошим — значит жить в согласии с самим собой. |
Мы приписываем нашим близким те добродетели, из которых можем извлечь выгоду для себя, и воображаем, что делаем это из великодушия. |
В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится. — Предисловие |
Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И те, и другие — разочаровываются. |
Вряд ли я когда-нибудь женюсь. Я слишком влюблён. |
Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благородных побуждений. |
Женщины в жизни — прекрасные актрисы. |
В наш век только бесполезные вещи и необходимы человеку. — глава VIII | |
…we live in an age when unnecessary things are our only necessities |
Вся прелесть прошлого в том, что оно — прошлое. — глава VIII | |
The one charm of the past is that it is the past. |
О жене лорда Генри: «Её наряды выглядели так, как будто были задуманы в припадке безумия и надеты в бурю». |
В наши дни люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить. |
Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда… |
Душу лучше всего лечить ощущениями, а от ощущений лечит только душа. |
Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства. |
Многое мы бы охотно бросили, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет. |
В основе оптимизма лежит чистейший страх. |
Человек способен погубить собственную душу. |
Религия — распространенный суррогат веры. |
— Я провозглашаю истины будущего. — А я предпочитаю заблуждения настоящего. |
Совесть — приличное название трусости. |
Женщина готова флиртовать с кем угодно до тех пор, пока другие обращают на это внимание. |
Трагедия старости не в том что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым. |
Иногда то, что мы считаем мёртвым, долго ещё не хочет умирать. — глава XIV |
Женщины любят недостатки. Если этих недостатков изрядное количество, они готовы всё нам простить, даже ум… — глава XV |
… я не выношу вульгарный реализм в литературе. Человека, называющего лопату лопатой, следовало бы заставить работать ею — только на это он и годен. — глава XVII; Гарри Генри |
В реальном мире фактов грешники не наказываются, праведники не вознаграждаются. Сильному сопутствует успех, слабого постигает неудача. Вот и всё. — глава XVIII |
Судьба не шлёт нам вестников — для этого она достаточно мудра или достаточно жестока. — глава XVIII; Гарри Генри |
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное,единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению. |
Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается |
Люди меня интересуют больше, чем их принципы, а интереснее всего — люди без принципов. |
Хорошего влияния не существует. Всякое влияние уже само по себе безнравственно. |
Высший долг -— это долг перед самим собой. |
Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном… |
Женщины не бывают гениями. Они — декоративный пол. Им нечего сказать миру, но они говорят — и говорят премило. |
В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем. |
Я никогда ничего не одобряю и не порицаю, — это нелепейший подход к жизни. |
Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность. |
В самобичевании есть своего рода сладострастие. И когда мы сами себя виним, мы чувствуем, что никто другой не вправе более винить нас. |
— Любовь питается повторением, и только повторение превращает простое вожделение в искусство. Притом каждый раз, когда влюбляешься, любишь впервые. Предмет страсти меняется, а страсть остается единственной и неповторимой. Перемена только усиливает её. Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще. |
Детали всегда банальны. |
В радости, как и во всяком наслаждении, почти всегда есть нечто жестокое. |
Каждый живёт, как хочет, и расплачивается за это сам. |
Я слишком люблю читать книги и поэтому не пишу их. — глава II |
Перевод[править]
М. Абкин, 1960
Источник