Что представляют собой аргументы в пользу социальной теории происхождения речи
Данные теории объясняют появление языка общественными потребностями, возникшими в процессе труда и в результате развития человеческого сознания. К социальным теориям развития языка относятся теория социального договора и теория трудовых выкриков.
В теории социального договора, впервые предложенной античным философом Диодором Сицилийским и получившей широкое распространение в XVIII веке, язык рассматривается как сознательное изобретение людей на определённом этапе развития человеческого общества: люди придумали язык, когда он им понадобился. Но ведь для того, чтобы договориться о чём-то, нужно было бы уже иметь какое-то средство общения, то есть язык. Следовательно, данная теория не может объяснить происхождение языка. Формирование языка могло осуществляться только постепенно.
В конце семидесятых годов XIX века философ Л.Нуаре выдвинул так называемую трудовую теорию происхождения языка, или теорию трудовых выкриков. Он справедливоподчёркивал, что при совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. <<Когда женщины прядут, а солдаты маршируют, – писал Нуаре, – они любят сопровождать свою работу более или менее ритмическими возгласами. Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Первоначально язык был набором глагольных корней». Эта теория, по сути, является вариантом междометной. Видимо, в процессе совместной деятельности подобные выкрики имели место, но маловероятно, что язык в целом развился из звуков, имеющих инстинктивный характер.
Трудовая теория происхождения языка развивалась в работе Ф.Энгельса «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В этой работе возникновение языка представлено как очень длительный и очень сложный процесс, вызванный рядом причин. Ф.Энгельс связывает возникновение как человека, гак и языка с процессом труда. «Развитие труда, – пишет он, – по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган:
Неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляции для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим». И далее: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всём своём сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству».
Ф.Энгельс подчеркивает, что вопрос о происхождении языка неотделим от вопроса о происхождении человека. Поэтому для решения этой проблемы требуется привлечение данных таких наук, как этнографии, антропология, археология, палеонтология и общая история, что нашло отражение в биосоциальной теории происхождения языка.
Изучение коммуникативных систем животных вообще и человекообразных обезьян в особенности позволило ученым в последние десятилетия XX века прийти к пониманию естественного происхождениячеловеческого языка из коммуникативных систем человекообразных обезьян. Современные приматы имеют до 300 сигналов вербального и невербального характера, которыми они эффективно пользуются в повседневном взаимодействии друг с другом: В процессе эволюции человекообразной обезьяны эта система не исчезла, а усовершенствовалась, поскольку развитие мозга человека в результате труда требовало усложнения форм взаимодействия человеческих особей, что и стимулировало количественное увеличение сигналов и их специализацию. Современный язык человечества – это система коммуникативных сигналов первобытных людей, унаследованная ими от обезьяньих предков и доведенная до совершенства в процессе эволюции.
Источник
Основная функция психики и сознания состоит в отражении действительности. Язык и речь отражают действительность обозначая ее.
Язык- система знаков, фиксирующих обобщенные значения , отражающих общественный опыт и опосредующих психическую активность.
Основная единица языка-слово. Со словом связано представление о явлении или предмете.Всякое слово имеет смысловое содержание, которое составляет его значение.
Иерархия лингвистических единиц
Фонемы-различительные для восприятия единицы языка.
Морфемы -минимальные смыслообразующие языковые единицы.
Слова состоят из морфем и образуют словосочетания, которые объединяются в предложения.
Свойства языка:
1.структурированность. имеет свою организацию, закрепленную правилами.
2. содержательность-каждое слово выражает содержательную мысль об объекте
3. опосредованность-язык относителен т.к. слово только знак, который не тождественен обозначаемуму предмету или явлению.
4. Креативность- развивается вместе с прогрессом, трансформируется и.т. п.
Функции языка:
- хранение и передача общественно-исторического опыта
- общение.
Речь-это язык функционирующий в контексте индивидуального сознания. Фиксированные в языке обощенные значения отражают общественныйопыт. В контексте индивидуального сознания они приобретают свои значения и смыслы.
Речь представляет собой язык в децствии, форму существования сознания
Свойства речи 1)обозначение2)содержательность3)социальный характер
Функции:
1.семантическая-т.е. обозначающая
2.кооммуникативная-как ср-во экспрессии и воздействия
3.синтетическая- функция обощения связана с мышлением и обусловлена тем, что каждое слово само по себе что то обозначает., и это позволяет реализоваться пр-су мышления.
Виды речи
- Внешняя/внутренняя
- Устная/письменная
- диалогическая/монологиеская
- аффективная речь
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЧИ
Среди наиболее известных из них находится теория научения. Исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.
Однако данная теория не может полностью объяснить процесс усвоения языка. Так, необъяснимой остается быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в раннем детстве. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами но себе не могут быть приобретены в процессе научения. Далее, в развитии речи ребенка существуют моменты (в основном связанные с детским словотворчеством), которые не могут быть объяснены подражанием речи взрослых. Следующий факт, вызывающий сомнение в истинности данной теории, состоит в том, что взрослые обычно подкрепляют одобрением не правильные, а умные и рассудительные высказывания детей.
Следующей теорией, рассматривающей проблему формирования речи, является теория специфических задатков. Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости). Данный возраст называется сензитивным для формирования речи.
Следующая наиболее известная и популярная теория усвоения языка и формирования речи – когнитивная теория Ж.Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.
Поскольку речь зашла о взаимосвязи мышления и речи, нельзя не остановиться на исследованиях, проводившихся Л.С.Выготским. Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. Выготский внес существенный вклад в развитие данной проблемы. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства – речевое мышление.
Источник
Один из вопросов, представляющий особый интерес в плане психологического изучения речи, – это вопрос о ее происхождении. Данный вопрос формулируется следующим образом: существуют ли у человека врожденные предпосылки к освоению речи или таких предпосылок нет, и все, что касается возникновения и освоения речи, связано исключительно с обучением и воспитанием человека? Различные решения данного, ключевого для психологии речи вопроса могут иметь разные последствия для постановки и решения других вопросов. Если, к примеру, признается, что у человека существуют генотипические или врожденные предпосылки (задатки) к освоению речи, а у животных их нет, то простое и понятное объяснение получают многочисленные неудачи обучения животных человеческой устной и письменной речи. Сравнительно просто и легко в этом случае также объясняются недостатки в развитии речи у людей: они списываются на счет отсутствия врожденных задатков к освоению речи. Если же на этот вопрос отвечают отрицательно, т.е. не признают существование у человека врожденных предпосылок к освоению речи, то как неудачи в обучении человеческой речи животных, так и недостатки ее развития у человека объясняются неправильно организованным обучением и воспитанием. Общая постановка и решение вопроса о происхождении речи человека имеет два аспекта: лингвистический и психологический. В лингвистическом плане данный вопрос ставится и решается как вопрос о происхождении языка, поскольку возникновение речи у человека тесным образом связывается с генезисом языка. Предполагается, что эти два процесса – становление языка и возникновение речи – у человека идут параллельно друг другу: как только появляется или изменяется язык, сразу же возникает или изменяется основанная на нем речь человека. Болес того, допускается, что формирование и развитие речи практически невозможно отделить от появления и изменения языков, т.е. сама по себе отдельная постановка и частное решение вопроса о происхождении речи человека с лингвистической точки зрения смысла не имеют. Правильнее говорить о возникновении и развитии языка, причем ставить и решать данный вопрос необходимо, прежде всего, в филогенетическом, а не онтогенетическом аспекте. По-другому тот же вопрос ставится и обсуждается в психологии. Рассматривая речь человека как одну из важнейших психических функций, ученые- психологи исходят из того, что язык, по крайней мерс, для современного человека, существует как нечто объективное данное, и его человеку с детства (или тогда, когда он ставит перед собой задачу овладеть другим языком) приходится осваивать. Поэтому для психологов, в отличие от лингвистов, обсуждаемый вопрос звучит по-другому: каким образом человек осваивает уже готовый язык, и как на его основе далее появляется и развивается речь? Вопрос о происхождении речи конкретного человека в психологии выступает, кроме того, как вопрос об освоении языка или речи, которыми уже владеют другие люди. Тем не менее, психологи, как и лингвисты, признают, что проблема происхождения речи человека тесным образом связана с происхождением языка, так как речь всегда возникает на базе освоения и использования человеком того или иного языка. Психологи признают, что генетическая связь между языком и речью является двухсторонней. Это признание объединяет их подход к решению поставленного вопроса с подходом, характерным для лингвистов. Изучение вопроса о происхождении языка и речи, поставленного как вопрос о естественном (природном) или искусственном (социально-культурном) их происхождении, имеет давнюю историю, и впервые произошло еще в античном языкознании. Уже в то время сложились две обозначенные выше разные точки зрения на происхождение языка (речи): естественная (природная) и искусственная (социально-кулътурная). В естественной теории происхождения языка и речи утверждалось, что они у человека имеют природный характер и появились, во-первых, естественным путем в силу необходимости удовлетворения органических (естественных) потребностей человека, во-вторых, с самого начала язык и речь развивались у человека на основе тех задатков, которые даны ему от природы. В искусственной или социальнокультурной теории происхождения языка и речи доказывалась мысль о том, что они когда-то были придуманы людьми и нс имеют ничего общего с природными задатками человека. Другими словами, у него нет особых, естественных задатков к изобретению языков или к формированию речи: все это носит искусственный, социально-обусловленный характер. Последнее, к примеру, обосновывалось ссылками на существование огромного количества разнообразных языков, многие из которых по своим лингвистическим особенностям не имеют между собой почти ничего общего. Сторонники данной теории придерживались мнения, что если бы у людей существовали естественные предпосылки к возникновению языка и речи, то они должны были бы создать одни и те же или близкие друг к другу языки, а также виды и формы речи. История лингвистики показывает, что только в XVIII в. данная проблема впервые была поставлена как отдельная научная (в то время – философская) проблема, и в ее обсуждении приняли участие многие известные философы. Среди них в первую очередь следует назвать немецкого философа Г. Гегеля, который рассматривал эту проблему в связи с так называемым народным духом. Душа (дух) народа, по Г. Гегелю, представлена (отражена) в том языке, на котором он говорит, является природно обусловленной и, следовательно, сам язык имеет естественное происхождение. Иной точки зрения придерживались последователи известных английских философов-материалистов Д. Локка и Дж. Беркли. Как и все другие психологические особенности, язык и речь они считали социальным приобретением человека, т.е. отстаивали культурный взгляд на их происхождение и развитие. Все это были, однако, размышления философов, а не лингвистов или сиециалистов-психологов в области языка и речи. Первое всесторонне обоснованное лингвистическое решение данной проблемы, обобщив размышления философов, писавших на эту тему, и добавив к ним свои соображения, предложил немецкий ученый-лингвист В. фон Гумбольдт. Он связал возникновение языка и речи человека с потребностями людей, не разделяя их, соответственно, на биологические и социальные по- требиости. Он же одним из первых стал рассматривать становление и развитие языка и речи в тесной взаимосвязи с возникновением и развитием мышления человека. В. фон Гумбольдт, однако, отрицал сознательный характер языкотворчества или овладения человеком речью, т.е., по сути дела, придерживался больше естественной, а нс социальной теории происхождения языка и речи. Позднее другой немецкий ученый – лингвист X. Штейнталь, опираясь, в свою очередь, на идеи В. фон Гумбольдта, приписал происхождение языка и речи так называемой «творческой деятельности народного духа». (Сходные мысли в своих трудах высказывал и русский лингвист А. А. Потебия.) X. Штейнталь стал автором звукоподражательной теории происхождения языка и речи, т.е. отстаивал точку зрения, согласно которой ребенок осваивает язык и речь, подражая действиям и звуковым реакциям людей, которые владеют языком и речью. В частности, устная речь ребенка в раннем детстве возникает, по мнению X. Штейнталя, на основе подражания звукам речи окружающих взрослых людей. Оппонентом X. Штейнталя в теории происхождения и развития языка и речи выступил известный немецкий психолог В. Вундт, который явился создателем дуалистической теории происхождения языка и речи. Согласно данной теории, язык и речь человека имеют два источника: биологический и социальный. Язык и речь зарождаются, с одной стороны, на естественной, инстинктивной основе, а с другой стороны, создаются и совершенствуются людьми, представляющими ту или иную культуру. Эта теория, однако, имела те же недостатки, как и любая другая теория двух факторов в психологии. Идея о том, что возникновение, формирование и развитие языка и речи зависит от двух групп факторов: биологических и социальных – является настолько очевидной, что сомнений не вызывает и серьезному обсуждению не подлежит. Однако главный вопрос заключается в том, чтобы выяснить, как сочетаются или взаимодействуют друг с другом эти две группы факторов в процессе возникновения и развития языков и речи. Этот ключевой вопрос в теории В. Вундта так и остался без ответа. Существенным шагом вперед в решении обсуждаемой проблемы стала выдвинутая Л. Нуаре трудовая теория происхождения языка и речи. Согласно данной теории, язык и речь у людей возникли в процессе их совместной трудовой деятельности как одно из средств согласования (координации) их действий в совместной деятельности. Эту теорию поддерживали и развивали многие философы материалистического направления, в частности К. Маркс и Ф. Энгельс. Однако и она имела весьма серьезные недостатки. Главный из них заключался в необоснованном приписывании человеку занятий только одним видом деятельности – трудовой. Вряд ли даже древние люди занимались только трудом. Они, конечно, были постоянно озабочены тем, чтобы удовлетворять свои органические потребности, причем делали это точно так же, как поступают современные животные, удовлетворяя характерные для них органические потребности. Активность в природе, которая характерна для животных, а они также имеют свой язык и своеобразную, основанную на нем речь, вряд ли можно назвать одним словом «труд». Кроме того, когда животное (и человек) сыто и находится в безопасности, их внимание переключается на другие виды деятельности, например, на игру или творчество (применительно к человеку). Так, наверное, поступали первобытные люди. Они занимались не только трудовой, но также игровой, ритуальной, художественно-изобразительной и многими другими видами деятельности, известными из археологических и ан тропологических данных. Следовательно, возникновение и развитие языка и речи у людей явилось следствием не только трудовой, но и многих других видов деятельности людей. Признание этого факта порождает сомнения в правильности исключительно трудовой теории происхождения языка и речи. Проблема, различные решения которой представлены в указанных выше теориях, продолжала обсуждаться учеными и далее. В науке XX столетия по-прежнему еще господствовали зародившиеся в древности общие, натуралистическая и социальная теории происхождения языка и речи. Первая связывала их появление с естественными формами поведения животных и человека, прежде всего, рефлексами и инстинктами, вторая усматривала в языке и речи в основном только то, что соотносилось с социально-культурным образом жизни людей. В свою очередь, проблема происхождения языка и речи, которую до начала XX столетия ставили и решали комплексно, рассматривая ее как единую и целостную, в XX в. представлялась дифференцированно. В ней выделялись и отдельно обсуждались следующие частные вопросы.
освоению конкретными людьми, и представляют собой то, что преимущественно обсуждается в лингвистике. Вторые два вопроса, напротив, касаются освоения человеком существующих языков и видов речи и входят в предмет исследования как в психологии, так и в психолингвистике. У лингвистов повышенный интерес давно вызывает вопрос о происхождении письменности (письма или письменной речи). Хотя решение этого вопроса не входит в компетенцию психологов, оно представляет интерес и для них, в частности в тех случаях, когда психологи изучают процессы освоения письма или его нарушения. Долгое время у людей письменности не было, и они пользовались для общения друг с другом лишь устной речью. Письменные знаки в то время существовали, но поначалу использовались для других целей. Они служили сигналами того, что могло иметь для людей жизненно важное значение. Письменная символика, способная выражать мысли людей, появилась, как полагают ученые, не раньше шести тысяч лет тому назад. В наши дни письменная коммуникация и формы записи информации доминируют над устными разновидностями коммуникаций. Самыми древними считаются записи, выполненные в форме иконописи, т.е. письмо, где знаками служили картинки. Такую форму письменности, датируемую примерно 27 тыс. лет назад, ученые обнаружили на стенах одной древней пещеры. Примечательно, что это был не аналог современного письма, т.е. не система знаков, используемых людьми для записей информации или общения друг с другом, а, скорее, способ «ритуальной магии», т.е. попыток воздействия с помощью знаков на божество. Далее появилось пиктографическое письмо, где в качестве знаков стали применять простые рисунки или последовательности таких рисунков. Первой формой собственно графемной коммуникации (письма, основанного на составлении слов из отдельных письменных знаков – графем или букв) стали пиктограммы, изображавшие обычные окружающие людей объекты: человека, животное, Солнце, Луну и т.п. Впервые такие письмена появились около б тыс. лет назад в древнем Шумере – в географическом регионе, занимаемом сегодня государствами Ираком и Ираном. В древнейших странах Междуречья возник в свое время примитивный тип письменности, при котором на квадратной глиняной дощечке острым предметом наносились рисунки. В идеографическом письме, появившемся уже после пиктографического, стали использоваться более абстрактные, но еще напоминающие реальные предметы, знаки, обозначающие целое слово или его корень. Это, по-видимому, произошло во времена, отстоящие от нас примерно на 4600 лет. Вслед за этим возникло словесно-слоговое письмо с конкретной привязкой знака к определенному слову. Такой знак получил название «логограмма». Логограммы в письме использовались не только для обозначения слов, но также и слогов – определенных сочетаний звуков. С помощью такого письма можно было передавать самое различное содержание. Наконец, еще позднее возникло современное письмо, основанное на алфавитной системе, где каждый письменный знак передавал, как правило, только один или два звука. Историческим родоначальником, предшественником всех современных видов алфавитного письма стало, по-видимому, древнесемитское (финикийское) письмо, относящееся ко второй половине II тысячелетия до н.э. Подводя краткий итог сказанному выше, можно констатировать следующее.
|
Источник