Что принесли преобразование александра 2 принесли пользу

В середине XIX века Российская империя заметно отставала от ведущих европейских стран и США по основным показателям экономического развития и уровню развития гражданского общества. Опыт европейских революций показывал царскому правительству, что назревшие изменения могут быть введены «снизу», путем массового восстания. Не желая допускать такого, правительство Александра II решило изменить положение «сверху» путем реформ.

Причины и предпосылки александровских реформ

Необходимость изменений в российской жизни была очевидна многим образованным представителям верхушки. Для них не составляло секрета, что крепостное право тормозит в России развитие не только промышленности, но и сельского хозяйства. Они стремились преобразовать Россию с целью продвинуть промышленный переворот, ликвидировать экономическую отсталость, стимулировать российские науку и образование.

Такие настроения среди высшей бюрократии появились еще в николаевское время. Сторонников реформирования в историографии принято именовать «либеральными бюрократами» или «просвещенными бюрократами». Их позиции заметно укрепило поражение России в Крымской войне, подчеркнувшее все негативные стороны российского устройства.

«Либеральные бюрократы» не были конституционалистами и тем более республиканцами. Наоборот – они видели залог успеха реформ в незыблемости самодержавия. Но они понимали, что сама эта незыблемость напрямую зависит от согласия монарха на изменения в жизни страны. Александр II прислушался к мнению этих чиновников.

Основные реформы Александра II

В царствование Александра II был проведен ряд реформ в разных сферах. Их глубина и значение сильно различались; однако всем реформам была свойственна общая особенность – стремление максимально сохранить сословное неравноправие и привилегии дворянства. Период реформ растянулся почти на 2 десятилетия.

Крестьянская реформа 1861 года

Эта реформа является не только хронологически первой, но и самой известной, и самой масштабной. Она была призвана решить важнейшую российскую проблему – крестьянский вопрос.

Подготовка реформы была начата еще в 1857 году, а некоторые дополнительные акты в ее рамках принимались до 1881 года. Однако ее основным документом считается Манифест от 19 февраля 1861 года, Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости и сопутствующие им акты (всего 22 документа). Вкратце содержание реформы было следующим.

  1. Крестьяне становились лично свободными и обретали дееспособность.
  2. Крепостные освобождались с усадьбой, но без полевого надела. Его следовало выкупить у помещика по установленной схеме. До внесения выкупа крестьянин должен был за пользование землей отрабатывать барщину или платить оброк – то есть был временнообязанным.
  3. Дворовые крестьяне освобождались без земли.
  4. Устанавливались минимальные и максимальные нормы душевого крестьянского надела (свои в каждой губернии). Если до реформы крестьянин имел больше, помещик мог «отрезать» лишнее в свою пользу.
  5. Для управления повседневной крестьянской жизнью формировались особые органы самоуправления.
  6. Крестьянин получал свободу и дееспособность, но не равенство с другими сословиями. Для крестьян сохранялись телесные наказания, особые суды и другие ограничения.

В результате реформы большинство земель остались в собственности помещиков. Крестьянские наделы нередко (это зависело от губернии) уменьшались. Безземельные дворовые и разоряющиеся крестьяне стали резервом рабочей силы для промышленности. Земля выделялась не каждому крестьянину в отдельности, а «обществу» села (или крепостным одного барина), а затем уже распределялась – землевладение крестьян оставалось общинным.

Однако крестьянин после 1861 года перестал быть «крещеной собственностью». Помещик лишился права вмешиваться в его личную жизнь и хозяйственную деятельность. Барщина и оброк временнообязанных были строго регламентированы.

Крестьянскую реформу некоторые называли «великой», другие – «грабительской». Она была и той, и другой. Значение реформы для страны было огромным. Но крестьяне в результате ее стали массово нищать, а за все время действия выкупных платежей они переплатили за свои наделы в 3 раза.

Земская реформа 1864 года

Назначением земской реформы было увеличение эффективности местного управления, ибо огромные размеры страны существенно ограничивали возможности руководства из центра. Основным документом, запустившим реформу, стало Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года.

Основные положения земской реформы состояли в следующем.

  1. В уездах и губерниях создавались земские собрания и земские управы. Это были выборные органы, но членов собрания выбирали избиратели, а управу – собрание. Управа играла роль исполнительного органа собрания.
  2. Земские выборы проходили 1 раз в 4 года по 3 куриям. При формировании курий действовал сословный и имущественный ценз. Выборы по 3-й крестьянской курии были 3-ступенчатыми.
  3. Земские органы контролировались министерством внутренних дел и были лишены права общения и взаимодействия.
  4. Председателями земских съездов во всех случаях были предводители дворянства соответствующего уровня.

К сфере компетенции земских органов относились местные хозяйственные, санитарные и культурные дела: забота о начальном образовании, обустройство и комплектация персоналом больниц, содержание дорог и переправ, обеспечение при необходимости продовольствием, взимание местных налогов, призрение сирот и малоимущих и другие подобные дела.

Земства вводились не во всех губерниях и в разное время. Реформа проводилась так, чтобы максимально сохранить на местах влияние дворянства и отстранить от вопросов местного управления крестьян. Влияние и возможности земских органов были сильно ограничены.

Однако в целом земские структуры сыграли большую положительную роль в истории страны. Они способствовали распространению светского народного образования и доступной медицинской помощи. Земцы надзирали за культурными учреждениями и стимулировали развитие предпринимательства. Они также немало сделали для предотвращения голодовок и эпидемий либо уменьшения последствий этих бедствий. Земские учителя и врачи прославились своей самоотверженной работой.

Судебная реформа 1864 года

В том же году была реформирована судебная система. Разработки в этой области велись еще с 1840-х годов, а планомерная подготовка реформы была начата в 1861 году. Основными документами реформы стали Судебные уставы (по судам разной юрисдикции), подписанные царем 20 ноября 1864 года.

Изменения в судебной сфере были весьма значительны.

  1. Судебная власть становилась независимой.
  2. Вводилась гласность судопроизводства по большинству дел, соревновательность сторон.
  3. Устанавливалось равенство всех перед законом, с ограничениями лишь в отношении крестьян, и то не во всех случаях.
  4. Вводилась практика суда присяжных.
  5. Устанавливались требования к кандидатурам судей, включая образовательный ценз.
  6. Вводились выборы мировых судей.
  7. Император терял судебную власть, сохраняя лишь право утверждения некоторых приговоров и право помилования.
  8. Устанавливалась невозможность повторного рассмотрения дела после вынесения оправдательного приговора (даже при появлении доказательств виновности).
  9. Упразднялась такая разновидность судебного решения, как «оставить под подозрением».

В целом идея судебной реформы была достаточно прогрессивной. Даже подсудность крестьян в незначительных преступлениях сословному волостному суду не слишком портила картину. Но ситуацию менял к худшему ход реализации реформы.

Изменения вводились не одновременно по всей территории страны. Во многих губерниях допускались существенные отклонения – например, не созывались суды присяжных. При проведении политических процессов оправдательный приговор не избавлял от преследований – подсудимый все равно минимум отправлялся в административную ссылку. Для крестьян (в отличие от прочих сословий) сохранялись телесные наказания.

Большое распространение получили и откровенные (не коррупционные, а открытые, на официальном уровне) нарушения положений реформы. Царь, вопреки правилам, лично изменял решения судов (в частности, ужесточил наказание многим фигурантам «процесса 193-х» – суда над участниками «хождения в народ»). Допускались пересмотры оправдательных приговоров – чаще по политическим делам, но и в обычных уголовных производствах такое случалось.

Ближе к концу царствования Александра II усиление протестных настроений в обществе привело к отказу от многих норм Судебных положений 1864 года. Ряд судебных полномочий был передан полиции – в частности, она получила право проводить обыски без ордера и отправлять в ссылку просто по подозрению. От полицейского террора в результате пострадали не только (и не столько) революционеры, сколько рядовые обыватели.

Однако судебная реформа все же имела положительное значение. Она приблизила систему правосудия Российской империи к передовым по тому времени образцам.

Цензурная реформа 1865 года

Цензурная реформа оказалась самой противоречивой из всех александровских реформ. Датирование ее 1865 годом условно – оно проводится по Временным правилам по цензуре и печати от 6 апреля этого года. Однако изменения в сферу цензуры вносились на протяжении 1860-1870-х гг.

Иногда полагают, что цензурная реформа отменила предварительное цензурирование, но это не так. От него избавлялись только некоторые печатные органы. Упор был сделан на «карательную» цензуру.

Новые цензурные правила полностью сохранили ограничения на материалы, не устраивавшие власть: высказывающие сомнения в истинности православия и незыблемости самодержавия, тем более «коммунистические» или «социалистические». Даже умеренная критика отдельных решений правительства допускалась только в дорогих изданиях – чтобы быть недоступной небогатому читателю. Частыми были злоупотребления в цензуре.

Образовательные реформы

Образовательную реформу Александра II часто датируют 1863-1864 гг. Упор при этом делается на принятие важнейших документов – Университетского устава 18 июня 1863 года и Положения о народных училищах и Устава гимназий и прогимназий соответственно от 14 июля и 18 ноября 1864 года. Но многие преобразования проводились позже, а некоторые – ранее этих событий.

Так, первые женские гимназии появились в России в 1862 году. В 1869 году в Москве открылись первые женские высшие курсы, а в 1878-м – знаменитые Бестужевские курсы в Петербурге. В 1871 году были изменены (увеличены с 7 до 8 лет) сроки гимназического обучения.

Основные мероприятия реформы принесли значительную пользу российскому образованию.

  1. За счет появления земских школ стало стремительно развиваться светское начальное образование.
  2. Реальные гимназии (реальные училища) дали доступ к качественному среднему и некоторым направлениям высшего образования выходцам из средних слоев населения.
  3. Значительно улучшилось качество женского образования и охват им девушек.
  4. Новый университетский устав дал больше свободы учебным заведениям, способствовав развитию университетской науки.
  5. В стране открывались новые (в том числе технические и естественнонаучные) вузы, что способствовало прогрессу науки и промышленной революции.

Тем не менее, было сделано все для того, чтобы ограничить возможности получения высокого уровня образования выходцами из малоимущих и даже средних слоев. Обучение в классической гимназии стоило дорого; университеты ограничивали в приеме «лиц, материально не обеспеченных», и в них вовсе нельзя было поступить после реальной гимназии.

Городская реформа 1870 года

Городская реформа была сродни земской – она также регламентировала деятельность органов местного самоуправления. Подготовка реформы была начата в 1862 году и продолжалась 8 лет. Основным ее документом стало Городовое положение 16 июня 1870 года.

Реформа заменила сословный характер городского самоуправления имущественным цензом. При этом фактические полномочия местных органов были даже сокращены.

  1. В городах создавались избирательные собрания, думы и городские управы.
  2. Состав избирателей определялся по имущественному цензу, сословное деление упразднялось.
  3. Избирательное собрание 1 раз в 4 года проводило выборы гласных городской думы.
  4. Функцией думы было принятие решений по обустройству городской жизни. Городская управа формировалась думой и служила исполнительным органом.
  5. Полномочия думы касались городского благоустройства, содержания дорог и переправ, обеспечения продовольствием, противопожарной и противоэпидемической безопасности.
  6. Решения городских дум подлежали обязательному утверждению государственной администрацией.
  7. Думы могли устанавливать и взимать местные налоги, но их полномочия в этой сфере были ограниченными.
  8. Местная полиция была полностью выведена из подчинения местному самоуправлению.

Возможности городского самоуправления были ограниченными. Инициативы, не соответствовавшие планам властей, немедленно пресекалась. Имущественный ценз дал преимущество в принятии решений об устройстве городской жизни крупным купцам и предпринимателям. Это породило в российских городах огромную разницу между уровнями благоустройства центральных городских районов и окраин – думы направляли средства туда, где проживала основная масса избирателей.

Военная реформа 1874 года

Идея реформирования военной сферы возникла сразу после окончания Крымской войны. Первые изменения были внедрены еще в 1860-е годы, но главным событием стали Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности от 1 января 1874 года.

Военная реформа коренным образом изменила способы формирования российской армии.

  1. Был отменен рекрутский набор. Его заменила всеобщая воинская повинность для мужчин от 20 лет. Призывались представители всех сословий. Заранее определялся круг призывников, из которого каждый год набирали нужное количество по жребию.
  2. Срок службы сокращался (максимум до 7 лет – во флоте). Однако после окончания действительной службы призывники еще некоторое время числились в запасе. Для образованных призывников срок действительной службы сокращался, иногда очень существенно (так, призывник с высшим образованием служил всего полгода).
  3. Определялись категории мужчин, освобождаемых от призыва (единственный сын, кормилец семьи…).
  4. В армии и на флоте началось техническое переоснащение. Устаревшее вооружение заменялось современным.
  5. К минимуму были сведены телесные наказания. Теперь им подвергали только солдат-штрафников.
  6. Суды военных трибуналов стали гласными, подсудимые получили право на защиту.
  7. Реформировалось и управление армией: военные округа, Генеральный штаб.
  8. В военные и юнкерские училища открывался доступ представителям всех сословий.

Военная реформа многое дала России. Армию мирного времени удалось сократить на 40% с возможностью быстрого увеличения в случае войны (путем призыва резервистов из запаса). Соответственно, уменьшились и расходы на ее содержание, часть сэкономленных денег удалось потратить на техническое переоснащение. Потенциальные солдаты и матросы более не изымались из экономической жизни. Военная обязанность перестала быть лишением шансов на нормальную жизнь.

Российское военное образование отличалось высоким уровнем. Повышение уровня оснащенности армии сделало ее грозной силой – военный потенциал России снова соответствовал времени.

Финансовая реформа

Реформирование финансов империи было сложным процессом, продолжавшимся с 1860 по 1868 год. Целью было оптимизировать государственные траты и ограничить коррупционные возможности.

  1. Государственный бюджет стал гласным – его публиковали.
  2. Были созданы Государственный банк (1860 год), а позже – казначейство и контрольные палаты на местном уровне.
  3. Отдельные кассы разных госорганов были упразднены.
  4. Вводились акцизные марки вместо существовавших ранее откупов.
  5. Реформировалась налоговая система – по причине отказа от подушной подати времен крепостничества.

В результате некоторого оздоровления финансовой сферы удалось добиться. Однако коррупция на всех уровнях продолжала сохраняться.

Значение александровских реформ

Реформы Александра II способствовали экономическому подъему России, ускорению промышленного развития и хода промышленного переворота. Они улучшили систему управления на местах, в финансовой сфере, укрепили обороноспособность. Были сделаны первые шаги к установлению сословного равенства, обеспечению прав человека. Расширились образовательные возможности россиян. Важнейшим достижением стала отмена крепостного права.

Однако все реформы имели незавершенный характер, так как проводились с намерением сохранить любой ценой доминирующее положение дворянства, самодержавную монархию и права церкви. В результате крестьяне остались неравноправным сословием, а любое несоответствие установлениям правительства или церкви (будь то в местном самоуправлении, в прессе или в образовании) пресекалось. В результате реформы дали не столь масштабные результаты, как от них ожидали.

В 1880-е годы политика контрреформ, проводимая Александром III, уничтожила часть достижений Александра II. Это способствовало закреплению отсталых проявлений в российской жизни и нарастанию протестных настроений.

Источник

Я считаю, что преобразования Александра 2-го принесли пользу/вред России (подчеркни). Потому что …

__

Задание по Истории.

Батур­а
[109K]

6 месяцев назад

Сейчас официально позволено только хвалить Александра Второго, но мое мнение, что преобразования этого царя, известного под льстивым прозвищем “Освободитель”, принесли простому русскому народу вред.

  1. Его столь расхваленное деяние -“освобождение” крестьян от крепостного права в итоге принесло им другое закабаление – они стали “временнообязанными”­, то есть так же прикреплены к земле, как и раньше, или должны были платить большие деньги за выкуп себя, которые особо негде было заработать. Хрен редьки не слаще. Выкупные платежи были отменены только после революции 1905 (!!!) года. “Освободитель”?.. Смешно и нелепо. Крестьянский вопрос Александр Второй не решил.
  2. Россия при Александре II осталась отсталой аграрной страной, он не сумел направить ее на рельсы промышленного государства, а в отличие от России маленькая Япония, начавшая реформы в то же время, быстро вышла в передовые страны и смогла в русско-японской войне показать России кузькину мать, чего раньше даже куче западных стран не удавалось.

Таким образом, правление Ал. Второго охарактеризовать можно двумя крупными неудачами, даже обломами, которые в конце концов привели к краху Российской империи. Как говорится, начали за здравие (реформы, свободы и все такое), а кончили за упокой.

система выбрала этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[515K]

6 месяцев назад

Aлeкcaндp II вошел в pyccкyю историю как великий peфopмaтop и освободитель. Именно этот царь сделал то, о чем на протяжении последней полсотни лет говорили, но так и не решились сделать его предшественники. Он наконец отменил крепостное право, тормозившее развитие России и мешающее ей развиваться. Одного этого было бы достаточно, чтобы однозначно говорить о том, что его преобразования принесли пользу Российскому государству. Его судебная реформа, реформирование армии и органов самоуправления должны были сделать Россию одним из самых современных государств Европы.

__

Александр II заложил фундамент для целой плеяды медленных, но неуклонных реформ, начал модернизацию России, но его смерть не позволила выполнить все запланированные мероприятия, которые уже были одобрены им и, по сути, являлись первыми (пусть и слабыми) шагами к настоящей конституции. Объявление должно было быть оглашено в середине марта 1881 года.

После смерти царя его преемник, решивший отомстить за убийство, выбрал другой стиль правления, при котором нарушения гражданских свобод, аресты несогласных, погромы стали частью повседневной жизни.

schop­enhau­er
[395]

6 месяцев назад

Я считаю, что преобразования Александра 2-го принесли пользу России. Потому что при нем отменили крепостное право, что помогло создать большое количество свободной наемной силы, развивающая экономику страны. Также при нем произошла военная реформа, которая помогла выиграть в русско турецкой войне(1877-1878 гг), что, конечно, положительно сказалось на государстве. Кроме того, была создана судебная система, которая на тот момент была одной из лучших в мире.

Gorg4­096
[293]

6 месяцев назад

Преобразования которые произошли во время правления Александра второго принесли большую пользу не только Российской империи, но и ряду других стран. Так во время его правление произошло освобождения крепостных крестьян. Произошло освобождение балканских государств от гнета османской империи. А так же армейская реформа, которая реабилитировала Россию, как сильную державу, в глазах других стран, после порожения в Крымской войне.

Знаете ответ?

Источник