Что такое монотеистическими религиями в пользу первого
Вопрос религиозной принадлежности является для многих людей принципиальным и жизненно важным. Однако часто люди не задумываются о том, насколько сильно отличаются основные религии – христианство, буддизм, иудаизм, ислам. Если начать углубленно изучать их, то выясняется, что их многое объединяет. Хотя, конечно, есть и отличия. Проведем сравнение 2 религий: ислама и христианства, выявим их принципиальные отличия и найдем сходство. Также рассмотрим, как соотносятся их базовые понятия с еще двумя конфессиями – иудаизмом и буддизмом.
Возникновение мировых религий
Древнейшие религии, ислам, христианство и буддизм, считаются мировыми вероисповеданиями. Это наименование им присвоено в связи с тем, что данные конфессии не имеют этнической или территориальной привязки, т. е. их исповедуют люди разных национальностей и проживающих в разных уголках земли.
Буддизм относится к так называемым индийским религиям, а ислам и христианство – к авраамическим. Эта классификация указывает на источник происхождения вероисповедания. Буддизм возник в первом тысячелетии до н. э. в Индии и стал базой для целого ряда других региональных конфессий. А религии христианство, ислам и иудаизм имеют общее начало – это Священное Писание, авторство которого приписывают Аврааму, патриарху семитских племен. Если смотреть на время возникновения конфессий, то самой древней является буддизм.
Следующим появляется на свет христианство – в первом веке нашей эры. А самая молодая из мировых религий – ислам. Он был создан в VII веке.
Общая характеристика христианства
Определение наиболее важных отличительных черт религий позволит провести сравнение ислама и христианства. Плюсы и минусы каждого вероисповедания обусловлены набором их специфических характеристик. Христианство – это крупнейшая религия в мире. Она основана на учении Иисуса Христа, жизнеописание которого изложено в Новом Завете.
Эта вера является одним из преемников древнееврейской традиции. Основатель религии, Иисус Христос, был евреем, соблюдал все правила этой веры, ходил в иудейскую церковь. Он развил, дополнил и усовершенствовал постулаты иудаизма. Однако нельзя говорить, что христианство – это модификация древнееврейской веры. В нем появляется очень много нового, отличительного, что и делает его самостоятельной мировой религией. Главные черты христианства:
- это монотеистическая религия;
- Бог воспринимается как свершенная личность, соединиться с которым верующий может через любовь;
- человек есть подобие Бога, признается бессмертие души;
- учение о Богочеловеке, духе, воплотившемся в человеческое тело, чтобы спасти людей от греха, показать им возможный путь спасения;
- христиан ждет воскрешение и вечное блаженство.
Как и любая крупная религия, христианство не избежало расколов и разветвлений. Основными течениями в этой вере являются:
- католицизм;
- православие;
- протестантизм.
Внутри каждого направления есть еще ряд собственных ветвей.
Общая характеристика ислама
Возникнув позже основных религий и в непосредственном контакте с ними, ислам не мог избежать влияния христианства и иудаизма. Из них были заимствованы ряд догматов и обрядов. Однако есть у мусульманства и новаторские черты, которые и делают эту веру самостоятельной и независимой. Сравнение ислама, христианства и буддизма невозможно без выявления их специфических черт и определения базовых принципов.
Ислам создан проповедником Мухаммедом, главная книга религии – Коран. Это монотеистическая религия. Мусульмане чтут Аллаха как единого Бога. У данной конфессии нет института церкви и догматов. Каждому мусульманину надлежит выполнять пять основных столпов:
- Исповедание веры, шахада. Нет других богов, кроме Аллаха.
- Молитва, намаз. Мусульманин должен 5 раз в день выполнять религиозные обряды.
- Пост, ураза. Во время священного месяца рамадан мусульмане должны воздерживаться от еды и питья, пока светит солнце.
- Милостыня, закят. Часть своих доходов мусульманин должен отдавать нуждающимся и на нужды общины.
- Паломничество, хадж. Хотя бы раз в жизни мусульманин должен совершить паломничество в Мекку.
Ислам – это особый образ жизни, который состоит в соблюдении заповедей.
В мусульманстве также есть свои течения. Самыми большими ветвями являются сунниты, которые составляют большинство, и шииты – менее многочисленная ветвь ислама. Также есть и более мелкие ответвления.
Общие черты ислама и христианства
Сходство двух важнейших религий заключается в том, что обе веры являются монотеистическими. Ислам говорит, что нет другого Бога, кроме Аллаха. И это утверждение мусульманин должен повторять в каждой молитве. Христианство утверждает – Бог един. Молитва начинается со слов «Верую во Единого Бога». Также обе веры отрицают многобожие. Собственно, это и было причиной появления обеих религий. Их цель – преодоление язычества.
В обеих религиях считают, что мир, включая человека, создан Богом, и что существует невидимый мир ангелов. Если проводить сравнение ислама и христианства по тому, как человеку открывается божественная мысль, то вновь обнаруживается сходство. В обеих религиях человеку приходит божественное откровение, правда в разных формах.
В христианстве есть непосредственный контакт Бога и человека, а в исламе между ними есть посредник – ангелы. При этом в обеих религиях Бог требует от человека исповедания веры.
Также оба исповедания основываются на главных книгах – Библии и Коране. Даже их содержание местами перекликается, ведь основой для них послужили древние иудейские тексты.
Обе религии признают, что после смерти душа человека попадает в рай или ад. От правоверного человека и ислам, и христианство требуют соблюдения заповедей, почитания пророка и ежедневного отправления культа. У обоих вероисповеданий есть специальное место для вознесения молитвы. Но самое главное сходство всех религий (христианства, ислама и буддизма) состоит в том, что человек должен преодолевать свои телесные желания во имя торжества духа. Верующий должен проявить волю, преодолеть мирские соблазны, чтобы быть принятым в царствие Божье.
Основные отличия
Главные различия христианства и ислама заключаются в понимании сущности Бога. Для христиан Бог един в трех ипостасях: Бога, Святого духа и Сына. А для мусульман его сущность скрыта.
По-разному религии представляют и жизнь после смерти. Христиане надеются попасть в Царствие Небесное, где правоверный будет наслаждаться созерцанием Бога, которое воспринимается как наивысшее блаженство. Человек воссоединяется с ним, и в этом цель праведной жизни. Мусульмане же ожидают рая с сугубо материальными благами и удовольствиями. Там правоверные получат все то, от чего отказывались при жизни. Ни о каком слиянии Аллаха и человека речи нет, но есть его растворение в Боге.
Серьезные отличия ислама и христианства связаны с институтом церкви. Христиане верят, что священники – это преемники апостолов, что Христос разговаривает с верующими через служителей церкви. Также они почитают иконы, считая их воплощением Бога и приписывая им чудодейственную силу. Мусульмане категорически не приемлют икон, считая их идолопоклонством. Так же, как и отрицают наличие посредников между Аллахом и правоверными. Священники не нужны, потому что каждый человек сам общается с Богом, выполняя его заповеди. Мусульмане признают возможным существование толкователей Корана, которые помогут людям разобраться с трудными вопросами.
Еще разница между этими двумя религиями заключается в трактовке свободы воли человека. В христианстве мужчины и женщины равны перед Богом. Они наделены свободой воли. В исламе мужчина имеет духовное превосходство над женщиной. При этом свободы воли нет ни у кого из них. Аллах через джиннов сам принимает решения за людей. Кроме этих принципиальных различий двух религий (христианства и ислама), между ними существует огромное количество более мелких разночтений почти по всем основным вопросам вероисповедания.
Представления о Боге
Логичнее всего начать сравнение ислама и христианства, сопоставляя их представления о Всевышнем. Несмотря на то что обе религии проповедуют веру в единого Бога, его сущность значительно различается.
В христианстве природа Бога нетварная, он всесовершенный и неограниченный. К этой духовной, нетварной природе человек прикасается через церковные таинства: Крещение, Причащение. У мусульман Аллах имеет тварные качества. Понятие духовности к нему неприменимо.
Согласно христианским воззрениям Бог имеет невещественную природу. Это нетленный Дух, который присутствует во всем. О природе Бога можно судить только духовно. В исламе же он обладает слухом и зрением, т. е. тварными характеристиками. Духовность не является атрибутом Аллаха. Святым духом в Коране назван архангел Джибриль, который может являться людям в разных образах.
Говоря о внутренней природе Бога, рассматриваемые религии вновь демонстрируют отличия. Христианство говорит, что он существует в трех ипостасях:
- Отец наделен Умом.
- Сын владеет Словом.
- Дух есть Дух.
Бог при этом трактуется как любовь в глобальном духовном смысле. Он обладает смирением и святостью.
В исламе внутренняя природа Аллаха не может быть раскрыта человеку. Ни о каком триединстве не может быть и речи. При этом Аллах не воплощает любовь, смирение и святость. Он не может быть наделен этими свойствами, так как его сущность не раскрывается человеку.
Аллах, в отличие от христианского Бога, наделен хитростью, гордостью и может порождать зло. Он призван быть судьей людям, он воздает и наказывает за их деяния. Аллах любит только тех, кто борется за него. Христианский Бог не может порождать зло и желает спасения всех людей. Аллах же оставляет за людьми выбор. Того, кто не хочет с ним встречаться, и Аллах видеть не желает.
Бог в христианстве не желает людям зла и мучений. Он всем желает добра и спасения. А Аллах спасение несет только правоверным, а часть людей созданы специально для ада, для мучений. Аллах намеренно «запечатывает сердца» неверных, чтобы они не слышали истины. Такие люди обречены изначально на муки.
Сотворение мира
Еще один параметр сравнения ислама и христианства – это их трактовка появления мира. Обе религии считают, что он был создан Богом. Ангелы созданы из нематериальных сущностей: света – в исламе, тонкой материальности – в христианстве. Весь земной мир также является творением Бога, в том числе и человек. Христианский Бог с этими задачами справился единолично, а Аллах воспользовался помощью ангелов.
В христианстве есть только два вида творений Бога: ангелы и люди. В исламе есть еще джинны – некие человекоподобные сущности, способные принимать разные образы. Они помогают Аллаху решать разные задачи в человеческом мире. В христианстве Бог может перестать творить по своему собственному желанию, в то время как Аллах не может остановить этот процесс – он делает это вечно.
В обеих религиях мир был создан за 6 дней. Христианский Бог признается первопричиной его появления. Творец ни в чем не нуждался, но создал мир от избыточной любви, это был его свободный выбор. В исламе также Аллах творил из собственного побуждения. Но мир создавался для существования человека, сам Господь в нем не нуждался.
Представления о человеке
Следующий параметр сравнения двух религий, ислама и христианства – это представления о человеке и его взаимоотношениях с Богом. Оба вероисповедания считают, что Всевышний дает свое откровение человеку. Различается только его форма. В христианстве Бог может общаться с ним напрямую, а также через ангелов и пророков. Инициатор взаимодействия между Богом и человеком всегда только последний, а Святой Дух может произносить пророчества по своему желанию. В исламе Аллах взаимодействует с людьми только при помощи ангелов, никогда не вступая в прямой контакт. Только для пророка Моисея было сделано исключение – он общался с Аллахом лицом к лицу. Даже Мухаммед не видел его.
Вершиной божественного откровения в христианстве является вочеловечивание Всевышнего. Он воплотился в своем сыне и стал вещать людям. В исламе, опять же, только посредством контакта с ангелами. Христианская религия считает, что человек должен стремиться к познанию Бога. В этом даже заключается цель человеческой жизни. При этом у него есть возможность соединиться с Богом. Для этого существует дар обожения. Верующий может стать храмом Святого Духа. Бог может открыться любому человеку в рамках молитвы и церковных служений. В исламе все по-другому. Человек не должен стремиться к познанию Аллаха, так как он непостижим. Задача верующего – искать свой правильный путь, шариат. Аллах не может существовать в душе человека, он не раскрывается каждому, а только правоверным. Он не желает общаться с человеком напрямую, только через ангелов. Даже Мухаммед не имел возможности взаимодействовать напрямую с Аллахом.
Для взаимодействия человека с Богом в христианстве есть специальные таинства: миропомазание, брак и т. п. А в исламе оно невозможно никаким образом.
Отличаются и отношения Бога и человека. В христианстве они отцовско-сыновьи. Все люди считаются детьми Господа. В исламе это вассальные отношения. Аллах – это господин, а люди – его безвольные рабы. В обеих религиях бог требует от своих сторонников исполнения заповедей, а также исповедания веры. Но христианский Бог требует, в первую очередь, любви к другим людям и к себе. А Аллах требует подчинения. О любви речи не идет, нужны лишь покорность и повиновение. Для христианского Бога важным является любовь ко всему сущему, к другим людям, даже другого исповедания. А для мусульман любовь предписывается только по отношению к единоверцам.
В обеих религиях приветствуется мученичество за веру. В христианстве мучеником считается тот, кто принял страдания за веру в Христа, вплоть до смерти. А для ислама им называют того, кто погиб на войне с иноверцами.
За праведную земную жизнь обе религии обещают человеку попадание в рай. Но христиан там ждет духовное блаженство без каких-либо земных удовольствий. А для мусульман в раю уготовлены плотские удовольствия: шелковые ложа, вкусные яства, сексуальные гурии.
Основные заповеди
Для выявления особенностей религий необходимо провести сравнение заповедей иудаизма, христианства и ислама. Так как последние две происходят из древнееврейской религии, то у них немало пересечений. Для того чтобы достичь просветления и заслужить рая, необходимо соблюдать ряд заповедей. Они были изложены в Торе – главной иудейской книге. Ислам и христианство заимствовали их с небольшими видоизменениями.
В христианстве сохраняются 10 заповедей:
- Верить только в единого Бога.
- Не сотворить себе кумира.
- Не произносить имя Бога понапрасну.
- Отдавать седьмой день служению Господу.
- Почитать отца и мать.
- Не убивать других людей.
- Не прелюбодействовать.
- Не красть.
- Никогда не давать ложные свидетельства.
- Не желать того, что принадлежит другому.
Ислам также предлагает соблюдать 10 заповедей, но они имеют более расплывчатую формулировку и больше ориентированы на повседневную жизнь.
- Первая заповедь велит всегда вставать на молитву, как только услышишь призыв.
- Вторая советует всегда изучать Коран.
- Третья заповедь рекомендует изучать арабский язык.
- Четвертая запрещает спорить.
- Пятая не рекомендует много смеяться.
- Шестая и седьмая велят не шуметь и не возвышать голоса.
- Восьмая запрещает дурно отзываться о других людях.
- Девятая призывает узнавать и любить людей.
- Десятая велит помогать другим людям в свое свободное время.
Безусловное сходство религий наблюдается. Однако для христианина эти заповеди – основное руководство в жизни. А для мусульманина главнее всего вышеперечисленного остается пять столпов, исполнение которых и делает его правоверным.
Основатель религии
Продолжая сравнение двух религий, ислама и христианства, стоит обратить внимание на фронтмена каждой конфессии. Иисус был Богочеловеком, его дух воплотился в человеческом теле. О
Источник
Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога, создавшего мир, всемогущего и вмешивающегося во все происходящее в мире. Более широкое определение монотеизма — это вера в единого Творца. Можно различать исключительный монотеизм, как всеобъемлющий, так и множественный (политеистический), который, признавая различных божеств, постулирует некоторое базовое единство. Монотеизм отличается от генотеизма религиозной системой, в которой верующий поклоняется одному Господу, не отрицая, что другие могут поклоняться различным богам с равной степенью веры и монотеизмом, признанием существования многих богов, но с постоянным поклонением только одному божеству.
Более широкое определение монотеизма характеризуют традиции бабизма, бахаизма, Цао Дай (цаодаизма), хандоизма (чхондогё), христианства, деизма, экканкара, индуистских сект (шейвизма и вайшнавизма), ислама, иудаизма, мандейизма, растафари, сикхизма, тенгризма, тенрикё (тенриизма), езидизма, зороастризма. Также элементы домонотеистической мысли находятся в ранних религиозных формах, таких как атенизм, древнекитайская религия и яхвизм.
Определения
Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:
- Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
- Монизм. Это философское учение — начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя — всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
- Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг — Бог.
- Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие — это все в Боге.
- Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
- Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.
Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.
Происхождение
Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, — в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.
С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества — Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога — Брахмана.
Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:
- зороастризм;
- христианство;
- ислам;
- сикхизм.
Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».
Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов — сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.
Мировые монотеистические религии
Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.
Иудаизм
Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога. Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания — третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.
Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.
Христианство
Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.
Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.
Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:
- Бога Отца;
- Бога Сына;
- Бога Святого Духа.
Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».
Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.
Ислам
В исламе Аллах — всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог — это понимание». Аллах — единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.
Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.
Индуизм
В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:
- монотеизм;
- политеизм;
- панентеизм;
- пантеизм;
- монизм;
- атеизм.
Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.
Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти — способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.
Зороастризм
Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).
Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.
Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.
Источник