Что такое предрасположение в пользу своего я
Победитель в лыжной гонке дает интервью, говоря о собственных стараниях на тренировках, оптимальном режиме подготовки к этим соревнованиям, своем выборе правильной тактики на лыжне. Его ближайший соперник, потерпевший неудачу, ссылается на то, что была неудачно выбрана мазь для лыж, ему не повезло с жеребьевкой, отсутствовали условия для полноценных тренировок.
В каждом из этих случаев демонстрируется тенденция, которую психологи называют предрасположением в пользу своего Я. Она состоит в том, что при взаимодействии с другими людьми мы проявляем склонность относить на свой счет тс их действия, которые согласуются с нашими собственными интересами. При этом человек признает свои заслуги в случае успеха и, наоборот, уклоняется от ответственности в случае неудачи. Можно сказать, что мы стремимся приписать свои позитивные действия и хорошие результаты внутренним причинам – собственным личностным чертам, усилиям или способностям. Но наши негативные действия и плохие результаты мы приписываем внешним причинам – другим людям, ситуации, невезению.
Одно из первых исследований рассматриваемого феномена провела Линда Бекман. Перед 56 учителями, которые занимались со школьниками начальных классов, стояла задача дать им основы математики. Было обнаружено, что, когда неуспевающие ученики улучшали свои оценки, учителя приписывали этот успех своим педагогическим способностям. Если же неуспевающие ученики оставались на прежнем уровне или хорошо успевающие ученики ухудшали свои оценки с течением времени, то учителя приписывали эти результаты внешним факторам – сложности задачи, недостатку времени, обилию новых понятий [237].
Можно привести немало примеров проявления предрасположения в пользу своего Я, которые дает нам жизнь. Так, студент, провалившийся на экзамене, чаще всего объясняет свою неудачу трудными вопросами билета, отсутствием достаточного материала в учебнике, придирками преподавателя и т.п. В случае же получения отличной оценки студент, вероятно, полагает, что этот успех – следствие его высокого уровня интеллекта, усердных занятий и других собственных достоинств.
Еще один типичный пример. Наши футбольные тренеры обычно относят проигрыш своей команды на счет внешних причин – неблагоприятного календаря игр, фактора “чужого поля”, ошибок судьи и т.п. И наоборот, выигрыш своей команды, как правило, обосновывается внутренними причинами – правильно избранной тактикой игры и умениями футболистов.
Следует отметить, что подобная тенденция характерна не только для российской спортивной жизни. Показательны в этом смысле данные одного американского исследования [206]. Был проведен анализ газетных статей, посвященных основным спортивным состязаниям за определенный период, с заявлениями игроков и тренеров о причинах выигрышей или поражений их команд. Обнаружилось, что высказывания в связи с выигрышем, как правило, относились к внутренним причинным факторам (умения игроков, их высокая мотивация). Однако в высказываниях по поводу поражения чаще упоминались внешние причины (действия другой команды, плохое состояние спортивной площадки).
Тенденция предрасположения в пользу своего Я может ярко проявляться в ситуациях совместной деятельности. Поскольку человек имеет обыкновение объяснять успех преимущественно внутренними причинами (своими собственными усилиями), а неудачу – внешними факторами (трудностью задач, стечением обстоятельств, ошибками партнеров), то это нередко приводит к напряженности в межличностных отношениях и конфликтам.
Подобная тенденция обнаруживается и по данным межкультуральных исследований. Выяснилось, что представители многих культур рассматривают свою собственную культуру в более благоприятном свете, чем другие культуры.
Чем же можно объяснить тенденцию предрасположенности в пользу своего Я? Основная причина здесь состоит в стремлении личности сохранить самоуважение. Действительно, если мы сознаем личную ответственность за успех, но не считаем, что заслуживаем порицания вследствие негативного результата предпринятых действий, наше чувство собственного достоинства будет укрепляться. Таким образом, данную тенденцию можно рассматривать в русле психологической защиты собственного Я.
Источник
В процесс переработки информации, относящемся к нашему Я, вторгается пред расположение. Мы охотно прощаем свои неудачи, принимаем похвалу и наши успехи и во многом считаем себя выше среднего. Такое мнение о себе позволяет большинству из нас наслаждаться преимуществами высокой самооценки, хотя есть опасность «задрать нос»
Существует достаточно распространенное мнение, что многие из нас имеют низкую самооценку. Психолог-гуманист старшего поколения Карл Роджерс пришел к выводу, что большинство людей, которых он знал, «презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить» Многие популяризаторы гуманистической психологии соглашаются с этим. «У всех нас есть комплексы неполноценности, — утверждает Джон Пауэлл. — Те, у кого, кажется, нет такого комплекса, только притворяются».
Действительно, большинство из нас имеет хорошую репутацию у самих себя. Исследования самооценки показали, что даже ответы людей с низкими показателями достижений не выходят за пределы среднего. (В ответах на такие утверждения, как «У меня бывают хорошие идеи», человек с низкой самооценкой использует слова типа «в некоторой степени» или «иногда» ) Более того, одно из самых вызывающих, но строго установленных заключений социальной психологии касается силы предрасположения в пользу своего Я.
Предрасположение в пользу своего Я – тенденция воспринимать себя благосклонно.
ОБЪЯСНЕНИЯ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ СОБЫТИЙ
Раз за разом экспериментаторы обнаруживают, что люди охотно соглашаются с похвалой, когда им говорят, что они в чем-то преуспели (они относят успех на счет своих способностей и усилий), но приписывают неудачу влиянию внешних факторов, типа невезения или изначальной нерешаемости проблемы. Точно так же и спортсмены, объясняя свои победы, обычно хвалят себя, но относят потери к чему-то другому плохой день, невнятные замечания судьи, сверхусилия другой команды или нечестная игра. А как вы думаете, какую долю ответственности обычно принимаю! на себя водители в дорожно-транспортных происшествиях? В страховых пописах водители описывают свои аварии примерно так: «Неизвестно откуда взявшийся автомобиль ударил мою машину и скрылся», «Когда я приблизился к перекрестку, откуда ни возьмись появился забор, закрывающий видимость, и я не заметил другую машину», «Появился пешеход и бросился под мою машину». Для ситуаций, где играют роль и умение, и случай (игры, экзамены, резюме для приема на работу), особенно характерен следующий феномен: победители могут с легкостью приписать успех своим умениям, а проигравшие могут отнести свой проигрыш к случаю. Если я побеждаю в скрэббл1, это происходит благодаря моей вербальной смекалке; если же я проигрываю, то «что же можно составить с мягким знаком, не имея согласных?».
Майкл Росс и Фиоре Сиколи наблюдали феномен предрасположения в пользу своего Я в супружеском варианте. Они обнаружили, что молодые женатые канадцы обычно чувствовали, что берут на себя большую ответственность за такую домашнюю работу, как уборка и забота о детях, чем их супруги приписывают им. В американском опросе 91% жен и только 76% мужей считали, что жены чаще занимаются покупкой продуктов. Оправдание Адама:
«Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».
В другом исследовании мужья, оценивая свою работу по ведению домашнего хозяйства, пришли к выводу, что они делали чуть больше, чем их жены; жены, однако, считали, что они тратили вдвое больше усилий, чем их мужья. Каждый вечер мы с женой бросаем вещи для стирки в футе от корзины для грязного белья. Утром один из нас кладет его внутрь. Когда она сказала, что это моя обязанность, я подумал: «Хм, я же делаю это в 75% случаев». Поэтому я спросил ее, как часто, по ее мнению, она подбирает белье «Ну, — ответила она, — почти в 75% случаев». Неудивительно, что разведенные люди обычно обвиняют в разрыве своего партнера или что менеджеры обычно возлагают вину за плохую работу на отсутствие способностей или усилий со стороны работников. (Работники, вероятнее всего, возложат вину на что-то другое — на не отвечающие требованиям поставки, чрезмерную загруженность работой, плохой характер коллег, нечеткие указания.)
«Я» стало главной темой в психологии на основании того, что оно помогает организовать наше социальное мышление и дает энергию нашему социальному поведению. Но что влияет на наше чувство Я? В этой главе обсуждаются два компонента Я.
Культура. Индивидуалистические западные культуры воспитывают независимое, обособленное чувство Я. Коллективистские азиатские культуры и культуры стран третьего мира воспитывают более взаимозависимое, «социально связанное» чувство своего Я.
Личный опыт. Самоэффективность возникает из опыта мастерства. Успешное решение задачи, требующей больших усилий, порождает чувство собственной компетентности.
Далее будут рассматриваться другие компоненты Я.
Суждения других людей. Мы оцениваем себя, отчасти принимая во внимание то, что о нас думают другие. Дети, о которых отзываются как о талантливых, работоспособных или готовых помочь, стремятся воплотить такие идеи в свои Я-концепции и поведение.
Роли, которые мы играем. Когда мы начинаем играть новую роль (студента колледжа, родителя, продавца и т. д.), сперва мы можем испытывать чувство неловкости. Постепенно, однако, наше чувство Я впитывает в себя то, что ранее воспринималось просто как исполнение роли в театре жизни. Игра становится реальностью.
Самооправдание и самовосприятие. Мы иногда испытываем дискомфорт, если говорили или действовали неискренне. Или если выступали в поддержку чего-то, о чем в действительности почти не задумывались. В таких случаях мы оправдываем свои действия, идентифицируя себя с ними. Более того, наблюдая за самими собой, можно открыть, что теперь мы воспринимаем себя как человека, придерживающегося взглядов, которые мы выражали.
Социальное сравнение. Мы всегда стремимся осознать то, чем мы отличаемся от окружающих нас людей. Как единственная женщина в группе мужчин или как единственный канадец в группе европейцев, мы осознаем свою уникальность. Сравнение с другими также формирует нашу самоидентификацию как богатых или бедных, остроумных или туповатых, высоких или низеньких.
У студентов тоже бывает предрасположение в пользу своего Я. Тот, кто получил положительную отметку на экзамене, хочет получить и личную похвалу. Они считают, что экзамен адекватно оценивает их компетентность. Те же, кто «завалил» экзамен, скорее всего, будут его критиковать.
Но давайте рассмотрим то, как преподаватели объясняют хорошую или плохую успеваемость студентов. Когда нет необходимости казаться скромным, те, кто находится в роли учителя, имеют тенденцию хвалить себя за хорошие результаты и сваливать вину на студентов за плохие. Возможно, учителя думают: «С моей помощью Мария окончила год с отличием. Несмотря на все мои усилия, Мелинда провалилась».
Источник
В процесс переработки информации, относящемся к нашему Я, вторгается
предрасположение. Мы охотно прощаем свои неудачи, принимаем похвалу и наши
успехи и во многом считаем себя выше среднего. Такое мнение о себе позволяет
большинству из нас наслаждаться преимуществами высокой самооценки, хотя есть
опасность «задрать нос»
Существует достаточно распространенное мнение, что многие из нас имеют низкую
самооценку. Психолог-гуманист Карл Роджерс пришел к выводу, что большинство
людей, которых он знал, «презирают себя, считая, что они ни на что не способны и
их нельзя любить» Многие популяризаторы гуманистической психологии соглашаются с
этим. «У всех нас есть комплексы неполноценности, — утверждает Джон Пауэлл. —
Те, у кого, кажется, нет такого комплекса, только притворяются».
Действительно, большинство из нас имеет хорошую репутацию у самих себя.
Исследования самооценки показали, что даже ответы людей с низкими показателями
достижений не выходят за пределы среднего. (В ответах на такие утверждения, как
«У меня бывают хорошие идеи», человек с низкой самооценкой использует слова типа
«в некоторой степени» или «иногда» ) Более того, одно из самых вызывающих, но
строго установленных заключений социальной психологии касается силы
предрасположения в пользу своего Я.
Предрасположение в пользу своего Я – тенденция воспринимать себя благосклонно.
Объяснение человеком позитивных и негативных событий
Раз за разом экспериментаторы обнаруживают, что люди охотно соглашаются с
похвалой, когда им говорят, что они в чем-то преуспели (они относят успех на
счет своих способностей и усилий), но приписывают неудачу влиянию внешних
факторов, типа невезения или изначальной нерешаемости проблемы. Точно так же и
спортсмены, объясняя свои победы, обычно хвалят себя, но относят потери к
чему-то другому плохой день, невнятные замечания судьи, сверхусилия другой
команды или нечестная игра. А как вы думаете, какую долю ответственности обычно
принимаю! на себя водители в дорожно-транспортных происшествиях? В страховых
пописах водители описывают свои аварии примерно так: «Неизвестно откуда
взявшийся автомобиль ударил мою машину и скрылся», «Когда я приблизился к
перекрестку, откуда ни возьмись появился забор, закрывающий видимость, и я не
заметил другую машину», «Появился пешеход и бросился под мою машину». Для
ситуаций, где играют роль и умение, и случай (игры, экзамены, резюме для приема
на работу), особенно характерен следующий феномен: победители могут с легкостью
приписать успех своим умениям, а проигравшие могут отнести свой проигрыш к
случаю. Если я побеждаю в скраббл, это происходит благодаря моей вербальной
смекалке; если же я проигрываю, то «что же можно составить с мягким знаком, не
имея согласных?».
Майкл Росс и Фиоре Сиколи наблюдали феномен предрасположения в пользу своего Я в
супружеском варианте. Они обнаружили, что молодые женатые мужчины обычно
чувствовали, что берут на себя большую ответственность за такую домашнюю работу,
как уборка и забота о детях, чем их супруги приписывают им. В американском
опросе 91% жен и только 76% мужей считали, что жены чаще занимаются покупкой
продуктов.
В другом исследовании мужья, оценивая свою работу по ведению домашнего
хозяйства, пришли к выводу, что они делали чуть больше, чем их жены; жены,
однако, считали, что они тратили вдвое больше усилий, чем их мужья. Каждый вечер
мы с женой бросаем вещи для стирки в футе от корзины для грязного белья. Утром
один из нас кладет его внутрь. Когда она сказала, что это моя обязанность, я
подумал: «Хм, я же делаю это в 75% случаев». Поэтому я спросил ее, как часто, по
ее мнению, она подбирает белье «Ну, — ответила она, — почти в 75% случаев».
Неудивительно, что разведенные люди обычно обвиняют в разрыве своего партнера
или что менеджеры обычно возлагают вину за плохую работу на отсутствие
способностей или усилий со стороны работников. (Работники, вероятнее всего,
возложат вину на что-то другое — на не отвечающие требованиям поставки,
чрезмерную загруженность работой, плохой характер коллег, нечеткие указания.)
«Я» стало главной темой в психологии на основании того, что оно помогает
организовать наше социальное мышление и дает энергию нашему социальному
поведению. Но что влияет на наше чувство Я? В этой главе обсуждаются два
компонента Я.
Культура. Индивидуалистические западные культуры воспитывают независимое,
обособленное чувство Я. Коллективистские азиатские культуры и культуры стран
третьего мира воспитывают более взаимозависимое, «социально связанное» чувство
своего Я.
Личный опыт. Самоэффективность возникает из опыта мастерства. Успешное решение
задачи, требующей больших усилий, порождает чувство собственной компетентности.
Далее будут рассматриваться другие компоненты Я.
Суждения других людей. Мы оцениваем себя, отчасти принимая во внимание то, что о
нас думают другие. Дети, о которых отзываются как о талантливых, работоспособных
или готовых помочь, стремятся воплотить такие идеи в свои Я-концепции и
поведение.
Роли, которые мы играем. Когда мы начинаем играть новую роль (студента колледжа,
родителя, продавца и т. д.), сперва мы можем испытывать чувство неловкости.
Постепенно, однако, наше чувство Я впитывает в себя то, что ранее воспринималось
просто как исполнение роли в театре жизни. Игра становится реальностью.
Самооправдание и самовосприятие. Мы иногда испытываем дискомфорт, если говорили
или действовали неискренне. Или если выступали в поддержку чего-то, о чем в
действительности почти не задумывались. В таких случаях мы оправдываем свои
действия, идентифицируя себя с ними. Более того, наблюдая за самими собой, можно
открыть, что теперь мы воспринимаем себя как человека, придерживающегося
взглядов, которые мы выражали.
Социальное сравнение. Мы всегда стремимся осознать то, чем мы отличаемся от
окружающих нас людей. Как единственная женщина в группе мужчин или как
единственный канадец в группе европейцев, мы осознаем свою уникальность.
Сравнение с другими также формирует нашу самоидентификацию как богатых или
бедных, остроумных или туповатых, высоких или низеньких.
У студентов тоже бывает предрасположение в пользу своего Я. Тот, кто получил
положительную отметку на экзамене, хочет получить и личную похвалу. Они считают,
что экзамен адекватно оценивает их компетентность. Те же, кто «завалил» экзамен,
скорее всего, будут его критиковать.
Но давайте рассмотрим то, как преподаватели объясняют хорошую или плохую
успеваемость студентов. Когда нет необходимости казаться скромным, те, кто
находится в роли учителя, имеют тенденцию хвалить себя за хорошие результаты и
сваливать вину на студентов за плохие. Возможно, учителя думают: «С моей помощью
Мария окончила год с отличием. Несмотря на все мои усилия, Мелинда провалилась».
Предрасположение в пользу своего Я появляется и в том случае, когда люди
сравнивают себя с другими. Если прав был Лао-Цзы, китайский философ, живший в VI
веке до н. э., говоря, что «ни в какие времена в мире не станет человек в
здравом уме брать на себя слишком много, расстраивать свое здоровье,
переоценивать себя», то большинство из нас несколько безумны. Ибо почти по всем
параметрам, и по субъективным, и по социально желательным, большинство людей
рассматривают себя не как среднего человека, а несколько выше. Это особенно
заметно, когда мы сравниваем себя с людьми вообще, а не со своими конкретными
знакомыми. Рассмотрим эту тему повнимательнее.
Большинство бизнесменов считают, что их нравственные устои более высоки, чем у
среднего человека, занимающегося бизнесом. 90% менеджеров считают, что их
коэффициент полезного действия выше, чем у среднего менеджера, равного им по
рангу.
В Австралии 86% людей оценивают выполнение своей работы выше среднего уровня, 1%
— ниже среднего.
В Голландии большинство учащихся средней школы считают, что они более честные,
настойчивые, неординарные, дружелюбные и надежные, чем учащиеся школы в среднем.
Большинство водителей (даже те, кто в результате аварии был госпитализирован)
считают себя более осторожными и умелыми, чем средние водители.
Большинство людей считает, что они более умны, чем обычные, равные им по
служебному рангу лица, они лучше выглядят, у них меньше предубеждений, чем у
остальных членов их сообщества.
Большинство взрослых верят в то, что они заботятся о своих престарелых родителях
больше, чем их братья и сестры.
Жители Лос-Анджелеса считают, что их здоровье лучше, чем у их соседей, а
большинство студентов колледжа полагают, что они переживут статистически
прогнозированный для них возраст смерти почти на 10 лет.
Кажется, что любое общество подобно вымышленному Гаррисоном Кейлло-ром озеру
Уобегон, где «все женщины сильны, все мужчины красивы и все дети имеют
способности выше среднего». Возможно, причина такого оптимизма в том, что,
несмотря на те 12% людей, которые ощущают себя старше своего возраста,
значительно большее число — 66% — считают, что они слишком молоды для своего
возраста. В связи с этим на ум приходит анекдот Фрейда о человеке, который
говорил своей жене: «Если один из нас умрет, я думаю, что поеду жить в Париж».
Субъективные параметры (такие как «дисциплинированный») вызывают большее
предрасположение в пользу своего Я, чем объективные поведенческие параметры
(такие как «пунктуальный»). Студенты, вероятнее всего, будут оценивать себя выше
по «нравственным добродетелям», чем по «умственным способностям». Жители того
или иного населенного пункта в подавляющем большинстве случаев считают, что они
в большей степени, чем другие, пекутся об окружающей среде, голодающих и других
социальных проблемах. Тем не менее они не рассматривают себя с точки зрения
того, что делают больше, например, тратят время или деньги на эти проблемы.
Отчасти это происходит потому, что субъективные качества дают очень много
погрешностей при формулировке нами собственных определений успеха. Оценивая свои
«спортивные способности», я думаю о том, как я играл в баскетбол, а не о тех
мучительных неделях, когда я прятался на правом поле, играя в бейсбол в составе
Малой лиги. Оценивая свои «лидерские способности», я представляю себе образ
выдающегося лидера, чей стиль схож с моим. Давая нечетким критериям свои
собственные определения, каждый из нас может считать себя относительно успешным.
В одном колледже приемная комиссия опросила 829 000 выпускников, и оказалось,
что ни один из них не оценил себя ниже среднего по способности «ладить с
другими» (субъективная желаемая черта), 60% поставили себя в верхний 10%-ный
интервал выраженности этой способности, а 25% отнесли себя к самому высокому
1%-ному интервалу!
Мы также поддерживаем наше представление о себе, приписывая большое значение
тому, что мы делаем хорошо. Тот, кто в течение семестра освоил вводный курс
пользования компьютером, будет считать себя грамотным человеком в области
компьютерной науки в современном мире. Тот, чьи успехи по данному предмету были
не так высоки, скорее всего, будет презирать этих «чокнутых компьютерщиков» и
исключать навыки работы с компьютером из своего имиджа.
Источник