Что такое выбор веры почему он был сделан в пользу православия

Что такое выбор веры почему он был сделан в пользу православия thumbnail

Что такое выбор веры почему он был сделан в пользу православия

    

В «Ипатьевской летописи» есть особо ценный эпизод, относящийся к 984-986 годам. В нем описано посольство представителей разных стран к князю Владимиру Святославичу и выбор киевским правителем новой религии.

После повествования об одном из успешных военных походов летописец говорит, что в 6494 году от сотворения мира (986 году от Рождества Христова) к князю пришли болгары, которые убеждали его принять мусульманство. Их примеру последовали католики из Рима и хазарские евреи. Наконец, прибыл и греческий философ. Он рассказал князю Владимиру о православном исповедании Христа.

Интересно, что автор повествования не считает нужным объяснять причины прибытия такого посольства, описание которого так контрастирует с предшествующей деятельностью князя и рассказом о его бурной жизни. Между тем, именно через нетипичное построение повествования летописец позволяет понять, насколько осмысленным был путь киевского князя к принятию православия.

Решение принять новую веру — рискованный шаг для любого правителя. Чтобы разобраться в предпосылках таких кардинальных перемен, необходимо учитывать как исторический контекст, так и условия формирования личности самого князя.

Владимир был сыном князя Святослава Игоревича — язычника и полководца, вызывавшего уважение у предводителей славянских племен, печенегов и даже византийского императора. В то же время отец крестителя Руси имел представление о справедливости и чести, о чем свидетельствует его обычай предупреждать противников о начале военных действий словами «иду на вы!» Присуще ему было стремление к ограничению собственных потребностей: Святослав просто одевался, питался в походах тем, что мог найти, спал на земле, подложив седло своего коня под голову.

Мать князя Владимира Малуша была служанкой княгини Ольги, как гласит «Ипатьевская летопись», ее «милостницей». По мнению Д. И. Прозоровского, она помогала княгине раздавать милостыню, и отсюда можно сделать вывод, что она тоже, как и сама княгиня, была христианкой.

Рос юный князь в Киеве под присмотром мудрой бабушки, которая стремилась привить ему веру и научить его добродетельной жизни, но на формирование мировоззрения мальчика значительное влияние оказал авторитет отца, категорически отказывавшегося принять крещение. Таким образом, влечение к земным удовольствиям и неодолимое стремление к добру как две противоположные черты проявились впоследствии в деятельности князя Владимира.

По историческим данным, он был человеком воинственным, идущим до конца в своих желаниях, и в то же время мудрым правителем. Так, одной из предпосылок, повлиявших на его решение о перемене вероисповедания, стало понимание того, что именно религия является стержнем сильного государства.
Отсутствие единства между славянами и спор о превосходстве богов приводили к постоянным распрям между языческими племенами. Выделив из всех идолов Перуна, князь предпринял попытку придать ясность и общность религиозным воззрениям славян, но его усилия оказались тщетными. Это событие указало талантливому правителю на два возможных варианта существования его народа: разделение славян и подчинение их более сильными державами или же объединение племен и создание крепкого государства, прочной основой которого станет вера в Единого Бога.

Если быть внимательным к тексту летописи, то сразу можно отметить, что среди иностранных посетителей были только представители монотеистических религий. Скорее всего, визит иноземных подданных инициировал сам князь, поскольку далее следует повествование о том, как Владимир Святославич отправляет гонцов в те страны, из которых прибыли посланники, чтобы узнать, кто «как служит Богу».

В первую же очередь в выборе религии киевский правитель руководствуется личным стремлением к познанию Истины.

Князю Владимиру было не чуждо следование голосу совести – тому неотъемлемому нравственному закону, который Бог вложил в душу каждого человека (см. Рим. 2, 14–15). Даже тот, кто не ведает Творца, может следовать этому естественному ориентиру, помогающему контролировать мысли и поступки, или же заглушить его в себе и предаться порочной жизни. Этот же внутренний голос помогает человеку познать Бога.

Не случайно жизнь князя Владимира и его деятельность сравниваются с жизнью и служением апостола Павла. Савл, как его звали до крещения, предавал на мучения и смерть христиан.

Но только Богу — Единому Сердцеведцу (см. Деян. 15:8) было известно, что не жестокость руководила им, а ревностное желание прославить Творца и защитить иудейскую веру. Именно поэтому, когда Спаситель явился гонителю верующих на пути в Дамаск, тот с готовностью откликнулся на призыв Божий: «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9, 6).

Так и князь Владимир, следуя призыву совести, неизменно стремился узнать Истину. С детства приученный относиться к вере как к важной составляющей жизни человека, Владимир Святославич сделал все, чтобы должным образом почтить богов. Как отмечает летописец, чествование идолов достигло наивысшего пика именно при правлении этого князя.

Вместе с возрастающим почитанием богато украшенных истуканов в душе правителя Киева возрастало и сомнение в том, что созданные человеческими руками идолы могут являться предметом поклонения, а также понимание того, что существует только один Бог. Это главным образом способствовало тому, что князь пожелал из всех языческих божеств выделить единственного, главного.

Вслед за открывшимся ему новым знанием последовало и постижение истинной веры. Подобное произошло и с заточенной в башне великомученицей Варварой. Через размышление и изучение природы она пришла к убеждению, что есть только один Творец этого мира, а затем уже она узнала о Христе.

Принимая представителей различных религий, князь проявил особую внимательность к рассказу гостей. Он искренне желал понять сущность каждой веры, что указывает на то, что Владимир Святославич в выборе вероисповедания искал смысл жизни, а не политические или экономические выгоды, как это было с Византийскими императорами Львом Исаврянином, желавшим воспользоваться религией для расширения территорий, или Иоанном VIII Палеолог, согласившемся принять Флорентийскую унию, чтобы сохранить от распада империю. Напротив, стремление киевского князя найти правильную веру стало началом развития единого русского государства.

Как гласит тропарь равноапостольному князю, желая найти «бесценный бисер — Христа», просветитель Руси исполнил слова Священного Писания: «взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29, 13).

Поэтому, когда князь услышал слова православного философа, он откликнулся на них всем сердцем и пожелал узнать, зачем Иисус Христос претерпел распятие. Тогда философ поведал ему о смысле Искупительной Жертвы и о евангельском описании Страшного Суда. И далее летопись гласит, что просветителю Руси «запали эти слова в сердце», поскольку он услышал то, к чему стремился и о чем говорил Спаситель: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

За этим последовало крещение и чудесное исцеление князя Владимира от настигшей его слепоты, которое вновь возвращает нас к событию уверения первоверховного апостола Павла.

«Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он» (Деян. 9, 13), — усомнился тогда в достоинстве Савла принять крещение священнослужитель Анания, и до сих пор подвергают критике искренность намерений князя Владимира некоторые люди. Но Спаситель, Который и в первые века христианства, и во времена служения равноапостольного князя, и поныне все Тот же (см. Евр. 13, 8), предвидел преображение души крестителя Руси, и теперь уверяет смущающихся: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами» (Деян. 9, 15).

Источник

Выбор веры князем Владимиром

Как известно, в древности именно религия играла важнейшую роль в формировании культуры той или иной страны, была одним из рычагов государственной власти и влияла на все сферы жизни. Для Древней Руси такой религией стало православное христианство, принятое в 988 году. В этой статье я попытаюсь ответить на данный вопрос.

Почему языческой Руси понадобилось принимать монотеистическую (с единым Богом) веру? Дело в том, что князь Владимир Святославич продолжал дело своих предшественников по объединению Древней Руси. Однако было важное препятствие к этому – каждое племя, поклоняющееся языческим богам, имело разные социальные нормы и идеологию, а жрецы-язычники практически не подчинялись князю.

Так выглядело языческое капище

Нужна была единая религия для всего государства, которая стала бы мощным объединяющим фактором и сделала бы церковь опорой княжеской власти.

Согласно «Повести Временных лет», в 986 году князь Владимир провёл «испытание вер». Прибыли послы, предлагающие Киевской Руси принять разные религии:

1) Послы из Волжской Булгарии предлагали принять ислам. Владимир отказался, поскольку его не устраивали отказ от алкоголя и церемония обрезания.

2) Хазарские иудеи убеждали князя перейти в иудаизм. Поскольку хазары в тот момент не имели собственной земли, князь счёл, что их оставил Бог и отверг предложенную ими религию.

3) Посланники Папы Римского хотели, чтобы Русь приняла католицизм. Однако князь Владимир был против, сославшись на то, что его предки отказались от этой религии (имеется в виду безуспешный визит католического миссионера Адальберта на Русь в 961 году).

4) Византийский посол выступал за переход древнерусских племён в православное христианство.

Почему же из всех вариантов Владимир Святославич выбрал именно православную веру? Можно назвать следующие причины:

  • Военный, политический и экономический союз с Византией был выгоден для Киевской Руси. Поскольку при Святославе русско-византийские отношения ухудшились и были неравноправными, нужно было их восстанавливать. В 987 году сложилась удачная ситуация – Константинополь просил у Киева о помощи в подавлении восстания Варды Фоки. Взамен Владимир попросил руки царевны Анны, но получил встречное условие – он должен был принять христианство.

Крещение князя Владимира (картина В.Васнецова)

  • В 957 году первой из русских правителей приняла крещение княгиня Ольга (она приходилась Владимиру бабушкой). Более того, в то время в Киеве уже существовала небольшая христианская община. Принимали православие многие русские торговцы (купцам-христианам византийцы предоставляли более выгодные условия), а также русские дружинники, служившие у византийского императора. Соответственно, христианство к 988 году было уже не чуждой для Руси религией.
  • Православные обычаи и культурные нормы были ближе Киевской Руси, чем нормы других предложенных религий. К тому же, католиков, мусульман и иудеев среди русских в тот момент практически не было.

Крещение Руси

На мой взгляд, все дороги вели Древнюю Русь к принятию христианства, а другие варианты фактически не являлись достойной альтернативой. Не все были довольны свержением языческих богов с их пьедестала – неслучайно у нас сохранились некоторые языческие праздники и обычаи (к примеру, Масленица). Тем не менее, дальнейшая история России показала, что Владимир Святославич сделал правильный выбор, который благотворно сказался на развитии русской государственности и культуры.

Источник

Одна легенда гласит, что Князь Владимир принял христианство в одном из городов Византии Херсонес, который захватил и соглашался вернуть только взамен за царевну Анну. По другой версии Владимир послал своих людей узнать о вере в других странах. Он не стал принимать законы евреев потому, что они после своего падения подвергались гонениям, и правитель не хотел такой судьбы для своего народа. Не устроили его и католики, и мусульмане, и в итоге князь остановил свой выбор на православии, приняв его в Киеве. Так как же было на самом деле?

Сейчас, мне кажется, достаточно трудно восстановить все события, но ученые неустанно собирают информацию по крупицам. По некоторым данным история великого киевского правителя началась то ли в 960-ом, то ли в 963-ем году от рождения Христова, в селение Будутино или Будутино-весь, что расположено под Псковом. Там у любовницы князя Святослава появился на свет сын, и дали ему имя Владимир, что значило владеющий миром.

Владимир с раннего возраста патологически боялся смерти. Возможно, это и подтолкнуло его к поиску ответов в новой религии. События, послужившие возникновением этого страха, произошли, когда мальчик был еще совсем юным, 9-ти лет от роду. В это время Киев оцепили печенеги. Лето того года вышло невыносимо жарким и к его середине в городе не было ни еды, ни воды. Люди стали есть не только своих домашних животных, но и себе подобных. Будущий князь запоминает состояния одиночества, безнадеги и огромного страха смерти, который будет двигать им всю его сознательную жизнь.

Определенно, большую роль в выборе Владимиром христианства сыграла его бабушка Ольга. Она стала первой православной женщиной на Руси. Историю ее крещения интересно описывает летопись: Ольга была не только умна, но и прекрасна и сводила многих мужчин с ума. В их числе оказался император Византии, который активно начал завоевывать ее расположение. Тогда княгиня сказала, что союз состоится только в том случае, только если они будут принадлежать одной религии, и византийский император крестил её. После обряда Ольга хитро вскинула бровь и произнесла, что отношения между ними теперь невозможны, ведь он стал её крестным отцом, на что правителю оставалось только восхититься умом женщины.

Когда княгиня ушла из жизни, Владимир был еще маленьким, но, несомненно, мудрости он научился у неё. В начале своего правления, князь имел большое количество наложниц, отличался буйным и дерзким нравом. Но еще тогда молодой правитель понял, что хочет иметь власть не только над Киевом, а над всей Русью, что в то время была необъединенной абстрактной территорией. Князь понимал, чтобы собрать все земли и народы воедино, мало просто захватить их, нужно дать еще что-то общее, что сплотило бы племена людей.

В то время стало важно наладить связи с Византией – крупнейшей и развитой державой. Это можно было сделать самым простым способом – женится на сестре императора. Таким образом, за 4 года до крещения, Владимир уже просил руку Анны, но получил решительный отказ. Но, спустя некоторое время, империя начала переживать сложные мятежные времена, и не могла справиться своими силами. Тогда византийский правитель обратился за подмогой к Владимиру. Князь поставил условие, что помощь будет только взамен за царевну, на что получил согласие, но в последующем императоры не сдержали слово.

Владимир не хотел отступать от задуманного и, собрав свое войско, захватил один византийский город. Он не предпринимал никаких боевых действий, просто ждал с дружиной ответа императоров. Спустя два месяца царевну Анну привезли князю и для того, чтобы соединить их союз, Владимир принимает христианство.

Также существует еще одно предание, рассказывающее о жестоком правителе, который безумно боялся смерти – исчезнуть навсегда, и пытался найти способ решения. Он нашел все ответы в византийском христианстве, что говорило о возможности воскрешения, и о том, что человеческая жизнь – это не просто короткий отрезок времени. Князь уверовал и отказался от язычества.

После принятия новой веры, Владимир начал воздвигать храмы на территории всей Руси, и достаточно жестко заставлял население отказаться от идолопоклонства. Сжигались статуи уходящего божества, обряды крещения проводились против воли жителей. Несмотря на грубый переход от одной религии к другой, это был умный политический ход для сплочения народов. Православие хорошо прижилось на Руси и что удивительно, даже в век развитой науки и технологического прогресса, не прекращает развиваться и набирать все большие обороты.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник

Принятие христианства на Руси одно из важнейших событий. Но так ли это нужно было? Давайте разбираться….

5 причин почему православие это хорошо!

1) Грамотность

С православием в Русь пришлаписьменность. С начала она использовалась лишь в церковных целях, но позже стала попадала и в простой народ. Знаменитые берестяные грамоты в Новгороде были своего рода первыми свидетельствами переписки на Руси на повседневные темы.

Жалоба Жены, на то что муж ее прогнал. Перевод : ‘От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость’

2) Единство

Единый бог – единый князь, единый царь. Власть князя божественна, в эпоху раздробленности государств это как нельзя кстати. Теперь пойти и зарезать свои братьев ради трона считается греховным (это конечно не значит что так перестали делать), но христианство хотя бы стало осуждать резню между правителями и способствовало становлению единения государства. Язычество способствовало организацию людей в общины и племена (в страхе перед богами), монотеизм (в частности христианство) образует государство.

3)Единство культуры

Православный – значит русский. Именно такое понятие будет сохраняться чуть ли не до начала 20 века. Крестить значит не только обратить в веру, но и все равно что дать гражданство сейчас. Когда покорялась Сибирь, Петр 1 активно крестил местное население, хотя был не большим любителем церкви,он он понимал, что интегрировать людей и сделать полноценными гражданами страны можно лишь через веру.

4)Просвещение

Церковь берет на себя образование, первые школы это церковные школы. Начинают писать первые летописи, благодаря церкви, сейчас вы сейчас читаете вот это.

5)Способность пережить монголо-татарское иго, войну 1812 года, смутное время

Быть православным это означает быть частью Руси наверно до 20 века. Именно православие дает нам понять кто свой, а кто чужой. По большому счету зачем русским людям вставать против монголов, Наполеона, Поляков и других нашествий на Россию. Все они ведь не лучше нашей царей и князей, которые в основном все ублюдки и убийцы. А потому что они чужие, не православные!

5 причин почему это плохо!

1) Церковь – монополист.

Церковь взяла под себя огромные земли, в пользу церкви взимались налоги с населения. При этом сама церковь никаких налогов не платила.

2) Лоббирование своих интересов на государственном уровне

Церковь лоббирует свои интересы (даже сейчас продолжает это делать). Церковь это фактически вторая власть, а иногда становилась даже первой, и решения ее всегда мягко говоря ни к чему хорошему не вели, да и вообще любое двоевластие ни к чему хорошему не ведет, язычество к слову, так сильно в управление государством не лезло.

3) Кровопролития

Естественно от новой веры на Руси мало кто был в восторге. Это все равно что к вам придти и сказать, что физики и химии не существует, все молимся богу дождя. Вы наверно подумаете, что власти спятили, а когда они вас еще и резать будут за отрицание, вы точно довольны не будете. Это я все написал, чтобы вы просто понимали, что значит для славянина 10 века принятие православия.

Сжигание староверов, после реформы Никона

Помимо кровавого принятие христианства, за христианские отсупления от культа всяких еретиков и староверов в нашей стране резали и жгли очень обильно во все времена, хотя конечно до западной Европы далеко.

4) Потеря исконной культуры

Я, кстати, ни вижу в этом ничего плохого, но об этом трубят все советские источники. В принципе окончательно все культы язычества не ушли и перемешались с христианством (масленица, каледование и тд), но многое и потеряли. Конечно я напишу это здесь чтобы было ровно 5 причин, но вообще лично мне кажется резкая смена культур с остающимися в ней от прошлого (принятие христианства, петровская европеизация, СССР) делает нас уникальными. Мы христиане по византийскому образцу с языческими обычаями, приобщенные к европейской культуре, а потом резко к атеизму и все это кровавыми путями…. Интересно))

5) Научное и культурное отставание в долгосрочной перспективе

Так как мы были частью византийской ветви христианства, то связь с западом, была проблематична, а ведь именно западная Европа, после падения Византии становиться центром развития науки и культуры.

Это 5 причин за православие и 5 причин против, но одно я могу сказать точно – монотеистическая религия была закономерной сменной язычества. Это также закономерно, как переход государства от религиозного к светскому. Поэтому, если не православие, мы должны были принять какую то другую религию, единую религию.

Подписывайтесь на наш молодой канал и ставьте палец вверх, пишите, как вы относитесь к принятию христианства!

Источник