Дети и гаджеты польза и вред

Дети и гаджеты польза и вред thumbnail

Все современные родители условно делятся на два лагеря: одни выражают категорическое отрицание вредоносности «продвинутых девайсов», другие – пытаются убедить их в обратном. Но, как правило, истина всегда находится где-то между, и поэтому сегодняшняя статья затронет не только «минусы», но и положительное влияние гаджетов для ребенка. 

Назад, в будущее 

Большинство пользователей, обратившихся к этой статье, еще помнят веселые времена «настоящего детства». Уже практически с пеленок малыш начинает самостоятельно исследовать мир, протирая коленки ползунков, пытаясь забраться на стол за конфеткой, а дальше – копаясь в грязи, пытаясь отремонтировать велосипед, собирая рюкзак для путешествий и еще много, много увлекательного.  

В прежние времена жизнь ребенка можно смело назвать сплошным приключением, когда он мог сам постигать реалии мира. По мере взросления менялись и его увлечения. И если в четыре года – это помощь папе в гараже и маме на кухне, то в 10 лет – это кружки и всяческие секции по интересам.  

Дети и гаджеты польза и вред

Такая жизнь каждый день наполнялась новыми открытиями, благодаря которым ребенок мог прочувствовать все нотки души и тела. В итоге мы получаем, счастливое детство, бурлящую фантазию, элементарные навыки выживания и друзья. 

Но что мы увидим, взглянув на нынешнее поколение? Уже в возрасте 1,5-2 лет мамы и папы вручают отпрыску потрепанный мобильный телефон, планшет или сажают у телевизора с мультиками, чтобы выкроить для себя полчаса-час свободного времени. Таким образом, ребенок «привязывается» к технологическим изобретениям с самых ранних лет и уже в 10-15 лет отучить его от них будет очень сложно. 

В то же время, ему необходимо самостоятельно познавать окружающую среду: крутиться, что-то разбирать и собирать, разливать или просыпать.  

На детских площадках ситуация тоже выглядит иначе, чем в прежние времена. Ранее дети исследовали вдоль и поперек песочницы, искали там клад или строили замки, натыкаясь на кошачьи каки. Сейчас же, во избежание тревожных ситуаций, и чтобы малыш не упал вдруг, не запачкался, не подхватил инфекцию или не порезался, ему вручается смартфончик, в то время, как мама может заняться своими делами. Это совсем не значит, что 10-30 лет тому назад родители не опекали своих чад и не предпринимали меры безопасности.  

В современном мире все известные гаджеты стали средством манипуляции над детьми. Пожалуй, большинство родителей сталкивались с ситуацией, когда взамен выполненного действия чадо получает вознаграждение в виде игры на телефоне или планшете. И неважно, сколько лет малышу 2 или 10 — он осознает, что современные устройства являются отличным инструментом угрожать или мотивировать. Согласитесь, многие современные детки начинают знакомство с миром через стерильные компьютерные технологии и виртуальное восприятие, не задумываясь, что вред этого проявится значительно позже. 

Дети и гаджеты польза и вред

Отрицательные стороны общения с устройствами 

Основной задачей каждого родителя является подготовка своего ребенка к условиям реального мира и выживанию. В результате, воспитательные усилия в течение многих лет заключаются в обучении отпрысков, заботе об их безопасности и состоянии здоровья. Но как воспринимается это детьми?  

Специальная литература рассматривает воспитательный процесс, как увлекательную игру с малышом, программа которой меняется по мере его взросления. Сегодня все эти игры стали виртуальными, лишая ребенка не только контакта с родителями, но и ограничивая полет его фантазии. Но вред регулярного использования гаджетов заключается не только в этом. 

Рассматривая тему, как влияют гаджеты на детей и их вред, стоит выделить несколько основных моментов

1. В первую очередь, это ухудшение зрения. Если малыш постоянно смотрит на монитор или экран мобильного устройства, это отразится на его зрении. Специалисты утверждают, что влияние подобных электронных «игрушек» настолько сильно, что посаженное в возрасте до 10 лет зрение восстановить не удастся. Следовательно, необходимо строго контролировать нахождение ребенка у компьютера

Дети и гаджеты польза и вред

Кроме того, есть специальные методики, помогающие составить схему безопасного использования современных устройств. На основании того, сколько лет чаду, можно определить допустимую норму пребывания перед монитором

  • детям от 1 года до 5 лет находиться у компьютера педиатры вообще не рекомендуют; 
  • в возрасте от 5 до 7 лет безопасными считаются игры на компьютере или планшете в течение 10 минут (максимум 20 на протяжении 24 часов); 
  • ученикам 1, 2, 3, 4 и 5 классов разрешается без перерыва сидеть с гаджетами 10-15 мин. в день; 
  • с 10 лет ребенок может допускаться к девайсам на 20 минут без перерыва максимум трижды на протяжении дня. 

2. Вредное влияние гаджетов на современных детей сказывается и в малоподвижном образе их жизни. Ребенок, который много и часто играет за компьютером или с планшетом, практически не двигается, что сказывается на позвоночнике и суставах. Кроме того, у таких детей уже с малых лет наблюдается склонность к накоплению избыточного веса. 

3. Психические расстройства – еще один побочный эффект чрезмерного общения с современной электронной техникой. Хотя и редко, но такие явления вполне возможны. Расстройства психики зачастую наблюдаются больше у тех детей, которые проводят время у монитора за игрой. Особенно наносят вред психическому здоровью детей игры, не соответствующие их возрасту. Например, те, в которых присутствуют сюжеты с элементами насилия, кровью, воздействием психотропных веществ, а также сцены эротического характера. 

Дети и гаджеты польза и вред

4. Помимо этого, в каждой онлайн-игре присутствует элемент виртуального общения. В результате, у ребенка меняется мировоззрение, и он попадает под влияние путешествий в мире компьютерных технологий. Конечно, после таких увлекательных игровых эпизодов чаду очень сложно возвращаться в реальный мир к урокам и своим обязанностям, а родителям – тяжело отучить отпрыска от такой пагубной привычки.  

5. На фоне длительного регулярного общения с гаджетами у ребенка деградирует способность отличать правду и реальность от вымысла. Многие поступки и сюжеты увиденных сцен на мониторе девайса дети переносят в настоящее, не понимая их вред и негативные последствия. Модель поведения формируется детьми на основании действий героев виртуального мира. В этом заключается основная проблема современных маленьких пользователей электронными девайсами – они перенимают навыки персонажей, большая часть которых является эгоистичными и агрессивными личностями, руководствующимися в действии только собственными желаниями и потребностями. 

6. Вред постоянного общения с гаджетами также выражается в том, что у детей вырабатывается зависимость. Многие специалисты сравнивают такую зависимость с алкогольной и наркотической. Однако родители могут не замечать это влияние девайса на чадо. Первые подозрения у них начинают закрадываться, когда они предпринимают попытки отучить отпрыска от электронной «игрушки», заменить виртуальность реальностью. 

Положительные стороны 

В то же время, есть и «плюсы» общения детей с современными мобильными устройствами и компьютером: 

1. Возможность всестороннего развития чада при условии тщательного контроля со стороны родителей. Это не значит, что с первого года жизни кроху стоит знакомить с гаджетами. Этот навык эму понадобиться с семи лет. Современные школьники 7-10 лет умеют включать ноутбук, компьютер или планшет и запускать на нем нужную для обучения или приобретения новых знаний программу. Главное, чтобы родители могли присутствовать рядом с детьми в это время, чтобы ненавязчиво помогать и одновременно контролировать процесс. 

Дети и гаджеты польза и вред

2. Возможность ненадолго занять чадо в условиях длительного ожидания. Все знают, что детки плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т.д. В таких ситуациях не всегда увлекательные игрушки или бумага с карандашами оказываются под рукой. Другое дело – смартфон или планшет, который может минут на 10-15 отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться со своими детьми, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями. 

Как можно увидеть, положительные стороны общения с гаджетами тоже имеются. Однако чтобы не допустить привыкания к миру виртуальных путешествий и попыток манипулировать со стороны чад, лучше контролировать время препровождения у мониторов компьютеров и планшетов. 

Как избежать привыкания? 

Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам: 

  • реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план; 
  • возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения. 

Дети и гаджеты польза и вред

Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами: 

  • контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам; 
  • изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе; 
  • не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу. 

Источник

В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк. Однако во всём нужна золотая середина.  Сейчас уже в младших классах ученикам необходимо знать компьютер, а сотовый телефон нужен первоклашкам. Так что полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Но на то и нужны родители, чтобы контролировать жизнь детей. Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением мамы с папой.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ

Положительное влияние современных гаджетов на детей

Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию. Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире.

Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка

Сейчас дети чуть ли не с младенчества сидят в социальных сетях. Они так много проводят времени за компьютером, что постепенно «теряются» в «ВКонтакте» и Instagram. Ребёнок настолько увлечён виртуальным общением, что забывает о домашнем задании, прогулке во дворе, иногда даже об ужине! 

Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.

Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.

КОГДА МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЕТЯМ ГАДЖЕТАМИ?

Чуть ли не с младенчества ребёнок начинается увлекаться окружающим миром. Малыш активно развивается и растёт. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.

Специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у малыша формируются осознанные действия. Но необходимо сократить общение с телефоном или айпадом. Ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день, ребёнку 5-6 лет – не более двух часов в день.

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они не способствуют их интеллектуальному развитию. Телефоны и ноутбуки негативно влияют на развитие ребёнка. Из-за девайсов у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – малыш ничему не учится.

Кроме этого, у ребёнка могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика – смайликами и стикерами. Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Гаджеты также отрицательно влияют на здоровье детей. Когда ребёнок долго использует нетбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Это может привести к воспалению и инфекции.

Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться.

Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.

Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА

Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

Источник

Среди
молодых мам не утихают споры относительно
пользы и вреда от гаджетов для
детей. Чем же электроника может помочь развитию
вашего малыша, и как правильно организовать
его знакомство со смартфоном, планшетом
и компьютером?

Аргументы в пользу гаджетов для детей

Общение
с гаджетами может приносить детям не
только удовольствие, но и пользу.
Современные разработчики программного
обеспечения создают приложения для
детей возрастом от шести месяцев.

  • Такие
    программы знакомят детей с понятиями
    цвета и формы, развивают внимательность,
    тренируют память.
  • Смартфон или
    планшет можно использовать, чтобы
    ненадолго отвлечь ребенка или развлечь
    его при долгом ожидании, например в
    транспорте или в очереди к доктору.
  • Умение пользоваться мобильным
    телефоном, компьютером или планшетом
    помогает малышам быстрее вливаться в
    общество. Ведь сегодня тяжело найти
    человека, с которым невозможно связаться
    по телефону или при помощи интернета.

На этом аргументы в пользу
обучения детей работе с электронными
устройствами заканчиваются, и начинается
перечень потенциальных рисков.

Чем грозит злоупотребление
электроникой детскому здоровью?

  • Здоровье ребенка — это первая
    жертва чрезмерной увлеченности гаджетами.

Постоянный просмотр мультфильмов или
игры на планшете ухудшают зрение малышей
гораздо быстрее, чем у взрослых. Как и
родители, малыши забывают моргать, глядя
на голубые экраны, что приводит к
перенапряжению глазных мышц и пересыханию
слизистой оболочки.

  • Постоянное пребывание за
    компьютером формирует неправильную
    осанку, которая в будущем может вылиться
    в серьезные проблемы с позвоночником.

Более того, если кроха долгое время
сидит неподвижно, перенапрягаются мышцы
его шеи, что может приводить к постоянным
головным болям и другим расстройствам.

  • Если малютка предпочитает
    общение с электронным другом подвижным
    играм на улице, велика вероятность не
    только задержки физического развития,
    но и ожирения.

Лишний вес у детей часто
сопровождается диабетом, а с возрастом
увеличивается риск многих заболеваний,
включая инфаркты и инсульты.

  • Если малыш играет с электронными
    устройствами перед сном, он может
    заработать нарушения сна.

Яркий свет
экранов активизирует работу мозга и
приводит деток в перевозбужденное
состояние. В результате и сами малютки,
и их родители не могут полноценно
отдохнуть ночью.

  • Негативное влияние девайсов
    распространяется и на интеллектуальное
    и психологическое развитие малюток.

С планшетом и компьютером невозможно
вести диалог, а именно ответная реакция
на любые поступки и слова важна для
дошколят. Поэтому даже профессиональные
развивающие программы никогда не
принесут малютке больше пользы, чем
активные игры с родителями или
сверстниками.

Ученые отмечают, что детки,
приученные с раннего возраста к гаджетам,
сталкиваются с проблемами при концентрации
внимания, проявляют признаки
гиперактивности, не могут самостоятельно
развлекать себя. У них медленнее проходит
познавательный процесс, не работает
воображение, они часто не умеют рисовать
на бумаге, лепить из пластилина.

В запущенных случаях увлечение
электронными устройствами грозит
расстройствами психики, повышенной
агрессивностью и формированием
зависимости, избавиться от которой
весьма трудно.

Как распознать зависимость
от гаджетов?

Во многих случаях у малышей
формируется не психологическая
зависимость от гаджетов, а физиологическая
привязанность. Из-за нее в отсутствие
электронного друга ребенок чувствует
себя не комфортно, и хочет как можно
быстрее вновь прильнуть к экрану.
Распознать подобную нездоровую
увлеченность можно по ряду признаков.

  • Ваше чадо проводит
    перед экраном телевизора, компьютера,
    планшета или смартфона больше часа
    ежедневно.
  • При отсутствии
    гаджетов ваш кроха не знает чем себя
    занять. Здоровый и гармонично развитый ребенок
    должен уметь находить себе занятия и
    придумывать игры в возрасте 3-4 лет. Вас
    должно встревожить и то, что малыш
    отказывается от чтения в пользу просмотра
    мультфильмов или предпочитает рисованию
    на бумаге игры на планшете.
  • Ваш малютка настолько
    увлекается компьютерными играми или
    мультиками, что не может оторваться от
    экрана, даже если вы зовете его кушать
    или идти на прогулку. Если же вы пытаетесь
    отнять гаджет, кроха устраивает истерику
    и не может успокоиться, пока вы не вернете
    ему электронное устройство.

Проявление любого из этих
симптомов свидетельствует о том, что
нужны изменения в общении малютки с
электроникой. Если же признаки зависимости
проявляются одновременно, стоит на
время полностью отказаться от гаджетов,
а затем постепенно вновь вводить их в
жизнь малыша, но следуя определенным
правилам.

Правила обращения с электроникой
для дошколят

Общее время ежедневного
общения ребенка с гаджетами не должно
превышать 1 часа в возрасте до 5 лет, и 2
часов — в возрасте 6-12 лет.

При этом
малышей нужно регулярно отрывать от
экрана, чтобы дать отдохнуть глазам и
размять мышцы
. Для самых маленьких
перерывы нужно делать каждые 15-20 минут,
а для деток постарше можно устраивать
отдых каждые полчаса.

Тщательнофильтруйте
информацию,
которую ваше чадо получает
с экранов мобильных устройств. Подбирайте
добрые мультики без насилия, развивающие
игры, подходящие вашему крохе по возрасту.

Игры с планшетом или смартфоном
не должны заменять родителей и общение
со сверстниками.
Даже если у вас совсем
нет времени, лучше провести хотя бы
полчаса в игре с ребенком, почитать
вместе книгу или сходить на прогулку,
чем просто усадить малыша перед экраном.

Родители должны обращать
внимание на собственное поведение в
присутствии малышей.
Если вы не выпускаете
из рук смартфон или весь день сидите за
компьютером, можете быть уверены в том,
что кроха скопирует ваши привычки, и
отучить его от тяги к электронике будет
совсем непросто.

Нельзя превращать игры с
гаджетами в желанное вознаграждение
за хорошее поведение ребенка или
использовать лишение электроники в
качестве наказания. Такая тактика только
укрепит уверенность малыша в том, что
гаджет — это лучшая игрушка и главный
источник удовольствия.

Знакомить ребенка с современными
гаджетами можно, если делать это
правильно, руководствуясь здравым
смыслом. Чтобы электроника не оказывала
негативного влияния на здоровье и
психику, минимизируйте время крохи
перед экраном и не забывайте про
совместные игры и прогулки, чтение и
спорт.

Полезные видеокурсы, аудиоролики, интересные статьи. Все это вы можете найти на нашем онлайн сервисе Viline.

Источник