Дети и телевизор вред и польза и вред
Ученые много говорят о том, что детям нужна сенсорная стимуляция – подвижные игры, игры для развития все органов чувств – именно они способствуют здоровому развитию мозга ребенка.
Но существует такое понятие, как сенсорная перестимуляция – она несет большую угрозу для развития ребенка, особенно в раннем возрасте до 3 лет.
Эту так называемую сенсорную перестимуляцию дает просмотр телевизора и гаджетов (компьютера, планшета, телефона).
В книге «Педагогика, изменяющая мозг» (не могу дать ссылку на источник, так как материал не полностью мой) я встретила множество здравых объяснений того, почему так вредны гаджеты. Мы привыкли слышать об этом поверхностно, так легче игнорировать рекомендации врачей, и все-таки соглашаться на просмотр мультфильмов.
Кто-то может возразить – уже несколько поколений выросло с телевизором – и ничего плохого с ними не произошло. Но так ли это? Учителя и у нас, и в США, и в Европе заметили, что дети «тупеют» на глазах. За последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них больше речевых проблем, и уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Возможно, это происходит из-за того, что количество стимуляций нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, может быть очень вредным для растущего.
Авторы книги приводят для примера свои наблюдения -буквально 10 лет назад в развивающем детском центре было два неговорящих ребенка среди всех двухлетних, а теперь – больше половины. Сейчас, если у родителей первый ребенок, они даже не удивляются, что ребенок в 2 года не говорит – все вокруг такие.
Когда ребенок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации – слух и зрение. Можно предположить, что телевизор хотя бы стимулирует развитие зрения и слуха, но, оказывается, это не так.
Бинокулярное зрение и острота зрения еще не развиты окончательно у ребенка где-то до 4 лет. Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их. Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет нам смотреть только на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.
Дети, которые много смотрят телевизор, не могут в достаточной степени расширять зрачки. Изменяется и объем движений глаз, так дети пристально смотрят на экран. Эти проблемы особенно заметны, когда ребенок учится читать. Для нормального чтения важны так называемые саккадические движения глаз – это быстрые непроизвольные движения. Соответственно, длительный просмотр телевизора может способствовать тому, что ребенок во время чтения может пропускать строки, ему будет сложно улавливать смысл длинных слов.
Для чтения еще нужно, чтобы глаза постоянно двигались слева направо по странице. Слабость глазных мышц, возникающая от недостатка их использования, нарушает эту способность. Для чтения требуется больше усилий, чем для просмотра телевизора, поэтому глаза быстро устают.
Внимание тоже тесно связано работой зрительной системы. В мозге есть особая система, которая определяет, на чем нужно сосредоточить внимание и когда нужно сконцентрироваться. Так вот, частый просмотр телевизора нарушает работу этой системы.
Кроме того, яркие мельтешащие изображения на экране, которые меняются каждые 5-6 секунд во многих программах и каждые 2-3 секунды в рекламных роликах, не дают возможность высшему «думающему» мозгу даже обработать этот образ. Коре требуется от 5 до 10 секунд для обработки нового стимула.
В этом плане, современные мультфильмы «вреднее» тех же советских, где картинка меняется реже. Но любом случае, просмотр любых мультфильмов и передач затрудняет развитие ребенка.
Нет ни одного исследования, доказывающего что младенцы и дети раннего возраста получают хоть какую-то пользу от просмотра телевизора. Поэтому развивающих телевизионных программ для малышей (до 3 лет) в принципе быть не может.
Вот результаты американских исследований: дети в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет, которые регулярно смотрят телевизор, знают меньше слов, чем их ровесники. Если ребенок в возрасте до года проводит 2 часа в день перед телевизором, то это в 6 раз увеличивает риск возникновения речевых нарушений. Видимо, это происходит потому, что мозг настроен на изучение языка в процессе общения, а не пассивного восприятия.
Я прекрасно понимаю, что есть дети, которые и с просмотром телевизора начали говорить в 1, 5 года фразами, и не имеют общих проблем в развитии. Но, во-первых, это в наше время редкость, во-вторых, основные проблемы возникают при подготовке к школе и в первом классе.
Конечно, телевизор удобен родителям – именно это является причиной частого просмотра детьми мультфильмов. Поэтому я и решила опубликовать аргументы против использования гаджетов, чтобы родители делали более осознанный выбор. Сама часто устаю, но есть более полезные для здоровья способы отвлечения детей. Та же коробка с разнообразными игрушками (желательно, спрятанная до этого на пару недель), игры с водой в ванной, сенсорные коробки с крупой и прочее, на что хватит фантазии.
Источник
Дети очень любят смотреть телевизор. Визуальная информация – самый лёгкий способ познать мир. Родители, в свою очередь, зачастую обеспокоены, что цветная коробка может негативно влиять на их чад. Давайте взвесим все «за» и «против».
Польза от просмотра
Факт №1. Расширение кругозора
Дети – мечтатели. К сожалению, не все родители готовы воплотить их мечты в реальность. В современном мире взрослые озадачены зарабатыванием денег, построением карьеры, своими личными проблемами. Хорошие телеканалы – это открытые двери в мир других стран, традиций, новых знаний. Книги тоже важны в формировании гармоничной личности, но не все малыши могут читать часами и далеко не каждый ребёнок обладает фантазией, которая может нарисовать картинку того, что рисует автор на страницах книг. Телевидение может стать источником вдохновения и стремления познавать мир во всех его проявлениях. Родителям стоит отслеживать, что смотрит ребёнок, и обязательно обсуждать с ним увиденное. Лучший вариант – смотреть передачи и фильмы вместе. Это сближает и одновременно даёт возможность мамам и папам отдохнуть.
Факт №2. Развитие интеллекта
В современном мире существует множество познавательных телеканалов, которые дают детям информацию, написанную в толстых энциклопедиях. Мотивации узнавать новые факты из передач с красивыми и умными телеведущими у ребёнка больше, чем самостоятельно штудировать запылённые книги. В идеале необходимо соблюдать тонкий баланс между самостоятельной работой и лёгким восприятием того, что говорят с экрана.
Факт №3. Обогащение словарного запаса
Читая книгу, не всегда можно оставаться предельно внимательным и, тем более, запоминать новые слова. Слушая то, что говорит взрослый человек в телевизоре, ребёнок неволей начинает запоминать «умные» слова и повторять их. Порой он не понимает их значения, но ваш малыш обязательно спросит его у вас. Будьте готовы отвечать на его вопросы. Будьте благодарны тем, кто на широком экране делится с вашими детьми полезными фактами. Вам остаётся помочь их правильно усвоить.
Факт №4. Приобщение к мировой культуре
Многие школьники давно не читают классические произведения полностью. Они смотрят фильмы и постановки в видео формате. Разве это плохо, что дети погружаются в мир культуры с помощью телевизора? Безусловно, нет. Ребенку сложно запомнить исторические даты и, тем более, представить их в своей голове. Отличные документальные фильмы делают это за них. Обучение через визуальную информацию является одним из самых эффективных.
Факт №5. Погружение в мир человеческих отношений
Часто ли родители обсуждают с детьми их чувства, отношения людей и объясняют, как правильно относиться к людям? Во всех семьях это происходит по-разному. Ребёнку просто необходимо знать, что такое любовь, страсть, боль, предательство, прощение, гнев, проявление творческого начала, реализация желаний. Хорошие фильмы или мультфильмы могут вызвать весь спектр эмоций. Они учат принимать свои эмоции, анализировать их и искать выход. Каждый сюжет – это маленькая жизнь, которую проживает зритель вместе с главными героями. Ребенок обязательно начнет искать выход из сложившейся ситуации в жизни героев и найдёт его. Это будет его небольшой опыт, который может пригодится в реальной жизни.
Факт №6. Желание подражать
Дети любят создавать себе кумиров. В этом нет ничего плохого. На телевидение попадают, в первую очередь, успешные люди. Если ваше чадо будет стремиться копировать чей-то стиль, то путём проб и ошибок он обретёт свой. На многих телеканалах мелькают лица тех, кто всегда идёт в ногу со временем. Это означает, что и ребёнок будет в курсе новых тенденций.
Факт №7. Выбор профессии
Вполне возможно, что ребёнок захочет стать актёром, моделью или телеведущим. Как он узнает, что необходимо для этого сделать, если ему запретить смотреть телевизор? Передачи с интервью звёзд – это кладезь полезной информации по становлению личности. Родители просто обязаны и сами смотреть подобные выпуски, чтобы лучше понимать, что необходимо его ребёнку.
Вред от просмотра телевизора
Факт №1. Неограниченное время просмотра
Умеренность – ключевой компонент в просмотре телепередач. Как и в пищи, нужно принять порции информации дозированно. Доказано, что дети, которых невозможно оторвать от экрана, становятся раздражительными, замкнутыми и с трудом могут найти общий язык с людьми. Ни в коем случае не позволяйте, чтобы телевизор стал единственным источником познания мира для ребёнка. Разнообразьте его книгами, прогулками, посещениями культурных мест и общением со сверстниками.
Факт №2. Негативное воздействие
К сожалению, даже в дневное время на телевидении можно увидеть сцены насилия, криминальные новости и другую неприемлемую информацию для детей. Стоит отслеживать, что именно смотрит ребёнок. Необходимо объяснять, что жизнь полна хорошего, но и плохого тоже. Если ваш малыш увидел то, что его испугало, обязательно поговорите с ним об этом, не оставляйте на потом и не врите, что это неправда. Рано или поздно он узнает об этом больше, но, к сожалению, не от вас. Уровень доверия между вами будет снижен.
Факт №3. Погружение в мир иллюзий
Телевидение рисует картинку идеальной жизни и лёгкого заработка. Нужно учить ребёнка фильтровать информацию и отличать правду от лжи. Даже в этом случае телевизор играет вспомогательную роль детектора. Дети должны понимать, что взрослые не всегда говорят правду, но его родители максимально искренни с ним, и он всегда может задать вопрос, на который получит ответ. Привейте ребёнку понимание, что за красивой картинкой стоит огромный труд. Тогда он сможет смотреть телевизор, делая собственные выводы, а не те, которые навязывают с экрана. Это разовьет в нем критическое мышление.
Рекомендации по просмотру телевизора:
- Ограничьте время просмотра до 15 минут для детей от 3 месяцев по 2 лет; 30-40 минут для детей старше 3 лет; 1-1,5 часа для детей 6-7 лет; 2-3 часа для детей подросткового возраста.
- Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребёнок, и давайте советы. Отдавайте предпочтение познавательным программам, викторинам, конкурсам, историческим фильмам и научно-познавательным передачам.
- Если вашему ребёнку нет ещё 4-х лет, то находитесь вместе с ним во время просмотра телевизора. Дети этого возраста еще не умеют делать самостоятельные выводы и легко верят во всё, что слышат.
- Детям нужно смотреть телевизор в хорошо освещенном помещении, иначе это может негативно сказаться на их зрении. Картинка на экране кажется более контрастной в тёмной комнате.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
О вреде и пользе телевизора для ребенка.
В каждом доме есть телевизор, и часто не один, а несколько. Его используют в семье как средство развлечения и получения информации. Но с появлением в доме ребенка многие родители задаются вопросами: как влияет телевизор на развитие и здоровье ребенка? В каком возрасте ребенку можно смотреть телевизор?
Отрицательное влияние телевизора на ребенка
Телевизор вреден для глаз.
Для того, чтобы получить цельную картину, человеческий глаз скачкообразно «сканирует» предмет/образ по кускам, останавливаясь на каждом фрагменте на 0,2-0,6 с (такие скачки называют саккадами). Чем больше саккад в единицу времени, тем больше тренируются и развиваются глазные мышцы. Причем этот процесс формируется и тренируется по мере роста и развития ребенка (движениями глаза управляет человеческий интерес, мы смотрим на образы по определенной схеме – например, при взгляде на картину автоматически фокусируемся на переднем плане, в портрете глаза фиксируем в первую очередь на лице и т.д.).
Картинка в ТВ не является цельной – это набор быстросменяющихся картинок со скоростью 25 кадров в секунду. В таких условиях глаз не может иметь картинку в качестве опоры – она постоянно сменяется, прежде чем глаз успевает ее зафиксировать. К тому же при просмотре исчезают аккомодационные движения глазных мышц для смены фокусировки (смена фокуса «ближнее-дальнее», как в объемной картине в жизни). В итоге глаза ленятся, возникает характерный «телевзгляд» – оцепеневшее выражение лица, неподвижные глаза, которые моргают реже обычного. Вспомните выражение лиц у детей, неподвижно застывших у экрана.
Эксперимент, проведенный в 79-м году в США, показал, что у людей перед экраном ТВ глаза сокращают свою двигательную активность в 10 и более раз (за минут в среднем 5-7 саккад против 40-100 в обычной жизни).
Телевизор вреден для мозга и умственного развития.
Когда мозг спит или глаза закрыты, он генерирует альфа-колебания (которые можно регистрировать ЭЭГ), когда активен и бодрствует – бета-волны. Так вот, экспериментально было установлено, что при переходе, например, от чтения к просмотру ТВ бета-волны практически исчезают, уступая свое место альфа-волнам. Т.е. мозг при просмотре ТВ как бы засыпает.
Больше ТВ – меньше знаний. Как ни парадоксально, но результаты исследования в Германии показали, что во всех сферах, кроме спорта, знаний у человека тем меньше, чем больше он смотрит телевизор
От просмотра телевизора страдает образное мышление, воображение. Исследования среди т.н. tv kids показали, что у детей, проводящих перед ТВ по 10 часов в день, «кора головного мозга подобна пустыне». Они страдают полной потерей воображения, некоторые не в состоянии воспроизвести на бумаге простые бытовые предметы, например, чашку. Мне также доводилось читать другие статьи, в которых говорилось, что сравнение рисунков и творчества детей показало, что фантазия детей, которые не смотрят ТВ или смотрят очень умеренно, развито лучше, чем у детей, которые смотрят ТВ регулярно и подолгу. Дети, получающие информацию в основном из ТВ, по просьбе изобразить некое сказочное существо просто воспроизводили готовый образ – героев мультиков. Телевизор превращает ребенка из творца в потребителя, неспособного создавать образы самостоятельно.
Заядлые телезрители хуже учатся в школе. Многочисленные исследования показывают, что, чем больше ребенок смотрит ТВ, тем хуже он справляется со сложными задачами, мыслит логически, рассуждает и анализирует. Так же обстоит дело и с чтением и усваиванием новой информации – дети, подсаженные на ТВ, хуже воспринимают печатный текст, не любят читать, особенно сложную литературу, неспособны читать активно, осмысливая и сопереживая.
Телевизор вреден для здоровья и физического развития.
В 1992 году американские исследователи задались вопросом, как просмотр ТВ влияет на обмен веществ в организме. Результаты исследования, проведенного среди 31 ребенка в возрасте 8-12 лет, оказались ошеломляющими: при просмотре ТВ организм расходует энергию на 14% меньше, чем в состоянии полного покоя.
Другое исследование показало, что зрители, смотревшие телевизор более 3 часов в день, страдали ожирением. Телевидение формирует вредные пищевые привычки у юных зрителей – начиная от рекламы всякой «дряни» (рекламируют же не брокколи и спаржу, а шоколадные батончики, чипсы, колу) и заканчивая формированием определенного образа жизни человека (люди в кино и сериалах показаны стройными и подтянутыми, несмотря на то, что едят по вечерам и т.д.)
Телевизор вреден для психики.
«Дефицит в полсекунды». В повседневных ситуациях у человека есть какое-то небольшое время, чтобы успеть среагировать на изменение ситуации (будь то звонок телефона, общение в магазине или поведение на дороге). В ТВ зачастую из-за мгновенной смены планов эта естественная реакция человека теряется, он возвращается в стадию младенчества, когда у него нет ни представлений об окружающем мире, ни опыта реакции на смену обстоятельств.
Телевизор как наркотик. Здесь уже речь пойдет о рекламе и «клиповой» манере съемки. Физиология человека предполагает, что при резкой смене обстановки, неожиданном появлении нового предмета в поле зрения происходит мобилизация ресурсов, в мозгу срабатывает сигнал возможной тревоги. Тело человека приходит в состояние готовности убежать, атаковать, как-то отреагировать на потенциальную опасность. Происходит выброс гормона кортизола в организм. Этот припасенный природой на экстренный случай выброс «допинга» происходит и при просмотре ТВ, когда идет резкая смена плана. Но постоянный выброс кортизола вызывает привыкание, и тогда организм выбрасывает все больше и больше кортизола, чтобы привести организм в состояние боеготовности, то наступает своего рода «интоксикация», которая выражается в раздражительности, неконтролируемой агрессии, неспособности управлять своими эмоциями, постоянному стрессу. Знакомая картина, не правда ли?
Прочие негативные факторы:
- телевизор как способ манипулирования сознанием (в настоящее время – основной инструмент масс-медиа и способ зомбировать сознание населения);
- подавление естественных коммуникативных навыков человека;
- телевизор – пожиратель времени (люди, которые часто смотрят телевизор, более дезорганизованы и не умеют управлять своим временем);
- подмена реального мира нереальным (смотрите каждый день новости – и будете жить в убеждении, что живете в мире, в котором на каждом шагу катастрофы, убийцы и маньяки).
Теперь поговорим об особенностях детского организма и влиянии телевизора на развитие ребенка.
Детское восприятие мира и телевидение.
Детское развитие можно условно разделить на три основные фазы: 0-3, 4-10 и 11-18 лет.
Первая фаза (0-3 года). В этот период ребенок получает основные, базовые представления об окружающем его мире. Он учится ползать, сидеть, стоять, ходить, бегать, прыгать, овладевает крупной и мелкой моторикой. Он учится смотреть, развивает пространственное восприятие (далеко-близко, высоко-низко, влево-вправо), учится слушать, различать образы, запахи, текстуры. В этот период формируются все основные нейронные связи в мозгу. Если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие связи не образуются.
В этом возрасте ребенок, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающий его мир интегрально, всем своим существом. Мы, взрослые, можем только мечтать о такой целостности восприятия. Мы умеем разделять реальное и нереальное, двумерное и трехмерное, расчленять объект на его составляющие – например, в музее мы видим (нас мало заботят окружающие звуки, нам неинтересно, чем пахнет картина, мы не рвемся ее полизать или пощупать), на концерте слышим, а при просмотре телевизора соотносим увиденное на экране с нашей памятью и опытом восприятия и т.д. Но ребенок воспринимает все совсем по-другому. Ему важна кинестетика в опыте, он запоминает новую информацию через движение, осязание. А теперь мы берем и отрываем его от целостного восприятия мира и даем ему движущуюся картинку – у нее нет никаких основных атрибутов, на которые опирается ребенок при изучении окружающего мира! Даже пространство в ней не трех-, а двумерно. Мир его опыта, его понимания окружающей среды разрывается надвое – есть его реальный опыт, а есть виртуальная среда, которую он воспринимает так же, как и реальную. Телевизор лишает его «осязаемого опыта», который является основой развития ребенка.
Вторая фаза (4-10 лет). Если на первом этапе закладывался базис, то здесь все навыки и умения оттачиваются. Развивается мелкая моторика рук, координация, ловкость, развивается тонкая моторика, управляющая зрением (ребенок учится смотреть осмысленно, вычленять объекты интереса из картинки, выхватывать знакомые образы, фокусироваться на объекте и т.д.).
В этом возрасте также важно учитывать особенности детского восприятия. Ребенок постоянно стремится задавать вопросы или комментировать происходящее. Рядом с ребенком должен быть взрослый, который будет активным соучастником действия. ТВ-образы не должны подавлять ребенка – наоборот, ребенок должен овладеть ими, переосмысливая, творчески перерабатывая увиденное на экране телевизора. А для этого необходимо участие родителя. Дети не умеют критически переосмысливать увиденное на экране – напротив, они принимают все за чистую монету, стремятся вжиться в действо, слиться с ним в единое целое (это, кстати, справедливо не только для ТВ). Они по-прежнему не умеют отделять реальное от нереального – эта способность формируется постепенно и придет позже, ближе к третьему этапу. Они также не способны воспринимать сюжет как единый замысел, соединять в единую ткань разные сцены фильма или мультика – дети воспринимают увиденное на экране как совокупность отдельных образов.
Очевидно, отсюда следуют и рекомендации многих психологов о том, что просмотр ТВ, мультиков лучше начинать не ранее 3 лет.
Телевизор и речь ребенка.
Отдельно не могу не упомянуть о развитии речи. Так, например, такой феномен, как функциональная неграмотность – это уже массовое явление и проблема всей нации, и не в Африке, а в развитых странах Европы и США. А теперь давайте абстрагируемся от Германии и вспомним – а давно ли вы читали статью в интернете, в которой бы не было грамматических, а тем паче стилистических ошибок? А статьи или новости, написанные богатым, литературным русским языком, без злоупотребления жаргоном и американизмами? Я уже молчу о письменном языке большинства обывателей, обитателей интернета, которые не могут правильно писать элементарнейшие слова, не говоря уже о том, чтобы облечь эти слова в более-менее пристойную форму.
А вслед за литературным языком обескультуривается и речь, причем сначала у взрослых, а потом и у детей. Взрослые, под влиянием ТВ, говорят реже, более односложно, их речь становится более примитивной, словарь обедняется. А вслед за ними «немеют» и дети. Вслед за массовым проникновением ТВ обнаружились и такие проблемы, как увеличение количества детей с различными нарушениями речи, неспособность детей воспринимать речь на слух, у многих это проявляется в неспособности выполнять даже простые просьбы и инструкции. Ребенок устроен так, что и речь он может развивать только интегрально, через «живую» речь со взрослым, а не изолированно с экрана телевизора.
Правила обращения с ТВ- и видеоконтентом:
- никакого ТВ, мультиков и прочего как минимум до 2 лет (здесь оговорюсь, что это означает не категоричный запрет, а то, что мы не показываем ничего целенаправленно и систематически. Ребенку доводилось уже пару смотреть по 5 минут футбол с папой и мультики на базе отдыха, но это исключения из правила. Еще одно исключение из правила – семейное видео с ребенком, недолго и только для оживления воспоминаний об интересных местах, поездках);
- строгий отбор контента;
- строгое дозирование по времени;
- активный просмотр с родителями;
- создание противовесов – заполнить жизнь ребенка прочими занятиями, которые окажутся интереснее, чем очередная передача по ТВ;
- родительский пример.
Итак, до трех лет детям не рекомендуется смотреть телевизор. В возрасте 3-5 лет ребенку можно смотреть телевизор полчаса в день. В 5-8 лет можно смотреть телевизор по часу в день. В 8-12 лет по два часа в день. Взрослые должны следить за тем, чтобы ребенок смотрел телевизор столько времени, сколько не вредно для его возраста.
Источник