Детям о пользе развивающих компьютерных игр

Детям о пользе развивающих компьютерных игр thumbnail

Все дети любят игры. Однако с появлением информационных технологий, компьютеры вытеснили простые развлечения во дворе. Дети все чаще погружаются в виртуальный мир, где проводят часы своего свободного времени. Рассмотрим, как компьютерные игры влияют на ребенка.

Почему дети любят компьютерные игры?

Как влияют компьютерные игры на детей?

Компьютерные игры – это способ сбежать от реальности. Многие дети испытывают проблемы с учебой, родителями или друзьями. Виртуальный мир – это отличная возможность отвлечься от несправедливости, серых будней. Да попросту играть интереснее, чем делать уроки.

Рассмотрим основные причины популярности компьютерных игр у детей.

  1. Социальность. Видеоигры созданы таким образом, что игроки должны вступать в коммуникацию друг с другом. Они формируют целые команды для достижения общей цели. Сейчас многие компьютерные игры напоминают социальные сети и мессенджеры, поэтому игроки могут социализироваться и общаться.
  2. Сложность. Компьютерные игры сложные, поэтому способствуют развитию целеустремленности у ребенка, мотивируют его снова и снова продолжать играть, а также наделяет его смыслом жизни.
  3. Постоянное развитие. Разработчики стимулируют своих игроков постоянным развитием персонажа. С течением времени он становится сильнее, ребенок начинает чувствовать себя увереннее.
  4. Награды и мотивация. В жизни мы развиваемся не так прогрессивно, как в игре. В виртуальном мире ребенок получает награду за приложенные усилия: и чем дальше, тем больше награда.

Компьютерные игры приносят пользу или вред

Все зависит от компьютерных игр, которые предпочитает ребенок. Например:

  • «Стрелялки» или шутеры развивают концентрацию, внимание, но некоторые игры содержат сцены драк и насилия, так что родительский контроль не помешает.
  • Развивающие игры. С их помощью ребенок может развивать мышление, память, фантазию, моторику рук. Сейчас создается множество компьютерных игр для разного возраста, нацеленных на обучение и развитие.

Как влияют компьютерные игры на детей?

Негативные последствия видеоигр на детей

Несмотря на положительные стороны, нельзя отрицать негативное влияние компьютерных игр на детей. Злоупотребление ими может нанести вред физическому и психическому здоровью ребенка. Игры могут привести к:

  1. Агрессивности и озлобленности. Компьютерные игры – это своего рода возбудитель агрессивного состояния. Ребенок может вести себя озлобленно, подражая персонажу в виртуальном мире. Дети, склонные к агрессии, могут выбирать игры, где преобладают сцены насилия и жестокости. Злость может вызывать проигрыш в игре.
  2. Игровой зависимости. Ребенок соотносит себя с персонажем игры и постепенно уходит в виртуальный мир. Вся его жизнь полностью переходит в игру: он влюбляется, общается заводит друзей и даже строит семью. Психологи выделяют следующие признаки игровой зависимости: потеря счета времени, изменение сознания, антисоциальная направленность.
  3. Проблемам со спиной. При злоупотреблении компьютерными играми страдают мышцы шеи и верхней части спины.
  4. Снижению остроты зрения. Долгое пребывание за компьютером оказывает негативное влияние на органы зрения. Появляется жжение в области глаз, сухость. Необходимо делать специальные упражнения для органов зрения.

Как влияют компьютерные игры на детей?

Правила работы за компьютером

  1. Необходимо каждый день убирать помещение, в котором находится компьютер, а также каждые 10 минут проветривать комнату.
  2. Для пыли, осевшей на мониторе, нужно использовать специальные салфетки, которые не оставляют разводов.
  3. Мышку и клавиатуру нужно регулярно тщательно протирать специальным средством и салфеткой.
  4. Необходимо выключать компьютер после работы, нельзя оставлять его включенным на всю ночь.
  5. Спина во время работы за компьютером должна быть ровной. При необходимости нужно поменять кресло на более комфортное.
  6. Важно делать перерывы каждые 15 минут, не забывать про физические упражнения и гимнастику для глаз.
  7. Возле компьютера нельзя принимать пищу.

Нормы времени работы за компьютером:

  • до 5 лет – не более 10 минут;
  • 5-7 лет – 15-20 минут;
  • 7-11 лет – 20-30 минут;
  • 12-14 лет – 30-45 минут;
  • 15-16 лет – 1-2 часа.

Оборудование рабочего места

При оборудовании рабочего места для ребенка необходимо приобрести кресло, соответствующее его возрасту. Слишком «взрослая» мебель может привести к нагрузке на позвоночник и органы зрения. Монитор должен находиться в 60 см от глаз ребенка. Экран нужно установить так, чтобы свет от источников освещения или солнца не создавал блики.

Правильная поза за компьютером:

  • ступни находятся на специальной подставке или на полу параллельно друг другу;
  • бедра располагаются параллельно линии пола;
  • спина – перпендикулярно линии пола;
  • руки согнуты в локтях под углом 90 градусов;
  • запястья согнутся под углом 20 градусов;
  • голова слегка опущена вниз.

Как влияют компьютерные игры на детей?

Чем полезны компьютерные игры

Многие считают, что компьютерные игры оказывают негативное влияние на психику и физическое развитие ребенка и не несут никакой пользы. Однако они имеют ряд полезных свойств:

  1. Развивают логическое мышление, память и внимание. Некоторые виды игр положительно влияют на ребенка. Например, программы жанра «платформеры» развивают ориентацию в пространстве, стратегическое планирование, логику и стимулируют работу памяти. Игры-головоломки помогают избавляться от тревожных мыслей, снижают тягу к перееданию и даже позволяют излечивать расстройства.
  2. Улучшают реакцию. Несмотря на то что длительное времяпрепровождение за экраном компьютера негативно влияет на зрение, существуют игры, которые оказывают положительное влияние на глаза ребенка. Популярные шутеры улучшают способность различать самые мелкие детали и тонкие оттенки серого. Они также стимулируют работу теменной и лобной долей мозга.
  3. Снимают стрессовое напряжение. Компьютерные игры приносят пользу для психики ребенка: снимают стресс, помогают избавиться от депрессии и поднимают настроение.

Как влияют компьютерные игры на детей?

Развивающие компьютерные игры для детей

Сейчас разрабатывают множество красочных развивающих компьютерных игр для детей. Они закладывают навыки программирования, учат основам математики, физики, геометрии. Особой популярностью пользуются игры, закладывающие основы робототехники. Например, Lego My City. Игра создана по мотивам знаменитого конструктора. С ее помощью ребенок лучше познает компьютер, учится решать различные логические задачки и проходить квесты.

Не только играть, но и создавать компьютерные игры – невероятно увлекательный (и хорошо оплачиваемый) процесс. Получить необходимые для этого знания и навыки можно в школе программирования и робототехники ROBOSCHOOL.

Читайте также:  Польза игр по компьютеру для детей

Источник

Лидия Потапкина

Консультация «Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника»

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили формы детской игры.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста.

В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Однако бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его только как игрушку. Важно, чтобы компьютер стал помощником в обучении, а не только игрушкой.

Известно, что дети, а особенно малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Так специалисты считают, что яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. И для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.

Однако современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум-игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы

Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры,отличаются следующими качествами:

– мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

– ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

– на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

– речь как способ общения остается примитивной;

– способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;

– при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации.

Рано или поздно перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то родители должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.

Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью,совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике.

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

К программам развивающего типа относятся:

• разнообразные графические редакторы, “рисовалки”, “раскрашки”, конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;

• текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;

• “Конструкторы сред” с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания “режиссерских” компьютерных игр;

• Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

• “Конструкторы сказок”, совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

Обучающие игры

В этот класс входят игры,связанные:

• С формированием у детей начальных математических представлений;

• С обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;

• С обучением родному и иностранному языкам;

• С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;

• С эстетическим, нравственным воспитанием;

• С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры – эксперименты

В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

Логические игры

Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры – забавы

В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо “микромультика”. Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Читайте также:  Польза и вред от амплипульса

Самое главное во всех компьютерных играх – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.

Важно понимать, что компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой “видеоряд”.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с “мышью”. Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.

Компьютерные игры в дошкольном возрасте имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.

Много программ и все они разные… Большой выбор их мы видим на прилавках магазинов, киосков… Какой продукт выбрать каждый решает сам, но важно учесть возможности, которые предоставляет конкретная игра для развития ребенка.

Уважаемые родители, помните, что игры так увлекают, что ребенок забрасывает все дела и часами просиживает за компьютером. Действительно, компьютерные игры создаются с таким расчетом, что это будет интересное, увлекательное действо, способное до конца держать в напряжении. Очень часто в связи с этим говорят о компьютерной зависимости. Это важная причина, чтобы ограничивать ребенка во времени. Ограничения в работе с компьютером связаны, в первую очередь с нагрузкой на зрение и позвоночник. А ведь организм ребенка еще не до конца сформировался и к большим нагрузкам не готов. Чрезмерное увлечение компьютеромсказывается на здоровье ребенка следующим образом:

– ухудшается зрение;

– повышается утомляемость;

– появляются головные боли;

– искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;

– начинают беспокоить боли в спине, шее, плечах и пояснице;

– утомляются и начинают болеть пальцы рук;

– малоподвижность может привести к плохому самочувствию и даже ожирению;

– появляется нервозность, нарушается сон.

Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.

Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:

– продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;

– компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;

– после занятий следует проводить гимнастику для глаз;

– стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экран.

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Источник

Стрелялки, бродилки, гонки, симуляторы, стратегии – виртуальных забав сейчас большое разнообразие. Они не только в компьютерах, но и в каждом телефоне. В них играют не только дети, но и взрослые.

Уже практически нет такого человека, который не столкнулся бы с видеоиграми. Студенты и офисные работники успевают играть на своих устройствах, пока едут в метро. Многие люди пенсионного возраста увлечённо передвигают свои пальцы по смартфону в надежде загнать виртуальный шарик в лунку. Трёхлетние малыши с фантастической скоростью осваивают современные гаджеты и сами скачивают из Интернета всё, что им попадётся.

В России выросло уже как минимум одно поколение, знающее о компьютерных играх достаточно, чтобы передать и привить хороший вкус своему ребёнку.

Мнения людей о пользе и вреде игр разнятся. Одни считают, что игры опасны для детской психики: появляется агрессия, безэмоциональность, сужается круг интересов и так далее. Другие говорят, что по большей части эти представления ошибочны, и уверяют в обратном: игры развивают сообразительность и целеустремлённость.

Если ещё 20 лет назад старшее поколение проявляло к компьютерным играм большое недоверие, то сегодня игры значительно расширили свою возрастную аудиторию. По данным статистики, в России примерно 60% людей играют в игры (консольные, компьютерные, онлайн-игры, игры для смартфонов). Причём большинство игроков – это взрослые люди, которые интересуются видеоиграми не меньше, чем дети и подростки. Средний возраст геймера в России – 30 лет. В Америке – около 40 лет.

Большинство родителей внимательно следят за тем, во что играет их ребёнок. Многие родители стараются найти время и поиграть вместе со своими детьми.

Некоторым родителям гаджеты служат некой палочкой-выручалочкой. С помощью неё ребёнка можно вмиг заставить молчать. Для этого нужно просто поместить в его руки планшет. Малыш плачет – мама достаёт планшет. Малыш не плачет. Если такую операцию проделывать многократно, то ребёнок действительно становится зависимым от виртуальной игрушки, доходя до фанатизма.

Читайте также:  Если польза в кашах из хлопьев

В чём же конкретно польза и вред от компьютерных игр?

Для взрослого человека введение компьютерных игр в свою жизнь будет скорее быстрой забавой, разрядкой после рабочего дня, затем он возвращается к своим прежним занятиям и хобби.

Восприятие ребёнка иное, как и уровень ответственности перед окружающими: дети ведут себя беспечно, ни за что не отвечают, поэтому для них действительно велика вероятность пропасть в виртуальной реальности.

Родителям не стоит запрещать ребёнку играть в игры, наоборот, он должен быть на ты с компьютером и другой техникой. Здесь главное – внушить хороший вкус и научить умеренно пользоваться компьютерными технологиями. Ну, и, конечно, неплохо бы разбираться в играх.

Игры бывают разные, как полезные, так и исключительно для забавы. Ребёнка стоит познакомить с играми-тренажёрами, обучающими интерактивными программами (например, изучение мира динозавров в 3D), играми с терапевтическим направлением (например, доктор) и самыми популярными тоже, то есть играми для удовольствия, где ребёнок может почувствовать себя в роли супергероя. Как раз из-за них родители часто ругают своих детей, думая, что те балбесничают и от жизни им ничего не надо. Это не совсем так.

Игры в жанре «Adventure», то есть приключенческие, часто создаются, как мультфильм, в котором ребёнок управляет происходящим. Маленький геймер погружается в сюжет, ищет разгадки, много думает головой.

«Стратегии» предполагают масштабное управление городами, войсками, полезными ископаемыми – отличный задаток для будущего экономиста.

«Логические» видеоигры – это опять же головоломки. С помощью них можно научиться письму, чтению, языкам и многому другому.

«Симуляторы» позволяют маленькому мальчику почувствовать себя в роли машиниста поезда, пилота самолёта, капитана корабля.

Польза от компьютерных игр:

– развивают внимание к деталям, реакцию, моторику пальцев;

– игры на логику развивают память, заставляют думать;

– в целом игры развивают воображение, учат подходить к решению задач творчески, нестандартно;

– через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах;

– можно забавно провести свободное время в одиночку, с друзьями, с родителями.

Вред от компьютерных игр:

– длительное время за компьютером приводит к ухудшению зрения, перенапряжению мозга;

– при неправильной позе могут появиться болезни суставов и позвоночника;

– жестокие и бессмысленные игры приводят к агрессии, влияют на неокрепшую психику;

– если постоянно играть, снижается желание общаться с людьми;

– игры вызывают зависимость у детей и подростков, что ведёт к дальнейшим проблемам (например, неуспеваемости в школе).

Что же делать с компьютерными играми?

Компьютеры помогают нам во всём и облегчают жизнь. Без них современному человеку никуда. Так же и с играми. Многие из них призваны обучить нас чему-то, ведь когда обучение происходит в форме игры, это всегда хорошо. Игры дают толчок нашему воображению, заставляют думать и решать головоломки.

Если говорить о вреде компьютерных игр, то он, в основном, связан с неумеренным их использованием. Требуется делать перерывы и проводить за играми не более двух часов в день. Родителям нужно правильно подобрать игру для ребёнка и сделать упор на развивающие игры. И, конечно, не стоит забывать о других занятиях, есть множество устных и настольных игр. Компьютерные игры – это здорово, но не в ущерб сну, прогулкам, спорту, чтению и т.д.

P.S.

Компьютерная зависимость у детей – серьезная проблема. Но реалистичные сцены насилия, перестрелки и погони – не единственные характеристики видеоигр.

Есть и полезные проекты, проверенные учёными, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Данная статья основана на моём личном опыте, фактах и исследованиях по всему миру.

1) Есть замечательные проекты, которые показывают как работают различные системы, например, есть игра Spore, где игроку дается возможность подучить биологию: от маленькой биологической клетки, пройти всю эволюцию и создать целое государство. Есть один физик из Стэнфордского университета Ингмар Ридель-Крузе, создавший целую коллекцию видеоигр, которые уже помогают студентам закреплять учебный материал. https://pubs.rsc.org/en/content/articlepdf/2011/lc/c0lc00399a

Существует множество симуляторов, каждый из которых даст представление о той или иной сфере деятельности: Градостроительные симуляторы (Sim City), социальные игры про общество и взаимодействие (Sims), Авиасимуляторы (X-Plane 10), Космические симуляторы (Kerbal Space Program и Universe Sandbox). Игры помогают развиваться, развлекая, и в этом – их главная ценность. Помимо ПК или обычной игровой приставки, есть множество.

По поводу моторики. Исследование, проведенное австралийским Университетом Дикина, обнаружило, что дети в возрасте от 3 до 6 лет, которые играли в интерактивные игры на приставке Wii, обладают более развитой двигательной моторикой. (https://medicalxpress.com/news/2012-07-kids-interactive-video-games-motor.html)

Т.е. если у Вас вызывает скептицизм обычная клавиатура или джойстик, есть очень много внешних устройств для двигательной деятельности. Можно приобрести интерактивные игры с двумя манипуляторми для рук, можно и шлем виртуальной реальности приобрести, для него есть масса познавательных вещей в форме игры, есть спортивные тренажёры, танцевальные ковры, имитаторы гитары и барабанов и т.д.

2) Интересные тренажёры для развития памяти, внимания, реакции, сделанные в игровой форме имеются как и для ПК, так и для андройд, Например, Викиум https://wikium.ru

3) Через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах

Здесь можно привести много примеров. Например, мне благодаря тому, что игры периодически не работали, приходилось разбираться в устройстве компьютера и программном обеспечении. Это может вдохновить ребенка осваивать компьютерный язык, а программирование – весьма перспективное занятие.

Можно делать с ребёнком мультфильмы, есть приложение для андройд FlipaClip, данное занятие очень увлекательное и перспективное, в дальнейшем ребёнок может изучить весь пакет Adobe. Профессия видеодизайнера, монтажёра, режиссёера очень перспективные.

Источник