Детский сад для детей польза
Ходить ребёнку в детский сад или не ходить? Спорам вокруг этого вопроса позавидовал бы даже Гамлет. Между тем у ранней социализации детей определённо есть свои преимущества. О том, во сколько лет психологи рекомендуют отдавать ребёнка в садик, в чём разница между советскими дошкольными учреждениями и современными, как детский сад сплачивает семьи и еще 9-ти плюсах ранней социализации рассказывает автор Дейли Бэби Мария Макарова.
1. Общение со сверстниками
Психологи сходятся во мнении, что после 3-х лет у ребёнка наступает внутренняя потребность немного отдалиться от мамы в пользу общения со сверстниками. Причём именно в этом возрасте. Если отдавать ребёнка в сад раньше, это будет вопреки природе и основным психологическим потребностям малыша.
Как отмечает методист детского сада Piccolo school Екатерина Бодрова, преждевременная социализация может отрицательно воздействовать на ребёнка и его привязанность к матери. Рекомендуется отдавать в детский сад ближе к 2-3 годам, когда малыш начинает проявлять интерес к общению со сверстниками и поэтому может быстрее адаптироваться к условиям и режиму в дошкольном учреждении.
«Отвечая на вопрос, отдавать ли своего ребёнка в сад и с какого возраста лучше это сделать, родители, как правило, ориентируются на несколько показателей:
- на свой личный позитивный или негативный прошлый опыт, связанный с детским садом;
- на особенности своего ребёнка в настоящий момент – общее развитие, склонность к заболеваниям, нюансы характера;
- на социальную ситуацию, складывающуюся вокруг семьи – наличие бабушек, места в хорошем саду.
Порой родители решают отказаться от идеи сада и развивать ребёнка до школы в домашних условиях, дополняя его образование, например, походом в различные секции. Психологи говорят: “Это хорошо, но не достаточно”. И вот почему. Примерно с трёхлетнего возраста малыш открывает для себя новую страницу развития – у него появляется больше возможностей узнавать окружающий мир, гораздо больше интересов. Жизнь больше не сконцентрирована на близких родственниках, ребёнок желает играть и ему нужны партнёры по играм. Часто родители трёх-четырёхлетних детей, ещё не посещающих сад, жалуются: «Дома он буквально сводит меня с ума! Я уже не знаю, чем его развлечь»!
Отправляясь в сад и благополучно пережив проблемы адаптации, ребёнок получает колоссальную возможность социального развития. День за днём, учась регулировать своё поведение – одеваться самостоятельно, ждать своей очереди, отстаивать интересы, отвечать за свои поступки, дружить и ссориться – малыш готовится ко взрослой жизни со всем её многообразием. Получить этот опыт в домашних условиях и на кружках дополнительных занятий просто невозможно. Ведь туда дети приходят на короткий срок и с одной целью – учиться. А в детском саду протекает жизнь, и только лишь одна из форм деятельности в нём – усвоение новых знаний», – рассказывает детский психолог сети частных садов «Интересный Детский Сад» Виттория Филинова.
2. Возможность почувствовать себя полноправным членом общества
По мнению многих психологов, в том числе Марины Суздалевой, именно в социализации заключается самая большая польза от посещения детского сада.
«В детском саду ребёнок учится нормам социального поведения, получает навыки общения с детьми и взрослыми.
Навыки, которые в детском саду приобретаются естественным образом в ходе игр со сверстниками, в условиях домашнего воспитания требуют от родителей специальных усилий. Ведь всё разнообразие ситуаций взаимодействия, доступное ребёнку в детском саду, не укладывается в стандартные модели поведения дома, в песочнице или в гостях», – считает Марина.
Детский клинический психолог, эксперт клуба «ПравоНалево» Мария Левицкая добавляет: «Ребёнок, попадая в ясли или сад, приобретает новый социальный статус, учится общаться, развивает свою коммуникабельность. Ссорясь, решая споры, он учится идти на компромисс, принимать позицию другого, признавать вину, находить друзей».
Мы как взрослые понимаем, насколько большого числа навыков требует от нас ежедневная коммуникация с людьми. Действительно, смоделировать всё многообразие ситуаций, встречающихся в жизни, чтобы объяснить ребёнку, как вести себя в том или ином случае, невозможно.
3. Самостоятельность
Данный плюс во многом зависит от того, в каких условиях ребёнок воспитывается дома и насколько уделяется внимание его самостоятельности. Ведь часто родители, а особенно – бабушки – любят окружать ребёнка чрезмерной заботой. Например, кормить с ложки вплоть до начальных классов школы. В садике же ребёнок волей-неволей становится самостоятельным и автономным: сам одевается, сам кушает, сам следит за собственной гигиеной.
«Ребёнок – это человек, а каждый человек заслуживает уважения. В правильной обстановке и ребёнок, и взрослый чувствует себя как дома, получая удовольствие от совместного исследования мира. Главные принципы правильного сада – это комфорт, открытость, внимательное и уважительное отношение к малышу. В таком саду он учится общаться со взрослыми и сверстниками, познавать и исследовать этот мир, быть самостоятельным и инициативным», – комментирует методист детского сада Piccolo school Екатерина Бодрова.
4. Гармоничное развитие личности
Ещё одно преимущество детского сада перед домашним обучением – всестороннее развитие. Как утверждает психолог Мария Левицкая, в дошкольных учреждениях расписание составлено с учётом всех потребностей маленького человека и наполнено различными видами деятельности. Такой комплексный подход к развитию детей позволяет родителям тратить меньше времени на поиски дополнительных кружков, секций или студий и больше внимания уделять ребёнку.
Многим родителям трудно в это поверить, потому что в нас говорит личный опыт посещения советских детских садов. Заведующая отделением дошкольного образования школы №1981 Елена Сауткина готова развеять этот стереотип:
«С уверенностью можно сказать, что в наши дни детский сад не такой, каким был несколько десятилетий тому назад. Современный детский сад отвечает не только за времяпрепровождение и социализацию подрастающего поколения, но и за их полноценное развитие. Сейчас детские сады предлагают множество видов дополнительного образования: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, социально-педагогическое, интеллектуальное. Даже продумано пятиразовое питание с ужином в помощь родителям, которые много работают».
5. Возможность выявить и развить таланты
Этот плюс логически вытекает из предыдущего: если ребёнок получает возможность всесторонне развиваться, он сам, воспитатель или родители могут уже в самом раннем возрасте выявить таланты и уделить их развитию особое внимание. Конечно, в некоторых случаях это возможно сделать и дома. Но только если у родителей хватает фантазии и средств давать ребёнку возможность попробовать себя в самых разных областях.
«Сад – это возможность развить способности и таланты ребёнка в предлагаемых кружках и секциях, которые компактно расположены в одном месте. То есть маме не надо ездить весь день по городу в сумасшедшем ритме. Моим детям очень повезло: у них был отличный сад. Там они посещали и кружок шахмат – приходил преподаватель из школы Ботвинника на Воробьёвых горах. У них был организован и кружок по танцам – приходил преподаватель из Дворца пионеров. Они рисовали, лепили, учились читать и писать. У нас был необыкновенный воспитатель. Он ездил с детьми вокруг сада на самокате, сидел и лепил с ними куличики в песочнице, выходил в тёплую погоду рисовать на улице. Для того, чтобы это организовать в домашних условиях, потребовалось бы гораздо больше сил и денег», – считает детский писатель и дважды мама Митькина Ольга.
6. Возможность развития ребёнка согласно выбранной системе
Этот пункт не относится к государственным детским садам, но является важным преимуществом учреждений, работающих по системам Монтессори, Никитиных, билингвального обучения и другим. Ведь если родители решили воспитывать ребёнка по одной из таких систем, то на определённом этапе дома невозможно создать идеальную для этого среду.
7. Возможность быстрее «догнать» сверстников детям с задержками развития
По этой причине родители, наоборот, часто предпочитают саду домашнее обучение. Мы здесь, опять же, не говорим о государственных учреждениях – в большинстве случаев в них детям с особенностями развития будет довольно тяжело уже хотя бы потому, что таким детям нужно повышенное внимание воспитателя и отсутствие насмешек со стороны сверстников. Хотя бывают и исключения.
«Мои дети ходили в государственный логопедический сад и до последнего времени это было очень здорово. В группе – 14 человек, квалифицированные воспитатели со специализацией в дефектологии, логопед и занятия, занятия, занятия! Просили даже с соплями приводить, если без температуры: давали таблетки, отправляли на прогревания в кабинет физиотерапии. И посещаемость группы была почти всё время 100%!
Дети с задержками речевого развития не просто выходили за 3 года на уровень нормы, но и проходили всю программу 1-го класса – отлично читали, писали печатными буквами, разбирались во всей этой дикой фонетике, на которой нынче строят обучение русскому языку в школе, изучали три тетрадки по дошкольной математике от Петерсон. И много-много логопедии: чуть ли не каждый день им вклеивали в большие тетради персональные задания, и каждый вечер мы что-то заучивали, повторяли, автоматизировали, рассказывали по картинкам, разукрашивали. В общем, это было не безупречно, но очень здорово. И за совсем смешные деньги!» – рассказывает журналист и мама Катерина Смирнова.
Есть и другие ситуации, когда ребёнка оставляют с бабушкой, которая в силу здоровья не может с ним гулять и достаточно заниматься. Формально за малышом есть кому присмотреть, но в этом случае домашнее обучение не может сравниться с детсадовским.
«В силу обстоятельств ребёнок моей знакомой начал отставать от сверстников, и мама уже в полтора года отдала его в частный детский сад. Удовольствие не из дешёвых, но зато на 6 детей приходится 3 воспитателя, включая носителя иностранного языка, Монтессори-педагога и методиста. Ребёнок получает максимум внимания, его обучают простым вещам, чего не делала бабушка дома – элементарно приучение к горшку и отлучение от соски. Также её выводят на прогулку, учат самостоятельности, развивают. Как итог – малышка «подтягивается» к сверстникам по развитию», – рассказывает инженер и мама годовалого сына Анна Зайцева.
8. Минимизация воздействия гаджетов
Здесь долго останавливаться не будем – о том, на каких условиях и сколько минут в день ребёнок может пользоваться гаджетами, я писала в материале «Компьютерная зависимость: нужно ли давать гаджеты дошкольнику?» Отмечу только, что из-за повышенной занятости современных родителей у детей появился дефицит внимания, который часто заменяется электронными и компьютерными играми, телевизором. А в детском саду дети всегда чем-то заняты, общаются друг с другом и воспитателями, изучают новое и много играют, что, несомненно, полезнее бесконечного «зависания» перед экраном планшета.
9. Укрепление иммунитета
Немаловажный, хотя и достаточно спорный пункт. Многие родители убеждены, что дети в саду без конца болеют и это, наоборот, негативно сказывается на их здоровье. Конечно, дома риск подхватить ОРВИ или другую инфекцию меньше, чем в дошкольном учреждении. Тем не менее, педиатры утверждают, что формирование и укрепление иммунитета лучше происходит в детском коллективе, где малыш подвергается мощным атакам.
«Сад – это адаптация иммунитета ребёнка к жизни в современном обществе. Мне кажется, что те, кто посещал сад, меньше болеют в начальной школе. По крайней мере именно это я вижу по моим детям», – считает психолог, детский писатель, мама двоих детей Ольга Митькина.
«Вопрос о частых детских болезнях отпадает при соблюдении дошкольным учреждением всех правил гигиены и проведения оздоровительных мероприятий. Очень важно соблюдать температурный режим, режим проветриваний, проведение прогулок и приобщение к спорту», – делится опытом методист детского сада Piccolo school Екатерина Бодрова.
10. Сплачивание семьи
На мой взгляд, это не самый очевидный, но, несомненно, очень важный пункт. В детских садиках проводится огромное количество мероприятий: утренники, соревнования, конкурсы, на которые дети приходят вместе с родителями. Таким образом, как бы ни были заняты работой мама и папа, в эти моменты их внимание бывает полностью посвящено семье. А это очень важно для маленького человека. К тому же это позволяет ребёнку обрести желаемое общественное признание его талантов и заслуг.
«В детском саду особое внимание уделяется работе с папами и мамами для объединения семьи. Создаются детско-родительские клубы, проводятся спортивные мероприятия, такие как «Папа, мама, я – спортивная семья», музыкально-литературные конкурсы, которые помогают детям и родителям проводить больше времени, вместе играя, участвуя в соревнованиях и чувствуя себя настоящей командой. Ведь для дошкольников игровая деятельность – основная, и необходимо всячески поощрять её», – отмечает заведующая отделением дошкольного образования школы №1981 Елена Сауткина.
11. Помощь в адаптации к школе
Хорошее дошкольное отделение поможет родителям в подготовке и адаптации детей к школе. Как отмечает психолог, писатель и мама Ольга Митькина, сад очень помогает ребёнку найти много новых друзей, научиться строить отношения между людьми. Позже этот аспект поможет и при поступлении в школу. В новом коллективе садовскому ребенку будет легче адаптироваться, чем его сверстнику, который сидел дома.
«У моей дочери получилось так, что примерно половина её группы из детского сада пошла с ней в один класс, что свело стресс от первого времени пребывания в школе к минимуму», – вспоминает она.
12. Возможность профессиональной самореализации для мамы
Пожалуй, один из самых распространённых аргументов в пользу детского сада я специально оставила «на сладкое», потому что он всё-таки не относится непосредственно к ребёнку. Да, речь идёт о самореализации для мам, которая возможна только при условии того, что малыш ходит в детский садик. Нет совершенно ничего зазорного в том, что и после рождения ребёнка женщина хочет оставаться востребованным профессионалом и жить насыщенной жизнью. Потому что всё должно быть в удовольствие. Кто-то обретает себя в материнстве и чувствует, что этим полностью исчерпывает своё предназначение. Но кто-то – нет. И, прежде всего, для самого ребёнка лучше, когда мама счастлива, ласкова и нежна с ним в те часы после детского садика, когда они проводят время вместе. Потому что уставшая, проклинающая всё на свете, орущая на своего ребёнка женщина ещё никого не сделала счастливым.
«Обе моих дочки ходят в частный детский сад, что связано, прежде всего, с тем, что я как мать имею право на личную реализацию. Появление детей – это не приношение в жертву жизни мамы. Подобные времена давно минули. Я тоже хочу реализоваться и быть социально активным человеком, но при этом хочу и могу быть нормальной, адекватной мамой, которая любит своих детей и заботится о них. Мы выбирали сад долго и мучительно. И, конечно, государственный нас не устроил. Редко от кого из знакомых удавалось услышать, что их полностью устраивает гос. сад.
Мы сменили 4 учреждения и в итоге нашли частный садик с бассейном 3 раза в неделю, английским 2 раза в неделю, гимнастикой, дополнительными секциями за отдельную плату, а также музыкальными занятиями и концертами. Идеально! Обе дочери пошли в этот сад в разные группы. В итоге перестали болеть, в сад бежали наперегонки, стали какие-то слова говорить на английском, старшая выучила буквы, по вечерам показывали нам гимнастические этюды.
Наша задача как родителей в подобной ситуации – создать дома доброжелательную атмосферу, в которую дети будут хотеть возвращаться. Мы в курсе всех влюбленностей старшей дочери, потому что они доверяют и делятся. Дома я потихоньку учу дочек готовить, прививаю привычку к домашним делам. Словом, мы подруги. Я не заставляю их что-то учить, а в форме игры мы повторяем материал, который они прошли саду, либо учим стихи, поём песни.
Я не против мам, которые сидят дома с детьми и обучают всему сами. Однако считаю, что дети под неусыпным родительским контролем не сильно способны во взрослом возрасте принимать решения сами. Я прошла через это и теперь хочу дать моим детям понимание того, что они свободны, сами должны принимать решения и нести за них ответственность. А мы лишь даём им понимание, что хорошо, что плохо, чтобы были ориентиры. Своей любовью мы не зажимаем, не ущемляем, не решаем за детей, основываясь лишь на том, что мы их родители и знаем, как им жить. Дети сами знают, как им жить. А мы должны дать им силу поверить в то, что их выбор – верный!» – уверена режиссёр, сценарист, мама Есении и Дарины Инна Новикова.
Вместо итогов
«Отдавать или не отдавать малыша в детский сад? В каждом конкретном случае нужно решать индивидуально, принимая во внимание не только личностные особенности ребенка, показатели его физического и психического здоровья, а также требования взрослых, предъявляемые к дошкольному учреждению. Если родителям необходимо освободить время для работы, не беспокоясь при этом о безопасности и досуге ребёнка, то сад, конечно, является разумным выходом. Мамы и папы, готовые быть всегда рядом со своими детьми, общаться с ними, играть, без него вполне могут обойтись. Однако какой бы выбор вы ни сделали, уважаемые родители, помните: маленький человечек, прежде всего, нуждается в вашей искренней и безусловной любви и поддержке, заменить которые никто и ничто не в силах!» – считает психолог, специалист по раннему развитию и дошкольному обучению Ирина Шаляпина.
Начиная посещать детский сад, любой ребёнок испытывает серьёзный стресс. Чрезвычайно важно, чтобы родители принимали решение сознательно, вдумчиво, взвесив все «за» и «против». В этой статье я рассказала только о положительных моментах ранней социализации. Но есть и отрицательные – их много, они очень весомы. Ознакомиться с ними вы можете в статье «Муниципальный детский ад, или Почему не стоит отдавать ребёнка в садик». Немаловажно также и то, что родителям необходимо выработать по этому вопросу единую, согласованную точку зрения. Иначе ребёнок моментально почувствует, что вы сомневаетесь в целесообразности посещения им детского сада. Это скажется на его собственном желании туда ходить и на скорости и характере его адаптации в новом коллективе.
Невзирая на все изложенные мной плюсы и минусы посещения детского сада решающим аргументов при принятии решения должно оставаться мнение вашего ребёнка. Потому что, если он будет переживать первое длительное расставание с мамой чрезмерно сильно, даже лучший в мире садик не сделает его счастливым. А это ведь и есть самое главное – счастье наших детей.