Детский сад вред или польза

Детский сад вред или польза thumbnail

Разобрали аргументы противников и сторонников детских садов, узнали мнение учёных и рассмотрели другие формы воспитания малышей.

Всё больше родителей отдают предпочтение альтернативным видам дошкольного образования. Лайфхакер исследовал историю детских садов и обнаружил, что в муках выбора между формами воспитания упускается из виду не менее важная проблема.

Когда и зачем появились первые детские сады

Первый прототип такого учреждения был создан ещё в 1802 году в Шотландии. Основателем детских садов, какими мы привыкли их видеть, считается немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Он же придумал и сам термин «детский сад» — kindergarten.

Свой первый детский сад Фрёбель открыл в 1837 году. Первое схожее по функциям заведение в России стало принимать малышей в 1859 году. А сад для детей по системе Фрёбеля в России был организован в 1862 году благодаря Софье Люгебиль, жене известного литератора Карла Люгебиля.

Дошкольные учреждения неслучайно появились в середине XIX века. Малышу они должны были обеспечить гармоничное развитие, а маме — более полное участие в жизни общества. Однако на практике частичное освобождение женщин от материнских обязанностей использовалось для эксплуатации женского труда.

Сама работа детских садов была подчинена не развитию и социализации детей, а воспитанию нужных для государства качеств. Строгая дисциплина, разделение детей по возрасту, изучение конкретных навыков, порой телесные наказания — главные принципы функционирования первых таких учреждений. В некоторых странах они не изменились до сих пор, поэтому лагерь противников этого института растёт.

Какие минусы и плюсы детских садов отмечают их противники и сторонники

Минусы детских садов

1. Приучают к режиму и дисциплине, которые детям не нужны

Дисциплина противниками детского сада понимается как принуждение соблюдать устаревшие правила, которые были полезны во времена работы детей на фабриках.

2. Не помогают в социализации и не учат работе в команде

Сторонники отказа от детских садов считают, что игра — это добровольное желание малыша. А в саду игры и занятия принудительны, к тому же часто сопряжены с драками, ссорами и конфликтами.

3. Не развивают детей

Приверженцы альтернативного воспитания считают, что в группе из 20–30 человек невозможно уделить должное внимание каждому.

4. Вызывают стресс у ребёнка

Малыш попадает в новую среду, как правило, в раннем возрасте, что плохо сказывается на его психологическом развитии.

Плюсы детских садов

1. Позволяют родителям больше заработать

Зачастую родители просто не могут себе позволить альтернативу садику по финансовой причине. Семья обеспечивает ребёнка всем необходимым, только когда работают и мама, и папа.

2. Помогают установить границы

Когда родители проводят с малышами всё время, то взросление проходит болезненно. Отложенная сепарация и чрезмерная забота о детях — следствие отсутствия границ между жизнью ребёнка и родителей.

3. Развивают самостоятельность

Федеральный институт развития образования рекомендует привлекать к самостоятельному труду детей в возрасте от трёх лет. Детский сад этому помогает.

4. Дают мамам и папам возможность самореализации

И речь здесь не только о профессии, но и о времени на досуг и отдых. Возможность провести время без малыша снижает риск родительского выгорания.

Что говорят учёные о пользе или вреде детских садов

Мнения расходятся. Результаты исследования , проведенного в 2012 году доктором психологии Элиоттом Такер-Дроб из Университета Техаса, говорят о положительном влиянии садов на умственное развитие малышей. Психолог исследовал 600 пар близнецов. Ученый тестировал детей в два года и в пять лет, изучал социально-экономический статус их семей и выяснял, как отразилось на умственном развитии малышей посещение детского сада.

Отчёт гласит, что плохая домашняя обстановка влияет на умственные способности детей, не посещавших сады, гораздо больше, чем на малышей, которые ходили в эти учреждения. Другими словами, неблагоприятная обстановка дома становится для ребёнка гораздо меньшей проблемой, если он ходит в сад. Если семья очень бедна, то даже посещение плохого садика лучше, чем постоянное пребывание дома.

Другие ученые заявляют о том, что уже к третьему классу школы все преимущества в академических знаниях у детей, которые ходили в детский сад, исчезают. Благоприятного социального эффекта тоже не установлено.

Среди экспертов нет единого мнения даже относительного того, сколько стоит оставаться в детском саду, если ребёнок туда уже пошёл. Одни исследования говорят , что, если малыш останется в учреждении до семи лет, это хорошо скажется на его школьной успеваемости. Другие, наоборот, ратуют за раннее окончание садика.

Какие существуют альтернативы обычному детскому саду

Система образования развивается, и сегодня набирают популярность альтернативные методы воспитания дошкольников. Вот некоторые из них.

Домашнее воспитание

Ребёнок с первых дней жизни растёт в комфортных для себя условиях, с соблюдением благоприятного режима, без стрессов и перегрузок. Поэтому многие родители не решаются менять сложившуюся систему и оставляют малышей дома вплоть до школы. Качественных исследований, которые говорили бы о пользе или вреде домашнего воспитания, пока нет.

Детские клубы

Формат воспитания, который завоевал популярность во всём мире, включая нашу страну. В таком клубе оставляют детей на несколько часов под присмотром профессиональных педагогов. Пока малыш играет и познаёт мир, родители получат долгожданную передышку. Детские клубы особенно популярны в регионах, где они стали альтернативой более дорогим услугам нянь.

Читайте также:  Коллоидное серебро вред или польза

Семейные детские сады

Альтернатива государственным учреждениям, которая появилась в странах Скандинавии. В частности, семейный сады популярны в Финляндии. Там муниципалитеты разрешают мамам воспитывать чужих детей у себя дома, при этом их количество ограничено четырьмя. При таком варианте создаётся домашняя обстановка, ребята легче адаптируются и впоследствии называют воспитательницу своей тётей или даже второй мамой. Родители платят за посещение сада муниципалитетам, а власти закупают игрушки, оборудуют детские площадки и платят зарплату воспитателям. В России программа по созданию таких садов была запущена в 2007 году в Москве.

Бабушки и дедушки

Точной статистики, скольких детей в России и других странах воспитывают бабушки и дедушки, нет. Для кого-то такой формат воспитания абсолютно нормален и принят по умолчанию. А кто-то, наоборот, и близко не подпускает родственников к своим детям. Ученые настаивают , что бабушки и дедушки вредят здоровью подрастающего поколения: балуют сладким, разрешают бездельничать и даже увеличивают риск развития рака, когда курят при детях. Зато на самих людей преклонного возраста забота о внуках оказывает полезное влияние — продлевает жизнь в среднем на пять лет!

Как меняются детские сады

Изменения происходят и в самих детских садах. Например, в США теперь большое внимание уделяют академическому образованию, раннему знакомству детей с наукой. Есть даже общественные организации которые помогают адаптироваться в детском саду. В Финляндии на первом месте игры. Сидячих занятий там просто нет, что прописано в специальной программе дошкольного образования. Как результат — финские школьники стабильно входят в топ-10 по итогам международных образовательных тестов PISA .

А в Швеции открылись гендерно нейтральные сады, где детей не называют «он» или «она», а обращаются ко всем малышам в среднем роде. Игрушки там не поделены по цветам «для мальчиков» и «для девочек», и все занятия проходят только сообща.

В России тоже открываются инновационные детские сады: с театром, библиотекой и спелеокамерой.

Так ли важна форма воспитания

Пока родители думают, какой выбор сделать в обстановке постоянных изменений, назрела более важная проблема.

Стандарты дошкольного образования по всему миру требуют академических знаний, так как чиновники понимают, что без них у государства нет шансов на экономический успех. Поэтому бремя творческого развития, в первую очередь игр с детьми, ложится на родителей, какой бы формат воспитания они не выбрали.

Дети всё меньше играют в песочницах и всё больше работают над тестами и заданиями. Даже когда малыши играют сами, этот процесс проходит по сценариям мультфильмов и видеоигр. Наверняка вы наблюдали, как ребёнок не знал, чем ему заняться, если у него забрали все гаджеты и выключили телевизор. Специалисты говорят о настоящем кризисе игровой культуры и замедлении психического развития детей.

Кажется, что при домашнем воспитании малыш и родители будут днями напролёт играть и развиваться вместе. Действительно, современные родители в среднем проводят с детьми вдвое больше времени, чем 50 лет назад. Но о качестве этого времени судить пока рано.

В 2010 году вышел медицинский доклад , где говорилось о росте заболеваемости рахитом, впервые за многие десятилетия. Среди причин — недостаток солнца и витамина D из-за большого количества времени в стенах дома, которое малыши проводят за электронными устройствами. В России, например, 17 процентов детей до трёх лет пользуются смартфонами, а ребята от четырёх до семи лет смотрят телевизор два часа ежедневно.

Между тем игры не в виртуальном, а в реальном мире — важнейшее условие развития малыша. Учёные создали целую теорию, в которой найдётся место и сравнению с животными (звери, которые играют, лучше приспособлены к жизни), и лечению при помощи игр (придумал Фрейд), и связи игр с уровнем IQ (об этом говорил сам создатель теста). Причём, как показывают многолетние наблюдения за детьми коренных народов в разных частях света, для успешного развития ребёнку не обязательно нужны целые шкафы игрушек.

Поэтому в ближайшее время мамам и папам предстоит решить куда более сложную задачу — как привить малышу воображение. А вести ребёнка в детский сад или нет, по-прежнему остаётся личным выбором каждого.

Источник

Человеческий детеныш начинает ползать и вся окружающая флора – шерсть любимой кошки-собаки, песок и другие представители флоры и фауны Большого Мира оказываются во рту и далее в кишечнике. При этом они не наносят вреда организму, а напротив, вызывают иммунные реакции, готовящие ребенка к агрессивным воздействиям окружающей среды. Если не вмешиваться в этот процесс применением современных агрессивных химических средств для наведения «чистоты» в доме, то процесс приспособления к обычной домашней флоре проходит мягко. Причем процесс начала ползанья совпадает по времени с иммунной готовностью ребенка к восприятию Мира через рот. При отсутствии у ребенка грубых патологий, в норме процесс ползанья начинается с довольно большим временным люфтом, что не говорит о задержке развития. Сложные механизмы координации движений рук и ног, способность одновременно управлять многими мышцами, удерживать равновесие – целый механизм, искусство! И одновременно «вакцинация» организма через стенки кишечника!

Приведу другой пример непостижимого соответствия психического развития ребенка и иммунных механизмов: до трех лет дети могут играть рядом, но не вместе! Коллективные игры начинаются после трех лет и с этого момента сопротивляемость организма достигает того уровня, когда может противостоять массированным вирусным атакам детского коллектива.

Читайте также:  Капуста с чесноком и морковью польза

Наверно где-то живет этот ребенок, дай Бог ему здоровья, про которого говорят, что он пошел в детский сад с полутора лет, болел-болел, а потом перестал и с тех пор ни одна зараза его не берет. В медицине нельзя говорить: «такого не бывает». Бывает все! Но чаще всего сценарий раннего похода в детский сад выглядит так:

Правдивая повесть о ребенке, отправленном раньше времени за психологическим развитием и коллективным времяпрепровождением.

Жил-был мальчик (или девочка). Звали его(ее) Малыш. Его очень любили мама-папа-бабушка-дедушка. И не болел он вовсе, так, иногда почихивал. Но в возрасте года от рождения прочитали мама-папа в Очень Умном журнале о необходимости учить ребенка иностранному языку, лепить красивые поделки и рисовать цветные картины.

Показалось родителям, что нужен ему коллектив, да и маме пора на работу. А надо еще сказать, что Очень предусмотрительные родители уже при двухдневном сроке беременности нашим Малышом, записали его (так при царском режиме записывали в лейб-гвардию) в Очень-очень хороший детский сад (частный или ведомственный, где дети не болеют никогда, а из одного крана течет кисель, а из другого – кефир, а у воспитательницы Мариванны во лбу горит звезда, а под косою, как вы понимаете – месяц). То есть и место в Саду не ждет. И пошел наш Малыш в детский сад в полтора года. А мама на работу. Но, видать, сглазил кто, ни мама на работу ходить не может, ни ребенок в коллектив. Неделю ходит – две болеет. Все утешают: «Не печальтесь, мама с папою, да бабушка с дедушкою: поболеет-поболеет, да и перестанет». Ан, нет, не престает наш Малыш болеть, да и когда «светлый» промежуток наступает, все равно не полностью выздоравливает, все покашливает, да носом похрюкивает. И бледный стал что-то, ночью всхрапывает, рот открытым держит, да и писается каждую ночь…Что за оказия!

Вызвали тогда мама с папою лекаря-педиатра, а тот им и говорит: «Ах вы, гой еси, мама с папою, собирайтеся-проверяйтеся у ЛОРа премудрого!» А ЛОР как выскочит, как выпрыгнет, и давай проверять Малыша трубками-эндоскопами да фонариками-отоскопами. Да возьми и поставь Малышу диагноз – Аденоидит 2 степени с туботитом хроническим.

Тут и сказке конец. Но не люблю грустных сказок. Поэтому в этой сказке все будет хорошо: стали лечить Малыша, стал он сидеть дома до 3,5-4х лет, иногда похаживая на занятия ритмикой, проводить закаливающие процедуры…Да и выздоровел!

Не сказка, а быль

Тот самый аденоид входит в систему защиты нашего организма от проникновения на глубинные уровни агрессивной среды внешнего мира. Так называемое лимфоглоточное кольцо Пирогова создано для фильтрации и осаждения вирусов, бактерий, пылевых частиц, а далее – уничтожения и выведения их из организма. Помимо уничтожения, на данном уровне защиты происходит постоянная «физиологическая вакцинация», то есть иммунные клетки обучаются распознавать основные возбудители инфекций, тем самым обеспечивая сопротивляемость организма.

Если этот процесс проходит не в стрессовом режиме, то к определенному возрасту, как раз к 3,5 – 4 годам, ребенок уже готов жить в условиях коллектива, постоянной агрессии со стороны вирусов, аллергенов, бактерий. Если же это происходит преждевременно, то из-за массированной атаки возбудителей, лимфоидная система не успевает справиться с обрушившейся лавиной агрессоров и от бессилия пытается остановить атаку не умением, а числом, то есть, увеличиваясь в размерах. В итоге раздраженный аденоид увеличивается в размерах и постоянно истекает слизью, так как пытается хотя бы механически очиститься от внешней агрессии. Постепенно увеличиваясь, он перекрывает вход в евстахиевы трубы (вход в слуховой проход), провоцируя частые воспаления среднего уха и снижая остроту слуха. Ребенок из-за лимфатических разрастаний испытывает постоянное кислородное голодание, что негативно сказывается на его общем состоянии. Постоянно тлеющий очаг инфекции может спровоцировать осложнения со стороны почек, сердца и других органов.

При сохраняющейся инфекционной агрессии совершенно бесполезно надеяться на выздоровление. Курсы местной и общей антибактериальной терапии приводят к временному улучшению, но стоит перенести очередную вирусную инфекцию, как все возвращается на круги своя. Следующий этап после частых применений антибиотиков – присоединение грибковой флоры, что усугубляет процесс.

Типичный вид ребенка с хроническим аденоидитом (и, как правило, тонзиллитом): бледный, несколько одутловатый, со сглаженными носощечными складками, полуоткрытым ртом, уходящей назад нижней челюстью. Шумное носовое дыхание, всхрапывания, особенно во сне, покашливания после пробуждения или после активных игр. А самое главное –  ребенок не выздоравливает до конца! В итоге, к сожалению, после разнообразных медикаментозных, гомеопатических, физиотерапевтических и прочих воздействий, все заканчивается удалением аденоида. В этом случае организм частично лишается защитного механизма, но и оставлять разросшуюся аденоидальную ткань на этой фазе тоже нельзя.

Всему свое время

Таким образом, наиболее действенным средством профилактики частых болезней и осложненного их течения, является соблюдение природных сроков введения детей в агрессивную среду. Особенно это касается детей имеющих хронические заболевания, такие как пищевая аллергия, атопический дерматит и т.п. У таких детей сопротивляемость организма становится адекватной значительно позже и для их здоровья требуется специальный режим. Ограждение и щадящий образ жизни благоприятно скажется на будущем состоянии их здоровья. Что делать, если есть дети, не приспособленные к пребыванию в агрессивной инфекционной среде детского коллектива? С каждым годом, учитывая ухудшающуюся экологическую обстановку больших городов, их будет больше. Это – жертвы цивилизации.

Читайте также:  Черный чай польза и вред картинки

Если требуются дополнительные занятия, пусть ребенок посещает развивающие центры, все-таки кратковременное пребывание на занятиях лучше, чем целый день в саду. Да и не поведут родители совсем больного ребенка на занятия, в то время как в детский сад ребенок будет ходить почти в любом состоянии, так как у работающей мамы нет выхода. Вследствие чего, просидев две недели дома, ребенок вернется в изменившуюся среду с другим составом флоры и незамедлительно заболеет вновь…

Не торопите естественный ход событий, всему свой черед. Если ребенок дозрел до пребывания в детском коллективе, он будет туда ходить с удовольствием и болеть вполне умеренно.

Источник

Данная статья будет полезна тем, кто действительно задумывается над будущим своего ребенка.

Мы все привыкли к системе дошкольных учреждений, которые появились в знакомой нам форме лишь в 20 веке. Вспомните, что раньше ни яслей ни детских садов не было. Ребенок рос в семье — будь то крестьянская или дворянская. До революции дошкольные учреждения в России были, но они были либо частными, либо благотворительными и платными, и приводили детей туда не совсем по тем причинам, по которым их приводили после свержения царской власти. После революции в документах просвещения советского государства детские сады названы первым звеном в системе образования. Основное назначение этих дошкольных учреждений заключалось в том, чтобы дать возможность женщине заниматься производственной и общественной деятельностью. То есть другими словами, родители, не спрашивая ребенка — хочет он того или нет, и даже не задумываясь о пользе или вреде этого (просто так надо), отрывают его от домашнего очага, от заботы и воспитания матери и передают его в чужие руки — и только для того, чтобы женщина могла пахать как все.

А теперь вспомните, есть ли в животном царстве такое понятие как «детский сад»? В животном царстве детеныш всегда находится под присмотром матери или всего стада. Детеныш должен находится в обществе взрослого животного не только потому, что он его защищает, но и потому, что детеныш перенимает у старшего опыт, то есть другими словами учится. Кто-то бегает рядом и смотрит как мать охотится, кто-то смотрит какие травки ему следует кушать, а какие — нет. А теперь представьте, что мы взяли и отобрали детенышей у самок и запустили в отдельный вольер на несколько лет. Чему они друг у другу научатся?.. Правильно. Ничему.

То же самое происходит с ребенком в детском саду. Большую часть времени он общается не со взрослым воспитателем, а с своими сверстниками, которые не могут научить его чему-то полезному, или, что еще хуже, могут научить его чему-нибудь дурному, а дурное — вещь заразительная и передается от одного к другому как вирус. Да и вирусы гриппа и все прочие неприятные заболевания очень легко передаются от ребенка к ребенку именно в дестком саду.

Я не призываю всех родителей игнорировать детские сады (ведь не у всех есть возможность воспитывать ребенка дома), но задумайтесь ради чего вы отдаете своего ребенка в детский сад — ради того, чтобы просто делать то, что вам заблагорассудится, сваливая не нужный груз на другого? Или вы думаете, что его там воспитают и образуют так, как кому-то там кажется правильным?

Александр Зобов.

P.S. Мы с мужем на недавнем совете решили, что Матвей в садик не пойдет. Подготовить к школе я и сама могу. Мы лучше будем водить его в кружки и секции — вот вам и общение, и развитие. Осенью Матвей пойдет в бассейн (1 р в неделю), давно просит. После 3х хотим попробовать отдать его на анг.язык (1 р в неделю), вокал+хореография+актерское мастерство (2 р в неделю) — ему это сейчас интересно, а потом посмотрим. По деньгам получается около 5тр, как садик.

Я вообще в садик не ходила) ничего со мной не случилось) со мной дома занимались.

После рождения сына мы думали, как сделать так, чтобы я как можно дольше могла находиться с ребенком. Потому что пока одной заработной платы папы не хватает. Я стала искать подработку (после 2х лет) — ведение праздников, няней (2-3 р в неделю по 2-4 ч). Сейчас я остановилась на праздниках. Поэтому комментарии типа, а что делать, мама вынуждена работать — я понимаю, вынуждена, но где и как (сколько) — всегда выбор за нами.

ВСЕМ ДОБРА, ТЕПЛА, ОБЩЕНИЯ ДРУГ С ДРУГОМ! ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ! ЦЕНИТЕ ИХ! МЕНЯЙТЕСЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ РАДИ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ! НЕ МЫСЛИТЕ «КАК ВСЕ», НЕ ОГЛЯДЫВАЙТЕСЬ НА ОПЫТ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК, СЕЙЧАС ДРУГОЕ ВРЕМЯ!

Источник