Диалог ученика и учителя о пользе знаний
РОЛЬ ДИАЛОГА В УЧЕБНОЙ деятельности.
В новом образовательном направлении основной акцент делается не на усвоение информации или знания, а на развитие диалогического мышления.
Школа должна ориентироваться не просто на воспитание личности, а на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, с различными типами мышления, с идеями различных культур, а реальное использование этих способностей будет вести самого ученика к формированию его личности.
Диалог (от dia — через, logos — слово, взаимодействие посредством слова) — не разговор двух или более лиц. Не обмен информацией, не борьба мнений, а полифония диалогических отношений, сущность которых заключается в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве внешнего порядка. Если уж говорить об индивидуальной воле, то именно в полифонии и происходит сочетание нескольких индивидуальных воль, совершается принципиальный выход за пределы одной воли.
Диалог может состояться только при условии полноты проявления личностных функций субъекта.
Можно сказать, что каждый собеседник ведёт диалог в своей форме и на своем уровне, значит, целесообразно говорить не о диалоге вообще, а о нескольких диалогах, объединенных в одном. Такой объединенный диалог может стать учебным, если в нем происходит прямое движение от потребностей и побуждений человека к неизвестному направлению помышления и обратное движение: от динамики мысли — к динамике поведения — и конкретной деятельности личности.
Учебный диалог — сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов общения, носителей разных смысловых позиций.
Учебный диалог начинается с индукции — словесного поиска частных проявлений исследуемого явления и возникает каждый раз заново при наличии мотивов учащихся и возникающих противоречий с новыми знаниями. Мотивация – личностная основа творческого отношения к учению, которая нуждается в стимулировании внешними обстоятельствами. Стимулирует участников диалога, по мнению Т. П.Дикун, кандидата педагогических наук ОГПУ, противостояние, столкновение в понимании противоречия.
Диалог «учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — учебник» — это диалог человека с человеком (имеются в виду все богатства их личностей), а не просто обучающего и обучающегося, хотя обучение и свело их на уроке друг с другом. Движущими силами общения должны быть две стороны и взрослые и дети. По обе стороны диалога находятся и творцы, и творимые.
Эффективная организация обучения, взаимодействия между учителем и учеником в форме диалога, развитие диалоговых отношений требуют соблюдения определенных психолого-педагогических условий.
Ядро учебного диалога — диалогическое взаимодействие субъектов, благодаря которому может идти исследование, поиск, выдвижение и решение возникающих творческих задач. Необходимо учить ребенка задавать вопросы. Надо научить ученика задавать вопросы и задаваться вопросами, действительно важными и значительными для него, так как учебный диалог становится более продуктивным, когда обсуждаются вопросы, возникающие в логике развития мышления самого ребенка.
Выстраивать учебный процесс в логике диалога умеет лишь педагог, принявший идеи личностно – ориентированный парадигмы обучения.
Диалоговые отношения формируют «сообщество исследователей», в котором у участников образовательного процесса изменяются функции: из системы «информация — учитель — ученик, повторяющий информацию», строится система сократовского диалога, точки полилога, системы коллективного поиска истины. Учитель — соратник коллективного поиска, его цель — стимулировать и облегчить поиск учителя, создать условия для разработки технологии мысли и тем самым «окультурить», «опредметить» способы учебной работы.
Важное умение учителя — искусно работать на уроке с субъективным опытом ученика.
В диалогическом взаимодействии ученик — субъект, соучастник, соавтор со своими самобытными и уникальными отношениями с окружающим миром. Ученик вступает в диалог с собственным «багажом» знаний, приобретенных в процессе общения и обучения с окружающими людьми и миром, т.е. ученик в учебном диалоге оказывается и промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка.
Учебный диалог позволяет целенаправленно обогащать речь школьников, способствует усвоению образцов речи учителя, коррекции речевых действий учащихся.
Диалог ставит ученика в условия, позволяющие более глубоко переработать предложенный материал, найти собственные речевые выражения, где учитель добивается, чтобы речь учащихся была логически последовательной, точной, лаконичной, доказательной и вместе с тем выразительной.
Диалог позволяет учащимся:
-совершенствовать логику изложения мысли, точность выражения, ясность, системность, лаконизм, богатство словарного запаса;
- обогащать экспрессивные стороны речевой деятельности, которые создают эмоциональную атмосферу, придают эмоциональный тонус речевой деятельности и развивают выразительность, образность, эмоциональность, правильную интонацию;
-более эффективно овладеть литературными нормами современного языка;
-стимулировать, способности к саморазвитию, самореализации – развивать свой творческий потенциал.
Следовательно, умению строить диалог нужно учиться. Это входит в круг профессиональных обязанностей педагога, поскольку форма и содержание основных и факультативных курсов русского языка обеспечивают условия для эффективного освоения культуры диалога.
При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса диалоговое обучение изменяет привычные, транслирующие (передаточные) формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Однако некоторые учителя довольствуются внешними проявлениями диалогового обучения (раскованное общение с учащимися, свободный обмен мнениями, повышенные отметки и т. д.), что искажает суть интерактивного обучения, превращая его в вариант облегченной педагогики: процесс даётся легко и свободно, а результаты на «выходе» часто оказываются неудовлетворительными.
Практика показывает, что интерактивное обучение, подход к обучению не используется в образовательном процессе еще и потому, что учителя не знакомы с технологией организации подобных занятий.
В этом я убедилась, когда провела опрос среди учителей школ. Задала два вопроса и попросила ответить на них письменно, а вопросы были следующие: 1) Используете ли вы диалоговое обучение? 2) Что вы понимаете под диалоговым обучением? Результаты следующие – 94% опрошенных написали, что они используют диалоговую форму обучения и считают, что это то же самое, что и беседа, общение, свободный обмен мнений; 6% – написали, что диалогического обучения не знают в точности, но какие-то части урока пытаются строить в форме диалогического обучения. Они считают, что это только не беседа, где задает вопросы учитель.
В процессе диалога вырабатываются правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников:
-важно не только умение говорить, но и умение слушать;
-необходимо говорить понятно, высказываться по теме, избегая избыточности информации;
– нужно уметь задавать вопросы, помогающие обрести истину;
– критикуем идеи, а не личности.
Т. е., в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать нужную точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции, мнения и т. д.
Презентация групповых решений учебной задачи может происходить в различных вариантах.
Совместно – индивидуальная форма: каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них избирается лучшее.
Такая организация оправдывает себя на уроках повторения пройденного материала.
Совместно – последовательная форма: результат деятельности каждой группы становиться, как в мозаике, определенной ступенькой к решению общей проблемы. Данная форма является удачной для уроков обобщений. Например, даётся задание составить таблицу на тему «Разносклоняемые имена существительные», в которой бы отражались все особенности изменения разносклоняемых имён существительных. Рассматриваются все версии составленных таблиц, отмечаются все плюсы и минусы. Делается вывод, у кого удачно составлена таблица и почему?
Поскольку диалог требует придельной внимательности со стороны учителя и учеников, целесообразно задать вопрос поискового характера (он нам поможет продолжить диалог на следующий урок) в качестве домашнего задания, возьмём ту же тему «Разносклоняемые имена существительные», т. к. этот момент в учебнике М. Т. Баранова за 6 класс не освещается «Все ли разносклоняемые имена существительные имеют форму множественного числа?»
Не всегда бывает оправдана работа в группах, поэтому надо учить детей делать свои умозаключения, учитывая высказывания других. Так, например, изучая тему в 5 кл. «Морфемы» важно задать вопрос: «Почему мы говорим, что морфемы – это значимые части слова?» Выслушивается ряд версий и дети принимают один правильный вариант ответа сами, роль учителя только направить в правильное русло рассуждения детей.
Диалог требует, чтобы участники процесса задавались вопросами, так после изучения темы «Окончание» у детей возник вопрос (а на уроке прозвучало два определения окончания: первое, что «это изменяемая часть слова…» и «значимая часть слова…», т.е. были разведены два главных признака одного понятия) «Какое определение верное и почему?» И здесь важно только направлять мыслительную деятельность детей в нужном направлении, и ответ будет найден.
Дети на уроке задают друг другу вопросы, по изученным ранее темам, но одно условие: вопрос должен быть «интересным», т.е. он требует определённой мыслительной деятельности. Пусть не у всех это сразу получается, но если в классе у одного – двух учеников начнёт получаться задавать «интересные» вопросы, то это уже здорово.
Объём информации, который приходится запоминать учащимся, очень велик. Чтобы каким-то образом облегчить запоминание правил и формирование навыков их применения на письме, необходимо использовать на уроках диалог, который позволяет усвоить знания, добытые усилием мыслительной деятельности, а не преподнесенные «на тарелочке». Наверное, многие со мной согласятся, что то, что добыто собственным усилием, а тем более усилием собственной мысли, вряд ли забудется и, следовательно, даст свои результаты на практике.
Рассмотрим фрагмент урока русского языка в 6 классе по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)».
На первом уроке детям предлагается записать тему и вспомнить, что такое суффикс. Затем используется метод наблюдения над языковым материалом: на экран спроецированы слова с суффиксами – ЧИК (-ЩИК), где перед суффиксами не выделены буквы. Учащимся предлагается найти закономерность написания данных суффиксов и в схеме сформулировать правило.
Учащиеся активно включаются в работу и довольно быстро находят правильный ответ. Схема или это будет рисунок должен нести информацию, которая легко запоминалась и воспроизводилась. Учащиеся с помощью учитель выбирают самый оптимальный вариант, обсуждают все предложенные. Здесь важно выслушать всех, кто предложит схему, корректно указывая все плюсы и минусы. Полученную схему дети заносят в тетрадь для схем.
На следующем этапе урока необходимо заложить основы для перехода полученной информации из кратковременной памяти в долговременную. Для этого учащимся предлагаются следующие задания.
Распределительный диктант (слова с суффиксом – ЧИК (-ЩИК) определить по графам), при этом учащиеся – один у доски работает вслух, остальные про себя – проговаривают условия выбора буквы Ч или Щ. Учитывая то, что к середине урока внимание и работоспособность детей снижается, необходимо поменять вид работы. Целесообразно попросить закрыть тетради и рассказать правило наизусть.
Диалог повышает активность учащихся, вызывает у них интерес к изучаемому материалу и массу положительных эмоций. Учащиеся находятся в постоянном творческом поиске. Ученик – хозяин на уроке и активная его движущая сила. Весь учебный процесс происходит при полном осознании ребёнком и его непосредственном активном участии.
Список использованной литературы:
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – 2-е изд. – М.: Искусство,1986.
- Библер В. С. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. – 1989. – № 6.
- Дикун Т. П. Учебный диалог как средство формирования личностно–ориентированного знания: Дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 1999.
Источник
Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе
Проанализировав свою работу, я сделала вывод о важности диалога при работе в процессе обучения. В чём важность диалога в классе? Диалог – это универсальный способ познания мира. Его организация даёт возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. В ходе диалогового обучения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы по данной теме позволяет выделить ряд подходов к пониманию диалога в зависимости от его сущностных характеристик.
Диалог рассматривается как:
- метод построения новой культуры личности (М.М. Бахтин, С.Ю. Курганов, Р.Ф. Литовский);
- процесс особой специфической деятельности, в котором реализуется понимание, осмысление, эмоциональное воздействие субъектов процесса общения друг на друга (З.А.Васильева, В.С.Ильина);
- особая коммуникативная среда (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин);
- речевое общение (коммуникация), основу которой составляет речевая деятельность (Г.М.Андреева, Л.С. Выготский);
- спор, обмен аргументами, дискуссия (В.Н.Курбанов, Л.Б.Туманова).
«Диалог – суть современной мысли», – подчеркивает В.С. Библер. В процессе учебного диалога учитель создает проблемные ситуации, но не даёт окончательного решения. Над этими проблемами будет размышлять ученик, который находится в роли исследователя.[1]
Соглашусь с утверждением Александера, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. В диалоге ученики и учитель являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Нил Мерсер описал как совместное приобретение знаний или вовлечённость в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.[2]
Диалогическое общение понимается как партнерское взаимодействие, направленное на объединение усилий с целью достижения общего результата в обучении. Содержанием учебной деятельности становится не монологическое информирование учителем, а вовлечение учеников в диалог. Я – словечко, ты – словечко, будет песенка, т.е. создаётся диалог. Диалоговое обучение предполагает сообучение, когда ученики и учитель являются субъектами учебного процесса. Учитель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Кроме того, диалоговое обучение основано на прямом взаимодействии учеников с опытом своих друзей, большинство упражнений обращается к опыту самого ученика. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мною на практике часто использовался такой модуль. При работе с классом я заметила, что диалог на уроке способствует интеллектуальному развитию учеников при совместной работе со сверстниками и их результативности в обучении. Я согласна с Выготским, который говорит, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог, в совместную беседу. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, способствует когнитивному развитию детей, помогает учителю понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения.
При этом во время проведения диалогических бесед возникают некоторые проблемы и трудности: не все ученики готовы работать в паре, не каждый ученик может аргументированно преподнести свою идею, выражаться конструктивно и предметно, нетерпимость к другому мнению, некоторые ученики с нежеланием принимают точку зрения своего собеседника, не умеют уважать и ценить идеи других учеников, не умеют учиться друг у друга.
В преодолении трудностей при проведении бесед может оказать помощь коллективная выработка правил обсуждения при работе в паре, в группе, оказание помощи при составлении вопросов учениками, способствующих изучению учебного материала, необходимое время на осмысление вопроса. Для этого необходимо дать возможность целенаправленно выбрать партнеров для диалоговой беседы и создать атмосферу сотрудничества.
При проведении своих уроков я применяю диалоговое обучение. Работа проходит в групповой форме. При проведении уроков новые знания не даются в готовом виде. Сначала ученики нацеливаются на то, что они должны узнать и чего должны достигнуть. После этого дети самостоятельно изучают учебный или ресурсный материал и проводят обсуждение сначала в парах, а потом в группе. Во время работы в группах распределяются роли между учениками. Это помогает обеспечивать участие каждого ученика. Также на уроках ребята работают в парах, т.е. здесь я применяю стратегию «партнёр по обсуждению», где тоже происходит обсуждение поставленного вопроса или проблемной ситуации. Использую простые и сложные вопросы. Простые вопросы применяю к тексту, над сложными – заставляю детей задуматься, поразмышлять, проанализировать. Задаю вопросы, которые стимулируют содержательные и аргументированные ответы. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Видно, что дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Выполняя поставленную задачу, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи. Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражают это решение в виде словесного тезиса, схем, таблиц, художественного образа, кластеров и затем его презентуют перед всем классом. Я лишь направляю эту деятельность и в завершении мы все вместе подводим итог. В ходе обсуждений и высказываний приучаю ребят начинать свой ответ такими фразами: «Я думаю, что…», «Я считаю, что…», «Я уверен…». На неправильный ответ реагирую таким образом: «Я с тобой не согласна, подумай ещё», «Проверь», «Кто думает иначе», а также направляю к верному ответу с помощью наводящих вопросов. В некоторых случаях прошу доказать, обосновать свою позицию. В ходе обсуждений возникают некоторые трудности: некоторым детям трудно словесно выразить и преподнести свои мысли, сформулировать идеи, не всегда выслушивается позиция товарища. При этом приходиться нацеливать, подводить к мысли, помогать в обсуждении, напоминать о правилах ведения диалоговой беседы. В процессе диалогового обучения на занятиях также создаю условия для ролевых игр, творческой деятельности, т.е. ученикам нужно, например, инсценировать, придумать продолжение, придумать аналогичную историю или задачу, написать мини-эссе. Я вижу, что на таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Эта работа очень нравится и мне, и ученикам. Я вижу горящие глаза детей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества.[3]
Литература:
1. Материалы с сайта https://www.vipstd.ru
2. Методическое пособие «Руководство для учителя» www.cpm.kz
3. Материалы с сайта https://www.psy-files.ru
Хорошкина Ольга Владимировна
Источник