Дискуссия с родителями наказание польза или вред

Дискуссия с родителями наказание польза или вред thumbnail

Тренинг

для родителей на тему:

«Наказание: польза или вред? »

hello_html_mde910d2.jpg

Подготовила

методист :

Марусич О.Ю.

2014-2015гг.

Тренинг для родителей

«Наказание: польза или вред?»

Цель тренинга: познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы, прищепки, грецкие орехи, мешочек, коробок спичек, столик, доски магнитные.

Ход тренинга.

I . Знакомство

Вед.: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, оптимальным методам разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или плохого поведения ребенка.

Для того, чтобы нам легче было общаться, предлагаем вам сделать визитную карточку, которая может быть любой по форме, цвету и украшенной по вашему художественному вкусу. Важно, чтобы на карточках было указано ваше имя, которым вы хотите, чтобы вас называли.

Подойдите к столам, возьмите листок бумаги, выберите карандаши, которые вам понадобятся, и оформите свой бейджик в свободной форме. На это задание мы вам даем 5 мин. С помощью прищепок закрепите свои визитки на одежде и можете вернуться на свои места. (участники тренинга выполняют задание).

Вед.: А сейчас мы будем знакомиться. Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на два вопроса:

– Как его зовут?

– Почему бейджик оформлен именно так?

II. Правила тренинга.

Вед.: Для того, чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске. Например:

1. Не перебивать друг друга..

2. Доверительный, доброжелательный стиль общения.

3. Искренность в общении.

4. Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от 1-го лица («Я…».

5. Не следует критиковать личность другого.

6. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.

III. Игра на сплочение «Спичка»

Вед.: Теперь соблюдая эти правила, мы предлагаем вам поиграть. Игра называется «Спичка». Встаньте плечом к плечу. Сейчас мы раздадим вам спички, которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упало хотя бы одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Как именно держать спичку – решать вам. Главное условие – держать их одним пальцем.

Вед.: Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы:

– Легко ли было выполнить это упражнение?

– Что мешало пройти до финиша?

– Какие действия вы предприняли, чтобы удержать спичку?

IV. Упражнение «Грецкий орех»

Вед.: Сейчас мы перед вами из мешочка будут высыпаны грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок, прожилок, дефекты, т.е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти.

Вед: Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

Вед.: Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

– По какому принципу вы нашли свой орех? (цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)

– Какой тактикой, стратегией вы пользовались, чтобы потом отыскать свой орех? ( запомнил признаки своего ореха или ждал, пока все разберут свои орехи, и т.д.)

– На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять. Каждый из нас выбирает свою стратегию, тактику поведения (установки, принципы, стереотипы), которые он применяет во всех сферах своей жизни (семья, работа, отношение в обществе, воспитание детей), например: – Стратегия «лидера». Те из вас, кто проявили большую активность в поисках своего ореха, т.е. первыми приступили к выполнению задания, скорее всего смело, настойчиво идут по жизни, активно участвуют в воспитании своих детей.

Стратегия «пассивного поведения». К этому типу людей, скорее всего, относятся те, кто ждал, пока все разберет свои орехи и останется только его. Такие люди часто пассивные, не инициативные на работе, в воспитании детей.

Научно доказано, что дети копируют поведение, следовательно, и стратегию родителей. Другими словами, если вам больше свойственна стратегия «лидера»,

То и ваш ребенок, скорее всего, будет придерживаться ее.

V.Каким вы хотите видеть вашего ребенка?

Вед.: А теперь опишите, каким вы хотите видеть вашего ребенка и почему? Поочереди называйте желаемые качества, а мы будем записывать их на доске:

– послушный;

– хорошо ест;

– умеет сам одеваться; ит.д.

Давайте подробнее остановимся на таком качестве, как послушание.

Для чего оно нужно? Какие могут быть варианты ответа? Вы по очереди называете возможные причины, по которым вы хотели бы воспитывать это качество в своем ребенке, а я буду записывать их на доске.

– чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься свом делами;

– – приучался к порядку, дисциплине;

– иметь возможность его чему-то научить;

– чтобы он умел соблюдать режим;

– не конфликтовать со сверстниками;

– был управляемым и пр.

При воспитании тех или иных качеств, следует понять, с какой целью вы их воспитываете в своих детях? С целью ввести ребенка в социум, развить какие-то положительные личностные качества или же с целью удобства и выгоды для себя?

VI.Анализ методов воспитания

Вед.: А как вы обычно добиваетесь послушания в разных ситуациях? Передавайте игрушку по кругу и называйте ваши собственные, а также возможные способы наказания (все способы записываются на доске):

– шлепают;

– лишают развлечений, сладкого, подарков;

– используют окрики;

– читают нотации;

стараются объяснить, уговорить;

– переключают внимание;

– обижаются;

– используют игровые приемы и т.д.

Давайте попробуем по ролям проиграть ситуацию, касающуюся наказания. Есть желающие? Ситуация такая: вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т.д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря , не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?

( В зависимости от выбранного типа наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребенка)положительный выход из ситуации, ребенок

– не испытывает унижение, обиды, страха, не теряет контакт с взрослым;

– получает положительные образцы действий;

– проявляет собственную инициативу;

– сохраняет положительное самоощущение и пр.

VII. Анализ анкетирования (анкеты раздаются заранее)

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас заполнить анкету, посвященную теме наказаний. Возможно, вы не раз стояли перед проблемой – наказывать или не наказывать своего ребенка. Как вы выходили из этой ситуации? Анкета анонимна. Надеемся, что ваши искренние ответы помогут вам разобраться в системе отношений, которую вы строите со своим ребенком.

Наказания происходят потому, что__________________________________

Мне приходится наказывать ребенка, когда___________________________

Какие наказания применяли по отношению к вам родители в детстве

(нужное подчеркните):

пощечина, ремень, шлепок, щипали, царапали, били кулаком, лишали еды, сажали в темное место, ставили в угол, ставили на колени на крупу, не разговаривали, лишали удовольствий, другие__________________________

Какие наказания вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? _______________________________________________________

Какие наказания вы реально применяете по отношению к своему ребенку? _________________________________________________________________

Кто, с вашей точки зрения, был наиболее агрессивен в семье ваших родителей? __________________________________________________________________

В вашей семье?___________________________________________________

Можете ли вы в публичном месте ударить своего ребенка?______________

Повысить на него голос?___________________________________________

За что, в какой ситуации вы можете ударить ребенка? __________________

Что раздражает вас в вашем ребенке?_________________________________

В жене (муже)?____________________________________________________

В себе самом?___________________________________________________

Пол родителя, заполнившего анкету__________________________________

Большое спасибо!

VIII. Мой стиль воспитания ребенка в семье

Дается время, все изучают тест и делают вывод о своем стиле воспитания.

Б) Разрешите выйти из-за стола;

В) Не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

А) Идете во двор и ищете игрушку ребенка;

Б) Погрустите вместе с ребенком о его утрате;

В) Успокоите ребенка словами: «не стоит расстраиваться из-за пустяков».

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

А) Без слов выключите телевизор;

Б) Спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

В) Пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

А) Уберете часть игрушек в недоступное место: «пусть поскучает без них»;

Б) предложите свою помощь в уборке или ободрите ребенка словами, типа: «я вижу, что тебе скучно делать это одному…», «я не сомневаюсь, что твои игрушки не слушаются тебя…»;

В) Накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы:

А) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

Б) Говорите ребенку, что, когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете от него;

В) Пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – А, Б,В. Под каждой буквой прочтите резюме.

«А» – тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия к ребенку и учета его потребностей.

«Б» – стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

«В» – стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Благодарим вас за сотрудничество!

IX. Памятка для родителей.

«Когда вы выбираете наказание,

успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

  2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

  3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.

  4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.

  5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

  6. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самооценки!

  7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

  8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает само утверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.

  9. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

X. Релаксация «Лимон» ( под инструментальную музыку И.Крутого)

Вед.: Закройте глаза. Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Прочувствуйте, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы сжимаете лимон. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон, расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до последней капли! Прекрасно! Теперь расслабьте руку, пусть он выпадет.

Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза. Эти упражнения можно повторять дома вместе с детьми.

Медленно потянитесь, откройте глаза.

XI. Пирамида любви. (из наших с вами рук)

– Я люблю своего малыша за то, что… (здоровый, смелый, красивый)

– Вы чувствуете тепло ваших рук?

– Вам приятно это состояние?

– Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что все мы любимы и любим сами.

Тренинг для родителей

«Наказание: польза или вред?»

Источник

Ольга Марусич
Тренинг для родителей «Наказание: польза или вред?»

Цель тренинга: познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы, прищепки, грецкие орехи, мешочек, коробок спичек, столик, доски магнитные.

Ход тренинга.

I. Знакомство

Вед.: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, оптимальным методам разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или плохого поведения ребенка.

Для того, чтобы нам легче было общаться, предлагаем вам сделать визитную карточку, которая может быть любой по форме, цвету и украшенной по вашему художественному вкусу. Важно, чтобы на карточках было указано ваше имя, которым вы хотите, чтобы вас называли.

Подойдите к столам, возьмите листок бумаги, выберите карандаши, которые вам понадобятся, и оформите свой бейджик в свободной форме. На это задание мы вам даем 5 мин. С помощью прищепок закрепите свои визитки на одежде и можете вернуться на свои места. (участники тренинга выполняют задание).

Вед.: А сейчас мы будем знакомиться. Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках,тот отвечает на два вопроса:

– Как его зовут?

– Почему бейджик оформлен именно так?

II. Правила тренинга.

Вед.: Для того, чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске.Например:

1. Не перебивать друг друга.

2. Доверительный, доброжелательный стиль общения.

3. Искренность в общении.

4. Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от 1-го лица («Я…».

5. Не следует критиковать личность другого.

6. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.

III. Игра на сплочение «Спичка»

Вед.: Теперь соблюдая эти правила, мы предлагаем вам поиграть. Игра называется «Спичка». Встаньте плечом к плечу. Сейчас мы раздадим вам спички, которые можно держать только одним пальцем.Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упало хотя бы одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Как именно держать спичку – решать вам. Главное условие – держать их одним пальцем.

Вед.: Молодцы, садитесь на свои места.Ответьте на вопросы:

– Легко ли было выполнить это упражнение?

– Что мешало пройти до финиша?

– Какие действия вы предприняли, чтобы удержать спичку?

IV. Упражнение «Грецкий орех»

Вед.: Сейчас мы перед вами из мешочка будут высыпаны грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок, прожилок, дефекты, т. е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти.

Вед: Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

Вед.: Ответьте, пожалуйста,на вопросы:

– По какому принципу вы нашли свой орех? (цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)

– Какой тактикой, стратегией вы пользовались, чтобы потом отыскать свой орех? (запомнил признаки своего ореха или ждал, пока все разберут свои орехи, и т. д.)

– На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, все очень разные и индивидуальные. Так и люди,и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять. Каждый из нас выбирает свою стратегию, тактику поведения (установки, принципы, стереотипы, которые он применяет во всех сферах своей жизни (семья, работа, отношение в обществе, воспитание детей,например: – Стратегия «лидера». Те из вас, кто проявили большую активность в поисках своего ореха, т. е. первыми приступили к выполнению задания, скорее всего смело, настойчиво идут по жизни, активно участвуют в воспитании своих детей.

– Стратегия «пассивного поведения». К этому типу людей, скорее всего, относятся те, кто ждал, пока все разберет свои орехи и останется только его. Такие люди часто пассивные, не инициативные на работе, в воспитании детей.

Научно доказано, что дети копируют поведение, следовательно, и стратегию родителей. Другими словами, если вам больше свойственна стратегия «лидера»,

То и ваш ребенок, скорее всего, будет придерживаться ее.

V.Каким вы хотите видеть вашего ребенка?

Вед.: А теперь опишите, каким вы хотите видеть вашего ребенка и почему? Поочереди называйте желаемые качества,а мы будем записывать их на доске:

– послушный;

– хорошо ест;

– умеет сам одеваться; ит. д.

Давайте подробнее остановимся на таком качестве, как послушание.

Для чего оно нужно? Какие могут быть варианты ответа? Вы по очереди называете возможные причины, по которым вы хотели бы воспитывать это качество в своем ребенке, а я буду записывать их на доске.

– чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься свом делами;

– – приучался к порядку, дисциплине;

– иметь возможность его чему-то научить;

– чтобы он умел соблюдать режим;

– не конфликтовать со сверстниками;

– был управляемым и пр.

При воспитании тех или иных качеств, следует понять, с какой целью вы их воспитываете в своих детях? С целью ввести ребенка в социум, развить какие-то положительные личностные качества или же с целью удобства и выгоды для себя?

VI.Анализ методов воспитания

Вед.: А как вы обычно добиваетесь послушания в разных ситуациях? Передавайте игрушку по кругу и называйте ваши собственные, а также возможные способы наказания (все способы записываются на доске):

– шлепают;

– лишают развлечений, сладкого, подарков;

используют окрики;

– читают нотации;

– стараются объяснить, уговорить;

– переключают внимание;

– обижаются;

используют игровые приемы и т. д.

Давайте попробуем по ролям проиграть ситуацию, касающуюся наказания. Есть желающие?Ситуация такая: вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили Вы не можете этого сделать.Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т. д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?

(В зависимости от выбранного типа наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребенка)положительный выход из ситуации, ребенок

– не испытывает унижение, обиды, страха, не теряет контакт с взрослым;

– получает положительные образцы действий;

– проявляет собственную инициативу;

– сохраняет положительное самоощущение и пр.

VII. Анализ анкетирования (анкеты раздаются заранее)

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас заполнить анкету, посвященную теме наказаний. Возможно, вы не раз стояли перед проблемой – наказывать или не наказывать своего ребенка. Как вы выходили из этой ситуации? Анкета анонимна. Надеемся, что ваши искренние ответы помогут вам разобраться в системе отношений, которую вы строите со своим ребенком.

Наказания происходят потому, что___

Мне приходится наказывать ребенка, когда___

Какие наказания применяли по отношению к вам родители в детстве

(нужное подчеркните):

пощечина, ремень, шлепок, щипали, царапали, били кулаком, лишали еды, сажали в темное место, ставили в угол, ставили на колени на крупу, не разговаривали, лишали удовольствий, другие___

Какие наказания вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? ___

Какие наказания вы реально применяете по отношению к своему ребенку? ___

Кто, с вашей точки зрения, был наиболее агрессивен в семье ваших родителей? ___

В вашей семье?___

Можете ли вы в публичном месте ударить своего ребенка?___

Повысить на него голос?___

За что, в какой ситуации вы можете ударить ребенка? ___

Что раздражает вас в вашем ребенке?___

В жене (муже?___

В себе самом?___

Пол родителя, заполнившего анкету___

Большое спасибо!

VIII. Мой стиль воспитания ребенка в семье

Дается время, все изучают тест и делают вывод о своем стиле воспитания.

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается есть то, что всегда ел.Вы:

А) Дадите ребенку другое блюдо;

Б) Разрешите выйти из-за стола;

В) Не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя.Вы:

А) Идете во двор и ищете игрушку ребенка;

Б) Погрустите вместе с ребенком о его утрате;

В)Успокоите ребенка словами: «не стоит расстраиваться из-за пустяков».

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание.Вы:

А) Без слов выключите телевизор;

Б) Спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

В) Пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать.Вы:

А)Уберете часть игрушек в недоступное место: «пусть поскучает без них»;

Б) предложите свою помощь в уборке или ободрите ребенка словами,типа: «я вижу, что тебе скучно делать это одному…», «я не сомневаюсь, что твои игрушки не слушаются тебя…»;

В) Накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время.Вы:

А) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

Б) Говорите ребенку, что, когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете от него;

В) Пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – А, Б,В. Под каждой буквой прочтите резюме.

«А» – тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия к ребенку и учета его потребностей.

«Б» – стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

«В» – стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Благодарим вас за сотрудничество!

IX. Памятка для родителей.

«Когда вы выбираете наказание,

успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.

4.Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.

5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самооценки!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает само утверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.

9. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

X. Релаксация «Лимон» (под инструментальную музыку И. Крутого)

Вед.: Закройте глаза. Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Прочувствуйте, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы сжимаете лимон. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон, расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до последней капли! Прекрасно! Теперь расслабьте руку, пусть он выпадет.

Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза. Эти упражнения можно повторять дома вместе с детьми.

Медленно потянитесь, откройте глаза.

XI. Пирамида любви. (из наших с вами рук)

– Я люблю своего малыша за то, что… (здоровый, смелый, красивый)

– Вы чувствуете тепло ваших рук?

– Вам приятно это состояние?

– Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что все мы любимы и любим сами.

Источник