Для библиотекарей тренинг говорим о проблеме библиотеки на языке пользы
Пушкин – наше всё!: Выставки и др. материалы ко Дню рождения А. С. Пушкина
Уважаемые коллеги!
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днем одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Ее, как свет звезды, неся,
Как Пушкин, пламенно живите –
Жить нам без Пушкина – нельзя.
Накануне Всероссийского Пушкинского дня, который ежегодно отмечается в нашей стране 6 июня, предлагаю вашему вниманию материалы в помощь работе. Фотогалерея самых разных выставок, посвященных А. С. Пушкину – можно подсмотреть идеи для своей выставки; несколько разработанных выставок, полезные ссылочки.
Мысль о том, что «Пушкин — наше всё», была высказана в 1859 году Аполлоном Григорьевым и до сих пор остается до конца не распознанной. Аполлон Григорьев, русский писатель и оригинальный мыслитель, считал, что поэты — «глашатаи великих истин и великих тайн жизни», и видел в Пушкине воплощение всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других миров.
Как древние греки узнавали себя в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, немцы — в сочинениях Иоганна Вольфганга Гете, французы — у Виктора Гюго, так русский человек находит себя в пушкинских героях — нередко в идеальном облике. Как заметил Николай Гоголь, Пушкин — «русский человек в своем развитии», «в нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
Со временем Пушкин разошелся на цитаты, был принят в бытовой обиход. Его мысль пронизывает сознание представителей самых разных социальных групп и профессий. У деревенского мальчишки или студента, профессора истории или философии, лингвиста, писателя — у каждого свой Пушкин: кому-то интересны его сказки, кто-то наслаждается его лирикой или ясностью мысли, высказанной в прозе. Но одновременно он и один на всех. Почему?
Возможно, потому, что творчество Пушкина и его жизнь пришлись на время формирования отечественной культуры Нового времени, когда определились ее язык и ее будущность. Именно Пушкину предстояло завершить формирование литературного языка, начатое его предшественниками в XVIII веке. Как писал Иван Тургенев, «ему [Александру Пушкину] одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу».
Культура живет национальной памятью и вечно возобновляемым потоком традиции. В этом смысле Пушкин, с которым наша культура уже почти два века состоит в своеобразном диалоге, неизменно предстает в ней желанным собеседником, хотя не всегда обе стороны выступали как равноправные в этом диалоге.
В течение нескольких десятилетий после смерти Александра Пушкина в 1837 году многим казалось, что историческая роль поэта исчерпана и его следует отнести к разряду завершенных — классических — явлений литературы. Поэт Владислав Ходасевич позднее назвал это время «первым затмением пушкинского солнца». Критики утверждали тогда, что пушкинское творчество — значимая, но перевернутая страница истории, а Аполлон Григорьев, напротив, призывал присмотреться к Пушкину как к выразителю народной души.
Бурные 1860-е годы поставили перед поэзией новые общественные задачи, и уже поэт новой эпохи Николай Некрасов объявил Пушкина «собратом по борьбе за свободное слово». Следом разгорелся жаркий спор западников и славянофилов, в котором Пушкина представляли то носителем европейской культуры, то хранителем «русского духа», преодолевшим «иноземные влияния». Постепенно на передний план общественного сознания выступила «литература совести», устремленная к идеалу, взыскующая в слове писателя утешения и надежды. И вновь внимание общества обратилось к Пушкину — к тому, кто наиболее последовательно и определенно выразил этот нравственный идеал. В пространстве культуры станут эталонными и жизнь, и судьба, и слово поэта: «Оставь герою сердце! Что он будет без него? Тиран!»
Мог ли предвидеть Аполлон Григорьев, что в начале XX века перед лицом неминуемой гибели, краха старого мира поэты условятся перекликаться («аукаться») именем Пушкина «в надвигающемся мраке»? Мог ли представить Владислав Ходасевич, который и предложил в 1921 году отыскивать единомышленников, «своих», через отношение к Пушкину, что в лютые блокадные дни 1942 года в Ленинграде у дома на Мойке, 12, сойдутся несколько человек, чтобы 10 февраля отметить годовщину смерти Пушкина, и что единственно произнесенные тогда слова «Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо как Россия…», приобретут новый, всепобеждающий смысл?
Автограф А. С. Пушкина
Нет в нашей истории другого поэта, с которым общественное сознание так легко продолжало бы давно начатый разговор «по душам», так живо «аукалось». Причина тому не только в гениальности Пушкина–художника и мыслителя, но в гармоничной цельности его миросозерцания. Кажется, что его тексты содержат естественный отклик и точные ответы едва ли не на все вопросы, встающие перед человеком со дня его рождения до смерти. Пушкин для русского сознания — это и «смутное влеченье чего-то жаждущей души», и «сказка ложь, да в ней намек», и иронично-мудрое «чорт догадал меня родиться в России с душою и талантом», но также и сердечное «веленью Божию, о Муза, будь послушна!» и пронзительное «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»!
Потому и остается он олицетворением всего того загадочного, что до времени хранит русская душа, всегда жаждущая приподняться над обыденностью и суетой повседневности. В свое время это остро почувствовал польский поэт Адам Мицкевич, когда 25 мая 1837 года, в канун 38-й годовщины со дня рождения Пушкина, не дожившего до этого дня, написал во французском журнале Le Globe: «Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России ужасный удар. Ни одной стране не дано дважды рождать человека со столь выдающимися и столь разнообразными способностями».
ФОТОГАЛЕРИЯ КНИЖНЫХ ВЫСТАВОК
Абинская межпоселенческая библиотека.
Андреапольская ЦБС
Библиотека поселка Тоншалово.
В Национальной библиотеке Хакасии открылась выставка, посвященная любимым женщинам А.С. Пушкина.
Государственный университет управление, Москва. Выставка
«Вспоминая Пушкина».
Грачевская ЦРБ.
Детская библиотека 25.
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА г. АСИНО.
ДЕТСКИЙ ОТДЕЛ ЕЛЕЦКОЙ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ.
ДК н.п. Африканда.
«Звенит, он Пушкинский родник»
Карагинская межпоселенческая централизованная библиотечная система
КОЧЕТОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Луганский нац. университет. Научная библиотека. Выставка-открытка
МКУК МРБ г. Богородицк.
МКУК МЦБС г.Пласт. Выставка-досье.
МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА П. ЕЛАНЬ-КОЛЕНОВСКИЙ.
Науч.-техн. библиотека. Алтайский гос.-техн. университет.
Ногайский район, Дагестан.
Опочецкая районная библиотека им. А.С. Пушкина, Псковская обл.
Орловский район.
ПАРИЖСКОКОММУНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Пушкин — навсегда.
Пушкин — светило рус. поэзии.
с. Большая Черниговка.
Саратовский университет, научная библиотека
Ставрополь. Библиотека мед. университета
Центральная библиотека, г. Кушва.
ЦБС г. Волгогдонска.
ЦБС Канавинского района Нижнего Новгорода.
ЦБС Мариинского района.
ЦДБ, г. Клин.
Централизованная библиотечная система Большеболдинского района
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА КУРЧАЛОЕВСКОГО РАЙОНА
Михайловка, библиотека №4
ЦГДБ им. Пушкина, Волгоград.
АФИШИ
Книжные выставки с разделами и цитатами
«Читайте сочинения Пушкина и поучайтесь примером великого поэта любить искусство, природу и родину».
Н.А. Некрасов
Название выставки: «Души прекрасные порывы».
Первый раздел — «Гордый Пушкин»
Эпиграф:
«Умолкни, ропот малодушный!
Гордись и радуйся, поэт!
Ты не поник главой послушной
Перед позором наших лет…»
А. Пушкин.
Второй раздел — «Сынам России слава!»
Эпиграф:
«Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, по тому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему».
В. Белинский.
Это раздел выставки — о Пушкине — историке.
Третий раздел — «Благородные рыцари».
Эпиграф:
«Береги честь смолоду».
Русская пословица.
Можно разместить книги:
«Повести Белкина
«Капитанская дочка»
«Руслан и Людмила»
«Братья—разбойники»
«Дубровский».
Название выставки «Мир великого поэта»
Выставка может состоять из шести разделов.
I. «…Пред солнцем бессмертным ума». А. С. Пушкин.
Эпиграф:
«…Ничто не оставлено им
Под солнцем живым без привета;
На все отозвался он сердцем своим,
Что просит у сердца ответа».
Е. Баратынский.
«…подлинная мудрость—это гармония».
А. Пандзини.
Это раздел о Пушкине — мыслителе, мудреце и философе.
II. «Куда не достигнет меч законов,
Туда достанет бич сатиры»
А. Пушкин.
Эпиграф:
«И неподкупный голос мой
Был эхом русского народа».
А. Пушкин.
Политические стихи, эпиграммы, едкие мимолетные уколы между строк и резкие выпады против политических и литературных врагов.
III. «Друзей любить открытою душою…». А. С. Пушкин
Эпиграф:
«О память сердца! ты сильней
Рассудка памяти печальной…»
К. Батюшков.
«Ты, Пушкин, — ветренный мудрец,
Наперсник шалости и славы…»
Е. Баратынский.
В этом разделе выставки могут быть собраны стихи о дружбе, о друзьях, минутах беззаботного счастья, стихи серьезные и веселые.
IV. «Я Вас любил гак искренно, так нежно…». А. С. Пушкин.
Эпиграф:
«И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может…»
А. Пушкин.
V. «…И пробуждается поэзия во мне». А. С. Пушкин.
Эпиграф:
«Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла;
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу»
И. Плещеев.
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал».
А. Пушкин.
В этот раздел войдут стихи о назначении поэта, о поэзии как деле его жизни.
VI. «Пушкин — наше все». А. Григорьев.
Эпиграф:
«Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!…»
Ф. Тютчев.
В этом разделе — книги, высказывания и цитаты о Пушкине, воспоминания о нем.
Также можно организовать небольшие книжные выставки:
«Мы прочитали и увидели…». ( Работы мастеров книжной графики и видение детей творчества А.С. Пушкина).
История одного стихотворения.
Формы и названия мероприятий по творчеству А. С. Пушкина можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Современность и Пушкин
Интересная история, связанная с изучением творчества А. С. Пушкина в современной школе
– Мам, нам сегодня сочинение задали! По сказке Пушкина.
– По какой? – спросила мама.
– Я же сказал: по сказке Пушкина.
– Но у Пушкина много сказок.
– Много? – растерялся Вася.
– А ты возьми ту, что больше нравится. Вот, например, о мертвой царевне и семи богатырях.
– О мертвой? – поморщился Вася.
– Что, он не мог о живой, что ли, написать?
Мать порылась на полке и протянула Васе книгу:
– Вот почитай.
– …Прочитал! – закричал Вася через полчаса. – Хорошая сказка! И главное, царевна ожила.
– Тогда бери тетрадь и пиши. Сначала составь план.
– План уже есть, – объяснил Вася. – Нам учительница дала.
– Вот и прекрасно, – сказала мама.
Вася перечитал план, погрыз ручку и написал: «Я читал много сказок А.С. Пушкина, но больше всего мне понравилась «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
На этом вступление было закончено. Дальше по плану нужно было рассказать о любимом герое. Но кто он, этот герой? На всякий случай Вася заглянул в учебник, потом снова в сказку.
– Мама! Кто же любимый?
– Какой любимый? – не поняла мама.
– Ну, кто мой любимый герой?
– Как кто? Тот, кто тебе больше всех понравился.
– А мне все понравилось! Может быть, царица?
– Царица! – ужаснулась мама. – Она же злая!
– Зато у нее зеркальце было. Говорящее.
– При чем тут зеркальце? Я бы на твоем месте написала о королевиче Елисее.
Теперь все стало ясно. Вася взял ручку и написал: «Больше всех мне понравился королевич Елисей. Он был сильный, ловкий, а также умный и добрый. И еще красивый. И не бросил свою царевну в беде». Оставался последний пункт плана.
– «Хочу ли я быть похожим на этого героя? За что?» – прочитал Вася.
– Мама! – крикнул он. – За что я хочу быть похожим на королевича Елисея?
– Ну уж нет! – рассердилась мама. – До Елисея тебе далеко! Тот был настойчивым и сам все решал. А ты двух строчек самостоятельно написать не можешь.
Вася подумал и написал: «Я хочу быть похожим на королевича Елисея за его настойчивость и решительность в достижении цели».
Складывая учебники в портфель, Вася подумал: «Интересно, Пушкин эту сказку сам написал или ему мама помогала?»
Источник
Тренинг для педагогов – библиотекарей
«Формула хорошего настроения»
Цели тренинга:
Освоение способов снятия эмоционального напряжения;
Активизация процесса самопознания и взаимопознания у педагогов;
Создание условий для групповой сплоченности;
Создание благоприятного эмоционального настроения
Задачи тренинга:
Организация условий, способствующих снятию напряжения;
Сплочение коллектива библиотекарей района;
Развитие доверия;
Преодоления психологических барьеров.
Участники:
Педагоги-библиотекари
Оборудование: музыка для релаксации, «сердце»», однотонная ткань, ножницы, 2 рисунка портфеля, полоски цветной бумаги, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, стандартные листы бумаги, иголочки, мешочек, маленькие листики бумаги.
Ход тренинга
Вступление.
Психолог.
Профессия педагога – библиотекаря требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с читателями, библиотекарь испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении.
Один мудрый человек сказал: “Что лучше один раз проговорить и проделать самому, чем сто раз об этом услышать». И мне хотелось, чтобы вы приступили к работе с хорошим настроением. Мы попробуем, используя специальные методы, активизировать внутренние ресурсы личности. Может быть, посмотреть друг на друга с другой стороны, которая была вам не известна и просто немного расслабиться и отдохнуть.
Правила группы:
Открытое общение;
Активность и юмор;
Безоценочное суждение.
Общение по принципу “здесь и сейчас”.
Упражнение № 1 “Имя и эпитет”.
– Сейчас каждый по очереди представится остальным, называя свое имя и эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивно характеризовать человека.
Вопросы для обсуждения:
Какие эпитеты вас впечатлили?
Вывод: этим упражнением мы сейчас попробовали снять психологическое напряжение и немного расслабиться.
Упражнение № 2 «Портфель настроения»
-Посмотрите на рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его, Вашим настроением. -Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.
Красный цвет – хорошее настроение
Зеленый цвет – среднее настроение
Голубой цвет – плохое настроение
Вывод: посмотрите это эмоциональное состояние нашей группы на начало мероприятия.
Упражнение № 3 «Комплимент»
-Сейчас, вы будите передавать сердечко по кругу, говоря при этом комплимент участнику сидящему рядом.
Вопросы:
Понравился ли вам комплимент?
Приятно ли было получать комплимент?
Что приятнее получать или дарить комплимент?
Вывод: в нашей жизни мы не так часто получаем комплименты! Поэтому хотелось бы, чтобы вы дарили как можно больше комплиментов своим родным, друзьям и коллегам.
Упражнение №4 ассоциации «Хорошее настроение»
-А, сейчас напишите на маленьких листочках, что вам необходимо для поднятия настроения (шоколад, хорошая музыка и т.п.)
-Складывайте свои листочки в мешочек «Хорошего настроения».
(В конце педагогам раздаются памятки – мешочки с советами для поднятия настроения).
Основная часть
Упражнение № 5 «Прекрасный сад»
Участники сидят в кругу.
-Я предлагаю вам спокойно посидеть, закрыть глаза, и представить себя цветком.
Каким бы ты был? Какие у цветка листья, стебель, а может быть шипы? Высокий он или низкий? Яркий или не очень? (откройте глаза)
-А теперь, нарисуйте свой цветок, таким, каким вы его представляли (всем раздается бумага, фломастеры, мелки).
-А сейчас я вам предлагаю вырезать свой цветок.
-Представьте это полотно поляной сада, которую нужно засадить цветами. По очереди выходите, и прикрепляйте свой цветок.
Обсуждение
-А сейчас я вам предлагаю полюбоваться на «прекрасный сад», зафиксировать эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией.
-Хотелось бы отметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Посмотрите в окружении, каких разных, непохожих цветов растет ваш.
-Но есть и общее – у кого-то окраска, у кого-то размер или форма. И всем цветам без исключения необходимо солнце и внимание.
Вывод: это упражнение позволило нам понять и ощутить себя, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
Упражнение № 6. Аутотренинг
А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Звучит музыка. Психолог проговаривает слова.
Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.
Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий вас песок совершенно сухой и мягкий. Оглянитесь вокруг и вы обнаружите, что на берегу моря вы совсем один…
Солнце клонится к закату. Вы чувствуете тепло вечернего солнца…
Наберите всей грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы чувствуете себя совершенно спокойно.
Пусть волны смоют и унесут ваши заботы и всё, что вас напрягает. Постепенно уходят все ваши переживания. Вы совершенно спокойны. Образ моря медленно исчезает. Образ моря исчез. Откройте глаза. Потянитесь. Улыбнитесь. Вы бодры и полны сил.
Упражнение №7 «Моя ладонь».
-На чистом альбомном листе обведите свою руку. Напишите 3 позитивных прилагательных о себе, затем по кругу передаем свои ладошки, и каждый участник добавляет по 1 прилагательному, которого еще нет, пока ладонь не вернется к «хозяину».
-А сейчас посмотрите на свою вернувшуюся ладонь и скажите, что вы чувствуете?
Вывод: сохраните эту ладошку, а если станет плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте её, посмотрите и вспомните, какие же вы замечательные.
Заключительная часть.
Упражнение №8 “Аплодисменты”.
-А сейчас встаньте в круг. Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло рук своих коллег. Пусть это чувство тепла сохраниться в ваших душах еще долгое время.
-Я теперь ВВ начинает хлопать в ладоши, затем следующий участник так все по кругу. В конце уже вся наша группа должна аплодировать.
Упражнение №9 «Портфель настроения»
Цель: оценка своего эмоционального состояния в конце занятия.
Инструкция: Я держу в руках портфель. Как и в начале занятия его необходимо заполнить Вашим настроением, которое характерно на данный момент. Выберете привлекательный для Вас цвет и приклейте его на рисунок портфеля.
Рефлексия тренинга:
Помог ли Вам тренинг снять напряжение, улучшить эмоциональный настрой? Что-то изменилось в Вашем ощущении и самочувствии? Какие упражнения Вы сможете делать самостоятельно для поддержания психического и физического здоровья?
Памятка «Советы для поднятия настроения»
Источник