Дневной сон ребенка и его польза
Чем крепче и здоровее сон ребенка, тем здоровее в целом вся его семья. Не секрет, что издерганный, нервный, орущий малыш и такая же, но еще и невыспавшаяся, мама — прекрасный мощный тандем, чтобы испортить жизнь друг другу и всем домочадцам от мала до велика. Именно поэтому важно организовать нормальный сон крохи с самых первых дней его жизни. Это понимают все. Теоретически. Но как сделать на практике, представляет лишь совсем небольшой процент мам и пап. Доктор Евгений Комаровский рассказывает, что нужно сделать для этого.
О сне в целом
Детям дневной сон необходим. Малыш познает мир, порой очень активно, и обилие впечатлений сильно изматывает его.
Сон днем позволяет восстановить силы, дать отдых нервной системе и всему организму в целом. Он важен для растущего человечка точно так же, как питание и лечение, если младенец заболел. Во время сна обновляется состав крови, отдыхают мышцы и опорно-двигательный аппарат, вырабатываются важнейшие ферменты и многие жизненно важные гормоны.
Норма сна — понятие довольно расплывчатое, одна она тем не менее существует. Грудничок спит дольше, чем ребенок после года. Для новорожденного считается нормальным сладко сопеть в кроватке после каждого кормления, в общей сложности по 19-22 часа в сутки. С 1 до 3 месяцев ребенок совершает 3-4 дневных сна, с учетом ночного они спят до 17 часов в сутки. С 4 месяцев ребенок может ложиться днем 2-3 раза по 3 часа, а вместе с ночью в сумме спит до 15-16 часов в сутки.
В возрасте от 1 до 2 лет ребенок может спать днем один раз, а может прикладываться и два раза на 2-3 часа. Переводить ребенка на один сон днем педиатры рекомендуют с 2 лет. Примерно на это время приходится и начало посещения детского сада, поэтому обычно сделать такой переход несложно. Продолжительность тихого часа для такого ребенка — от 1 до 3 часов.
Однако мерить всех деток по существующим стандартам никак нельзя, ведь у малышей разный темперамент, уровень впечатлительности, способность переключаться от активности к отдыху. Может поэтому, нормы так и остаются нормами на бумаге, на деле же статистика сильно разнится. Но ценность дневного сна от этого не утрачивается.
Мнение доктора Комаровского
Единственное, что не зависит от родителей в организации детского сна — это подгузник, говорит Евгений Комаровский. Если мама и папа не пожалели денег и купили хороший, качественный и удобный подгузник, то это уже половина успеха, поскольку именно дискомфорт и сырость являются самыми частыми причинами нарушения детского сна. Тут ничего изобретать не надо, говорит доктор, все уже создано и должно пойти на пользу и детям, и взрослым.
Все остальное родителям предстоит делать самостоятельно. Обычно, малыш лучше спит ночью, если днем ему удалось хорошенько отдохнуть. Однако не надо думать, что хорошенько — это слишком продолжительный сон. Ведь понятно, что кроха, проспавший весь световой день, будет бодрствовать ночью. Поэтому правильное планирование дневного сна поможет решить и некоторые нарушения этого процесса ночью.
Необходимость дневного сна
Официальная медицина считает, что дневной сон необходим ребенку до достижения им семилетнего возраста. Евгений Комаровский уверен, что после пяти лет ребенок больше не нуждается в дневных сновидениях. Однако если малыш перестал спать днем в 2 года, то это повод разобраться в причинах, внести коррективы в режим дня и как можно скорее вернуть дневной отдых обратно. Чадо еще слишком мало, чтобы без отдыха вести нормальную жизнь от ночи до ночи.
Евгений Комаровский призывает родителей как следует проанализировать образ жизни младенца. Хорошо ли он питается, не перекармливают ли его, достаточно ли он гуляет на свежем воздухе, нормальные ли температура и влажность воздуха в детской комнате. Все эти факторы, по словам доктора, оказывают самое непосредственное влияние на качество (и количество!) сна.
Постель малыша должна быть удобной, а белье и пижама сделаны из натуральных тканей, которое приятны крохе и не мешают ему спать. В комнате должен быть свежий воздух, температура которого не превышает 20 градусов, а влажность — 50-70%.
Подробнее об этом расскажет доктор Комаровский в видео ниже.
Коррекция режима
Большая ошибка родителей – подстраиваться под ребенка. Кроху принесли из роддома, и мама с папой начали спать тогда, когда им позволяет это сделать маленький член семьи. Комаровский советует сразу переводить ребенка на тот режим, который приемлем для всех домочадцев, а не наоборот.
Как только вы определитесь с ночным временем сна, можно будет спланировать и дневной сон, зная усредненные нормы общего количества времени, которое малыши в том или ином возрасте должны уделять сну. Это потребует дисциплины в первую очередь от самих родителей, ведь созданными ими режим придется соблюдать в первую очередь им самим, тогда и ребенок сможет довольно быстро принять распорядок дня как нечто совершенно естественное.
Евгений Олегович советует без сомнений и угрызений совести будить разоспавшегося днем малыша, чтобы у него не было проблем с засыпанием ночью, и выстроенный с таким трудом распорядок дня не рухнул в одночасье.
Чтобы ребенок ложился днем спать более охотно, доктор рекомендует подумать о его досуге в первой половине дня, утром. Хорошо, если это будут активные игры, физическая нагрузка, согласно возрасту, массаж или гимнастика, и обязательно — прогулка на свежем воздухе. После того как ребенок поест в обед, его не придется уговаривать поспать, он сам этого сильно захочет.
Чем меньше здоровой активности — тем хуже дневной сон ребенка. Поэтому если родители жалуются, что чадо «днем спит обычно хорошо, но в последнее время перестал ложиться», Евгений Олегович советует просто пересмотреть его образ жизни, добавить прогулки, спорт, придумать новые развлечения.
Полезные советы
Особое внимание уделите матрацу, на котором спит ребенок. Он должен быть ровным и не продавливаться. Лучше всего выбрать ортопедический матрац.
До 2 лет ребенок должен спать без подушки. Такова рекомендация Евгения Комаровского. После двух лет родители могут при желании давать малышу подушку, но ее размеры не должны быть взрослыми. Оптимальной считается толщина подушки, равная размеру детского плечика.
Если никакие домашние меры по улучшению дневного сна не помогают, Комаровский рекомендует обратиться к педиатру, психологу и детскому неврологу, они помогут установить скрытые причины нарушения сна и помогут устранить их. Это важно сделать, не оставляя проблему на самотек, хотя бы по той причине, что иногда спокойно спать в тихий час малышу мешает боль. Найти и обезвредить — в этой ситуации общая задача родителей и медиков.
04.25.2013 | Автор: Александра Лозинская
Полноценный сон – это залог здоровья ребенка. Об этом знает каждый родитель. Однако на практике часто возникают вопросы. В чем польза дневного сна для детей? Можно ли от него отказаться, если ребенок не спит днем? Как определить хватает ли ребенку сна или он страдает от недосыпания? Как уложить ребенка спать вовремя без баталий и плача?
Зачем дневной сон детям?
Полноценный сон – это залог здоровья ребенка. Об этом знает каждый родитель. Однако на практике часто возникают вопросы. В чем польза дневного сна для детей? Можно ли от него отказаться, если ребенок не спит днем? Как определить хватает ли ребенку сна или он страдает от недосыпания? Как уложить ребенка спать вовремя без баталий и плача?
Сон – это основной вид деятельности мозга ребенка. До двух лет малыш спит приблизительно 2/3 суток(16 часов), от 4 лет до 6 – 1/2 суток (12 часов). Во сне дети дошкольного возраста проводят больше времени, чем общаясь и познавая мир. Когда ребенок спит, мозг растет, перерабатывает и сохраняет информацию, формируя новые нервные связи. По мнению израильского доктора психологии Ави Саде даже «один час регулярной нехватки времени сна ставит под угрозу эффективность функционирования мозга ребенка, снижает внимательность, а также приводит к нарастанию усталости рано вечером».
В чем польза дневного сна для детей?
Дневной сон, как и ночной, это время отдыха, восстановления сил, «подзарядки» всех систем организма. Если вы хотите видеть своего ребенка бодрым, активным, веселым, способным посещать различные развивающие кружки во второй половине дня, постарайтесь приучить его спать днем. Дневной сон дает возможность быстрее усвоить новые знания, улучшает процесс запоминания. Дневной сон облегчает засыпание вечером. Вся окружающая среда для ребенка является интересной, он очень восприимчив ко всему новому, схватывает большое количество информации на лету. Во время дневного сна происходит частичная обработка всего услышанного, увиденного, сделанного ребенком в период бодрствования. Если ребенок не отдохнет днем, то к вечеру его активность повысится, ему будет сложнее физически уснуть, т.к. мозг перегружен информацией и впечатлениями.
Явные признаки усталости:
- ребенок трет глаза;
- ребенок сильно зевает;
- у ребенка появляются слабые темные круги под глазами;
- ребенок выглядит сонным, «спит на ходу».
Скрытые признаки усталости и переутомления:
- ребенок становится капризным, раздражительным или сварливым, недовольным, упрямым;
- ребенок огорчается по пустякам, начинает плакать при малейшей неудаче;
- ребенок либо становиться слишком подвижным, возбужденным, импульсивным, либо менее активным, вялым;
- ребенок толкается и повреждается во время игры;
- у ребенка снижается настроение или часто меняется, что выражается внезапными переходами от смеха к слезам;
- у ребенка теряется интерес к игре, к общению с другими детьми и взрослыми (безразличие);
- у ребенка снижается работоспособность, внимание, продуктивность любой деятельности.
И все же спать или не спать днем?
Для детей младше 4-х лет дневной сон полезен и обязателен. Дневной сон должен приходиться на середину периода бодрствования ребенка, длиться 1-2 часа и заканчиваться не позже 15:00, т.к. это может вызвать проблемы с засыпанием ночью.
Детей старше 4-х лет заставлять спать днем необязательно. Однако у них всегда должна быть возможность отдохнуть днем. Если признаки усталости на лицо, а ребенок не хочет идти спать, то предложите ребенку:
- сделать несколько упражнений на расслабление; они помогут ему снять перевозбуждение, мышечное и эмоциональное напряжение.
- массаж; мягкие, плавные поглаживания, круговые движения в суставах, ваше расслабленное и спокойное состояние окажут успокаивающие действие.
- игру – медитацию (для детей старше 5 лет).
Все релаксационные техники лучше выполнять в спокойной обстановке, при приглушенном свете, под тихую, приятную мелодию. Все это поможет ему успокоиться и расслабиться, почувствовать себя в безопасности, настроиться на сон. После выполнения упражнений предложите ребенку немного вздремнуть, прилягте рядом с ним, закройте глаза. Так, вы покажете пример здоровой привычки – отдыхать днем и приучите ребенка использовать время «тихого часа» для сна или релаксации. Навыки расслабления пригодятся ему во взрослой жизни в стрессовых ситуациях. Сколько еще экзаменов и волнующих событий у него впереди?
Если ваш ребенок посещает детский сад, режим которого подразумевает обязательный дневной сон, то не следует настаивать на том, чтобы ребенок проводил его как-то иначе, сидел, тихонечко играл, рисовал или читал книжку. Это уместно дома. Почему?
Во-первых, дневной сон в детском саду – это способ физиологического восстановления детского организма, который помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа и ребенку, и родителям, и воспитателям. Отдохнувший ребенок дисциплинирован, адекватно реагирует на просьбы, спокоен, общителен, внимателен, желает и способен познавать новое. Режим дня в детском саду соответствует физическим и умственным нагрузкам, которые испытывает ребенок в данном образовательном учреждении, учитывает возраст детей и способствует их гармоничному развитию.
Во-вторых, дневной сон в детском саду – это правило для всех детей в группе. «А как же индивидуальный подход к каждому ребенку?» – спросите вы. Он выражается в том, что воспитатель своевременно заметит, что ваш ребенок уже устал и спит на ходу, и отправит его спать первым, дабы избежать перевозбуждения. Более того, это правило должно действовать и дома. В выходные дни ребенок тоже должен спать днем, чтобы не сбился его внутренний биоритм сна (цикл сон-бодрствование) и не возникли трудности с засыпанием ночью и пробуждения утром, а также проблемы с поведением и работоспособностью в детском саду в воскресенье.
В-третьих, дневной сон в детском саду – это прекрасная возможность подарить ребенку лишний час драгоценного общения с вами. Именно родительское внимание, любовь, ласка нужны ему больше всего. Особенно после того, как он целый день старался, вел себя хорошо в детском саду, учился, вырисовывал финиковую пальму и все это ради того, чтобы мама сказала: «Какой ты у меня молодец!» Не старайтесь уложить ребенка слишком рано, если он спит днем. Ребенку будет сложно заснуть, он еще не устал, а вы только изнервничаетесь, что он не засыпает, а ваши планы на вечер срываются. Лучше проведите его вместе, всей семьей. Тогда вероятность того, что после 21:00 начнется «ваше» время возрастет, а ваша семья станет крепче и дружнее.
Как провести вечер, чтобы ребенок заснул легко?
Не ограничивайте свою фантазию при организации совместного семейного вечера. Приготовьте вместе домашнее мороженое, превратите кухню в мини-кафе с барменом, официантами и посетителями, устройте поэтический вечер в поисках рифмы или музыкальный в поисках общей любимой песни. Поменяйтесь ролями детей-родителей на вечер, устройте конкурсы на смекалку с призами и конфетами, сочините сказку про семью, связав события с реальностью и используя фотографии из семейного альбома, напишите сообща сценарий семейного вечера в честь дня рождения папы. Единственная рекомендация – вечером подвижным играм предпочесть совместное постижение йоги или вечернее плавание по абонементу, новым фильмам – хорошо знакомые, добрые фильмы или мультфильмы. Даже позитивные, яркие впечатления могут увеличить время засыпания.
Кроме того, не забудьте уделить внимание друг другу и расспросить, как прошел день. Каждый почувствует себя значимым, любимым, нужным. А ребенку это поможет освободиться от накопленных за день эмоций. Ведь он целый день провел в детском коллективе. Возможно, сегодня он с кем-то поссорился или его обидели, а может быть наоборот, похвалили. Невыраженные впечатления могут помешать ребенку заснуть, а тревожные переживания – проявиться в страшных сновидениях.
Помните подготавливать детский организм ко сну необходимо заблаговременно.
За 1,5 часа до сна закройте шторы, приглушите свет, сделайте тише музыку и телевизор, сами говорить тише и спокойнее.
За час до сна постарайтесь выключить компьютер, телевизор, убрать с глаз ребенка мобильные телефоны. Это основные виновники сокращения продолжительности ночного сна и недосыпания. Оставьте спокойную, тихую музыку.
За полчаса напомните ребенку, что скоро спать, время идти купаться. Дайте ребенку немного времени для того, чтобы он завершил то, чем он занимался. Минут через 10 помогите ребенку разложить игрушки по местам, найти свою пижаму, приготовьте кровать ко сну, расправьте простынь, проветрите помещение.
После купания даем выпить стакан молока, чистим зубки, обнимаем, целуем ребенка, укладываем в кроватку, читаем книжку, засыпаем.
Ритуал отхода ко сну по содержанию может быть любым, важно, чтобы он повторялся изо дня в день. Тогда мозг будет воспринимать последовательность повторяющихся действий, как сигналы, что пора спать, и начнет готовить весь организм ребенка ко сну на физиологическом уровне. Распространенной ошибкой родителей детей старшего возраста является несоблюдение ритуала. Они полагают, что ребенок уже подрос, и он уже не нуждается в нем, начинают пропускать ритуал. Тем самым отключают условные «стимуляторы сна» и возникают проблемы с засыпанием. Можно сокращать ритуал подготовки ко сну до двух сигналов, одна важно, чтобы он был. Даже взрослым детям важно постоянство, чувство защищенности и комфорта, чтобы расслабиться, успокоиться и заснуть.
Упражнения на расслабление и релаксацию
- «Шалтай-болтай» [1]
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак).
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» – резко наклоняем корпус тела вниз.
- «Лодка» [2]
Цель: расслабление всего тела. Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Взрослый показывает и объясняет: «Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я».
Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать!
Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Сели, руки – на колени, а теперь немного лени.
Напряженье улетело и расслабленно все тело.
Наши мышцы не устали, и еще послушней стали.
Дышим легко…ровно…глубоко…
- «Любопытная Варвара» [2]
Цель: расслабление мышц шеи. «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть, как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я».
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом вперед – тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслабленна…
А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслабленна…
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслабленна…
- «Черепашка»
Цель: расслабление мышц плечевого пояса. «Представь, что ты черепашка. Вдруг рядом с черепашкой упал камешек. Она не знает, что это, ей страшно, и она спрятала свою голову в панцирь. Подними плечи до ушей и втяни голову в плечи. Вот так. Все тихо и спокойно, опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке. Опусти плечи, расслабь шею, пусть головка упадет на твои плечики»
- «Слон»
Цель: расслабление челюстных мышц и мышц губ. «Представьте, что вы маленькие слоники. У каждого слоника есть хобот. Давайте изобразим хобот с помощью губ. Повторяйте за мной. Вытяните ваши губки вперед трубочкой. Вот так… Вот какие хоботки у нас получились. А теперь расслабили губки, наши губки стали мягкие и ненапряженные». Повторить 2-3 раза.
- «Праздничные свечи» [3]
Цель: расслабление мышц лица, задействование глубокого дыхания. «Как начинается день вашего рождения? Стоят ли на вашем дне рождения горящие свечи? Печет ли для вас мама пирог? А сколько свечей для вас ставят? Поднимите один палец и представьте, что это свеча с праздничного пирога на вашем дне рождения. Очень нежно задуйте ее. Теперь поднимите два пальца и задуйте две свечи. Чтобы отметить ваш следующий день рождения, вероятно, вам потребуется вдвое больше свечей. Высоко поднимите все пальцы и представьте, что это десять праздничных свечей. Задуйте их всех. Дуйте очень сильно! Закройте глаза, представьте еще несколько свечей и задуйте их. Почувствуйте, как воздух выдувается из вашего рта. Теперь откройте глаза. Представьте легкую травинку. Возьмите ее двумя пальцами. Очень нежно дуйте на травинку, так чтобы она согнулась вперед. Положите руки на колени и дайте им передохнуть».
- «Шарик» [4]
Цель: расслабление мышц живота. Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Представляем, как выглядит надутый и сдутый шарик, как он изменяется по мере поступления воздуха. Затем предложите ребенку представить, что внутри его животика находится теплый, нежный, желтый шарик. С каждым вздохом он надувается, с каждым выдохом он сдувается. Живот ребенка, то поднимается вверх и напрягается, то опускается вниз и расслабляется. Попросите ребенка глубоко вдохнуть и затаить дыхание. Пусть ребенок положит свою руку на живот и почувствует, что он стал круглым, как шарик, и напряженным, как камень. Затем можно выдохнуть и ощутить, как приятно, когда живот становиться мягким и расслабленным. Повторите 3-5 раз.
Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Примечания:
Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка – они не должны подниматься. Выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот. Также можно, посадить на живот ребенка какую-нибудь игрушку и попросить покатать ее: вдох – подъем, задержка, выдох – спуск.
- «Круг, начертанный мелом» [3]
Цель: расслабление мышц ног и ступней.
«Ложитесь на пол. Поднимите одну ногу вверх и представьте, что большой палец ноги — это кусок мела. Какого цвета ваш мел: белый, красный, зеленый или желтый? Нарисуйте мелом большой круг. Теперь начертите совсем маленький круг. Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг и еще один маленький. То же самое сделайте с другой ногой. Поднимите ногу вверх и представьте, что большой палец ноги — это кусок мела. Какого цвета этот мел? Начертите им большой круг в воздухе. Теперь нарисуйте маленький круг. Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг и еще один маленький. Наши ножки рисовали, они устали, и теперь дадим им отдохнуть. Лягте удобно, вытяните ножки, почувствуйте, какие они теплые, тяжелые, мягкие».
- «Водопад» игра-медитация (для детей с 5-6 лет) [2]
Цель: глубокая релаксация.Выполняется сидя или лежа с закрытыми глазами. Попросите ребенка несколько раз глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть. Затем под спокойную расслабляющую музыку, тихим вкрадчивым голосом, медленно, с паузами говорите ребенку: «Представь себе, что ты возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням, пальцам ног, они расслабляются и становятся мягкими. Теперь все твое тело светится теплым светом. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами… (30 секунд). Немного потянись, выпрямись и открой глаза. Ты бодрый и отдохнувший».
Источники:
1. М. И. Чистякова. Психогимнастика. М.: Просвещение, .1995
2. Людмила Соловьева. Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми.
3. И.В. Ганичева. Телесно ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М.: Книголюб, 2008
4. С.В.Крюкова, Н.П. Слободянин. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис, 2002.