Дополнительные тарифы на выплаты в пользу работников

Дополнительные тарифы на выплаты в пользу работников thumbnail

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 5 октября 2016 г.

В быту термин «дополнительные страховые взносы» сегодня может принимать разные значения:

  • дополнительные взносы на накопительную пенсию, которые по своему желанию и за счет своих средств платят работники (самостоятельно либо через своих работодателей), либо платит работодатель за счет своих средств в пользу своих работников (п. 3,5 ст. 2 Закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ);
  • страховые взносы по дополнительному тарифу в ПФР. Их должны платить только те страхователи, у которых есть работники, занятые на вредных и тяжелых работах (ч. 1, 2, 2.1 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Вот о таких взносах мы сейчас и расскажем.

За какую работу платят допвзносы

Взносы по дополнительным тарифам работодатель должен начислять с выплат тех работников, которые заняты на определенных видах работ и имеют стаж определенной продолжительности. В некоторых случаях должно соблюдаться еще и условие о достижении работником конкретного возраста. К примеру, взносы по доптарифам необходимо начислять с выплат:

  • мужчин по достижении ими возраста 50 лет, проработавших на подземных работах не менее 10 лет (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ);
  • женщин по достижении ими возраста 50 лет, проработавших не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (п. 4 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ); и др.

Полный перечень таких лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с чем с их выплат и нужно начислять «дополнительные» взносы, можно найти в Законе «О страховых пенсиях» (п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Дополнительные тарифы страховых взносов

Конкретные ставки, по которым необходимо начислять допвзносы, зависят от того проводил ли страхователь аттестацию или специальную оценку условий труда (п. 7 ст. 7, ч. 4 ст. 8, ч. 4 ст. 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если ни то, ни другое страхователь не проводил, либо проводил, но со дня завершения такого мероприятия прошло более 5 лет (т. е. результаты его уже не актуальны), то с выплат работников, занятых на работах:

  • перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ допвзносы следует начислять по тарифу 9%;
  • перечисленных в п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ – по тарифу 6%.

Если специальная оценка была проведена после 01.01.2014, то тариф взносов определяется в соответствии с установленным ею подклассом условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):

Подкласс условий труда по результатам спецоценкиДополнительный тариф взносов в ПФР
10%
20%
3.12%
3.24%
3.36%
3.47%
48%

А если страхователь проводил у себя аттестацию до 01.01.2014 и со дня ее завершения еще не прошло 5 лет или более, то тариф тоже будет зависеть от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, ч. 2.1 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Письмо Минтруда от 16.10.2015 № 17-3/В-512).

Более полную информацию по теме вы можете найти в

КонсультантПлюс

.

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Форум для бухгалтера:

Источник

Дата публикации: 19.02.2019 02:57

Работникам, занятым на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, указанных в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) начисляются не только по общим, но и дополнительным тарифам (ст. 428 НК РФ).

Уплата страховых взносов по дополнительным тарифам является необходимым условием включения в специальный стаж периодов работы по профессии в целях назначения досрочной пенсии.

Страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам начисляются на все выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц (за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, поименованных в ст. 422 НК РФ). В данном случае не действует ограничение по предельной величине базы для исчисления страховых взносов на ОПС.

Работник, занимающий должность на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, но при этом отсутствующий на работе в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске, учебном отпуске, отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, в связи временной нетрудоспособностью и т.д., продолжает считаться занятым на вышеуказанных работах.

Таким образом, выплаты в пользу такого работника, начисляемые во время нахождения работника в упомянутых отпусках или в периоде временной нетрудоспособности, в полном объеме подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, в том числе на ОПС по дополнительным тарифам.

Размер дополнительных страховых взносов на ОПС:

– 9% – в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ;

– 6% – в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, указанных в п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ;

– от 0% до 8% – в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, указанных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

Следует отметить, что до 31.12.2018 при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов на ОПС применялись также результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.

С 01.01.2019 вместо аттестации рабочих мест должна проводится специальная оценка условий труда работников.

В случае если для работника такая оценка не проведена, но работник занят на видах работ, указанных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, то страховые взносы по дополнительным тарифам ему начисляются по максимальному тарифу.

При наличии результатов специальной оценки, в зависимости от класса условий труда, применяются следующие размеры дополнительных тарифов:

– 8% – класс условий труда «опасный», подкласс – «4»;

– 7% – класс условий труда «вредный», подкласс – «3.4»;

– 6% – класс условий труда «вредный», подкласс – «3.3»;

– 4% – класс условий труда «вредный», подкласс – «3.2»;

– 2% – класс условий труда «вредный», подкласс – «3.1»;

– 0% – класс условий труда «допустимый», подкласс – «2» и «оптимальный», подкласс – «1».

Начиная с 1 квартала 2019 года в поле 002 «основание заполнения» подраздела 1.3.2 приложения 1 к разделу 1 расчета по страховым взносам не подлежат отражению коды «2» и «3».

Источник

Плательщики страховых взносов

Индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, согласно статье 419 Кодекса являются плательщиками страховых взносов (далее – индивидуальные предприниматели – работодатели).

Пунктом 3.4 статьи 23 Кодекса отдельно выделены обязанности плательщиков страховых взносов, к которым относятся:

  1. уплата страховых взносов, установленных Кодексом;
  2. ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;
  3. представление в налоговый орган по месту жительства расчетов по страховым взносам;
  4. представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  5. представление в налоговые органы в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом, сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
  6. обеспечение в течение шести лет сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  7. иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Объект обложения страховыми взносами

В соответствии со статьей 420 Кодекса для индивидуальных предпринимателей -работодателей объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

  1. в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  2. по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  3. по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

При этом ряд выплат не признаются объектом обложения страховыми взносами (статья 420 Кодекса).

База для исчисления страховых взносов

База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.).

Полный список сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, изложен в статье 422 Кодекса. 

При этом база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица по истечении каждого календарного месяца с начала расчетного периода нарастающим итогом.

База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет предельную величину, после которой страховые взносы не взимаются.

Исключение составляют страховые взносы, уплачиваемые основной категорией плательщиков при применении общеустановленного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В этом случае страховыми взносами также облагаются выплаты сверх установленной предельной величины базы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10 % сверх указанной величины. Предельная величина базы для исчисления страховых взносов ежегодно индексируется.

Кроме того, на период 2017 – 2021 годов предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ежегодно увеличивается на установленные на соответствующий год повышающие коэффициенты:

  • в 2017 году – 1,9;
  • в 2018 году – 2,0;
  • в 2019 году – 2,1;
  • в 2020 году – 2,2;
  • в 2021 году – 2,3.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов в 2017-2019 годах

Период

Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (ОСС)

2017 год

876 000 руб.

755 000 руб.

2018 год

1 021 000 руб.

815 000 руб.

2019 год1 150 000 руб.865 000 руб.

База для начисления страховых взносов в части, касающейся авторских договоров уменьшается на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов, а в случае если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в определенных размерах (в процентах суммы начисленного дохода).

Тарифы страховых взносов

Для основной категории плательщиков страховых взносов установлены следующие тарифы страховых взносов.

Тарифы Обязательное пенсионное страхование (ОПС) Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (ОСС) Обязательное медицинское страхование (ОМС)
С выплат в пределах установленной предельной величины базы для начисления взносов 22% 2,9%,
1,8% – с выплат временно пребывающим на территории РФ иностранцам и лицам без гражданства (кроме высококвалифицированных специалистов)
5,1%
С выплат сверх установленной предельной величины базы для начисления взносов 10% X

Для отдельных категорий плательщиков предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.

Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены статьей 427 Кодекса.

Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2019 год

Тарифы взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников составят:

  • в отношении выплат в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации – 14 %;
  • в отношении выплат в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий – горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин – 6,7 %.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Индивидуальные предприниматели – работодатели ежемесячно производят исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов не позднее 15-го следующего календарного месяца, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.

Сумма страховых взносов определяется в рублях и копейках и исчисляется отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Индивидуальный предприниматель – работодатель может уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

При этом, если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю ФСС России в этом периоде) превысит общую сумму исчисленных страховых взносов по данному виду страхования, то с 1 января 2017 года полученная разница  подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от ФСС России подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению ФСС России в установленном порядке.

Следует отметить, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством закреплены за ФСС России. Для проведения указанных проверок данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения  направляются налоговым органом в ФСС России.

Представление отчетности

Форма расчета по страховым взносам утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 № 44141).

Индивидуальные предприниматели – работодатели, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.  

Индивидуальные предприниматели – работодатели, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, превышает 25 человек, представляют расчеты по страховым взносам в электронной форме по ТКС.

Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, 25 и менее человек, то расчет по страховым взносам может быть представлен как в бумажном, так и в электронном виде.

Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам индивидуальными предпринимателями – работодателями производятся по месту жительства индивидуального предпринимателя, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Если в представляемом индивидуальным предпринимателем – работодателем расчете по страховым взносам сведения по каждому физическому лицу содержат ошибки в суммовых показателях, либо суммовые показатели по всем физическим лицам не соответствуют суммовым показателям в целом по плательщику, а также если в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

Во избежание представления расчетов по страховым взносам с ошибками, препятствующими его представлению, плательщикам страховых взносов необходимо удостовериться в том, что расчет по страховым взносам соответствует требованиям, установленным контролями показателей формы расчета в соответствии с письмом ФНС России от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@.

Источник

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 9 ноября 2018 г.

Содержание журнала № 22 за 2018 г.

Е.А. Шаронова,
ведущий эксперт

Минфин впервые высказался о том, как следует начислять взносы на ОПС по дополнительным тарифам с выплат работникам, которые заняты на вредных и опасных работах. А ФНС довела разъяснение Минфина до инспекций для использования в работе. И позиция ведомств, увы, не в пользу плательщиков взносов.

Что сказано в НК

Прежде чем рассказывать о разъяснениях контролирующих органов, обратимся к нормам НК.

Взносы на ОПС по дополнительным тарифам должны начислять только те работодатели, у которых работники трудятся на работах с вредными и опасными условиями труда (далее — занятые на вредных/опасных работах), указанных в Законе о страховых пенсияхпп. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее — Закон № 400-ФЗ); ст. 428 НК РФ. Это связано с тем, что такие работники уходят на пенсию раньше, чем те, кто трудится в нормальных условиях. Конкретные наименования работ, дающие право на досрочный выход на пенсию, приведены в специальных Списках № 1 и 2утв. Постановлением Правительства от 16.07.2014 № 665.

Дополнительные взносы на ОПС необходимо уплачивать независимо от применяемой системы налогообложения (ОСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН). То есть даже и в том случае, когда работодатель применяет пониженные тарифы.

Взносы на ОПС по доптарифам надо начислять со всех облагаемых выплат (зарплаты, премий, отпускных и т. д.), начисленных в пользу работников, занятых на вредных/опасных работах, независимо от их суммы за год. Ведь предельная величина для доптарифов не устанавливаетсяпп. 1, 5 ст. 421, п. 1 ст. 424, п. 1 ст. 431 НК РФ.

Размер доптарифа зависит от класса условий труда, установленного по результатам спецоценки (аттестации). Чем хуже условия труда, тем выше дополнительный тариф. Если класс условий трудап. 3 ст. 428 НК РФ:

•допустимый или оптимальный, то применяется тариф 0%;

•вредный, то в зависимости от подкласса (3.1—3.4) тариф колеблется от 2 до 7%;

•опасный — 8%.

Внимание

Если ранее вы проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда и ее результаты являются действующими до 31.12.2018, то тарифы допвзносов будут зависеть от класса вредности, установленного по итогам этой аттестацииРазъяснение Минтруда в связи с введением спецоценки.

Если спецоценку (аттестацию) не проводили, то дополнительные взносы на ОПС надо уплачивать по повышенным тарифампп. 1, 2 ст. 428 НК РФ:

•9% — с выплат тем, кто занят на работах, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ;

•6% — с выплат тем, кто занят на работах, поименованных в пп. 2—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

А теперь посмотрим, к каким выводам пришел Минфин.

Работник-«вредник» уже на пенсии

Минфин указал, что с выплат работникам, которые уже выработали льготный стаж для досрочного назначения пенсии и получают ее, но продолжают трудиться на вредных и опасных работах, нужно начислять взносы на ОПС по доптарифам. А все потому, что выплаты в пользу лиц, являющихся получателями досрочной «вредной» пенсии, в составе не подлежащих обложению сумм не поименованыст. 422 НК РФ; Письма Минфина от 25.09.2018 № 03-15-07/68350 (п. 5); ФНС от 01.10.2018 № БС-4-11/19048@.

Есть такая профессия — водолаз. Она тоже поименована в списке работ, профессий и должностей, дающих право на досрочный выход на пенсию

Есть такая профессия — водолаз. Она тоже поименована в списке работ, профессий и должностей, дающих право на досрочный выход на пенсию

Минфин как под копирку привел обоснование, которое раньше давал Минтруд, основываясь на нормах Закона о страховых взносах (далее — Закон № 212-ФЗ). А именно: дополнительные взносы надо начислять со всех выплат, за исключением тех, которые указаны в Законе как необлагаемыеПисьма Минтруда от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105 (вопрос 3); ПФР от 28.06.2013 № ТМ-30-26/9649.

Однако еще в период действия Закона № 212-ФЗ не все плательщики взносов с этим были согласны. И один из них дошел до суда, который его поддержал. В 2016 г. суд Уральского округа решил, что целью исчисления взносов на ОПС по доптарифам является обеспечение прав работников на получение досрочной пенсии. А поскольку работающим пенсионерам трудовая пенсия по старости назначена досрочно, то уже нет необходимости в дальнейшем исчислять льготный стаж для ее назначения и взносы по доптарифамПостановление АС УО от 02.09.2016 № Ф09-8783/16.

А вот Верховный суд в сентябре 2018 г. вынес Определение, в котором указал, что даже если работник-«вредник» уже выработал свой льготный стаж и получил право на досрочную пенсию, то работодатель все равно должен начислять взносы на ОПС по доптарифам с его доходовОпределение ВС от 07.09.2018 № 309-КГ18-5069. Причем он рассматривал спор, который также относился к периоду действия Закона № 212-ФЗ. Только объяснение здесь уже другое. Условием для начисления взносов по доптарифам является занятость работников на соответствующих (вредных и/или опасных) работах. Исключений из этого правила для работников, уже заработавших свое право на досрочную пенсию, действующим законодательством не предусмотрено. К тому же цель уплаты взносов в повышенном размере с выплат «вредникам» состоит не только в том, чтобы конкретный работник получил право на досрочную пенсию по старости, но также и в обеспечении выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе, то есть всем работникам-«вредникам» вообщеОпределение ВС от 07.09.2018 № 309-КГ18-5069.

После ВС такую же позицию высказал и АС ВВОПостановление АС ВВО от 27.09.2018 № Ф01-3380/2018.

Так что с учетом новых разъяснений Минфина и меняющейся судебной практики плательщикам во избежание споров придется начислять взносы на ОПС по доптарифам с выплат пенсионерам-«вредникам».

Работник занят на вредных работах частично

Минфин разъяснил, что если часть месяца работник трудится на вредных/опасных работах, а другую часть месяца — на обычных работах, то взносы на ОПС по доптарифам надо исчислить со всех выплат, начисленных в этом месяце работнику, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на вредных/опасных работахПисьма Минфина от 25.09.2018 № 03-15-07/68350 (п. 3), от 21.03.2017 № 03-15-06/16239 (п. 7); ФНС от 01.10.2018 № БС-4-11/19048@.

Аналогичное мнение было и у Минтруда. Причем он считал, что взносы по доптарифам надо начислять за те месяцы, когда у работника были дни (часы), отработанные на вредных работах, даже в том случае, если эти периоды не включаются в стаж для досрочного назначения пенсииПисьмо Минтруда от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105.

И вот здесь камнем преткновения стали Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсииутв. Постановлением Правительства от 11.07.2002 № 516 (далее — Правила). Приведем простой пример. Работник весь месяц был занят на вредной работе, но только по 3 часа в день. По логике Минфина и Минтруда, с выплат, начисленных работнику за этот месяц, нужно начислить взносы по доптарифам пропорционально 3 часам работы.

А вот по Правилам во «вредный» стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дняпп. 4, 6 Правил. А под полным рабочим днем, как разъяснял сам Минтруд, понимается выполнение работы во вредных условиях не менее 80% рабочего временип. 5 Разъяснений Минтруда от 22.05.96 № 5. И получается, что меньший период работы во «вредный» стаж не включается, а дополнительные взносы начислить нужно.

Мнения судов на эту тему разделились. Одни считают, что не нужно начислять взносы на ОПС по доптарифам с выплат работникам, которые заняты на вредных работах менее 80% рабочего времени, поскольку этот период не засчитывается во «вредный» стаж. А начисление взносов по доптарифу зависит от того, включается или нет такой период работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. К тому же увеличение бремени выплат путем введения доптарифа обусловлено именно необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсиюПостановления АС ВСО от 08.09.2017 № Ф02-4790/2017, от 27.07.2017 № Ф02-3706/2017; АС ЗСО от 27.12.2017 № А67-7133/2016; АС ПО от 18.07.2018 № Ф06-35389/2018, от 20.01.2017 № Ф06-16628/2016; АС СЗО от 25.05.2017 № Ф07-3979/2017; АС УО от 11.09.2017 № Ф09-4885/17; АС ЦО от 14.03.2018 № Ф10-60/2018, от 11.10.2017 № Ф10-3959/2017. И было несколько Определений ВС, в которых он отказывался пересматривать выводы нижестоящих судов в пользу страхователейОпределения ВС от 27.02.2017 № 310-КГ16-17517, от 13.02.2017 № 304-КГ16-20142. Причем последнее отказное Определение ВС было в июне этого годаОпределение ВС от 26.06.2018 № 310-КГ18-7973.

Но есть суды, которые поддерживают контролирующие органы. Они считают, что невключение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, работы во вредных условиях труда, которая занимает ежедневно менее 80% рабочего времени, не освобождает плательщика от обязанности начислить взносы по доптарифамПостановления АС ВВО от 27.09.2018 № Ф01-3380/2018, от 09.08.2018 № Ф01-2257/2018, от 09.12.2016 № Ф01-4796/2016; АС ДВО от 13.11.2017 № Ф03-4211/2017; АС УО от 18.05.2017 № Ф09-1974/17; АС ЦО от 16.06.2016 № Ф10-1859/2016. И уже в ноябре этого года ВС поддержал контролеров, указав, что доптариф взносов на ОПС, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на вредных/опасных работах. Он имеет иное целевое назначение — обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе, а именно всем работникам-«вредникам»Определение ВС от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562. Как видим, логика у ВС такая же, как в Определении про начисление допвзносов с выплат пенсионерам-«вредникам».

Если в сложившейся ситуации вы не собираетесь начислять дополнительные взносы на ОПС при занятости на вредной работе менее 80% рабочего времени, готовьтесь доказывать свою правоту в суде. А вот примет ли суд решение в вашу пользу, предугадать невозможно.

Работник на «вредной» должности — в учебном отпуске/командировке

Минфин отметил, что если работник-«вредник» уехал в командировку либо находился в учебном отпуске или отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, то с суммы оплаты этих периодов нужно начислить взносы на ОПС по доптарифам. Потому что все время отсутствия этот работник продолжает числиться на должностях с вредными/опасными условиями трудаПисьма Минфина от 25.09.2018 № 03-15-07/68350 (п. 4), от 09.06.2017 № 03-15-06/36267; ФНС от 01.10.2018 № БС-4-11/19048@. Минтруд считал так жеПисьмо Минтруда от 17.06.2016 № 17-3/В-256.

И по этому вопросу у судов разные позиции. Одни согласны с контролирующими органамиПостановление АС ВВО от 22.01.2018 № Ф01-6077/2017. Другие считают, что оснований для начисления допвзносов нет, так как работники во вредных/опасных условиях не трудилисьПостановление АС УО от 30.11.2017 № Ф09-7545/17.

Работник в ежегодном отпуске/временно переведен с вредной работы на обычную

Если работник в течение месяца был занят на обычных работах, но этот период времени, согласно Правилам, учитывается в стаже для назначения досрочной пенсии, либо находился в очередном оплачиваемом отпуске, который также включается в стаж, то допвзносы надо начислить на все выплаты в пользу этого работника. То есть независимо от количества дней, фактически отработанных в таком периоде на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями трудаПисьма Минфина от 25.09.2018 № 03-15-07/68350 (пп. 2, 4); ФНС от 01.10.2018 № БС-4-11/19048@.

Хорошо, что даже то время, когда работник-«вредник» находится в ежегодном отпуске, засчитывается в его «вредный» стаж

Хорошо, что даже то время, когда работник-«вредник» находится в ежегодном отпуске, засчитывается в его «вредный» стаж

К периодам, которые включаются во «вредный» стаж, в частности, относятсяпп. 5, 9 Правил; Письмо Минфина от 25.09.2018 № 03-15-07/68350 (п. 2):

•периоды перевода сотрудника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более 1 месяца;

•периоды перевода беременной женщины в соответствии с медицинским заключением на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов;

•периоды получения пособия по временной нетрудоспособности;

•периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Такой же позиции придерживались Минтруд и ПФРПисьма Минтруда от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105 (вопрос 7); ПФР от 28.06.2013 № ТМ-30-26/9649.

Но в этих ситуациях все логично. И с этим никто не спорил.

С физлицом заключен ГПД

Минфин обратил внимание еще на такой момент. Если с физлицами, которые заняты на вредных/опасных работах, заключены гражданско-правовые договоры, то вознаграждения по ним облагаются допвзносами в общем порядке. Ведь объектом обложения взносами являются выплаты как в рамках трудовых отношений, так и по ГПДПисьма Минфина от 25.09.2018 № 03-15-07/68350 (п. 1); ФНС от 01.10.2018 № БС-4-11/19048@.

Вывод

По спорным вопросам Минфин и ФНС заняли такую же невыгодную для страхователей позицию, которую до 01.01.2017 в период действия Закона № 212-ФЗ озвучивали Минтруд и ПФР. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку нормы гл. 34 НК и Закона № 212-ФЗ в части допвзносов одинаковые. А вот судебная практика в период действия Закона № 212-ФЗ по этим вопросам, как вы уже убедились, была неоднозначная. И хотя сегодня в части начисления допвзносов уже действуют нормы НК, аргументы из приведенных судебных решений вы можете использовать в случае спора с ИФНС.

* * *

В заключение скажем еще об одной ситуации, по которой плательщики взносов спорили с ПФР.

По мнению Минтруда, взносы на ОПС по доптарифам следует начислять с сумм, выплаченных работнику за период простояПисьмо Минтруда от 20.01.2015 № 17-3/В-14.

А вот организации и суды с этим не согласны. Так, в сентябре Верховный суд в Определении указал, что если работники, которые ранее были заняты на вредных/опасных работах, в период простоя выполняют работу в нормальных условиях, например дежурят в цеху, то взносы на ОПС по доптарифам с их выплат начислять не нужно. Ведь определяющим моментом для начисления этих взносов является фактическая занятость сотрудников на вредных/опасных работахОпределение ВС от 24.09.2018 № 306-КГ18-10152. А суд Поволжского округа еще отмечал, что простои (как по вине работодателя, так и по вине работника) не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсииПостановление АС ПО от 12.09.2017 № Ф06-23982/2017.

НАЧИСЛЯЮТСЯ ЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ НА ОПС С ВЫПЛАТ «ВРЕДНИКАМ»?

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Страховые взносы – расчет / уплата / отчетность»:

2020 г.

    2019 г.

      2018 г.

        Источник