Доводы в пользу русского языка
В мире проявился интерес к изучению русского языка. Последние 10 лет статистика исключительно положительная. Стабильно растет число изучающих русский в Европе. Не меньшая активность наблюдается и в Азии.
Сегодня есть немало доказательств тому, что русский язык становится все популярнее. Еще недавно во многих иностранных школах, где изучается русский язык, этот предмет был на очень низкой позиции. Но теперь ситуация изменилась, и эта дисциплина вернулась на первые места. Это происходит отнюдь не от большой любви к России, а, скорее по необходимости. Причиной тому стало стремительное развитие туризма, бизнеса и т.д.
В последние годы количество иностранных туристов, посещающих нашу страну, неуклонно растет. В то же время, стимулом для изучения русского языка являются и российские туристы, отдыхающие, например, на побережьях Турции и Испании и приобретающие недвижимость по всему миру. Кстати сказать, русское меню теперь можно увидеть в ресторанах многих стран.
«Русский язык никогда не был языком бизнеса, а сейчас стал, – говорит президент Института русского языка имени A. C. Пушкина, создатель первого в истории СССР учебника по русскому языку, десятилетиями остававшегося единственным пособием для иностранцев, академик Виталий Костомаров. – Не очень был языком туризма, а сейчас стал. Мотивация изменилась, и я к этому отношусь как педагог. Нам, методистам, стало труднее, одной книжкой не отделаешься».
Флоридский университет обнародовал на своем сайте любопытную статью «10 причин учить русский язык». Такая публикация призвана заинтересовать абитуриентов и привлечь их на кафедру славянских языков. Следует отметить, что доводы, которые приводились в напечатанном тексте, были выдвинуты зарубежной стороной, а не российской.
Опубликованная статья примечательна именно тем, что взгляд со стороны – это всегда ценная и интересная информация. Конечно, американцы на многое смотрят по-другому. Это же касается и представленных ими преимуществ, которые даются американским студентам, изучающим русский язык.
Итак, рассмотрим внимательно причины, перечисленные зарубежными авторами статьи (с полным текстом статьи можно познакомиться на сайте https://zavtra.ru/events/10-prichin-izuchat-russkij-yazyik).
1. Американскому правительству необходимо больше русскоязычных специалистов: федеральные агентства признали русский язык приоритетным для государственных нужд.
2. Россия – региональная держава, и она возвращается в качестве мировой. Россия организует союзы с бывшими советскими республиками: Таможенным союзом и Организацию Договора о Коллективной Безопасности. Ведущие российские политики высказывают предложения о Евразийском союзе, объединяющем постсоветские государства, со стратегией по охвату экономической сферы и сферы безопасности. Ожидается, что это станет стимулом для российской экономики, внешней политики и военного влияния в регионе.
3. Говорите на русском, чтобы заниматься российской экономикой. Россия является одним из крупнейших поставщиков (если не самым крупным) разнообразных природных богатств и сырья, включая нефть, алмазы, золото, медь, марганец, уран, серебро, графит и платину.
4. Русский язык важен для науки и техники. Согласно недавнему исследованию, наибольшее количество научных публикаций издаётся на английском языке, на втором месте идёт русский. Это относится к химии, физике, геологии, математике и биологии. Инновации в программировании, разработке ПО и информационных технологиях исходят из российских государственных агентств и частных компаний.
5. На русском говорят сотни миллионов людей: население России составляет почти 150 миллионов людей, что чуть больше 50% от населения бывшего Советского Союза. Количество русскоговорящих в мире составляет 270 миллионов человек.
6. Изучите одну из самых захватывающих культур: многие из лучших традиций мирового искусства родились в России. Балет, театр, кино, литература, музыка и изобразительные искусства – это лишь немногие из сфер, в которых русские создали великие традиции и продолжают дарить миру выдающихся новаторов.
7. Русский язык отлично сочетается со многими другими областями знаний: бизнес и русский, наука и русский, политология или история и русский, английский и русский, другой иностранный язык и русский, инженерное дело и русский, математика и русский, музыка и русский. Русский язык даёт вам возможности, которых нет у ваших сокурсников, не изучающих его.
8. Изучение русского помогает вам попасть в программы после бакалавриата: студентов, изучающих русский язык, чаще принимают в аспирантуру в юридические институты, бизнес-школы, медицинские университеты и на другие профессиональные программы.
9. Изучающие русский язык строят удачные карьеры. Студенты, изучавшие русский язык, имеют возможность работать в крупных международных организациях.
10. Успех программы Университета штата Флорида по изучению русского языка доказан. Студенты нашей программы стажировались от Госдепартамента США в Москве, по программе Фулбрайта, программе Пикеринга для бакалавров международных отношений, работали в Министерстве обороны, Военном институте иностранных языков, в Госдепартаменте США. Чтобы получить диплом с отличием, они принимали участие в исследованиях в московских библиотеках и архивах, служили в Корпусе мира, становились лауреатами стипендии Родса, попадали в магистерские и аспирантские программы в престижные университеты (среди них были Джорджтаун, Гарвард, Индианский университет, университет Торонто).
Все доводы, которые приводятся в статье, выглядят довольно убедительно. Какие-то пункты мы и сами смогли бы сформулировать, а какие-то являются сугубо американскими, так как они основаны исключительно на американской действительности.
Как правило, в процессе изучения русского преследуются разные цели:
• русский как средство повседневной коммуникации
• деловой русский
• русский для выживания
• русский для особой области промышленности – профессиональный / технический жаргон
• русская литература
• русская история
Когда дело доходит до практического освоения языка, студентам, никогда ранее не изучавшим русский, приходится активно погружаться в три основные области: фонетика, лексика и грамматика.
Например, русский звук [ы], не представляющий никакой сложности для носителей языка, оборачивается настоящим ночным кошмаром для большинства иностранных студентов. Еще одно «минное поле» представляют мягкие и твердые согласные, поскольку они используются в различных словах, например, «мат» (ругательный язык) и «мать» (родительница), «брать» (взять) и «брат» (сын тех же родителей).
При работе с лексикой сложность заключается не только в заучивании новых слов, но также в понимании фразеологических выражений. Например, носителям английского языка придется запомнить, что в выражении «сильный дождь» мы, русские, склонны использовать слово «strong», нежели «heavy», «крепкий чай» для нас будет звучать как «stiff tea», а не «strong tea», а наша трава не столько «длинная» («long»), сколько «высокая» («tall»). Кроме того, русские моют голову («wash head») вместо того, чтобы мыть волосы («wash hair»).
Что касается грамматики, наиболее сложными разделами являются глаголы движения и виды глагола. Носители русского языка, опять же, не усматривают в этом никакой трудности, мы применяем правильную форму не задумываясь: «Сейчас я иду на работу» (по пути на работу). Но: «Каждый день я хожу на работу» (выполняю повседневное действие). Или: Каждый день я иду на работу пешком, а возвращаюсь на такси» (не использую транспорт). И: «Когда волнуюсь, я хожу по комнате» (двигаюсь вперед и назад).
Если попросить обычного носителя русского языка объяснить, почему в некоторых случаях он / она говорит «иду», а в других «хожу», он / она не сможет этого сделать. На более продвинутых уровнях, в дополнение к паре «идти-ходить» студентам придется подробно разобраться с такими глаголами, как: прийти, уйти, отойти, перейти, зайти, обойти, пройтись и т.д.
Если говорить о преподавании русского, то у каждого преподавателя свой собственный стиль. Однако в отношении методов изучения/преподавания русского есть кое-что общее. И это поиск равновесия между беглостью и грамотностью. Среди русских наблюдается склонность к перфекционизму – критичность к самим себе пока не добьемся 100% правильности. Это относится к самым разнообразным аспектам жизни русских, включая обучение. Также это может отразиться и на том, как мы подходим к обучению других, формируя очень высокие ожидания в отношении эффективности.
Считается, что люди способные общаться и демонстрирующие хорошую беглость речи (говорят на достаточно понятном уровне), но иногда допускающие грамматические ошибки, говорят по-русски хорошо. В Лондоне очень большое число иностранцев, которые показывают отличную эффективность на своей работе, ведут полноценную социальную жизнь и успешны, не смотря на их несовершенный английский. Путаница в окончаниях, пунктуации или неидеальная речь с акцентом не обязательно являются симптомами неполноценного общения. Как верно замечают некоторые философы: «Единственный путь избежать ошибок – это ничего не делать».
Среди современных методов обучения русскому как иностранному языку центральное положение прочно в течение десятилетий занимает коммуникативный метод. Педагоги стремятся преподавать язык не в качестве системы (хотя это важнейший компонент академического содержания программы обучения русскому как иностранному языку), а в качестве коммуникативной среды. Это означает, что в процесс усвоения студентам необходимо запоминать не только элементы системы языка, но и формировать навыки продуктивной речи, им необходимо говорить и слушать (т. е. генерировать и воспринимать тексты) в коммуникативных ситуациях, правильно оценивая их условия и особенности. В таком контексте методы обучения русскому как иностранному языку объединяют огромное число интерактивных, коммуникативных и деятельностных подходов и форм, делающих преподавание и изучение русского языка эффективным. Методы ситуативного обучения относятся как раз к подобным новым методам. С одной стороны теория падежей в методике преподавания хорошо известна и разработана; с другой стороны она требует регулярного обновления в контексте меняющегося мира, требований к образовательной системе и потребностей учащихся.
Данный метод обучения русскому как иностранному языку основан на коммуникативных подходах и сочетает в себе изучение распространенных выражений, используемых в повседневных ситуациях, а также тщательный и систематический подход к изучению грамматики.
Это очень важно для изучения такого языка как русский, который имеет систему наклонений и нефиксированный порядок слов, и в котором от окончаний и порядка слов зависит смысл.
Коммуникативные темы подаются вместе с соответствующими грамматическими структурами, а курс грамматики направлен от простых «базовых понятий» к более сложным вопросам в обоснованном с психологической точки зрения порядке (напр., наименование предметов – описание мест – действия с предметами – перемещение из одной точки в другую и т. д.).
Одним из наиболее важных принципов является преподавание нашим студентам лингвистических средств для выражения мыслей в повседневных ситуациях путем постоянного тренинга коммуникативных навыков и моделей, что позволит учащимся достичь поставленных коммуникативных задач.
Иностранные обучающиеся изучают не только языковые единицы, но данные о культуре страны определенного языка. Такие данные позволяют избежать так называемого «культурологического шока», а также разного рода коммуникативных неудач. Практически всеми методистами на современном этапе признается необходимость формирования лингвокультурологической компетенции у изучающих русский как иностранный.
Где лучше всего изучать русский язык в России?
Судя по распространенному мнению, лучшими местами являются Московский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный университет и Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина.
А как насчет других стран?
Люди, хорошо говорящие на русском есть в Эстонии и Финляндии, Германии и Австрии, Италии и Венгрии. В США есть множество замечательных специалистов по русскому языку. Студенты, изучающие русский как иностранный, получают очень качественное обучение.
Традиционно сложилось, что в славянских странах – Болгарии, Словакии, Чешской Республике и Польше – сформирована сильная школа русского языка. Также множество прекрасных центров и школ, в которых происходит обучение русскому как иностранному, имеется в Китае, Вьетнаме и Южной Корее.
В настоящее время большое внимание уделяется профессиональной поддержке преподавателей русского как иностранного за рубежом в старых школах и центрах, которые возрождаются или создаются. Таким образом, в ближайшем будущем возможно укрепление позиций русского языка за рубежом. Учителя станут уделять больше внимания своему профессиональному росту и укреплению связей с центрами обучения русскому как иностранному в России.
Мягкий и ритмичный, русский очень приятен на слух, а кириллический алфавит определенно вызывает удивительные чувства. Большинство людей, сталкивающихся с ним, считают русский язык одним из самых романтических языков, которые им доводилось слышать. И насколько нам известно, мало кто усомнится в такой превосходной оценке.
АКЦЕНТ – Центр иностранных языков
Все права защищены. При копировании материалов сайта, пожалуйста, обязательно укажите наш ресурс – www.accent-center.ru
Источник
Ðóññêèé ÿçûê âåëèê è ìîãó÷ íå òîëüêî è ïîòîìó, ÷òî åãî ïðîâîçãëàñèëè òàêîâûì âûäàþùèåñÿ ìàñòåðà ñëîâåñíîñòè è ëèòåðàòóðû, â ÷èñëå êîòîðûõ Ì.Â. Ëîìîíîñîâ, È.Ñ. Òóðãåíåâ, À.Ñ. Ïóøêèí, íî è ïî ñóòè åãî îðãàíèçàöèè è ïîñòðîåíèÿ. Ïðåæäå âñåãî, êàæäûé áóêâåííûé ñèìâîë ðóññêîãî àëôàâèòà ñòðîãî ñîîòâåòñòâóåò îïðåäåëåííîìó çâóêó (ìîíîôåìå), ïðîèñòåêàþùåìó èç ãîðòàíè ÷åëîâåêà.  ñâîþ î÷åðåäü, êàæäûé çâóê, äàðîâàííûé ÷åëîâåêó ïðèðîäîé, íàõîäèò ñâîå îáîçíà÷åíèå â âèäå òîé èëè èíîé áóêâû, ÷òî îïðåäåëÿåò ñòðóêòóðó ðóññêîãî àëôàâèòà.  èòîãå ïîëíûé ñïåêòð ïðîèçíîñèìûõ ÷åëîâåêîì çâóêîâ ñîñòàâëÿåò ñòðîãóþ àëôàâèòíóþ ìàòðèöó, ãäå ïðåäñòàâëåíû ñàìîñòîÿòåëüíûìè çíàêàìè òîí÷àéøèå îòòåíêè ÿçûêà: è-êðàòíîå, ìÿãêèé è òâåðäûé çíàêè. Êîëè÷åñòâî ýëåìåíòîâ ýòîé ìàòðèöû òðèäöàòü òðè çàäàíî ïðèðîäíûìè âîçìîæíîñòÿìè ÷åëîâåêà ê èçäàíèþ îïðåäåëåííûõ çâóêîâ âî âñåì èõ ìíîãîîáðàçèè.
Äëÿ ñðàâíåíèÿ, â àíãëèéñêîì ÿçûêå çà÷àñòóþ íàáîð ðÿäà áóêâåííûõ ñèìâîëîâ îáîçíà÷àåò îäíó çâóêîâóþ òðàíñêðèïöèþ, è íàïðîòèâ, îäíà è òà æå áóêâà â çàâèñèìîñòè îò ìåñòà åå ðàñïîëîæåíèÿ (áóêâîñî÷åòàíèé) ÷èòàåòñÿ â ðàçíûõ ïðîèçíîøåíèÿõ. Òàêàÿ èñêóññòâåííîñòü ïîñòðîåíèÿ ÿçûêà íå ìîæåò íå îòðàçèòüñÿ íà åñòåñòâå ðå÷è. Òàêèì îáðàçîì, çâóêîâàÿ ñòîðîíà ðóññêîãî ÿçûêà è åå áóêâåííîå ñîîòâåòñòâèå (àëôàâèò) ïðåäåëüíî òî÷íû è ðàöèîíàëüíû. Çäåñü êàæäàÿ áóêâà ñàìîñòîÿòåëüíûé êèðïè÷èê â ñëîâîôîðìå, çäåñü íåò íè÷åãî ëèøíåãî è êàæäîå íåîáõîäèìî.
Ðàñêðåïîùåííîñòü ñëîâîîáðàçîâàíèÿ ñëåäóþùàÿ ñóùåñòâåííàÿ ïðèìå÷àòåëüíîñòü ðóññêîãî ÿçûêà èìååò ñâîèì ñëåäñòâèåì ïëàâíîðå÷èå, ñðàâíèìîå ñ âåëè÷åñòâåííûì èñòå÷åíèåì ïîëíîâîäíîé ðåêè.  ðóññêîé ãðàììàòèêå òðàäèöèîííî óäåëÿëîñü áîëüøîå çíà÷åíèå ñëîâó îñíîâíîé åäèíèöå ÿçûêà è ðå÷è.  ïðîöåññå ñëîâîîáðàçîâàíèÿ ïðîäîëæåíà ðàíåå ïðèíÿòàÿ ëèíèÿ ãåíèàëüíîé ïðîñòîòû.  ðóññêîì ÿçûêå àêòèâíî ïðèìåíÿþòñÿ ïðÿìûå ñêëîíåíèÿ, íàêëîíåíèÿ è ñïðÿæåíèÿ ñëîâ â ÷èñëå, ïàäåæå, ðîäå, ëèöå è âðåìåíè äåéñòâèÿ, äðóãèõ ñëîâîèçìåíèòåëüíûõ äåéñòâèÿõ áåç çàñîðÿþùèõ ðå÷ü âñïîìîãàòåëüíûõ ñëîâîñî÷åòàíèé è íåïîñðåäñòâåííûì èõ ôîðìèðîâàíèåì ñ ïîìîùüþ ÷àñòåé ñëîâà ïðèñòàâîê, ñóôôèêñîâ, îêîí÷àíèé, ÷òî ñîñòàâëÿåò óíèêàëüíóþ â ìèðîâîé ïðàêòèêå è áîãàòåéøóþ ìîðôîëîãè÷åñêóþ áàçó.Äàæå îñíîâà ñëîâà åãî êîðåíü èãðàåò, ïåðåëèâàåòñÿ ðàçíûìè ãðàíÿìè â ñâîèõ ïðåîáðàçîâàíèÿõ, ñëîâíî àëìàç â èçìåí÷èâûõ ñâåòîâûõ ïîòîêàõ.
Ïðè ýòîì ñóôôèêñû íàèáîëåå äèíàìè÷íûå èç âñåé ïàðàäèãìû ïðåîáðàçîâàòåëåé ñëîâà (àôôèêñîâ) ñôîðìèðîâàíû íà èñêîííî ñëàâÿíñêîé ïî÷âå. Ðàçâèòûå ôîðìû ñëîâîèçìåíåíèé îñíîâà âåëè÷èÿ ðóññêîãî ÿçûêà, îáëàäàþùåãî ê òîìó æå áîãàòîé âûðàçèòåëüíîé ëåêñèêîé ñ åå ïðîñòðàííûìè ñåìàíòè÷åñêèìè è ñòèëèñòè÷åñêèìè ðÿäàìè.
Ïðè ïîäáîðå ñóôôèêñîâ, ïðèäàþùèõ ñëîâó íîâûå ñìûñëîâûå îòòåíêè, èìåíà ñóùåñòâèòåëüíûå è ïðèëàãàòåëüíûå èñïûòûâàþò óäèâèòåëüíûå ïðåâðàùåíèÿ: ðóêà – ðó÷êà – ðó÷îíêà – ðó÷åíüêà – ðó÷èùà.  àíãëèéñêîì ïîäîáíûå ñëîâåñíûå ìåòàìîðôîçû íåâîçìîæíû. ×òîáû ïðèäàòü ñóùåñòâèòåëüíîìó õîòü êàêîå-òî íîâîå çâó÷àíèå, àíãëè÷àíå äîïîëíÿþò åãî ïðèëàãàòåëüíûìè: ðóêà – ìàëåíüêàÿ ðóêà – î÷åíü ìàëåíüêàÿ ðóêà – áîëüøàÿ ðóêà… Ýòè ïîäáîðêè îòðàæàþò íå ñòîëüêî õóäîæåñòâåííóþ, ñêîëüêî êîëè÷åñòâåííóþ õàðàêòåðèñòèêó ïðåäìåòà.  äàííîì ñëó÷àå äëÿ ïðèäàíèÿ ïðåäìåòó õóäîæåñòâåííîãî îêðàñà (ðó÷åíüêà) àíãëè÷àíå ñíîâà âûíóæäåíû ïðèáåãàòü ê íàáîðó ýïèòåòîâ : êðàñèâàÿ ìàëåíüêàÿ ðóêà… Â ðåçóëüòàòå, åñëè ïî ñîäåðæàíèþ ëó÷øèå àíãëèéñêèå ïðîèçâåäåíèÿ êîòèðóþòñÿ íà óðîâíå ìèðîâîé êëàññèêè, òî êðàñîòó ñëîãà ïðèçíàííûå àâòîðèòåòû èùóò â ðóññêîé ëèòåðàòóðå.
Íà ðóññêîì âñÿêàÿ ïðîñòåéøàÿ ôðàçà äûøèò ãàðìîíèåé, ñîãëàñîâàííîñòüþ è ñî÷åòàåìîñòüþ îáðàçóþùèõ åå ñëîâ. Ñðàâíèì ïîðÿäêè ïîñòðîåíèÿ îäíîãî è òîãî æå ïðåäëîæåíèÿ íà ðàçíûõ ÿçûêàõ. Ê ïðèìåðó:
– Íå õîòåëè áû Âû ïðîãóëÿòüñÿ?
Ýòîò æå âîïðîñ íà àíãëèéñêîì äîñëîâíî áóäåò ñîñòàâëåí òàê:
– Æåëàëè áû Âû ëþáèòü èìåòü ïðîãóëêà? (Would you like to have a walk?).
Ôîðìàëüíî ïîäîáðàííûé íàáîð ñëîâ (åäèíèö ÿçûêà) òîëüêî â ñîçíàíèè àíãëè÷àíèíà ïðèâîäèòñÿ â òó ñòðîéíóþ è ñîãëàñîâàííóþ ñèñòåìó ïîíÿòèé, êîòîðàÿ â ÷èñòîì âèäå èçëàãàåòñÿ íà ðóññêîì. Âîò îí óäåë ÿçûêà, â îñíîâó êîòîðîãî çàëîæåíû çàñòûâøèå, íå ñêëîíÿåìûå è íå ñïðÿãàåìûå, à ïîòîìó íå ïîäàòëèâûå äëÿ þâåëèðíîé îáðàáîòêè ñëîâîîáðàçîâàíèÿ (ñëîâîôîðìû).  ïîãîíå çà ïðîñòîòîé îñíîâîïîëîæíèêè àíãëèéñêîãî ÿçûêà âïàëè â óïðîùåí÷åñòâî, óòðàòèâ âàæíåéøåå êà÷åñòâî ÿçûêà åãî ïëàñòè÷íîñòü.
 ìèðå îáùåïðèíÿòî ñ÷èòàòü ðóññêèé ÿçûê îäíèì èç ñàìûõ òðóäíûõ. Íå îñïàðèâàÿ äàííîå ìíåíèå, ìû âïðàâå îäíîâðåìåííî âûñòàâèòü ïðåòåíçèè íà ïðèçíàíèå åãî íàèáîëåå ñîâåðøåííûì èç äðóãèõ, êîòîðûõ ñîâðåìåííàÿ ëèíãâèñòèêà íàñ÷èòûâàåò äî ïÿòè òûñÿ÷.
Ãðàìîòíîå ïðèìåíåíèå ñâîéñòâ è äîñòîèíñòâ ðóññêîãî àëôàâèòà, ñëîâîîáðàçîâàíèÿ è ñëîâîñî÷åòàíèé ñïîñîáíî â ðóêàõ äàðîâèòîãî ïèñàòåëÿ òâîðèòü ÷óäåñà ëèòåðàòóðíîãî òâîð÷åñòâà. Êîãäà àâòîð âõîäèò â åäèíåíèå ñ ïîäñïóäíûìè, äàæå íå îáóñëîâëåííûìè êàêèìè-ëèáî ïðàâèëàìè, âíóòðåííèå çàêîíû ÿçûêà, îí ñïîñîáåí ïîðàæàòü ïðåäñòàâëåíèÿ ÷èòàòåëÿ î áåñêîíå÷íûõ âîçìîæíîñòÿõ è äîñòîèíñòâàõ ðóññêîé ñëîâåñíîñòè.
Êàæäûé øêîëüíèê çíàåò ïåðâîå ïðàâèëî àðèôìåòèêè – îò ïåðåìåíû ìåñò ñëàãàåìûõ ñóììà íå ìåíÿåòñÿ, íî â áîãàòåéøåì ðóññêîì ÿçûêå äàæå ïåðåñòàíîâêà ñëîâ â ïðåäëîæåíèè çà÷àñòóþ ìåíÿåò åãî ñìûñëîâóþ íàïðàâëåííîñòü, èãðàåò ðàçíûìè ãðàíÿìè âîçäåéñòâèÿ íà ÷èòàòåëüñêèé âêóñ. Ïîðÿäîê ñëîâ è äàæå ðàññòàíîâêà óäàðíûõ ñëîãîâ ñîçäàþò ñâîþ ïðèâëåêàòåëüíîñòü è ïðèäàþò òåêñòó åñòåñòâåííóþ ðèòìèêó è íåïðèíóæäåííîå çâó÷àíèå ðå÷è. Âîçüìåì íà÷àëî îäíîé èç ôðàç ïðîèçâåäåíèÿ Ãîðüêîãî î áóðåâåñòíèêå: “Íàä ñåäîé ðàâíèíîé ìîðÿ âåòåð òó÷è ñîáèðàåò …” Íàì íå ñîñòàâèò òðóäà óáåäèòüñÿ â òîì, ÷òî çäåñü ëþáûå ïåðåñòàíîâêè ñëîâ íåäîïóñòèìû, èíà÷å ãðóáî íàðóøàåòñÿ ãàðìîíèÿ çâó÷àíèÿ.  ãîðüêîâñêîì ðàñïîëîæåíèè ñëîâ òåêñò ëüåòñÿ ëåãêî è ñâîáîäíî, áîëåå òîãî – ïðîçà ïîåòñÿ êàê â áåëîì ñòèõå. Òåì ñàìûì ÿçûê äèêòóåò àâòîðó ïðàâîïèñàíèå!
Îáëàäàÿ îãðîìíûì äàðîì ñëîâà, Ãîðüêèé ãëóáîêî âíèê â ýòîò âíóòðåííèé çàêîí ïîâåñòâîâàíèÿ, ãäå áóêâà – åäèíèöà çâóêà, ñëîã – åäèíèöà ñëîâà, ñëîâî – åäèíèöà ÿçûêà, à ïðåäëîæåíèå – åäèíèöà ðå÷è, è ñîçäàë çàêîí÷åííûé øåäåâð âîçâûøåííîãî ðîìàíòè÷åñêîãî ïðîèçâåäåíèÿ êàê îáðàçåö ëèòåðàòóðíîãî òâîð÷åñòâà â ÷àñòè ïðàêòè÷åñêîãî ïðèìåíåíèÿ ÿçûêîâûõ ôîðì è êîíñòðóêöèé. Åãî çàðèñîâêà ïðèðîäíîé ñòèõèè íå ñëó÷àéíî íàçâàíà “Ïåñíåé î Áóðåâåñòíèêå”. Îíà íåñåò â ñåáå ïóáëèöèñòè÷åñêóþ (ïðåäñêàçàíèå ñêîðîé ðåâîëþöèè), ïîýòè÷åñêóþ (ñðîäíè áåëîìó ñòèõó) è äàæå ìóçûêàëüíóþ ñîñòàâëÿþùóþ (íàïåâíîñòü). Åå âñåãî ëèøü íàäî ðàçìåñòèòü â ôîðìå ñòèõîòâîðíûõ ñòðîê:
Âîò îõâàòûâàåò âåòåð
Ñòàè âîëí îáúÿòüåì êðåïêèì
È áðîñàåò èõ ñ ðàçìàõó
 äèêîé çëîáå íà óòåñû,
Ðàçáèâàÿ â ïûëü è áðûçãè
Èçóìðóäíûå ãðîìàäû…
Ìû ñ èçóìëåíèåì îáíàðóæèâàåì â êàæäîé ñòðîêå ïðîçû-ñòèõà ïî âîñåìü ñëîãîâ! Íî ýòî åùå íå âñå!  êàæäîé ñòðîêå êëþ÷åâûå óäàðåíèÿ ïðèõîäÿòñÿ íà òðåòèé ñëîã ñ íà÷àëà ñòðîêè è íà ïðåäïîñëåäíèé â åå êîíöå, à ïðîìåæóòî÷íûå óäàðåíèÿ – ñòðîãî ìåæäó íèìè! È ïåðåä íàìè – ãîòîâûé òåêñò äëÿ îïåðíîãî ïåâöà. Ïåðåä íàìè – ñòèõîòâîðíàÿ ïðîçà, ïîòðÿñàþùåå ñî÷èíåíèå â ïðîçå, âûäåðæàííîå ïî îñíîâíûì êàíîíàì êëàññè÷åñêîãî ñòèõîñëîæåíèÿ! Ïðåäëàãàþ ÷èòàòåëþ îáðàòèòüñÿ ê áåññìåðòíîìó ãîðüêîâñêîìó ïðîèçâåäåíèþ â îäíó ñòðàíè÷êó è óáåäèòüñÿ â òîì, ÷òî âåñü òåêñò âûäåðæàí â óêàçàííîé íîâàòîðñêîé ôîðìå ïèñüìà, îáúåäèíÿþùåé â ñåáå îñíîâîïîëàãàþùèå ïðàâèëà ïðîçû è ïîýçèè. Îòñóòñòâóåò òîëüêî ðèôìà, íî â ïðîçå îíà íå íóæíà, à â ïîýçèè íå âñåãäà îáÿçàòåëüíà. Âåëèêèé ìàñòåð ïðåïîäàë ïîêîëåíèÿì íåìåðêíóùèé óðîê âëàäåíèÿ “âåëèêèì è ìîãó÷èì” ÿçûêîì. Íàñêîëüêî æå îïðàâäàííûì áûëî âêëþ÷åíèå “Ïåñíè î áóðåâåñòíèêå” â ïðîãðàììó ñîâåòñêîé øêîëû! È íóæíî ëè äîêàçûâàòü, ÷òî ïîäîáíîå ôåíîìåíàëüíîå ÿâëåíèå âîçìîæíî åäèíñòâåííî â ñèñòåìå ðóññêîãî ÿçûêà?
Ïðèâåäåííûå äîâîäû â ïîëüçó ðóññêîãî ÿçûêà îäíîé ôðàçîé áûëè èçëîæåíû ìàñòèòûì ïèñàòåëåì Â. Íàáîêîâûì, âûíóæäåííûì â ýìèãðàöèè ïèñàòü íà àíãëèéñêîì: “Ëè÷íàÿ ìîÿ òðàãåäèÿ – ýòî òî, ÷òî ìíå ïðèøëîñü îòêàçàòüñÿ îò ïðèðîäíîé ðå÷è, îò ìîåãî íè÷åì íå ñòåñíåííîãî, áîãàòîãî, áåñêîíå÷íî ïîñëóøíîãî ìíå ðóññêîãî ñëîãà ðàäè âòîðîñòåïåííîãî ñîðòà àíãëèéñêîãî ÿçûêà”.
Èçëîæåííûå ïðèíöèïû îðãàíèçàöèè âîçâîäÿò ðóññêèé ÿçûê íà óðîâåíü âûñîêîé êóëüòóðû, ñîçäàþò íåîáîçðèìûé ïðîñòîð äëÿ òâîð÷åñòâà ìàñòåðàì ñëîâà, äëÿ ïðîèçðàñòàíèÿ èç åãî çàêðîìîâ ëèòåðàòóðíûõ øåäåâðîâ, ïîðàæàþùèõ âîîáðàæåíèå ðÿäîâûõ ÷èòàòåëåé è çíàòîêîâ ñëîâà èçûñêàííîé ïðîñòîòîé, òî÷íîñòüþ è íåïðèíóæäåííîñòüþ èçëîæåíèÿ. Ïðîñïåð Ìåðèìå, êëàññèê ôðàíöóçñêîé ëèòåðàòóðû, ñ÷èòàë, ÷òî ðóññêèé ÿçûê « ÿâëÿåòñÿ áîãàòåéøèì èç âñåõ åâðîïåéñêèõ íàðå÷èé è êàæåòñÿ íàðî÷íî ñîçäàííûì äëÿ âûðàæåíèÿ òîí÷àéøèõ îòòåíêîâ».
Ðóññêèé ÿçûê äîñòîÿíèå ìèðîâîé öèâèëèçàöèè. Îáëàäàÿ âåëèêîëåïíûìè ñðåäñòâàìè è âîçìîæíîñòÿìè ðîäíîãî ÿçûêà, îòå÷åñòâåííûå ëèòåðàòîðû ñîçäàþò ïðîèçâåäåíèÿ ñàìîé âûñîêîé ïðîáû. Âñÿêèé ïåðåâîä õóäîæåñòâåííûõ òâîðåíèé ñ ðóññêîãî íåìèíóåìî âëå÷åò çà ñîáîé óòðàòó ïðèñóùèõ åìó ñðåäñòâ âîçäåéñòâèÿ íà óìû, òîíêîãî ðå÷åâîãî êîëîðèòà è íåïîâòîðèìîãî øàðìà. Ïåðå÷èñëåííûå äîñòîèíñòâà â èõ ñîâîêóïíîñòè ïðèäàþò ðóññêîìó ÿçûêó òî çàâåòíîå êà÷åñòâåííîå ñîñòîÿíèå, êîòîðîå ìîæíî îáîçíà÷èòü êàòåãîðèåé ýñòåòè÷íîñòè ÿçûêà, ñïîñîáíîãî âûâåñòè òàëàíòëèâûå ïðîèçâåäåíèÿ íà îñëåïèòåëüíóþ îðáèòó ëèðèçìà è ïîýòè÷íîñòè. ×òîáû â ïîäëèííèêå íàñëàäèòüñÿ ïðîèçâåäåíèÿìè Ïóøêèíà, ×åõîâà, Ãîãîëÿ, êîðèôåè ìèðîâîé êóëüòóðû áåðóòñÿ çà èçó÷åíèå ðóññêîãî ÿçûêà.
Îäíîâðåìåííî íàøåìó ÿçûêó ïðèñóùè â çàâèñèìîñòè îò ïîòðåáíîñòåé åãî ïîëüçîâàòåëåé – ñòðîãîñòü è ëàêîíè÷íîñòü èçëîæåíèÿ, ðàâíî êàê è äðóãèå ñâîéñòâà ãëàâíîãî ñðåäñòâà îáùåíèÿ ëþäåé, ãäå ïðîñòèðàåòñÿ ðàçäîëüíîå ïîëå äëÿ îáûäåííîé ðå÷è è ñàìîáûòíîãî ôîëüêëîðà, îñòðîé ñàòèðû è òîíêîãî þìîðà, íàðîäíîãî ýïîñà è õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà, íàó÷íîé òî÷íîñòè è äèïëîìàòè÷åñêîé ìíîãîçíà÷èòåëüíîñòè. Ïîäîáíîå åäèíåíèå ðàçíîðîäíûõ íà÷àë ðàäóæíûì ñïîëîõîì âûñâå÷èâàåò ïîäëèííîå âåëè÷èå ðóññêîãî ÿçûêà, â êîòîðîì äàæå ðàçãîâîðíàÿ ðå÷ü îðèåíòèðîâàíà íà ëèòåðàòóðíûå íîðìû. «Íàø ðóññêèé ÿçûê áîëåå âñåõ íîâûõ, ìîæåò áûòü, ñïîñîáåí ïðèáëèçèòüñÿ ê ÿçûêàì êëàññè÷åñêèì ïî ñâîåìó áîãàòñòâó, ñèëå, ñâîáîäå ðàñïîëîæåíèÿ, îáèëèþ ôîðì» – ïèñàë Í.À. Äîáðîëþáîâ, ïîäâîäÿ èòîãè íàøèì ðàññóæäåíèÿì.
Âñå ýòî ïîçâîëèëî òàêîìó íåïðåðåêàåìîìó àâòîðèòåòó â îáëàñòè ñëîâà, ðå÷è è ëèòåðàòóðû, êàêèì ÿâëÿåòñÿ À.Ñ. Ïóøêèí, óòâåðæäàòü: « ßçûê ñëàâÿíî-ðóññêèé èìååò íåîñïîðèìîå ïðåèìóùåñòâî ïåðåä âñåìè åâðîïåéñêèìè». Áîëåå êàòåãîðè÷åí áûë Àëåêñåé Òîëñòîé, ëèòåðàòîð ìèðîâîé âåëè÷èíû: «Ðóññêèé ÿçûê äîëæåí ñòàòü ìèðîâûì ÿçûêîì. Íàñòàíåò âðåìÿ (è îíî íå çà ãîðàìè), – ðóññêèé ÿçûê íà÷íóò èçó÷àòü ïî âñåì ìåðèäèàíàì çåìíîãî øàðà». Ñåãîäíÿ ìû âèäèì, ÷òî åãî ïðåäñêàçàíèå ñáûâàåòñÿ.
Источник