Доводы в пользу школьной формы
Аргументы «за» школьную форму
1. Форма дисциплинирует
Один из аргументов, зачем нужна школьная форма, – считается, что она внушает ребёнку чувство дисциплины. В пример приводят взрослую жизнь – большинство профессий подразумевают чёткие правила в одежде, будь то работа в офисе, полицейском участке или пожарной станции.
2. Дети не завидуют друг другу
Преимущество школьной формы – она обеспечивает некое социальное равенство. Если без дресс-кода ребята могут выпендриваться яркой одеждой или брендовыми вещами, то с формой все унифицированы. Впрочем, у противников формы есть контраргумент – расскажем чуть дальше.
3. Не нужно думать, что надеть
Другой довод, зачем нужна школьная форма, – сокращает время на утренние сборы и не отвлекает на раздумья вроде: «Что круче – та фиолетовая толстовка или футболка с логотипом Fortnite?». Ребёнок всегда знает, какую одежду погладить на завтра, и не выпрашивает новые вещи, чтобы красоваться перед одноклассниками.
4. Чувство единства
В престижных школах Великобритании и США школьная форма нужна, чтобы подчеркнуть принадлежность к определённому учебному заведению. Так ребята отличают «своих» и «чужих». Между школами и даже университетами испокон веков идёт борьба и противостояние за элитность – и форма демонстрирует, из какого ты лагеря.
Источник: vietnamembassy-venezuela.org
Аргументы «против» школьной формы
1. Загоняет в рамки
Как правило, школьная форма не предусматривает поля для самовыражения. А ещё даёт простор для бесконечных придирок со стороны администрации – рубашка не та, пиджак не тот, почему не в юбке. Вместо того чтобы уделять внимание учёбе, учителя тратят время на нотации по поводу внешнего вида.
2. Всё равно есть поводы для зависти
Социальное неравенство существует в обществе, и его не искоренишь унифицированием в одежде. Разный достаток семей всё равно проявляется в навороченных гаджетах, фотографиях из путешествий и постов в социальных сетях. Лучше учить детей тому, что важнее человеческие качества, а не обеспеченность семьи. Навязывание одинакового дресс-кода проблему не решит.
3. Не всегда удобная в ношении
Сидеть по семь уроков в сковывающем движения пиджаке или каждый раз придирчиво осматривать стул, боясь оставить зацепки на колготках – не самое интересное занятие. Нужно ли носить школьную форму, если можно надеть удобные джинсы с толстовкой и не отвлекаться от урока?
4. Не нравится большинству детей
Главный аргумент против школьной формы – сложно найти ребёнка, который скажет: «Обожаю форму! Ходил бы в ней всё время!». Скорее всего, мотивация учиться выше, если школьнику нравится, как он выглядит. Для подростков особенно важен внешний вид – им хочется свободы и самовыражения, а не корпоративной атмосферы.
Что делать, если вы не любите рамки
Есть много способов избежать необходимости соблюдать деловой дресс-код – начиная со смены школы и заканчивая переходом на семейное обучение. Ребята, которым становится тесно в рамках навязанного школой этикета, часто забирают документы и начинают учиться на дому.
Так сделала выпускница домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Алёна Руденко – в школе её стыдили за радужные волосы.
Алёна Руденко, выпускница «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»
«Решение уйти из школы было внезапным и довольно резким. Родители опасались, но поддержали, а я вздохнула с облегчением – больше никто не будет ругать меня за разноцветные волосы и рисунки на уроках».
Семейное обучение – одна из форм получения образования в России. В «Экстернате Фоксфорда» вам помогут организовать процесс, аттестации и найти крутых учителей. И никакой школьной формы – учитесь хоть в пижаме!
Источник
Дисциплинирует или вызывает раздражение? Выгодно или дорого? Мы решили оценить все плюсы и минусы школьной формы
Социальный статус
ЗА:
Одна из задач школьной формы – объединять детей разного социального статуса. Единые критерии к внешнему виду должны помочь избежать множества неприятных провокаций в духе: «у кого родители круче». Дети учатся оценивать друг друга по личностным качествам, но никак не по материальному положению семьи, наполнению гардероба или кошелька. Выбирая школьную форму, в обществе заботятся о том, чтобы дети меньше конфликтовали, а новичкам в классе было проще адаптироваться.
ПРОТИВ:
Разница в достатке семей все равно будет проявляться. Помимо комплекта формы есть также обувь, верхняя одежда, телефон и гаджеты. Дети ходят друг к другу в гости, разговаривают о том, кто и где отдыхает. «Уравнять» эти показатели форма не в состоянии. К тому же, среди детских психологов бытует мнение, что скрытое социальное неравенство не идет ребенку на пользу. Оно существует в обществе, а форма – лишь попытка «замаскировать» его искусственно. Задача родителей и учителей – научить детей достойно принимать разные обстоятельства и ставить на первое место человеческие качества, а не стоимость одежды.
Развитие индивидуальности
ЗА:
Для развития вкуса, стиля и индивидуального подхода к одежде необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем просто разрешать ребенку надевать то, что ему вздумается. Это совокупность множества факторов, в которых ежедневная образцовая одежда играет далеко не первостепенную роль. Важно путешествовать с детьми, развивать в них чувство прекрасного. У семьи должно возникать желание хотя бы время от времени устраивать по выходным культурную программу и ходить в музеи. Если одежда для школьника – один из способов проявить себя и эмоционально разрядиться, почему бы не сделать это в выходные, причем в подходящей культурной обстановке?
ПРОТИВ:
Школьная форма убивает любое проявление индивидуальности. Человек с детства должен научиться организовывать свой внешний вид, овладеть этикетом, одеваться удобно, к месту. У ребенка должна быть возможность подумать и оценить, что больше подходит под определение приличия, строгости и скромности: рваные джинсы, футболка с дурацкой надписью или что-то другое. Родители должны учить детей одеваться адекватно ситуации, а не только давать указания. А это большая работа. Если хочется уйти от этих важных семейных обязанностей, переложив всю ответственность за формирование вкуса на «третью сторону» – форма самое простое решение.
Дисциплина
ЗА:
Форма помогает ребенку лучше контролировать эмоции, поведение, соблюдать дисциплину. В большинстве случаев школьный костюм мальчиков и девочек включает пиджак или жакет. Такой вид одежды, ее фасон, в котором присутствует фиксированная линия плеч и лацканов на груди, как говорится, «держит форму» – посылает сигнал телу выпрямить спинку, делать более сдержанные движения. Такая одежда создает определенный психологический настрой: школьник понимает, что, надев форму, он идет не отдыхать, а учиться. Для этих же целей компании используют дресс-код.
ПРОТИВ:
Школьная форма заставляет детей чувствовать себя не дисциплинировано, а скованно и во многом ограничивает их свободу, не дает важным эмоциям выхода. Большую часть времени ребенок проводит в учебном заведении, а деловой костюм, зачастую, не создает малышам чувство удобства, комфорта и важной в его возрасте естественности и раскованности во время активного движения, общения или игр.
Стоимость
ЗА:
Купив строгий комплект, не нужно думать, во что одеть ребенка. Это, несомненно, плюс для родителей. Аккуратный и универсальный вариант всегда наготове. К тому же, он обходится семье дешевле, чем 3-5 вариантов повседневной одежды.
ПРОТИВ:
На самом деле, хорошая школьная форма – это всегда дорого. Хотя бы принимая во внимание тот факт, что за неделю ребенок успевает несколько раз испачкать одежду, иногда приводя ее в совершенно непригодное состояние. Купить несколько пар джинсовых брюк и десяток кофт/футболок/свитеров на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта одежды. В противном случае ее придется бесконечно стирать. Помимо этого, купленная вами одежда (не форма) будет пригодна и для других мероприятий, а не только школьных занятий.
Деловой стиль
ЗА:
Деловой костюм – важный статусный элемент современного общества. В детстве он воспитывает в ребенке чувство стиля, который может пригодиться ему в работе. Ребенок привыкает в повседневной жизни выбирать для себя деловую одежду.
ПРОТИВ:
Ребенку может и не понадобиться носить на работу строгий офисный костюм. Не стоит заранее решать за него, как ему стоит одеваться в будущем и вообще как жить. К тому же, необходимо помнить, что строго ограниченный стиль и фасон одежды идет не всем. Разница в телосложении, которую можно скрыть, подобрав ребенку правильные джинсы и трикотаж, форменный костюм только подчеркивает. Что порождает немало поводов для насмешек одноклассников и развития комплексов.
Корпоративный дух
ЗА:
Школьная форма – прерогатива и отличительный признак элитарных учебных заведений. Ученики престижных гимназий и лицеев всегда выглядели опрятно и интеллигентно. Своя форма есть у именитых Оксфорда и Кембриджа. С введением обязательной школьной формы школа повышает свой статус.
ПРОТИВ:
Это маскировка реальной ситуации в школе. Если утрировать ситуацию, получается, что без наличия формы школе гордиться решительно нечем? Вряд ли лучше изображать, что стандарты у нас как в «элитной Европе», чем сформировать такую атмосферу и обстановку, которую ученики и без формы будут любить и которой будут гордиться.
Качество
ЗА:
Правила пошива школьной формы утверждены ГОСТом и проходят очень серьезную проверку. А значит, сомнений в безопасности и качестве предоставляемых материалов, их практичности во время ежедневной носки у родителей быть не должно.
ПРОТИВ:
В целях экономии некоторые школы заказывают одежду недорогую и, как следствие, ненадлежащего качества. Это факт. Такие вещи быстро теряют форму и внешний вид. Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичны: либо она мнется, либо (синтетика) оставляет затяжки и катышки. Все это требует очень деликатного ухода, ручной стирки и тщательной глажки, что будет отнимать много сил у родителей, которые следят за тем, чтобы их ребенок выглядел в школе чисто и опрятно.
1 сентября 2017·Текст: Старостина Наталья
Источник
“А нужна ли современным детям школьная форма?” – волнующий и неугасающий вопрос для учеников, родителей и педагогов. Именно этот вопрос каждый раз вызывает многочисленные дискуссии на родительских собраниях.
Школьная форма – это хорошо или плохо? Это средство для поддержания дисциплины или насилие над свободной личностью?
Мы попытались взглянуть на проблему с двух сторон и найти компромиссное решение.
Плюсы
Дисциплина
- Одежда диктует стиль поведения. Строгий, официальный костюм уже сам по себе способен настроить школьника на учёбу. А вот свободная форма одежды, наоборот, даёт возможность каждому реализовать свои фантазии о стиле, и может отвлекать одноклассников. Сложновато писать диктант, когда прямо перед глазами оказывается кофточка со стразами и какой-нибудь яркой надписью.
А что говорят врачи?
Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья. Современная форма отвечает требованиям СанПина.
Школьный дресс-код – подготовка к успешному будущему
- Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие в деловом мире, куда выйдут ученики после школы. Многие вчерашние выпускники, выросшие без жёстких требований к школьной форме, не умеют носить деловую одежу. Получив должность в солидной компании, они оказываются не способными поддержать имидж делового человека!
Смягчение признаков социального расслоения
Несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков. Материальное неравенство переносится гораздо легче, когда хотя бы во время учебного процесса (а ведь именно в школе дети проводят большую часть своего времени) одежда у всех одинаковая.
Чувство ответственности за репутацию школы
Стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Дети выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью, это полезно и в смысле эстетики, и в смысле психологии – дополнительный момент, сплачивающий группу в коллектив. Ребенок в форме чувствует себя ответственным за репутацию своего учебного заведения. И с самых ранних лет учится быть достойным его.
Стиль и воспитание хорошего вкуса
- Хороший вкус в одежде также лучше прививать с детства, выбирая и комбинируя элементы школьной формы, а также аксессуары к ним. Человек с хорошим вкусом – это человек образованный, воспитанный и умеющий развиваться самостоятельно.
Минусы
Потеря индивидуальности
- Разумеется, быть незаметным винтиком среди сотни таких же мало кому хочется. Именно потеря индивидуальности, отсутствие возможности самовыразиться и породили многочисленных противников введения школьной формы. Особенно эта проблема актуализируется среди подростков.
Компромисс: Форма – не значит отсутствие самовыражения. Ежедневную официальную одежду легко можно разнообразить многочисленными аксессуарами или сочетанием различных элементов одежды.
Конечно, по одежке встречают, но мнение о человеке складывается совсем из других показателей. Поэтому выделяться лучше такими вещами как хорошее поведение, серьезное отношение к учебе, внимательность и доброжелательное отношение к окружающим людям. Подростку это объяснить не так легко, но родители должны донести до детей важность внутренней составляющей личности.
На вкус и цвет – товарищей нет
- Цвет одежды тоже имеет значение. И не каждому подходит тот цвет школьной формы, который был выбран школой, как единый.
Компромисс: В таком случае родителям следует уточнить этот вопрос на школьном совете и, возможно, договориться о цветовой гамме повседневной одежды с разбросом на несколько оттенков, чтобы каждый смог подобрать подходящий для своего цветотипа.
Неудобная
- Очень важный момент. Если ребенку натирает воротничок, а узкие брюки мешают бегать на переменах, учиться он перестанет сразу же. И никакая гордость за школу не поможет.
Компромисс: Чаще всего современные производители очень хорошо продумывают покрой и дизайн школьной формы. Вещи, рассчитанные на детей, должны быть в первую очередь комфортными и практичными. Возможно, вашему ребенку нужен комплект на размер больше. Без особого труда можно найти форму, отвечающую всем вашим запросам: удобную, красивую, сшитую из хорошей ткани. Чтобы ребенок надевал ее с радостью. Кстати, многие фирмы шьют форму на заказ.
Цена
- Школьная форма стоит денег. И немалых. Дети быстро вырастают из вещей, а на ученике младших классов одежда просто «горит». И приходится заказывать новый комплект. Если ребенок один, это не так страшно. А вот в бюджете многодетной семьи расходы на школьную форму могут пробить основательную брешь.
Компромисс: Если вы будете покупать обычную одежду вместо формы, то затраты на нее окажутся нисколько не меньше. Кроме того, сейчас на рынке школьных товаров очень много предложений, которые помогают купить качественную и стильную школьную форму по приемлемой цене. Можно воспользоваться скидками производителей при оптовой закупке, например, при заказе сразу на весь класс. Или начать поиски школьной формы в середине лета – тогда даже дизайнерские варианты можно приобрести по очень выгодной цене, или заказать форму через интернет-магазин – многие фирмы предлагают скидку при заказе онлайн. Нужно лишь уделить время на поиски нужного варианта.
А что вы думаете об этом?
Источник
Уже много лет школьная форма становится предметом жарких дискуссий. Одни родители выступают рьяно против дресс-кода, другие крутят у виска и считают такую позицию неадекватной. Тем не менее, обе стороны выдвигают обоснованные аргументы в пользу своего мнения.
Фото с сайта vrn.spcity-friends.ru
Суть проблемы
Сложно найти «мамский» форум, на котором не было бы ветки о школьной форме. «Моего ребенка сегодня не пустили на уроки», «Моему ребенку написали замечание в дневник за посещение школы в обычной одежде», «Дочь обязывают носить юбку, даже в 30-градусный мороз и при отсутствии в школах отопления» – пишут возмущенные родители. Правда, сделать с этим ничего не могут: педагоги разводят руками, ссылаясь на устав школы. В общем-то, спорить с учителями бесполезно, ведь решение о введении обязательной школьной формы принимают не они.
В России нет общего закона о том, какой должна быть школьная форма. Ее определяет конкретное учебное заведение.
Плюсы школьной формы
Далеко не все родители выступают против введения школьной формы. Многие видят в этом даже преимущества. Перечислим основные.
Улучшение успеваемости
Проведенные в разное время и в разных странах исследования относительно связи школьной формы и успеваемости, являются аргументом для многих сторонников введения дресс-кода в общеобразовательном учреждении. И хотя эксперименты показывали разные результаты (не все из них подтвердили эту теорию), тезис «это научно доказано» продолжает фигурировать во время дискуссий.
Основной посыл был в том, что ученикам не приходится тратить время на выбор наряда в школу. Сэкономленные минуты, как считали ученые, они обязательно проводят за учебой. Кроме того, вычурные наряды девочек не отвлекают мальчиков на уроках.
Улучшение дисциплины
По мнению многих, дресс-код дисциплинирует. Школьная форма как бы психологически разделяет учащегося и отдыхающего от уроков. Проще говоря: надел форму – настроился на учебу, снял – можно расслабиться.
Отсутствие в школе неподобающей одежды
Сторонники формы любят приводить в пример предметы гардероба, которые едва ли подходят для посещения школы: короткие юбки, блузки и платья с глубоким вырезом, колготки в сеточку, ботфорты и пр. Дети в подростковом возрасте сложно поддаются контролю и не всегда родителям удается повлиять на то, в чем они идут на учебу.
Привыкание к дресс-коду
Есть немало профессий, где дресс-код является обязательным требованием. Сторонники школьной формы считают, что обязанность надевать для обучения определенную одежду, помогает детям привыкнуть к дресс-коду и в будущем не возмущаться из-за требований работодателя.
Отсутствие социального различия
Сторонники школьной формы считают, что если все дети выглядят одинаково, это исключает конфликты на почве социального неравенства. Так, над ребенком не будут насмехаться только из-за того, что его родители небогаты и не могут позволить купить ему дизайнерскую одежду.
Стоимость
Как ни странно, этот аргумент приводят обе стороны конфликта. Сторонники школьной формы считают, что комплект обойдется гораздо дешевле, чем одежда для повседневной носки, выбор которой часто меняется из-за смены стиля, моды и просто желания ребенка. Кроме того, школьная форма избавит от постоянных мучительных походов по магазинам одежды.
Минусы школьной формы
Противников школьной формы ничуть не меньше (если не больше). Свою позицию они в основном аргументируют следующим образом.
Стоимость
В ответ на аргумент, что школьная форма меньше бьет по кошельку, противники дресс-кода выдвигают свои аргументы: одного комплекта ребенку будет явно недостаточно. Из-за требований учебных заведений к форме, часто одежду приходится шить на заказ. Если ребенок активный, то за неделю он может сменить 3-4 комплекта. А поскольку в школу его в повседневной одежде могут не пустить, родители вынуждены заказывать сразу несколько костюмов.
Ребенку, помимо школьной одежды, нужна и повседневная – получается, что приобретение детских вещей для прогулок становится отдельной статьей расходов. А с учетом, что растут дети быстро, сумма сильно увеличивается.
Отсутствие индивидуальности
Самовыражение важно для любого человека в целом и ребенка в частности. Особенно остро этот вопрос стоит в подростковом возрасте, когда дети хотят отличаться и всячески демонстрировать свою индивидуальность, но при этом вынуждены носить школьную форму и «быть как все». Часто дети при таком раскладе ищут иные способы для самовыражения, и они могут оказаться куда более проблемными как для родителей, так и для педагогов.
Климатические условия
Дресс-код многих школ запрещает девочкам носить брюки. В условиях мягкого климата такое требование, возможно, и не будет вызывать возмущения, а вот в регионах со стойким минусом на термометре в течение полугода родители приходят в недоумение. Мальчики же даже в жаркую погоду вынуждены носить брюки.
Навязывание гендерных стереотипов
Во многих школах действует разделение «брюки – для мальчиков, юбки – для девочек», которое сильно выводит из себя родителей, воспитывающих дочерей. Они воспринимают запрет на выбор предмета гардероба нарушением прав человека.
3 года назад скандал вокруг школьной формы разразился в одной из школ Самары. Чтобы искоренить привычку девочек «одеваться вызывающе», директор запретила ученицам носить брюки даже классического кроя. Поводом послужило то, что школьницы надевали штаны в обтяжку. Эксперты по-разному отреагировали на такой запрет, но большинство действия директора возмутили. Активисты и общественные деятели призывали снять директора с должности.
Уход за одеждой
Нередко школьная одежда требует особого ухода: химчистки, стирки отдельно от других вещей из-за линьки, сушки в определенных условиях и т. д. И без того занятым родителям это сильно усложняет жизнь. Кроме того, часто из желания сэкономить, школьную одежду шьют из не самых качественных тканей. При постоянной носке одежда очень быстро приходит в негодность.
Отсутствие удобства
Форму нельзя назвать самым удобным предметом гардероба, особенно если ребенок активен и все свободное время не сидит на месте. Если одежда не сшита на заказ, то школьнику она может не подходить по параметрам, к примеру, если он слишком высокий, низкий, полный, худой и т. д. А если материал формы не отличается высоким качеством, то дискомфорт будут чувствовать все без исключения дети. Просидеть несколько часов в синтетике порой не под силу и взрослым.
Опять же, это касается школьниц, которые по уставу обязаны носить юбки. Если девочка посещает занятия после уроков, на которых в юбке ей будет неудобно, это вынуждает ее носить дополнительный комплект одежды. И если за рюкзаком или сумкой ребенок уследить еще может, то вот пакеты со «сменкой» часто забываются где только можно.
Нельзя однозначно сказать, положительно или отрицательно влияет школьная форма на учеников – у каждой из сторон свой взгляд на этот вопрос. А как относитесь к дресс-коду в школах вы? Делитесь мнениями в комментариях.
Автор: Анна Гусева,
специально для Mama66.ru
Автор
Источник