Есть ли польза от аниме
В последнее время некоторые родители и психологи начали высказывать свои опасения по поводу воздействия аниме фильмов на психику и поведение детей. Проведя обзор аниме-фильмов, можно сказать следующее. Индустрия аниме заняла все возрастные ниши. Используются различные приемы привлечения аудитории, от детской до взрослой. Детская аудитория привлекается сказочными сюжетами, красивыми картинками, интересными приключениями, но в ряде фильмов наблюдаются смысловые «перевертыши». Например, в фильме “Ведьмина служба доставки» мы видим милую девочку, ее добрую маму, заботливого отца, их дом уютный, светлый дом, утопающий в цветах. В наших традиционных представлениях такие герои олицетворяют свет, добро, правду. Автор фильма их так и позиционирует, но тут мы узнаем, что мама и дочка – ведьмы. У нас взрослых происходит когнитивный (смысловой) конфликт, а у детей, с их формирующейся системой понятий о добре и зле, происходит закладка, представлений отличных от наших. Оказывается, то, что в традиционных народных сказках было олицетворением темных сил, является светом.
Польза аниме:Непредсказуемость каждого отдельного аниме. Разумеется, что всевозможных ситуаций, в которых могут оказаться герои, хоть и много, но всё-таки конечное количество. При этом почти невозможно предсказать в какую именно ситуацию попадёт герой в следующем эпизоде.
Длительность. Обычная длительность сериала 26 серий, то есть месяц показа по одной серии в день. этого как раз хватает чтобы раскрыть характеры основных персонажей, объяснить суть интриги и показать пути её разрешения.
как следствие предыдущего – индивидуальность героев. Зачастую герои аниме-сериалов обладают очень сложным и противоречивым характером, кроме аниме столь полно показать душу и мотивы персонажа могут только книги.
“волшебные вещи”. Герой, который начал свой путь, постояно совершенствуется, взрослеет. Как правило, для того чтобы показать, что герой достиг более высокого уровня, ему даётся какой-то “магический артефакт”, как своеобразная “награда за труд и усердие”.
Сексуальность. В общем-то, заключающаяся в том, что у женских персонажей есть грудь ^_^. Вещь столь же неоднозначная как кукла Барби, но всё-таки это плюс. К тому же в Японии действует очень жёсткая цензура на все виды искусства, в том числе и на аниме.
Реалистичность. Будучи ориентированным в основном на подростков, аниме, а особенно это относится к сёнен-аниме(сёнен=мальчик[яп.]), аниме не скрывает что людей иногда убивают и что это некрасиво. Даже не в смысле моральных норм, а просто визуально. Что война – это не только солдаты-герои, но и кровь, и смерть, и разбитые меты, исковерканные жизни. Именно это не должно перейти в реальность, и поэтому об этом надо рассказать.
Эмоциональность. Во многом даже гипертрофированная, но именно она делает аниме по-настоящему живым. Именно способность по-настоящему проявлять эмоции помогает воспринимать героев как живых людей.
Арелигиозность. Поскольку с древности в Японии уживались Синто, Буддизм, Конфуцианство, религиозная терпимость стала нормой жизни. И аниме пропагандирует религию или её отсутствие.В сущности аниме только и показывает что каждый сам кузнец своего счастья, но не забывай: что посеешь, то и пожнёшь.
Красота. За редким исключением аниме красиво. Аниме зрелищно. При этом совершенно ненавязчиво, словно бы само собой разумеющеся, проявляется что внешность персонажа не влияет на его расположенность к добру или злу.
Осмысленность добра и зла. Добро и зло в аниме почти всегда мотивированны, что, как ни странно, размывает границу между ними. Что опять же добавляет реалистичности даже совершенно фантастическим сюжетам.
Самое же главное в том, что аниме учит ЗАДУМЫВАТЬСЯ о том что хорошо, а что плохо, давая богатую пищу для размышлений.
В наше время многие задумываются о вреде анимационных картин из Японии. Но что подразумевается под этим таинственным аниме? Если зайти в википедию, то мы увидим длинное определение, которое можно сказать намного короче.
Аниме – это японская анимация, рассчитанная в основном на подростков и взрослых (это не значит, что для детей аниме не существует), с характерной манерой рисовки.
Хотя и это звучит не слабо. Ну, про рисовку и так понятно, её не трудно отличить от наших мультфильмов, но есть и мультфильмы похожие на аниме. В пример люблю приводить мультфильм студии nickelodeon «Аватар легенда об Аанге». Но не об этом речь. В общем не в графике вред, это понятно, идём дальше.
Может, дело тогда в Японии?
И действительно, у японцев совершенно другой менталитет, и, возможно, это играет какую-то роль, но не столь значительную, о которой нам твердят все источники. Тогда остаётся возрастной контингент. И вот тут есть о чем поговорить. Пожалуй, у японцев немного другие возрастные рамки, и направленны те или иные вещи не на то что кажется с первого взгляда. Я, читая статьи различных психологов, много раз натыкалась на приведение в пример, чтобы доказать, что аниме вред, несоответствие возрастных ограничений. Многие, наверное, слышали о том, как где-то 12-ти летний мальчик/девочка, посмотрев какое-то аниме, покончили жизнь самоубийством. И по этой причине нужно ставить крест на всём аниме? Конечно же нет!
Давайте разберем такие случаи.
Для начала все психологи, дружной толпой, обвиняют во всех бедах аниме, которое дети посмотрели. Не родителей, которые не досмотрели за ребенком, не другие обстоятельства, а именно аниме. Почему так происходит? На это есть две причины.
Первая это страх «захвата разума» с помощью данной продукции. И ведь если задуматься, у аниме огромная аудитория по всему миру. Но, поверьте человеку, который знает и японцев и русских анимешников, тут захватом разума и не пахнет.
Ну, а вторая причина – навязывание, с помощью коррупции, этого мнение, поскольку это сильно влияет на нашу экономику.
Но вернемся всё же к нашим цветам жизни. И так берем обычного 12-ти летнего мальчика, который увлекся аниме. Родители, начитавшись разного добра, начинают перекрывать все каналы к просмотру аниме, а что делает ребёнок? Правильно – ищет способы посмотреть аниме, поскольку от запрета разгорается любопытство, особенно к тому, что ему смотреть категорически нельзя. И так, наш мальчик нашёл способ посмотреть аниме, и о какое чудо, он наткнулся на аниме с рейтингом 18+, нет я не про порнографию, а про аниме с сильным психологическим влиянием. Он его посмотрел, сути не понял, но пытается делать что-то похожее и, понимая, что он далёк от этого и у него ничего не получается, что делает? Естественно «уходит в лучший мир», поскольку в этом ему нет места.
Что тогда делать?
Для начала ни в коем разе не перекрывать доступ ко всему контенту, а лучше, наоборот, помочь ребенку с выбором, почитав отзывы на различные работы, сама лично советую работы Хаяо Мадзаки и Макото Синкая. Если ребенок будет вам доверять, то вам будет проще. Так что говорить, что аниме вред, я считаю просто неверным в корне.
А как же постоянные оголенные женские тела и виды на женские трусы?
Ну, во-первых, 99% случаев это аниме с разрядом 16+, а, уж, в этом возрасте, такое можно допустить. Во-вторых, даже в случае того 1% это подается так, что ребёнок не обратит на это внимание, если он конечно не озабоченный, ну, а если озабоченный, то уж, простите, но это вина родителей, что не доглядели и аниме тут не причём. Ну, и в-третьих, так, называемый фан сервис позволяет молодому поколению отвести все желания и мыслишки. Однако, если человек не уравновешенный или болеет какими-либо психологическими заболеваниями, ему противопоказаны некоторые жанры аниме, например ужасы, но это касается не только аниме. В пример влияния аниме на человека с неуравновешенной психикой. Не давний случай, когда 13-ти летняя девочка заказала своему парню убийство своих родных и он пошёл на это. Парень был неуравновешенным и, начитавшись крипипасты и насмотревшись Токийского гуля, стал считать себя главным героем крипипаты. Конечно же это единичный случай и подтверждает то, что аниме вовсе не абсолютно идеальное, но нет ничего идеального.
Итог: в аниме нет ничего вредного для здорового людей, где-то даже есть некая польза, просто нужно уметь смотреть что заложено в сюжет. При должном обращении аниме может стать вашим другом, а может даже и вы решите что не всё так плохо и вам понравится, ведь хорошие анимационные работы часто нас чему-то учат. Я желаю вам удачи на пути с аниме. Лично была жутким ненавистником аниме, пока не осознала, что мой любимый мультфильм, на самом деле аниме.
Многие родители выступают против того, чтобы их дети смотрели Аниме, обосновывая это вредным влиянием и пустой тратой времени. Однако, в наше время по телевизору показывают не мало фильмов и передач, которые, в действительности, пропагандируют насилие и нездоровый образ жизни. Задумайтесь над тем, какую модель построения семьи диктует всем известная телепередача Дом 2? А ведь её смотрит гораздо больше людей в России, чем японскую анимацию. Но никто не говорит о том, что полезного есть в Аниме сериалах и чему можно у них научится. Пора это исправить! Чтобы не пропустить новые статьи подпишитесь на мой канал в Яндекс. Дзен!
Аниме – Naruto
1. Аниме учит мечтать! Человек останавливается в развитии, когда перестаёт мечтать. До тех пор, пока его глаза горят мечтой, жизнь ему будет в радость! Мечтающий человек способен прожить долгую и интересную жизнь, двигаясь к своей мечте. Он способен вдохновлять миллионы людей вокруг и они будут ему помогать. Достаточно вспомнить главного героя Узумаки Наруто из аниме «Наруто» и его мечту стать Хокагэ – главой деревни. Весь сериал – это история о том, как он преодолевал трудности на пути к своей мечте и в итоге добился своего и более того, помог многим людям на своём Пути.
Аниме – Bleach
2. Аниме учит не сдаваться! Жизнь любого человека полна сложностей, препятствий и неожиданных неприятностей! Рано или поздно у всех опускаются руки и тогда человек ищет опору, которую найти крайне сложно, если нет рядом тех, кто готов тебя поддержать. Но если в сердце хранится образ Куросаки Ичиго из аниме «Блич» или Сирохама Кеничи из аниме «Сильнейший в истории ученик Кеничи», то ты находишь безграничный источник силы внутри себя! Тогда ты вспоминаешь их и понимаешь, что нет непреодолимых препятствий и любая стенка – это ступенька на твоём Пути, необходимая, чтобы ты вырос.
Аниме – Shijou Saikyou no Deshi Kenichi
3. Аниме учит не боятся! В большинстве аниме сериалов всегда есть более сильный противник, который, по началу, пугает главного героя до дрожжи в коленях. В реальной жизни многие несут этот страх через всю свою жизнь, ничего с ним не делая и от этого страдая. Но пример главных героев таких сериалов, как «Guilty crown», Атака Титанов, Стальной Алхимик и др. показывает нам правильные шаги на пути к преодолению наших страхов и победе над собой!
Аниме – Guilty Crown
4. Аниме учит смотреть на ситуацию с разных сторон! Сколько людей – столько и мнений, говорит известная мудрость. Очень часто в жизни человек живёт со своей проблемой так долго, что запутывается в ней и не способен с ней справится, но человек со стороны мог бы её решить легко и просто. Здесь и пригодится навык смотреть на ситуацию с другой точки зрения. Когда ты спрашиваешь себя, а как бы поступил Нара Шикамару из «Наруто» или Сора из No Game No Life – новые решения приходят сами собой.
Аниме – No game no life
5. Аниме прививает любовь к искусству! Сама по себе японская анимация – это шедевр мирового искусства. Никто не станет спорить с тем, что Хаяо Миядзаки с его произведениями «Мой Сосед Тоторо», «Навсикая из долины ветров», «Унесённые призраками» и другими шедеврами – гениальный художник и режиссёр. На аниме студиях работают тысячи замечательных художников с тонким чувством прекрасного, способные передать в каждом штрихе свою любовь к искусству и научить своему мироощущению. Анимация – это один из способов вдохновить мир и людей на движение к лучшему!
Анимашки студии Гибли – Хаяо Миядзаки
Чтобы не пропустить новые статьи подпишитесь на мой канал в Яндекс. Дзен! Оставляйте комментарии к статье и ставьте лайк, если понравилось! Так вы поможете каналу развиваться!
Широко обсуждаемую в СМИ проблему о роли аниме в формировании личности нельзя назвать простой. Вопрос о том, как аниме влияет на психику подростка, не имеет однозначного ответа: японская мультипликация имеет и положительные, и отрицательные стороны, а степень её воздействия на неокрепшее сознание во многом зависит от множества сопутствующих факторов.
Аниме в российской культуре: причина популярности
Японское аниме заметно отличается от мультфильмов, создаваемых в России, США и странах Европы.
Всё яркое всегда привлекает взгляд
Самыми яркими характерными чертами можно являются:
- Изображение персонажей в искажённых пропорциях. Это связано с тем, что всё в аниме, включая внешность, имеет символьное значение и призвано заострять внимание на конкретных аспектах характера персонажа.
- Особая рисовка лица: заострённые черты, гипертрофированно крупные глаза и практически не прорисованные нос и губы.
- Отличающаяся от реалистичной цветовая гамма: либо слишком яркая, с контрастными оттенками, либо, наоборот, мрачная, состоящая в основном из чёрных, коричневых и синих тонов.
Секрет популярность аниме кроется во многом в сильных эмоциях, показываемых на экране.
Причём они часто выглядят преувеличенными, что привлекает подростков, ведь именно в возрасте 12-17 лет интенсивность и понятность чувств является главным, что определяет степень интереса к тому или иному произведению.
Фантастические миры и персонажи – это всегда интересно
Хотя есть и другие «приманки»:
- занимательные сюжеты, часто имеющие фантастические или мистические мотивы;
- красиво изображенные герои;
- яркие спецэффекты;
- качественная, хорошо передающая эмоциональный настрой музыка.
Японские аниматоры отлично разбираются в психологии, поэтому целевая аудитория у таких мультфильмов всегда широкая.
А за счёт разнообразия сюжетов и жанров значительная часть подростков, если даже не увлекается аниме, то хотя бы изредка смотрит его.
Роль традиционной культуры в японской мультипликации
Любой мультфильм априори влияет на психику – это главное назначение искусства в целом и анимационного в частности.
Вопрос в том, положительным или отрицательным является это воздействие.
Прежде всего необходимо учитывать, что аниме как вид мультипликации является продуктом японской культуры, заметно отличающейся от культуры европейских народов.
Сцен насилия в аниме не больше, чем в американских или российских фильмах
Сюжеты, образы героев и транслируемые ценности основываются на традициях этой древней страны, отвечая её требованиям, особенностям и идеалам.
Но, попадая в другую культуру, понятные любому японскому подростку символы теряют своё значение и превращаются в лучшем случае в ненужный элемент событий, а в худшем диаметрально меняют смысл аниме.
В аниме, как в обычных мультфильмах, часто поднимаются серьёзные вопросы, на которые зрители должны найти ответ в ходе просмотра.
Но люди, воспитанные на совершенно иных традициях, не в состоянии правильно интерпретировать поднятую проблему. В итоге предполагаемый воспитательный момент исчезает или приобретает негативный оттенок.
Существует мнение, что подростки, насмотревшись японских анимационных мультфильмов, выходят на улицу и начинают на самом деле убивать. Да, такая опасность есть.
Сцены насилия в аниме действительно более графичные, чем в русских или европейских мультиках. В японской культуре нет негласного «табу» на изображение крови и смерти.
Это способно оказать негативное влияние на сознание ребёнка, который смотрит такие мультфильмы в большом количестве.
Однако нельзя сказать, что влияние подобных сцен в японских аниме более серьёзно, чем пропаганда насилия в современных фильмах производства США или в «бандитских» сериалах России начала двухтысячных годов.
Психологи о влиянии аниме на подростковую психику
По мнению специалистов, мультфильмы в стиле «аниме» действительно способны оказывать неблагоприятное воздействие на неокрепшую психику детей и подростков.
Аниме, как и любой вид искусства, может повлиять на неокрепшую психику
Причём удары наносятся по нескольким направлениям:
- Происходит подмена социальных ценностей. Например, привлекательная, ласково разговаривающая тётя по ходу сюжета может оказаться злой колдуньей. Но в российской традиции внешность персонажей, как правило, даёт представление и о его сущности. Дети знают, что красивой бывает добрая принцесса, а уродливой – баба Яга, живущая в неопрятной избушке на курьих ножках. Возникает конфликт, разрушающий прежние представления о добре и зле, отрицательно сказывающийся на оценке окружающего мира. Одновременно срабатывает стереотип «красивый – значит хороший», заставляющий ребёнка невольно подражать отрицательному, но мило выглядящему персонажу.
- Фантастические миры, показываемые в аниме, настолько привлекательны, что подростку трудно вернуться к нормальной действительности. Так что чрезмерное увлечение аниме часто становится причиной эскапизма – ухода от реальности. В итоге дети теряют интерес к общению со сверстниками, забывают прежние увлечения, перестают уделять внимание учёбе.
- Быстрое мельтешение кадров и напряжённость сюжета заставляет мозг подростка находиться в постоянном стрессе, который не всегда проходит после завершения серии.
Резкая смена контрастных цветов опасна для людей, склонных к эпилепсии или страдающих скрытыми психическими болезнями. Так, 38 серия аниме-сериала «Покемоны» вызвала эпилептический припадок у 685 японских подростков, после чего была запрещена для показа.
- Превращение людей в жутких монстров, убивающих направо и налево, расшатывает психику и может не только сформировать подсознательный страх перед другими людьми, но и стать «спусковым крючком» для развития психического заболевания.
Из-за своей неокрепшей, только начавшей формироваться психики, подростки поневоле попадают в группу риска при просмотре большого количества аниме.
Аниме: мультфильмы для подростков или взрослых
У нас принято считать, что мультфильм – это по молчанию фильм для детей, но в Японии большая часть аниме адресована взрослой аудитории
В России любые мультфильмы априори считают развлечением для детей.
В Японии такого разделения не существует: анимационные фильмы снимаются как для малышей, так и для взрослых людей.
На несовершеннолетних в полной мере ориентирован лишь один жанр – «комодо», остальные же предполагают взрослую или юношескую аудиторию.
В связи с этим часто происходит ситуация, когда аниме, предназначенное исключительно для взрослых людей и поднимающих сложные социальные вопросы, транслируется по телевидению в «детское время».
Яркий пример – начинающийся вполне безобидно мультфильм о Второй мировой войне, с ужасающей графичностью показывающий последствия взрыва атомной бомбы над Хиросимой.
Итогом просмотра таких «детских мультиков» может стать не только нервный срыв, но и настоящая психологическая травма.
Способы борьбы с аниме: советы родителям
Воспитывать ребенка должны родители, а не телевизор
В век Интернета практически невозможно полностью защитить подростка от какой бы то ни было информации.
Любой мультфильм или сериал легко можно скачать с сайта либо просмотреть онлайн.
Поэтому у родителей есть лишь несколько способов снизить негативное влияние аниме на сознание подростка:
- Контролировать время, проводимое у экрана.
- Следить за возрастным рейтингом мультфильмов, попадающих в руки их детей.
- Проводить больше времени с ребёнком (в этом случае у него будет меньше повода искать утешения у выдуманных персонажей).
- Создать тёплые и доверительные отношения с «юным поколением», чтобы иметь возможность вовремя отследить опасные изменения.
- Помочь подростку найти дополнительное увлечение, которое не позволит ему уйти в виртуальный мир (это может быть даже рисование всё того же аниме или астрономия, если, к примеру, школьника привлекают фантастические сюжеты).
- Разобраться, хотя бы в минимальном объёме, в особенностях японской культуры и вовремя разъяснять ребёнку смысл символов, которые он видит в аниме.
Влияние аниме на психику подростка – не миф, однако его негативные проявления сильно преувеличены.
Значительная часть вреда, которую могут принести японские анимированные мультфильмы, проявляется лишь в том случае, если ребёнок не имеет других увлечений либо его психика ослаблена стрессом или тяжёлым эмоциональным переживанием.
В этом видео вы узнаете, стоит ли запрещать аниме:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.