Есть ли польза от двоек сочинение
– Какое все же хлопотное дело – проверка сочинений! – сокрушалась Ольга
Семеновна, подтягивая к себе очередную тетрадку. Мысли вязли, как мухи в
варенье, глаза болели от мелькания строчек, и даже время замедляло свой бег, с
трудом пробираясь сквозь знойную патоку бабьего лета. Хотелось бросить все к
чертовой бабушке, сбежать в парк, дразнивший уютной прохладой, улечься на берег
пруда и пускать беззаботно кораблики, свернутые из тетрадных страниц…
Тетрадка была помятой, со следами чернил и надорванным краем обложки. Первой
строкой красовалось название:
Ольга Семеновна сморщила носик – традиционная школьная тема набила оскомину.
И если бы хоть писали с фантазией – а то все, как один: мальчик раскаивается,
сестра осуждает, мама горюет. «Не горюй, я обязательно исправлюсь!» – обещает
мальчик. Все верят и счастливо улыбаются. Занавес. Пять с плюсом. И жиденькие
аплодисменты в награду за отсутствие ошибок…
Ольга достала из сумки совсем еще новенькую методичку, нашла раздел
«рекомендаций для написания сочинений по картине», пробежала глазами мелкий
шрифт и снова вернулась к тетради…
«Пусто, нехорошо на душе от такого молчания… Тошным жаром лежит на плечах
старенькое пальто, парит тело в натопленной комнате, щекочет побитым мехом
пунцовые щеки. То ли стыд их так разукрасил, то ли навеяло по дороге морозным
дыханием. Далека была дорога домой, да неласкова. Тянул руку набитый портфель, а
всего сильнее тянула проклятая двойка, змеей подколодной забравшаяся в дневник.
– Что ж ты, Пашенька! – вздыхает мать, смотрит, качая головой, пытаясь поймать
взгляд непутевого сына.
Молчит Пашка, слушает. Как часы тикают, как дышит ему в грудь, повизгивая,
верный Полкан. Как кряхтит на кухне дед Савелий Игнатьевич, выдвигая на середину
старую лавку. Зацепился неловко за железный таз, ругнулся тихонько. Стар стал,
только и может, что лавку подвинуть да розги смочить. Нет былой силы в руках, не
то что у сына его, у Петрушеньки.
Вздрогнула от резкого звука мать, уронила сцепленные руки в передник. Ох, и скор
на расправу Петр Савельевич! Скор и жесток. Помнит еще усталое тело былую
размолвку. За детей вступилась, перечить стала. А не понимает, что для их
собственной пользы муж так старается… Вот и пришлось на себе испытать силу его
убеждения. Да и то верно – два пацана в доме растут, тут рука твердая нужна,
воспитание строгое. Вон и дочка на выданье – мало ли что в голову придет в ее
неспокойном-то возрасте!
Хорошо помнит дочка отцову науку. Помнит так, словно не вчера, а только минуту
назад голосила на лавке, билась под солеными прутьями, растрепав по плечам
черные волосы. Только взглянула на брата – заныли рубцы подзабытою болью, не
дают опуститься на стул. Стоит он – пустой, одинокий – подставкою для портфеля.
А в портфеле – вот уже год, как одни пятерки, и ни одного замечания. Смотрит
Алена на брата, в душе усмехается. Хоть и жалко его, непутевого, а как начнет
под розгой вопить тонким голосом, как девчонка какая – так забавно становится.
Только смотреть ей отец не велит. Вновь из кухни прогонит. А младшему скажет
остаться – пусть знает, как лень-матушка лечится. Вот подрастет чуток – сам
вопить станет – а куда же без этого? А пока смотрит Митюха, да руль в руках
вертит… смотрит и радуется – опять вечером будет потеха! Вот только батя с
завода придет, да про Пашкину двойку узнает…
Молчит Пашка. И чудится ему, что не дед, а сам батя ворошит в тазу мокрые
прутья. Вот возьмет один, покрепче да потолще, пропустит через кулак, глянет
сурово:
– Что стоишь, двоешник? Шагом марш с голым задом на лавку!
И прижмется полированное вертким телом дерево к озябшей коже, и захватит мать
полотенцем запястья. Взлетит розга, заполнит тонким свистом вселенную. Вгрызется
соленый прут в мягкое тело, ужалит тысячью рассерженных ос и выльется визгом из
раскрытого рта. Пойдет крик гулять по тесной кухне, наткнется на стены,
просочится сквозь старые трещины в любопытные уши соседей. И вздохнут они, кто
злорадно, кто жалостно – эх, непутевый, опять двойку принес!
Молчит Пашка, в пол смотрит.
– Сбегу, – думает. – Как есть, сбегу. Вот и пальто снимать не стану. И пусть он
теперь Аленку с Митюхою порет. Им это только на пользу – Митюха-то вредный
какой, а сестрицу батя жалеет, вполсилы сечет. Вот только как мамку оставить?
Хорошая у нас мамка, добрая. Не то, что училка школьная! Злая, как крыса, и
такая же хитрая. Урок не выучишь – чует. Цап дневник – и к доске. А пока у доски
потеешь, слова подбираешь – она уж и двойку в него нарисует, и замечание.
– Ее бы сюда! – с отчаяньем думает Пашка. – Вот батя пороть начнет, так я вместо
себя ее, змеюку, представлю. Всю, какая есть, с острым носом, в каштановых
локонах. Ляжет, как миленькая, вытянется на лавке, сплющит о доски красивую
грудь. А батя ее как приложит – и выгнется она дугой, уронит очки с переносицы,
брызнет слезами на пухлые щеки. Завизжит громко, начнет пощады просить… А батя ей
еще, и еще – угощайся березовой кашей, нам не жалко – мы еще наварим! Будешь
знать, как двойки ставить, да сочинения глупые выдумывать!
И так тепло Пашке от мыслей этих, так вдруг радостно стало, что улыбнулся он
украдкой, Полкану верному подмигнул – крепись, брат, вытерпим. Нам не впервой…»
Ольга быстро захлопнула тетрадку, спрятала в ладони горящие щеки. Прислушалась,
как сердце бодро, по-стахановски молотит по ребрам пудовой кувалдой. Мысли
неслись галопом, вдогонку стремительно убегающему рассудку.
– Кто… посмел… Издевается, сволочь… и как только узнал? У меня что, на лбу это
написано? И что теперь прикажете писать ему в комментариях? Как за такое оценку
поставить? И какую оценку? Конечно, не пять с плюсом… Любимое
произведение… Картина маслом «Не ждали»… Все, с меня хватит! Увольняюсь, к
чертовой матери – назад, к природе… В парк имени Горького. В детство…
Ольга Семеновна нервно захихикала, срываясь на всхлип.
– Оленька, что с вами? На вас лица нет! – заботливо поинтересовался коллега,
зашедший в учительскую за журналом. Ольга опять схватилась рукою за щеку, словно
проверяя, на месте ли еще лицо, затем так же поспешно опустила ладонь на лежащую
перед ней злосчастную тетрадку. Придавила покрепче, нервно улыбаясь вошедшему.
Зачем-то выложила сверху сумочку и принялась лихорадочно листать наугад взятую
из стопки работу.
– Нездоровится что-то… – прошептала пересохшими от волнения губами. – Я,
пожалуй, пойду…
– Не переживайте, Оля, все образуется! Я первый год тоже нервничал. Эти дети –
такие выдумщики! Их хлебом не корми – дай поиздеваться над учителем! Эх, пороть
их некому… – усмехнулся историк, сочувственно глядя на Ольгу.
– Нет, нет, что вы – замечательные детки, просто замечательные… – пробормотала она,
торопливо запихивая в сумку непроверенные работы, – просто сплошные
киндер-сюрпризы…
Весь вечер Ольга Семеновна, глотая валерианку и сморкаясь в платок, просидела
над тетрадкой юного ценителя живописи. Всевозможные варианты комментариев, от
«Психушка по тебе плачет» до «Родителей с ремнем срочно в школу», были ею
тщательно рассмотрены и с глубоким сожалением отвергнуты по ряду педагогических
причин… В сотый раз перечитала окончание, встала к зеркалу, откинула с лица
надоедливую челку… «Вся, какая есть, с острым носом, в каштановых локонах, –
повторила занозой засевшую фразу. – А щеки у меня вовсе не пухлые!…»
В итоге работа потянула на четверку с минусом – как значилось в пояснении «за
хромающую орфографию и отсутствие детального описания образа бабушки, Прасковьи
Филипповны, ушедшей в магазин за горохом».
На исходе первой четверти в учебном плане опять возникла угроза сочинения по
картине. «Ну, погоди, фантазер – второй раз номер у тебя не пройдет!» – ликовала
находчивая Ольга Семеновна. На сей раз она была во всеоружии – заранее
проработала все возможные варианты и остановилась на самом безобидном: раз уж
молодой человек отдает такое предпочтение живописи, то пусть напишет маленький
этюд, посвященный «пейзажам в полотнах великих мастеров эпохи Возрождения».
Писать много не надо, все тетради будут собраны со звонком…
Вечером Ольга Семеновна пораньше закончила все домашние хлопоты, отложила в
сторону стопку непроверенных тетрадей, забралась с ногами в любимое кресло и с
видом победителя схватила ту, единственную, которая дразнила и мозолила глаза
весь бесконечно-долгий рабочий день.
Сочинение начиналось с троеточия и, по замыслу автора, в названии не нуждалось.
Прилежный ученик с первых же строк старательно принялся описывать пейзаж:
«…Высятся на горизонте янтарные горы. Две речушки, скрывая истоки, сбегают
послушно к напоенному солнечным светом лазурному морю. Отблески лазури щедрыми
мазками ложатся на небо и подножия гор. Змеятся реки, неся живительную влагу
утомленным жарким солнцем растениям. Небо купает солнечный свет в прозрачной
воде. Все связано воедино волшебной гармонией теплого летнего дня».
– Действительно, пейзаж! – с облегчением вздохнула Ольга Семеновна,
переворачивая страницу.
«Лазурь закончилась у подножия правой горы. Отложив кисть, молодой подмастерье
отступил на шаг от холста, прищурился, склонив набок кудрявую голову. Вздохнул,
обозревая картину. Пейзаж – оно конечно, и правильно, однако кто ж его за спиною
разглядывать станет! Тут главное – лицо, а лица-то и нету… Сидит фигура глиняным
истуканом – руки живые, каждая ниточка в рукавах прорисована, а лицо –
светло-коричневый блин, обрамленный каскадом курчавого волоса.
Все не устраивает Мастера: нарисует – замажет, снова рисует… ищет чего-то. А
сегодня и вовсе сорвался – кисти бросил, музыкантов велел распустить и заперся в
кабинете с натурщицей…
Тяжело подмастерью видеть беспомощность Мастера. Знает Мастер, что хочет
поймать, а поймать-то не может. Бывало, проснется среди ночи, спустится в
мастерскую и ходит, ходит перед картиной, глаз не спускает. Все пейзаж
прорисовывает… А пейзаж-то, он что – просто фон, и ничего более…
Тут вдруг – почудилось – то ли смех, то ли крик женский. Притих юноша, подошел
тихо к стене, прислушался. Нет, видать, померещилось. Побрел обратно, лазурь
морскую с солнечным светом мешать…
Распахнулась дверь, стремительно вошел в мастерскую хозяин, отбросил прочь
измочаленный прут.
– Мастер Леонардо, все готово – протянул ему кисть ученик. Горы писать будете?
– Может, и горы…
Сочными мазками легли на картину хребты, утопили в море свои темные тени. Тихо,
словно боясь спугнуть диковинную бабочку, зашла следом за Мастером молодая
красивая женщина, оправила платье, пригладила волосы под темной вуалью. Встала
нерешительно рядом…
– Садись! – не отрываясь от холста, бросил Мастер.
– Сейчас? – удивилась женщина, поднимая на Мастера покрасневшие, подернутые
влажной дымкой глаза. – Но Лео… я не смогу…
– Я сказал – садись в кресло, – нахмурился Леонардо, отрываясь от работы и строго
глядя на упрямицу. – Немедленно!
И куда девался ее строптивый нрав! – удивлялся внимательный подмастерье.
Бережно опустилась в кресло покорная женщина. Подалась вперед, устраиваясь
поудобнее, незаметно оперлась, перенесла свой вес на подлокотники. Коснулась
жесткого сиденья саднящими ягодицами. Пробежала по телу дрожь, смешала в глазах
боль и радость, тронула губы загадочной полуулыбкой.
Загляделся на Лизу Леонардо. Вдохновенно схватился за кисть, велел
подмастерьям скорее смешивать краски. И впервые за четыре безрадостных года
озарилось победной улыбкой лицо великого Мастера – создателя дивных пейзажей…»
…Через месяц Ольга Семеновна забрала у директора заявление об уходе, которому
мудрое школьное руководство так и не дало ход. И, сбежав к городскому пруду с
переспелыми листьями, сложила бумажный кораблик, вздохнув с облегчением.
Кораблик покачивался на черной воде заблудившимся лебедем, и Оля рассеянно
провожала взглядом последнее свидетельство своего, чуть было не состоявшегося,
поражения.
Она принимала брошенный вызов – принимала с удовольствием и все более
возрастающим профессиональным азартом…
На следующий день весь класс подавленно молчал, получив задание написать
сочинение по картине знаменитого русского авангардиста Казимира Малевича.
И только одна авторучка, замерев на секунду, принялась бойко покрывать чуть
помятую страницу неровными строчками…
Источник
Озвученная лидером ЛДПР Владимиром Жириновским идея отменить в школах двойки и колы получила горячую поддержку со стороны психологов. Они заявили, что этот шаг был бы полезен для позитивного отношения к школе и для формирования мотивации учиться. Высказаться захотели не только российские психологи, но и их коллеги из Казахстана и Украины. Вот результаты экспресс-опроса, который провел по этому поводу корреспондент «МИР 24».
«Как-то незаметно в педагогике понятие «отметка» перешло в понятие «оценка». А это две большие разницы, — говорит психолог из Архангельска Иванна Кашина. — Если ответ или работа ученика отмечена как «неудовлетворительная», это повод ее доработать. Если же оценена таким образом, то это ярлык, причем позорный. Какую функцию он несет, помимо деморализации и формирования феномена «выученная беспомощность», я не знаю».
«Педагогическая система, основанная на прямом оценивании, критикуется уже давно, — говорит психолог, психоаналитик из Алматы Александр Скуртул. — С психологической точки зрения, особенно в начальных классах, главным для ребенка является пробуждения интереса, а не формирование конкурентной среды».
По словам специалиста, оценки становятся бессмысленными после формирования желания изучать предметы и познавать мир. А чтобы ребенок понимал свой уровень успешности, потребуется объективное отражение его личности, и это задача учителя. В дальнейшем его позицию займет преподаватель или научный руководитель, сообщество. Монтессори педагогика, например, как одна из практикующих отказ от оценок, показывает свою эффективность, при правильно организованной системе, уже не первый год.
А психолог из Запорожья Ирина Баранова высказалась еще более жестко. «Двойки — это допотопный стереотип мышления учителей и родителей эпохи тоталитаризма, метод подавления, а не стимулирования интеллектуальной активности», — сказала она.
С точкой зрения, что никакого положительного влияния на успеваемость двойки и колы не несут, согласна и социолог Галина Романовская из Москвы. «Очень многие дети испытывают стрессы и страдают, получая такую оценку, — сказала она корреспонденту „МИР 24“. — Если ученик не подготовил материал, то пусть сдает его после уроков в другой день. Есть еще и такой момент, что человек может иметь психологический блок на какую-либо книгу или материал, и я считаю допустимым такой материал заменять, если он согласовывает это с учителем».
На то, что двойка, как пример «отрицательного подкрепления», малоэффективна в задаче усвоения знаний и получения профессиональных навыков обучающимися, указывает и психолог из Казани Алексей Фуреев. «Полученная отрицательная оценка не дает ребенку представления о том, как нужно учиться правильно, и ребенок тратит свои способности и силы на то, чтобы научиться избегать „наказания“ от учителя. А избежать „наказания“ можно разными путями, например прогуляв контрольную, списав ответы у соседа или из интернета и т.п.», — говорит он.
А вот психолог из Санкт-Петербурга Ирина Фунтикова убеждена, что все оценки и отметки нужны и важны, и двойки в том числе. «В моем представлении двойка — это про то, что ученик не смог соответствовать определенным рамкам и правилам, — говорит она. — То есть либо есть пробел в знаниях, либо неумение презентовать их, либо недопонимание в диалоге с учителем. Это не хорошо и не плохо, это информация для дальнейших выводов и решений. Например, уметь презентовать свои знания в рамках определенных требований — это отличный навык на будущее, как и умение выстраивать успешную коммуникацию с очень разными людьми».
По словам специалиста, возможная фрустрация после двойки может быть замечательной прививкой и стимулом к дальнейшим действиям. Другой вопрос — эмоциональная реакция взрослых, которая связана со страхами самих этих взрослых. Но это уже отдельная история — про страхи вообще и про психологические защиты, в том числе — про выращивание взрослой позиции.
С нею согласна и психолог, кандидат психологических наук из Москвы Татьяна Бондаренко. «Нельзя отменять экзамены, двойки, — сказала она корреспонденту „МИР 24“. — Это важный показатель уровня знаний учащегося. Уравнивание не приводит к равноправию, к которому стремились все революционеры. Это приводит только к негативным последствиям».
По мнению психолога из Москвы Ольги Осиповой, нужен разный подход к старшей и к младшей школе. «В начальной школе (1-4 класс) двойки противопоказаны, так как в этом возрасте главное, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы нравилось. А двойка легко может привести к неверию в себя, отбить интерес и желание учиться. Детям нравится делать то, что у них получается. Здесь нужны особые требования к учителям начальных классов, — говорит специалист. — Что касается 5-11 классов, если учитель использует двойку как информацию о том, насколько ученик владеет темой и дает адекватную обратную связь ученику и родителям, то двойка имеет право на существование. Детям же в дальнейшем сдавать всякие экзамены и прочие ЕГЭ, которые оцениваются в также в цифрах. Бывает, к сожалению, нередко, что учитель использует отметки в качестве оценки личности ученика или своего недовольства его поведением, что уж совсем неприемлемо. Но это уже не про двойки, а про учителя».
По мнению психолога, психотерапевта из Одессы Ирины Главацкой, большого смысла отменять двойку как оценку, может быть и нет. А вот изменить отношение к двойке, как к чему-то унизительному и позорящему, явно стоит. Информация об оценках ученика должна быть доступна только учителю, ученику и его родителям, уверена эксперт. И эта практика уже существует во многих странах мира. А в США, например, не приветствуется даже, если сами ученики делятся с друзьями информацией о своей успеваемости. Это личное дело каждого.
Источник
По какой причине ребенку могут поставить «два».
Двойки бывают у всех. Если найдется ребенок, который ни разу за школьные годы не получил ни одного «неуда», его нужно будет отметить, как уникального. А вот причины у двоек бывают разными. И, кстати, именно от этих причин, а не от самого факта получения негативной оценки должна зависеть реакция на нее родителей.
Рассмотрим вероятные причины получения двоек.
Ошибки, непонимание материала
Иногда ученик действительно не готов к уроку. Он не выучил, не понял, не смог рассказать, написать или решить. Тогда, логично, что итог может быть и отрицательным. Двойка заслужена. Родители вполне справедливо могут сказать:
Надо исправлять, учить, делать. Не огорчайся, но поработать на результат придется основательно.
Лень и безразличие к учебе
Тот, кто ничего не делает, не ошибается, как принято говорить. Но в школе отсутствие результата приводит к негативной оценке. И это действительно тяжелая ситуация, когда мотивации учиться нет. Нужно искать причины и устранять их по мере сил и возможностей. Возможно у ребенка возникло взаимное непонимание с учителем, а может быть он много пропустил и теперь не может самостоятельно догнать класс. Может быть он просто больше любит играть в компьютерные игры или гонять в футбол.
Необходимо выяснить, в чем дело, и попытаться пробудить у ребенка мотивацию. Можно попытаться объяснить непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием. Напомнить, что каждый человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.
Неуспеваемость во время учебного процесса ускоряется, ведь не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя в сложных домашних заданиях. Но, без мотивации не получится, так что ищите ее и боритесь с ленью всеми возможными способами (подкуп и шантаж тоже подойдут).
Слишком сложная программа
Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижную школу, гимназию или лицей с множеством сложных предметов. Требования у учителей высокие, ребенок не справляется. После занятий у него болит голова, он устает и нервничает. Сами родители сокрушенно вздыхают:
В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!
Но, если очевидно, что ребенок не справляется, нужно просто выбрать для него школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.
Плохое поведение и забывчивость
Бывают двойки не за знания, например, из-за плохого поведения или забытой дома тетради. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным – вот задача родителей в данном случае. Ну и поговорить с учителем тоже лишним не будет, ведь оценивать предмет разрешено только за знания. А поведение — это отдельная тема.
Конфликт с учителем
Учителя тоже люди и, к сожалению, зачастую имеют субъективное отношение к ученикам. В современных школах конфликт ученика с учителем совсем не редкость. В силу субъективных обстоятельств учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое.
Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества – ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс. В старших классах придется или налаживать отношения или менять школу.
Случайность
В этом случае какой-то процент случайных двоек допустим, – только бы он не превышал норму. Кстати, бывает, что двойки появляются и по ошибке учителя, например при заполнении электронного дневника. За этим нужно следить.
Осознанный отказ учиться
Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу. Хотя в некоторых школах практикуют профильные классы. Если же ученик не хочет учиться в принципе, предстоит серьезная работа, в том числе и с привлечение психологов.
Первые двойки…Оценки, которые могут настроить ребёнка на не простое просиживание уроков в школе от звонка до звонка, но и получение знаний. Знаний, от которых зависит воплощение мечты в жизнь. Главное понимать, что случайная двойка не должна становиться камнем преткновения в общем становлении ребёнка. Оценку следует рассматривать как стимул к познанию того, что по каким-то причинам осталось неизученным.
Источник