Есть ли польза от экономической науки

Лёха Лещенко
6 мая 2019 · 9,6 K
Прочитал, что экономика позволяет людям эффективно распоряжаться ограниченными ресурсами. Можете привести конкретные, понятные примеры, на примере жизни обычных людей, людей работающих на себя и людей с мелким бизнесом?
Главный редактор издания «Популярный университет», химик по образованию, продвигаю массы… · popuni.ru
Экономика обычному человеку дает прежде всего понимание того, как получаются деньги и каков их круговорот в мире. Базовое знание этой науки открывает некоторые преимущества: например, вы можете понять, в какой валюте лучше хранить деньги, и как их приумножить. Бывают ситуации, когда процент по кредиту в одном банке ниже ставки по вкладу в другом, что позволяет знающему человеку пользоваться этим и тратить меньше денег. Грамотный подход к выбору ипотеки, например, позволит вам переплачивать меньше. Знание законов рынка поможет оценить будущую стоимость товаров в соответствии с их спросом и предложением.
совершенно верно, экономика это наше все
Знание и понимание основ экономики позволяет грамотно составлять бизнес-план намечаемой деятельности, чтобы иметь возможность прикинуть её эффективность в ближайшем будущем. А также позволяет составить бизнес-концепцию и следовать определённой бизнес-стратегии для поддержания этой эффективности в более отдаленном будущем. Как-то так в моём представле… Читать далее
Спс я ето в сочинение возьму
Экономика в широком смысле – это хозяйство. Экономические процессы окружают нас постоянно всю нашу жизнь. Наука же “экономика” изучает эти процессы и ищет способы их эффективной работы, т.е. как потратить поменьше ресурсов, чтобы получить побольше благ. Знание экономики, как минимум, позволит Вам понимать и адекватно оценивать происходящие в вашей… Читать далее
Что первично: экономика или политика?
Психология.
Политика – умение заключить союзы и настоять на своей точке зрения. Экономика – умение грамотно вложить имеющиеся ресурсы. Опускаемся во времена пещерного человека, и становится ясно, что вожак не выбирался, а пробирался на верх по трупам. Стараясь получить поддержку у более слабых особей. Собственно, вот она, политика, я считаю, когда никакой экономикой ещё и не пахнет.
А “психология” я написал потому, что и политика, и экономика – лишь инструменты получения желаемого. Именно психология движущая сила, которая заставляет человека выбрать один из инструментов.
Прочитать ещё 2 ответа
Чем занимается экономика? Можно ли стать хорошим экономистом, если не любишь и не очень понимаешь математику?
кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС
Экономика занимается огромным количеством самых разных вещей. Экономистов так же много, как и разных докторов. Если говорить более широко, то экономика занимается тремя большими кусками: производством товаров и услуг, их распределением и обменом в обществе, ну и, наконец, тем, как эти товары и услуги удовлетворяют потребности общества. Дальше все это дробится на огромное число самых разных видов деятельности и профессий.
Но все экономические профессии, так или иначе, имею дело с большим объемом чисел, которые соединяются между собой с помощью математических моделей, даже если это не всегда напрямую понятно.
Так что для большинства практических экономистов рабочий инструмент – электронные таблицы, базы данных и их анализ с использованием разных формул. Ну а теоретические экономисты также берут все эти данные и проверяют с их помощью различные гипотезы и взаимосвязи между числами, полученными при анализе экономических процессов.
Прочитать ещё 1 ответ
Что большинство людей не знают?
Я не прав, потому что мои выводы не уложатся в твоей голове.
Многие не знают того, что кишечник это планета, населённая жителями – микробами, которые бывают разных видов, и каждый отдельный их вид способен по-своему влиять на погоду в организме путём выделения гормонов. Они управляют нашими предпочтениями через чувства комфорта и раздражения, а мы часто принимаем их манипуляции за свои привычки. Но мы можем выбирать, кого из них кормить. А сознательно меняя реакцию на их сигналы, мы можем навязывать им новые правила игры.
Прочитать ещё 9 ответов
Источник
Экономика должна быть экономной. Люди старшего поколения хорошо помнят этот лозунг советского времени, раздражавший своей тавтологией. Хотя, если вдуматься, не такой уж этот тезис глупый, каким кажется на первый взгляд.
Экономика (понятие впервые введенное еще древнегреческим философом Ксенофонтом: «эйкос» — домашнее хозяйство и «номос» — закон) – это наука о хозяйственных отношениях, о ведении процессов производства, использовании и распределении ресурсов, сбыте и потреблении товаров и благ на уровне государства, города, области, отдельного предприятия.
Говоря попросту, экономика – это наука о правильном ведении хозяйства. А экономная экономика – это наука об экономном ведении хозяйства, то есть об эффективном.
Еще экономикой называют систему отношений, которые связаны с управлением и ведением хозяйства и само хозяйство страны, мира, региона. Существует понятие мировая экономика, рыночная, плановая, производственная, смешанная и пр.
Мировая занимается изучением ведения международной торговли, в ее основе лежат отношения между национальными экономиками.
В основе рыночной экономики – частная собственность и свободное предпринимательство.
При плановой – все ресурсы в общегосударственной собственности распределяются государством. Но какой бы экономика не была, в ее задачи входит улучшать хозяйственную деятельность, регулировать процессы производства, потребления, обмена и распределения благ.
Изучение экономики позволяет прийти к более рациональному ведению хозяйства. Если у власти находятся грамотные экономисты, которые заботятся о благе государства, это позволяет вывести страну на более высокий экономический уровень. Если на предприятии хороший экономист, то предприятие развивается, заключает выгодные контракты и процветает.
Зачем нужно изучать экономику людям, избравшим для себя эту деятельность в качестве основного занятия – понятно. Знаний много не бывает, пусть продолжают изучать. А вот нужно ли изучать экономику обычным людям, чья жизнь и деятельность совершенно не связаны ни с управлением государством, ни с управлением предприятием?
Найдется очень много людей, которые твердо уверены: знания экономики им абсолютно не нужны. Особенно, если учесть, что в экономике все «прекрасно разбираются» даже без знаний. Ведь не взирая на образование, сферу деятельности, мы всегда даем советы, как лечить, как воспитывать детей и как управлять страной, чтобы поднять государственную экономику.
Получается, куда ни глянь, везде одни медики, педагоги и экономисты. В общем, все в экономике разбираются лучше, чем правительство и дипломированные специалисты. Причем, такое отношение наблюдается в любой стране. Но, увы, такие «знания» в экономике не приносят пользу ни стране, ни отдельно взятым гражданам.
Все-таки в экономических законах стоит разбираться по-настоящему. Эти знания полезны для любого человека: от владельца даже самого маленького бизнеса и обычной домохозяйки до директора крупного завода.
Ведь ежедневные проблемы, которые возникают в жизни простого обывателя, тесно связаны с экономикой. Брать ли кредит, как выгоднее сделать ремонт, как отложить деньги на море, как распределить зарплату, как отложить на учебу детям и еще 1000 таких «как», на которые трудно найти правильный ответ.
Законы экономики для простых обывателей
Можно выделить 9 основных законов экономики, обдумав которые как следует, простые обыватели смогут даже без повышения зарплаты улучшить свою жизнь:
1. Закон дефицита – чем товар более редкий, тем он дороже. (Не стоит гоняться за дефицитом и переплачивать, ведь обходились же вы как-то без него раньше).
2. Закон спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше цена на товар. (Не ищите тот же дефицит. Если все перестанут им интересоваться – цена на него упадет).
3. Закон замены. (Замените дорогие жареные биточки на салат из капусты – и деньги сэкономите и для здоровья полезнее).
4. Закон связанности. (Поднимается цена на один товар, значит скоро поднимется и на другой. Запасайтесь!)
5. Закон убывающей доходности. (Затраты на производство со временем увеличиваются, а стоимость уменьшается, соответственно и доходы тоже. Для производителей – плохо. А вот потребители могут подождать, пока цены снизятся, но, правда, и товары смогут исчезнуть, как нерентабельные).
6. Закон возрастающей доходности. (Если производство больше, чем у конкурентов, предприятие – более известное, цены на его товары растут. Покупайте товары менее известных фирм – они дешевле).
7. Закон выбора. (Выбирайте товары, соответствующие вашим предпочтениям).
8. Закон отдельной цены. (Цена зависит от вашей готовности платить за товар).
9. Закон максимума. (Каждый стремится получить как можно больше выгоды: кто-то – при производстве, кто-то – при продаже, а простые обыватели – при покупке товаров. Покупайте товары по выгодным ценам!)
Однажды Бернард Шоу в шутку сказал, что зная законы экономики, от жизни можно получать удовольствия гораздо больше, чем без экономических знаний. Шуточное высказывание, но абсолютно верное.
Источник
После глобального финансового кризиса и рецессии 2007-2009 годов критика экономической профессии усилилась. То, что никто, кроме немногих профессиональных экономистов, не смог предугадать ситуацию (последствия которой чувствуются до сих пор), уже заставило многих задуматься: значат ли экономисты что-либо существенное для общества. Если они не были в состоянии предвидеть что-то настолько важное для благополучия людей, то какая от них польза?
В самом деле, экономисты не смогли предсказать большинство крупных кризисов в прошлом веке, в том числе тяжелый экономический спад 1920-21 и 1980-82 годов, а также худший из всех – Великую депрессию после краха рынков в 1929 году. В архивах новостей за год до начала этих спадов я не нашел практически никакого предупреждения от экономистов о тяжелом кризисе впереди. Вместо этого газеты публиковали мнения руководителей бизнесов и политиков, которые, как правило, очень оптимистичны.
Ближе всего к реальному предупреждению был инцидент накануне спада 1980-82 годов. В 1979-ом глава Федеральной резервной системы Пол Волкер сказал (совместно с экономическим комитетом Конгресса США), что Соединенные Штаты столкнулись с “неприятными экономическими обстоятельствами”, и настала “необходимость в жестких решениях, сдержанности и даже к самопожертвованию”.
Тем не менее, всякий раз, когда назревал кризис в прошлом веке, широкий консенсус среди экономистов сводился к тому, что никакого кризиса не будет. Насколько далеко я могу заглянуть, почти никто в экономической профессии (даже такие гении как Джон Мейнард Кейнс, Фридрих Хайек или Ирвинг Фишер) не выступил с публичным заявлением, которое бы предсказывало Великую депрессию.
Большинство экономистов направляют свои усилия на вопросы, далекие от создания перспективного консенсуса в отношении фондового рынка или уровней безработицы. Но мы должны быть благодарны им за то, что они это делают
Как очертил историк Дуглас Ирвин, главным исключением из этого правила стал шведский экономист Густав Кассель. В серии лекций в Колумбийском университете в 1928 году Кассель предупредил о “длительном и мировом экономическом кризисе”. Но его, скорее техническое, обсуждение (в котором основное внимание было сосредоточено на денежной экономике и золотом стандарте) не представляло собой новый консенсус среди экономистов. И, таким образом, средства массовой информации не сообщили о четкой тревоге.
Интересно, что после катастрофы 1929-го тогдашние новости содержали мало доказательств общественного недовольства экономистами. Так почему к неудаче в предвидении последнего кризиса относятся настолько по-разному в экономической профессии? Почему этот промах (в отличие от предыдущих неудач в прогнозировании) спровоцировал такое недоверие к экономистам?
Одной из причин может быть ощущение, что многие экономисты хотели самодовольно содействовать “гипотезе эффективных рынков” – мнению, которое исключало обвал цен на активы. Полагая, что рынки всегда знают лучше нас, они предупредили лишь нескольких простых смертных (включая меня) о том, что не стоит завышать цены на акции и жилье. После того, как оба рынка резко рухнули, доверие к профессии также обвалилось.
Но эта критика несправедлива. Мы не обвиняем врачей за то, что они не предсказали нам наши болезни. Наши недуги во многом случайны, и даже если наши врачи не могут сказать нам, какие из них у нас обнаружат в следующем году или как устранить все наши страдания, когда эти недуги появятся, то мы все равно рады за ту помощь, которую доктора могут предоставить. Кроме того, большинство экономистов направляют свои усилия на вопросы, далекие от создания перспективного консенсуса в отношении фондового рынка или уровней безработицы. И мы должны быть благодарны, что они это делают.
В своей новой книге “Экономисты на Триллионы Долларов” Роберт Литан из Института Брукингса утверждает, что экономическая профессия “создала триллионы долларов дохода и богатства для Соединенных Штатов и остального мира”. Это звучит как хороший вклад для относительно небольшой профессии, особенно если провести простые вычисления. К примеру, в Американской экономической ассоциации, которую я возглавляю, лишь 20 тыс. членов. Но если они вместе создали, скажем, $2 трлн доходов и богатства, то это около $100 млн от каждого экономиста.
То, что большинство экономистов не богаты, не означает, что они не сделали многих иных людей намного богаче
Циник мог бы спросить: “Так если экономисты такие умные, то почему они не самые богатые люди в мире?”. Ответ прост: большинство экономических идей являются общественным благом, которое не может быть патентовано или иначе принадлежать изобретателям. И то, что большинство экономистов не богаты, не означает, что они не сделали многих иных людей намного богаче.
Забавная вещь: книга Литана подробно описывает много умных и малых идей о том, как лучше заниматься бизнесом или даже управлением экономикой. Эти идеи лежат в сфере оптимального ценообразования и маркетинговых механизмов, регулирования монополий, управления природными ресурсами, предоставления общественных благ и финансов. Ни одна из них не стоит триллион долларов, но взятые вместе – дают огромный экономический эффект.
Книга под названием “Как экономическая наука делает нашу жизнь лучше”, редактированная Джоном Зигфридом в 2010 году, подчеркивает реальное воздействие таких нововведений: торговля выбросами, налоговые льготы на трудовой доход, низкие торговые тарифы, социальное обеспечение на работе, более эффективная денежно-кредитной политика, аукционы новаторских решений, дерегулирование в транспортном секторе, более успешная антимонопольная политика, умное использование существующих программ для содействия экономии на пенсию.
Инновации, описанные в книгах Литана и Зигфрида, показывают, что экономическая профессия произвела огромное количество чрезвычайно ценной работы. Да, большинство экономистов не в состоянии предсказать финансовые кризисы – так же, как и врачи не в состоянии предсказать болезнь. Но, как и врачи, они сделали жизнь явно лучше для всех.
Роберт Шиллер,
лауреат Нобелевской премии по экономике 2013 года,
профессор экономики Йельского университета,
один из создателей индекса Case-Shiller в США по ценам на жилье.
Накануне было опубликовано третье с 2000 года издание его книги:
Иррациональное изобилие
Project Syndicate, 2015
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Курс должен быть практическим — с финансовыми играми, задачами и тренингами.
Ежегодно в начале учебного года разгораются дискуссии о практичности и уместности школьных образовательных программ. Например, нужно ли в обязательном порядке школьникам изучать экономику? Или ее стоит перенести в категорию факультативных курсов, которые выбирают осознанно лишь те, кто планирует связать свою жизнь с работой в бизнесе и в сфере финансов? В этом вопросе мы решили разобраться подробнее.
Что такое экономика?
Экономика — это наука в первую очередь про взаимоотношения между людьми, которым необходимо принимать решения в условиях ограниченных ресурсов. В понятие «ресурсы» входят не только деньги, это еще и время, потраченное на выполнение определенных задач, интеллектуальный капитал (знания человека и их ценность). С экономическими отношениями каждый российский школьник сталкивается каждый день: покупка сока в школьной столовой уже является экономической сделкой, и на нее распространяется действие базовых экономических законов.
Как изучают экономику школьники России?
В России экономика не является обязательным общеобразовательным предметом, и в состав ЕГЭ она не входит. По своему усмотрению ее включают в программу отдельных колледжей, лицеев и даже обычных школ в профильных классах, в которых учеников готовят к поступлению на финансово-экономические специальности в вузах. Как правило, в школах не открывают отдельные вакансии для преподавателей экономики, и этот предмет читают педагоги смежных курсов.
Курс экономических знаний, который читают в общеобразовательной школы, максимально упрощен, он дает представление о базовых понятиях и практически не касается глубоких математических расчетов. В то же время он понятный и простой, позволяют школьнику заинтересоваться этой наукой, получить представление о том, как работают экономические законы в реальной жизни.
Зачем изучать экономику?
Экономика позволяет получить четкое представление о том, как устроен окружающий мир. Почему подорожали продукты? Как скачок национальной валюты скажется на семейном бюджете? Почему Катя и Маша получали в школе одинаковые оценки, но Катиной зарплаты едва хватает на жизнь, а Маша отдыхает за границей три раза в год? Люди, не имеющие представления о рынке, скажут: «Повезло». А на самом деле это — элементарный экономический закон: Маша как специалист продала себя и свои знания дороже. Кто-то с завистью смотрит на вакансии Юникредит и думает, что никогда не сможет получать такие деньги. Но ведь причина в том, что человек сам отказался вкладывать деньги в свое образование. Ведь получение знаний — это тоже инвестиции в себя, то есть экономические отношения.
К сожалению, приходится констатировать, что население России в большинстве своем экономически безграмотное. А это приводит к большим проблемам: люди просто не знают, как планировать свой бюджет, берут кредиты в банках, не могут с ними расплатиться и становятся банкротами.
Практическое применение экономических знаний
Научиться осознанно использовать экономические знания очень важно. Тем более, что на практике понять теоретический материал проще. Например, понятие «пассивного дохода» дается школьникам не так легко. Но если предложить ребенку откладывать карманные деньги не в копилку, а на депозит (можно договориться с родителями о выплате «процентов», то есть и их втянуть в увлекательную экономическую игру), он увидит, что пассивный доход — это выгодно, и деньги работают сами по себе, а ребенок получает финансовую выгоду. В будущем это мотивирует уже взрослого человека искать возможности пассивного дохода и инвестирования — а от этого выиграет и он сам, и экономика страны.
Или завести финансовый дневник и записывать все расходы, а потом вычеркнуть статьи, от которых можно отказаться и вместо этого купить что-то действительно нужное и полезное. Например, если неделю отказываться от газировки, то можно купить футболку с модным принтом, которую так хотелось, но родители отказали. Подростки, да и большинство взрослых, попросту не понимают, сколько «сжирают» разные бесполезные покупки товаров, которые стоят, казалось бы, немного, но при ежедневном их потреблении выходит огромная сумма. Таких примеров можно привести множество.
Через год после окончания школы вчерашние школьники по законодательству становятся полностью взрослыми — они получают полную дееспособность и уже самостоятельно управляют своими финансами. Они будут зарабатывать деньги и тратить их — поэтому очень важно научить их делать это правильно.
И вместо заключения
Изучать экономику в школе нужно. Но это должен быть курс для старшеклассников, которые уже достаточно взрослые и логично мыслящие. А сам курс должен быть не скучным изложением теоретического материала, а практическим — с финансовыми играми, задачами и тренингами. Тогда школьники не просто полюбят экономику, а еще и поймут ее и будут применять знания в реальной жизни.
Источник