Газета все для пользы дела

«Для по́льзы де́ла» – рассказ русского писателя Александра Солженицына, написанный весной 1963 года и опубликованный в том же году журналом «Новый мир». Сюжет основан на реально произошедшем в Рязани случае, когда у студентов техникума отобрали построенное их руками здание.

Сюжет[править | править код]

Действие рассказа происходит в конце 1950-х годов в Рязани. Заканчиваются летние каникулы, и студенты электронного техникума с трепетом ожидают переезда в новое просторное здание с общежитием, которое возводилось в течение семи лет при их непосредственном участии – вместе с преподавателями они безвозмездно посвящали строительству все выходные. Старое тесное здание уже давно не отвечает требованиям техникума, а из-за отсутствия общежития иногородним до сего момента приходилось жить на частных квартирах у посторонних людей. Учебный год начнётся уже через два дня, и переезжать нужно срочно, однако директор Фёдор Михеевич с горечью сообщает, что из-за некоторых недоделок придётся немного подождать. Из-за бюрократических проволочек сдача объекта, судя по всему, откладывается до сентября.

Во второй половине того же дня в техникум неожиданно приезжает комиссия из Москвы во главе с Хабалыгиным, директором завода релейных приборов, который курировал строительство нового учебного комплекса. Фёдор Михеевич надеется, что они приехали посмотреть недостроенный объект и ускорить сдачу его в эксплуатацию с перечнем недоделок, но комиссию больше интересует старое здание, и после небольшой экскурсии они сообщают шокирующее известие – новая постройка будет отдана запланированному в этом городе научно-исследовательскому институту, а техникуму придётся подождать ещё несколько лет – так надо «для пользы дела». Возмущённый и растерянный директор идёт на приём к секретарю горкома Грачикову, своему фронтовому товарищу. Переделка почти готового здания техникума в институт потребует огромных средств, решение выглядит глупым, поэтому принципиальный Грачиков соглашается помочь приятелю – вместе они собираются обратиться к первому секретарю обкома Кнорозову. Тем временем недовольство среди студентов растёт, появляются предложения написать коллективную жалобу в министерство или даже устроить забастовку. Все негодуют и ждут официальных объяснений.

Жёсткий и волевой Кнорозов непреклонен, он гордится тем, что, как Сталин, не меняет решений и считает, что репутация города будет выше, если здесь появится НИИ. Выясняется также, что запланированный институт намерен возглавить Хабалыгин – он рассматривает этот переход как повышение и поэтому не возражал вчерашней комиссии. Грачиков требует от Кнорозова содействия, поскольку в деле строительства коммунизма доверие студентов гораздо важнее, чем основанный на обмане престиж. В конце концов секретарь обкома идёт на компромисс, соглашается отдать техникуму соседнее только что начатое здание общежития, предлагая переделать его в техникум. Это решение выглядит ещё более безумным, ведь маленькие жилые комнаты придётся переоборудовать в учебные аудитории, потребуется усиление перекрытия для установки станков, а это повлечёт за собой полную переделку первого этажа и прочие внушительные затраты. Рассказ заканчивается встречей Фёдора Михеевича и Хабалыгина на строящемся объекте, последний руководит установкой забора и нечестным способом прибавляет к институту часть территории соседнего техникума.

Создание и публикация[править | править код]

С июля 1957 года Солженицын жил в Рязани, где работал учителем физики и астрономии в средней школе № 2. По словам Александра Твардовского, в 1963 году он оставил преподавание и сообщил о желании написать повесть о молодёжи, с которой активно взаимодействовал все последние годы[1]. 15 апреля писатель уехал в Солотчу – посёлок в двадцати километрах к северо-востоку от города, поселился в девятом номере гостиницы «Загородная», расположенной в кельях бывшего женского монастыря, и там начал рассказ «Для пользы дела». Рассказ основан на реальных событиях, и многие персонажи имеют прототип. Например, образ Кнорозова срисован с настоящего первого секретаря рязанского обкома Алексея Ларионова, который возвысился с помощью безумной аферы и после разоблачения покончил жизнь самоубийством. Директор техникума и директор завода – реальные лица, прототип Грачикова – учитель рязанской школы, где работал автор[2].

Из Солотчи 17 мая Солженицын направил рукопись в «Новый мир». Редакция отнеслась к рассказу одобрительно, так, Твардовский 28 мая записал в своей рабочей тетради: «Новый рассказ Солженицына – сила. Того, что там на 1½ листах, хватило бы на “острый, проблемный” роман типа Г. Николаевой»[3]. Несмотря на это, рукопись подверглась некоторой цензуре, в частности, был удалён отрывок, где один из студентов призывает товарищей начать забастовку. После произошедших годом ранее новочеркасских событий слово «забастовка» было запрещено в советской печати, удалялось из всех публикаций, в том числе из данного рассказа[4]. Автор был возмущён сделанными изменениями: «До того уж почувствовал журнал свои права на меня, что летом, пока я был в отъезде, без моего ведома уступил цензуре несколько острых выражений. Вернувшись, я упрекнул их горько»[5].

«Для пользы дела» опубликовали в седьмом номере «Нового мира» на страницах 58-90, общий тираж номера составил 120 750 экземпляров. После публикации Солженицын подарил библиотеке рязанского политехникума этот номер «Нового мира» со своим автографом, однако в 1970-х годах, во время гонений на писателя, из подаренного журнала страницы с рассказом по указанию КГБ были вырваны[6].

Отзывы[править | править код]

После публикации рассказ стал большим общественным событием и, как отмечал сам автор, «по близости к привычной советской тематике вызвал непропорционально большой поток читательских писем и некоторую дискуссию в прессе». Противостояние между сталинистом секретарём обкома Кнорозовым и прогрессистом секретарём горкома Грачиковым продолжилось на страницах журналов и газет, слова положительного героя «не в камнях, а в людях надо коммунизм строить» импонировали большинству интеллигенции, которую в то время Солженицын ещё не называл «образованщиной»[7]. По мнению Варлама Шаламова, главное в рассказе – это глубоко педагогическая мысль, что ложь перед молодёжью трижды большее преступление. Шаламов похвалил также удачно найденное название рассказа и его многогранность: «Эта очень тонкая работа, по существу, своеобразное отражение вовсе других не равнозначащих событий, авторский ответ на вопросы, которые вовсе не исчерпываются содержанием рассказа»[8].

Читайте также:  Жить здорово кофе польза и вред

С резкой критикой рассказа выступил на страницах «Литературной газеты» заместитель главного редактора Юрий Барабаш, обвинив автора в попытке «решать сложнейшие идейно-нравственные проблемы, судить о людях и их поступках вне реальных жизненных связей, оперируя абстрактными, не наполненными конкретным социальным содержанием категориями»[9]. С этим мнением не согласился писатель Даниил Гранин, напечатавший в той же газете ответную статью под заголовком «Прав ли критик?»[10]. «Новый мир» в десятом номере на страницах 193-198 поместил подборку читательских писем в защиту Солженицына, затем редакция журнала настояла на публикации в «Литературной газете» своего усовещающего письма.

Сам автор отзывался о своём произведении тоже весьма критически, называя его проходным и неглубоким. «Противный осадок остался у меня от напечатания этого рассказа, хотя при нашей всеобщей запретности даже он вызвал немало возбуждённых и публичных откликов. В этом рассказе я начал сползать со своей позиции, появились струйки приспособления»[5]. Те же мысли он позднее высказал в письме читателю Семёнову: «Рассказ этот менее значителен, чем предыдущие, мельче их»[11].

Память[править | править код]

В 2003 году в рязанском электронном колледже, прототипе описанного учебного заведения, открылся литературный музей, посвящённый рассказу «Для пользы дела», где были выставлены фотоснимки, пишущая машинка «Колибри» и другие личные вещи писателя. Солженицын не смог приехать на открытие музея из-за болезни, но прислал благодарственное письмо и книгу с автографом[12]. Кроме того, на фасаде колледжа была установлена мемориальная доска: «В этом здании с февраля по апрель 1963 года собирал материалы к рассказу “Для пользы дела” русский писатель, лауреат Нобелевской премии, почётный гражданин Рязани Александр Исаевич Солженицын»[13].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Владимир Лакшин. «Новый мир» во времена Хрущёва. – М.: Книжная палата, 1991. – С. 104. – 272 с. – (Популярная библиотека). – ISBN 5-7000-0201-9..
  2. ↑ Александр Солженицын. Рассказы и крохотки. – М.: АСТ, Астрель, 2006. – С. 615, 616. – 704 с. – ISBN 5-17-035249-2..
  3. ↑ Александр Твардовский (Публикация В. А. и О. А. Твардовских). Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. – 2000. – № 9. – С. 152.
  4. ↑ Александр Солженицын. Выступление по испанскому телевидению // Directisimo. – Мадрид, 20 марта 1976..
  5. ↑ 1 2 Александр Солженицын. Бодался телёнок с дубом. – М.: Согласие, 1996. – С. 88..
  6. ↑ Андрей Блинушов. Александр Солженицын в Рязани. История, культура и традиции Рязанского края (12 апреля 2012). Дата обращения 11 июля 2012. Архивировано 7 октября 2012 года..
  7. ↑ Пётр Вайль, Александр Генис. Поиски жанра. Александр Солженицын. library.ru. Дата обращения 9 июля 2012..
  8. ↑ Варлам Шаламов. Новая книга. – М.: Эксмо, 2004. – С. 653..
  9. ↑ Юрий Барабаш. Что есть справедливость? // Литературная газета. – 31 августа 1963..
  10. ↑ Даниил Гранин. Прав ли критик? // Литературная газета. – 15 октября 1963..
  11. ↑ Наталья Решетовская. Александр Солженицын и читающая Россия. – М.: Советская Россия, 1990. – С. 149. – 416 с. – ISBN 5-268-01370-X..
  12. ↑ В Рязани функционирует литературный музей «Для пользы дела» (недоступная ссылка). nuralis.ru. Дата обращения 9 июля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года..
  13. ↑ Владимир Гордиенко. Музей «Для пользы дела» открыт // Рязанские ведомости. – 2 июля 2003..

Ссылки[править | править код]

  • Рязанский колледж электроники – официальный сайт описанного в рассказе учебного заведения

Он строго с нас спрашивал, но и прощал очень многое, зачастую игнорируя служебные инструкции, если это шло на пользу делу.

Объясните, что это для пользы дела и каждого в отдельности.

Так и в вашем бизнесе всё лучшее, все знания, умения, хитрости ради пользы дела – всё это достаётся ему, вашему делу.

Пили исключительно для пользы дела – за процветание нашего банка и его собственников.

Второй принцип: Разделяйте «чтение для пользы дела» (которое даёт вам ответы на конкретные житейские или рабочие вопросы) и «чтение для удовольствия» (которое обогащает ваш внутренний мир, развивает вас как личность).

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать

Карту слов. Я отлично

умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова лакать (глагол), лакал:

Вся его работа была на виду, каждый его шаг запротоколирован, все контакты происходили лишь с санкции руководства, причём при непременном условии, что они пойдут на пользу делу.

– Это слишком радикально, но для пользы дела не помешало бы.

Именно поэтому «для пользы дела» я читаю исключительно саму книгу, а не то, что «около книги».

Его даже не нужно было об этом спрашивать: его дом, занятия, внешность, манеры, всё его существо говорило в пользу дела.

И ты и я лгали ради пользы дела.

Ради пользы дела врач просто обязан быть на некоторой дистанции от пациента (в обиходе это называется несправедливо – «очерстветь»).

Другой счастлив своими знаниями, которые нужны людям, обществу, и он их передаёт другим для пользы дела.

Для пользы дела необходимо себе отдать отчёт в прошлом, дабы не повторять ошибки в будущем.

Не забывай, что в разведке есть жёсткий закон – каждый имеет право голоса, если для пользы дела.

Читайте также:  Польза оливкового масла во время беременности

Хотя они бывают эгоистичными и даже порой эгоцентричными, из них получаются превосходные лидеры, умеющие преобразовывать всё что угодного ради пользы дела.

От природы они питают отвращение к чрезмерным проявлениям эмоций, однако весьма способны вспылить, если считают, что это для пользы дела.

Так я для пользы дела согласился.

Никакой тоски для пользы дела.

Ради пользы дела между людьми, проживающими в этом замке, на время подготовки отменены некоторые правила этикета.

Это принесло очень большую пользу делу.

Речь, как видим, шла о политическом подлоге ради пользы дела и во имя сокрытия недобросовестного исполнения своей миссии.

Измени дело твоё. Зло мыслиши на сердце своём о своём орудии, и не веси творити кое; и ты, человече, измени орудие своё: несть ти на пользу дело твоё.

Не идёт на пользу делу и конкуренция с другими объявлениями.

Да и как мы себя не можем переломить для пользы дела, уставимся как баран на новые ворота и ни с места, ничего не видим и неслышим кроме собственного я.

Даже разгоны полётов всегда были с пользой дела.

Не замечаете за собой подобного, для пользы дела придётся культивировать.

Даже сеточку для волос надену ради пользы дела.

Для пользы дела, разумеется.

А это никак не на пользу дела.

Испытания и те и другие устраивают, для пользы дела, как раз-таки покой-застой нарушают.

Приятным такое не назовёшь, но, в конце концов, я соглашалась с ним, и каждый раз это шло на пользу дела.

Иногда для пользы дела можно и прилгнуть.

Но если я делился, поскольку хотел быть интересным, то он – для пользы дела: привлекал меня то на один кружок, то на другой.

Слава богу, вскоре начнётся серьёзное восстание, и моя жизнь сможет послужить на пользу делу свободы.

Я это говорю не для красного словца, а для пользы дела.

Источник

Источник

«Для по́льзы де́ла» – рассказ русского писателя Александра Солженицына, написанный весной 1963 года и опубликованный в том же году журналом «Новый мир». Сюжет основан на реально произошедшем в Рязани случае, когда у студентов техникума отобрали построенное их руками здание.

Сюжет[править | править код]

Действие рассказа происходит в конце 1950-х годов в Рязани. Заканчиваются летние каникулы, и студенты электронного техникума с трепетом ожидают переезда в новое просторное здание с общежитием, которое возводилось в течение семи лет при их непосредственном участии – вместе с преподавателями они безвозмездно посвящали строительству все выходные. Старое тесное здание уже давно не отвечает требованиям техникума, а из-за отсутствия общежития иногородним до сего момента приходилось жить на частных квартирах у посторонних людей. Учебный год начнётся уже через два дня, и переезжать нужно срочно, однако директор Фёдор Михеевич с горечью сообщает, что из-за некоторых недоделок придётся немного подождать. Из-за бюрократических проволочек сдача объекта, судя по всему, откладывается до сентября.

Во второй половине того же дня в техникум неожиданно приезжает комиссия из Москвы во главе с Хабалыгиным, директором завода релейных приборов, который курировал строительство нового учебного комплекса. Фёдор Михеевич надеется, что они приехали посмотреть недостроенный объект и ускорить сдачу его в эксплуатацию с перечнем недоделок, но комиссию больше интересует старое здание, и после небольшой экскурсии они сообщают шокирующее известие – новая постройка будет отдана запланированному в этом городе научно-исследовательскому институту, а техникуму придётся подождать ещё несколько лет – так надо «для пользы дела». Возмущённый и растерянный директор идёт на приём к секретарю горкома Грачикову, своему фронтовому товарищу. Переделка почти готового здания техникума в институт потребует огромных средств, решение выглядит глупым, поэтому принципиальный Грачиков соглашается помочь приятелю – вместе они собираются обратиться к первому секретарю обкома Кнорозову. Тем временем недовольство среди студентов растёт, появляются предложения написать коллективную жалобу в министерство или даже устроить забастовку. Все негодуют и ждут официальных объяснений.

Жёсткий и волевой Кнорозов непреклонен, он гордится тем, что, как Сталин, не меняет решений и считает, что репутация города будет выше, если здесь появится НИИ. Выясняется также, что запланированный институт намерен возглавить Хабалыгин – он рассматривает этот переход как повышение и поэтому не возражал вчерашней комиссии. Грачиков требует от Кнорозова содействия, поскольку в деле строительства коммунизма доверие студентов гораздо важнее, чем основанный на обмане престиж. В конце концов секретарь обкома идёт на компромисс, соглашается отдать техникуму соседнее только что начатое здание общежития, предлагая переделать его в техникум. Это решение выглядит ещё более безумным, ведь маленькие жилые комнаты придётся переоборудовать в учебные аудитории, потребуется усиление перекрытия для установки станков, а это повлечёт за собой полную переделку первого этажа и прочие внушительные затраты. Рассказ заканчивается встречей Фёдора Михеевича и Хабалыгина на строящемся объекте, последний руководит установкой забора и нечестным способом прибавляет к институту часть территории соседнего техникума.

Создание и публикация[править | править код]

С июля 1957 года Солженицын жил в Рязани, где работал учителем физики и астрономии в средней школе № 2. По словам Александра Твардовского, в 1963 году он оставил преподавание и сообщил о желании написать повесть о молодёжи, с которой активно взаимодействовал все последние годы[1]. 15 апреля писатель уехал в Солотчу – посёлок в двадцати километрах к северо-востоку от города, поселился в девятом номере гостиницы «Загородная», расположенной в кельях бывшего женского монастыря, и там начал рассказ «Для пользы дела». Рассказ основан на реальных событиях, и многие персонажи имеют прототип. Например, образ Кнорозова срисован с настоящего первого секретаря рязанского обкома Алексея Ларионова, который возвысился с помощью безумной аферы и после разоблачения покончил жизнь самоубийством. Директор техникума и директор завода – реальные лица, прототип Грачикова – учитель рязанской школы, где работал автор[2].

Читайте также:  Польза сливы для здоровья кратко

Из Солотчи 17 мая Солженицын направил рукопись в «Новый мир». Редакция отнеслась к рассказу одобрительно, так, Твардовский 28 мая записал в своей рабочей тетради: «Новый рассказ Солженицына – сила. Того, что там на 1½ листах, хватило бы на “острый, проблемный” роман типа Г. Николаевой»[3]. Несмотря на это, рукопись подверглась некоторой цензуре, в частности, был удалён отрывок, где один из студентов призывает товарищей начать забастовку. После произошедших годом ранее новочеркасских событий слово «забастовка» было запрещено в советской печати, удалялось из всех публикаций, в том числе из данного рассказа[4]. Автор был возмущён сделанными изменениями: «До того уж почувствовал журнал свои права на меня, что летом, пока я был в отъезде, без моего ведома уступил цензуре несколько острых выражений. Вернувшись, я упрекнул их горько»[5].

«Для пользы дела» опубликовали в седьмом номере «Нового мира» на страницах 58-90, общий тираж номера составил 120 750 экземпляров. После публикации Солженицын подарил библиотеке рязанского политехникума этот номер «Нового мира» со своим автографом, однако в 1970-х годах, во время гонений на писателя, из подаренного журнала страницы с рассказом по указанию КГБ были вырваны[6].

Отзывы[править | править код]

После публикации рассказ стал большим общественным событием и, как отмечал сам автор, «по близости к привычной советской тематике вызвал непропорционально большой поток читательских писем и некоторую дискуссию в прессе». Противостояние между сталинистом секретарём обкома Кнорозовым и прогрессистом секретарём горкома Грачиковым продолжилось на страницах журналов и газет, слова положительного героя «не в камнях, а в людях надо коммунизм строить» импонировали большинству интеллигенции, которую в то время Солженицын ещё не называл «образованщиной»[7]. По мнению Варлама Шаламова, главное в рассказе – это глубоко педагогическая мысль, что ложь перед молодёжью трижды большее преступление. Шаламов похвалил также удачно найденное название рассказа и его многогранность: «Эта очень тонкая работа, по существу, своеобразное отражение вовсе других не равнозначащих событий, авторский ответ на вопросы, которые вовсе не исчерпываются содержанием рассказа»[8].

С резкой критикой рассказа выступил на страницах «Литературной газеты» заместитель главного редактора Юрий Барабаш, обвинив автора в попытке «решать сложнейшие идейно-нравственные проблемы, судить о людях и их поступках вне реальных жизненных связей, оперируя абстрактными, не наполненными конкретным социальным содержанием категориями»[9]. С этим мнением не согласился писатель Даниил Гранин, напечатавший в той же газете ответную статью под заголовком «Прав ли критик?»[10]. «Новый мир» в десятом номере на страницах 193-198 поместил подборку читательских писем в защиту Солженицына, затем редакция журнала настояла на публикации в «Литературной газете» своего усовещающего письма.

Сам автор отзывался о своём произведении тоже весьма критически, называя его проходным и неглубоким. «Противный осадок остался у меня от напечатания этого рассказа, хотя при нашей всеобщей запретности даже он вызвал немало возбуждённых и публичных откликов. В этом рассказе я начал сползать со своей позиции, появились струйки приспособления»[5]. Те же мысли он позднее высказал в письме читателю Семёнову: «Рассказ этот менее значителен, чем предыдущие, мельче их»[11].

Память[править | править код]

В 2003 году в рязанском электронном колледже, прототипе описанного учебного заведения, открылся литературный музей, посвящённый рассказу «Для пользы дела», где были выставлены фотоснимки, пишущая машинка «Колибри» и другие личные вещи писателя. Солженицын не смог приехать на открытие музея из-за болезни, но прислал благодарственное письмо и книгу с автографом[12]. Кроме того, на фасаде колледжа была установлена мемориальная доска: «В этом здании с февраля по апрель 1963 года собирал материалы к рассказу “Для пользы дела” русский писатель, лауреат Нобелевской премии, почётный гражданин Рязани Александр Исаевич Солженицын»[13].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Владимир Лакшин. «Новый мир» во времена Хрущёва. – М.: Книжная палата, 1991. – С. 104. – 272 с. – (Популярная библиотека). – ISBN 5-7000-0201-9..
  2. ↑ Александр Солженицын. Рассказы и крохотки. – М.: АСТ, Астрель, 2006. – С. 615, 616. – 704 с. – ISBN 5-17-035249-2..
  3. ↑ Александр Твардовский (Публикация В. А. и О. А. Твардовских). Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. – 2000. – № 9. – С. 152.
  4. ↑ Александр Солженицын. Выступление по испанскому телевидению // Directisimo. – Мадрид, 20 марта 1976..
  5. ↑ 1 2 Александр Солженицын. Бодался телёнок с дубом. – М.: Согласие, 1996. – С. 88..
  6. ↑ Андрей Блинушов. Александр Солженицын в Рязани. История, культура и традиции Рязанского края (12 апреля 2012). Дата обращения: 11 июля 2012. Архивировано 7 октября 2012 года..
  7. ↑ Пётр Вайль, Александр Генис. Поиски жанра. Александр Солженицын. library.ru. Дата обращения: 9 июля 2012..
  8. ↑ Варлам Шаламов. Новая книга. – М.: Эксмо, 2004. – С. 653..
  9. ↑ Юрий Барабаш. Что есть справедливость? // Литературная газета. – 31 августа 1963..
  10. ↑ Даниил Гранин. Прав ли критик? // Литературная газета. – 15 октября 1963..
  11. ↑ Наталья Решетовская. Александр Солженицын и читающая Россия. – М.: Советская Россия, 1990. – С. 149. – 416 с. – ISBN 5-268-01370-X..
  12. ↑ В Рязани функционирует литературный музей «Для пользы дела» (недоступная ссылка). nuralis.ru. Дата обращения: 9 июля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года..
  13. ↑ Владимир Гордиенко. Музей «Для пользы дела» открыт // Рязанские ведомости. – 2 июля 2003..

Ссылки[править | править код]

  • Рязанский колледж электроники – официальный сайт описанного в рассказе учебного заведения

Источник